Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЕОКЕШИНГА'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЕОКЕШИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY / GEOCACHING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION IN TRAINING / EDUCATIONAL TOURISM / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ГЕОКЕШИНГ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушина Татьяна Петровна

В статье рассматриваются методические особенности организации образовательной командной игры с применением геокешинга с целью реализации межпредметных связей, повышения познавательного интереса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL GEOCACHING ORGANIZATION TECHNIQUE

The article deals with the methodological features of the organization of educational team game with the use of geocaching, in order to implement interdisciplinary connections, increase the cognitive interest of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЕОКЕШИНГА»

УДК 371.31

DOI 10.25688/2076-9091.2019.36.4.8

Т.П. Грушина

Методика организации образовательного геокешинга

В статье рассматриваются методические особенности организации образовательной командной игры с применением геокешинга с целью реализации межпредметных связей, повышения познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: методика обучения географии; геокешинг; внеурочная деятельность; межпредметные связи в обучении; образовательный туризм.

Главной задачей современной школы является формирование всесторонне развитой личности ученика. В процессе обучения в школе у ученика должна сформироваться устойчивая мотивация к познанию, он должен понимать, для чего он учится, зачем ему нужны знания и умения, которые он получает в школе, и как он потом сможет применить эти знания в жизни. Деятельностный подход, являющийся приоритетным в образовательном процессе, позволяет эффективно решить эту важную задачу с помощью разнообразных образовательных технологий. Проблема создания и внедрения инноваций в образовательной сфере требует обобщения и систематизации огромного опыта педагогов, научных исследований и практического опыта. Многие инновации сегодня — это трансформированный методический пласт знаний и умений педагогов, накопленный годами в методике преподавания и педагогике в целом. Примером могут служить образовательные квесты, геокешинг, виртульные экскурсии и т. д. [1].

Достаточно давно появилась интересная туристская игра — геокешинг, смысл которой заключается в нахождении тайников или определенных объектов с помощью GPS-, GLONASS-навигаторов. На базе этой игры создано международное сообщество любителей приключений, которые путешествуют по странам с целью поиска «кладов», которые сами же прячут (этими «кладами» могут быть коробочки с сувенирами). Постепенно эта игра нашла свое применение в образовании, и на сегодняшний день многие педагоги ее успешно используют в процессе обучения. Использование геокэшинга в образовательной деятельности, а в особенности в преподавании географии

© Грушина Т.П., 2019

и образовательного туризма в школе, весьма актуально, так как позволяет решать важные педагогические задачи, повышать как метапредметные, так и предметные результаты обучения.

Процесс организации образовательного геокэшинга достаточно непростой и требует от педагога длительного времени на подготовку.

Рассмотрим некоторые особенности организации образовательного ге-окешинга на примере парка Дружбы, расположенного на территории Северного административного округа г. Москвы. Определим основные этапы подготовки:

1. Выбор территории, где будет проходить образовательный геокешинг.

Необходимо выбрать интересный объект, обладающий культурно-историческими памятниками и природным разнообразием, в пределах которого лучше организовать деятельность учащихся. Желательно, чтобы он был расположен недалеко от школы и представлял интерес с точки зрения реализации еще одной важной задачи — краеведческого подхода в образовании, а также отвечал целям безопасности учащихся и их комфортного перемещения по территории парка в поисках объектов.

2. Определение целей и задач образовательного геокешинга с учащимися.

В рамках внеурочной деятельности учащихся образовательный геокешинг проводится с целью повышения познавательного интереса к различным предметным областям знаний (географии, биологии, истории, физической культуре).

При организации образовательного геокешинга могут быть реализованы основные подходы в образовании:

- краеведческий: учащиеся узнают историю создания парка Дружбы, особенности его развития и появления интересных культурно-исторических достопримечательностей на его территории;

- деятельностный: организация разнообразной деятельности учащихся будет способствовать повышению познавательного интереса у учащихся, формированию исследовательских умений;

- межпредметный: ребята будут вовлечены в командное состязание друг с другом, в процессе командной работы будут совершенствоваться универсальные учебные действия (умения и навыки метапредметного характера).

На рисунке 1 представлен целевой компонент образовательной геокэшин-говой игры.

86

ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»

Образовательная геокешинговая командная игра

Реализация межпредметных связей

География

Биология

История

Физическая культура

■ работа с приборами;

■ составление маршрута;

■ составление карты с помощью интерактивного ресурса

Реализация деятельностного подхода

- изучение видового состава на местности с помощью биологических определителей;

- составление биологического паспорта парка

- работа с интернет-ресурсами;

- составление характеристики достопримечательностей парка

- физическая активность учащихся

и укрепление здоровья;

- развитие навыков работы в команде на время

Реализация образовательных задач (предметных и метапредметных)

• География. Формирование картографических умений у учащихся: составление глазомерной съемки местности, умение определять координаты объектов с помощью GPS-, GLONASS-навигаторов; прокладывать маршруты и составлять карты с помощью AcrGIS Viewer, Google Планета Земля или других картографических ресурсов [2, 3].

• Биология. Определение биологического разнообразия парка и формирование исследовательских умений проведения экологической оценки состояния объектов на территории парка.

• История. Изучение с помощью ресурсов (mosparks.ru, wikipedia.org, parksseason.ru) истории появления парка. Формирование умений систематизации учебного материала и составление характеристик изучаемых объектов

Рис. 1. Схема целевого компонента проведения образовательной геокешинговой игры

3. Составление маршрута.

1. Объекты.

В парке Дружбы много интересных объектов — памятников, которые могут стать контрольными точками маршрута. Каждый объект — контрольную точку маршрута — учащиеся должны определить с помощью GPS-, GLONASS-навигаторов. Далее нужно отобразить его на картосхеме, а название вписать в таблицу координат и отправить учителю СМС-подтверждение об определении объекта.

Когда команда определяет объект, то отправляет свое контрольное время по СМС учителю и получает задание по данной контрольной точке маршрута. Задание учитель может отправить в электронном виде или есть вариант, что он даст подсказку, где рядом с объектом находится спрятанный пакет с заданием для учащихся.

2. Приведем пример задания по одной из точек маршрута.

Точка маршрута № 1. Скульптурная композиция «Хлеб»:

1. Координаты объекта: 55° 51' 10'' с. ш. 37° 28' 23'' в. д.

2. Кто является скульптором данной композиции?

3. Какой еще монумент автора этой скульптурной композиции находится в парке Дружбы?

4. Какая известная скульптурная композиция установлена на ВДНХ?

5. Когда была установлена композиция «Хлеб» в парке Дружбы?

Виды заданий по каждой контрольной точке всегда разные: это могут быть

ответы на вопросы, составление таблицы с помощью информации с интернет-ресурса (у учащихся с собой есть планшеты с выходом в Интернет), описание или определение видового разнообразия окружающей территории, кроссворды, ребусы и т. д.

Таким образом, учащиеся находят зашифрованные объекты, самостоятельно узнают информацию о них, выполняют заранее подготовленные задания учителя. После выполнения всех заданий по первой точке маршрута учащиеся фиксируют свое время выполнения заданий, отправляя учителю СМС-оповещение. И продолжают движение, выполняя поиск второго объекта.

4. Составление нитки маршрута.

В процессе прохождения образовательного геокешинг-маршрута учащиеся составляют картосхему (см. рис. 2, 3), где отмечают объекты и обозначают нитку маршрута:

Рис. 2. Картосхема, показывающая объекты и образовательный маршрут в парке Дружбы. Картографическое изображение на основе ГИС-среды ArcGIS. Территория САО. Общий план. Вариант базового слоя — OpenStreetMap (OSM) [2, 4]

Рис. 3. Картосхема, показывающая объекты и образовательный маршрут в парке Дружбы. Картографическое изображение на основе ГИС-среды ArcGIS. Территория САО. Крупный план. Вариант базового слоя — OpenStreetMap (OSM) [2, 4]

1. Скульптурная композиция «Хлеб» Веры Мухиной.

2. Скульптурная композиция «Плодородие».

3. Скульптурная композиция «Фестивальный цветок» архитекторов Игоря Воскресенского и И. Дамяновой-Воскресенской.

4. Памятник венгерско-советской дружбе.

5. Памятник Мигелю Сервантесу.

6. Памятник Манасу Великодушному.

7. Памятник Рабиндранату Тагору.

8. Памятник «Дети мира».

9. Стела «Подвигу Советского Союза датская благодарность».

Вариативность организации самостоятельной деятельности учащихся

на контрольных точках маршрута зависит от целевых установок образовательной игры, от особенностей подготовленности класса, даже от погодных условий. Игру можно проводить как спортивно-познавательное мероприятие, где будут учитываться временные рамки окончания прохождения маршрута.

Таким образом, использование геокешинга в образовании будет мотивировать учащихся к познанию, углублять знания по предметам, а в особенности, увеличит их краеведческий потенциал, будет способствовать здоровому образу жизни и физическому воспитанию.

Литература

1. Грушина Т.П. Применение скрайбинг-технологии на уроках географии // Вестник МГПУ. Серия: «Естественные науки». 2019. № 3 (35). С. 75-80.

2. ArcGIS Online Viewer, ESRI Inc. URL: http://www.arcgis.com/home/webmap/ viewer.html (дата обращения: 15.10.2019).

3. Google Planet Eartn Pro, Ver. 7.3.0. Google Inc. URL: https://www.google.com/ earth (дата обращения: 15.10.2019).

4. OpenStreetMap, Open Street Map Foundation (OSMF). URL: https://www. openstreetmap.org/ (дата обращения: 15.10.2019).

Literatura

1. Grushina T.P. Primenenie skrajbing-texnologii na urokax geografii // Vestnik MGPU. Seriya: «Estestvennye nauki». 2019. № 3 (35). S. 75-80.

2. ArcGIS Online Viewer, ESRI Inc. URL: http://www.arcgis.com/home/webmap/ viewer.html (data obrashheniya: 15.10.2019).

3. Google Planet Eartn Pro, Ver. 7.3.0. Google Inc. URL: https://www.google.com/ earth (data obrashheniya: 15.10.2019).

4. OpenStreetMap, Open Street Map Foundation (OSMF). URL: https://www. openstreetmap.org/ (data obrashheniya: 15.10.2019).

T.P. Grushina

Educational Geocaching Organization Technique

The article deals with the methodological features of the organization of educational team game with the use of geocaching, in order to implement interdisciplinary connections, increase the cognitive interest of students.

Keywords: methods of teaching geography; geocaching; extracurricular activities; interdisciplinary communication in training; educational tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.