Научная статья на тему 'Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза'

Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / РЕЙТИНГ / ХИМИЯ / COMPETENCE APPROACH / MONITORING / ACADEMIC ACHIEVEMENT / SUBJECT COMPETENCE / RESULTS / RATING / CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова И. М., Голованова О. А.

Описан практический опыт авторов по организации мониторинга и диагностики учебных достижений по химии студентов инженерного вуза в условиях рейтинговой системы оценивания их учебной деятельности с позиции компетентностного подхода. Приводится анализ результатов, отмечается, что система рейтинга является оптимальной основой для организации мониторинга освоения предметной компетенциистудентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitornig academic achievement in chemistry university of engineering students

The article deals with monitoring studies of educational achievements of chemistry students of engineering college in terms of rating system for evaluation of their educational activity from the perspective of the competence approach. Indicators of the level of development of the subject competence of first-year students in the discipline "Chemistry" were obtained by subjective scaling in monitoring the training activities, through questionnaires, interviews, the analysis of the current and final control. An analysis of the results, it is noted that the rating system is the optimal basis for the organization of monitoring the development of the subject competence of students.

Текст научной работы на тему «Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза»

ХИМИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 55-62.

УДК 378.8

И.М. Зырянова, О.А. Голованова

МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ХИМИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Описан практический опыт авторов по организации мониторинга и диагностики учебных достижений по химии студентов инженерного вуза в условиях рейтинговой системы оценивания их учебной деятельности с позиции компетентностного подхода. Приводится анализ результатов, отмечается, что система рейтинга является оптимальной основой для организации мониторинга освоения предметной компетенции студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, мониторинг, учебные достижения, предметная компетенция, результаты, рейтинг, химия.

Повышение качества профессионального образования подчинено основной цели - подготовке компетентного специалиста, востребованного рынком, что обусловливает необходимость обновления целей, содержания и технологии обучения в высшей профессиональной школе, ориентацию на развитие личности специалиста.

Профессиональное образование понимается как целенаправленный процесс и результат овладения учащимся профессией и соответствующей квалификацией, освоения знаний, навыков и умений, личностных способностей. Профессиональное обучение представляет собой процесс взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности будущих специалистов. Следовательно, от того, как организован реальный образовательный процесс по учебной дисциплине, какие созданы условия для развития и саморазвития личности, зависит результат обучения. Отслеживание результатов обучения является основой управления качеством профессиональной подготовки специалиста и выполняет системообразующую функцию образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Под мониторингом качества профессионального образования понимается совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) [1-3]. Под компетенциями понимается отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере [4]. В содержание компетенций включается все, что необходимо для выполнения профессиональных задач: знания, опыт деятельности, самостоятельность мышления, мотивация к обучению и др. Исходя из этого, в содержании компетенций выделены знаниевый, деятельностный и мотивационный компоненты. Формирование большинства общекультурных и профессиональных компетенций осуществляется в процессе всего обучения в вузе при изучении различных дисциплин и в значительной мере зависит от ценности мотивации студентов [5].

Растущая напряженность задач современного образования вызвана разработкой и обновлением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что делает образовательный процесс неустойчивым и требует от системы контроля качественно новых функций [6]. Например, мониторинг учебных достижений студентов, сопряженный с самоконтролем [7], позволяет лучше изучить учащихся, их индивидуальные особенности, мотивацию,

© И.М. Зырянова, О.А. Голованова, 2015

56

И.М. Зырянова, О.А. Голованова

оценить знания, умения, навыки (компетенции), оказать необходимую помощь и определить индивидуальную траекторию личностного развития.

Однако мониторинг учебных достижений студентов, позволяющий комплексно и объективно оценивать результаты обучения, регулировать управленческую деятельность по повышению эффективности образовательного процесса с точки зрения компе-тентностного подхода [8; 9], в практике вузов на данный момент используется недостаточно.

Возникает противоречие между необходимостью системного анализа результатов обучения с точки зрения компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО и используемыми в практике образовательного процесса такими понятиями, как «успеваемость» и «качество профессиональной подготовки». Следовательно, появляется необходимость в разработке комплексной системы мониторинга учебных достижений студентов инженерного вуза, обеспечивающей объективность и информативность в оценке различных аспектов обучения учебной дисциплине, способствующей повышению эффективности образовательного процесса. В технологию мониторинга учебных достижений студентов инженерного вуза включены контролирующие действия и результат обучения, который соотносится с целями образования.

Целями обучения учебной дисциплины «Химия» являются: формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения, углубление имеющихся представлений и получение новых знаний и умений в области химии, приобретение студентами навыков экспериментального исследования, опыта творческой деятельности, способствующего развитию и саморазвитию личности будущего специалиста.

Система фундаментальных химических знаний служит основой для формирования естественнонаучного мировоззрения, системного мышления, интеллекта и ценностного отношения к собственной учебной деятельности [10; 11]. Оценивание когнитивного компонента осуществляется с помощью тестов, расчетных заданий, контрольных вопросов и работ по химии. Средства оценивания направлены на выявление уровня усвоения фундаментальных систем понятий, теорий, законов и закономерностей химии. Деятельностный компонент определяется при выполнении студентами лабораторных и практических работ, домашних заданий, оформлении отчетов, участии студентов в олимпиадах, научно-исследовательской работе студентов (НИРС) [12; 13]. При проведении анкетирования студентов в качестве исследовательской методики мотивационного компонента использованы опросники: «Мотивация обучения в вузе

(Т.И. Ильина), «Мотивы учебной деятельности» (А. А. Реан, В. А. Якунин), а также «Мотивация трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев) [5; 14].

Одним из вариантов многомерной технологии оценки результатов обучения студентов инженерного вуза с позиции компе-тентностного подхода является модульнорейтинговая система оценки качества обучения, ее рейтинговая составляющая [8; 15]. Рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки студентов, но и их творческие возможности, активность, самостоятельность, трудолюбие, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы, готовность к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Цель мониторинга учебных достижений по химии студентов инженерного вуза - выявление динамики результатов обучения студентов с позиции компетентностного подхода.

К основным задачам мониторинга можно отнести следующие:

- получение объективных данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются учебные цели, предусмотренные ФГОС ВПО, учебными программами и планами дисциплины;

- активизация учебной деятельности студентов за счет создания ситуации успеха, формирования положительной мотивации к равномерной учебной работе в течение семестра;

- выявление элементов содержания дисциплины (темы, раздела, модуля), вызывающих некоторые затруднения у студентов, определение уровня освоения предметной компетенции студентов на протяжении курса обучения;

- повышение эффективности самостоятельной работы, реализация обратной связи «студент - преподаватель» с целью корректировки результатов обучения, построение траектории личностного развития студента с целью его самообучения, саморазвития, самовоспитания и самоконтроля в условиях уменьшения часов, отведенных на аудиторные занятия;

- управление качеством образовательного процесса при изучении дисциплины «Химия».

В Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) на кафедре физики и химии мониторинг учебных достижений студентов в условиях применения рейтинговой системы проводится по результатам текущего и рубежного контроля, составляются рейтинговые таблицы, осуществляется ранжирование групп студентов и оценивается динамика результатов учебных достижений студентов при изучении химии.

Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза

57

С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентам обеспечен доступ к учебно-методическому комплексу дисциплины, представленному в электронной форме в университетской сети, в том числе к опубликованным учебнометодическим разработкам, включающим материалы по организации самостоятельной работы: выполнению индивидуальных заданий, лабораторных работ, для подготовки к тематическому и итоговому тестированию, например, [16-18]. Методика и критерии оценивания учебных достижений по химии студентов инженерного вуза на основе модульно-рейтинговой системы описана нами в работе [19].

В соответствии с ФГОС ВПО для всех специальностей и направлений ОмГУПС очной и заочной форм обучения определены компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины «Химия», и представлены в рабочих программах кафедры, например, [20-21].

На изучение дисциплины отводится 72 часа, из них 36 часов - на самостоятельную работу студентов, остальное время равномерно распределяется между лекционными и лабораторными занятиями. Контроль учебных достижений осуществляется за счет часов, отведенных на контрольно-самостоятельную работу (КСР) студентов под управлением преподавателя.

Для осуществления контроля текущей работы студентов в содержании учебной дисциплины выделены дидактические единицы (ДЕ), по каждой теме определены знания, умения, навыки (компетенции), подлежащие контролю. Контрольные мероприятия, обеспечивающие мониторинг учебных достижений по химии студентов ОмГУПС, направлены на выявление уровня освоения предметной компетенции, на базе которой формируются и развиваются общекультурные и профессиональные компетенции. Для проведения мониторинга качества подготовки учащихся нами разработаны и апробированы контрольно-измерительные материалы (КИМ) по всем разделам дисциплины (качество КИМ в данной работе не обсуждается). Практика показывает, что для обеспечения оперативности текущего контроля следует использовать тестовые задания с выбором ответа, задания на соответствие.

Рубежный контроль осуществляется в виде прохождения тестов различной сложности (выбор ответа, соответствие, дополнение - часть А), решения качественных и количественных задач (часть В), выполнения кейс-задания (часть С). Итоговый контроль проводится либо в виде контрольной работы по всем разделам дисциплины, либо также состоит из частей А, В и С.

Входной контроль осуществляется в начале изучения дисциплины для определе-

ния стартового рейтинга студента. В этом случае фиксируется начальный уровень обученности студента, что позволяет преподавателю и студенту осуществлять целенаправленную работу по его развитию и коррекции. Стартовые контрольные срезы показывают, что исходный уровень химической подготовки первокурсников в последние годы заметно снизился и составляет примерно 31-40 %, причем в группах с преобладанием студентов, обучающихся на платной основе или по целевому набору, эти показатели могут быть еще ниже.

Анализ стартовых работ позволяет сделать следующие выводы: студенты первого курса инженерного вуза не умеют писать формулы веществ и уравнения реакций, не владеют навыками стехиометрических расчетов, не умеют применять теоретические знания при решении химических задач, в целом имеют слабую общую химическую подготовку. У многих студентов отсутствует самостоятельность при выполнении лабораторных работ, они слабо владеют навыками ведения конспектов, работы с учебными пособиями, справочной литературой, составление отчетов о проделанной работе вызывает у них затруднение. Причем даже сильные студенты могут испытывать затруднения при составлении планов, написании реферативных работ. Таким образом, у студентов первого курса инженерного вуза отмечается невысокий уровень общекультурных компетенций.

Анкетирование, собеседование, опрос студентов показали, что сами студенты уровень своей химической подготовки оценивают как низкий. Большинство первокурсников отмечает, что им не хватает знаний и умений, полученных в средней школе, для успешного усвоения вузовской программы по химии. Основной причиной низкой мотивации к изучению химии как в школе, так и в вузе первокурсники считают ее ненужность в основе своего дальнейшего профессионального образования. Таким образом, можно сказать, что при обучении в вузе существенная часть студентов испытывает затруднения как при изучении теоретических разделов химии, так и при решении расчетных и практических задач и имеет низкую учебную мотивацию.

В связи с серьезными пробелами в школьных знаниях преподавание химии в инженерном вузе практически начинается «с нулевого уровня», с отступления от требований ФГОС ВПО, который не предусматривает изучение в вузах элементарных понятий и законов, классификации веществ, основных свойств веществ и методов получения, стехиометрических расчетов. Однако преподаватели вынуждены находить время на проведение дополнительных занятий для повто-

58

И.М. Зырянова, О.А. Голованова

рения школьного материала, иначе вузовский курс химии не имел бы основания.

В качестве примера контрольного мероприятия приведем данные, полученные при тестировании студентов 1-го курса Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий (ИАТИТ), а также студентов теплоэнергетического факультета (ТЭФ) ОмГУПС (2010-2012 учеб. год, n = 97) по разделу «Общая и неорганическая химия». Перед контрольным мероприятием были проведены экспресс-контроль и две лабораторные работы, что позволило оценить экспериментальные навыки студентов, их активность, самостоятельность, коммуникабельность, умение и желание выполнять отчеты, домашние задания с целью подготовки к тестированию. В совокупности с результатами теста определялся рейтинговый коэффициент (Кр ) по первой контрольной точке.

Тест состоял из 24 вопросов на выбор варианта ответа и соответствие, содержал расчетные задачи (1-2-го уровня сложности), решение которых рекомендовалось приводить чтобы снизить возможность угадывания. Вниманию студентов предлага-

лись следующие темы: «Классы неорганических соединений», «Строение атома и периодическая система», «Химическая связь и строение вещества», «Способы выражения состава раствора», «Равновесие в растворах электролитов», «Окислительно-восстанови-

тельные реакции». Показатель успешности (результативности) выполнения тестового задания для данной выборки студентов составил 41-45 %.

Статистическая обработка результатов показывает, что данные согласуются с нормальным распределением, это позволяет проверить гипотезу Но - об отсутствии отличий в знаниях и умениях студентов по критерию Стьюдента и Фишера. На 0,05 уровне значимости установлено, что значимых отличий в ответах представленных выборок студентов не наблюдается. Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы Statistica [22; 23].

Практика показывает, что анализ результатов контрольного мероприятия удобно представлять в виде диаграмм - как по группе в целом (рис. 1а), так и по отдельному студенту) (рис. 1б).

б

Рис. 1. Результаты тестирования по ДЕ № 1, вариант 1: а - по группе в целом; б - по отдельному студенту

На рис. 1а представлены результаты

тестирования по разделу «Общая и неорганическая химия» студентов ИАТИТ (20122013 учеб. год, n = 40), успешность выполнения тестового задания составляет 52 % (Std. Dev. = 18,35). Групповая гистограмма позволяет оценить наиболее проблемные темы и вопросы в содержании выделенной ДЕ, успешность выполнения теста (%) по данной выборке студентов, скорректировать технологию обучения. При мониторинге учебной деятельности выявляются закономерности в деятельности как преподавателей, так и студентов. Анализ результатов позволяет вы-

явить некоторые позитивные тенденции в формировании предметной компетенции. В частности, по сравнению с предыдущим годом повысилась успешность выполнения заданий, отмечается повышение уровня экспериментальных умений. Однако по-прежнему выделяются вопросы программы, уровень овладения которыми не может быть признан удовлетворительным, поскольку значительная часть студентов, несмотря на позитивную тенденцию, допускает ошибки. Например, на рис. 1а, видно, что по-прежнему имеются проблемы при проведении стехиометрических расчетов, вызывают затрудне-

Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза

59

ния вопросы на соответствие по темам «Гидролиз», «Равновесие в растворах электролитов», недостаточно сформированы умения решать задачи по теме «Способы выражения состава растворов», студенты испытывают затруднения при рассмотрении химической связи и гибридизации.

На рис. 1б представлены результаты тестирования отдельного студента (z), успешность выполнения тестового задания составляет 62,5 %, что соответствует второму уровню освоения предметной компетенции, это означает, что студент обладает необходимой системой знаний, способен понимать и интерпретировать информацию, решает стандартные задачи, выполняя самостоятельно типовые действия. Однако знания недостаточно системны, а умения не носят обобщающего и творческого характера. Данный студент справился с заданиями по темам «Классы неорганических соединений», «Равновесие в растворах электролитов», «Гидролиз», ответил на вопросы 1-2-го уровня сложности по темам «Строение атома, химическая связь», «Окислительно-восстановительные реакции». Наблюдаются проблемы в умении составлять электронный баланс, уравнивать и определять типы окислительно-восстановительных реакций, имеются также затруднения в проведении стехиометрических расчетов и расчетов на концентрации растворов.

Таким образом, используя диаграммы, мы видим результаты учебных достижений всех участников образовательного процесса, пути совершенствования методической работы преподавателя и самообразования студентов. Выявление индивидуальных пробелов студента в освоении предметной компетенции позволяет скорректировать обучение, выстраивая траекторию личностного развития. Коррекция результатов осуществляется при проведении консультаций, путем повторной диагностики за счет дополнительных часов, выделенных для изучения дисциплины.

Повышение мотивации учебной деятельности обеспечивается созданием ситуации успеха, повышением рейтингового показателя, получением дополнительных баллов. Студенты, показывающие хорошие и отличные результаты, систематически

справляющиеся с индивидуальным планом подготовки по дисциплине, получают задания, позволяющие увеличить объем знаний, улучшить умения и навыки и тем самым повысить уровень освоения предметной компетенции. В этом случае возрастает учебная активность, настойчивость, увлеченность и трудолюбие большинства студентов, что в первую очередь стимулируется возможностью каждого из них оперативно влиять в течение семестра на свое положение в рейтинге. Существенное значение имеет элемент соперничества, состязатель-

ности. Поскольку студенты активно участвуют в подсчете текущих рейтингов, они осведомлены о состоянии своих учебных достижений и могут контролировать результат собственной учебной деятельности в течение всего семестра.

Следовательно, внедрение рейтинговой системы оценки учебных достижений обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к дисциплине, тем самым организует систематическую работу студентов на всех этапах обучения и, как следствие, повышает мотивацию к учебной деятельности.

Мониторинг учебных достижений по химии студентов способствует получению объективной и достоверной оценки, что позволяет прогнозировать уровни освоения предметной компетенции студентов. На примере студентов ТЭФ (2013-2014 учеб. год, n = 35, 1-я и 2-я группы) проследим изменение индивидуального рейтингового коэффициента (Кр) на протяжении трех контрольных точек. Стартовые контрольные срезы для данной выборки студентов показали примерно одинаковые результаты -45,7 % и 44,6 %. С целью повышения начального уровня обучения были организованы дополнительные занятия, причем все студенты первой группы посещали эти занятия, имели более высокую мотивацию учебной деятельности. Из второй группы на занятия ходили около 60 %, занятия посещались нерегулярно. Коэффициент корреляции Пирсона (уровень значимости p < 0,05) результатов рейтингового коэффициента для первой группы студентов по контрольным точкам составляет п,2 = 0,21; Г1,3 = 0,36; Г2,з = 0,75; для второй группы r1,2 = 0,52; п,3 = 0,64; Г2,з = 0,82 соответственно. В обеих группах корреляция между уровнем освоения предметной компетенции и результатами текущего рейтинга значима на уровне p < 0,05 для второй и третьей контрольной точки, таким образом, уже в середине семестра можно прогнозировать итоговый результат и скорректировать обучение. Динамика изменения рейтингового показателя студентов первой и второй групп представлена на диаграммах (рис. 2).

Прирост Д Кр в первой группы выше, чем во второй: 72,5 % и 62,80 %, это соответствует второму уровню освоения предметной компетенции в каждой группе, причем лишь отдельные студенты успешно решают усложненные качественные и расчетные задачи, повышая уровень освоения предметной компетенции. В целом отмечается положительная динамика результатов учебных достижений студентов при изучении химии за счет проведения дополнительных консультаций, повторной диагностики, повышении мотивации.

60

И.М. Зырянова, О.А. Голованова

Распределение рейтингового балла студентов по контрольным точкам (33 е)

Выборка

студентов

Var1 = 14*5*normal(x; 68,0714; 16,6108)

Var2 = 14*5*normal(x; 68,7857; 19,0513)

Var3 = 14*5*normal(x; 72,5; 13,4207)

Var1

Var2

Var3

а

Выборка

студентов

Распределение рейтингового коэффициента по трем контрольным точкам Var1 = 21*10*normal(x; 51,5714; 16,4486)

Var2 = 21*10*normal(x; 56,0476; 20,2792)

Var3 = 21*10*normal(x; 62,8095; 18,4868)

Var1

Var2

Var3

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110

8

4

3

2

1

0

б

Рис. 2. Распределения рейтингового коэффициента по контрольным точкам: а - первая группа; б - вторая группа

Мониторинг как средство управления и контроля качества образовательного процесса обеспечивает преподавателя обратной

связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания уровня освоения предметной

Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза

61

компетенции, являющейся основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, с учетом индивидуальной траектории обучения студента.

Рассмотрим распределение данных об уровнях освоения предметной компетенции (химия) студентов инженерного вуза в течение последних лет: 2012-2014 учеб. год, выборка состояла из студентов 1-го курса ИАТИТ и ТЭФ, n = 306 (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

50

со"

| 40

о

^30

о. 20

з 10 со

0

1 п

1

It |_|_|—.111 -^£ГЖ

12 3 4

Уровни освоения компетенции

Рис. 3. Распределение уровней предметной компетенции студентов:

1 - ИАТИТ (2012/2013 учеб. год);

2 - ТЭФ (2012/2013 учеб. год);

3 - ИАТИТ (2013/2014 учеб. год);

4 - ТЭФ (2013/2014 учеб. год)

Анализ результатов диаграммы позволяет сделать вывод, что основная масса (4055 %) студентов имеет второй уровень освоения предметной компетенции, т. е. эти студенты обладают необходимой системой знаний, способны понимать и интерпретировать освоенную информацию, решают стандартные задачи, выполняя самостоятельно типовые действия, демонстрируют позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности, проявляют активность при выполнении порученного дела. Отмечается положительная динамика в изменении количества учащихся, обладающих третьим и четвертым уровнем освоения предметной компетенции, таким образом, эти студенты способны гибко подходить к решению более сложных заданий, обосновывать и доказывать правильность выбранного способа их решения, работать целенаправленно, используя связанные между собой формы представления информации, проявляют настойчивость и увлеченность, творческий подход, готовность самостоятельно выполнять порученное дело (15-29 %). В данной выборке 7-10 % студентов способны творчески мыслить, обобщать и переносить установленные закономерности на новые явления, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Эти студенты проявляет настойчивость и увлеченность, творческий подход, готовность к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Однако есть студенты (16-23%), имеющие

первый уровень освоения предметной компетенции (Кр < 60 %). Эти учащиеся усвоили некоторые элементарные знания по основным вопросам дисциплины «Химия», но не овладели необходимой системой знаний и умений, способны решать типовые однокомпонентные задачи невысокой сложности. Из числа этих студентов можно выделить две группы, а именно: а) студенты, имеющие низкий рейтинговый балл, демонстрирующие безразличие, безответственное отношение к учебе и, как следствие, пропуски занятий, бездействие; б) студенты, имеющие низкий рейтинговый балл, но демонстрирующие положительное отношение к учебе. В этом случае за счет дополнительных занятий, более доступного изложения материала, повторной диагностики возможно достижение положительного результата. В другом случае необходима воспитательная работа, в том числе с участием администрации вуза (например, деканата).

Следовательно, мониторинг учебных достижений студентов, обеспечивающий объективность и информативность в оценке различных аспектов обучения учебной дисциплине, на наш взгляд, должен предусматривать возможность выявления уровня мотивации отдельного студента (или учебной группы), зоны его ближайшего развития, возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории с учетом начального образовательного уровня.

В настоящее время на кафедре физики и химии ОмГУПС продолжается работа по выявлению факторов, способствующих оптимизации образовательного процесса по дисциплине «Химия» [24]. В ходе мониторинговых исследований, проведенных в ОмГУПС на протяжении последних лет, получены данные об уровне предметной компетенции учащихся, выявлена динамика результатов обучения студентов вуза с позиции компетентностного подхода.

Таким образом, мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза позволяет комплексно и объективно оценивать результаты обучения, регулировать управленческую деятельность по повышению эффективности образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Глуханюк Н. С. Психологический мониторинг профессионального становления специалиста / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1998. С. 167188.

[2] Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : МПСИ, 2005. 215 с.

[3] Зырянова И. М. Психолого-педагогический мониторинг как необходимый элемент профессиональной подготовки современного спе-

62

И.М. Зырянова, О.А. Голованова

циалиста // Подготовка компетентного специалиста: реалии и перспективы : сб. науч. тр. по итогам регион. науч.-практ. конф. Хабаровск : ДГУ, 2008. С. 161-166.

[4] Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

[5] Зырянова И. М. Изучение мотивации учебной деятельности студентов // Психология и педагогика: пути и методы развития : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : ПДЗ, 2010. С. 81-83.

[6] Багдуева З. Н., Кучугурова Н. Д. Промежуточный контроль знаний как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся // Наука и школа. 2011. № 3. С. 77-82.

[7] Разработка методик оценки качества осуществляемых образовательных услуг на основе проведения самооценки уровня сформиро-ванности компетенций обучающихся и выпускников вузов с целью развития и внедрения перспективных образовательных технологий. М. : МГУПП, 2011. 19 с.

[8] Кальней В. А., Матвеева С. В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетент-ностного подхода // Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 127-132.

[9] Горбунова Л. Г. Технология комплексной диагностики предметной обученности студентов // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 25-30.

[10] Горбунова Л. Г. Формирование и оценивание специальных профессиональных компетенций студентов педвузов в процессе обучения физической химии // Вестник ТГПУ. 2012. № 7 (122). С. 201-204.

[11] Зырянова И. М. Формирование системного стиля мышления студентов на основе межпредметных связей // Университетское образование : сб. ст. X Междунар. науч.-метод. конф. Пенза : ПДЗ, 2006. С. 282-285.

[12] Тодер Г. Б., Зырянова И. М. Особенности контроля качества знаний студентов посредством проведения межпредметных олимпиад // Инновационные методы контроля качества знаний : матер. семинара. М. : МИИТ, 2008. С. 6166.

[13] Тодер Г. Б., Зырянова И. М. Междисциплинарные олимпиады как способ формирования и

контроля профессионально значимых компетентностей студентов // Наука и школа. 2011. № 2. С. 74-77.

[14] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. М. : Питер,

2003. 501 с.

[15] Нищев К. Н., Евтеева И. Н. Мониторинг и диагностика качества знаний студентов в условиях рейтинговой системы оценивания их учебной деятельности // Интеграция образования.

2006. № 3. С. 6-13.

[16] Круглова Л. Н., Зырянова И. М. Методические указания для самостоятельной работы студентов по химии. Омск : ОмГУПС, 2013. Ч. 1. 42 с.

[17] Круглова Л. Н., Зырянова И. М. Методические указания для самостоятельной работы студентов по химии. Омск : ОмГУПС. 2013. Ч. 2. 41 с.

[18] Зырянова И. М., Круглова Л. Н. Тестовые задания по химии. Омск : ОмГУПС, 2014. Ч. 1. 43 с.

[19] Зырянова И. М., Голованова О. А., Крохин С. Н. Методика оценивания учебных достижений по химии студентов инженерного вуза // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 51-54.

[20] Крохин С. Н., Зырянова И. М. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия». Специальность: 19090101 «Системы обеспечения движения поездов». Специализации: «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта», «Радиотехнические системы на железнодорожном транспорте». Омск : ОмГУПС, 2012. 23 с.

[21] Крохин С. Н., Зырянова И. М. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия». Направление: 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника». Профили: «Промышленная теплоэнергетика», «Энергообеспечение предприятий». Омск : ОмГУПС, 2012. 24 с.

[22] Боровиков В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере. М. : Питер, 2003. 686 с.

[23] Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М. : МПСИ : Флинта, 2003. С.336 с.

[24] Поиск новых форм совершенствования учеб-

ного процесса по физике и химии: повышение эффективности самостоятельной работы студентов при подготовке к тестированию по всем разделам химии» : отчет о НИР. Омск :

ОмГУПС, 2014. 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.