Научная статья на тему 'Методика обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений'

Методика обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ / РЕЖИМЫ ДЫХАНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ / YOUNG WEIGHTLIFTERS / BREATHING PATTERNS / BREATHING EXERCISES / EXTERNAL RESPIRATION PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильичева Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна, Завьялов Артем Владимирович

Статья посвящена разработке методики обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений, которая включает комплекс общих и специальных дыхательных упражнений. Применение данной методики обеспечивает возможность влияния на процесс согласования режимов дыхания спортсменов и структуры соревновательных упражнений на этапе начального обучения юных тяжелоатлетов. Предложены рациональные режимы дыхания юных тяжелоатлетов при выполнении соревновательных упражнений рывок и толчок. Эффективность экспериментальной методики подтверждена в ходе эксперимента: улучшились параметры внешнего дыхания, как в покое, так и при выполнении соревновательного упражнения (рывок), увеличилось количество реализованных соревновательных попыток, характеризующих уровень технического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильичева Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна, Завьялов Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of teaching young weightlifters to proper breathing under performance of competitive exercises

The article is devoted to the development of the technique for teaching young weightlifters how to breathe correctly when performing competitive exercises, which includes a set of the general and special breathing exercises. The application of this technique provides the opportunity to influence the process of coordination of breathing patterns of the athletes and the structure of competitive exercises at the stage of initial training of the young weightlifters. Rational breathing regimes of the young weightlifters are offered when performing such competitive exercises as jerk and push. The effectiveness of the experimental technique was confirmed during the experiment: the parameters of external respiration improved, both at rest and when performing the competitive exercise (jerk), the number of realized competitive attempts characterizing the level of technical skill increased.

Текст научной работы на тему «Методика обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений»

(p<0,05), в КГ - на 12,5%, составил 30,6±2,3 раз, (p>0,05); показатель прыжок в длину с места толчком двумя ногами в ЭГ улучшился на 8,3%, составил 232,0±4,2см (p<0,05), в КГ - на 0,9%, составил 219,2±4,3 см (p>0,05).

Показатели физической работоспособности изменились в обеих группах в положительную сторону, но более существенно - в ЭГ. Показатель проба Мартине в ЭГ изменился на 15,5%, составил 55,1±2,2%, что соответствует уровню «хорошо» (p <0,05), в КГ - на 2,3%, составил 63,3±2,4%, что соответствует уровню «удовлетворительно» (p>0,05), выявлены межгрупповые отличия. Показатель проба Руфье в ЭГ увеличился на 21,6%, составил 6,9±1,3, что соответствует уровню «хорошо» (p>0,05), в КГ - на 2,3%, составил 8,4±2,1ед., что соответствует уровню «удовлетворительно» (p>0,05).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют утверждать, что положительные изменения у студентов ЭГ обусловлены внедрением оздоровительного комплекса в структуру ФОЗ, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, говорит о целесообразности использования ФОЗ направленных на развитие выносливости, дополненных оздоровительным комплексом упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, О.К. Физическая культура : учебное пособие / О.К. Грачев ; под ред. доцента Е.В. Харламова. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2005. - 464 с.

2. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, К.Б. Илькевич, В. Д. Медведков // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-2 (115). - С. 284-291.

3. Илькевич, Т. Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса /Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 4. - Т. 11. - С. 70-75.

REFERENCES

1. Grachev, O.K. (2005), Physical Culture: textbook, MarT, Rostov on-Don.

2. Ilkevich T. G., Medvedkova N. I., Ilkevich K. B., and Medvedkov V. D. (2016), "Features of the lifestyle and health parameters of student artists", Kazan Pedagogical Journal, Vol. 115, No. 2-2, pp.284281

3. Ilkevich, T.G. (2016), "The model of the organization of rehabilitation of female students-artists on campus", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical culture and sport, No. 4, Vol. 11, pp. 70-75.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2019

УДК 796.88

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ПРАВИЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Ольга Владимировна Ильичева, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Владимирович Завьялов, кандидат педагогических наук, преподаватель,

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

Статья посвящена разработке методики обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений, которая включает комплекс общих и специальных дыхательных упражнений. Применение данной методики обеспечивает возможность влияния на процесс согласования режимов дыхания спортсменов и структуры соревновательных упражнений на

этапе начального обучения юных тяжелоатлетов. Предложены рациональные режимы дыхания юных тяжелоатлетов при выполнении соревновательных упражнений рывок и толчок. Эффективность экспериментальной методики подтверждена в ходе эксперимента: улучшились параметры внешнего дыхания, как в покое, так и при выполнении соревновательного упражнения (рывок), увеличилось количество реализованных соревновательных попыток, характеризующих уровень технического мастерства.

Ключевые слова: юные тяжелоатлеты, режимы дыхания, дыхательные упражнения, параметры внешнего дыхания.

METHOD OF TEACHING YOUNG WEIGHTLIFTERS TO PROPER BREATHING UNDER PERFORMANCE OF COMPETITIVE EXERCISES

Olga Vladimirovna Ilichyova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Artem Vladimirovich Zavyalov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

The article is devoted to the development of the technique for teaching young weightlifters how to breathe correctly when performing competitive exercises, which includes a set of the general and special breathing exercises. The application of this technique provides the opportunity to influence the process of coordination of breathing patterns of the athletes and the structure of competitive exercises at the stage of initial training of the young weightlifters. Rational breathing regimes of the young weightlifters are offered when performing such competitive exercises as jerk and push. The effectiveness of the experimental technique was confirmed during the experiment: the parameters of external respiration improved, both at rest and when performing the competitive exercise (jerk), the number of realized competitive attempts characterizing the level of technical skill increased.

Keywords: young weightlifters, breathing patterns, breathing exercises, external respiration parameters.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность процесса обучения юных спортсменов зависит от рациональных режимов дыхания и согласование их со структурой движения во время выполнения физических упражнений [1]. В процессе обучения юных тяжелоатлетов тренеры обращают внимание, в первую очередь, на освоение техники выполнения упражнений и развитие физических качеств, тогда как для развитие дыхательных мышц, среди которых наиболее крупными для вдоха является - диафрагма, а для выдоха - мышцы живота, уделяется мало внимания. Известно [1, 2], что от особенностей функционирования дыхательных мышц зависит работоспособность организма и уровень тренированности спортсменов.

Применение специальных дыхательных упражнений может быть актуально, поскольку в некоторых видах спорта специфическая мышечная деятельность сопровождается гипертоническими состояниями, например, в единоборствах и тяжелой атлетике, где применяются собственно-силовые упражнения. Для этих видов спорта характерны большие статические усилия, которые сопровождаются Феноменом Линдгарда [2]. В этой связи, для юных спортсменов-тяжелоатлетов, для которых важно осуществлять профилактику гипертонических явлений и проводить укрепление сосудистых стенок при выполнении специфической мышечной деятельности [2], была разработана методика обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений на начальном этапе спортивной подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент включал два этапа: на первом этапе, констатирующем, проводилось первичное исследование параметров внешнего дыхания тяжелоатлетов 12-13 лет, которые определялись в состоянии покоя и при исполнении рывка, а также выявлялись

взаимосвязи между показателями внешнего дыхания в покое, при выполнении рывка, толчка проводился корреляционный анализ. На формирующем этапе определяли эффективность экспериментальной методики обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений.

В эксперименте приняли участие 22 юных тяжелоатлета 12-13 лет, которые были распределены по 11 спортсменов в контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ). Продолжительность формирующего этапа педагогического эксперимента составила 2 месяца. Для экспериментальной группы в этот период была разработана и внедрена экспериментальная методика, включающая комплексы общих и специальных дыхательных упражнений в определенных режимах. В контрольной группе дыхательные упражнения не применялись.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные нами беседы с тренерами показали, что у них отсутствует единодушие взглядов на особенности функционирования режимов дыхания юных тяжелоатлетов во время выполнения тяжелоатлетических упражнений, а также на процесс их согласования со структурой соревновательных упражнений. Изучив мнение тренеров, мы пришли к выводу, что задержка дыхания в момент максимального усилия необходима, но она не должна быть длительной и ее следует завершать порционным, контролируемым выдохом.

Представим схемы дыхания в их сопоставлении с фазами выполнения рывка и толчка, которые, по нашему мнению, обеспечат наиболее эффективное выполнение упражнения, когда дыхание играет вспомогательную роль в работе мышц. Перед началом рывка необходимо сделать 3-4 свободных, без усилия циклов дыхания, затем на старте сделать вдох на 3/4 от максимального, задержать дыхание, выполнить упражнение, делая выдох по его окончанию. Перед толчком также следует сделать 3-4 цикла дыхания, задержать дыхания, выполнить подъем штанги на грудь, выполнить 2-4 цикла дыхания, снова задержать дыхание, выполнить толчок на задержке дыхания и выдохнуть по завершению упражнения.

С целью определение тесноты взаимосвязи между параметрами внешнего дыхания юных тяжелоатлетов, которая при выполнении рывка будет характеризовать связь функции дыхания и движения, наличие их согласованности, был проведен корреляционный анализ (таблицы 1, 2). Как следует из данных таблицы 1, в состоянии покоя большинство показателей внешнего дыхания взаимосвязаны - 66,7%, что является физиологической закономерностью.

Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа взаимосвязи параметров внешнего дыхания у юных тяжелоатлетов в покое, п=22 .........

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 ЖЕЛ, л 722 512 868 966 833 311 792 731 704

2 Форсированная жизненная емкость легких, л 407 723 302 755 207 897 879 755

3 Дыхательный объем, л 801 666 222 706 577 289 218

4 Объем вдоха, л 978 806 111 611 308 414

5 Отношение объема вдоха к ЖЕЛ, % 705 616 701 608 754

6 Максимальная вентиляция легких, л/мин 134 721 689 309

7 Частота дыхания, кол-во 411 399 129

8 Резервный объем выдоха, л 769 777

9 Объем форсированного выдоха за 1 секунду, с 959

10 Индекс Тиффно, %

В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей внешнего дыхания у тяжелоатлетов 12-13 лет при выполнении рывка.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа взаимосвязи параметров внешнего дыхания у юных тяжелоатлетов в рывке в начале эксперимента, п=22_

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Частота дыхания перед поднятием штанги 167 288 209 279 327 369 419 389

2 Максимальная вентиляция легких 311 756 127 148 331 501 714

3 Дыхательного цикл на старте: Дыхательный объем 182 351 256 726 819 691

4 Продолжительность дыхательного цикла 704 211 205 618 325

5 Длительность выдоха 139 744 406 106

6 Продолжительность вдоха, предшествующего задержке дыхания 399 901 922

7 Объем вдоха, предшествующего задержке дыхания 734 977

8 Продолжительность задержки дыхания на при выполнении упражнения, с 967

9 Отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ

Анализ взаимосвязей показателей режимов дыхания при выполнении рывка показал, что их гораздо меньше у юных тяжелоатлетов, чем наблюдалось в состоянии покоя -38,8%. Наиболее высокий уровень корреляционных взаимосвязей имеют показатели: объем вдоха перед задержании дыхания и отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ (г = 0,977), продолжительность вдоха, предшествующего задержке дыхания и отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ (г = 0,922), продолжительность задержки дыхания на при выполнении упражнения и отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ (г = 0,967), продолжительность вдоха, предшествующего задержке дыхания и продолжительность задержки дыхания на при выполнении упражнения (г = 0,901). Отсутствие достаточного количества корреляционных взаимосвязей между другими показателями режимов дыхания указывает на их непостоянство для юных спортсменов.

Подготовка тяжелоатлетов экспериментальной группы предусматривала выполнение предложенной методики обучения правильному дыханию при выполнении тяжелоатлетических упражнений. Применялись, как общие дыхательные упражнения для развития резервов мощности дыхательной системы, илы дыхательных мышц, снятия утомления, так и специальные дыхательные упражнения, совершаемые в структуре движения в тяжелоатлетических упражнениях. Общие дыхательные упражнения включались в подготовительную или заключительную часть каждого занятия.

Специальные дыхательные упражнения включались в начало основной части каждого занятия трижды в неделю и выполнялись в течение 15-20 минут.

1. Пробегание отрезков длиной 20 м с предельной скоростью по схеме: 20 м - бег, 1 мин ходьба, 8-10 отрезков по 20 м, 2 подхода, отдых между подходами - 3 минуты.

2. В положении стоя - вдох через нос, дыхание задерживается на 4 с, выдох через рот. Отношение вдоха к выдоху во времени должно составлять 1: 2 или 1: 3. - 10 раз по 23 подхода.

3. В стартовом положении для рывка (в руках металлическая палка), выполнить 34 дыхательных цикла, вдох осуществляется ртом, дыхание задерживается, а затем выполняется тяга с подрывом. Выдох осуществляется при повороте палки в И.П. - 10-15 раз, 23 подхода.

4. В стартовом положении для рывка (в руках металлическая палка), выполняется 3-4 дыхательных цикла, вдох осуществляется ртом, после чего дыхание задерживается, а затем - тяга с подрывом плюс прыжок - 10 раз, 2-3 подхода.

5. В положении стоя, палка за головой, хват рывковый, осуществить 3-4 дыхательных цикла, вдох ртом, после этого - дыхание задерживается. Выполнить быстрый присест

- выпрямить руки, подняться - выдох - 10-15 раз, 2-3 подхода.

6. В положении стоя в наклоне, палка за головой (угол наклона туловища такой, как перед началом выполнения фазы финального разгона веса), дыхание произвольное, дыхание задерживается, затем осуществляется резкое выпрямление ног и туловища, с последующим выполнением прыжка вверх - выдох - 12-15 раз, 3 подхода.

7. Исходное положение - полный присед, дыхание произвольное, выполнить вдох, затем - дыхание задерживается, подняться, руки вверх и в сторону - выдох - 12-15 раз, 23 подхода.

8. В стартовом положении для толчка (в руках металлическая палка) осуществить 3-4 дыхательных цикла, вдох ртом, после этого дыхание задерживается, затем выполняется тяга с подрывом. Выдох осуществляется при повороте палки в И.П. - 10-15 раз, 2 подхода.

9. Исходное положение - стоя, палка на груди, дыхание произвольное, задержать дыхание, присесть, во время вставания - выдох. - 15-20 раз, 2 подхода.

10. В положении стоя (палка на груди), дыхание произвольное, дыхание задержать, затем выполнить жим, после завершения - выдох, вернуть палку на грудь - вдох, выполнить 2-3 дыхательных цикла - 10-15 раз, 2-3 подхода.

В таблице 3 представлены результаты первичного и повторного (после эксперимента) исследования системы внешнего дыхания юных тяжелоатлетов контрольной и экспериментальной групп в состоянии покоя.

Таблица 3 - Показатели внешнего дыхания юных тяжелоатлетов 12-13 лет экспериментальной и контрольной групп в состоянии покоя в начале и конце эксперимента, Х±5_

Показатели До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ р КГ ЭГ р

ЖЕЛ, л 3,31±0,4 3,22±0,3 >0,05 3,32±0,4 3,41±0,2 <0,05

Форсированная жизненная емкость легких, л 2,65±0,2 2,55±0,2 >0,05 2,61±0,2 2,71±0,2 <0,05

Дыхательный объем (ДО), л 0,322±0,05 0,319±0,04 >0,05 0,329±0,09 0,379±0,06 <0,05

Объем вдоха, л 2,33±0,2 2,2±0,1 >0,05 2,39±0,2 2,49±0,1 <0,05

Отношение объема вдоха к ЖЕЛ, % 70,4±5,6 68,3±5,2 >0,05 72±5,5 73±5,0 >0,05

Максимальная вентиляция легких, л/мин 62,9±5,3 61,7±5,7 >0,05 61,6±5,5 69,9±5,1 <0,05

Частота дыхания, кол-во раз 18,5±1,1 19±0,9 >0,05 18±1,1 18±0,9 >0,05

Резервный объем выдоха, л 1,08±0,07 0,997±0,08 >0,05 1,11±0,07 1,27±0,08 <0,01

Объем форсированного выдоха за 1 секунду, л 1,9±0,1 1,8±0,1 >0,05 1,8±0,2 2,2±0,2 <0,01

Пиковый экспираторный поток выдоха (РЕЕ), л/с 3,28±0,5 3,18±0,6 >0,05 3,17±0,5 3,46±0,6 <0,01

Индекс Тиффно, % 71,6±2,3 70,6±2,4 >0,05 68,9±2,3 81,1±2,4 <0,01

В экспериментальной группе наиболее существенный прирост результатов спирометрии установлен для 6-ти показателей: резервного объем выдоха - 21,5% (р <0,01), объема форсированного выдоха за 1 секунду - 18,3% (р <0,01), дыхательного объема -15,8% (р<0,05), индекса Тиффно - 12,9% (р<0,05), максимальной вентиляция легких -11,7% (р<0,05) и объема вдоха - 11,6% (р<0,05).

В таблице 4 представлены результаты первичного и повторного тестирования режимов дыхания юных тяжелоатлетов при выполнении рывка в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 4 - Показатели внешнего дыхания юных тяжелоатлетов экспериментальной и контрольной групп при исполнении рывка в начале и в конце эксперимента, Х±5_

Показатели До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ р КГ ЭГ р

Частота дыхания перед поднятием штанги, кол-во раз 42,3±3,7 43,5±4,1 >0,05 49,3±3,3 37,1±3,0 <0,05

Максимальная вентиляция легких, л/мин 75,6±6,1 74,0±6,2 >0,05 79,5±6,0 72,0±6,0 <0,05

Дыхательного цикл на старте: Дыхательный объем, л 0,596±0,05 0,577±0,07 >0,05 0,590±0,07 0,537±0,06 <0,05

Показатели До эксперимента После эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ ЭГ Р КГ ЭГ р

Продолжительность дыхательного цикла, с 2,8±0,1 2,9±0,2 >0,05 3,1±0,1 2,4±0,2 >0,05

Длительность выдоха, с 1,5±0,08 1,7±0,06 >0,05 1,5±0,08 1,4±0,06 >0,05

Продолжительность вдоха, предшествующего задержке дыхания, с 1,1±0,05 1,2±0,03 >0,05 1,3±0,05 1,0±0,02 <0,05

Объем вдоха, предшествующего задержке дыхания, л 1,14±0,03 1,16±0,02 >0,05 1,18±0,02 0,90±0,01 <0,05

Продолжительность задержки дыхания на при выполнении упражнения, с 3,92±0,4 3,95±0,5 >0,05 3,99±0,5 3,05±0,3 <0,01

Отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ, % 34,4±3,1 36±2,7 >0,05 35,5±3,0 26±1,7 <0,01

Рассмотрим характер изменений режимов дыхания юных тяжелоатлетов 12-13 лет, определенных в ходе выполнения ими рывка. В экспериментальной группе выявлено статистически достоверное уменьшение частоты дыхания перед поднятием штанги на 17,3% (р <0,05), что является благоприятным фактором, так увеличение частоты дыхания перед стартом, как это произошло в контрольной группе (на 14,2%), может привести к гипервентиляции и нарушению ритма дыхания, особенно в условиях необоснованного (несоответствующего) нагрузке увеличения максимальной вентиляции легких на старте, которая имела место в контрольной группе - на 4,9% (р>0,05), в то время как в экспериментальной группе этот показатель уменьшился на - 2,8% (р>0,05).

Установим особенности изменения спирометрических величин, составляющих дыхательный цикл тяжелоатлетов. Так, дыхательный объем на старте также уменьшился в экспериментальной группе на 7,4% (р <0,05), в контрольной уменьшение недостоверно -на 1% (р>0,05). Продолжительность дыхательного цикла в экспериментальной группе относительно начала эксперимента сократилась на 20,8% (р <0,01), в контрольной -увеличилась на 9,7% (р <0,01). Длительность выдоха уменьшилась в экспериментальной группе на 21,4% (р <0,01), в контрольной группе показатель не изменился.

Продолжительность вдоха, предшествующего задержке дыхания, в экспериментальной группе уменьшилась достоверно - на 20% (р <0,01), в контрольной -увеличилась достоверно на 15,4% (р <0,05).

Объем вдоха, предшествующего задержке дыхания, в экспериментальной группе уменьшился на 28,9% (р <0,01), в контрольной группе - увеличился на 3,4% (р>0,05).

Продолжительность задержки дыхания на при выполнении упражнения сократилась в экспериментальной группе на 29,5% (р <0,01), в контрольной - увеличилась на 1,8% (р>0,05).

Отношение объема вдоха, предшествующего задержке дыхания к ЖЕЛ, уменьшилось в экспериментальной группе на 38,5% (р <0,01), в контрольной группе увеличилось на 3% (р>0,05).

Анализ и интерпретация полученных результатов параметров режимов дыхания юных тяжелоатлетов при выполнении рывка показали, что у юных спортсменов экспериментальной группы сформировался более экономичный режим дыхания при выполнении соревновательного упражнения, в то время как, в контрольной группе наблюдается увеличение параметров дыхательного цикла на старте и продолжительности задержки дыхания в процессе выполнения рывка, которое свидетельствует о том, что спортсмены не могут контролировать объемные и временные параметры своего дыхания, согласовывать их со структурой двигательной деятельности, сопоставлять с объемом нагрузки.

С целью установления эффективности экспериментальной методики для улучшения спортивного результата юных тяжелоатлетов 12-13 лет был проведен анализ контрольных соревнований. Всего на каждую группы, контрольную и экспериментальную, приходилось по 66 попыток, в связи с тем, что число участников каждой группы - 11 спортсменов, а в

каждом соревновательном упражнении (рывке и толчке) по 3 попытки.

Анализ уровня реализации соревновательных попыток в упражнениях показывает, что тяжелоатлеты экспериментальной группы из 66 попыток успешно выполнили 52 (78,7%), а в контрольной только 41 (62,0%), т.е. на 21% меньше. Из них, первых попыток успешно реализовано в экспериментальной группе из 22-х (одна попытка в рывке, одна в толчке на 11 участников группы) - 19 (86,4%), вторых - 18 (81,8%) и третьих - 15 (68,2%); в контрольной, соответственно, 17 (77,3%), 14 (63,6%) и 10 (45,5%).

ВЫВОДЫ

Проведенный педагогический эксперимент показал, что процесс тренировки тяжелоатлетов экспериментальной группы с включением дыхательных упражнений был более эффективным. Об этом можно судить не только по изменившимся показателям режимов дыхания, но и по уровню реализации тяжелоатлетами соревновательных попыток в контрольных соревнованиях. Использование комплекса дыхательных упражнений позволило более целенаправленно влиять на показатели режимов дыхания тяжелоатлетов экспериментальной группы и, в итоге, повысить эффективность процесса их обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нестерчук, М.И. Повышение функционального состояния кардиореспираторной системы футболистов 14-15 лет на основе применения дыхательных упражнений / М.И. Нестерчук, О.В. Ильичёва // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы VI Международной научной конференции студентов и молодых ученых / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2016. - С. 29-32.

2. Федорова, Н.А. Влияние гипоксических режимов тренировки на показатели внешнего дыхания спортсменов тяжелоатлетов / Н.А. Федорова // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум : электронный сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 14-18. - URL : https://nauchforum.ru/studconf/med/1/32222 (дата обращения: 01.10.2019).

REFERENCES

1. Nesterchuk, M. and Ilicheva, O. (2016), "Improving the functional state of the cardiorespiratory system of players 14-15 years on the basis of the use of breathing exercises", University sport: health and prosperity of the nation: proceedings of the VI International scientific conference of students and young scientists, Moscow state Academy of physical culture, Malakhovka, pp. 29-32.

2. Fedorova, N.A. (2018), "Influence of hypoxic modes of training on indicators of external respiration of athletes of weightlifters", Natural and medical Sciences. Electronic collection of articles on the materials of the I student international scientific-practical conference, pp. 14-18, available at: https://nauch-forum.ru/studconf/med/1/32222.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2019

УДК 796.422.14

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Юлия Петровна Кобякова, ассистент, Афанасий Афанасьевич Баишев, кандидат педагогических наук, доцент, Якутская государственная сельскохозяйственная академия; Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Светлана Иннокентьевна Шарина, студентка, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.