УДК 332.14
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОНОПРОФИЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Рощина, Н. А. Дятлова
METHODS OF DETERMINING SUSTAINABLE SOCIAL SECURITY OF LABOUR RELATIONS AT THE CITY-FORMING ENTERPRISE OF A SINGLE-INDUSTRY MUNICIPALITY
I. V. Roshchina, N. A. Dyatlova
Рассмотрены особенности влияния социально-трудовых отношений на устойчивую безопасность моногорода и градообразующего предприятия. Предложена методика, являющаяся эффективным инструментом для оценки уровня устойчивой безопасности. Представлены основные блоки методики и их составляющие. Выявлены основные отличительные особенности и возможности методики.
The paper addresses the features of the influence of social and labour relations on the stable security of the monotown and the city-forming enterprise. The proposed method is an effective tool for ensuring sustainable security. The basic blocks of the methodology and their components are presented; its basic features and capabilities are identified.
Ключевые слова: устойчивая безопасность, монопрофильное муниципальное образование, градообразующее предприятие, социально-трудовые отношения.
Keywords: sustainable security, single-industry municipality, city-forming enterprise, social and labour relations.
В настоящее время существует недостаток методологической базы для оценки устойчивой безопасности социально-трудовых отношений в монопрофиль-ных муниципальных образованиях [1]. В то время как социально-экономическое развитие всего моногорода находится в большой зависимости от устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия. В связи с этим, необходим расширенный анализ условий устойчивости и безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования, изучение индикаторов, позволяющих оценить уровень их устойчивого развития, а также инструментов обеспечения устойчивого развития социально-трудовых отношений на долгосрочную перспективу и анализ возможных результатов от их использования.
Для того, чтобы разработать эффективный механизм обеспечения устойчивой безопасности градообразующего предприятия, необходима методика оценки уровня устойчивой безопасности социальнотрудовых отношений градообразующего предприятия, а также оценки уровня устойчивой безопасности социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований и прогнозирования последствий реализации стратегических программ социально-экономического развития. Это позволит повысить эффективность управления на микро- и мезо-уровнях в условиях ограниченных ресурсов и прежде всего трудовых ресурсов.
Предлагаемая авторами методика преимущественно ориентирована на изучение социально-трудовых отношений. Ведь если не выстроить сбалансированные отношения с малым бизнесом и градообразующим предприятием в интересах монопрофильного муниципального образования, то это может привести к конфликту интересов всех сторон, и, как следствие, к поляризации общества, дестабилизации и социаль-
ной напряженности. Поэтому социально-трудовые отношения имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития как градообразующего предприятия, так и всего монопрофильного муниципального образования [4].
Новизна разработанной методики состоит: во-
первых, в синтезе методов микро- и мезоуровня и применения присущих им социально-экономических категорий к анализу социально-экономического положения градообразующего предприятия (или градообразующих предприятий) монопрофильных муниципальных образований; во-вторых, в использовании аналитической и методологической интерпретации таких понятий как устойчивая безопасность градообразующего предпри-ятия/монопрофильных муниципальных образований и устойчивая безопасность социально-трудовых отношений; в-третьих, в возможности проведения как экспресс-диагностики, так и развёрнутого анализа деятельности моногородов (на территории, которого расположено градообразующее предприятие), в т. ч. и прогнозировании их деятельности. Кроме того, данная методика является гибкой, т. к. учитывает особенности монопрофиль-ных территорий (на территории, которого расположено одно или несколько градообразующих предприятий).
Вся методика показывает эффективность различных направлений социально-экономической политики как градообразующего предприятия, так и в целом монопрофильного муниципального образования, а также позволяет расставить акценты на: диверсификации социально-экономического развития, миграционной политики, охране и безопасности труда, уровне жизни населения, социальном партнерстве и ответственности и т. д. Несоответствие направлений политики и целей устойчивой безопасности может привести к появлению социальной напряженности, нестабильности. Таким образом, методика позволяет выявлять различные угрозы и своевременно реагировать на них
для обеспечения баланса. В результате чего, система управления становится более гибкой и эффективной, что дает возможность реально оценивать управление на разных уровнях.
При этом для каждого градообразующего пред-приятия/монопрофильного муниципального образования в целом, исходя из присущей специфики, дол-
жен быть определен уровень устойчивой безопасности (высокий, средний или низкий), который отражает степень диверсифицированности экономики и рынка труда, риски социальной напряженности, нестабильности в обществе, уровень развития социального партнерства и социальной ответственности.
к
г
13
£
Рис. Методика оценки уровня устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильных муниципальных образований
Примечание: *- при проведении рекомендуется использовать методический подход, применяемый при проведении ежегодного мониторинга состояния моногородов Министерством регионального развития РФ [3];
**— при проведении рекомендуется использовать Индикаторы устойчивого развития Томской области [2].
Структура методики оценки устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования (рис.).
1. Аналитический блок включает в себя группы показателей, с помощью которых оценивается уровень устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия моно-профильного муниципального образования. В основе методики заложены одновременно и принцип универсальности, и, в то же время, принцип уникальности.
Это достигается за счет следующих подразделов аналитического блока:
1.1 Экспресс-диагностика, включающая в себя ключевые показатели, по которым определяется общий уровень устойчивой безопасности.
1.2 Развернутый анализ предполагает детализированную оценку по каждому направлению, оценивающему уровень устойчивой безопасности социальнотрудовых отношений градообразующего предприятия.
2. Прогнозный блок предусматривает возможности прогнозирования с учетом специфики конкретного монопрофильного муниципального образования (на территории которого расположено градообразующее предприятие). Позволяет проводить анализ на непротиворечивость наметившихся тенденций социальноэкономического развития монопрофильного муниципального образования и реализуемых стратегических документов на данной территории.
3. Целевой анализ предполагает проведение верификации стратегических документов монопрофиль-ных муниципальных образований на предмет их соответствия целям устойчивой безопасности социальнотрудовых отношений.
Таким образом, можно выделить несколько этапов анализа. Первым этапом аналитического блока явля-
ется общая характеристика социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования. При этом для анализа предложено использовать методический подход ежегодного мониторинга состояния моногородов Министерства регионального развития РФ и Индикаторы устойчивого развития Томской области. За основу выбраны данные методики, так как используемые в них показатели применимы для анализа монопрофильной территории.
Для того чтобы полнее учесть специфику моно-профильных муниципальных образований, необходимо использовать наряду с показателями из вышеуказанных методик также дополнительные показатели (таблица 1).
Таблица 1
Дополнительные показатели, оценивающие социально-экономическое развитие монопрофильного муниципального образования
Наименование показателя Характеристика показателя
Интегральный коэффициент эластичности показателей монопрофильного муниципального образования Характеризует зависимость изменения социально-экономического развития моногорода от изменения состояния градообразующего предприятия. Рассчитывается как среднегеометрическое значение отдельных показателей эластичности: объема промышленного производства, занятости, средней заработной платы, бюджетообес-печенности, инвестиций. Отдельные показатели эластичности рассчитываются по формуле: е = (ДУ / ДХ)(Х / У), где е - эластичность; Х - показатель, характеризующий градообразующее предприятие; У -показатель, характеризующий монопрофильное муниципальное образование. Показатели эластичности показывают, на сколько процентов изменятся соответствующие показатели развития моногорода при изменении соответствующих показателей развития градообразующего предприятия на 1 %. Если коэффициент эластичности по модулю меньше единицы, то это свидетельствует о неэластичности изменения исследуемых показателей моногорода от изменения показателей градообразующего предприятия. Если коэффициент эластичности больше 1, то это говорит о том, что показатели монопро-фильного муниципального образования эластичны по отношению к показателям градообразующего предприятия, так как каждый процент изменения показателя градообразующего предприятия приводит к еще большему изменению показателя монопрофильного муниципального образования.
Уровень диверсификации экономики Модифицированный индекс Херфиндаля-Хиршмана Данный индекс традиционно применяется на микроуровне для измерения уровня концентрации предприятия на рынках и в отраслях. С учетом выявленной специфики монопрофильных муниципальных образований этот индекс применим для оценки изменения уровня диверсификации моногородов. Рассчитывается по формуле: Н = 1 -]Ы, 1=1 где 1 - сегменты (отрасли), которые представлены в моногороде, р; - удельный вес 1-й отрасли в валовом муниципальном продукте. Значение индекса, равное и стремящееся к 0, указывает на моноотраслевую направленность экономики. Если значение индекса стремится к 1, тогда муниципальное образование направлено на диверсификацию экономики.
Состояние градообразующей отрасли в целом Характеризует уровень развития градообразующей отрасли. Определяется на основе индекса промышленного производства в отрасли, который рассчитывается как отношение текущего объема производства (в денежном выражении) к объему промышленного производства в предыдущем году.
Примечание: составлено авторами. 228 | Вестник КемГУ 2014 № 1 (57) Т. 2
Анализ общей характеристики социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования целесообразно проводить на ежегодной основе.
Вторым этапом является анализ устойчивой безопасности социально-трудовых отношений монопро-фильного муниципального образования на основе экспресс-диагностики (таблица 2), которую следует проводить два раза в год. Экспресс-диагностика состоит из следующих разделов:
1. Безопасность сферы социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопро-фильного муниципального образования. В этом раз-
Ключевые показатели
деле анализируются социально-трудовые отношения в рамках градообразующего предприятия.
2. Устойчивое развитие сферы социально-трудовых отношений монопрофильного муниципального образования. Данный раздел позволяет оценить состояние социально-трудовых отношений в монопро-фильном муниципальном образовании в целом.
3. Устойчивая безопасность сферы социальнотрудовых отношений монопрофильного муниципального образования. В данном разделе оценивается уровень развития социального партнерства и социальной ответственности в монопрофильном муниципальном образовании.
Таблица 2
экспресс-диагностики
Наименование подсистем Ключевой показатель Характеристика показателя
1. Безопасность социальнотрудовых отношений 1.1. Социальная подсистема Доля экономически активного населения, занятого на градообразующем предприятии Характеризует уровень монопрофильности экономики. Рассчитывается как процентное отношение занятых на градообразующем предприятии к общей численности экономически активного населения моногорода, %
1.2. Техническая подсистема Доля объема инвестиций в модернизацию производства и развитие человеческого капитала градообразующим предприятием Рассчитывается как отношение инвестиций градообразующего предприятия к общему объему инвестиций по всему моногороду
1.3. Институциональная подсистема Эффективность деятельности градообразующего предприятия (рентабельность по валовой прибыли) Рассчитывается как отношение валовой прибыли градообразующего предприятия к выручке
2. Устойчивое развитие социальнотрудовых отношений 2.1. Социальная подсистема Уровень зарегистрированной безработицы Процентное отношение официально зарегистрированных безработных к сумме занятых в экономике и официально зарегистрированных безработных, %
2.2. Техническая подсистема Уровень высококвалифицированного труда Доля высококвалифицированных работников в общей численности экономически активного населения
2.3. Институциональная подсистема Мероприятия органов местного самоуправления в области занятости Исполнение местным бюджетом государственной программы, направленной на содействие занятости, %
3. Устойчивая безопасность социальнотрудовых отношений 3.1. Социальная подсистема Уровень развития социального партнерства Процентное соотношение работников, осуществляющих трудовую деятельность в рамках договорных отношений по социальному партнерству и общего количества работников, занятых на предприятиях моногорода
3.2. Техническая подсистема Общие расходы и инвестиции градообразующего предприятия на охрану окружающей среды Рассчитывается как отношение инвестиций и расходов градообразующего предприятия в области экологии к общему объему инвестиций по всему моногороду
3.3. Институциональная подсистема Планирование и реализация мер по стимулированию социальной активности органами местного самоуправления Данный показатель важен для оценки уровня влияния администрации моногорода на развитие социальной ответственности. Определяется как исполнение местным бюджетом программ стимулирования развития социальноответственного предпринимательства и институтов гражданского общества, %
Примечание: составлено авторами.
При этом каждый раздел включает анализ по следующим подсистемам:
А. Социальная подсистема.
Б. Техническая подсистема.
В. Институциональная подсистема.
Целью экспресс-диагностики является выявление проблемных зон на основе ключевых показателей.
При этом, исходя из полученного интегрального по-
казателя, выявляется уровень устойчивой безопасности социально-трудовых отношений: низкий, средний или высокий.
Первый и второй этапы являются «типовыми», т. е. присутствуют при анализе любого монопрофиль-ного муниципального образования.
Обозначив возникшие или наметившиеся проблемы монопрофильного муниципального образования в экспресс-диагностике, возможно перейти к третьему этапу - проведению развёрнутого анализа его «болевых» точек, учитывающего специфику конкретного монопро-фильного муниципального образования. Таким образом, если выявлены проблемы в какой-либо подсистеме (или подсистемах) при проведении экспресс-диагностики, то в развернутом анализе можно ограничиться анализом только этой подсистемы (или подсистем).
Реализация третьего этапа позволяет в каждом конкретном случае получать методику, адаптированную к конкретным условиям и состоящую в результате из разных блоков и соответствующих им показателей. Работает принцип «конструктора». Методика «подстраивается» под каждое монопрофильное муниципальное образование, позволяя точнее выявить существующие проблемы и тенденции. Это делает методику гибкой и позволяет получать результат быстро и эффективно.
Четвертый этап подразумевает проведение прогнозирования по ключевым показателям экспресс-диагностики и целевого анализа (анализ соответствия стратегическим документам монопрофильного муниципального образования).
С помощью прогнозного блока обеспечивается оценка устойчивой безопасности социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований на перспективу на основе построения активного прогноза, который основывается на комплексном под-
ходе с учетом анализа и прогноза внешних воздействий, способных оказать влияние на развитие территории.
С помощью целевого анализа возможно оценить интеграцию целей социально-экономического развития монопрофильного муниципального развития и критериев обеспечения устойчивой безопасности территории (в т. ч. устойчивой безопасности социальнотрудовых отношений).
Таким образом, методика оценки устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильных муниципальных образований позволяет:
1. Проводить экспресс-диагностику устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования на основе ключевых показателей.
2. Выявлять с учётом уровня безопасности проблемные зоны, требующие приоритетного внимания.
3. Проводить развернутый анализ «болевых» подсистем и элементов проблемных зон.
4. Разрабатывать адресно-ориентированные мероприятия и вносить своевременные коррективы в существующие программные документы моногорода.
5. Осуществлять мониторинг и прогнозирование устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующих предприятий и монопро-фильных муниципальных образований.
6. Оценивать наличие внутренних ресурсов для повышения устойчивой безопасности.
Все это позволяет применять рассмотренную методику как эффективный инструмент оценки устойчивой безопасности в монопрофильном муниципальном образовании.
Литература
1. Дятлова, Н. А. Методическая база для оценки устойчивой безопасности социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований / Н. А. Дятлова // Сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук». - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 131 - 136.
2. Индикаторы устойчивого развития Томской области. - Вып. 2 / под ред. В. М. Кресса. - Томск: Печатная мануфактура, 2004. - 46 с.
3. Материалы Министерства регионального развития РФ. - Режим доступа: http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 07.12.2012).
4. Рощина, И. В. Устойчивое развитие и устойчивая безопасность монопрофильных муниципальных образований / И. В. Рощина, Н. А. Дятлова, Г. С. Рощина // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 4(20). - С. 54 - 63.
Информация об авторах:
Рощина Ирина Викторовна - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и налогообложения Томского государственного университета.
Irina V. Roshchina - Doctor of Economics, Professor at the Department of World Economy and Taxation, Tomsk State University.
Дятлова Наталья Александровна - соискатель кафедры мировой экономики и налогообложения Томского государственного университета, 8-913-286-91-94, dyatlova.na@mail.ru.
Natalia А. Dyatlova - post-graduate student at the Department of World Economy and Taxation, Tomsk State University.
Статья поступила в редколлегию 14.10.2013 г.