Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / РЕКРЕАЦИЯ / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сумина Н.Е.

Актуальность. В статье описывается изменение эмоциональной сферы детей с нарушением зрения, которая определяется высоким уровнем тревожности, эмоциональной напряженностью, чрезмерной импульсивностью или уходом в себя, а так же подчеркивается значение рекреации, которая играет огромную роль в коррекции эмоциональной сферы таких детей. Зрение является самым мощным источником информации окружающего мира, а частичное или глубокое отклонение его функций, сказывается на психическом и физическом развитии детей. Учитывая актуальность проблемы, педагоги подбирают средства, позволяющие оптимизировать характер взаимодействия ребенка с нарушением зрения, и окружающей социальной среды. Занятия физической культурой позволяют почувствовать свои силы, проверить возможности, преодолеть физические и психологические барьеры. Средства рекреации считаются эффективным методом снятия стресса, тревожности, получения положительных эмоций. Цель. Разработать и экспериментально обосновать методику коррекции психоэмоционального состояния у детей с нарушением зрения. Методы исследования. Для достижения поставленной цели, в процессе исследования использовались методы анализа и обобщения научной литературы, проведены тесты, определяющие эмоциональное состояние школьников, логическое моделирование, методы математической статистики. Результаты. Данные, полученные в результате исследования, доказывают эффективность применения разработанной нами методики, основанной на сочетании упражнений с элементами телесно-ориентированной терапии и подвижных игр, для коррекции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения. Заключение. Таким образом, выдвинутая гипотеза, предполагающая, что рекреационные занятия позволят повысить эффективность процесса адаптивного физического воспитания, улучшить развитие физических качеств у детей с нарушением зрения и скорректировать их психоэмоциональное состояние, нашла свое подтверждение. Предложенная практика может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сумина Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CORRECTION OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE AS AN ADAPTIVE RESOURCE FOR THE FORMATION OF MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Relevance. The article describes the changes in the emotional sphere of children with visual impairment, which is determined by a high level of anxiety, emotional tension, excessive impulsivity or withdrawal, and also emphasizes the importance of recreation, which plays a huge role in correcting the emotional sphere of such children. Vision is the most powerful source of information of the surrounding world, and partial or profound deviation of its functions affects the mental and physical development of children. Taking into account the urgency of the problem, teachers select the means to optimize the nature of the interaction of a child with visual impairment and the surrounding social environment. Physical education classes allow you to feel your strength, test your capabilities, overcome physical and psychological barriers. Recreational means are considered an effective method of relieving stress, anxiety, and getting positive emotions. The purpose of the study. To develop and experimentally substantiate the methodology of correction of the psycho-emotional state in children with visual impairment. Research methods. To achieve this goal, methods of analysis and generalization of scientific literature were used in the research process, tests were conducted to determine the emotional state of schoolchildren, logical modeling, methods of mathematical statistics. The results of the study. The data obtained as a result of the study proves the effectiveness of the application of the methodology developed by us, based on a combination of exercises with elements of body-oriented therapy and outdoor games, for the correction of the psycho-emotional state of children with visual impairment. Conclusion. Thus, the hypothesis put forward, suggesting that recreational activities will increase the effectiveness of the process of adaptive physical education, improve the development of physical qualities in children with visual impairment and correct their psycho-emotional state, has been confirmed. The proposed practice can be used in working with children with disabilities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

УДК: 159.922.6

DOI 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Н.Е. Сумина, кандидат психологических наук, доцент ВАК, доцент кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Казань. Контактная информация для переписки: 420010, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35 (Учебно-лабораторный корпус); e-mail: evgenia1905@rambler.ru.

Аннотация

Актуальность. В статье описывается изменение эмоциональной сферы детей с нарушением зрения, которая определяется высоким уровнем тревожности, эмоциональной напряженностью, чрезмерной импульсивностью или уходом в себя, а так же подчеркивается значение рекреации, которая играет огромную роль в коррекции эмоциональной сферы таких детей.

Зрение является самым мощным источником информации окружающего мира, а частичное или глубокое отклонение его функций, сказывается на психическом и физическом развитии детей. Учитывая актуальность проблемы, педагоги подбирают средства, позволяющие оптимизировать характер взаимодействия ребенка с нарушением зрения, и окружающей социальной среды. Занятия физической культурой позволяют почувствовать свои силы, проверить возможности, преодолеть физические и психологические барьеры. Средства рекреации считаются эффективным методом снятия стресса, тревожности, получения положительных эмоций.

Цель. Разработать и экспериментально обосновать методику коррекции психоэмоционального состояния у детей с нарушением зрения.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, в процессе исследования использовались методы анализа и обобщения научной ли-

тературы, проведены тесты, определяющие эмоциональное состояние школьников, логическое моделирование, методы математической статистики.

Результаты. Данные, полученные в результате исследования, доказывают эффективность применения разработанной нами методики, основанной на сочетании упражнений с элементами телесно-ориентированной терапии и подвижных игр, для коррекции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.

Заключение. Таким образом, выдвинутая гипотеза, предполагающая, что рекреационные занятия позволят повысить эффективность процесса адаптивного физического воспитания, улучшить развитие физических качеств у детей с нарушением зрения и скорректировать их психоэмоциональное состояние, нашла свое подтверждение. Предложенная практика может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, дети с нарушением зрения, рекреация, телесно-ориентированная терапия

Для цитирования: Сумина Н.Е. Методика коррекции психоэмоционального состояния как адаптационный ресурс становления двигательной активности

детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.

For citation: Sumina N. The method of correction of the psycho-emotional state as an adaptive resource for the formation of motor activity of preschool children with visual impairments. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим зрением. По некоторым данным количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляет 218 тыс. человек, из них абсолютно слепых - 103 тыс. Из этого количества 22% составляет молодежь трудоспособного возраста [5].

Сопоставление уровня сохранности зрительных функций и иных функциональных характеристик органа зрения с возможностями (способностями) человека осуществлять различные категории жизнедеятельности позволяет в наиболее типичных случаях оценивать их взаимозависимость следующим образом:

Нарушение зрительных функций IV степени (практическая или абсолютная слепота) - приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости. Они не могут самостоятельно справляться с основными физиологическими потребностями (приготовление пищи, одевание, личная гигиена и прочие). У таких лиц имеется следующие ограничения:

• самообслуживания 3-й степени;

• способности к самостоятельному передвижению 3-й степени;

• способности к обучению 2-й степени;

• способности к трудовой деятельности 2-й степени (полностью слепые люди работают на предприятиях Всероссийского общества слепых (ВОС) или на предприятиях общего типа с созданием условий, приравненных к специальным: специальное оборудование рабочего места, труд с помощью вспомогательных средств, с помощью других лиц),

• способности к ориентации 2-й степени;

• способности к общению 2-й степени.

Этим лицам определяется первая группа инвалидности и делается приписка «инвалид по зрению».

Нарушение зрительных функций III степени (слабо-видение высокой степени) приводит к ограничениям:

• самообслуживания 2-й степени;

• способности к самостоятельному передвижению 2-й степени;

• способности к обучению 2-й степени;

• способности к трудовой деятельности 2-й степени (могут работать на предприятиях ВОС или на предприятиях общего типа с созданием

условий, приравненных к специальным: специальное оборудование рабочего места, труд с помощью вспомогательных средств, с помощью других лиц);

• способности к ориентации 1-й или 2-й степени (в зависимости от состояния зрительных функций, главным образом поля зрения и степени адаптации к зрительному дефекту);

• способности к общению 2-й степени.

Этим лицам определяется вторая группа инвалидности и делается приписка «инвалид по зрению».

Нарушение зрительных функций II степени (слабо-видение средней степени) приводит к ограничениям:

• самообслуживания 1-й степени;

• способности к самостоятельному передвижению 1-й степени;

• способности к обучению 1-й или 2-й степени (в зависимости от степени сохранности зрительных функций, офтальмоэргономических характеристик, эффективности коррекции, вида обучения);

• способности к трудовой деятельности 1-й степени;

• способности к ориентации 1-й степени;

• способности к общению 1-й степени.

Этим лицам определяется третья группа инвалидности.

Нарушение зрительных функций I степени (слабо-видение малой степени) в ряде случаев может привести только к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени, если труд связан с повышенными требованиями к зрительной системе (наличие полноценного бинокулярного, цветового зрения, световой чувствительности, нормальной зрительной работоспособности), зафиксированных в соответствующих нормативных документах [2].

Раскрывая особенности формирования эмоциональных состояний у детей И.П. Подласый отметил его определяющие характеристики в формировании поведения [6]. Кроме того, присутствующая повышенная тревожность страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы сказываются на взаимоотношениях с окружающими. Федоренко Ю.В., описывая проблемы эмоционального развития детей с сенсорными нарушениями, отмечает выраженную эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, преобладание отрицательных эмоций [10].

Дети с нарушением зрения не готовы к доверительным взаимоотношениям со сверстниками и с близкими взрослыми. Сложности в трансляции своих эмоций мимикой и жестами, определяют сложности в общении. А ведь именно правильное понимание состояния собеседника и умение внешне выражать свое, играет ключевую роль в общении.

Анализируя проблемы социализации детей с сенсорными нарушениями, Саматова А.В. уделяет внимание вопросам взаимоотношения в коллективах, а так же отношению окружающих к своему дефекту [9].

Сравнение себя со зрячими сверстниками, усиливает наблюдение за собственными эмоциями, способствует формированию внутриличностного конфликта и неадекватности поведения.

Одним из основных способов коррекции психоэмоционального состояния детей с сенсорными нарушениями являются средства и методы адаптивной физической культуры и рекреации [1].

Рекреационные средства играют роль в активизации, поддержании и восстановлении физических сил, потраченных во время труда, спорта или учебы [8]. Они направлены на профилактику утомления и оптимизацию эмоционального состояния, способствует установлению взаимоотношений с окружающими. Одной из задач спортивно-оздоровительного туризма является формирование межличностных отношений, научение адекватного позиционирования себя и восприятие других. Этим обуславливается актуальность данного исследования.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику коррекции психоэмоционального состояния у детей с нарушением зрения рекреационными средствами.

Предполагалось, что знания о значении рекреации, методов используемых в процессе спортивно-оздоровительного воздействия, позволят повысить эффективность процесса адаптационного физического воспитания, улучшить развитие физических качеств у детей с нарушением зрения и скорректировать их психоэмоциональное состояние.

Материалы и методы исследования.

В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 10-12 лет с нарушением зрения умеренной и выра-

женной степени слабовидения. Были сформированы две группы: 20 респондентов - контрольная (КГ) и 20 -экспериментальная (ЭГ). Контрольная группа проходила обучение по программе, предусмотренной учебным планом школы-интерната №1 г. Казани. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, составленной на основе проведенного анализа научно-методической литературы и направленной на коррекцию и развитие психоэмоционального состояния, снятие усталости, чувства тревоги у детей с нарушением зрения, которая представлена сочетанием подвижных игр и упражнений с элементами телесно-ориентированной терапии.

Для определения исходных и заключительных показателей развития психоэмоционального состояния проведены 5 тестов: Тест Ч.Д. Спилбергера; Тест Филипса; Цветовой тест М. Люшера; Тест Уилсона «Дерево с человечками»; Тест «Дом - дерево - человек » Дж. Бука. [3, 4, 7].

Анализ результатов проведенного исследования показал, что все исследуемые показатели, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, в начале педагогического эксперимент, достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения исследования.

Для коррекции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения нами разработана программа физической двигательной рекреации, основой которой является сочетание подвижных игр и элементов телесно-ориентированной терапии. В процессе игры ребенок учится достигать успеха, взаимодействовать, проявлять инициативу. Телесно-ориентирован-

Таблица 1.

Результаты проведенного сравнительного анализа результатов исследования контрольной и

экспериментальной групп (баллы)

Наименование теста Группы Начало исследования Конец исследования

Цветовой тест М. Люшера КГ 3,8±0,74 2,7±0,78

ЭГ 3,3±0,9 2,5±0,8

р > 0,05 < 0,05

Тест «Дом - дерево - человек» Дж. Бука КГ 4,8±1,07 4,6±1,11

ЭГ 5,5±1,02 4±1,3

р > 0,05 < 0,05

Тест Уилсона «Дерево с человечками КГ 1,3±0,64 0,7±0,4

ЭГ 1,1±0,5 0,5±0,3

р > 0,05 < 0,05

Тест ЧД. Спилбергера КГ 55±11 50±9,3

ЭГ 53,6±10 48±8

р > 0,05 < 0,05

Тест Филипса КГ 34,8±7,4 30,5±4,64

ЭГ 33,4±5,7 27,5 ±4,45

р > 0,05 < 0,05

ная терапия позволяла снять тревожность, повысить самооценку и уверенность в себе. Для более позитивной атмосферы занятия проводились под музыку.

Организационно было проведено 16 занятий, 2 раза в неделю по 45 минут, каждое занятие включает 3 части. Вводная (подготовительная) часть - 10 минут, ее задача - активация функционального состояния и активизация группы, развитие слухового внимания. Основная часть - 25 минут. В этой части проводятся общеукрепляющие упражнения, а также в нее включаются подвижные игры на сплочение детей, командное взаимодействие, формирование доверия, развитие выдержки и самоконтроля. Заключительная часть - 10 мин. В этой части применялись упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии, направленные на формирование тактильного внимания, снятие мышечного напряжения, закрепление взаимоподдержки и уверенности, рефлексию эмоционального состояния.

Результаты проведенного сравнительного анализа в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, к завершению исследования, значение показателей по всем диагностическим методикам улучшились, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Объективно, у участников экспериментальной группы прирост всех показателей достоверно лучше. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что применение разработанной нами методики, т.е. сочетание упражнений с элементами телесно-ориентированной терапии и подвижных игр, достоверно улучшает показатели психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения, что говорит о ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов. М.: Школа-Пресс, 2004. 416 с. ISBN 5-76950603-2. Текст: непосредственный.

2. Методика «Дом-дерево-человек» сайт. Москва. URL: https://infopedia/13x6e8b.html (дата обращения 22.12.2021). Текст: электронный.

3. Метод цветовых выборов МЦВ - модифицированный восьмицветный тест Люшера. Москва. URL: https://psyfactor.org/l¡b/sobch¡k.htm(дата обращения 22.12.2021). Текст: электронный.

4. Нарушение зрения: официальный сайт. Москва. URL: https://lensgo.ru/blog/articles/narushenie_zreniya (дата обращения 22.12.2021). Текст: электронный.

5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М: Издательство «ВЛАДОС», 2002. 352 с. ISBN 5-691-00933-8. Текст: непосредственный.

6. Практическая психодиагностика: тесты и методики / сост. Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах-М». 2015.

7. Рекреационная деятельность: официальный сайт. Москва. URL: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/ vidy-turov/rekreatsionnaya-deyatelnost.html (дата обращения 22.12.2021). Текст: электронный.

8. Саматова А.В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения: учебное пособие. М: Рос. гос. б-ка для слепых. М., 2015. 54 с. ISBN 256-5-8956-633-2. Текст: непосредственный.

9. Федоренко Ю.В. Проблема эмоционального развития детей с амблиопией и косоглазием // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 6. С. 208-213

10. Глазные болезни / Т.И. Ерошевский [и др.]. М.: «Лидер М», 2008. 316 с. ISBN 978-5-91593-002-4. Текст: непосредственный.

THE METHOD OF CORRECTION OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE AS AN ADAPTIVE RESOURCE FOR THE FORMATION OF MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

N. Sumina, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Adaptive Physical Culture and Life Safety. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga State University of physical culture, sports and tourism", Kazan.

Contact information for correspondence: 420010, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, the territory of the Universiade Village, zd. 35 (Educational and laboratory building); e-mail: evgenia1905@rambler.ru.

Annotation

Relevance. The article describes the changes in the emotional sphere of children with visual impairment, which is determined by a high level of anxiety, emotional tension, excessive impulsivity or withdrawal, and also emphasizes the importance of recreation, which plays a huge role in correcting the emotional sphere of such children.

Vision is the most powerful source of information of the surrounding world, and partial or profound deviation of its functions affects the mental and physical development of children. Taking into account the urgency of the problem, teachers select the means to optimize the nature of the interaction of a child with visual impairment and the surrounding social environment. Physical education classes allow you to feel your strength, test your capabilities, overcome physical and psychological barriers. Recreational means are considered an effective method of relieving stress, anxiety, and getting positive emotions.

The purpose of the study. To develop and experimentally substantiate the methodology of correction of the psycho-emotional state in children with visual impairment.

Research methods. To achieve this goal, methods of analysis and generalization of scientific literature were used in the research process, tests were conducted to determine the emotional state of schoolchildren, logical modeling, methods of mathematical statistics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of the study. The data obtained as a result of the study proves the effectiveness of the application of the methodology developed by us, based on a combination of exercises with elements of body-oriented therapy and outdoor games, for the correction of the psycho-emotional state of children with visual impairment.

Conclusion. Thus, the hypothesis put forward, suggesting that recreational activities will increase the effectiveness of the process of adaptive physical education, improve the development of physical qualities in children with visual impairment and correct their psycho-emotional state, has been confirmed. The proposed practice can be used in working with children with disabilities.

Keywords: psycho-emotional state, visually impaired children, recreation, body-oriented therapy

References:

1. Voronkova V.V. Obuchenie i vospitanie detei vo vspomogatel'noi shkole [Education and upbringing of children in an auxiliary school]. Moscow: School-Press, 2004, 416 p. ISBN 5-7695-0603-2.

2. Metodika «Dom-derevo-chelovek» [The method of "House-tree-man"] site. Moscow. URL: https:// infopedia/13x6e8b.html (accessed 22.12.2021). (in Russian)

3. Metod tsvetovykh vyborov MTsV - modifitsirovannyi vos'mitsvetnyi test Lyushera [The MTSV color selection method is a modified eight-color Lusher]. Moscow. URL: https://psyfactor.org/lib/sobchik.htm (accessed 22.12.2021). (in Russian)

4. Narushenie zreniya [Visual impairment] official website. Moscow. URL: https://lensgo.ru/blog/articles/ narushenie_zreniya (accessed 22.12.2021). (in Russian)

5. Podlasyi I.P. Kurs lektsii po korrektsionnoi pedagogike [Course of lectures on correctional pedagogy]. Moscow: VLADOS Publishing House, 2002, 352 p. ISBN 5-69100933-8.

6. Prakticheskaya psikhodiagnostika [Practical psychodiagnostics] comp. D.Ya. Raygorodsky. Samara: "Bahrah-M", 2015.

7. Rekreatsionnaya deyatel'nost': ofitsial'nyi sait [Recreational activities]: official website. Moscow. URL: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/rekreatsionnaya-deyatelnost.html (accessed 22.12.2021). (in Russian)

8. Samatova A.V. Sotsializatsiya kak etap uspeshnogo razvitiya detei s glubokimi narusheniyami zreniya [Socialization as a stage of successful development of children with profound visual impairments]. Moscow: Russian State Library for the Blind. Moscow, 2015, 54 p. ISBN 256-5-8956-633-2.

9. Fedorenko Yu.V. The Problem of Emotional Development of Children with Amblyopia and Strabismus. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Stavropol State University]. 2010, no. 6, pp. 208-213. (in Russian)

10. Eroshevskii T.I. [et al.]. Glaznye bolezni [Eye diseases]. Moscow: "Leader M", 2008, 316 p. ISBN 978-5-91593002-4.

Поступила / Received 22.01.2023

Принята в печать / Accepted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.