Научная статья на тему 'Методика определения эксплуатационной производительности и расхода топлива погрузочно-транспортного средства'

Методика определения эксплуатационной производительности и расхода топлива погрузочно-транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1003
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / РАСХОД ТОПЛИВА / ВРЕМЯ ЦИКЛА / ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кирничный Владимир Юрьевич, Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна

Разработана методика определения составляющих времени цикла традиционного погрузчика и погрузчика с энергосберегающим гидроприводом. Предложена методика определения эксплуатационной производительности и расхода топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кирничный Владимир Юрьевич, Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика определения эксплуатационной производительности и расхода топлива погрузочно-транспортного средства»

УДК. 621.431

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И РАСХОДА ТОПЛИВА ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В.Ю. Кирничный, В.Н. Тарасов, И.В. Бояркина

Аннотация. Разработана методика определения составляющих времени цикла традиционного погрузчика и погрузчика с энергосберегающим гидроприводом. Предложена методика определения эксплуатационной производительности и расхода топлива.

Ключевые слова: эксплуатационная производительность, расход топлива, время цикла, затраты.

Введение

Для оценки эффективности фронтальных погрузчиков можно использовать производительность в сочетании с расходом топлива. Оценку эффективности погрузчика можно выполнить по технической производительности, которая не зависит от эксплуатационных факторов и определяется по формуле [1, 2]

VrKH

ПТ = 3600 Г н , (1)

т V

ТЦКР

где Vг - геометрический номинальный объем ковша, м3; Тц - время рабочего цикла погрузчика, с; Кн - коэффициент наполнения ковша; Кр

- коэффициент разрыхления погружаемого материала.

В настоящее время недостаточно развиты методы расчета расхода топлива двигателя фронтального погрузчика в условиях эксплуатации. Расход топлива двигателя внутреннего сгорания зависит от эксплуатационной производительности, т.е. от объема полезной работы, выполняемой фронтальным погрузчиком.

Составляющие времени Тц рабочего цикла определяются по уравнению [1,2]

ТЦ = ¿к + ¿т + ¿С + ¿Р + ¿Х , (2)

где ¿к - время заполнения ковша; ¿т - время транспортирования; ¿С - время подъема стрелы; Хр - время разгрузки ковша; ¿х - время холостого хода.

Время ¿к заполнения ковша можно определить по формуле, связывающей мощность двигателя с объемом ковша и показателями прочности грунта [1, 2]

¿к = 10

VгK ст Кн

Хек ЛЛтКр (1 -5)

(2)

где кс

3

удельное сопротивление черпанию,

Дж/м ; Мек - мощность двигателя, реализуемая при черпании материала, кВт; Ц - КПД трансмиссии, Ц =0,8 ^ 0,9; Цт - тяговый КПД, Цт =0,55 ^ 0,6; 5 - коэффициент буксования:

5 = 0,1 на твердой поверхности, 5 = 0,2 на грунтовой опорной поверхности.

Мощность копания Мек, определяется как

разность мощности двигателя и статистической мощности, отбираемой при копании на привод системы гидравлического управления погрузочного оборудования [3]

N = N - N

у ек 'е у г.п.о '

(3)

где

' Г.П.О - мощность двигателя, расходуемая на гидропривод погрузочного оборудования, кВт.

Мощность NГПО определяется по корреляционной функции [3]

Nr.no = 4,26 тэ , (4)

где тэ - эксплуатационная масса погрузчика, т.

Для погрузчика с энергосберегающим гидроприводом (ЭСГП), у которого уравновешены силы тяжести ковша, стрелы, рычага, освобождается часть мощности, затрачиваемой на подъем этих сил. Статистически эту мощность можно определить как 1/3 от мощности, отбираемой на гидропривод погрузочного оборудования. Поэтому для погрузчика с ЭСГП

2

N = N --N

у ек 'е з ' г.п.о ■

(5)

Таким образом, формула (2) позволяет определить время копания для традиционного погрузчика и погрузчика с ЭСГП.

Время tт транспортирования грунта к месту погрузки самосвала зависит от дальности транспортирования Lт , грузоподъемности Qп погрузчика и условий движения

Lт (гпэ + Qп ) g (/ ± О

^ццт (1 -5)

(6)

к =

где тК

тг

NГ.П.ОЦОБЩ

т

(7)

соответственно массы

К '"с ■ —р ковша, стрелы, рычага, т; Qп - масса полезного груза в ковше, численно равная грузоподъемности, т; НК - высота подъема центра тяжести запрокинутого ковша перед разгрузкой в самосвал, м; ЦоБЩ - общий КПД гидропривода погрузочного

оборудования, Цобщ =0,646 [1].

Мощность NГПО (кВт) определяется по формуле (4).

Формула (7) позволяет определить время подъема стрелы для традиционного погрузчика и для энергосберегающего погрузчика с уравновешенными силами тяжести.

Время разгрузки ковша можно определить по эмпирической формуле из работы [2]

tp = (0,323Оп + 2,32)КС р , (8)

где КС р - коэффициент способа разгрузки,

КС. р =1,35.

Время холостого движения погрузчика к забою определяется по формуле, вытекающей из формулы (6) для пустого ковша [1,2]

tХ =

^еццт (1 -5)

(9)

реализуемая при холостом

где N'e - мощность двигателя, реализуемая

при транспортировании ковша, заполненного материалом, кВт; g - вес единицы массы, g =9,8 Н/кг; f - коэффициент сопротивления качению (при криволинейном движении 7=0,07 ^ 0,17); i - уклон местности (в нормальных условиях /=0); 5 - коэффициент буксования: 5= 0,03 на прямых участках; 5 = 0,05 на криволинейных участках. Мощность

N' = N - N

4 е е р.у '

где Nр у - мощность, расходуемая на привод

гидросистемы рулевого управления в кВт, определяется по корреляционной статистической формуле [3]

Nр.у = 2,2 тэ . Время подъема стрелы на максимальную высоту определяется по формуле

((тк + ) + 0,25(тс + тр )) 8НК

Мощность N'e

движении погрузчика, равна мощности при транспортном режиме в формуле (6).

По формулам (1) - (9) определена длительность цикла для погрузчика В-140 традиционной

конструкции и с ЭСГП при Оп =4,5 т; Ьт =40 м;

7=0,14; тЭ =14.6 т; тк =2,5 т; тс =1,15 т.

Таблица 1 - Показатели времени цикла погрузчиков

Время, с Тип погрузчика

В-140 В-140 с ЭСГП

tк 7,34 5,66

Ц 21,687 21,68

1с 6,057 3,739

р 5,094 5,094

tX 16,574 16,574

ТЦ 56,75 52,75

Время цикла погрузчика с ЭСГП уменьшилось на 4 с за счет уменьшения времени заполнения ковша и времени подъема стрелы.

Техническая производительность по формуле

(1) для погрузчика В-140 при КН =1,0 и Кр =1,1

равна для традиционного погрузчика пт = 132,64

3 3

м /ч; погрузчика с ЭСГП пт = 142,69 м /ч. За

счет уменьшения времени цикла происходит увеличение технической производительности погрузчика с ЭСГП на 7,58 %.

Эксплуатационную производительность фронтального погрузчика определяют путем умножения

технической производительности пт на коэффициент использования рабочего времени Кв . В технической литературе отсутствуют обоснованные рекомендации по значению коэффициента Кв [2].

Поэтому необходимо получить формулу эксплуатационной производительности погрузчика, которая позволит учесть некоторые эксплуатационные осо-

бенности технологического процесса фронтального погрузчика.

Главной особенностью фронтального погрузчика является работа с самосвалами. Имеются рекомендации [2], согласно которым самосвал должен иметь объем кузова, равный 3 ^ 4 объемам ковша погрузчика. Этот важный фактор позволяет сформировать периодический процесс, образованный последовательными циклами загрузки одного самосвала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время цикла загрузки самосвала определим как сумму технологического времени загрузки самосвала и вспомогательного времени, связанного с перемещениями самосвала,

Тс = Т + Т2 . (10)

Технологическое время Т\ заполнения самосвала определим по формуле

Т1 = пк.скквтц ,

где пк с - число ковшей, необходимых для

заполнения самосвала, пк с =3 ^ 4; Ккв - коэффициент, характеризующий квалификацию оператора.

В реальных эксплуатационных условиях можно принимать значение коэффициента квалификации

оператора Ккв =2 ^ 3.

Значение Ккв =1,0 соответствует идеальной автоматизации всех элементов технологического процесса, т.е. теоретическому рабочему циклу. Значение Ккв =2,0 соответствует среднему уровню квалификации.

Вспомогательное время Т2, связанное с использованием самосвалов, можно выразить как функцию

Т2 = ПхТц ,

где Пх - число, определяющее кратность вспомогательного времени Т2 теоретическому времени цикла Тц погрузчика.

Число Пх зависит от условий эксплуатации и

многих других факторов, Пх =2 ^ 5.

Для вывода формулы эксплуатационной производительности погрузчика задаем условия работы погрузчика в карьере, когда перед погрузчиком стоит очередь самосвалов.

Рассмотренные условия позволили получить формулу эксплуатационной производительности одноковшового фронтального погрузчика

3600УГкн , (11)

Пэ =

тц (Ккв +——) кр

Пк . с

В формуле (11) величина Пх зависит от условий работы погрузчика, состояния подъездных путей, наличия уклонов (подъемов и спусков) и т.д.

Существует множество других эксплуатационных факторов, учитывать которые в одной формуле не целесообразно.

Используя формулу (11) определим эксплуатационную производительность фронтального погрузчика В-140 в карьере, приняв Пк с =3, Пх =4,

Ккв =2; УГ =2,3 м3.

Для традиционного погрузчика В-140

Пэ _

3600 • 2,3 • 1,0 3

=39,79 м /ч.

4

56,75(2 + -)1,1

Для погрузчика с ЭСГП

П _ 3600 • 2,3 • 1,0 пэ _

3

=42,807 м /ч

4

52,75(2 + - )1,1

Увеличение эксплуатационной производительности погрузчика с ЭСГП произошло на 7,58 % за счет уменьшения времени цикла.

В рассмотренном случае эксплуатационная производительность отличается от технической в несколько раз, что согласуется с реальными результатами [2].

Задача определения расхода топлива фронтального погрузчика является не менее сложной. Актуальность решения этой задачи определяется большими расходами дизельного топлива в строительных организациях и высокой стоимостью 1 кг дизельного топлива.

Важным является и такой факт, что в период с 1991 г. до настоящего времени стоимость дизельного топлива за 1 кг возросла с 6,8 коп. до 28 руб., т.е. увеличилась в 411,8 раз и эта цифра не является пределом.

Определим расход топлива погрузчиком В-140 за 1 час работы. Час работы погрузчика состоит из

технологического времени ^ и вспомогательного времени t2

3600 = ^ + t2. (12)

Технологическое время ^ работы погрузчика определим по формуле

Ь = ПксКквТцПА.С , (13)

где пАс - число самосвалов, погружаемых за

1 час работы.

Число самосвалов, погружаемых за 1 час, можно определить по формуле

3600

п

А.С '

—. (14) Тц (Пк С Ккв + Пх) Подставляя в выражение (13) формулу (14), получим окончательно технологическое время работы погрузчика в течение часа

(1 =■

3600

(15)

1 + -

'X

ПК .СККВ

Расход топлива за 1 час работы погрузчика можно определить как сумму расходов за период

времени работы погрузчика при максимальной технологической загрузке и расходе топлива в течение времени t2 при холостой работе двигателя. Из выражения (12)

(2 = 3600 -(

1.

(16)

На рис. 1 представлена скоростная характеристика дизельного двигателя ЯМЗ-236Н, содержащая внешние и частичные характеристики крутящего момента Ме (п), часового расхода топлива

Gт (п) и мощности двигателя Nе (п). Производители двигателей и фронтальных погрузчиков выдают потребителю сведения об удельном расходе

топлива двигателем ge в г/(кВт-ч) [4].

Функция расхода топлива по рисунку, представленная линиями AEFL является нелинейной. Часовой расход топлива погрузчика на номинальном режиме работы можно определить по предлагаемой формуле

Ne.H 8е , (17)

От .Н = От .X

10

3

МеН*м

geГ/кBт*Ч

где NеH - номинальная мощность двигателя; GTX - часовой расход топлива двигателя на холостом ходу.

Для двигателя ЯМЗ-236Н принимая ge =200

г/(кВт-ч) [4], Nе н =169 кВт определим расход топлива на номинальных оборах по формуле (17) От н = 35 кг/ч. В реальных условиях работы расход топлива погрузчика находится внутри диапазона От X ~ От н .

На рис. 1 при номинальном режиме работы двигателя при числе оборотов вала п = 1700 об/мин часовой расход топлива имеет максимальную величину От =35 кг/ч по внешней характеристике двигателя. На холостом режиме работы при максимальных оборотах Пх =1930 об/мин при работе двигателя без нагрузки двигатель расходует топливо на собственные внутренние потребности

От. X =4 кг/ч.

Рис. 1. Внешние и частичные скоростные характеристики двигателя ЯМЗ-236Н

Анализ информации по расходу топлива на холостом режиме работы для разных двигателей показал, что От X составляет 10-20% от номинального часового расхода топлива От н и зависит от

погодных условий и многих других факторов.

Величина действительного часового расхода топлива погрузчика зависит от большого числа эксплуатационных факторов, от климатических условий и от степени организации общего технологического процесса работы фронтального погрузчика. Поэтому рассмотрим метод расчета, который является первым приближением к решению сложной задачи определения расхода топлива фронтальным погрузчиком.

Средний расход топлива за 1 час работы погрузчика определим как сумму расходов

От. п = От. 1 + От. 2 , (18)

где От 1 - расход топлива за время в течение часа при выполнении технологического процесса при максимальной нагрузке и соответствующих оборотах двигателя; От2 - расход топлива за

время t2 на холостом режиме.

Расходы топлива От 1 и От 2 определим по формулам

11 г , (19)

От . 1 = От . Н , KN.e , 3600

От .2 = От

¿2

3600

(20)

где кме - коэффициент использования мощности двигателя при эксплуатации, км е =0,6 ^ 1,0.

При выполнении самой трудной технологической операции - процесса черпания материала ковшом характер нагружения двигателя является близким к линейному, при котором сопротивление на валу двигателя изменяется от нулевого до максимального значения. В этих условиях вероятное значение коэффициента использования мощности

двигателя находятся в диапазоне км е =0,6 ^ 0,7.

Принимая параметры режимов работы; Пкс =3; Пх =4; ккв =2; к^£ =0,7 по формулам (18),

(19) найдем GT\ =14,7 кг/ч; GT 2 =1,6 кг/ч.

Расход топлива двигателя ЯМЗ-236Н за 1 час по формуле (18) равен Gт п =16,3 кг/ч.

Для обеспечения трехсменной работы погрузчика объем топливного бака может быть равен при плотности топлива 0,85 кг/л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Qt

= GT.n ■24 =460 л (дм3 ).

0,85

В расчетах годового экономического эффекта эксплуатационные затраты относят к объему выработанной продукции, т.е. к производительности. Если фиксировать объем выполненной за год продукции, то при увеличении производительности машины заданный объем работы можно выполнить за меньшее время работы. В результате чего получается реальная экономия топлива, зарплаты и возникают другие сопутствующие экономические эффекты.

В рассмотренном случае экономический эффект только от экономии топлива можно определить по формуле

ЭГ(Т) = Отп • ТГ • ЦТ-5Т , (21)

где Тг - годовой фонд рабочего времени, Тг =1500 ч; ЦТ - цена 1 кг дизельного топлива, ЦТ =28 руб.; 5т - коэффициент увеличения производительности в долях единицы, 5т =0,0758.

Для погрузчика В-140 с энергосберегающим приводом годовой экономический эффект экономии топлива составляет по формуле (21) ЭГ(Т) _51892,7 руб.

Выводы

Разработана методика расчета эксплуатационной производительности и расхода топлива, которая учитывает теоретическое время рабочего цикла фронтального погрузчика и эксплуатационные факторы, характеризующие условия работы. За

счет сокращения времени цикла погрузчика экономия топлива составляет 7,58 % от общего годового расхода топлива и составляет 51,9 тыс. руб. в год.

Стоимость топлива, расходуемого погрузчиком при эксплуатации, является основной составляющей эксплуатационных затрат.

Библиографический список

1. Бояркина И.В. Технологическая механика одноковшовых фронтальных погрузчиков: монография /И.В. Бояркина. - Омск: СибАДИ, 2011. -336 с.

2. Чебанов Л.С. Эффективность применения погрузчиков в строительстве /Л.С. Чебанов. -Киев: Будивельник, 1987. - 80 с.

3. Гинзбург Ю.В. Промышленные тракторы /Ю.В. Гинзбург, А.И. Швед, А.П. Парфенов.- М.: Машиностроение, 1986. - 296 с.

4. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля /В.А. Стуканов. - М.: ИД «Форум»; Инфра-М, 2007.-368 с.

METHODOLOGY FOR DETERMINING

OPERATIONAL PERFORMANCE AND FUEL CONSUMPTION LOADING VEHICLE

V.Y Kirnichny, V.N. Tarasov, I.V. Boyarkina

A method for determining the components of the cycle time of a traditional truck and loader with hydraulic energy efficient. The method of determining the operational performance and fuel economy.

Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экон. наук, профессор СибАДИ. Основное направление научных исследований - экономика, экономика строительства, технология строительства. Имеет опубликованных работ.

Тарасов Владимир Никитич - доктор техн. наук, профессор СибАДИ. Основное направление научных исследований - теоретическая механика, механика строительных машин. Имеет 218 опубликованных работ.

Бояркина Ирина Владимировна - кандидат техн. наук, доцент СибАДИ. Основное направление научных исследований - аналитическое проектирование энергосберегающего рабочего оборудования стреловых погрузочно-транспортных машин. Имеет 62 опубликованные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.