Научная статья на тему 'Методика обучения ознакомительному чтению на младших курсах неязыкового вуза'

Методика обучения ознакомительному чтению на младших курсах неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1300
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маркушевская Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения ознакомительному чтению на младших курсах неязыкового вуза»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА МЛАДШИХ КУРСАХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Л.П. Маркушевская

Чтение - вид речевой деятельности, необходимый студентам как в профессиональной сфере, так и для расширения кругозора, приобретения фоновых знаний, целенаправлен на понимание с различной степенью глубины и точности содержащейся в тексте информации. Лингвистам известно более 50 видов чтения, для неязыкового вуза основными являются 4 (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое), использование одного из которых или нескольких параллельно, с гибким переходом от одного вида к другому на материале одного текста, зависит от конкретных коммуникативных задач, необходимости максимальной полноты извлекаемой информации и применения в той или иной ситуации усвоенных умений. Такое параллельное обучение студентов различным видам чтения целесообразно, так как ряд навыков и умений является общим для всех видов чтения, и отработка их при обучении одному виду чтения способствует более быстрому освоению других видов чтения. Так, выработка автоматизации узнавания языкового материала при ознакомительном чтении является важнейшей необходимостью для любого из вышеперечисленных.

Необходимость овладения чтением как средством оперативного получения информации ставит перед обучающимся следующие задачи:

• конкретизировать цели обучения ознакомительному чтению, уточнить программные требования к этому виду чтения;

• выявить объекты работы над развитием навыков ознакомительного чтения;

• определить общие направления работы и разработать рациональные приемы обучения чтению.

Многолетнее анкетирование студентов и аспирантов на кафедре иностранных языков подтверждает, что из всех видов чтения наиболее популярным является ознакомительное, затем следуют поисковое, просмотровое, изучающее.

С какой же целью, согласно анкетированию, используются виды быстрого чтения? (Данные представлены в соответствии с ответами обучающихся).

• Ознакомление с основными публикациями по интересующим проблемам.

• Выяснение основных тенденций и направлений в зарубежных исследованиях.

• Подбор материала для научных статей, рефератов, докладов.

• Составление библиографии по интересующему вопросу.

Как уже было отмечено, наиболее часто используются журнальные статьи. При ознакомительном чтении информация как бы принимается к сведению, без ее дальнейшей перекодировки. Основное требование - адекватность понимания, при высокой скорости чтения. Задача читающего - определить, какие проблемы (вопросы) рассматриваются в тексте, оценить, представляют ли они профессиональный интерес.

Для ознакомительного чтения обязательна точность понимания основной информации и в неискаженном виде - второстепенной. Та информация, которая может быть не понята или понята приблизительно (25-30% содержащейся в тексте информации) заключена в предложениях низкого порядка и содержит второстепенные факты. Глубина понимания оценивается посредством интерпретации читаемой информации. Оценка информации состоит в следующем:

• целостность получаемой информации;

• возможность (невозможности) ее применения для конкретных целей;

• перспективность, актуальность информации.

Читающий должен владеть следующими способами преобразования получаемой информации:

• выделением основной мысли читаемого;

• пониманием общего смысла читаемого;

• прогнозированием возможного смыслового продолжения;

• оценкой прочитанного.

Ознакомительное чтение, являясь самым распространенным чтением без словаря, отвечает на вопрос, каким же должен быть лексический запас читающего, чтобы обеспечить понимание текстового материала. На сегодняшний день существуют различные точки зрения по этому вопросу, но большинство лингвистов сходятся во мнении, что знание 2500-3000 лексических единиц соответствует пониманию 80-85% любого текста. Ознакомительное чтение характеризуется следующими показателями:

• пониманием 70-75% фактического содержания текста, включая всю основную информацию;

• дифференциальным отношением к воспринимаемым фактам;

• точностью понимания основной и неискаженностью понимания второстепенной информации.

Процесс понимания читаемого материала с делением на главную и второстепенную информацию основывается на сокращении текста, укрупнении семантических блоков, воспринимаемых читающим, отсечением, компрессией второстепенной информации. Сами умения, связанные с переработкой текстового материала, можно разделить на 2 группы:

• умения на уровне значения (понимания того, что дальнейшая информация не воспринимается как сугубо фиксированная, оценка информации);

• умения на уровне текста (обработка и интерпретация информации, переделка на уровне смысла, перекодировка символов в значимые единицы.

Чтобы развить гибкость чтения при переходе от одного вида к другому, необходимо довести до автоматизма сами навыки чтения. Скорость чтения типична и характерна для трех из четырех видов чтения (кроме обучающего). Ознакомительное чтение предполагает скоростное чтение текста с пониманием основного содержания, но без установки на запоминание содержания, развивает целостное восприятие текста. Для зрелого чтеца предполагаемая скорость чтения про себя: английский и французский языки - 180-190 слов/мин, немецкий язык - 100 слов/мин.

Скорость чтения про себя у большинства студентов первого курса составляет 50-70 слов/мин. на английском языке. Эксперимент, проводимый на кафедре иностранных языков, показал, что при регулярном использовании на занятиях определенного вида упражнений (требующих от 5-10 мин. аудиторного времени) за 2 семестра скорость чтения можно повысить на 75-80%. Для увеличения скорости чтения про себя подбирались соответствующие технические тексты, содержащие в среднем приблизительно 600-800 п.зн. и включающие в себя не менее 3-5% незнакомой лексики, расположенной в различных частях текста, не связанные с передачей основной информации, например:

Radioactivity

It was found that the property of emitting penetrating radiations is not confined to uranium and its compounds. These strange happenings attracted the attention of Marie Curie (18671934), the wife of a well-known French scientist Pierre Curie (1859-1906). She thought that the radioactivity inside uranium was caused by some other chemical element. She obtained large quantities of pitchblende and after much patient work she produced a very small amount (a few milligrams) of a mysterious element. This substance gave out a bluish glow at the bottom of a test tube, and because it shone like this, the Curies called it "radium". It was found to be a million times more radioactive than uranium, but gave out alpha, beta and gamma radiations like uranium. The Curies and other scientists discovered that since beta particles were fast electrons, and since they were much smaller than atoms, the atoms inside radium were breaking up.

Проверка скорости чтения проводимого по формуле 60N / t слов/мин., где N - количество слов в минуту, t - индивидуальное время (с точностью до 10 секунд). Проверка понимания прочитанного осуществляется при помощи диагностического теста, включающего в себя 3-4 вопроса (возможно, с альтернативами) по основной информации текста.

Следует отметить, что одновременно с обучением ознакомительному чтению необходимо развивать навыки изучающего чтения, направленного на 100%-ное понимание как первостепенной, так и второстепенной информации, точности при дальнейшей его переработке с возможным воспроизведением. Тексты, предназначенные для отработки навыков изучающего чтения, могут быть большими по объему и содержать до 10-12% незнакомой лексики, расположенной в любом месте.

Умения, необходимые для овладения навыками ознакомительного чтения, состоят в следующем:

• уметь понимать языковой материал при чтении, устанавливать связи между отдельными языковыми единицами, объединять их в смысловое целое.

• уметь понять фактическое содержание прочитанного (понять отдельные факты, установить связь между ними, объединить в смысловой блок).

• уметь интерпретировать прочитанное.

Для выработки вышеперечисленных умений рекомендуется регулярно использовать на занятиях следующие виды упражнений для развития навыков ознакомительного чтения.

I. Упражнения для развития умений, связанных с пониманием языкового материала при чтении

1) быстрое узнавание слов или частей слова в любой грамматической форме (задания типа: найдите в каждом ряду прилагательные в превосходной степени, слова с отрицательными суффиксами или приставками).

Например: Укажите, какое из приведенных однокоренных слов является существительным: consider, considerable, considerably, consideration.

2) определение значения незнакомых слов:

по составу (переведите следующие слова, опираясь на знакомые части этих слов) Например: development, designer и т.д.;

по контексту (выберите соответствующий русский эквивалент подчеркнутому в данном предложении слову).

Например: The long-time negotiations proved to be a real failure.

а) переговоры

б) разговоры

в) дискуссия

3) понимание слов, выражающих связи между структурными элементами текста (предложения начинающиеся словами "that's why", "for example", "so", "finally");

4) понимание структуры предложений, грамматических форм и конструкций.

а) укажите слово, которое является подлежащим (сказуемым) в предложении.

б) подберите точный перевод выделенных слов: Например:

Both kinds of conductivity could occur in semiconductors.

в) к какому времени (настоящему, прошедшему, будущему) относится данное действие.

Например:

Plasma physics is growing rapidly.

5) Объединение знаний отдельных слов в смысловые группы:

а) выберите правильный перевод каждого из следующих словосочетаний. Например:

□ to make use of microwave amplifier, to study molecular structure of a material,

to make the process more easy, to determine quantitative characteristics, to construct an operable laser, to select the relevant optical frequency, to determine a distance by means of a radar, to propose a new concept, to use molecular beams in microwave spectroscopy.

□ выбрать нужную оптическую частоту, определить количественные характеристики, использовать молекулярный пучок в микроволновой спектроскопии, создать готовый к работе лазер, воспользоваться микроволновыми усилителями, предложить новую концепцию, изучать молекулярную структуру материала, сделать процесс более легким, определить расстояние с помощью радара.

б) заполните пропуски в следующих предложениях с соответствующими предлогами,

артиклями и союзами.

Например:

We don't forget the names ... the scientists who had contributed ... R&D.

II. Упражнения для развития умений, связанных с пониманием содержания текста.

1). Выделение в тексте смысловых вех (упражнения на понимание фактического содержания). Например: укажите номера тех выделенных в абзацах слов, которые несут основную смысловую нагрузку.

Например:

The number of organic compounds (1) known today is well over 4 million, and more are being discovered (2) each year (3). How are we to begin (4) the study of such a vast number of compounds?

Certain similarities (5) in the behaviour (6) of organic substances (7) were noticed and this was explained by the presence within (8) the molecules of the same groups of atoms. This was important for two reasons:

1. It led eventually (9) to the principle we accept today that the properties (10) of an organic compound may be regarded as the sum (11) of the properties of the individual groups (12) within its molecule.

2). Точное понимание определенной информации.

Например: а) укажите, какая из приведенных альтернатив выражает основную мысль абзаца.

б) закончите предложение в соответствии с приведенной в тексте информацией. Например:

1) Valence is ...

2) The laser period opens with .

в) подберите две близких по содержанию альтернативы и укажите их отличия.

1. It was desktop-sized personal computers 1-a. It was room-sized mainframe that replaced the minicomputer trend. computers that replaced the

minicomputer trend.

2. One of these computers was called Apple 2-a. One of these computers was and it was announced in 1975. called Altair and it was announced

in 1975.

3. Those who wanted could have now their 3-a. Those who wanted could have own computer for business purposes at home. now their own computer to play at

home.

3). Выявление смысловых отношений между элементами текста.

а) Расположите данные предложения в логической последовательности. Например:

1. But its current name the company took only in 1924.

2. It used a punch-card technology and electrical circuit to advance the mechanical counter.

3. These successful investments brought enormous profits for IBM.

4. The next machine to be introduced into the market was Model 650 initializing punch-card technology.

5. This invention became the foundation on which IBM was built.

6. The digital electromechanical computer Mark I was one of the first to be financed by IBM in 1943.

7. A new tabulating machine invented by Herman Hollerith was used for the US Census of 1890.

8. Later on, IBM made heavy investments in producing peripheral equipment, printers, terminals, key-punch machines and card sorters.

б) прочитайте текст и перечислите факты, на основании которых автор делает свои выводы.

4). Определение логических смысловых блоков:

а) прочитайте текст, определите, на сколько частей его можно разделить, и подберите соответствующий заголовок к каждой части.

б) прочитайте текст и выделите предложения (абзацы), которые можно изъять, не нарушая информационную целостность прочитанного.

в) используйте метод компрессии текста, сохранив его основное содержание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5). Прогнозирование возможного продолжения прочитанного:

а) из предложенных абзацев выберите тот, который может служить логическим продолжением прочитанного текста.

6) заполните пропуски словами или предложениями из приведенных вариантов, которые подходят по смыслу.

в) подчеркните в абзаце те слова, которые передают основную мысль автора.

III. Упражнения для развития навыков интерпретации прочитанного. 1. Оценка прочитанного:

а) прочитайте текст и укажите, с какими из изложенных фактов вы согласны, а с какими нет (True-False Technique).

б) реорганизация изложенных фактов.

(Найдите в тексте факты, указывающие на историческое прошлое исследуемой проблемы, ее значение на современном этапе и возможные (прогнозируемые) варианты ее дальнейшей разработки).

в) понимание общего смысла прочитанного.

(Выберите из всего текста предложения, которые лучше всего отражают основную идею текста, сформулируйте на иностранном языке основную мысль автора, придумайте подзаголовки к прочитанному).

IV. Упражнения, предназначенные для развития навыков определения значения незнакомых слов.

а) определите контекстуальные значения уже известных слов, производных от них, имеющих общий корень в родном и иностранном языке. Например: (courage, encourage, discourage, courageous etc.)

Аудиторную работу для автоматизации навыков как ознакомительного, так и обучающего чтения, увеличения скорости чтения как про себя, так и вслух, рекомендуется проводить на предтекстовых упражнениях разделов «Word-Study», «Increase your vocabulary», представленных в учебниках и учебных пособиях по данному курсу.

Литература

1. J. Gude Diagnostic Test. Oxford University Press, 2002.

2. Language Teaching: Methods and Approaches. Longman, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.