Научная статья на тему 'Методика организации Всероссийской гуманитарной олимпиады в контексте перспектив развития социологии образования'

Методика организации Всероссийской гуманитарной олимпиады в контексте перспектив развития социологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ГУМАНИТАРНАЯ ОЛИМПИАДА / КОНКУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРА / ПРОЕКТ / ОЦЕНКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / METHODOLOGY / HUMANITARIAN OLYMPIAD / COMPETITION / EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE / GAME / PROJECT / EVALUATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першин Сергей Викторович, Першина Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрены методические аспекты организации олимпиады гуманитарного профиля в высшем учебном заведении. Основываясь на анализе научной литературы и обобщая опыт проведения Всероссийской олимпиады, авторы выявляют достоинства и недостатки заданий, специфику и критерии их оценки. Акцент в статье делается на применении требований новых образовательных стандартов при определении степени сформированности компетенций у студентов. С позиций обновления нормативной базы в статье анализируются типовые задания, включавшиеся в программы прошедших в г. Саранске Всероссийских олимпиад по регионоведению. По мнению авторов, определенные перспективы имеет разработка и внедрение в программу гуманитарных олимпиад проблемных ситуаций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью; эффективным средством приближения к будущей профессии представляется игра. Определенные перспективы в плане использования деловых игр на гуманитарных олимпиадах открываются в связи с все более активным проникновением в образовательную сферу информационно-коммуникационных технологий. В результате исследования рынка отечественного программного обеспечения сделан вывод о том, что в настоящее время лишь некоторые направления и специальности высшего образования обеспечены тестирующими программами, отвечающими современным требованиям. Наиболее приемлемыми в методическом плане, а поэтому используемыми не только в процессе обучения, но и для проведения олимпиад и конкурсов, являются компьютерные деловые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Першин Сергей Викторович, Першина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF ORGANIZATION OF THE RUSSIAN HUMANITARIAN OLYMPICS IN THE CONTEXT OF THE PROSPECTS DEVELOPMENT OF SOCIOLOGY OF EDUCATION

The article deals with the methodological aspects of the organization of the Olympiad humanitarian profile in higher education. Based on the analysis of scientific literature and summarizing the experience of the all-Russian Olympiad, the authors identify the advantages and disadvantages of tasks, the specifics and criteria for their evaluation. The article focuses on the application of the requirements of new educational standards in determining the degree of formation of students ' competencies. From the standpoint of updating the regulatory framework, the article analyzes the typical tasks included in the programs of the all-Russian regional Olympiads held in Saransk. According to the authors, there are certain prospects for the development and implementation in the program of humanitarian Olympiads of problematic situations directly related to professional activities; an effective means of approaching the future profession is the game. Certain prospects for the use of business games at humanitarian competitions are opening up in connection with the increasingly active penetration into the educational sphere of information and communication technologies. As a result of the study of the domestic software market, it is concluded that currently only some areas and specialties of higher education are provided with testing programs that meet modern requirements. The most acceptable in terms of methodology, and therefore used not only in the learning process, but also for competitions and contests, are computer business games.

Текст научной работы на тему «Методика организации Всероссийской гуманитарной олимпиады в контексте перспектив развития социологии образования»

УДК: 378+371.278

С. В. Першин

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия,

e-mail: pers99@inbox.ru

Т. А. Першина

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия, e-mail: 730791@bk.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ОЛИМПИАДЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены методические аспекты организации олимпиады гуманитарного профиля в высшем учебном заведении. Основываясь на анализе научной литературы и обобщая опыт проведения Всероссийской олимпиады, авторы выявляют достоинства и недостатки заданий, специфику и критерии их оценки.

Акцент в статье делается на применении требований новых образовательных стандартов при определении степени сформированности компетенций у студентов. С позиций обновления нормативной базы в статье анализируются типовые задания, включавшиеся в программы прошедших в г. Саранске Всероссийских олимпиад по регионоведению.

По мнению авторов, определенные перспективы имеет разработка и внедрение в программу гуманитарных олимпиад проблемных ситуаций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью; эффективным средством приближения к будущей профессии представляется игра.

Определенные перспективы в плане использования деловых игр на гуманитарных олимпиадах открываются в связи с все более активным проникновением в образовательную сферу информационно-коммуникационных технологий.

В результате исследования рынка отечественного программного обеспечения сделан вывод о том, что в настоящее время лишь некоторые направления и специальности высшего образования обеспечены тестирующими программами, отвечающими современным требованиям. Наиболее приемлемыми в методическом плане, а поэтому - используемыми не только в процессе обучения, но и для проведения олимпиад и конкурсов, являются компьютерные деловые игры.

Ключевые слова: методика, гуманитарная олимпиада, конкурс, образовательный стандарт, компетенции, игра, проект, оценка, высшее учебное заведение.

S. V. Pershin

Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia,

e-mail: pers99@inbox.ru

T. A. Pershina

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: 730791@bk.ru

THE METHODS OF ORGANIZATION OF THE RUSSIAN HUMANITARIAN OLYMPICS IN THE CONTEXT OF THE PROSPECTS DEVELOPMENT OF SOCIOLOGY OF EDUCATION

The article deals with the methodological aspects of the organization of the Olympiad humanitarian profile in higher education. Based on the analysis of scientific literature and summarizing the experience of the all-Russian Olympiad, the authors identify the advantages and disadvantages of tasks, the specifics and criteria for their evaluation.

The article focuses on the application of the requirements of new educational standards in determining the degree of formation of students ' competencies. From the standpoint of updating the regulatory framework, the article analyzes the typical tasks included in the programs of the all-Russian regional Olympiads held in Saransk.

According to the authors, there are certain prospects for the development and implementation in the program of humanitarian Olympiads of problematic situations directly related to professional activities; an effective means of approaching the future profession is the game.

Certain prospects for the use of business games at humanitarian competitions are opening up in connection with the increasingly active penetration into the educational sphere of information and communication technologies.

As a result of the study of the domestic software market, it is concluded that currently only some areas and specialties of higher education are provided with testing programs that meet modern requirements. The most acceptable in terms of methodology, and therefore - used not only in the learning process, but also for competitions and contests, are computer business games.

Key-words: methodology, humanitarian olympiad, competition, educational standard, competence, game, project, evaluation, higher education institution.

Введение

Анализ литературы по проблеме организации олимпиадного движения в России позволяет выявить две основные тенденции: в технических вузах конкурсы зачастую позволяют определить степень усвоения отдельных предметов, предлагаемые же студентам практико-ориентированные задания по своему содержанию чаще всего близки к конкурсам «рабочих специальностей»;

62

в образовательных учреждениях гуманитарного профиля как «высшее достижение» олимпиад представляется поиск творческой молодежи, формирование кадрового резерва вуза [5; 8; 2].

Так, А. И. Попов отметил, что проводимые в настоящее время предметные олимпиады и конкурсы по специальности «практически оторваны от процесса профессиональной подготовки» [8]. Особое внимание данный исследователь уделил конкурсам по дисциплинам гуманитарного цикла, которые в основном «проверяют общую эрудицию, знания, умения, но не предоставляет участнику свободы творчества (часто встречаются задания тестового типа)» [8].

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения обязывает организаторов вузовских олимпиад пересмотреть перечень и содержание заданий. Будучи основанными на компетентностном подходе, эти нормативы ориентируют не только на формирование «багажа знаний», но и, в первую очередь, на выработку у студентов определенного набора навыков и умений.

В связи с тем, что под компетентностью выпускника учебного заведения сегодня понимается способность к осуществлению узконаправленной деятельности [7], весьма перспективным нам представляется решение в ходе олимпиады проблемных ситуаций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

Методы исследования

В ходе исследования применялся системно-деятельностный подход (разработан в трудах Л. С. Выготского, Б. Г. Ломова, Б. Г. Ананьева, Н. А. Бернштейна, А. Г. Асмолова, В. В. Давыдова, П. К. Анохина и др.), концепция проектного обучения (Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Дж. Дьюи, И. А. Зимняя, В. В. Гузеев, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, У. Х. Килпатрик, Н. Ю. Пахомова и др).

Результаты и обсуждение

Одним из эффективных средств приближения студента-гуманитария к будущей профессии является игровая технология.

Под игрой нами понимается учебная деятельность в ситуациях, направленных на моделирование социального опыта, призванного формировать и совершенствовать поведение индивида. С целью использования игры в качестве средства контроля усвоения умений и навыков участникам олимпиады предлагается решить конкретную проблему, руководствуясь при этом определенными установками. Деловая игра позволяет конкурсантам проиграть разнообразные роли (должности), формируя будущую модель взаимодействия индивидуумов в конкретной производственной ситуации.

Кроме максимального приближения к практике, достоинствами деловых игр в качестве метода обучения являются:

- возможность проявления творческих способностей, удовлетворения потребности в самореализации;

- развитие межличностного взаимодействия в командах, способствующее формированию коммуникативной функции, командного духа и корпоративной культуры;

- достижение эмоционального подъема участников, повышение за счет этого мотивации студентов.

Игровые конкурсы имели место на всех проходивших в г. Саранске Всероссийских олимпиадах по регионоведению. Так, одним из традиционных заданий регионоведческой олимпиады являлась викторина, позволявшая студентам, по мнению разработчиков конкурса, «продемонстрировать способность в кратчайшие сроки отвечать на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью» [2, с. 31].

В 2011 г. в игровой форме проводился финальный конкурс олимпиады «Регионы в изменяющемся мире: личности и события». В игре принимали участие студенты, успешно прошедшие предварительный отбор (каждому участнику олимпиады было предложено ответить на 30 вопросов социально-политической тематики; 9 участников с лучшими результатами допускались до викторины).

Игра проводилась в формате известного телевизионного конкурса «Своя игра»: жребий определял 3 игровые тройки, набравший максимальное число баллов игрок допускался до финала; в завершении конкурса проводилось состязание между тремя лучшими участниками второго этапа.

Данный конкурс, на протяжении многих лет проведения олимпиады вызывавший интерес у частников, опосредованный его динамичностью и открытостью, тем не менее, позволял продемонстрировать опять же знаниевую составляющую подготовки, но не степень формирования профессиональных компетенций.

В качестве альтернативного практикоориентированного задания, организаторам олимпиады можно предложить смоделировать ситуации, в ходе которых регионоведы продемонстрируют собственные кондиции.

Вкратце о методике проведения конкурса с условным названием «Международный инвестиционный форум». На предварительной стадии в командах происходит распределение ролей между участниками мероприятия (референт, аналитик, переводчик, основной докладчик и др.); следует обратить внимание на то, что «перевоплощение» участников деловой игры в конкретных действующих лиц усиливает образовательный эффект. На разных этапах данного конкурса представители команд соревнуются между собой, представляя конкретные навыки, например, контент-анализа материалов предложенного источника, ведения баз данных по отдельным аспектам развития стран и регионов, подготовки информационного буклета, письменного перевода документации, составления протокола официального мероприятия, текста договора. Игровая технология создает прецедент развития не только аналитических и коммуникативных навыков, но и весьма значимых сегодня умений принимать решение и действовать в команде.

Несомненно, определенные перспективы в плане активизации использования деловых игр на гуманитарных олимпиадах открываются в связи с все более активным проникновением в образовательную сферу информационно-коммуникационных технологий.

64

Сегодня некоторые направления и специальности высшего образования обеспечены достаточно интересными обучающими и тестирующими программами.

Так, на отечественном рынке программного обеспечения представлено несколько компьютерных деловых игр, подготовленных для будущих экономистов: «БИЗНЕС-КУРС», «Никсдорф Дельта», «Виртономика», МЭКОМ и др. [6]. Во всех этих программах пользователь управляет виртуальным предприятием, действующим в условиях конкуренции. Возможность использования данного типа программ в студенческих соревнованиях связана с тем, что в них заложена интегральная оценка эффективности управления (игровой рейтинг). Участники олимпиады по итогам игрового конкурса ранжируются в соответствии с полученными баллами.

Одними из наиболее удачных в методическом плане, а поэтому -используемых не только в процессе обучения, но и для проведения олимпиад и конкурсов (в том числе - российского уровня), являются компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» [9].

Цель проведения игры «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» - оценка навыков студентов в использовании теоретических знаний при решении практических задач по управлению виртуальным предприятием в условиях конкуренции: при коллегиальном принятии управленческих решений в условиях ограниченного времени и неполной информации; при формировании аналитических отчетов и разработке планов финансово-хозяйственной деятельности» [9].

В ходе Всероссийской студенческой олимпиады по менеджменту, проходившей на базе Сибирского государственного индустриального университета в 2016 г., результаты командной игры были использованы для формирования индивидуального и командного рейтингов (см.: табл. 1). Деловая игра была одним из двух этапов Олимпиады; ее весовая значимость в общем результате составляла 0,45.

Таблица / Table 1.

Критерии оценки участников I тура Всероссийской студенческой олимпиады по менеджменту 2016 г. / Evaluation criteria of participants of the first round of the all-Russian student management Olympiad 2016_

Критерии оценки / Evaluation criterion Максимальное значение, баллы / Maximum value, points

Персональные / Personal:

уровень делового общения / level of business communication 25

компетентность в функциональной сфере / competence in the functional area 30

теоретическая обоснованность ответов / theoretical validity of answers 25

командный рейтинг, генерируемый компьютерной программой / team rating generated by a computer program 20

Итого / total 100

Как видим, «геймификация», захватывающая все новые сферы деятельности, позволяет добиться значительных преимуществ в организации олимпиадного движения. Ограничивает развитие гуманитарных олимпиад в данном направлении лишь то, что специальные обучающие программные продукты созданы лишь по отдельным наиболее востребованным направлениям.

Помимо вышеупомянутых игровых конкурсов участники олимпиады могут проявить профессиональные умения и навыки в ходе подготовки проектов.

Данный метод представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. К примеру, в процессе выполнения проектных заданий на олимпиаде по регионоведению может быть смоделирована ситуация, непосредственным образом связанная с обязанностями и производственными функциями конкретного должностного лица.

При разработке проекта применяются самые разнообразные методики -экспликативные (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, эксперимент), анализа ситуации (наблюдение, изучение документов, сравнение), прогностические (дельфийский метод, построение сценариев, системный подход) и др.

Основная характерная черта проектного метода, весьма важная в плане оценивания конкурсантов, связана с его завершением практическим результатом, оформленным в письменном виде или в форме презентации. Другое важное условие проведения конкурса - предложение участникам алгоритма разработки задания, критериев и механизма его экспертной оценки, возможность апробации проекта. Нельзя не обратить внимания на то, что сокращение операционного цикла позволяет оценить качество принимаемых конкурсантами решений.

Приведем пример заданий данного типа.

На одном из конкурсов будущим регионоведам может быть предложено проанализировать организационно-коммуникативную компетентность специалиста любого отдела профильного ведомства. На подготовительной стадии проводятся переговоры с контрагентами анализируемой должности (в роли которых выступают другие участники олимпиады); реализуется методика SWOT-анализа. Конечная цель проекта - выработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование деятельности персонала организации.

В ходе регистрации команд на олимпиаде участникам может быть предложено подготовить и провести презентацию региона. На выполнение задания командам дается один день; Положением олимпиады определяется структура и содержание информационных материалов (буклета, видеоролика, компьютерной презентации и проч.), описываются дизайн-эргономические требования к презентации, регламентируется количество участников, форма и продолжительность выступлений. Результатом проделанной работы должна стать презентация (в формате Power Point, устный доклад и т. д.); по окончании конкурса члены жюри представляют анализ проделанной работы, акцентируя внимание на согласованности проектных решений и степени участия каждого члена команды.

Реализация компетентностного подхода обязывает включить в состав жюри, оценивающего конкурсы, помимо представителей ведущих вузов УМО также еще и руководителей, ведущих специалистов организаций-работодателей. Приветствуется приглашение на эти довольно зрелищные конкурсы представителей средств массовой информации.

Заключение

Подводя итог краткого рассмотрения проблемы методического обеспечения олимпиад, отметим, что демонстрация профессиональных навыков, вошедшая в практику конкурсов технических специальностей (зачастую ввиду сложностей методического плана не выходящая за рамки конкурса рабочих специальностей), в программу гуманитарных олимпиад вводится все еще неуверенно.

Анализ научной литературы и обобщение практического опыта организации Всероссийских конкурсов [3] позволил выработать следующие практические рекомендации, направленные на совершенствование организации гуманитарных олимпиад:

1. Необходимо разработать систему льгот для победителей и призеров ВСО. К примеру, победители могли бы получать дополнительные баллы при поступлении на следующие уровни образования (магистратура, аспирантура), включаться в кадровый резерв госструктур.

2. Вузам следует создать систему порфолио участников олимпиадного движения, которые могут быть представлены на сайте Всероссийской олимпиады и использоваться с целью доведения этой информации до потенциальных работодателей.

3. Методическим объединениям необходимо полнее использовать наработки организаторов олимпиад в процессе формирования общероссийской системы оценки профессиональных достижений.

4. В перспективе делегаты всех российских вузов, имеющих государственную аккредитацию, должны обязываться участвовать в олимпиадах, которые могут представлять собой элемент оценки качества.

Библиографический список

1. Ананьева Т. Н., Миронов В. В., Илюхина Г. И. Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний талантливой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Выпуск № 1. 2014. С. 19-24.

2. Богатырев Э. Д., Першин С. В. Всероссийская студенческая олимпиада по регионоведению: организационный и методический аспекты // Интеграция образования. 2013. № 2 (71). С. 28-34.

3. Богатырев Э. Д., Першин С. В. Опыт подготовки и проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «регионоведение» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2014. № 2 (26). С. 103-110.

4. Виштак Н. М. Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 20. С. 4826-4830.

5. Гоник И. Л. Юрова О. В., Текин А. В. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. №2 5. 2015. С. 119-124.

6. Лазарева А. А. Анализ современных компьютерных обучающих деловых игр // Universum: психология и образование. Вып. № 7 (17). 2015.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

8. Попов А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению // Alma Mater. 2012. URL: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/07/19/317 (дата обращения: 20.09.2018).

9. Всероссийская студенческая олимпиада по менеджменту - 2016. URL: http://keup.sibsiu.ru/nashi/olimp-2016/files/program.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

References

1. Anan'eva T. N., Mironov V. V., Ilyuhina G. I. Vserossijskie studencheskie olimpiady kak forma intellektual'nyh, tvorcheskih i professional'nyh sostyazanij talantlivoj molodezhi (All-Russian student competitions as a form of intellectual, creative and professional competitions of talented youth) // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa (Bulletin of the Association of universities of tourism and service). Vypusk № 1. 2014. S. 19-24.

2. Bogatyrev EH. D., Pershin S. V. Vserossijskaya studencheskaya olimpiada po regionovedeniyu: organizacionnyj i metodicheskij aspekty (All-Russian student Olympiad in regional studies: organizational and methodological aspects) // Integraciya obrazovaniya (Integration of education). 2013. № 2 (71). S. 28-34.

3. Bogatyrev EH. D., Pershin S. V. Opyt podgotovki i provedeniya III tura Vserossijskoj studencheskoj olimpiady po special'nosti "regionovedenie" v Istoriko-sociologicheskom institute Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. P. Ogaryova (Experience in preparation and holding of the III round of the all-Russian student Olympiad in «regional studies» at the Historical and sociological Institute of the Mordovian state University. N. P. Ogarev) // Gumanitarij: aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya (Humanities: actual problems of science and education). 2014. № 2 (26). S. 103-110.

4. Vishtak N. M. Primenenie mul'timedijnyh sredstv obucheniya v vuzovskoj praktike realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya (The use of multimedia learning tools in University practice the implementation of additional education programs) // Koncept: Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal (Koncept: Scientific and methodological e-magazine). 2014. T. 20. S. 4826-4830.

5. Gonik I. L. YUrova O. V., Tekin A. V. Studencheskie olimpiady: problemy i perspektivy (Student Olympiads: problems and prospects) // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia). № 5. 2015. S. 119-124.

6. Lazareva A. A. Analiz sovremennyh komp'yuternyh obuchayushchih delovyh igr (Analysis of modern computer training business games) // Universum: psihologiya i obrazovanie (Universum: psychology and education). Vyp. № 7 (17). 2015.

7. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya (Competence in modern society: identification, development and implementation). M., 2002.

8. Popov A. I. Ot studencheskih olimpiad - k olimpiadnomu dvizheniyu (From student olympiad - to olympiad movement) // Alma Mater. 2012. URL: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/07/19/317 (data obrashcheniya: 20.09.2018).

9. Vserossijskaya studencheskaya olimpiada po menedzhmentu - 2016. (All-Russian student Olympiad on management - 2016.). URL: http://keup.sibsiu.ru/nashi/olimp-2016/files/program.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018).

Сведения об авторах

Першин Сергей Викторович - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Занимается изучением проблем оценки качества преподавания и социальной историей России. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Тел.: +7 (8342) 24-62-42 E-mail: Pers99@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Першина Татьяна Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Занимается изучением проблем применения информационных технологий в практику преподавания истории. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. E-mail: 730791@bk.ru

About the authors

Pershin Sergey Viktorovich - doctor of historical Sciences, associate Professor, leading researcher of the Department of history of the research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Engaged in the study of the problems of assessing the quality of teaching history and social history of Russia. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: Pers99@inbox.ru

Pershina Tatyana Anatolievna - candidate of historical sciences, associate Professor of the Department of economic history and information technologies of Mordovia state University named after N. P. Ogarev. Engaged in the study of the problems of application of information technology in the practice of teaching history. Author of more than 40 scientific and educational works. E-mail: Pers99@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.