Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обучение паремиологическим единицам / профильные классы / принципы / подходы / основные подходы. / Teaching paremiological units / specialized classes / principles / approaches / main approaches.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарёва К. А.

Данная статья посвящена представлению основных теоретических позиций и технологических аспектов методики обучения старшеклассников в классах гуманитарного профиля паремиологическим единицам как средствам коммуникации, обеспечивающим социокультурную направленность иноязычного общения. В статье раскрывается значимость и специфика обучения паремиям на занятиях по иностранному языку на уровне среднего образования. Особое место отводится рассмотрению ведущих подходов – коммуникативнокогнитивного и межкультурного – и принципов, необходимых для реализации основных теоретических позиций, представленных в разработанной методике. В статье детально описываются технологические аспекты методики, её основные этапы, задания и приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарёва К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO SCHOOLCHILDREN OF SPECIALIZED CLASSES BASED ON THE USE OF PAREMIOLOGICAL UNITS

The article is devoted to the presentation of the main theoretical positions and technological aspects of teaching methodology high school students in the humanities classes to paremiological units as means of communication that ensure the socio-cultural orientation of foreign language communication. The article reveals the significance and specificity of teaching paremias in foreign language classes at the secondary education level. A special place is given to the consideration of the leading approaches (the communicative-cognitive approach and the intercultural approach) and the principles necessary for the implementation of the main theoretical positions presented in the developed methodology. The article describes in detail the technological aspects of the methodology, its main stages, tasks and techniques.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ»

УДК 37.013

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

© 2023 К. А. Чеботарёва

преподаватель кафедры международных отношений и государственного

управления e-mail: ksenia-baskova @ yandex. ru

Юго-Западный государственный университет (г. Курск)

Данная статья посвящена представлению основных теоретических позиций и технологических аспектов методики обучения старшеклассников в классах гуманитарного профиля паремиологическим единицам как средствам коммуникации, обеспечивающим социокультурную направленность иноязычного общения. В статье раскрывается значимость и специфика обучения паремиям на занятиях по иностранному языку на уровне среднего образования.

Особое место отводится рассмотрению ведущих подходов - коммуникативно-когнитивного и межкультурного - и принципов, необходимых для реализации основных теоретических позиций, представленных в разработанной методике. В статье детально описываются технологические аспекты методики, её основные этапы, задания и приемы.

Ключевые слова: обучение паремиологическим единицам, профильные классы, принципы, подходы, основные подходы.

METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO SCHOOLCHILDREN OF SPECIALIZED CLASSES BASED ON THE USE OF PAREMIOLOGICAL UNITS

© 2023 K. A. Chebotareva

Lecturer at the Department of International Relations and Public Administration

e-mail: ksenia-baskova@yandex.ru

Southwestern State University (Kursk)

The article is devoted to the presentation of the main theoretical positions and technological aspects of teaching methodology high school students in the humanities classes to paremiological units as means of communication that ensure the socio-cultural orientation of foreign language communication. The article reveals the significance and specificity of teaching paremias in foreign language classes at the secondary education level.

A special place is given to the consideration of the leading approaches (the communicative-cognitive approach and the intercultural approach) and the principles necessary for the implementation of the main theoretical positions presented in the developed methodology. The article describes in detail the technological aspects of the methodology, its main stages, tasks and techniques.

Keywords: teaching paremiological units, specialized classes, principles, approaches, main approaches.

В соответствии с требованиями обновленных образовательных стандартов (Стандарт среднего общего образования 2022 г.) важнейшей целью обучения

иностранному языку является овладение школьниками иностранным языком как средством общения, обеспечивающим продуктивное взаимодействие в поликультурной среде. Важнейшее место в процессе овладения иностранным языком занимают паремиологические единицы, которые представляют собой особые единицы и знаки языка, необходимые элементы общения людей, обладающие культурологической ценностью. Эти знаки передают специфическую информацию, обозначают типичные жизненные и мысленные ситуации или отношения между теми или другими объектами. Выбор паремиологических единиц всегда обусловлен особенностями осуществления коммуникации в любом иностранном языке и определяется национально-культурными особенностями мышления и общения у представителей различных народов.

Паремиологические единицы передают национально-культурный фон общения, менталитет представителей страны изучаемого языка и особенности осуществления коммуникации. Однако результаты теоретических исследований (Е. И. Пассов, С. Г. Тер-Минасова, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев и др.), а также накопленный эмпирический опыт в данной области свидетельствуют о том, что обучение паремиям как средствам общения обучающихся профильных классов ещё не стало предметом комплексного методического исследования (не разработаны теоретические и технологические аспекты процесса обучения паремиологическим единицам профильных классов, приёмы овладения ими, а также необходимое учебно-методическое обеспечение). Недостаточные знания в области использования паремиологических единиц ведут к снижению качества коммуникации на иностранном языке.

Все вышеуказанные факторы свидетельствуют об актуальности овладения паремиологическими единицами в профильных классах на уровне среднего общего образования.

В настоящий момент в теории и методике обучения иностранному языку на уровне среднего общего образования имеет место ряд противоречий:

- необходимость разработки основных теоретических положений, обеспечивающих эффективность обучения паремиологическим единицам на занятиях по иностранному языку в профильных классах, и недостаточность их разработанности применительно к специфике данного процесса с учётом актуальных потребностей и особенностей данной категории обучающихся;

- необходимость разработки основных технологических аспектов методики обучения иноязычному общению старшеклассников на основе применения паремиологических единиц и неразработанность этапов данной методики и соответствующего учебно-методического обеспечения.

Указанные противоречия определяют проблему данного исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические положения и технологические аспекты методики обучения иноязычному общению старшеклассников на основе применения паремиологических единиц?

Цель исследования заключается в разработке методики обучения иноязычному общению школьников профильных классов на основе применения паремиологических единиц как средств решения задач иноязычной коммуникации.

Основные задачи данного исследования:

- представить основные подходы и принципы, составляющие методологическую основу методики обучения паремиологическим единицам обучающихся в гуманитарных классах;

- детально охарактеризовать этапы разработанной методики и учебно-методическое обеспечение, направленные на овладение паремиологическими единицами как средствами иноязычного общения.

Для решения первой задачи потребовалось обратиться к детальному анализу работ, посвященных рассмотрению паремиологических единиц с различных точек зрения:

- работы, отражающие методические аспекты процесса обучения национально-культурной лексике (В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин, П.В. Сысоев, А.Т. Хроленко)

[1; 9; 10];

- исследования, посвященные описанию основных лингвистических характеристик (А.В. Кунин, Л.Б. Савенкова, И.И. Исаев) [2; 7];

- исследования, отражающие психологические аспекты паремиологических единиц как важнейших средств коммуникации, обеспечивающих их результативность (А. А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.В. Беляев) [4];

- исследования, посвященные описанию особенностей обучения паремиологическим единицам на различных уровнях образования (Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, О.Г. Поляков, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.В. Щепилова) [5; 11].

Представленные исследования являются значимыми для данной работы, а также представляют собой методологическую базу для освещения основных подходов и принципов, определяющих продуктивность обучения паремиологическим единицам в классах гуманитарного профиля как средствам иноязычного общения.

Основными подходами, обладающими ведущей составляющей для данного исследования, являются коммуникативно-когнитивный и межкультурный подходы.

Коммуникативно-когнитивный подход предполагает развитие когнитивных навыков у обучающихся в процессе иноязычного общения [11]. Стратегии, по мнению автора, это мыслительная деятельность и алгоритм кодификации нового языка, осуществляемые обучающимися в процессе овладения иностранным языком. Обучающиеся производят поиск, отбор, организацию и применение полученных знаний (лингвистических и социокультурных) для решения задач иноязычного общения.

Обучение иноязычному общению на основе паремиологических единиц неразрывно связано с овладением когнитивными стратегиями концептуализации, к которым относятся следующие: выделение определённых признаков, идентификация фактов; сопоставление, установление корреляций; классификация фактов, группировка их по темам и категориям; выводы, умозаключения путём логической индукции/дедукции; обобщение; систематизация; интерпретация; критическая оценка; детализация, иллюстрирование примерами; перенос, соотнесение с имеющимися знаниями, опытом, установление связи между изучаемым и уже известным; использование ресурсов, например словаря; догадка по контексту или по известным элементам, составляющим неизвестное; переводческая деятельность [Там же].

Межкультурный подход в данном исследовании предполагает вовлечение обучающихся старших классов гуманитарного профиля в иноязычную социально-культурную действительность с помощью использования паремиологических единиц в процессе общения. Реализация данного подхода позволяет обучающимся погрузиться в аутентичную среду, а также активизировать процессы иноязычного мышления на основе применения паремиологических единиц.

Основными принципами реализации разработанной методики являются принцип коммуникативного обучения иноязычному общению, принцип национально-культурной направленности, принцип функциональности, принцип диалога культур.

Основополагающим теоретическим положением, обеспечивающим продуктивность данной методики, является положение о том, что паремиологические единицы должны быть представлены и освоены на основе передачи их национально-культурной семантической специфики и на основе учёта их вариативности

в зависимости от постоянно меняющейся ситуации иноязычного общения, а также в ситуациях общения, представленных в аутентичных лингвистических образцах.

Реализация всех указанных подходов, принципов и положений находит отражение в технологических аспектах разработанной методики. Данная методика базируется на выполнении четкой последовательности этапов, важнейшими из которых являются следующие:

1) наглядное представление социокультурного фона, характерного для определённых паремиологических единиц, что предполагает погружение обучающихся в проблемные темы, отражающие особенности применения данных единиц как средств коммуникации;

2) вовлечение обучающихся в ситуации учебного общения с использованием методических средств и опор, которые помогают овладеть данными единицами в типичных коммуникативных ситуациях;

3) вовлечение школьников в реальные ситуации общения без использования опор с целью овладения их семантической и социокультурной спецификой. На данном этапе предлагаемые ситуации носят проблемный характер, решение которых требует владения паремиологическими единицами как на лингвистическом, так и на социокультурном уровне;

4) осуществление рефлексивной деятельности с целью повышения качества иноязычного общения, предполагающего использование паремиологических единиц для типичных коммуникативных ситуаций.

Необходимо отметить, что на двух последних этапах может быть применена технология использования лингвистических корпусов, предусматривающая анализ основных случаев функционирования и применения паремиологических единиц в типичных аутентичных ситуациях (литература, фильмы, реклама, лозунги).

Также наиболее эффективными видами упражнений в данной методике являются: упражнения на восприятие и понимание паремиологических единиц; упражнения на дифференциацию паремиологических единиц с учетом национальной культурной специфики общающихся (английский и американский); репродуктивные упражнения на основе применения опор; продуктивно-творческие упражнения без использования опор; рефлексивно-коррекционные упражнения, направленные на повышение продуктивности на основе адекватного использования паремиологических единиц.

Таким образом, в качестве основных подходов выступают коммуникативно-когнитивный подход и межкультурный подход. Предлагаемые в исследовании теоретические положения реализуются в разработанной методике, которая включает следующие этапы: этап восприятия и ознакомления, этап дифференциации, этап репродукции, продуктивно-творческий этап. Следует отметить, что теоретические и практические аспекты разработанной методики должны быть неразрывно связаны, что будет вести к усилению коммуникативной, социокультурной и проблемно-деятельностной направленности процесса обучения иностранному языку на основе применения паремиологических единиц.

Предлагаемая методика базируется на таких ключевых приемах, как приём смыслового развертывания, прием дифференциации, приём конкретизации, приём генерализации. Они обеспечивают не только развитие необходимых умений общения, связанных с использованием паремиологических единиц, но и развивающую направленность обучения, которая осуществляется в процессе сравнительно-сопоставительного обучения паремий в различных языках и культурах.

Библиографический список

1. Верещагин, Е. М. Национально-культурная семантика русских фразеологизмов / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров // Словари и лингвострановедение.

- Москва: Рус. яз., 1982. - С. 10-38.

2. Исаев, М. А. Структурная организация и семантика фразеологических единиц даргинского языка / М. А. Исаев. - Махачкала, 1995. - 207 с.

3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва, 1969. - 212 с.

4. Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования /

A. А. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии. - Москва, 1975.

5. Миньяр-Белоручев, Р. К. О принципах обучения иностранным языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / составитель А.А. Леонтьев. - Москва: Рус. яз., 1991. - С. 43-53.

6. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - Москва: Русский язык, 1989.

7. Савенкова, Л. Б. Русские паремии как функционирующая система: диссертация ... доктора филологических наук / Л. Б. Савенкова. - Ростов-на-Дону, 2002. - 239 с.

8. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 /

B. В. Сафонова. - Москва, 1992. - 528 с. - Приложения. - С. 529-672.

9. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. - Москва : Глосса-Пресс; Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 177 с.

10. Хроленко, А. Т. Этнос - Язык - Культура / А. Т. Хроленко. - Курск, 1996.

- 184 с.

11. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.» / А. В. Щепилова. - Москва: ВЛАДОС, 2005. -245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.