Научная статья на тему 'Психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением'

Психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ С КОХЛЕАРНЫМ НАРУШЕНИЕМ / ЭМОЦИИ / СТРАХИ / PSYCHO-EMOTIONALCONDITION / CHILDREN WITH COCHLEAR DISORDERS / EMOTIONS / FEARS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Александра Владимировна, Шамаева Виктория Спиридоновна

Цель исследования. В статье описывается исследование психоэмоцинальных состояний детей с кохлеарным нарушением. Представлены результаты исследования факторов, которые могут влиять на развитие тех или иных негативных компонентов психоэмоционального состояния, закономерности формирования психоэмоционального состояния у детей с кохлеарными нарушениями. Метод и методология проведения работы. Для изучения психоэмоциональных состояний детей с кохлеарным нарушением были применены методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение); диагностики страхов (Захаров А.И.) и рисованный апперцептивный тест (РАТ). Результаты. Психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением характеризуется сниженным фоном настроения, преобладанием негативного психоэмоционального состояния с выраженным страхом. Отмечается тенденция к негативному восприятию своего окружения, недостаточные навыки для конструктивного взаимодействия с окружающими, а также страх быть отвергнутым, не получить помощь и подвергнуться чужой агрессии. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в разработке индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для ребенка с кохлеарным нарушением, а также могут быть использованы специалистами в работе с родителями детей с кохлеарным нарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Александра Владимировна, Шамаева Виктория Спиридоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH COCHLEAR DISORDERS

Purpose of the study. Is to identify the psycho-emotional condition of children with cochlear disorders. The subject of the study is psycho-emotionalcondition.The object of study children with cochlear disorders. Method and methodology of the work. The research is based on phenomenological, cognitive and activity approaches, as well as the principle of historical and philosophical reconstruction. Results. The results of the study are that the authors identify psycho-emotional condition of children with cochlear violation that is characterized by reduced background mood, a predominance of negative emotional state with a pronounced fear. There is a tendency to a negative perception of their environment, lack of skills for constructive interaction with the environment, as well as fear of rejection, not to be subjected toalien aggression. Scope of results. The results of the study can be used in the development of an individual psychological and pedagogical support program for a child with a cochlear disorder, and can also be used by specialists in working with parents of children with a cochlear disorder.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

PSYCHOLOGICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-10-6-19 УДК 1.091

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ НАРУШЕНИЕМ

Дмитриева А.В., Шамаева В.С.

Цель исследования. В статье описывается исследование психо-эмоцинальных состояний детей с кохлеарным нарушением. Представлены результаты исследования факторов, которые могут влиять на развитие тех или иных негативных компонентов психоэмоционального состояния, закономерности формирования психоэмоционального состояния у детей с кохлеарными нарушениями.

Метод и методология проведения работы. Для изучения психоэмоциональных состояний детей с кохлеарным нарушением были применены методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение); диагностики страхов (Захаров А.И.) и рисованный апперцептивный тест (РАТ).

Результаты. Психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением характеризуется сниженным фоном настроения, преобладанием негативного психоэмоционального состояния с выраженным страхом. Отмечается тенденция к негативному восприятию своего окружения, недостаточные навыки для конструктивного взаимодействия с окружающими, а также страх быть отвергнутым, не получить помощь и подвергнуться чужой агрессии.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в разработке индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для ребенка с кохле-арным нарушением, а также могут быть использованы специалистами в работе с родителями детей с кохлеарным нарушением.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние; дети с кохле-арным нарушением; эмоции; страхи.

PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH COCHLEAR DISORDERS

DmitrievaA.V., Shamaeva VS.

Purpose of the study. Is to identify the psycho-emotional condition of children with cochlear disorders. The subject of the study is psycho-emo-tionalcondition.The object of study children with cochlear disorders.

Method and methodology of the work. The research is based on phenomenological, cognitive and activity approaches, as well as the principle of historical and philosophical reconstruction.

Results. The results of the study are that the authors identifypsycho-emo-tional condition of children with cochlear violation that is characterized by reduced background mood, a predominance of negative emotional state with a pronouncedfear. There is a tendency to a negative perception oftheir environment, lack of skills for constructive interaction with the environment, as well as fear of rejection, not to be subjected toalien aggression.

Scope of results. The results of the study can be used in the development of an individual psychological and pedagogical support program for a child with a cochlear disorder, and can also be used by specialists in working with parents of children with a cochlear disorder.

Keywords: psycho-emotionalcondition; children with cochlear disorders; emotions; fears.

По мнению Р.М. Боскис, слух является одним из наиболее важных условий нормального развития, обучения и воспитания детей.

Нарушения слуха оказывают неоспоримое влияние на высшие психические функции (память, внимание, речь, мышление), проявляются характерные психоэмоциональные состояния, а также возникают нарушения эмоциональной сферы. Поэтому исследование психоэмоционального развития детей с кохлеарным нарушением является актуальным. Описаны экспериментальные данные и представлена их интерпретация. Для эффективной реабилитации людей с нарушением слуха в последние годы стали использовать кохлеарную имплантацию, многие специалисты писали свои исследования, посвященные этой теме (И.В. Королева, Э.И. Миронова, А.И. Сатаева и другие) [1].

Как указывают А.И. Захаров, И.А. Коробейников, М.И. Лисина и многие другие исследователи, длительная и массивная психическая депривация ребенка от полноценной среды человеческого общения определяет немаловажный фактор, влияющий на процесс адаптации. Длительное нахождение в госпиталях, больничной среде могут вызвать у ребенка гиподинамию, нарушение сна, питания, вызывая тем самым сенсорную ограниченность.Изменения эмоционального состояния ребенка также обуславливаются как фактор адаптации. Эмоциональная сфера детей с нарушениями слуха отличается неумением распознавать и называть собственные эмоции, описывать их, различать у других людейнравственные эмоции и сложные эмоциональные состояния [2, 3].

Эмоциональная сфера детей с кохлеарными нарушениями отличается значительным своеобразием: имеют значительные трудности в понимании эмоции других людей, не могут распознавать их оттенки, высшие социальные чувства, не способны грамотно определить причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, испытывают значительные трудности в формировании морально этических представлений [5, 6]. Научная новизна исследования состоит в реализации исследования психоэмоционального развития детей после кохлеарной имплантации в условиях коррек-ционной школы.

В данном исследовании обобщены теоретические представления о психоэмоциональном развитии, выявлены особенности психи-

ческого развития детей после кохлеарной имплантации, уточнены возможности диагностического инструментария для изучения психоэмоционального развития после кохлеарной имплантации. Целью исследования является выявление психоэмоциональных состояний детей с кохлеарным нарушением. Предмет исследования психоэмоциональное состояние. Объект исследования дети с кохлеарным нарушением. Задачи исследования: 1) Выявить особенности и общие закономерности формирования психоэмоционального состояния у детей с кохлеарными нарушениями; 2) Выявить наиболее сильные и слабые стороны в структуре психоэмоционального состояния; 3) Выявить факторы, которые могут влиять на развитие тех или иных негативных компонентов психоэмоционального состояния. Исследование было проведено на базе учебного заведения ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат» Республики Саха (Якутия) в г. Якутске. В исследовании приняли участие 15 детей подросткового возраста, у которых имеет место кохлеарное нарушение, связанное с частичной потерей слуха.

Для диагностики психоэмоциональных состояний детей с кохлеарным нарушением были применены следующие методики: 1) Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение); 2) Методика диагностики страхов (Захаров А.И.); 3) Рисованный апперцептивный тест (РАТ). Результаты исследования могут быть использованы в разработке индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для ребенка, рекомендации по оптимизации эмоционального развития детей с кохлеарным нарушением, а также могут быть использованы психологами в работе с родителями детей отнесенных к данной категории.

Актуальность работы заключается в том, что у детей с нарушениями слуха возникают характерные нарушения эмоциональной сферы, которые нуждаются в коррекции со стороны ряда специалистов, в том числе, психологов. Для этого нужны данные о том, какие эмоции преобладают у ребенка, насколько выражено у него психологическое неблагополучие и чем именно оно вызвано, а также как проявляются характерные психоэмоциональные состояния.

Показатель «Самочувствие» находится в пределах или выше нормы у 9 респондентов из 15. Таким образом, у 6 респондентов он ниже нормы. Для них характерно субъективные негативные ощущения, в том числе, дискомфорт в различных частях тела. Показатель «Активность» находится в пределах или выше нормы у 7 респондентов из 15. Соответственно, у 8 респондентов он ниже нормы. Это свидетельствует о том, что им характерны слабость, сонливость, сниженное качество учебы и работы, вялость. Показатель «Настроение» находится в пределах или выше нормы у всех респондентов, кроме одного. Таким образом, для детей из рассмотренных выборки в целом характерно приподнятое настроение, преобладание положительных эмоций и высокий жизненный тонус. Респондент под номером 10 имеет низкие баллы по всем трем показателям теста и нуждается в специальном психологическом сопровождении. У всех остальных хотя бы один компонент в норме или выше нормы.

По нашим данным, психоэмоциональное состояние детей с кохлеарным нарушением находится в норме по сравнению с об-щепопуляционной выборкой. Самым слабым компонентом психоэмоционального состояния является активность, соответственно, требуется переосмысления рабочего графика детей с таким нарушением, анализ режима труда и отдыха, а также дозированность учебной нагрузки.

Результаты диагностики страхов по Захарову А.И. При анализе результатов теста учитывается, какое количество разнообразных страхов присутствует у ребёнка. Отмечено, что большое количество страхов является поводом для обращения к невропатологу или неврологу.

В нашей выборке мальчики характеризуются низким и средним количеством страхов, девочки - средним и высоким. Таким образом, для девочек более характерно чувство страха, а его причины возникновения более разнообразны, чем у мальчиков.

Представление о структуре страхов мальчиков и девочек. Заметно, что у респондентов обоих полов преобладают физические страхи - транспорта, огня, громких звуков, войны. По мнению многих

исследователей для детей с нарушениями слуха характерны социальные страхи. Однако в нашей выборке они уступают медицинским и пространственным и находятся на четвёртом месте. Можно отметить, что наши респонденты обеспокоены своей физической безопасностью, ощущают дискомфорт и потенциальную угрозу со стороны окружающего мира.

Учитывая, что у многих респондентов присутствует более половины из потенциальных источников страха, можно говорить о высоком уровне тревожности и преобладание страха над многими другими эмоциями у данных детей. Аналогичные данные были получены и при анализе литературы, с той разницей, что социальные страхи представленные в нашей выборке в гораздо меньшей степени. Это, подтверждает данные других опросников о том, что дети из рассмотренных выборки обладают достаточно развитыми социальными навыками, умеют адаптироваться к своему коллективу. По результатам методики «РАТ» были получены следующие данные: и у мальчиков, и у девочек выражено количество ответов с отрицательной эмоциональной окраской ситуации, изображённые на картинке, что свидетельствует в пользу точки зрения о преобладании сниженного эмоционального фона у детей с расстройствами слуха.Некоторые изображённые ситуации представляли с собой конфликты. Следовательно, по анализу результатов теста можно сделать выводы о том, как ребенок ведет себя в конфликтной ситуации. Элементы конфликта присутствовал в 53% описаний, хотя в принципе каждая из картинок может быть ассоциировано с какими-либо конфликтами. Примерно в четверти описаний как у мальчиков, так и у девочек конфликт на картинке объясняется поведением обеих сторон. Девочки более склонны обвинять в создавшейся ситуации одну из сторон конфликта: такая тенденция проявилась в 35% описаний картинок (против 21% у мальчиков). Всего персонажей картинок, по мнению респондентов, продемонстрировали 7 способов решения создавшейся конфликтной ситуации. Среди них доминирует неконструктивные стратегии разрешения конфликтов. На первом месте по частоте

встречаемости является уход в отрицательные эмоции или чувства (вину, страх, обиду, ревность, зависть). Таким образом описаны ситуации в 33% ответов девочек и 15% - мальчиков. На втором месте по частоте встречаемости находится стратегия избегания ситуации (14% описаний у девочек и 8% описаний у мальчиков), на третьем месте - агрессивное поведение (18 и 17% у девочек и мальчиков, соответственно). Остальные стратегии поведение в конфликте - попытка конструктивного решения, интеллектуализация, демонстративное поведение и подчинение - встречались в менее чем в 4% ответов респондентов каждого пола. Это говорит о склонности детей с кохлеарным нарушением выбирать в конфликтной ситуации непродуктивные стратегии поведения. Интересно, что в большей части описаний ситуаций не было найдено какое-либо решение конфликта. Это также говорит о том, что дети склонны накапливать негативные эмоции, реагировать на ситуации сложного взаимодействия с окружающими эмоционально, а также о тенденции не разрешать накопившиеся противоречия и не высказывать свое отношение к ситуации.

Таким образом, дети с кохлеарными нарушениями характеризуются сниженным фоном настроения, преобладанием негативного психоэмоционального состояния с выраженным страхом. У детей из нашей выборки в меньшей степени, чем приведено в литературе, выражены социальные страхи, однако отмечается тенденция к негативному восприятию своего окружения, недостаточные навыки для конструктивного взаимодействия с окружающими, а также страх быть отвергнутым, не получить помощь и подвергнуться чужой агрессии. В структуре психоэмоционального состояния характерны низкие значения активности, что влечет за собой сонливость, быструю утомляемость, вялость.

У респондентов обоих полов доминирует страхи, связанные с физической опасностью, что может говорить об их неблагоприятном окружении и условия жизни. При разработке программ психокоррекции эмоционального состояния необходимо ориентироваться на групповую терапию, работу с эмоциями, навыкам конструктивно-

го общения и эффективным копинг-стратегиям. Также необходимо взаимодействие с педагогами в части пересмотра режима труда и отдыха ребёнка, а также с родителями для прояснения особенностей условий жизни.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Белова О.А. Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2014. №2 (43). С.25-36.

2. Блохина С.И., Набойченко Е.С. Эмоциональные расстройства у детей с нарушениями слуха // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2003. Вып. 4. С. 164-168.

3. Бруковская М.А., Аксентьева О.В. Ребенок с особенностями развития в детском саду // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 441-444.

4. Визитова С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 477-479.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.

6. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. Вып.2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

7. Миронова Э.В. Новый метод восстановления устной коммуникации при глухоте // Обучение внезапно оглохших детей устной речи: учебно-методическое пособие. М.: Пайдейя, 2000. С. 227-239.

8. Нгуен Д.К., Южаков М.М. Обзор методов оценки психоэмоционального состояния человека // VI Научно-практическая конференция

«Информационно-измерительная техника и технологии». М. : 2015. С. 109-113.

9. Никифорова Г.Н., Славский А.Н., Гергиев В.Ф. Эффективность комплексного лечения больных острой сенсоневральной тугоухостью // МС. 2017. №8. С. 64-67.

10. Овсянникова В.В. Типы сензитивности наблюдателя при распознавании эмоций // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Под ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 114-124.

11. Петрова Н.Н. Современные взгляды на этиопатогенетическое лечение профессиональной сенсоневральной тугоухости // Обзоры по клинич. фармакол. и лек.терапии. 2010. №2. С. 35-40.

12. Подлесова О.А. Специфика эмоций как вида когнитивных состояний // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 (1). С. 139-141.

13. Подпругина В.В. Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха // Вестник МГЛУ. 2014. №16 (702). С. 138-150.

14. Прохоров А.О., Уразметова Э.И., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Сравнительный анализ понятия «состояние» в отечественной и зарубежной психологии // Психология психических состояний. Казань: Изд-во Казанского университета, 2011. С. 74-87.

15. Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Учебно-методическое пособие. М.: 2016. 256 с.

16. Савельева Е.Е., Арефьева Н.А. Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации // МС. 2014. №3. С. 51-54.

17. Севостьянова С.С., Тулешова А.Ж. Негативные эмоциональные состояния и их психокоррекция у детей подросткового возраста // Вестник КГПИ. 2016. №3. С. 74-80.

18. Седых А.П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №6 (125). С. 108-115.

19. Синода В.А. Комплексная гигиеническая оценка условий труда и здоровья работающих на Тверском вагоностроительном заводе // Здравоохранение РФ. 2012. №6. С. 49-50.

20. Спицына Л.Г., Резанова А.С. Социально-педагогические функции искусства в воспитании детей с нарушением слуха // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). С. 74-76.

21. Третьякова Т.Н., Шмелева Т.Е. Значение психоэмоционального состояния туристов во время путешествий // Устойчивое развитие технологии сервиса. 2016. Т. 1. С. 114-118.

22. Умнякова Н.Л., Вегера А.И., Коченевская Ю.В. Оценка двигательной активности дошкольников, имеющих нарушения слуха // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №12 (106). С. 159-164.

23. Electrode failure and device failure in adult cochlear implantation / B. Schow [et al.] // Cochlear Implants Int. 2012. V. 13. № 1, рр. 35-40.

24. Correlation between NRT measurement level and behavioral levels in pediatrics cochlear implant patients / H.A. Muhaimeed [et al.] // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2010. V. 74 №4, рр. 356-360.

25. Intraoperative neural response telemetry as a predictor of performance / M.K. Cosetti [et al.] // Otol. Neurotol. 2010. V. 31. №7, рр. 1095-1099.

26. Allen M., Nikolopoulos T., O'Donoghue G. Speech Intelligibility in children after cochlear implantation // Am. J. Otol. 1998. V. 9, рр. 742-746.

References

1. Belova O.A. Problema motivatsii i ee proyavlenie u detey s narusheni-yami slukhovoy sensornoy sistemy [The problem of motivation and its manifestation in children with disorders of the auditory sensory system]. VestnikRyazan state University. S. A. Yessenin. 2014. №2 (43), рр. 25-36.

2. Blokhina S.I., Naboychenko E.S. Emotsional'nye rasstroystva u detey s narusheniyami slukha [Emotional disorders in children with hearing impairment]. Psychological Bulletin of the Ural state University. 2003. Vol. 4, рр. 164-168.

3. Brukovskaya M.A., Aksent'eva O.V. Rebenok s osobennostyami razvitiya v detskom sadu [The Child with features of development in kindergarten]. Sbornik materialov Ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Vospitanieiobucheniedeteymladshegovozrasta» [Collection of materials of the Annual international scientific and practical conference "Education and training of young children"]. 2016. No. 5, рр. 441-444.

4. Vizitova S.Yu. Problemy inklyuzivnogo obucheniya detey s naru-sheni-yami slukha i zreniya: vzaimodeystvie v sem'e i obshchestve [The Problems of inclusive education of children with hearing and vision: the interaction in the family and society]. Sbornik materialov Ezhegod-noy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozrasta» [Collection of proceedings of the Annual international scientific-practical conference "Education and training of young children"]. 2016. No. 5, pp. 477-479.

5. Ilyin E.P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg: Peter, 2001. 752 p.

6. Metodiki diagnostiki emotsional'noy sfery:psikhologicheskiypraktikum [Methods of diagnosis of the emotional sphere: psychological workshop] / Comp. O.V. Barkanova [series: library of actual psychology]. Vol.2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2009. 237 p.

7. Mironova E.V. Novyy metod vosstanovleniya ustnoy kommunikatsii pri glukhote [New method to restore oral communication in the deaf]. Obuchenie vnezapno oglokhshikh detey ustnoy rechi [Training suddenly deaf children oral speech]: textbook. M.: Paideia, 2000, pp. 227-239.

8. Nguen D.K., Yuzhakov M.M. Obzor metodov otsenki psikhoemot-sio-nal'nogo sostoyaniya cheloveka [Review of methods for assessing the psycho-emotional state of a person]. VI Nauchno-prakticheskaya kon-ferentsiya «In-formatsionno-izmeritel'naya tekhnika i tekhnologii» [VI Scientific and practical conference "Information and measuring equipment and technologies"]. M.: 2015, pp. 109-113.

9. Nikiforova G.N., Slavskiy A.N., Gergiev V.F. Effektivnost' kompleksno-go lecheniya bol'nykh ostroy sensonevral'noy tugoukhost'yu [Efficacy of complex treatment of patients with acute sensorineural hearing loss]. MS. 2017. No. 8, pp. 64-67.

10.0vsyannikova V.V. Tipy senzitivnosti nablyudatelya pri raspozna-vanii emotsiy [Types of observer sensitivity in emotion recognition]. Sotsial'nyy i emotsional'nyy intellekt: ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from processes to measurements]. Ed.: D.V. Lucin, D. Ushakov. M.: Institute of psychology, RAS, 2009, pp.114-124.

11. Petrova N.N. Sovremennye vzglyady na etiopatogeneticheskoe lechenie professional'noy sensonevral'noy tugoukhosti [Modern views on etio-pathogenetic treatment of professional sensorineural hearing loss]. Ob-zorypo klinich. farmakol. i lek.terapii. 2010. No. 2, pp. 35-40.

12. Podlesova O.A. Spetsifika emotsiy kak vida kognitivnykh sostoyaniy [Specificity of emotions as sort of cognitive States]. Filologicheskie nau-ki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological Sciences. Theory and practice]. 2008. No. 1 (1). 139-141.

13. Podprugina V.V. Predstavleniya ob emotsiyakh u detey s narusheniem slukha [Perceptions of emotion in children with hearing impairment]. Vestnikof MSLU. 2014. №16 (702), pp. 138-150.

14. Prokhorov A.O., Urazmetova E.I., Chernov A.V., Yusupov M.G. Sravni-tel'nyy analiz ponyatiya «sostoyanie» v otechestvennoy i zarubezhnoy psikhologii [Comparative analysis of the "state" concept in Russian and foreign psychology]. Psikhologiyapsikhicheskikh sostoyaniy [Psychology of mental States]. Kazan: Kazan University publ., 2011, pp. 74-87.

15. Rechitskaya E.G., Kuligina T.Yu. Razvitie emotsional'noy sfery detey s narushennym i sokhrannym slukhom [Development of the emotional sphere of children with disrupted and intact hearing]. Educational and methodical manual. M: 2016. 256 p.

16. Savel'eva E.E., Aref'eva N.A. Narusheniya slukha u detey, voz-mozh-nosti diagnostiki i reabilitatsii [Hearing loss in children, diagnostics and rehabilitation]. MS. 2014. No. 3, pp. 51-54.

17. Sevost'yanova S.S., Tuleshova A.Zh. Negativnye emotsional'nye sostoyani-ya i ikh psikhokorrektsiya u detey podrostkovogo vozrasta [Negative emotional States and their psycho-correction in children of teenage age]. Vestnik KGPI [Bulletin of the pedagogical Institute]. 2016. No. 3, pp. 74-80.

18. Sedykh A.P. Priroda emotsiy i ikh klassifikatsiya v gumanitarnykh nau-kakh i yazykoznanii [Nature of emotions and their classification in the Humanities and linguistics]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gu-manitarnye nauki [Scientific statement BSU. Series: Humanities]. 2012. №6 (125), pp. 108-115.

19. Sinoda V.A. Kompleksnaya gigienicheskaya otsenka usloviy truda i zdorov'ya rabotayushchikh na Tverskom vagonostroitel'nom zavode

[Comprehensive hygienic assessment of working conditions and health of workers at the Tver car building plant]. Zdravookhranenie RF [Health of the Russian Federation]. 2012. No. 6, рр. 49-50.

20. Spitsyna L.G., Rezanova A.S. Sotsial'no-pedagogicheskie funktsii iskusst-va v vospitanii detey s narusheniem slukha [Social and pedagogical functions of art in the education of children with hearing impairment]. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel [Tavrichesky scientific observer]. 2016. №1-3 (6). S. 74-76.

21. Tret'yakova T.N., Shmeleva T.E. Znachenie psikhoemotsional'nogo sostoyaniya turistov vo vremya puteshestviy [The importance of the psycho-emotional state of tourists during travel]. Ustoychivoe razvitie tekhnologii servisa [Sustainable development of service technology]. 2016. Vol.1, рр. 114-118.

22. Umnyakova N.L., Vegera A.I., Kochenevskaya Yu.V. Otsenka dvi-ga-tel'noy aktivnosti doshkol'nikov, imeyushchikh narusheniya slukha [Assessment of physical activity of preschool children with hearing loss]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2013. №12 (106), рр. 159-164.

23. Schow B. et al. Electrode failure and device failure in adult cochlear implantation. Cochlear Implants Int. 2012. V. 13. № 1, рр. 35-40.

24. Muhaimeed H.A. et al. Correlation between NRT measurement level and behavioral levels in pediatrics cochlear implant patients. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2010. V. 74 №4, рр. 356-360.

25. Cosetti M.K. et al. Intraoperative neural response telemetry as a predictor of performance. Otol. Neurotol. 2010. V. 31. №7, рр. 1095-1099.

26. Allen M., Nikolopoulos T., O'Donoghue G. Speech Intelligibility in children after cochlear implantation. Am. J. Otol. 1998. V. 9, рр. 742-746.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Дмитриева Александра Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук Северо-Восточный федеральный университет ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Российская Федерация hos2t@mail.ru

Шамаева Виктория Спиридоновна, старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук Северо-Восточный федеральный университет ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Российская Федерация shamanvik@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Dmitrieva Alexandra, Assistant Professor, Department of Psychology and Social Sciences

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov 58, Belinsky Str., Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), 677000, Russian Federation hos2t@mail.ru

Victoria Shamaeva, Assistant Professor, Department of Psychology and Social Sciences

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov 58, Belinsky Str., Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), 677000, Russian Federation shamanvik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.