Научная статья на тему 'Прогнозирование ключевых показателей социально-трудовых отношений градообразующего предприятия моногорода как неотъемлемый элемент обеспечения устойчивой безопасности'

Прогнозирование ключевых показателей социально-трудовых отношений градообразующего предприятия моногорода как неотъемлемый элемент обеспечения устойчивой безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОНОПРОФИЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / FORECASTING / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / SINGLE-INDUSTRY MUNICIPALITY / CITY-FORMING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Ирина Викторовна, Дятлова Наталья Александровна

Рассмотрена система стратегического планирования в монопрофильном муниципальном образовании. Предложен механизм прогнозирования ключевых показателей социально-трудовой сферы для внесения своевременных корректив в стратегические документы моногорода и градообразующего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рощина Ирина Викторовна, Дятлова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting of key indicators of social and labor relations of city-forming enterprise of one-company town as an integral element of sustained security

System of strategic planning in the single-industry municipality is considered. Mechanism of projection of key indicators of social and labor sectors to make timely adjustments in the strategic documents of one-company town and city-forming enterprise is proposed.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование ключевых показателей социально-трудовых отношений градообразующего предприятия моногорода как неотъемлемый элемент обеспечения устойчивой безопасности»

дителей горнодобывающей и иной техники, используемой в угольной отрасли. С другой стороны, способствует тому, что отечественные ученые и машиностроители стремятся привести свои предложения в соответствии с рыночным спросом и занимаются поиском современных методов продвижения и внедрения собственной инновационной продукции на предприятиях угольной отрасли. Тем более, необходимый научный и производственный потенциал в РФ и Кемеровской области, в частности, присутствует.

Это лишь несколько наиболее показательных, на наш взгляд, примеров, которые иллюстрируют утверждение, что угольный бизнес способен служить фундаментом - и самое главное, драйвером -инновационного развития Кемеровской области, а также запустить синергию в процессе создания и внедрения инноваций в различных отраслях ре-

гиональной экономики.

* * *

В последние годы власти Кемеровской области прилагают серьезные усилия для того, чтобы вырваться из «объятий» жесткой структуры экономики, повысить конкурентоспособность региона за счет создания и развития новых секторов экономики. Безусловно, освоение новых направлений необходимо, однако нельзя отказываться от реальных возможностей использования и приумножения того многогранного потенциала, которым регион уже располагает в традиционных отраслях. На основании проведенного исследования мы утверждаем, что «угольная игла» и «экспортоориентированная модель развития» - это и есть самая, что ни на есть «золотая жила» для инновационного развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. [Эл. ресурс]. - URL: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/prez.asp

2. Скребель О. «Антикризисная» фабрика // Деловой Кузбасс - Новый век. 2013. № 10.

3. Стенограмма заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экобезопасности (26 августа 2013 г., Кемерово). [Эл. ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/news/19083

4. Логинова Е. Разведка бизнесом // Деловой Кузбасс - Новый век. 2012. №5.

□ Авторы статьи:

Фридман Юрий Абрамович, докт. экон. наук, проф., главный научн. сотр. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, проф. каф. прикладных информационных технологий КузГТУ. Тел. 8-3842-75-75-38

Речко

Г алина Николаевна, канд. экон. наук, зав .лаб. ИЭОПП СО РАН, доц. каф. прикладных. информационных технологий КузГТУ E-mail: rgn.vt@kuzstu.ru

Логинова Екатерина Юрьевна, канд. полит. наук, науч. сотр.

ИЭОПП СО РАН E-mail: katrin.2007@mail.ru

УДК 332.14

И.В. Рощина, Н.А. Дятлова

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОНОГОРОДА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблемы прогнозирования и эффективного стратегического управления особенно актуальны для монопрофильных муниципальных образований, так как они постоянно находятся в зоне риска.

Успех социально-экономического развития моногорода во многом определяется качеством стратегического управления, которое представляет собой систематический процесс. Для монопро-фильного муниципального образования важнейшим стратегическим документом, наряду с программой комплексного социально-экономического развития, является комплексный инвестиционный план развития монопрофильного муниципального образования. Главными задачами комплексного

инвестиционного плана модернизации моногорода (КИП) являются, во-первых, перевод моногорода в зону управляемого риска, во-вторых, обеспечение перспективы развития для бизнеса и населения, диверсификация его деятельности. Все моно-профильные муниципальные образования, начиная с 2010 года, приступили к реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 Комплекса мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований [2], разработаны Рекомендации по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований

Л

О

и

О

Ьй

о

о

К

и

н

сз оа & 2

н

ас

а

8?

о

«

о

и

о

«

ч

Я

6

*

й

&

СЗ

а

ас

3

н

ас

а

8?

о

«

Рис. 1. Иерархия документов стратегического планирования в управлении монопрофильным муниципальным образованием. Источник: Составлено авторами

(далее - Рекомендации). Согласно данным Рекомендациям должна быть сформирована система документов «стратегия моногорода - КИП», т.е. увязка стратегии долгосрочного развития с утвержденным или разрабатываемым комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что КИП фактически является механизмом реализации стратегии развития и служит планом мероприятий на среднесрочную перспективу по достижению стратегических приоритетов, обеспечивает реализацию приоритетных отраслевых направлений развития и инвестиционных проектов. В период действия одного документа стратегического планирования моногорода для взаимоувязки с ним могут быть последовательно разработаны несколько КИПов, рассчитанных на более короткие сроки действия.

Соответственно, система «стратегия моногорода - КИП» должна быть взаимоувязана с документом долгосрочного планирования (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ, стратегией федерального округа и стратегическими приоритетами страны в целом.

По нашему мнению, также важным для стратегического управления монопрофильным муниципальным образованием является оценка страте-

гических документов градообразующих предприятий и их отрасли специализации в целом (рис. 1).

Необходимо отметить, что важным условием для повышения результативности реализации мероприятий и адаптивности стратегических документов монопрофильных муниципальных образований является мониторинг их исполнения с учетом оценки существующих и прогнозных тенденций социально-экономического развития моногородов, в том числе ключевых показателей устойчивой безопасности социально-трудовых отношений. Немаловажным вопросом в данном случае является своевременная корректировка стратегических документов, исходя из выявленных тенденций.

Поэтому в методике оценки социальнотрудовых отношений градообразующего предприятия моногорода обязательно должен быть прогнозный блок, с помощью которого возможно обеспечение анализа на перспективу на основе построения активного прогноза.

Наглядно механизм использования прогнозного блока представлен на рис. 2.

Активный прогноз основывается на комплексном подходе с учетом анализа и прогноза внешних воздействий, способных оказать влияние на развитие территории. Такой подход дает пре-

Рис. 2. Прогнозный блок методики оценки устойчивой безопасности социально-трудовых отношений монопрофильного муниципального образования. Источник: Составлено авторами

имущество перед традиционными методами прогнозирования, которые используются в муниципальных образованиях.

Использование активного прогнозирования позволяет разработать согласованный с целями набор действий, способный обеспечить достижение поставленных целей.

В основу прогнозирования положен подход, разработанный Егоршиным А.П. [1], предполагающий дополнение трендового подхода к прогнозированию экспертным и альтернативным подходами.

Прогнозный блок содержит следующие этапы:

1. Построение тренда. В рамках этого этапа в качестве исследуемых рядов используются ключевые показатели экспресс-диагностики. Определяется тип основной тенденции динамики этих показателей, также вычисляются уравнения тренда, т.е. уравнения такой линии, которая оптимально выражает фактическую тенденцию изменения уровней ряда. На основе данных уравнений рассчитываются прогнозируемые значения временного ряда для будущих периодов, вероятных интервалов этих прогнозов.

2. Экспертная оценка. На данном этапе прогнозируемые значения, определенные трендовым подходом, корректируются экспертными коэффициентами для каждого показателя. Данные коэф-

фициенты могут определяться экспертной группой.

3. Выбор вариантов альтернативных прогнозов. Исходя из макроэкономической ситуации, а также ситуации в регионе и в монопрофильном муниципальном образовании определяется для каждого показателя один из вариантов: оптимистический, реалистический или пессимистический прогноз. На основе выбранного варианта присваивается определенный процент прироста, на который корректируется прогнозный показатель. Предлагаемые стандартные коэффициенты прироста:

- оптимистический = +1,05,

- реалистический = 1,

- пессимистический = 0,95.

Таким образом, за счет корректировки прогнозных показателей экспертным и альтернативным подходом получается наиболее реальный прогноз.

4. Анализ прогнозных значений и стратегических документов монопрофильного муниципального образования на предмет их соответствия. На основе такого анализа осуществляется корректировка стратегических документов монопрофиль-ного муниципального образования.

Таким образом, за счет связки полученных прогнозных значений и конкретных кратко- или

долгосрочных стратегических документов, достигается значительная экономия времени в части проверки различной программной документации. Это дает реальные инструменты для управления, за счет внесения своевременных корректив в конкретные стратегические направления развития монопрофильного муниципального образования.

Рассмотрим использование вышеизложенного методического подхода по прогнозированию на примере монопрофильного муниципального образования г. Ленинск-Кузнецкий и, находящегося на его территории, градообразующего предприятия ОАО «СУЭК-Кузбасс».

При составлении прогноза учтен пессимистический вариант прогноза с коэффициентом прироста 0,95 ( в данном случае не использован экспертный коэффициент)

. Исходя из результатов прогнозирования ключевых показателей социально-трудовых отношений градообразующего предприятия моногорода на среднесрочную перспективу (период 20132016гг.) видно, что наметилась положительная динамика, несмотря на то, что выбран пессими-

стический прогноз. Положительной тенденцией является уменьшение доли занятых на градообразующем предприятии, а также уменьшение регистрируемой безработицы.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на институциональную и социальную подсистемы. А именно, показатель финансовой устойчивости градообразующего предприятия в прогнозный период будет меньше нормативного значения (50 %). Это означает, что в прогнозный период следует уделить внимание наращиванию доли устойчивых источников (собственных средств) в структуре пассивов градообразующего предприятия.

Также уровень оплаты труда населения моно-профильного города прогнозируется на меньшем уровне по сравнению с 2012 годом, хотя и имеет положительную динамику. Поэтому необходимо в настоящее время предпринять соответствующие меры и внести коррективы в стратегические документы для предотвращения снижения социального благополучия населения и улучшения финансового состояния градообразующего предприятия.

Таблица. Сводка прогноза основных показателей устойчивой безопасности социально-трудовых отношений градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ на период 2013-2015гг.

Показатели Характеристика показателя Расчет тренда * Эксп к -т Альтерна- тивный прогноз Средне- срочный прогноз Стратегические документы моно-профильного МО / градообразующего предприятия, требующие корректировки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ва- ри- ант При рос т 2013 2014 2015

1. 2. Безопасность социально-трудовых отношений

1.1 Социальная подсистема: Соотношение среднего годового дохода работающих на градообразующем предприятии к величине годового прожиточного минимума населения моногорода у=0,234х+5,3467 П 0,95 6,413 6,635 6,858 Комплексная программа социаль-но-экономическо-го развития моногорода ДРОНД Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Муниципальные целевые программы

Оплата труда и уровень жизни работников градообразующего предприятия

1.2 Техническая подсистема: Уровень монопро-фильности экономики. Процентное отношение занятых на предприятии к общей численности экономически активного населения моногорода, % Г- со ? 3 лз т О, сГ - -= П 0,95 25,1 24,6 24,1 Стратегия развития градообразующего предприятия Комплексная программа социаль-но-экономическо-го развития моногорода ДРОНД

Доля экономически активного населения, занятого на градообразующем предприятии

1.3 Институциональна я подсистема Доляустойчивых источников финансирования, которые y=0,024x+0,3118 Комплексный инвестиционный

Финансовая устойчивость градообразующего предприятия организация может использовать в своей деятельности длительное время. Оотношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса, % П 9, ,0 со, с^ ,5 9, план модернизации моногорода Муниципальные целевые программы Стратегия градообразующег о предприятия

2. Устойчивое развитие социально-трудовых отношений

2.1 Социальная подсистема Комплексная программа социаль-

Уровень оплаты труда Отношение средней номинальной начисленной заработной платы трудоспособного населения к величине прожиточного минимума 3 Г- 3, ,0 + X г- 2 т ,0 = П 9, сТ 9 5 9, с^ 4,085 12, но-экономическо-го развития моногорода. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Инвестиционный паспорт ДРОНД

2.2 Техническая подсистема Процентное отноше- 0, ,0+ X о 0, ,0 - -= Комплексная программа социаль-

Уровень зарегистрированной безработицы ние безработных, зарегистрированных на бирже труда, к сумме занятых в экономике и зарегистрированных безработных, % П ш 9, сТ 8, 0, но-экономическо-го развития моногорода Муниципальные целевые программы ДРОНД

2.3 Институциональная подсистема Комплексная программа социаль-

Мероприятия органов местного самоуправления в области занятости Исполнение местного бюджета по программе «Содействие занятости»,% У=0,019*1п(х)+0,97 П ш 9, о" ,5 9 Г-, ,5 9 9, ,5 9 но-экономическо-го развития моногорода Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Муниципальные целевые программы ДРОНД

3. Устойчивая безопасность социально -трудовых отношений**

3.1 Социальная подсистема Процентное соотношение работников, Комплексная программа социаль-но-экономическо-го развития моногорода Стратегия развития градообразующег о предприятия

Уровень развития социального партнерства осуществляющих трудовую деятельность в правовом поле социального партнерства и общего количества работников, занятых на предприятиях моногорода П 0,95

3.2 Техническая подсистема Расходы градообразующих предприятий на программы социальной поддержки и повышения безопасности труда на одного сотрудника П 0,95 Комплексная программа социаль-но-экономическо-го развития моногорода Муниципальные целевые программы

Степень развития социальной ответственности градообразующего предприятия (предприятий) в рамках безопасности труда

3.3 Институциональная подсистема Показатель важен для оценки уровня влияния администрации моногорода на развитие социальной ответственности Определяется как количество программ стимулирования развития социальноответственного предпринимательства и институтов гражданского общества П 0,95 Стратегия развития градообразующего предприятия Комплексная программа социаль-но-экономическо-го развития моногорода

Планирование и реализация мер по стимулированию социальной активности органами местного самоуправления

* Математическая зависимость тренда получена на основе статистических данных показателей за период 2008-2012гг., предоставленных Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа. Она определяется на основе одного из самых распространенных способов моделирования тенденции - аналитического выравнивания временного ряда, в основе которого лежит построение аналитической функции, характеризующей зависимость уровней ряда от времени.

При этом способом определения типа тенденции (линейная, гипербола, экспонента, степенная функция, парабола второго и более высоких порядков и др.) является перебор основных форм тренда и выбор уравнения тренда по максимальному значению коэффициента детерминации (величины достоверности аппроксимации) с помощью программы Excel.

** Отсутствует муниципальная статистика по данным показателям

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоршин, А.П. Управление инновационным развитием региона: монография. - Н. Новгород: НИМБ, 2008. - 288 с.

2. Комплекс мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований, на 2011 и 2012 годы, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 апреля 2011 г. № 1859п-П16.

□ Авторы статьи:

Рощина Дятлова

Ирина Викторовна, Наталья Александровна,

докт. экон. наук, проф.каф. ассистент каф. финансов

мировой экономики и и кредита КузГТУ,

налогообложения Томского e-mail: dyatlova.na@mail.ru

государственного .университета., e-mail: riv58@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.