Научная статья на тему 'Методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин'

Методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПЛАН / ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна

В статье рассмотрены функции самостоятельной работы (обучающая, воспитательная, развивающая, профессиональной направленности). Проанализирована специфика организации и оценивания самостоятельной работы студентов младших и старших курсов на примере изучения химических дисциплин. Из опыта работы сформулированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин»

УДК 378.147-322:54

Гилязова Ирина Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омского государственного педагогического университета, irin.ter@mail.ru, Омск

методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин

В статье рассмотрены функции самостоятельной работы (обучающая, воспитательная, развивающая, профессиональной направленности). Проанализирована специфика организации и оценивания самостоятельной работы студентов младших и старших курсов на примере изучения химических дисциплин. Из опыта работы сформулированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов вуза.

Ключевые слова: организация, оценивание, план, функции самостоятельной работы, методика обучения химии в вузе.

Gilyazova Irina Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor of chemistry and MPH Omsk State Pedagogical University, irin.ter@mail.ru, Omsk

THE TECHNIQUE OF ORGANIZATION AND ESTIMATION OF INDEPENDENT wORK OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL ON AN ExAMPLE OF STUDYING chemical DISCIPLINES

In the article functions of independent work (training, educational, developing, professional orientation) are considered. The specifity of the organization and estimation of independent work of junior and senior students on an example of studying of chemical disciplines is analysed. From experience methodical recommendations about the organization of independent work are formulated.

Keywords: organization, estimation, plan, functions of independent work, technique of training of chemistry in High School.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов, формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Исходя из требований к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации и необходимости постоянного профессионального роста и самосовершенствования, имеется тенденция к возрастанию объема самостоятельной работы. Тенденцией развития Российского образования в высшей школе является увеличение часов на самостоятельную работу студентов при уменьшении аудиторной нагрузки. Согласно стандартам третьего поколения до 70% нагрузки отводится на самостоятельную работу.

Многими методистами предложены рекомендации по проведению самостоятельной работы в школе. Но проблема организации самостоятельной работы студентов вуза не получила достаточной разработки в методике обучения химии, особенно с учетом профессиональной подготовки, что и определило актуальность нашего исследования: не проработаны вопросы оценивания самостоятельной работы, часто даётся задание изучить теорию, составить конспект и оценивается наличие работы, но не её качество. Организация самостоятельной работы в высшей школе необходима для овладения фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской работы. Исходя из анализа определений [1-3; 5], под самостоятельной работой студентов следует понимать разнообразные виды ин-

дивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя. В высшей школе к традиционным функциям самостоятельной работы (обучающей, воспитательной и развивающей) прибавляется функция профессиональной подготовки [5; 7]. Поэтому выделим функции самостоятельной работы в высшей школе:

1) обучающая (самостоятельная работа формирует и обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, их усвоение, углубление и закрепление и др.);

2) воспитательная (самостоятельная работа прививает культуру умственного труда, целеустремлённость, ответственность и др.);

3) развивающая (самостоятельная работа способствует формированию познавательных способностей, наблюдательности, развитию интеллектуальных умений, творческого мышления и др.);

4) профессиональная подготовка (специфична с учётом формирования знаний, компетентностей и качеств, значимых для будущей профессии).

В зависимости от специфики вуза и будущей специальности, одно и то же качество, может быть частью либо общей, либо профессиональной подготовки, значимой для профессионального становления личности обучающегося. Например, ораторские и коммуникативные умения, будут профессионально значимыми для подготовки педагогических специальностей, но не являются таковыми в подготовке инженеров, медиков, бухгалтеров и др. Выделение профессионально значимых качеств, компетенций -важный этап планирования и организации самостоятельной работы в образовательном процессе вуза [1].

Методисты и педагоги выделяют три основные формы организации самостоятельной работы: индивидуальную, фронтальную, групповую [2; 3]. Рекомендуется комплексное использование различных форм и видов самостоятельной работы. Кроме того, необходимо учитывать год обучения, с постепенным повышением доли самостоятельности и объёма самостоятельной работы [6]. Например, в педагогическом вузе при изучении курса общей химии самостоятельная работа направлена на формирование

целостной химической картины природы, общее интеллектуальное развитие, развитие умения работать с источниками информации и приучение к регулярному, систематическому выполнению самостоятельной работы, для того, чтобы первая сессия не закончилась неудачей. Как показывает опыт, на 1 курсе важна чёткая организация самостоятельной работы и регулярность проверки. Пространное задание «изучить тему, сделать конспект теории» вызывает затруднения и у студентов, и у преподавателей при её оценке.

Приведём пример организации самостоятельной работы на курсе общей химии, изучаемом первокурсниками естественнонаучного направления. Самостоятельная работа на данном курсе направлена на формирование химической картины природы у обучающихся, формирование базовых понятий, законов, теорий, раскрытие значения химии в промышленности, быту, питании, охране здоровья, медицине и др.

Студентам было предложено выполнить задания по учебным темам:

1 семестр.

1. Основные понятия и законы химии.

2. Основы теории строения вещества.

3. Основы теории химических процессов.

2 семестр.

1. Растворы. Растворимость.

2. Способы выражения концентрации.

3. Теория электролитической диссоциации.

4. Реакции в растворах электролитов. Произведение растворимости.

5. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей.

6. Окислительно-восстановительные реакции.

7. Электрохимические процессы. Электролиз.

8. Комплексные соединения.

9. Коллоидные растворы.

Пользуясь литературой, студентам предлагалось: дать определения понятиям, сформулировать законы, назвать их авторов, привести примеры веществ, уравнений реакции, написать формулы, заполнить таблицу, иллюстрировать схему примерами и др. Пример карточки самостоятельной работы в теме «Теория электролитической диссоциации»:

1. Сформулируйте основные положения ТЭД, назовите её автора.

2. Дайте определения понятиям: электролит, степень диссоциации, сила электролитов, константа диссоциации, степень диссоциации

3. Сформулируйте закон разбавления Оствальда

4. Охарактеризуйте с точки зрения ТЭД: кислоты, основания, соли

5. Заполните таблицу

Классификация электролитов

Электролиты Степень диссоциации Примеры веществ

Сильные Больше ...

Слабые Меньше...

Средние От. до ...

Пример темы «Окислительно-восстановительные реакции»:

1. Дайте определения понятиям: ОВ-реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель

2. Охарактеризуйте важнейшие окислите -ли и восстановители

3. Назовите 3 типа ОВ-реакций, приведите по 1 примеру реакции каждого типа, напишите уравнения

4. Приведите примеры ОВ-реакций, встречающихся в природе и практической деятельности человека (фотосинтез, горение природного газа, получение металлов из руд и др.)

Студенты в конце занятия получали задания и на следующем занятии сдавали заполненные карточки для самостоятельной работы. Обучение на данном курсе проводится по модульно-рейтинговой технологии и данный вид работы оценивался в 10 баллов максимум, за несвоевременную сдачу - штраф «-3» балла. Результаты оценивания самостоятельной работы сводятся в таблицу 1.

Из таблицы 1 наглядно видно, кто из студентов работал регулярно и систематически, а кто нет, какая тема требует дополнительной проработки каждым студентом, можно рассчитать средний балл по каждой теме и всему курсу. Среднее значение по выполнению самостоятельной работы составило 7,8 баллов. Из 30 человек трое выполнили самостоятельную работу на «5», 21 человек - на «4», пять - на «3» и один - на «2». Процентное соотношение оценок представлено на диаграмме 1.

Пг,6"

В"4"

□"З"

□“1"

Диаграмма 1. Соотношение качества выполнения самостоятельной работы по курсу общей химии

Предложенная методика организации и оценивания самостоятельной работы удобна, так как предусматривает чёткую и своевременную оценку самостоятельной работы по каждой изученной теме и всего курса в целом. Воспитательное значение самостоятельной работы в развитии ответственности, трудолюбия, умения планировать и проектировать результаты своей деятельности, в расширении кругозора, в ходе такой работы развиваются интеллектуальные умения студентов (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать и др.), что позволяет подготовиться к каждому занятию, к итоговому тестированию и экзамену. Такая работа способствует формированию у студентов компонентов химической картины природы: (базовых понятий, законов, теорий), интеллектуальных и мировоззренческих составляющих [4].

Для студентов старших курсов методика организации самостоятельной работы отличается большей сложностью, более высоким уровнем самостоятельности, направленностью на формирование профессионально значимых качеств. В педагогическом вузе профессионально значимыми являются умения: анализировать, структурировать, наглядно представлять изученный материал, коммуникативные, выступления перед аудиторией, подбирать и разрабатывать презентации, контрольные, тестовые задания и др.

Приведём пример организации самостоятельной работы на курсе «Химия и окружающая среда». В качестве самостоятельной работы студентам предлагалось проработать содержание темы и разработать и представить презентацию. В данном курсе были выделены три темы: Химия атмосферы, Химия гидросферы, Химия литосферы, внутри которых представлены разделы: Состав,

Таблица 1

Результаты выполнения самостоятельной работы по общей химии на 1 курсе направления ЕНО (2 семестр, 2011 г. )

№ Студ. Тема Сумма баллов Среднее значение Оценка

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 В. М. 10 10 8 6 8 8 9 7 7 73 8,11 4

2 Г. Л. 10 9 8 7 8 8 10 10 9 79 8,77 4

3 З. М. 8 8 9 8 10 8 9 9 5 74 8,22 4

4 К. А. 9 8 8 8 7 7 10 7 10 74 8,22 4

5 К. Л. 10 8 8 6 10 8 9 7 9 75 8,33 4

6 К. А. . 10 10 8 10 8 8 9 8 9 80 8,88 4

7 М. К. . 10 7 8 10 8 0 9 10 10 72 8,00 4

8 Н. Р. 8 8 8 10 7 7 10 8 9 75 8,33 4

9 О. О 10 10 9 10 8 7 10 9 5 78 8,66 4

10 О. И. 8 9 7 10 9 8 10 8 5 74 8,22 4

11 П. И. 9 9 8 6 9 7 10 8 5 71 7,88 4

12 П. Л. 10 8 8 7 9 8 8 7 7 72 8,00 4

13 П. Ю. 10 9 9 8 10 8 10 9 5 78 8,66 4

14 Ф. Н. 7 8 7 9 7 0 0 10 10 58 6,44 3

15 Ю. Ю. 9 8 8 0 7 7 8 10 5 62 6,88 3

16 А. Д. 9 10 0 7 7 7 7 8 8 63 7,00 3

17 В. Ж. 10 9 7 10 9 8 10 10 10 83 9,22 5

18 Г. С. 10 6 9 10 10 8 10 10 10 83 9,22 5

19 Д. К. 9 6 9 0 7 0 7 3 7 48 5,33 3

20 Ж. Р. 8 6 7 10 9 6 7 6 10 69 7,66 4

21 И. Ч. 8 7 6 7 7 8 9 7 10 69 7,66 4

22 М. К. 9 6 0 0 0 0 6 0 0 24 2,66 2

23 Н. О. 10 9 9 6 8 7 8 7 10 74 8,22 4

24 О. О. 7 7 9 7 7 0 7 3 8 55 6,11 3

25 П. А. 9 6 8 6 10 8 10 7 8 68 7,55 4

26 Р. М. 10 10 7 6 9 7 9 6 10 74 8,22 4

27 С. С. 8 5 8 9 10 7 8 10 10 75 8,33 4

28 С. Д. 10 5 10 9 10 10 8 10 10 82 9,11 5

29 Т. А. 10 10 7 10 9 7 7 7 7 74 8,22 4

30 Т. К. 8 5 8 9 7 7 8 9 10 71 7,88 4

Загрязнители, Способы очистки. Студенты 5-го курса химико-биологического факультета, специальность «химия» были распределены на 3 малые группы (творческие бригады) согласно основным темам. Внутри каждой бригады студенты самостоятельно распределялись на мини-группы. Каждый студент получал конкретное задание (индивидуальная работа), которое после обсуждалось в группе (групповая работа), а в итоге выносилось на дискуссию всей группы, при участии преподавателя.

Целесообразно предложить «План по организации самостоятельной работы студентов на курсе», который позволяет студентам более полно раскрыть основные вопросы предложенной темы, логически конструи-

ровать отобранный материал, сконцентрировать внимание на отдельных моментах, наглядно представить текстовую информацию.

Публичное выступление и защита своего тематического блока повышают эффективность самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Занятия, при такой форме проведения, становятся более привлекательными. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, высказывать и аргументировать свое мнение участвовать в общих дискуссиях. Использование подобного подхода позволяет: изменить форму подачи материала и отступить от тандема «лекция-практика»; реализовать интеллектуальные способности, создать условия для самовыражения студентов, оце-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нить степень подготовленности каждого студента по результатам представленной самостоятельной работы, повысить уровень профессиональной подготовки студентов, для того, чтобы они могли организовать и провести подобную работу в своей будущей профессиональной деятельности.

Важным этапом самостоятельной работы является ее оценивание, к которому были привлечены студенты, что вносит элемент соревновательности, позволяет использовать рейтинговую систему как активный метод контроля. Введение такого метода оценивания позволит студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т. е. являться сотрудниками (партнерами). После представления презентации, каждому студенту для оценки эффективности самостоятельной работы выступающей группы предлагалась «Карта оценивания самостоятельной работы», в которой по десятибальной системе оценивались следующие показатели:

1. Информативность

2. Оформление

3. Методическая грамотность

4. Творчество

Результаты рейтинга позволили выявить лучшую группу студентов и лучшую индивидуальную самостоятельную работу. Элемент состязательности системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение всего курса, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

Так как самостоятельная работа направлена, прежде всего, на усвоение знаний курса «Химия и окружающая среда», для организации контроля за усвоением знаний, студентам также предлагалось самостоятельно разработать «Итоговый тестовый контроль знаний и умений студентов» по своему тематическому блоку. Умение разрабатывать контролирующие задания является частью профессиональной подготовки педагога. Тестирование отличается объективностью, экономит время преподавателя, освобождая его в значительной степени от рутинной работы, помогая выявить структуру знаний студентов и контролировать уровень усвоения материала, а так же позволяет прогнозировать темпы и результативность

обучения каждого студента в отдельности. В каждом блоке группами студентов было разработано 2 варианта по 15 заданий в каждом. По полученным результатам тестирования была построена диаграмма «Результаты итогового тестирования», наглядно показывающая эффективность проведения самостоятельной работы студентами на данном курсе. Студенты справились с заданиями тестирования и показали довольно высокие результаты, что позволило нам сделать заключение о высокой эффективности такой организации самостоятельной работы и необходимости включения ее в разработку подобных курсов.

В конце изучения дисциплины, студентам было предложена анкета, содержащая задание выбрать из списка наиболее значимые качества, которые сформировались у студентов в ходе выполнения самостоятельной работы. Результаты представлены на диаграмме 2.

Из диаграммы видно, что наиболее значимыми качествами, формируемыми в ходе такой работы, студентами были названы:

• развитие методической грамотности (20%);

• умение обрабатывать, структурировать и представлять материал (18%);

• совершенствование ораторского искусства, навыков публичного выступления (15%).

Эти качества способствуют повышению уровня профессионально-педагогической подготовки студентов.

Из опыта работы, сформулируем следующие методические рекомендации по организации самостоятельной работы в вузе:

1. При организации самостоятельной работы необходима реализация обучающей, воспитательной, развивающей и функции профессиональной подготовки, с учётом специфики вуза, специальности.

2. Необходимо учитывать специфику организации самостоятельной работы для студентов младших и старших курсов.

3. Приветствуется сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной форм самостоятельной работы, использование их в диалектическом единстве.

4. Для чёткости проведения самостоятельной работы необходимо обязательное ознакомление студентов с планом организации

Диаграмма 2. Качества, формируемые в ходе самостоятельной работы, по результатам анкетирования студентов

самостоятельной работы в ходе изучения определённого вузовского курса, дисциплины.

5. Необходимо не просто формальное выполнение определённых видов работы, а применение методик оценивания результатов самостоятельной работы студентов. На старших курсах можно привлекать к оцениванию самостоятельной работы студентов. Студенты должны быть ознакомлены с результатами оценки самостоятельной работы для анализа и планирования своей деятельности. Методика оценивания должна быть простой, объективной, удобной, менее «трудозатратной» для преподавателя.

6. При изучении курсов химии самостоятельная работа должна быть направлена на формирование целостной современной химической картины природы как части естественнонаучного, экологического мировоззрения.

Библиографический список

1. Афанасьева Г. Н., мелешкова Г. И.

Структура управляющей деятельности преподавателя в организации СРС // Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения: сборник материалов научной конференции. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - С. 73-78.

2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1991. -96 с.

3. Гарунов м. Г., Пидкасистый П. И. Психо-лого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999. - 353 с.

4. Гилязова И. Б. Организация и оценивание

самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения курса общей химии // Мировоззренческие аспекты химического образования. Проблемы построения содержания химического знания: Материалы межрегиональной науч.-

практ. конф. - Омск: изд-во ООО «ИТЦ», 2011. -С. 14-17.

5. Ковалевский И. П. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 114-115.

6. Самоорганизация студентов первого курса: учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; отв. ред. П. Е. Рыженков. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. - 118 с.

7. Вербицкий А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образование в России. - 1995. - № 2. - С. 137-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.