Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности функционирования сферы закупок для обеспечения государственных нужд России'

Методика оценки эффективности функционирования сферы закупок для обеспечения государственных нужд России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СФЕРЫ ЗАКУПОК / THE TECHNIQUE OF EVALUATION / EFFICIENCY OFPROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мячин Николай Валерьевич

В статье представлена методика, позволяющая оценить эффективность работы российской сферы закупок по различным показателям с применением методов кластерного, дисперсионного и корреляционного анализа, а также выявить и установить характер взаимосвязи между отдельными показателями развития сферы закупок.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the technique is presented, which is able to evaluate the efficiency of the Russian procurement using the methods of cluster, dispersion and correlation analysis, and to identify the nature of the interrelation between different indicators of development of the public procurement.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности функционирования сферы закупок для обеспечения государственных нужд России»

Мячин Н.В.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РОССИИ

Аннотация. В статье представлена методика, позволяющая оценить эффективность работы российской сферы закупок по различным показателям с применением методов кластерного, дисперсионного и корреляционного анализа, а также выявить и установить характер взаимосвязи между отдельными показателями развития сферы закупок.

Ключевые слова. Методика оценки, эффективность сферы закупок.

Myachin N.V.

METHOD OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF THE PUBLIC PROCUREMENT IN RUSSIA

Abstract. In the article the technique is presented, which is able to evaluate the efficiency of the Russian procurement using the methods of cluster, dispersion and correlation analysis, and to identify the nature of the interrelation between different indicators of development of the public procurement.

Keywords. The technique of evaluation, efficiency ofprocurement.

Мониторинг закупок лежит в основе контрактной системы и имеет первостепенное значение для повышения эффективности проведения торгов. Такой мониторинг может осуществляться по двум направлениям - оценка эффективности деятельности отдельных заказчиков или конкретных закупочных процедур и оценка качества работы сферы закупок в целом. Методики оценки эффективности деятельности отдельных заказчиков и закупок широко представлены в официальных источниках и научной литературе [1-3], в то время как методики оценки сферы закупок в целом по различным показателям нуждаются в разработке. Выявление оценки эффективности функционирования сферы закупок необходимо как государственным уполномоченным органам для понимания направлений дальнейшей работы по развитию и совершенствованию прокьюремента, так и участникам контрактной системы для долгосрочного планирования своей деятельности.

За 2016 год через контрактную систему было распределено более 5 трлн руб., что составляет практически треть расходов государственного бюджета [4]. Динамика основных показателей развития сферы государственных закупок в России с 2012 по 2016 годы представлена на рисунке 1. При этом Счетной палатой Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года было выявлено более 1 100 злоупотреблений на общую сумму 34,2 млрд руб., а по итогам 9 месяцев 2016 г. - около 2 тыс. фактов нарушений на общую сумму более 38 млрд руб., т.е. число нарушений увеличилось почти в два раза [5].

Для оценки эффективности работы контрактной системы России нами разработана методика на основе методов статистического анализа данных из официальных источников [7-9]. Были отобраны шесть показателей, характеризующих конкуренцию, экономию, прозрачность, а также планирование при осуществлении закупок (см. табл. 1).

ГРНТИ 06.91.00 © Мячин Н.В., 2017

Николай Валерьевич Мячин - адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России.

Контактные данные для связи с автором: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1 (Russia, St. Petersburg, Pilot Pilutov Str., 1). Тел.: +7 981 888-38-73. E-mail: nmyachin@mail.ru. Статья поступила в редакцию 19.07.2017 г.

144

МячтН.В.

7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 о

_. . -- >— ■ — _____-о ■ —- .—.о

------- ---о---

........*...... ..... |Т.».«Ь,'.....

300000

250000

200000

150000

100000

50000

О

2012

2013

2014

2015

2016

—О • Объем размещенных закупок (млн руб) —О— Количество размещенных извещений

• • О • Количество заключенных контрактов — О Количество зарегистрированных заказчиков

Рис. 1. Динамика основных показателей развития сферы государственных закупок в России [7]

Таблица 1

Показатели эффективности работы системы государственных закупок России [7; 8]

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

1. Среднее число участников состоявшихся процеду р закупок 3 3,2 2,4 2,7 2,7

2. Средняя экономия по результатам торгов, % 12,2 11,8 8,5 10,4 8,2

3. Гарантированная прозрачность федеральных заказчиков, % 4 8 5 11 7

4. Доля закупок у единственного поставщика, % 21,6 21,1 17,8 22 23,9

5. Потери от закупок по завышенным ценам, млн руб. 275 265,5 278,2 247,3 180

6. Доля закупок в декабре, % 9,2 17,3 17 15 14

О повышении эффективности работы контрактной системы свидетельствуют рост одних показателей и снижение других. Нами предлагается разбиение показателей на две группы: повышаемые (1, 2, 3) и понижаемые (4, 5, 6). Критерием присвоения статуса определенному показателю является его приоритетное изменение направления, свидетельствующее о повышении эффективности работы системы закупок. Для оценки эффективности работы системы закупок применялся кластерный анализ методом к-средних [10], т.е. априори задаются два кластера. Решение данной задачи осуществляется в программном пакете STATISTIC А 10.

Вначале проводится проверка на соответствие эмпирических данных эффективности работы сферы закупок нормальному закону распределения. Поскольку выборка имеет малый объем (п = 5), применятся критерий Колмогорова-Смирнова [11, с. 285]. Расчетные значения критерия Колмогорова-Смирнова Dpac4 меньше табличного значения DTa6jI = 0,624 для объема выборки п = 5 и уровне значимости а = 0,05. Следовательно, нулевая гипотеза о нормальном распределении не отклоняется, можно считать, что эмпирическое распределение не отличается от нормального.

Для проведения кластерного анализа в первую очередь выполнятся стандартизация значений переменных. После завершения кластеризации проводится дисперсионный анализ для исследования значимости различия средних значений показателей. Дисперсионный анализ показал, что кластеризация была проведена «качественно», уровень значимости р-критерия Фишера менее 0,05 для каждой переменной. Далее проводится оценка полученных результатов.

В таблице 2 представлены элементы кластеров и расстояния до центров кластера. Чем меньше расстояние до центра кластера, тем более явным представителем кластера выступает показатель. Эталонным вариантом разделения показателей является ситуация, при которой к первой группе относятся показатели 1, 2, 3; ко второй - 4, 5, 6. При этом, планомерный рост показателей первой группы и снижение показателей второй группы говорит об эффективной работе системы закупок. Графическое отображение результатов кластеризации представлено на рисунке 2. Средние всех показателей отличаются друг от друга, за исключением данных 2014 года, что можно объяснить введением в действие контрактной системы в сфере закупок.

Таблица 2

Элементы кластеров и расстояния

Показатель Кластер Расстояния

1. Среднее число участников состоявшихся процедур 1 0,525120

2. Средняя экономия по результатам торгов 1 0,330459

3. Гарантированная прозрачность заказчиков федерального сегмента 2 0,420120

4. Доля закупок у единственного поставщика 2 0,344854

5. Потери от закупок по завышенным ценам 1 0,396617

6. Доля закупок в декабре 2 0,642597

2,0 1,5 1.0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 -1,5 -2,0

-т- Cluster 1 Cluster 2

Рис. 2. График средних для каждого кластера

В первый кластер вошли показатели со снижающимися значениями по пяти годам, а во второй -с повышающимися. При этом, наименьше различие между кластером 1 и 2 наблюдается в 2014 году, точки их средних значений практически совпадают. Однако в контексте нашего исследования особый интерес представляют не значения переменных, а их динамика. Для подтверждения результатов анализа методом k-средних проведен кластерный анализ методом древовидной кластеризации. В силу малого объема выборки и уже имеющихся данных дисперсионного анализа применен метод Варда в качестве правила объединения кластеров. Результаты кластеризации представлены на рисунке 3 в виде дендраграммы иерархической классификации.

4,5

4,0 3,5 8 3.0

С

•з 2,0 1.5

0,5

С_4 С_6 С_3 С5 С_2 С_1

Ward s method Euclidean distances

Рис. 3. Дендрограмма иерархической классификации

146

Мячин Н.В.

Элементы С 1. ..., С_6 на рисунке соответствуют порядковым номерам показателей эффективности из таблицы 1. Результаты древовидной кластеризации подтвердили данные, полученные в ходе анализа методом к-средних - на 4,5 шаге показатели объединились аналогичным образом в два кластера. Результаты кластерного анализа, проведенного методом иерархической классификации, не только подтверждают данные, полученные методом к-средних, но и позволяют выдвинуть предположение о наличии взаимосвязи между показателями. Список показателей был дополнен количеством поправок законодательства о закупках, чтобы, в том числе, оценить эффективность работы законодателя. Для установления характера взаимосвязи между показателями проведен корреляционный анализ, результаты которого приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа показателей

Показатель 1 2 3 4 5 6 7

Среднее число участников состоявшихся процедур 1 0,84 0,06 0,36 0,16 -0,60 -0,22

Средняя экономия по результатам торгов 0,84 1 -0,009 0,07 0,47 -0,84 -0,39

Гарантированная прозрачность заказчиков федерального сегмента 0,06 -0,009 1 0,36 -0,28 0,46 0,44

Доля закупок у единственного поставщика 0,36 0,07 0,36 1 -0,45 0,39 -0,40

Потери от закупок по завышенным ценам 0,16 0,47 -0,28 -0,45 1 -0,82 0,03

Количество поправок законодательства о закупках -0,60 -0,84 0,46 0,39 -0,82 1 0,32

Доля закупок в декабре -0,22 -0,39 0,44 -0,40 0,03 0,32 1

Полученные данные подтверждают результаты иерархической кластеризации. Так, сильная корреляция наблюдается между показателями, объединившимися в кластер на первом шаге - «Среднее число участников состоявшихся процедур» и «Средняя экономия по результатам торгов» (0,84). Помимо этого, сильное корреляция возникает между показателем «Количество поправок законодательства о закупках» и показателями «Среднее число участников состоявшихся процедур», «Средняя экономия по результатам торгов».

Таким образом, получены следующие результаты: динамика показателей конкуренции и экономии в сфере закупок носит отрицательный характер, в то время как значения показателей закупок у единственного поставщика и закупок в декабре растут с 2012 года; показатель «Гарантированная прозрачность заказчиков федерального сегмента» был отнесен в кластер с повышающимися показателями, что частично свидетельствует о повышении открытости и прозрачности системы закупок; показатель «Потери от закупок по завышенным ценам» был отнесен в кластер с понижающими показателями, что частично свидетельствует о повышении эффективности планирования и нормирования в сфере закупок; выявлена сильная зависимость между уровнем конкуренции и средней экономии по результатам проведения закупок, что подтверждает факт необходимости обеспечения конкурентной борьбы в сфере закупок; выявлена сильная отрицательная зависимость между количеством правок законодательства о закупках и показателями конкуренции и экономии, что свидетельствует о неудовлетворительной работе законодателя по правовому регулированию сферы закупок.

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что сфера закупок в России, несмотря на все принимаемые меры, на сегодняшний день функционирует недостаточно эффективно. Работа по повышению эффективности и результативности осуществления закупок остается важнейшей задачей уполномоченных государственных органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 23.07.2015 г. № 664-рг «Об утверждении методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)».

2. Лапин А.Е., Киселева О.В., Кумунджиева Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 30-35.

3. Перов К.А. Разработка методики расчета экономической эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: научно-иссле-довательская работа. М., 2006.

4. Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 359-ФЭ «О федеральном бюджете на 2016 год».

5. Выступление Председателя Счетной палаты Т.А. Голиковой на конференции «Развитие контрактной системы в сфере закупок: законодательство, аудит, инструменты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/news/25110 (дата обращения 03.03.2017).

6. В 2016 г. положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не произошло. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/control/29015 (дата обращения 15.02.2017).

7. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 05.03.2016).

8. Проект «Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nrpz.rU/raiting_2014.html#uchastniki (дата обращения 01.05.2017).

9. Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ за 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/stmcture/depfks/2017100205 (датаобращения 03.04.2017).

10. Большакова Л.В., Примакин А.И., Яковлева НА. Применение кластерного и дискриминантного анализов в процессе обработки и интерпретации статистических данных при обеспечении экономической и информационной безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник СПб ун-та МВД России. 2014. № 2 (62). С. 148-155.

11. Елисеева И.И., ЮзбашевМ.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.