Научная статья на тему 'Перспектива использования гидравлического энергосберегающего привода'

Перспектива использования гидравлического энергосберегающего привода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
268
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД / ВИЛОЧНЫЙ ПОГРУЗЧИК / РАСХОД ТОПЛИВА / ЦИКЛ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карпенко Микола, Пелевин Леонид Евгеньевич, Богдявичус Марийонас

В статье рассматривается повышение эффективности использования вилочного погрузчика класса IV-VII (с двигателем внутреннего сгорания) посредством внедрения предлагаемой гидравлической энергосберегающей системы. Проводится оценка перспективности ее использования на примере погрузчика HANGCHA CPCD160N-XG35. Проведен анализ и расчет базовой гидравлической системы и предлагаемой гидросистемы погрузчика. В результате определена годовая экономия топлива и сделаны выводы касательно повышения топливной экономичности погрузчика с системой энергосбережения по сравнению с базовой системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Карпенко Микола, Пелевин Леонид Евгеньевич, Богдявичус Марийонас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспектива использования гидравлического энергосберегающего привода»

^ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ

УДК 621.22-546

ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРИВОДА

М.М. Карпенко1, Л.Е. Пелевин2, М. Богдявичус3

1,3Вильнюсский Технический Университет им. Гедиминаса (ВГТУ), LT-10105, Литва, г. Вильнюс, ул. Плитинес, 27;

2Киевский Национальный Университет Строительства и Архитектуры (КНУСА),

03680, Украина, г. Киев, Воздухофлотский проспект, 31.

В статье рассматривается повышение эффективности использования вилочного погрузчика класса IV-VII (с двигателем внутреннего сгорания) посредством внедрения предлагаемой гидравлической энергосберегающей системы. Проводится оценка перспективности ее использования на примере погрузчика HANGCHA CPCD160N-XG35. Проведен анализ и расчет базовой гидравлической системы и предлагаемой гидросистемы погрузчика. В результате определена годовая экономия топлива и сделаны выводы касательно повышения топливной экономичности погрузчика с системой энергосбережения по сравнению с базовой системой.

Ключевые слова: Энергосбережение, гидравлический привод, вилочный погрузчик, расход топлива, цикл работы.

PROSPECT OF USING A HYDRAULIC POWER-SAVING DRIVE

M.M. Karpenko, L.Ye. Pelevin, M. Bogdevicius

Vilnius Gediminas Technical University (VGTU), LT-10105, Lithuania, c. Vilnius, Plytines st., 27;

Kiev National University of Construction and Architecture (KNUCA),

03680, Ukraine, c. Kiev, Povitroflotskyi Avenue, 31.

The article considers the increase in the efficiency of using a forklift loader of IV-VII class (with an internal combustion engine) by introducing the proposed hydraulic energy-saving system of the working equipment. Assesses the prospects of its use as an example the loader HANGCHA CPCD160N-XG35. Carried out analysis and calculation of the basic hydraulic system and the proposed hydraulic system of the loader. As a result, the calculation of the annual fuel economy has been made and conclusions have been reached on improving the fuel efficiency of a forklift truck with an energy-saving system in comparison with the base system.

Keywords: Energy saving, hydraulic drive, forklift, fuel consumption, work cycle.

Введение

Во многих областях производства широкое распространение имеют различные машины, предназначенные для погрузки, выгрузки материалов и объектов. Расходы на погрузку и разгрузку, включая перегрузки при транспортировке, составляют в среднем 25 - 30% общей стоимости. Используемые для этих работ вилочные погрузчики наряду с преимуществами (маневренность, возможность получения больших удельных усилий, масса и стоимость) имеют ряд недостатков, в том числе и большие энергетиче-

ские затраты привода. С каждым годом идет постоянное совершенствование и оптимизация данной техники, ее рабочих органов и приводов. В последнее время широкое распространение в данных машинах получил гидропривод. Однако его высокая энергоемкость, которая потребляет почти всю мощность двигателя, и невысокое значение коэффициента полезного действия (КПД) 60 - 80%, делает актуальным и необходимым проведение исследований в направлении повышения эффективности использования гидропривода.

1 Карпенко Микола - докторант кафедры Мобильной техники и железнодорожного транспорта, ВГТУ, тел.: +370 606 58 323, e-mail: mykola.karpenko@vgtu.lt;

2Пелевин Леонид Евгеньевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Строительных машин им. Ю.О. Ветрова, КНУСА, , тел.: +38063 641 00 82, e-mail: pelevin.leonid@ukr.net;

3Марийонас Богдявичус - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Мобильной техники и железнодорожного транспорта, ВГТУ, тел.: +370 698 18 490, e-mail: marijonas.bogdevicius@vgtu.lt

■ Амортизационные отчисления

■ Зарплата машаниста

■ Затраты на топливо

■ Затраты на ТО

■ Затраты перебазировки

■ Затраты на смазочные материалы

■ Сменная оснастка

■ Накладные расходы

■ Плановые накопления

■ Налоги

■ Прочие затраты

Рисунок 1 - Диаграмма средней стоимости одного машино-часа эксплуатации вилочного погрузчика

Основной материал

Вилочные погрузчики класса ГУ-УГГ (с двигателем внутреннего сгорания) - незаменимая техника для промышленных цехов, строительных площадок и складских помещений, где существует актуальная необходимость транспортировки и штабелирования разнообразных грузов на внутрипроизводственной территории. Обусловлено это высокой универсальностью (использованием сменного рабочего оборудования) и возможностью их использования в различных условиях работ и различных областях применения. В результате чего происходит постоянное увеличение количества погрузчиков, а также повышение их мощностей, технического уровня, что в свою очередь еще больше расширяет область их использования [1]. При этом постоянно растут и требования к данной технике основными из которых являются: производительность, экологичность, надежность и малая энергоемкость.

В предшествующем развитии данной техники снижение эксплуатационных расходов за счет уменьшения топливного расхода не имело важного значения по сравнению с другими проблемами ее совершенствования. В наше время, в связи с постоянным ростом цен на энергоносители, это становится одной из приоритетных задач повышения эффективности использования погрузчиков [2].

Расчет средней стоимости одной машино-часа эксплуатации вилочного погрузчика представлены в виде диаграммы на рисунке 1, согласно [3].

Как видно из диаграммы, затраты на топливо составляют почти половину (44%) от всех затрат на один машино-час эксплуатации погрузчиков. При этом учитывая постоянство роста цен на топливо (энергоноситель), при расчете одного машино-часа эксплуатации погрузчика также будут увеличиваться, затраты на топливо.

Чаще всего в данной технике в качестве рабочего оборудования используется гидропривод. Причем, гидропривод в некоторых типах машин применяется не только для управления рабочим оборудованием, но и для привода ходового, рулевого и т.д. управления. В результате гидропривод все больше и больше затрачивает мощность двигателя внутреннего сгорания, поэтому и возникает потребность в оптимизации гидропривода с точки зрения потребления энергии двигателя. Использование различных технических решений в области энергозатрат [4], использование энергосберегающих систем [5], судя по мировым публикациям, может дать значительную экономию топлива.

Одним из способов снижения энергопотребления является уменьшение динамических воздействий на энергетическую установку. Это может быть достигнуто введением упругодемп-фирующих элементов в гидропривод погрузчика или в систему устройств преобразования энергии (двигатель - насос, насос - гидроцилиндр). Например, введение их в силовые цилиндры погрузочного манипулятора грузоподъемностью 0,8 т позволило снизить энергозатраты на 7... 12% за счет снижения пиковых забросов давления в гидравлическую систему на переходных режимах и, соответственно, снижения динамического воздействия на гидронасос [6, 7].

Также часто, как энергосбережение в гидроприводе применяют новейшие системы распределения энергопотоков (управления). Функционирования потока распределительных систем позволяет обеспечить оптимальный технологический процесс работы машины, повисеть эффективность применения и уменьшить затраты на холостые работы гидравлической системы [8,9,10].

Использование же в рабочем цикле рекуперированной энергии позволит экономить значительные энергоресурсы. Накопление энергии

может производиться во время опускания груза, при холостых перемещениях рабочего органа или же в других случаях, например, при торможении всего агрегата [11].

Проанализировав, различные мировые технические решения в области энергосбережения в гидроприводе погрузчиков, предложена энергосберегающая система на базе вилочного погрузчика НАШСНА СРСБ160]-Х035 (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Внешний вид вилочного дизельного погрузчика Иа^еИа СРСБ160]]-Х035

На рисунке 3 представлена принципиальная гидравлическая схема энергосберегающей системы погрузчика, на которую подана заявка на полезную модель Украины [12].

Рисунок 3 - Энергосберегающая гидравлическая система вилочного погрузчика

Суть работы гидравлической системы энергосбережения заключается в том, что при работе гидроцилиндры 1, рабочего оборудования, и гидроцилиндр перекоса 2 (может быть исключен из схемы) питаются от энергосберегающей гидравлической системы. Рабочая жидкость из бака 3 попадает в насос-моторов 4 и 5 через

магистрали 6 и далее на входы каналов Ь и с трехпозиционного распределителя 7 (рисунок 4, а), который находится во II положении, рабочая жидкость попадает в поршневые полости гидроцилиндров 1, штоки которых выдвигаются. При включении распределителя 7 в I положение, в положение опускания рабочего органа, рабочая жидкость с поршневых полостей гидроцилиндров 1 через канал а распределителя 7 попадает в обводную магистраль 8 и далее через делитель потока 9 направляется на входы насос-моторов. Установленные обратные клапаны 10 препятствуют слива рабочей жидкости в гидробак 3. При этом один из насос-моторов 4 подает рабочую жидкость в штоковые полости гидроцилиндров 1 через канал Ь распределителя 7, а второй 5 на слив через канал с к сливной магистрали 11. Далее, жидкость, через односторонний клапан 12 до канала й трехпозиционного двух канального золотника 13 (рисунок 4, б), в положении II пропускает жидкость через канал / к гидроцилиндра 2, при этом происходит высовывание его штока. При изменении положения золотника 13 в I происходит слив жидкости из канала d к каналу е и далее через систему фильтрации 14 в бак с гидравлической жидкостью 3. В III положении золотника 13 происходит слив в канал е как с канала й и с канала / и стрела 2 втягивается. Слив обеспечивает компенсацию разницы между объемом подачи рабочей жидкости в штоковые полости с поршневых полостей гидроцилиндров 1. Также в это время насосы-моторы 4 и 5 работают, как генераторы и через валы отбора вращают генератор, питая электрическую аккумуляторную систему питания нагрузки (если таковая присутствует).

Рисунок 4 - Распределители энергосберегающей гидравлической системы: а - трехпозиционный распределитель; б - двухканальный золотник

Данное техническое решение, позволяет, использовать рекуперацию энергии гидравлической жидкости при опускании груза или рабочих органов, не используя приводной мощности, как в традиционных машинах, при этом происходит повышение надежности гидропривода благодаря отсутствию гидравлических аккумуляторов. Использование данной энергосберегающей системы гидропривода обеспечивает снижение энергопо-

требления так как в половине цикла насосы работают как моторы-генераторы заряжая электрические аккумуляторы (если такие присутствуют) или просто не потребляют мощности дизельного двигателя, а общая энергия погрузчика за полный цикл процесса подъема-опускания будет стремиться к минимуму, так как не затрачивается приводная мощность на опускание.

С помощью метода математического моделирования проанализирован процесс работы энергосберегающей гидравлической системы погрузчика при опускании рабочего оборудования спроектированной в программе БШИуёгаи-Неи.

В ходе работы сравнивались и сопоставлялись энергозатраты при использовании гидравлической системы погрузчика НАКОСИЛ СРСБ160К-Х035 (наиболее близкой к предлагаемой системы) [13,14] и предлагаемой энергосберегающей гидравлической системы [12].

С помощью математического и компьютерного моделирования системы энергосбережения были проведены исследования о влиянии энергосберегающей системы на показатели работы погрузчика.

Принимается процесс работы погрузчика в следующем варианте:

- Погрузчик загружает объект и возвращается к месту загрузки с одновременным опусканием рабочего органа.

- Принимается включенная постоянно передача и движение происходит за счет увеличения расхода топлива двигателем внутреннего сгорания.

- Ход штоков рабочего оборудования (гидроцилиндры подъема/опускания) согласно техническим данным составляет 1,5 м.

При опускании рабочего оборудования в поршневых полостях гидроцилиндров давление изменяется по зависимости, приведенной на рисунке 5.

Как видно из графика на рисунке 5, давление в поршневых полостях гидроцилиндров рабочего оборудования при пустом опускании находится в пределах 5 МПа, вначале опускании и 12МПа с грузом (для имитации вес груза принимается 3т.). Далее, при опускании, величина давления снижается из-за разницы давления в поршневой и штоковой полостях (в сторону выравнивания) и в опущенном положении достигает значения 2 МПа и 4МПа, соответственно. Именно это давление (от 5 до 2 МПа и от 12 до 4 МПа) использует система энергосбережения.

Для оценочных показателей эффективности применения энергосберегающей гидравлической системы принималось следующее:

- Мощность (Np, кВт), затрачиваемая в момент опускания рабочего органа на привод насос-моторов [3]:

Np = 10-3(Pouñ - Pm) • б, h + ...

... + 10-3(Po„t 2 - Pln ) • 62 h, (1)

где Pouti - давление на выходе из первого насоса, определяемое с учетом потерь, Па;

Pout2 - давление на выходе из второго насоса, определяемое с учетом потерь, Па;

Pin - давление на входе в насосы, определяемое с учетом потерь, Па;

Qi - подача первого насоса, м3/с;

Q2 - подача второго насоса, м3/с;

П, - полный КПД первого насоса;

П2 - полный КПД второго насоса.

Р,МПа

/ 1 1

2

0 0,3 0,6 0,9 1,2 ¡tM

Рисунок 5 - Изменение давления в поршневых полостях гидроцилиндров: 1 - с грузом на рабочем оборудовании; 2 - без груза на рабочем оборудовании

В результате программного расчета в БтИуёгаиНе представлены графики, на рисунке 6, которые отображают затрачиваемую мощность на привод насос-моторов гидросистемы в зависимости от хода штока гидроцилиндров, полученные в результате оценочных показателей эффективности применения энергосберегающей гидравлической системы.

Расположение графиков в положительной половине системы координат, означает, что насосы вырабатывают мощность и снижают нагрузку на двигатель, а в отрицательной, что они потребляют мощность двигателя.

Как видно, у базового погрузчика, не оборудованного системой энергосбережения, имеют место затраты мощности. За исключением небольшого участка в начале процесса, так как идет переход двигателя с холостых на рабочие обороты опускания, что объясняется невысокими скоростями движения рабочей жидкости, идущие на привод насосов гидросистемы.

N^¡<817)

20

10

-10

-20

-30

\ 3 0, 5 0,. Э "Ъ

\2

О, =■

Рисунок 6 - Затрачиваемая мощность на привод насос-моторов в зависимости от хода штока гидроцилиндров: 1 - с энергосберегающей системой; 2 -без энергосберегающей системы

Для погрузчика сз энергосберегающей системой период работы насосов в режиме выработки мощности составляет около 70 % от всей продолжительности работы при опускании. Период, когда происходит потребление мощности насосами гидросистемы, объясняется значительными сопротивлениями, возникающими в гидравлической системе вилочного погрузчика в конце рабочего цикла.

- Значение мгновенного временного расхода топлива (О, л/ч) на привод насос-моторов [1,2]:

О,

1000•р

(2)

3600

IО, (I )й1.

(3)

Рисунок 7 - Мгновенно часовой расход топлива на привод насосов в процессе опускания

рабочего оборудования в зависимости от хода штока гидроцилиндров: 1 - с энергосберегающей системой; 2 - без энергосберегающей системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При работе вилочного погрузчика, не оборудованного системой энергосбережения, затраты топлива на привод насосов за период опускания рабочего оборудования составляют 0,0078 л (знак минус на рисунке 8 означает, что топливо затрачивается).

,10 ~3л

где де - удельный расход топлива двигателем УС6Б1602-Т10, который установлен на НАШСНА СРСБ160]]-Ха35, де = 225г/(кВт- ч); р - плотность дизельного топлива, р = 860 кг/м3 [15];

На рисунке 7 представлены графики, отражающие величину мгновенного часового расхода топлива на привод насосов в процессе опускания рабочего оборудования в зависимости от хода штока гидроцилиндров.

Части графиков, расположенные в отрицательной области системы координат, отражают потребление мощности насосами, что ведет к расходу топлива. Части же графиков, расположенные в положительной области системы координат, отражают работу насосов в режиме гидромоторов, вырабатывающих мощность или не потребления, что ведет к дополнительной экономии топлива.

Цикловая затрата топлива (О2, л) [1,2] на привод насос-моторов за период опускания рабочего оборудования (период работы энергосберегающей системы):

2 0

-2 -4 -6

-8 -10

11

Рисунок 8 - Цикловая затрата топлива на привод насос-моторов за период опускания рабочего оборудования (период работы энергосберегающей системы): 1 - с энергосберегающей системой; 2 - без энергосберегающей системы

В случае эксплуатации базового погрузчика с системой энергосбережения не только исключаются затраты мощности и топлива на привод насосов в период цикла опускания рабочего оборудования, но и вырабатывается дополнительная мощность, которая позволяет на 0,0015л за технологический цикл снизить расход топлива. В результате величина снижения расхода топлива в случае применения системы энергосбережения за период ее работы может составить

Г

0

0,0093л. Если задаться продолжительностью рабочего цикла погрузчика, к примеру 45 с., то за один час эксплуатации, снижение затрат топлива при использовании погрузчика, оборудованного системой энергосбережения, может составить около 0,744 л.

Это составляет 3,1 % максимального часового расхода топлива дизельного погрузчика НАКОСНА СРСБ1601Ч-Ха35 (24 л/ч согласно данным завода изготовителя). Тогда снижение расхода топлива за 8-часовую смену составит около 5,96 л, что в годовых масштабах, при годовой наработке машины 3000 ч, может дать экономию топлива в пределах 2232 л.

При нынешних ценах на дизельное топливо (на сентябрь 2017) (22.74 грн./л. в Украине, 1,044 у. е./л. в Литве и 38,07 рубл./л. в Российской Федерации) это составляет: 50756 грн./г., 2331 у.е./г., 84973 рубл./г., соответственно.

Полученные результаты показывают, что использование предложенной гидравлической системы энергосбережения позволяет повысить топливную экономичность машины, следовательно, снизить издержки на ее эксплуатацию.

Выводы

Выполненные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Использование системы энергосбережения основанной на использовании потенциальной энергии рабочего оборудования, позволит оптимизировать и повисеть эффективности применения гидропривода, избегая значительных потерь энергии.

2. Использование предложенной энергосберегающей системы дает возможность снизить часовой расход топлива на 3,1% от первоначального его значения, равного 24 л/ч (согласно данным завода изготовителя), что в годовых масштабах может составить 2232 л.

3. Установленные закономерности способствуют разработке принципов и методов создания новых гидроприводов с максимально эффективным использованием потенциальной энергии рабочего оборудования, для повышения производительности роботы и повешения экономических показателей в частности в области затрат топлива.

Литература

1. Базанов, А.Ф. Самоходные погрузчики / А. Ф. Ба-занов, Г. В. Забегалов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Машиностроение, 1979. - 406 с.

2. Чебанов, Л. С. Эффективность применения погрузчиков в строительстве / Л. С. Чебанов. - Киев: Будивельник, 1987. - 80 с.: ил.

3. Бужинский А. Д. Эффективность применения энергосберегающей системы погрузчика / А.Д. Бужин-сикй. Вестник Белорусско-Российского университета. 2008, №4 (21), с.11-18.

4. T. Horberry, T.J. Larsson, I. Johnston, J. Lambert, Forklift safety, traffic engineering and intelligent transport systems: a case study, Applied Ergonomics 35 (2004) 575-581.

5. Якушев, А.Е. Исследование энергосберегающих систем/ А.Е. Якушев // Строительные и дорожные машины. - 2003. - № 12. - С. 35-38.

6. Несмиянов И.А., Лапынин Ю.Г. Улучшение динамических характеристик гидропривода погрузчика. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. №6. С.36-37.

7. Несмиянов И.А., Хавронин В.П. Эластичный привод гидронасоса как способ снижения энергопотребления гидромашин. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2007. №6. С.45-46.

8. Пелевин Л.Е., Карпенко Н.Н. /Нечеткое определение границ полной управляемости гидроприводом за счет собственных ресурсов/ Транспортные и транс-портно-технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. - с. 238-242

9. Пелевш Л.£., Карпенко М.М., Чемерис В.В. /Метод нечикого визначення границь повноï керова-носп пдроприводу будiвельних машин за рахунок власних ресурав в умовах його планового розвитку/ Зб. "Прнич^ будiвельнi, дорожш та мелюрапвш ма-шини", вип. 86. Всеукрашський збiрник наукових праць. Кшв, 2015, с. 27-33.

10. Пелевш Л.£., Карпенко М.М. /Теоретичш засади управлшня системою розподшу енергопотоюв у пд-ро- та пневмоприводах/ Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета: сб. науч. тр. / Харьк. нац. автомоб.- дор. ун-т; - Харьков : ХНАДУ, 2016. - Вып. 73. - C. 48-51.

11. Щемелев, А. М. Проектирование гидропривода машин для земляных работ / А.М. Щемелев. - Могилев: ММИ, 1995.

12. Пелевин Л.Е., Горбатюк Е.В., Карпенко М.М., Азенко А. В. заявка на полезную модель Украины № u201611809 от 22.11.16 "Энергосберегающая гидравлическая система"

13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hcforklift.com/ products/icforklifttruck (дата обращения 05.08.17).

14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bmg-ural.ru/catalog/vilochnyie-pogruzchiki/diselnye/12,0-16,0T/ (дата обращения 05.08.17).

15. Г0СТ-32511-2013 (EN 590:2009), ISO 3170:2004. Топливо дизельное ЕВРО. Межгосударственный стандарт. Технические условия. Введ. 2015-01-01. М. Изд-во стандартов, 2015, 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.