Научная статья на тему 'Методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack'

Методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Resources and Technology
ВАК
AGRIS
Ключевые слова
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ / ФАКТИЧЕСКИЙ РАСХОД ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ / SPARE PARTS / LOGGING MACHINES / PARAMETERS OF DURABILITY / ACTUAL CHARGE OF SPARE PARTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Саливоник А. В.

Представлена методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack по результатам фактического расхода запасных частей на эксплуатацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the methods of determination of the indices of the durability of forwarders Timberjack details by the results of the actual operating costs of spare parts.

Текст научной работы на тему «Методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack»

Методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timber jack

А. В. Саливоник1 Петрозаводский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Представлена методика определения показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack по результатам фактического расхода запасных частей на эксплуатацию.

Ключевые слова: запасные части, лесозаготовительные машины, показатели долговечности, фактический расход запасных частей.

SUMMARY

The article represents the methods of determination of the indices of the durability of forwarders Timberjack details by the results of the actual operating costs of spare parts.

Keywords: spare parts, logging machines, parameters of durability, actual charge of spare parts.

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Определение показателей долговечности полностью зависит от объема и состава информации о надежности деталей лесозаготовительных машин (ЛЗМ). Получение достоверных данных по надежности предполагает проведение масштабных и достаточно дорогих наблюдений, в которых должно быть задействовано множество людей.

В качестве альтернативного решения предлагается способ определения показателей долговечности деталей на основе их фактического расхода и последующей математической обработки [1-3]. Большим преимуществом предлагаемого варианта определения показателей долговечности является условие сбора исходных данных. При этом большая часть информации (поступление и расходования запасных частей во время эксплуатации техники) отражается в бухгалтерских и складских документах на всех без исключения предприятиях. В соответствии с имеющимися условиями, вышеупомянутыми ограниченными возможностями и поставленной задачей (определение показателей долговечности деталей) была разработана специальная методика сбора информации по фактическому расходу запасных частей (ЗПЧ) и расчету показателей долговечности деталей форвардеров Timberjack.

На основании анализа работ предшественников, посвященных рассматриваемой проблеме, была разра-

' Автор - аспирант кафедры технологии металлов и ремонта

© Саливоник А. В., 2005

ботана методика определения долговечности деталей форвардеров ТтЬецаск, состоящая из нескольких этапов:

• сбор экспериментального материала фактического расхода запасных частей по специально разработанной форме;

® определение первоначальных исходных данных, полученных из экспериментального материала; ® определение необходимого объема экспериментального материала по фактическому расходу запасных частей;

® выявление показателей долговечности деталей машин.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В основе методики получения исходных данных лежит подход, основывающийся на изучении документации по списанию каждого типономинала ЗПЧ (объектов наблюдения) на каждую машину за весь период ее эксплуатации.

В качестве объекта наблюдения рассмотрим деталь технологического оборудования (манипулятора) фор-вардера ТтЬецаск серии 1010 - серьгу манипулятора (Р058748). Причиной выбора именно этой детали технологического оборудования в качестве объектов наблюдения послужила ее унификация на всех моделях форвардера серии 1010. Для сбора данных по фактическому расходу запасных частей была предложена методика, включающая специально разработанную форму учета данных в виде таблиц, содержащих общую информацию по каждой ЛЗМ в таблице 1 и фактическому расходу запасных частей каждой машиной в таблице 2. Данные, представленные в таблице 1 и таблице 2, собраны по двум лесозаготовительным предприятиям Республики Карелия (РК). Форму сбора информации по фактическому расходу обуславливает наличие учетной документации по каждой машине. При отсутствии конкретной информации по расходу ЗПЧ каждой машиной можно воспользоваться методикой, основанной на суммарном фактическом расходе всеми ЛЗМ одного предприятия с учетом их общей наработки за рассматриваемый период эксплуатации. К примеру, эти данные могут быть получены на основе изучения документации по поставкам ЗПЧ дилером и общих сведений по парку ЛЗМ предприятий.

Из таблицы 2 согласно [4] определим среднюю наработку на отказ каждого форвардера за период с начала эксплуатации до даты отчета-.

где Tj - наработка j-го форвардера с начала эксплуатации, моточас;

96

Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ

П j - расходу'-го форвардера ЗПЧ за весь период эксплуатации, шт.

При определении средней наработки на отказ Tj за

весь период эксплуатации ЛЗМ принимается допущение, что списание (расход), проходящее по документам, приравнивается к отказу.

Определив среднюю наработку до ресурсного отказа (до замен) серьги манипулятора у каждого форвардера, получаем вариационный ряд (табл. 3).

Полученный таким образом вариационный ряд можно оценить на точность или надежность и, кроме того, на достаточность числа вариант. Для определения необходимого числа наблюдений (вариант) или получения необходимой точности и надежности точечных характеристик параметров Надежности исследуемых деталей воспользуемся обращенной функцией Стью-дента [5].

Применение обращенной функции Стьюдента для нахождения необходимого числа наблюдений объясняется тем, что по результатам определения средней наработки до ресурсного отказа (до замен) серьги манипулятора на основе первоначальных данных общее количество вариант составило менее 30 при допущении, что доверительный интервал разброса средней наработки до ресурсного отказа (до замен) серьги манипулятора у всех форвардеров представляет собой симметричный отрезок.

Расчет необходимого числа вариант проведем при условии надежности оценки (доверительной вероятности) Рв = 90% и точности среднего результата (оценки статистического математического ожидания средней наработки до ресурсного отказа) М[х] не более 10% [5].

Тогда необходимое число наблюдений (отказов), при котором обеспечиваются заданные условия, определяется по формуле:

а

х_ 2 !■*

5~1(Ро)

(2)

где а

х несмещенная оценка статистическои дисперсии средней наработки до ресурсного отказа (до замены) серьги;

ёт = ОД • М[х] - требуемая (задаваемая) точность для среднего результата наработки до отказа серьги;

Я-1 (90%) = 1,895 - значение обращенной функции Стьюдента при условии надежности оценки в 90%.

¿2 = их

щ— 1

п1 /=1

(3)

где Щ = 7 - число вариант в первоначальном вариационном ряду;

Хг- - значения средней наработки на отказ, мо-

М[х]--

X;

(4)

"1 /=1

В результате расчетов были получены следующие значения:

- оценка статистического математического ожидания средней наработки до ресурсного отказа серьги

М\х\ = 2467 моточас;

- несмещенная оценка статистической дисперсии средней наработки до ресурсного отказа (до замены)

2

серьги Ох = 2791 моточас;

- требуемая точность для среднего результата наработки до отказа серьги 8т = 247 моточас;

- необходимое число наблюдений П = 16,46 .

Из результатов расчетов следует, что при назначенной надежности оценки в 90% и требуемой точности для среднего результата в 10% необходимое число вариант составило 17, то есть для выполнения заданных условий расчетов необходимы данные по средним наработкам серьги до ресурсного отказа еще по 10 машинам.

При изменении условия задачи, то есть при принятии, что П = Щ = 7 , что соответствует имеющемуся вариационному ряду, можно определить точность при фиксированной надежности или надежность при фиксированной точности. Для решения этой задачи используются выражения (3) и (4), а также преобразованное выражение (2).

К примеру, при числе наблюдений П = 7 и надежности оценки Рв = 90% рассчитанная точность среднего результата составляет 15,34% (8т =379 моточасов).

Для определения показателей долговечности серьги манипулятора можно воспользоваться аналитической расчетной методикой, приведенной в [б]. По результатам расчетов выявлено, что оценка коэффициента корреляции имеет наибольшее значение при логнор-мальном распределении. Поэтому принимаем гипотезу о соответствии распределения наработок отказавших деталей к данному виду закона. Точечные и ин-

тервальные оценки показателей долговечности имеют следующие значения:

- оценка среднего ресурса ЬСр = 2999 моточас;

- оценка среднего квадратического отклонения ресурса <Т£ = 1420 моточас;

- оценка коэффициента вариации V = 0,474 ;

- оценка 80%-го ресурса -¿<80% — 2229 моточас;

- оценка 90%-го ресурса -¿90% =1911 моточас;

- верхняя граница доверительного интервала разброса ресурса Ь^ =4011 моточас;

- нижняя граница доверительного интервала разброса ресурса Ьц =1977 моточас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шиловский В. Н. Теоретические основы и стратегии организации маркетинга и менеджмента технического сервиса территориально распределенных машин и оборудования: Монография / В. Н. Шиловский. Петрозаводск, 2001. 324 с.

Общие сведения о наблюдаемых

2. Шиловский В. Н. Нормирование расхода запасных частей лесозаготовительной техники / В. Н. Шиловский // Сб. науч. Трудов / ЦНИИМЭ. Химки, 1988. С. 17-19.

3. Шиловский В. Н. Совершенствование системы заявок на запасные части для тракторов ОТЗ и машин на их базе / В. Н. Шиловский, В. А. Анасьев // Лесоэксплуатация и лесосплав. 1989. № 5. С. 7-8.

4. Питухин А. В. Сбор и обработка информации о надежности лесных машин: Учебное пособие / А. В. Питухин, В. Н. Шиловский, Н. И. Сереб-рянский. Петрозаводск, 1995. 84 с.

5. Завадский Ю. В. Статистическая обработка эксперимента в задачах автомобильного транспорта /Ю. В. Завадский. М., 1982. 136 с.

6. Питухин А. В. Применение вероятностно-статистических методов для решения задач по надежности и ремонту машин и оборудования: Учебное пособие / А. В. Питухин, В. Н. Шиловский, Н. И. Серебрянский. Петрозаводск, 1999. 148 с.

Таблица 1 серии 1010

Номер Марка Заводской Год Дата ввода

машины машины номер выпуска в эксплуатацию

1 ЮЮБ У/Л010Б003595 2003 26.11.03

2 ЮЮБ \¥Л0100003523 2003 11.02.03

3 1010В \УЛ 010В003371 2002 15.08.02

4 ЮЮБ ¥/Л010Б003649 2004 28.04.04

5 ЮЮБ \УЛ0100003503 2002 15.01.03

6 1010А \¥Л 0101902 1998 11.12.98

7 1010В 'Ш1010В3147 1999 30.08.99

Таблица 2

Сведения по фактическому расходу запчастей

Номер машины Дата отчета Количество деталей на ЛЗМ Наработка ЛЗМ с начала эксплуатации до даты отчета, моточас Расход ЗПЧ за весь период эксплуатации, шт.

1 02.08.04 1 3531 1

2 04.08.04 1 6662 3

3 13.08.04 1 9483 4

4 08.08.04 1 1980 1

5 22.07.03 1 2766 1

б 05.08.03 1 23687 И

7 04.08.03 1 20237 9

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариационный ряд средних наработок на отказ

Номер отказа, 1 1 2 3 4 5 6 7

Номер машины 4 6 2 7 3 5 1

Средняя наработка на отказ, моточас 1980 2153 2221 2249 2371 2766 3531

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.