Научная статья на тему 'Методика обучения технике нападающего удара волейболистов 12-13 лет'

Методика обучения технике нападающего удара волейболистов 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2435
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЧЕК / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / БЛОКИРОВАНИЕ / RACING / MOVING / FORWARD KICK / BLOCKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Владимировна, Калинина Софья Александровна

В исследовании рассмотрена организация учебно тренировочного процесса с применением специально подобранных упражнений для обучения технике нападающего удара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Елена Владимировна, Калинина Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF ATTACKING VOLLEYBALL PLAYERS 12-13 YEARS

The study considers the organization of the training process with the use of specially selected exercises to teach the technique of forward strike.

Текст научной работы на тему «Методика обучения технике нападающего удара волейболистов 12-13 лет»

УДК 796.085

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

METHODS OF TEACHING THE TECHNIQUE OF ATTACKING VOLLEYBALL PLAYERS 12-13 YEARS

Волкова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor Department oh theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Калинина Софья Александровна

студент

кафедра теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kalinina Sofya Aleksandrovna

student

department of theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В исследовании рассмотрена организация учебно-тренировочного процесса с применением специально подобранных упражнений для обучения технике нападающего удара.

Abstract. The study considers the organization of the training process with the use of specially selected exercises to teach the technique of forward strike.

Ключевые слова: скачек, перемещение, нападающий удар, блокирование. Keywords: racing, moving, forward kick, blocking.

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.

Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе игры. Приемы техники волейбола следующие: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары, блокирование. Каждый прием содержит несколько способов его выполнения. Мастерство волейболиста и определяется тем, насколько разнообразна и совершенна его техника.

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры [1].

Перемещения - это способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приемов и тактических действий. Если игрок хорошо выполнит то или иное перемещение, то он будет находиться в удобном исходном положении. Такое исходное положение в волейболе называют стойками. Способы перемещений в волейболе различают такие: приставные шаги, двойной шаг, скачок, бег, прыжки, падения.

Скачок - более быстрый способ перемещения, чем двойной и приставные шаги. Выполняется как двойной шаг, так и приставной. Скачок может также выполняться после бега и перемещения приставными шагами.

Бег применяется в тех случаях, когда надо быстро преодолеть сравнительно большое расстояние, например, когда мяч выходит за пределы площадки.

Прыжки применяются при выполнении главным образом нападающих ударов и блокирования.

Подачей начинается игра в волейбол. Сильнейшие волейболисты используют подачу и как средство нападения. Технический прием подачи выглядит так: игрок располагается за лицевой линией, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону противника. На выполнение подачи игроку дается 8 секунд [3].

В подаче различают: исходное положение, подбрасывание мяча и замах, удар по мячу и движение после удара по мячу. Успех в выполнении подачи зависит от учения согласовывать свои движения по отношению к летящему так, чтобы удар по мячу был произведен в высшей точке, что обеспечивает эффективность подачи (силу и точность). Удар по мячу при подаче производится ладонью руки или кистью руки с согнутыми пальцами. Подбрасывание мяча обычно производится одной рукой.

По своему характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие. Подачи на силу имеют целью затруднить прием мяча игрокам противника или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко.

Прием и передачи мяча. Когда игроки принимают мяч от противника, говорят о технике приема мяча. Когда мяч игроки направляют своему партнеру для нападающего удара, говорят о технике передачи мяча. Однако надо иметь в виду, что прием и передача - не два технических приема игры, принципиально отличающихся друг от друга. Например, как нападающий удар и блокирование. В основе своей это - единое действие игрока, суть которого - при помощи рук изменить первоначальное направление полета мяча на такое, какого требует игровая обстановка для достижения желаемого результата - выигрыша мяча [5].

Существуют различные способы приема и передачи мяча. Эти способы следующие: верхняя передача двумя руками вверх-вперед, над собой, вверх-назад, прием мяча снизу двумя руками; прием мяча сверху двумя руками с последующим падением; прием мяча снизу одной рукой с последующим падением.

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Нападающий удар с переводом - разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком [3].

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Блокирование - эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий выходит в зону предполагаемой атаки и наблюдает за действиями нападающего игрока. Момент начала прыжка при блокировании зависит от действий нападающего игрока. При ударах с высоких передач блокирующий прыгает немного позднее нападающего. Успех в блокировании зависит от таких основных факторов; выбор места для блокирования, своевременный прыжок и постановка рук в момент удара (собственно блокирование).

Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающих ударов изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивание толчком левой ноги. Полезно выполнять напры-гивание через препятствие, например, через гимнастическую скамейку.

Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сгибаясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной

высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты.

Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Это делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получается. Удар ногами о пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием.

Далее изучают ударное движение. Здесь полезно повторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней прямой передаче. Особую ценность представляет следующее упражнение: игрок, сидя на полу, поднимает руку с мячом в положении замаха; приняв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущение, что сгибание стало следствием рывка. Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократно повторять такое упражнение: взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразными движениями вытянуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед [4].

Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения.

Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета в верхней точке прыжка и при опускании. Упражнения в бросках следует проводить в парах.

Последовательность обучения нападающему удару:

1. Развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара; прыгучести; дифференцировки пространственно-временных отношений (умения сочетать действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке); силы мышц стопы, кистей рук, плечевых суставов, поясничной области; прыжковой ловкости. Укрепление костно-связочного аппарата.

2. Овладение составными компонентами нападающего удара; вертикальным взлетом прим отталкивании двумя ногами; ритмом разбега в три шага; заклюю-чительным движением удара по мячу.

3. Соединение составных частей удара в единое целое: прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) - вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся мячу по заданной траектории;

нападающий удар с передачи; «соединение» специальных физических качеств с отдельными компонентами навыками и навыка удара в целом.

4. Совершенное овладение способами нападающих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли ведущей руки). Умение полностью реализовать высокий уровень развития специальных физических качеств через совершенную технику.

5. Умение целесообразно использовать способы нападающих ударов с учетом игровой обстановки.

Указанная последовательность обучения достигается путем умелого применения специальных подготовительных и подводящих упражнений, а также упражнений по технике и тактике [2].

Специфика волейбола, выражающаяся в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, причем, оцениваемых судьями экспертно, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Эмоциональная привлекательность, доступность и простота оборудования (сетка и мяч), отчасти позволяют компенсировать сложность в обучении, сохраняя интерес к волейболу.

Основные проблемы, связанные с обучением технике выполнения игровых элементов, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Как научить игровому элементу:

а) без ошибок,

б) быстро.

Научение без ошибок, является необходимым условием быстрого обучения (на исправление ошибок у преподавателя уходит времени намного больше, чем на освоение игрового элемента), но недостаточным, ибо желание избежать ошибок часто приводит к многократному повторению уже освоенных упражнений. Этому способствует неумение отделить грубые ошибки от мелких погрешностей и недочетов в технике, которые на эффективность игровых действий влияют незначительно. Анализ режимов тренировки ведущих детских тренеров России позволяет определить следующие требования, являющиеся реализацией принципов доступности и постепенности в обучении.

Доступности и постепенности в обучении.

Упражнение мгновенно прекращается, если игрок перестает контролировать движение. Это количество, по мнению спортивных психологов, для сложных движений равняется 1-2 повторениям, для движений средней сложности оно равно 3-10 повторениям и для простых движений не превышает 30-ти.

Упражнение не должно применяться в обучении, если игрок не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Создание правильного представления необходимо, но недостаточно, потому что у игрока может просто не хватать двигательной базы для освоения приема. Движение расчленяется на доступные элементы. От тренера здесь требуется умение правильно подобрать подводящие упражнения, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Система многочисленных имитационных упражнений и упражнений в упрощенных условиях - необходимый компонент эффективного обучения технике.

Полностью избежать ошибок при освоении движения не удается никому. Более того, в обучении без них не обойтись, поскольку они являются индикатором уровня сложности применяемого упражнения. Главная опасность при этом - выполнение движения с количеством ошибок, превышающим некоторый индивидуальный порог, за которым возможно создание нерационального динамического стереотипа. Задание необходимо усложнять до появления редких, единичных ошибок, которые игрок пытается устранить, приводя движение в соответствие с моделью технического элемента (или его компонента) на данном этапе (принцип оптимальной трудности). Важнейшим фактором успеха в этом процессе является диагностика и дифференцирование ошибок, которые можно назвать краеугольным камнем методического мастерства спортивного педагога. Опытный тренер усложняет упражнение шаг за шагом до появления ошибок (ценность опыта в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки) и затем устраняет основные недостатки в структуре движения, игнорируя второстепенные.

Важно научить игрока тому, чтобы он сам мог регулировать параметры выполнения упражнения (скорость и дальность перемещения, расстояние до мяча, сила ударов и т.д.), исходя из принципов доступности, оптимальной трудности и сознательного выполнения упражнений. В таком сближении менталитета игрока и тренера кроется успех самостоятельной работы спортсмена и его состоятельности в спорте, как личности.

Техническая подготовка - это процесс обучения волейболиста технике движений и действиям, служащим средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться во взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование [5].

Основными задачами технической подготовленности являются:

1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).

3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.

4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создания определенных трудностей при выполнении технических приемов.

5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.

Техническая подготовка - это многолетний процесс, который условно можно

разделить на два этапа: начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показать прием (тренер сам его демонстрирует или с помощью слайдов, плакатов, видеотехники).

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Сделать попытку практического выполнения приема - исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Выполнить упражнение с мячами и партнером в самых простых условиях.

6. Отработать на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложнить (увеличить количество мячей, партнеров, дополнительных заданий и т. д.).

8. Выполнить технический прием (приемы) в условиях, приближенных к игре

[4].

Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же при их возникновении. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.

Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются следующие:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

е) спортсмен мало соревнуется, поэтому нет стабилизации техники приемов.

Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать

основные методические приемы их исправления:

- ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;

- создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;

- правильное прочувствование движений с помощью тренера;

- избирательные упражнения в отдельных компонентах приема (сложное объяснение, видеозапись, плакаты и др.)

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.

Техническая и тактическая подготовка условно может быть подразделена на начальную (обучение технике движений) и подготовку, связанную с совершенствованием технико-тактического мастерства. При этом можно отметить, что овладение техникой игры и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических способностей волейболиста [3].

Важный вопрос начальной подготовки - одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целее-

сообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование - после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В занятии, направленном на техническую или тактическую подготовку, обще-развивающие и подготовительные упражнения необходимо концентрировать вокруг изучаемых приемов. При этом в подготовительной части все волейболисты выполняют упражнения в определенной последовательности с определенной нагрузкой (при индивидуальном подходе). Упражнения, направленные на физии-ческую подготовку, в основную часть включаются наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого используют главным образом индивидуальные упражнения в парах, применяя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь.

К средствам тренировки волейболиста относятся физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения многообразны и их выбор определяется задачами, которые необходимо решать в процессе тренировки.

Физические упражнения способствуют улучшению всех физических качеств -силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости, а также совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышению устойчивости организма к простудным заболеваниям, улучшению работоспособности и процесса восстановления после нагрузок. Все упражнения оказывают влияние на различные физические качества в большей или меньшей степени, а также на навыки выполнения технико-тактических упражнений [1].

Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся, одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть, как в двигательном плане, так и в плане восприятия.

В зависимости от задач и конкретных условий предпочтение отдается тем или иным методам. В процессе обучения и тренировки используют следующие группы методов:

1. Наглядные: показ упражнения тренером, на схеме, макете, просмотр видеофильмов, фотографий, плакатов, рисунков, просмотр соревнований, которые создают у занимающихся образные представления об изучаемых упражнениях, а также звуковая и световая информация.

2. Словесные: основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают рассказ, беседу, объяснение, указание, убеждение, замечания, лекцию, доклад, описание, разбор, задание, команды, подсчет и оценку.

3. Практические: метод упражнения, повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный. Известны еще методы, которые используются для решения конкретных задач (например, метод электростимуляции, метод отягощения, метод усложнения внешней обстановки, метод выполнения упражнения до отказа и др.) [1].

Нападающий удар - наиболее эффективный способ завершающих действий команды. С технической точки зрения - это один из самых сложных приемов игры. Он осуществляется выше верхнего края сетки.

По направлению атаки удары различают: по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега (прыжка) игрока, и удары с переводом -при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полета мяча разделяют на силовые, кистевые и обманные.

Прямой атакующий удар расчленяют на 4 фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, приземление.

В свою очередь каждая из этих фаз состоит из микрофаз.

В начальной микрофазе разбега с целью определения характера полета мяча (направление и траектория) волейболист выполняет один-два ступающих (поисковых) шага в медленном темпе. Во второй, подготовительной, он определяет траекторию полета и корректирует свое направление и скорость разбега [5].

Во второй фазе - прыжке - игрок выполняет широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, левую ногу приставляет к правой, руки отводит назад. Ноги сгибаются в коленях, а туловище в тазобедренных суставах. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются во всех суставах и отрываются от опоры, тело приобретает вертикальный взлет с незначительным наклоном туловища вперед. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает движение на уровне плеча. Туловище прогибается в грудном и поясничным отделах позвоночника, ноги незначительно сгибаются в коленях. Важно, чтобы кисть бьющей руки заносилась не за голову, а была над плечом; выше плеча должен быть и локоть.

В третьей фазе - ударе по мячу - правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бьющей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоянии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задачами атаки и будет увеличиваться в сторону напряжения при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное движение кисти - основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и совершенствования техники атакующих ударов следует особое внимание уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе - приземлении - игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

В успешном завершении взаимодействий команды использование только прямого атакующего удара недостаточно. Поэтому все большее значение в современном волейболе находят применение удары с переводом мяча [1].

При ударе переводом с поворотом туловища все подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом ударе.

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).

Ошибки, которые встречаются при выполнении нападающего удара:

1. Несвоевременный и неточный разбег. Волейболист не согласовывает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сетке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегает до него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения:

1. Упражнение в парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасывает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный разбег.

2. То же, что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

2. Отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору. Волейболист после прыжка «улетает» вперед и касается сетки. Нога (ноги) недостаточно выставляется вперед перед постановкой на опору.

Упражнения:

1. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

2. То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

3. То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающего удара.

3. Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком. Игрок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового движения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.

Упражнения:

1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгивает вверх.

2. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

3. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волейболиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

4. Удар по мячу производится над или за головой, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз. В результате снижается сила удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.

Упражнения:

1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз

2. Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед- вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание спортсменов на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

3. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой. Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60-70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой. Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.

4. То же, что и в упражнении 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сетку. Занимающиеся при выполнении нападающего удара могут подниматься на носки.

5. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см. Игрок, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги

под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тренажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.

6. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после разбега в 2-3 шага под углом 45° к сетке [3]. Подводящие упражнения: Обучение разбегу и прыжку:

1. Прыжок на месте со взмахом рук.

2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

3. Разбег с 1-2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.

4. Разбег с 1-2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера

5. Разбег с 1-2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:

а) в стену или через сетку;

б) с низкого подбрасывания в «темп»;

в) с высокого подбрасывания партнера;

г) с низкого подбрасывания партнера. Обучение ударному движению:

1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах:

а) на месте;

б) в прыжке.

3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:

а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;

б) по мячу в левой руке;

в) без мяча с опусканием руки;

г) в пол, в стену с руки;

д) в пол, в стену после подбрасывания. Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:

1. Разбег с 1-2 шагов, нападающий удар по мячу в держателе или с поддержкой партнера:

а) в пол;

б) через сетку.

2. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега с 1-2 шагов, затем нападающий удар по мячу:

а) с низкого набрасывания партнера в «темп»;

б) с высокого набрасывания партнером;

в) с собственного набрасывания.

3. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.

Литература

1. Гераськин А. А. Основы обучения технике игры в волейбол [Электронный ресурс] : учебное пособие. Электрон.текстовые данные. Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. 280 c. URL: http ://www.iprbookshop.ru/65006.html.

2. Даценко С. С. Волейбол: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта. Электрон.текстовые данные. М.: Спорт, 2016. 456 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/43905.html.

3. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 2011.192 с.

4. Легоньков С. В. Методика обучения техническим приемам игры в волейбол : учеб.пособие. Смоленск: СГИФК, 2011. 72 с.

5. Суханов А. В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования : автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2007. 24 с.

References

1. Geras'kin A. A. Osnovy obucheniya tekhnike igry v voleybol [Fundamentals of learning the technique of playing volleyball]. Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports Publ., 2014. 280 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/65006.html.

2. Dotsenko S .S. Voleybol: teoriya i praktika [Volleyball: theory and practice]. Moscow, Sport Publ., 2016, 456 c. Available at: http://www.iprbookshop.ru/43905.html.

3. Zheleznyak Yu. D. Yunyy voleybolist [Young volleyball player]. Moscow, Physical education and sport Publ., 2011,192 p.

4. Legonkov S. V. Metodika obucheniya tekhnicheskim priemam igry v voleybol [Methods of teaching technical skills of volleyball]. Smolensk, SGIFK Publ., 2011, 72 p.

5. Sukhanov A. V. Struktura napadayushchikh udarov v voleybole, primenyaemykh v usloviyakh protivodeystviya sopernika i metodika ikh sovershenstvovaniya. Avtoref.dis. kand. ped. nauk [The Structure of attacking blows in volleyball, used in the conditions of opposition to the opponent and the method of their improvement. Autoref.diss. kand. ped. sci.].Moscow, 2007, 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.