Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 246-251
УДК 339.9
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕ ДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013 г. Е.Ю. Трифонова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского trifonova. [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.2013
Подчеркивается важность правильного выбора стратегических мероприятий при внедрении стратегии компаний, особенно в условиях инновационного развития экономики. Предлагается методика оценки эффективности конкретных мероприятий по реализации стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Ключевые слова: стратегическое мероприятие, стратегия, внешнеэкономическая деятельность, ин-
новационное развитие.
Выбор стратегических мероприятий, то есть конкретных шагов по реализации стратегии, имеет очень большое значение. Под стратегическими следует понимать мероприятия, имеющие тесную привязку к стратегическим целям. В качестве таких мероприятий могут выступать внутренние проекты или другие события, не относящиеся к оперативной деятельности и, как правило, требующие значительного объема ресурсов. К числу стратегических мероприятий можно отнести, например, приобретение компании, внедрение новой ИТ-системы, заключение договора о кооперации с одним из конкурентов и т.п. [1, с. 243; 2, с. 204].
Важно четко идентифицировать принадлежность того или иного мероприятия к разряду стратегических и оценить его эффективность. Необходимо также вовремя корректировать мероприятия в условиях быстро изменяющейся среды ведения бизнеса. Последнее особенно характерно для предприятий, деятельность которых выходит за рамки внутреннего рынка. Они всегда имеют дело со сложной внешней средой (большое количество ее элементов, а также их различия, вызванные осуществлением деятельности в нескольких или во многих странах) и зачастую с высоким уровнем ее динамичности, что определяет высокую степень ее неопределенности.
Все чаще предприятия, вовлеченные в международный бизнес, выбирают инновационную стратегию развития, что обусловлено в первую очередь растущей конкуренцией. Целесообразность использования модели повышения конкурентоспособности за счет нововведений заклю-
чается в том, что она обладает наибольшей сопротивляемостью к макроэкономическим колебаниям и экзогенным воздействиям [3, а 215]. Вместе с тем инновационные процессы характеризуются неопределенностью, многовариантностью, стохастичностью, что, безусловно, создает дополнительные сложности при стратегическом управлении и требует повышенного внимания к выбору конкретных стратегических мероприятий по реализации инновационной стратегии.
Для того чтобы оценить, насколько эффективным в стратегическом плане является осуществление того или иного стратегического мероприятия, нами предлагается методика, сущность которой излагается далее [2; 4].
Оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации мероприятия производится с позиций:
- текущего состояния среды;
- прогнозируемого состояния среды, которое рассматривается как ожидаемое состояние среды в будущем;
- неожиданных изменений, возникающих в среде в ходе реализации стратегии (ситуационный подход к реализации стратегии).
Для оценки целесообразности (нецелесообразности) реализации того или иного стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды предлагается использовать следующую формулу:
I = П-Р, (1)
где I - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды; П -
Таблица 1
Г руппировка стратегических мероприятий в зависимости от степени их эффективности в стратегическом плане
Группа А. Высокая эффективность Стратегическое мероприятие 1 1< Дт.) <5, 1< Дп.) <5 Стратегическое мероприятие 2 -1< Дт.)< 1, 1< Дп.) <5 Стратегическое мероприятие 3 Дт.) < -1, 1< Дп.) <5
Группа Б. Умеренная эффективность (высокая степень неопределенности) Стратегическое мероприятие 4 1< Дт.) <5, -1< Д п. )< 1 Стратегическое мероприятие 5 -1< Дт.)< 1, -1< Дп.)< 1 Стратегическое мероприятие 6 Дт.) < -1, -1< I(n.) <1
Группа В. Неэффективно Стратегическое мероприятие 7 1< I(m.) <5, Дп.)<-1 Стратегическое мероприятие 8 -1< Дт.)< 1, I(n.) < -1 Стратегическое мероприятие 9 Дт.) < -1, Дп.) < -1
Примечание к Таблице 1: в таблице используются следующие обозначения: 1(т.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций текущего состояния среды; 1(п.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды.
Источник: составлено автором.
привлекательность стратегического мероприятия с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды; Р — риски, связанные с осуществлением стратегического мероприятия, с позиций текущего/прогнозируемого состояния среды;
П =
Е а,Е, 1=1 :
0, П = 0
где п - число текущих/прогнозируемых факторов среды (критериев), указывающих на целесообразность реализации стратегического мероприятия; а, - вес /-го критерия оценки,
П
Е а1 = 1. Тем критериям, которые, с точки зре-
1=1
ния предприятия, в большей степени указывают на целесообразность реализации стратегического мероприятия, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.
Е, - балльная экспертная оценка /-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является тот или иной критерий для достижения стратегических целей предприятия. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.
Р =
Е ЪЕ
1=1
0, т = 0
(3)
(2)
где т - число текущих/прогнозируемых факторов среды (критериев), указывающих на нецелесообразность реализации стратегического мероприятия; Ьу - вес у-го критерия оценки,
т
Е Ъ] = 1 . Тем критериям, которые, с точки зре-
1=1
ния предприятия, в большей степени указывают на нецелесообразность реализации стратегического мероприятия, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.
Еу - балльная экспертная оценка у-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является тот или иной критерий для достижения стратегических целей предприятия: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.
Полученные интегральные оценки целесообразности (нецелесообразности) реализации конкретных мероприятий I могут варьироваться в интервале -5 < I <5 и соответствуют установленным балльным экспертным оценкам. В общем случае чем выше значение I с позиций прогнозируемого состояния среды, тем более целе-
т
П
сообразной является реализация стратегического мероприятия. В таблице 1 сгруппированы стратегические мероприятия в зависимости от степени их эффективности в стратегическом плане.
При определении интервалов, в пределах которых могут варьироваться значения I для соответствующих стратегических мероприятий (1<Т<5, -1<Т<1, /<-1), нами были учтены следующие факторы.
1. Вероятность ошибки прогноза до 20% при оценке целесообразности реализации мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды.
2. Вероятность субъективизма, проявляющегося при оценке целесообразности реализации мероприятия с позиций текущего состояния среды (например, не все факторы, указывающие на целесообразность и нецелесообразность реализации мероприятия, могут быть учтены). В данном случае также учтена вероятность ошибки до 20%.
3. Полученная интегральная оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия I соответствует установленным балльным оценкам экспертов.
Мероприятия, оказавшиеся в группе А, характеризуются высокой степенью эффективности в стратегическом плане, поскольку стратегический эффект от них превысит уровень рисков, связанных с их осуществлением, даже при ошибке прогноза до 20%.
Мероприятия, оказавшиеся в группе Б, являются рисковыми и характеризуются умеренной степенью эффективности. Их стратегические последствия отличаются высокой степенью неопределенности. Но это не означает, что от таких мероприятий сразу следует отказываться, особенно в условиях, когда альтернатива, входящая в группу А, отсутствует. Значение -1< I <1 с позиций прогнозируемого состояния среды говорит о том, что с учетом ошибки прогноза до 20% стратегический эффект от мероприятия может как превысить, так и не превысить уровень рисков, связанных с осуществлением данного мероприятия. Возможна ситуация, когда стратегический эффект будет нулевым.
Мероприятия, оказавшиеся в группе В, являются неэффективными в стратегическом плане, поскольку потенциальный стратегический эффект от них не превысит уровень рисков, связанных с их осуществлением. В лучшем случае стратегический эффект от таких мероприятий будет нулевым, что вряд ли является приемлемым для любого предприятия.
Далее производится уточненная оценка эффективности стратегических мероприятий, оказавшихся внутри одной и той же группы (А, Б или В), в зависимости от исходных условий. Например, если для стратегического мероприятия 1 1< !(т.) <5, 1< !(п.) <5, а для стратегического мероприятия 2 -1< !(т.)< 1, 1< !(п.) <5 , при этом !(п.) для мероприятия 1 больше, чем для мероприятия 2, то выбирается стратегическое мероприятие 1. Подробно все возможные ситуации, в зависимости от которых происходит ранжирование стратегических мероприятий внутри соответствующих групп с точки зрения их эффективности, рассмотрены в таблицах 2-4.
Описанную методику осуществления оценки эффективности реализации стратегических мероприятий предлагается использовать, учитывая по отдельности как критерии-причины (предпосылки), указывающие на целесообразность и нецелесообразность реализации стратегического мероприятия, так и критерии-последствия, которые могут возникнуть в результате реализации данного мероприятия. В последнем случае оценка целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия производится только с позиций прогнозируемого состояния среды, а также непредвиденных (неожиданных) изменений, возникающих в среде в ходе реализации стратегии.
В основе ситуационного подхода к реализации стратегии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, лежит осознание того факта, что зачастую работа на зарубежных рынках происходит в условиях гораздо большей неопределенности внешней среды, чем та, которая имеет место на внутреннем рынке, что вызывает необходимость быстрой и адекватной реакции на неожиданные изменения в ходе реализации стратегии. Непредвиденные изменения во внешней и внутренней среде предприятий, функционирующих во внешнеэкономической сфере, связываются нами с:
- непредвиденным появлением новых факторов среды, влияющих на реализацию выбранных ранее стратегических мероприятий и стратегических целей предприятия;
- непредвиденным изменением факторов среды, которые ранее учитывались при выборе соответствующих стратегических мероприятий, но значительная ошибка прогноза (более 20%) вызвала сомнение в целесообразности осуществления того или иного ранее выбранного мероприятия.
Таблица 2
Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу А, в зависимости от исходных условий
ГРУППА А
Ситуация 1. a>b, a>c, (&> Ь >^ Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Ситуация 2. a>b, a>c, ^ ^ >Ь) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Ситуация 3. a>b, a>c, Ь^ (b=c< a) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Ситуация 4. a>b, a<c, b<c ^ >a>b) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно
Ситуация 5. a>b, a=c, b<c (a=c >Ь) Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Ситуация 6. a<b, a>c, b>c (Ь >a>c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно
Ситуация 7. a<b, a<c, (Ь >c>a) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно
Ситуация 8. a<b, a<c, b<c (c >b>a) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно
Ситуация 9. a<b, a<c, b=c ^=0^) Стратегическое мероприятие 1. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно
Ситуация 10. a<b, a=c, (a=c<b) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Наиболее эффективно
Ситуация 11. a=b, a>c, b>c (a =b>c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Ситуация 12. a=b, a<c, b<c (a ^<^ Стратегическое мероприятие 2. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 3. Наиболее эффективно
Ситуация 13. a=b, a=c, Ь^ (a =b=c) Стратегическое мероприятие 3. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 2. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 1. Наиболее эффективно
Примечание к Таблице 2: в таблице используются следующие обозначения: a - Дп.) для стратегического мероприятия 1, Ь - Дп.) для стратегического мероприятия 2, c - Дп.) для стратегического мероприятия 3.
Источник: составлено автором.
Для того чтобы оценить эффективность стратегического мероприятия в новых, изменившихся условиях, предлагается следующее.
Рассчитывается интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с учетом только одних изменений, возникших в среде. Причем в центре внимания оказывается значение этого показателя с позиций прогнозируемого состояния среды, т.е. важно то, несут ли в себе возникшие изменения положительный или, наоборот, отрицательный эффект для предприятия в стратегической перспективе, а не в текущий момент времени.
А1(п.) = АП - АР, (4)
где А1(п.) - интегральный показатель целесообразности (нецелесообразности) реализации стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений; АП - привлекательность стратегического мероприятия с позиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений; АР - риски, связанные с осуществлением стратегического мероприятия, с по-
зиций прогнозируемого состояния среды с учетом только возникших в ней изменений.
АЛ =
П
Ё аД
i=1
0, n = 0
(5)
где п - число неожиданных изменений в среде (критериев), указывающих на целесообразность реализации стратегического мероприятия в стратегической перспективе; а, - вес /-го крите-
П
рия оценки, Е аг = 1. Тем критериям, которые,
г=1
с точки зрения предприятия, в большей степени указывают на целесообразность реализации данного мероприятия в стратегическом плане, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.
Е, - балльная экспертная оценка /-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является то или иное изменение в среде для достижения стратегических целей фирмы. Оценка ведется по пя-
Таблица 3
Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу Б, в зависимости от исходных условий
ГРУППА Б
Ситуация 1. <1>е, 1>А е>А (<1> е>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Ситуация 2. <1>е, 1>А е<А (1 >А >е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Ситуация 3. <1>е, 1>А е=А (е=А< 1) Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Ситуация 4. <1>е, 1<А е<А (А >(1>е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно
Ситуация 5. (1>е, 1=А е<А (1=А >е) Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Ситуация 6. 1<е, 1>А е>А (е >1>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно
Ситуация 7. 1<е, 1<А е>А (е>М) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно
Ситуация 8. 1<е, 1<А е<А (А >е>1) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно
Ситуация 9. 1<е, 1<А е=А (е=М) Стратегическое мероприятие 4. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно
Ситуация 10. 1<е, 1=А е>А (1=А<е) Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Наиболее эффективно
Ситуация 11. 1=е, 1>А е>А (1 =е>А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Ситуация 12. 1=е, 1<А е<А (1 =е<А Стратегическое мероприятие 5. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 6. Наиболее эффективно
Ситуация 13. 1=е, 1=А е=А (1 =е=А Стратегическое мероприятие 6. Менее эффективно. Стратегическое мероприятие 5. Более эффективно. Стратегическое мероприятие 4. Наиболее эффективно
Примечание к Таблице 3: в таблице используются следующие обозначения: d - !(п.) для стратегического мероприятия 4, e - Дп.) для стратегического мероприятия 5, f - Дп.) для стратегического мероприятия 6. Источник: составлено автором.
тибалльной шкале: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.
АР =
Е Ъ,Е,
1=1
0, т = 0
(6)
где т - число неожиданных изменений в среде (критериев), указывающих на нецелесообразность реализации мероприятия в стратегической перспективе; Ьу - вес у-го критерия оценки,
т
Е Ъ] = 1 . Тем критериям, которые, с точки зре-
1=1
ния предприятия, в большей степени указывают на нецелесообразность реализации данного мероприятия в стратегическом плане, даются более высокие веса. И соответственно в меньшей степени - меньшие веса.
Еу - балльная экспертная оценка у-го критерия. Экспертная оценка ведется в зависимости от того, насколько значимым является то или иное изменение в среде для достижения стратегических целей предприятия: 5 - наиболее высокая значимость, 1 - наименее высокая значимость.
Если в результате расчетов ДДп.) оказалось в интервале 1 <Д!(п.) <5, то это означает, что возникшие неожиданные изменения в среде в стратегической перспективе (т.е. с учетом их влияния в будущем, а не в текущий момент) несут в себе положительный эффект для предприятия даже при ошибке прогноза по этим изменениям до 20%. Следовательно, выбранные ранее стратегические мероприятия, для которых 1 <Д!(п.) <5, корректировать не нужно.
Если для конкретного мероприятия ДДп.) <1, то тогда следует включить в рассмотрение все факторы среды, указывающие на целесообразность и нецелесообразность его реализации (в том числе непредвиденные измененные и новые) и осуществлять оценку эффективности стратегического мероприятия с помощью описанной выше методики.
Таким образом, осуществление оценки эффективности стратегических мероприятий в новых условиях, связанных с неожиданными изменениями в среде, позволяет учитывать фактор времени, что, с нашей точки зрения, является обязательным условием для успешной реализации стратегии.
Таблица 4
Ранжирование стратегических мероприятий, входящих в группу В, в зависимости от исходных условий
ГРУППАВ
Ситуация 1. g>h, g>i, ^> И Я) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Ситуация 2. g>h, g>i, ^ Я >И) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно
Ситуация 3. g>h, g>i, (И=< g) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Ситуация 4. g>h, g<i, ^ ^>И) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8 . Наиболее неэффективно
Ситуация 5. g>h, g=i, >И) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно
Ситуация 6. g<h, g>i, (И ^Я) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Ситуация 7. g<h, g<i, (И >^) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно
Ситуация 8. g<h, g<i, h<i (i >h>g) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно
Ситуация 9. g<h, g<i, h=i (h=i>g) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Наиболее неэффективно
Ситуация 10. g<h, g=i, h>i (g=i<h) Стратегическое мероприятие 8. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Ситуация 11. g=h, g>i, h>i (g =h>i) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Ситуация 12. g=h, g<i, h<i (g =h<i) Стратегическое мероприятие 9. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 7. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Наиболее неэффективно
Ситуация 13. g=h, g=i, h=i (g =h=i) Стратегическое мероприятие 7. Менее неэффективно. Стратегическое мероприятие 8. Более неэффективно. Стратегическое мероприятие 9. Наиболее неэффективно
Примечание к таблице 4: в таблице используются следующие обозначения: g - Дп.) для варианта 7, И - Дп.) для варианта 8, / - Дп.) для варианта 9.
Источник: составлено автором.
Список литературы
1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath $ Partners; Пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.
2. Трифонова Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Дис. ... д-ра экон. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2009. 426 с.
3. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценка уровня инновационного развития экономики России // Вестник Нижегородского университета
им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 215221.
4. Трифонова Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Автореферат дис. ... д-ра экон. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2009. 46 с.
5. Левашов Д.Н., Трифонов Ю.В. Проблемы стратегического развития предприятий автомобилестроения Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. № 2. С. 141-143.
A METHOD FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MEASURES TO IMPLEMENT THE STRATEGY OF COMPANIES ENGAGED IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES
E.Yu. Trifonova
The importance of judicious selection of strategic measures while introducing a company strategy is underlined, particularly in the context of innovative economic development. A method for evaluating the effectiveness of specific measures to implement the strategy of companies engaged in foreign trade activities is put forward.
Keywords: strategic measures, strategy, foreign trade activities, innovative development.