Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий – участников внешнеэкономической деятельности'

Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий – участников внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1367
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонова Е. Ю.

Подчеркивается важность правильного выбора стратегических мероприятий при внедрении стратегии компаний, особенно в условиях инновационного развития экономики. Предлагается методика оценки эффективности конкретных мероприятий по реализации стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MEASURES TO IMPLEMENT THE STRATEGY OF COMPANIES ENGAGED IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES

The importance of judicious selection of strategic measures while introducing a company strategy is underlined, particularly in the context of innovative economic development. A method for evaluating the effectiveness of specific measures to implement the strategy of companies engaged in foreign trade activities is put forward.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий – участников внешнеэкономической деятельности»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 246-251

УДК 339.9

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕ ДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2013 г. Е.Ю. Трифонова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского trifonova. [email protected]

Поступила в редакцию 08.07.2013

Подчеркивается важность правильного выбора стратегических мероприятий при внедрении стратегии компаний, особенно в условиях инновационного развития экономики. Предлагается методика оценки эффективности конкретных мероприятий по реализации стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Ключевые слова: стратегическое мероприятие, стратегия, внешнеэкономическая деятельность, ин-

новационное развитие.

Выбор стратегических мероприятий, то есть конкретных шагов по реализации стратегии, имеет очень большое значение. Под стратегическими следует понимать мероприятия, имеющие тесную привязку к стратегическим целям. В качестве таких мероприятий могут выступать внутренние проекты или другие события, не относящиеся к оперативной деятельности и, как правило, требующие значительного объема ресурсов. К числу стратегических мероприятий можно отнести, например, приобретение компании, внедрение новой ИТ-системы, заключение договора о кооперации с одним из конкурентов и т.п. [1, с. 243; 2, с. 204].

Важно четко идентифицировать принадлежность того или иного мероприятия к разряду стратегических и оценить его эффективность. Необходимо также вовремя корректировать мероприятия в условиях быстро изменяющейся среды ведения бизнеса. Последнее особенно характерно для предприятий, деятельность которых выходит за рамки внутреннего рынка. Они всегда имеют дело со сложной внешней средой (большое количество ее элементов, а также их различия, вызванные осуществлением деятельности в нескольких или во многих странах) и зачастую с высоким уровнем ее динамичности, что определяет высокую степень ее неопределенности.

Все чаще предприятия, вовлеченные в международный бизнес, выбирают инновационную стратегию развития, что обусловлено в первую очередь растущей конкуренцией. Целесообразность использования модели повышения конкурентоспособности за счет нововведений заклю-

чается в том, что она обладает наибольшей сопротивляемостью к макроэкономическим колебаниям и экзогенным воздействиям [3, а 215]. Вместе с тем инновационные процессы характеризуются неопределенностью, многовариантностью, стохастичностью, что, безусловно, создает дополнительные сложности при стратегическом управлении и требует повышенного внимания к выбору конкретных стратегических мероприятий по реализации инновационной стратегии.

Для того чтобы оценить, насколько эффективным в стратегическом плане является осуществление того или иного стратегического мероприятия, нами предлагается методика, сущность которой излагается далее [2; 4].

Оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации мероприятия производится с позиций:

- текущего состояния среды;

- прогнозируемого состояния среды, которое рассматривается как ожидаемое состояние среды в будущем;

- неожиданных изменений, возникающих в среде в ходе реализации стратегии (ситуационный подход к реализации стратегии).

Для оценки целесообразности (нецелесообразности) реализации того или иного стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды предлагается использовать следующую формулу:

I = П-Р, (1)

где I - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды; П -

Таблица 1

Г руппировка стратегических мероприятий в зависимости от степени их эффективности в стратегическом плане

Группа А. Высокая эффективность Стратегическое мероприятие 1 1< Дт.) <5, 1< Дп.) <5 Стратегическое мероприятие 2 -1< Дт.)< 1, 1< Дп.) <5 Стратегическое мероприятие 3 Дт.) < -1, 1< Дп.) <5

Группа Б. Умеренная эффективность (высокая степень неопределенности) Стратегическое мероприятие 4 1< Дт.) <5, -1< Д п. )< 1 Стратегическое мероприятие 5 -1< Дт.)< 1, -1< Дп.)< 1 Стратегическое мероприятие 6 Дт.) < -1, -1< I(n.) <1

Группа В. Неэффективно Стратегическое мероприятие 7 1< I(m.) <5, Дп.)<-1 Стратегическое мероприятие 8 -1< Дт.)< 1, I(n.) < -1 Стратегическое мероприятие 9 Дт.) < -1, Дп.) < -1

Примечание к Таблице 1: в таблице используются следующие обозначения: 1(т.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций текущего состояния среды; 1(п.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды.

Источник: составлено автором.

привлекательность стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды; Р — риски, связанные с осуществлением стратегического мероприятия, с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды;

П =

Е а,Е, 1=1 :

0, П = 0

где п - число текущих/прогнозируемых факторов среды (критериев), указывающих на целесообразность реализации стратегического мероприятия; а, - вес /-го критерия оценки,

П

Е а1 = 1. Тем критериям, которые, с точки зре-

1=1

ния предприятия, в большей степени указывают на целесообразность реализации стратегического мероприятия, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.

Е, - балльная экспертная оценка /-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является тот или иной критерий для достижения стратегических целей предприятия. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.

Р =

Е ЪЕ

1=1

0, т = 0

(3)

(2)

где т - число текущих/прогнозируемых факторов среды (критериев), указывающих на нецелесообразность реализации стратегического мероприятия; Ьу - вес у-го критерия оценки,

т

Е Ъ] = 1 . Тем критериям, которые, с точки зре-

1=1

ния предприятия, в большей степени указывают на нецелесообразность реализации стратегического мероприятия, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.

Еу - балльная экспертная оценка у-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является тот или иной критерий для достижения стратегических целей предприятия: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.

Полученные интегральные оценки целесообразности (нецелесообразности) реализации конкретных мероприятий I могут варьироваться в интервале -5 < I <5 и соответствуют установленным балльным экспертным оценкам. В общем случае чем выше значение I с позиций прогнозируемого состояния среды, тем более целе-

т

П

сообразной является реализация стратегического мероприятия. В таблице 1 сгруппированы стратегические мероприятия в зависимости от степени их эффективности в стратегическом плане.

При определении интервалов, в пределах которых могут варьироваться значения I для соответствующих стратегических мероприятий (1<Т<5, -1<Т<1, /<-1), нами были учтены следующие факторы.

1. Вероятность ошибки прогноза до 20% при оценке целесообразности реализации мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды.

2. Вероятность субъективизма, проявляющегося при оценке целесообразности реализации мероприятия с позиций текущего состояния среды (например, не все факторы, указывающие на целесообразность и нецелесообразность реализации мероприятия, могут быть учтены). В данном случае также учтена вероятность ошибки до 20%.

3. Полученная интегральная оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия I соответствует установленным балльным оценкам экспертов.

Мероприятия, оказавшиеся в группе А, характеризуются высокой степенью эффективности в стратегическом плане, поскольку стратегический эффект от них превысит уровень рисков, связанных с их осуществлением, даже при ошибке прогноза до 20%.

Мероприятия, оказавшиеся в группе Б, являются рисковыми и характеризуются умеренной степенью эффективности. Их стратегические последствия отличаются высокой степенью неопределенности. Но это не означает, что от таких мероприятий сразу следует отказываться, особенно в условиях, когда альтернатива, входящая в группу А, отсутствует. Значение -1< I <1 с позиций прогнозируемого состояния среды говорит о том, что с учетом ошибки прогноза до 20% стратегический эффект от мероприятия может как превысить, так и не превысить уровень рисков, связанных с осуществлением данного мероприятия. Возможна ситуация, когда стратегический эффект будет нулевым.

Мероприятия, оказавшиеся в группе В, являются неэффективными в стратегическом плане, поскольку потенциальный стратегический эффект от них не превысит уровень рисков, связанных с их осуществлением. В лучшем случае стратегический эффект от таких мероприятий будет нулевым, что вряд ли является приемлемым для любого предприятия.

Далее производится уточненная оценка эффективности стратегических мероприятий, оказавшихся внутри одной и той же группы (А, Б или В), в зависимости от исходных условий. Например, если для стратегического мероприятия 1 1< !(т.) <5, 1< !(п.) <5, а для стратегического мероприятия 2 -1< !(т.)< 1, 1< !(п.) <5 , при этом !(п.) для мероприятия 1 больше, чем для мероприятия 2, то выбирается стратегическое мероприятие 1. Подробно все возможные ситуации, в зависимости от которых происходит ранжирование стратегических мероприятий внутри соответствующих групп с точки зрения их эффективности, рассмотрены в таблицах 2-4.

Описанную методику осуществления оценки эффективности реализации стратегических мероприятий предлагается использовать, учитывая по отдельности как критерии-причины (предпосылки), указывающие на целесообразность и нецелесообразность реализации стратегического мероприятия, так и критерии-последствия, которые могут возникнуть в результате реализации данного мероприятия. В последнем случае оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия производится только с позиций прогнозируемого состояния среды, а также непредвиденных (неожиданных) изменений, возникающих в среде в ходе реализации стратегии.

В основе ситуационного подхода к реализации стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, лежит осознание того факта, что зачастую работа на зарубежных рынках происходит в условиях гораздо большей неопределенности внешней среды, чем та, которая имеет место на внутреннем рынке, что вызывает необходимость быстрой и адекватной реакции на неожиданные изменения в ходе реализации стратегии. Непредвиденные изменения во внешней и внутренней среде предприятий, функционирующих во внешнеэкономической сфере, связываются нами с:

- непредвиденным появлением новых факторов среды, влияющих на реализацию выбранных ранее стратегических мероприятий и стратегических целей предприятия;

- непредвиденным изменением факторов среды, которые ранее учитывались при выборе соответствующих стратегических мероприятий, но значительная ошибка прогноза (более 20%) вызвала сомнение в целесообразности осуществления того или иного ранее выбранного мероприятия.

Таблица 2

Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу А, в зависимости от исходных условий

ГРУППА А

Ситуация 1. a>b, a>c, (&> Ь >^ Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Ситуация 2. a>b, a>c, ^ ^ >Ь) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Ситуация 3. a>b, a>c, Ь^ (b=c< a) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Ситуация 4. a>b, a<c, b<c ^ >a>b) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно

Ситуация 5. a>b, a=c, b<c (a=c >Ь) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Ситуация 6. a<b, a>c, b>c (Ь >a>c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно

Ситуация 7. a<b, a<c, (Ь >c>a) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно

Ситуация 8. a<b, a<c, b<c (c >b>a) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно

Ситуация 9. a<b, a<c, b=c ^=0^) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно

Ситуация 10. a<b, a=c, (a=c<b) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно

Ситуация 11. a=b, a>c, b>c (a =b>c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Ситуация 12. a=b, a<c, b<c (a ^<^ Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно

Ситуация 13. a=b, a=c, Ь^ (a =b=c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно

Примечание к Таблице 2: в таблице используются следующие обозначения: a - Дп.) для стратегического мероприятия 1, Ь - Дп.) для стратегического мероприятия 2, c - Дп.) для стратегического мероприятия 3.

Источник: составлено автором.

Для того чтобы оценить эффективность стратегического мероприятия в новых, изменившихся условиях, предлагается следующее.

Рассчитывается интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с учетом только одних изменений, возникших в среде. Причем в центре внимания оказывается значение этого показателя с позиций прогнозируемого состояния среды, т.е. важно то, несут ли в себе возникшие изменения положительный или, наоборот, отрицательный эффект для предприятия в стратегической перспективе, а не в текущий момент времени.

А1(п.) = АП - АР, (4)

где А1(п.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений; АП - привлекательность стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений; АР - риски, связанные с осуществлением стратегического мероприятия, с по-

зиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений.

АЛ =

П

Ё аД

i=1

0, n = 0

(5)

где п - число неожиданных изменений в среде (критериев), указывающих на целесообразность реализации стратегического мероприятия в стратегической перспективе; а, - вес /-го крите-

П

рия оценки, Е аг = 1. Тем критериям, которые,

г=1

с точки зрения предприятия, в большей степени указывают на целесообразность реализации данного мероприятия в стратегическом плане, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.

Е, - балльная экспертная оценка /-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является то или иное изменение в среде для достижения стратегических целей фирмы. Оценка ведется по пя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу Б, в зависимости от исходных условий

ГРУППА Б

Ситуация 1. <1>е, 1>А е>А (<1> е>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Ситуация 2. <1>е, 1>А е<А (1 >А >е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Ситуация 3. <1>е, 1>А е=А (е=А< 1) Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Ситуация 4. <1>е, 1<А е<А (А >(1>е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно

Ситуация 5. (1>е, 1=А е<А (1=А >е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Ситуация 6. 1<е, 1>А е>А (е >1>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно

Ситуация 7. 1<е, 1<А е>А (е>М) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно

Ситуация 8. 1<е, 1<А е<А (А >е>1) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно

Ситуация 9. 1<е, 1<А е=А (е=М) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно

Ситуация 10. 1<е, 1=А е>А (1=А<е) Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно

Ситуация 11. 1=е, 1>А е>А (1 =е>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Ситуация 12. 1=е, 1<А е<А (1 =е<А Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно

Ситуация 13. 1=е, 1=А е=А (1 =е=А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно

Примечание к Таблице 3: в таблице используются следующие обозначения: d - !(п.) для стратегического мероприятия 4, e - Дп.) для стратегического мероприятия 5, f - Дп.) для стратегического мероприятия 6. Источник: составлено автором.

тибалльной шкале: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.

АР =

Е Ъ,Е,

1=1

0, т = 0

(6)

где т - число неожиданных изменений в среде (критериев), указывающих на нецелесообразность реализации мероприятия в стратегической перспективе; Ьу - вес у-го критерия оценки,

т

Е Ъ] = 1 . Тем критериям, которые, с точки зре-

1=1

ния предприятия, в большей степени указывают на нецелесообразность реализации данного мероприятия в стратегическом плане, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.

Еу - балльная экспертная оценка у-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является то или иное изменение в среде для достижения стратегических целей предприятия: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.

Если в результате расчетов ДДп.) оказалось в интервале 1 <Д!(п.) <5, то это означает, что возникшие неожиданные изменения в среде в стратегической перспективе (т.е. с учетом их влияния в будущем, а не в текущий момент) несут в себе положительный эффект для предприятия даже при ошибке прогноза по этим изменениям до 20%. Следовательно, выбранные ранее стратегические мероприятия, для которых 1 <Д!(п.) <5, корректировать не нужно.

Если для конкретного мероприятия ДДп.) <1, то тогда следует включить в рассмотрение все факторы среды, указывающие на целесообразность и нецелесообразность его реализации (в том числе непредвиденные измененные и новые) и осуществлять оценку эффективности стратегического мероприятия с помощью описанной выше методики.

Таким образом, осуществление оценки эффективности стратегических мероприятий в новых условиях, связанных с неожиданными изменениями в среде, позволяет учитывать фактор времени, что, с нашей точки зрения, является обязательным условием для успешной реализации стратегии.

Таблица 4

Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу В, в зависимости от исходных условий

ГРУППАВ

Ситуация 1. g>h, g>i, ^> И Я) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Ситуация 2. g>h, g>i, ^ Я >И) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно

Ситуация 3. g>h, g>i, (И=< g) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Ситуация 4. g>h, g<i, ^ ^>И) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8 . Наиболее неэффективно

Ситуация 5. g>h, g=i, >И) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно

Ситуация 6. g<h, g>i, (И ^Я) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Ситуация 7. g<h, g<i, (И >^) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно

Ситуация 8. g<h, g<i, h<i (i >h>g) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно

Ситуация 9. g<h, g<i, h=i (h=i>g) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно

Ситуация 10. g<h, g=i, h>i (g=i<h) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Ситуация 11. g=h, g>i, h>i (g =h>i) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Ситуация 12. g=h, g<i, h<i (g =h<i) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно

Ситуация 13. g=h, g=i, h=i (g =h=i) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно

Примечание к таблице 4: в таблице используются следующие обозначения: g - Дп.) для варианта 7, И - Дп.) для варианта 8, / - Дп.) для варианта 9.

Источник: составлено автором.

Список литературы

1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath $ Partners; Пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.

2. Трифонова Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Дис. ... д-ра экон. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2009. 426 с.

3. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценка уровня инновационного развития экономики России // Вестник Нижегородского университета

им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 215221.

4. Трифонова Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Автореферат дис. ... д-ра экон. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2009. 46 с.

5. Левашов Д.Н., Трифонов Ю.В. Проблемы стратегического развития предприятий автомобилестроения Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. № 2. С. 141-143.

A METHOD FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MEASURES TO IMPLEMENT THE STRATEGY OF COMPANIES ENGAGED IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES

E.Yu. Trifonova

The importance of judicious selection of strategic measures while introducing a company strategy is underlined, particularly in the context of innovative economic development. A method for evaluating the effectiveness of specific measures to implement the strategy of companies engaged in foreign trade activities is put forward.

Keywords: strategic measures, strategy, foreign trade activities, innovative development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.