Научная статья на тему 'Методика начального обучения упражнениям со структурно сходными двигательными действиями'

Методика начального обучения упражнениям со структурно сходными двигательными действиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камынина Т. В.

Раскрывается содержание занятий по художественной гимнастике с использованием предметов. Доказана эффективность обучения технике упражнений с учетом положительного переноса двигательных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камынина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching primary skills of doing exercises with the skipping-rope and the hoop on the basis of bodily experience in performing structurally similar movements

The article presents a system of methods aimed at training students to perform exercises with different objects. The system is based on bodily experience of the students in performing structurally similar movements. The article proves the efficiency of the suggested methods.

Текст научной работы на тему «Методика начального обучения упражнениям со структурно сходными двигательными действиями»

100

— развивать способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

— выработать умения анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других, а также умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;

— выявить систему формирования новых и более зрелых отношений с партнерами по общению в конфликтной ситуации на примере текста художественной литературы.

Список литературы

1. Акимова Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе (на материале высшей школы): Автореф. дис. ... канд. пед. Наук. Н. Новгород, 1999.

2. Алексеева Л.М., Вдовенко Д.В. Категория конфликтности в научном тексте // Проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: Сб. науч. тр. Пермь, 2002. С. 3 — 11.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие. Калининград, 2000.

4. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

5. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства// Вопросы психологии. 1989. № 4.

6. Рыкун Р.О. Социально-психологический анализ общения на материале художественной литературы: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Томск, 1973.

Об авторе

Т. А. Марищин — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31, г. Калининград, аспирантка РГУ им. И. Канта. E-mail. nil4325@yandex.ru

УДК 37.037

Т.В. Камынина

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯМ СО структурно СХОДНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Раскрывается содержание занятий по художественной гимнастике с использованием предметов. Доказана эффективность обучения технике упражнений с учетом положительного переноса двигательных действий.

The article presents a system of methods aimed at training students to perform exercises with different objects. The system is based on bodily experience of the students in performing structurally similar movements. The article proves the efficiency of the suggested methods.

В связи с резким снижением в последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8 — 9 лет

Обучение упражнениям со сходными двигательными действиями

должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести вицам многоборья. В связи с этим необходимо за один-два года обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками [3]. Поэтому все более актуальной становится создание такой программы начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами. В связи с этим мы разработали методику начального обучения упражнениям со скакалкой и с обручем на основе положительного переноса навыков между структурно сходными двигательными действиями.

В рамках работы предполагалась возможность оптимизации начальной технической подготовки к выполнению упражнений со скакалкой и с обручем в случае совмещенного разучивания структурно сходных двигательных действий с этими предметами в серии «предметных» уроков на основе положительного переноса навыков. Были поставлены следующие задачи:

1) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;

2) раскрыть содержание и место «предметного» урока в процессе начального обучения упражнениям с предметами;

3) определить эффективность «предметных» уроков со скакалкой и с обручем с учетом положительного переноса навыков и экспериментально проверить их эффективность.

В нашей работе использовались следующие методы: теоретический анализ, анализ литературных источников, опрос тренеров по художественной гимнастике, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки.

Уровень физической подготовленности гимнасток младшего возраста, вошедших в состав контрольной и экспериментальной групп, был одинаковым.

Опрос тренеров по художественной гимнастике и педагогические наблюдения позволили выявить базовые действия со скакалкой и с обручем, являющиеся приоритетными на этапе начальной технической подготовки. К ним можно отнести вращения скакалки и обруча в различных плоскостях; прыжки через скакалку и обруч с вращением предмета вперед; бросок скакалки и обруча «толчком» в боковой плоскости, а также манипуляции со скакалкой с отпусканием и ловлей одного ее конца; вертушка обруча на полу; прямой перекат обруча по полу.

Результаты исследования свидетельствуют и о том, что в настоящее время не существует единого методического подхода к обучению упражнениям с различными предметами. Большинство тренеров обучают детей отдельным упражнениям и без учета переноса навыков, но это удлиняет процесс освоения двигательных действий и делает его менее эффективным. Тренеры недостаточно используют преимущества «предметных» уроков в своей практике. Только 55 % из них обучают детей упражнениям со скакалкой и обручем в системе «предметных» уроков. Кроме того, при построении таких уроков остается неучтенной

101

102

возможность использования эффекта положительного переноса навыков между структурно сходными двигательными действиями с различными предметами, в частности со скакалкой и с обручем [4].

С учетом предварительных исследований, а также на основе теории управления усвоением знаний, формированием действий и понятий была разработана методика начального обучения упражнениям со скакалкой и с обручем [1]. Предлагаемая программа начального обучения представляет собой цикл из 10 «предметных» уроков. Она строится для всего ряда структурно родственных двигательных действий со скакалкой и с обручем с учетом положительного переноса навыков, обусловленного тем, что в основе многих базовых двигательных действий с этими предметами лежат общие механизмы их построения. Исходя из этой концепции, в процессе обучения технике упражнений основные усилия тренера должны быть направлены на руководство формированием ориентировочной основы действия (ООД), рассматриваемой как программа действия, состоящая из совокупности необходимых и достаточных по количеству истинных основных опорных точек (ООТ). Для достижения сокращения сроков обучения при более высоком его качестве сформированная ООД должна характеризоваться полноценностью, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии по каждой из ООТ [2].

Поскольку вероятность положительного переноса наиболее высока лишь при значительном сходстве смысловой основы и главных звеньев техники между упражнениями со скакалкой и с обручем, для параллельного разучивания в цикле «предметных» уроков сгруппированы следующие упражнения:

1) вращения со скакалкой и с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;

2) прыжки через скакалку и обруч при вращении предмета вперед;

3) бросок скакалки и обруча «толчком» в боковой плоскости.

Такое объединение структурно сходных двигательных действий в

рамках одного и того же занятия позволяет на основе положительного переноса навыков «включать» сформированные элементы техники (ООТ) упражнения с одним предметом (например, прыжки через скакалку) в качестве готовых двигательных операций в структуру техники упражнения с другим предметом (например, прыжки через обруч при вращении его вперед). Однако для формирования верной ООД большое значение имеет и указание преподавателем тех ООТ, в которых перенос нежелателен и которые, соответственно, окажутся ложными в ориентировочной основе базового элемента с другим предметом (так, при разучивании вращений со скакалкой и с обручем следует обратить внимание юных гимнасток на фиксированное положение кисти и активное действие в локтевом суставе в случае вращения обруча — в отличие от активного движения в лучезапястном суставе при вращении скакалки) [2].

Упражнения, не имеющие в ООД сходных ООТ (к ним относятся прямой перекат обруча по полу, вертушка обруча по полу, манипуляции со скакалкой), разучиваются независимо друг от друга, в разных «предметных» уроках.

Обучение упражнениям со сходными двигательными действиями

В системе цикла «предметных» уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, близким друг к другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучиваются вращения со скакалкой и с обручем, а затем уже прыжки и броски с этими предметами.

В процессе обучения необходимо учитывать уровень подвижности суставов и связочного аппарата обучаемых. В связи с этим сопряженно с разучиванием упражнений со скакалкой и с обручем должна проводиться работа по развитию подвижности в лучезапястных суставах для эффективного овладения основой техники данных элементов [4].

Принимая во внимание достаточно низкий уровень двигательной, и в частности координационной, подготовленности девочек на этапе начальной технической подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы со скакалкой и обручем с использованием комплекса подводящих и специально-подготовительных упражнений [5].

Опосредованность процесса восприятия детьми младшего школьного возраста информации о правильных двигательных представлениях по каждой ООТ наглядно-образным мышлением, высокой эмоциональностью психических процессов требует активного использования при разучивании таких методов, как демонстрация в сочетании с образным объяснением, игровой метод.

Низкий уровень развития произвольного внимания определяет необходимость использования на занятиях ряда методических приемов:

— зрительных «бесконтактных» и слуховых ориентиров с целью координации усилий ребенка в нужном направлении;

— оценочных и образных суждений, замечаний, физической помощи тренера с целью коррекции движения и др. [5].

Таким образом, педагогический эксперимент доказал эффективность разработанных средств и методов начального обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, поскольку гимнастки экспериментальной группы статистически значимо превосходят гимнасток контрольной в уровне овладения техникой тех базовых двигательных действий с этими предметами, обучение которым опиралось на эффект положительного переноса навыков. Применение на практике системы «предметных» уроков, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит оптимизировать процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только тренер по художественно гимнастике уменьшит свои временные затраты, но и его воспитанницы выиграют в качестве владения базовыми двигательными действиями с предметами. Эффективная начальная техническая подготовка создает возможности гимнасткам для быстрого освоения (на основе положительного переноса навыка) разнообразных упражнений с предметами, относящихся к разным структурным группам.

Список литературы

103

1. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.

2. Боген Н.Н. Обучение двигательным действиям. М., 1985.

3. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. М., 1982.

4. Мавроматия Д. Упражнения художественной гимнастики. М., 1972.

5. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5 — 6 лет: Методическая разработка для тренера. М., 2001.

Об авторе

Т. В. Камынина — ст. преп., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.