Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ БИОМЕХАНИКИ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И СТОПЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА'

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ БИОМЕХАНИКИ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И СТОПЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артисты балета / биомеханика стопы и позвоночного столба / ballet dancers / biomechanics of the foot and spinal column

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна, Овчинников Владимир Игоревич, Скотникова Анна Вячеславовна, Войнова Дарья Андреевна

Разработана и апробирована комплексная методика коррекции биомеханики позвоночного столба и стопы артистов балета. Произведена оценка функциональных изменений стопы и позвоночного столба на основе применения аппаратных методик: плантографии и 3D-сканирования. Представлены динамика показателей асимметрии позвоночного столба танцоров и коэффициенты распластанности переднего отдела левой и правой стоп танцоров экспериментальной группы до и после проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна, Овчинников Владимир Игоревич, Скотникова Анна Вячеславовна, Войнова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD FOR CORRECTION OF BIOMECHANICS OF THE SPINAL COLUMN AND FOOT OF BALLET ARTISTS

A comprehensive method for correcting the biomechanics of the spinal column and foot of ballet dancers has been developed and tested. An assessment was made of functional changes in the foot and spinal column based on the use of plantograph and 3D scanner hardware techniques. The dynamics of indicators of asymmetry of the spinal column of dancers and the coefficients of flatness of the anterior section of the left and right feet of dancers in the experimental group before and after the experiment are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ БИОМЕХАНИКИ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И СТОПЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА»

УДК 792.82:612.76 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-1-12-18

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ БИОМЕХАНИКИ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И СТОПЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

В.А. Александрова, В.И. Овчинников, А.В. Скотникова, Д.А. Войнова

Разработана и апробирована комплексная методика коррекции биомеханики позвоночного столба и стопы артистов балета. Произведена оценка функциональных изменений стопы и позвоночного столба на основе применения аппаратных методик: плантографии и SD-сканирования. Представлены динамика показателей асимметрии позвоночного столба танцоров и коэффициенты распластанности переднего отдела левой и правой стоп танцоров экспериментальной группы до и после проведения эксперимента.

Ключевые слова: артисты балета, биомеханика стопы и позвоночного столба.

Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., nikiri@mail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Овчинников Владимир Игоревич, старший преподаватель, ovchinnikovvi@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Скотникова Анна Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., SkotnikovaAV@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Войнова Дарья Андреевна, студентка, уршр-vada@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

Наиболее частым нарушением опорно-двигательного аппарата у артистов балета является изменение биомеханики позвоночного столба и стопы. Это подтверждается статистикой, в соответствии с которой от 65 до 80 % травм приходятся на позвоночник и нижние конечности [1, 6]. Данный факт связан со спецификой профессиональной деятельно -сти артистов, особенностями их обуви, в которой они длительное время осуществляют балетную подготовку и выступают на сцене. Следует отметить, что отсутствует какая-либо альтернатива пуантам, поэтому необходим поиск возможностей нивелирования негативного воздействия данной обуви на стопу артиста балета в повседневной жизни. В связи с этим появилась потребность в разработке методики, реализация которой занимала бы немного времени и вписывалась в общий тренировочный процесс артистов балета.

METHOD FOR CORRECTION OF BIOMECHANICS OF THE SPINAL COLUMN AND FOOT OF BALLET ARTISTS

Aleksandrova V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, nikiri@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City University, Ovchinnikov V.I., senior lecturer , ovchinni-kovvi@mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University,

Scotnikova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, SkotnikovaAV @mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University,

Voinova D.A., student, voinovada@mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University

A comprehensive method for correcting the biomechanics of the spinal column and foot of ballet dancers has been developed and tested. An assessment was made of functional changes in the foot and spinal column based on the use of plantograph and 3D scanner hardware techniques. The dynamics of indicators of asymmetry of the spinal column of dancers and the coefficients of flatness of the anterior section of the left and right feet of dancers in the experimental group before and after the experiment are presented.

Key words: ballet dancers, biomechanics of the foot and spinal column.

В профилактике травматизма, в свете последних исследований, все большую актуальность приобретают специальные методики предтрениро -вочнои (предрепетиционнои) физической подготовки, эффективность которых уже доказана, но еще систематически не применяется в профес -сиональных балетных учебных заведениях и театрах России [2, 3, 7].

Цель исследования - разработать комплексную методику для коррекции биомеханики позвоночного столба и стопы артистов балета.

Задачи исследования:

1) оценить состояние позвоночного столба и стопы артистов балета;

2) разработать, внедрить и апробировать методику коррекции биомеханики позвоночного столба и стопы артистов балета.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 10 артистов балета, которые были распределены по 5 человек в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Продолжительность педагогического эксперимента составила 6 месяцев.

Для оценки состояния позвоночного столба и стопы использовались аппаратные методики: плантография и 3Б-сканирование.

Компьютерная плантография - метод исследования функционального состояния стопы, позволяет получить качественные отпечатки (без искажения размеров), оценить широкий спектр показателей. Однако в данной работе ограничились изучением только одного показателя - коэффициента распластанности переднего отдела стопы.

Коэффициент распластанности переднего отдела стопы и угол отклонения первого пальца стопы соответствовал показателям как при продольно-поперечном, поперечном плоскостопии, так и полой стопы с распластанностью переднего отдела стопы [1, 8]. Норма коэффициента распластанности находится в диапазоне от 0,3 до 0,35. Увеличение харак -терно для распластанности переднего отела стопы.

Компьютерная оптическая топография на 3D-сканере «Неврокор» является скрининговым методом и предназначена для первичной диагностики аномалий осанки, плоскостопия, изменений строения грудной клетки, искривлений позвоночника: боковой и патологический кифоз, лордоз, асимметрия длины ног, перекос тазовых костей. В исследовании 3Б-сканирование позвоночного столба использовалось для изучения показателей асимметрии акромиальных отростков, углов лопаток и гребней таза.

Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальная методика предполагала включение в подготовительную и заключительную части занятия танцоров ЭГ упражнений ЛФК и миофасциального релиза. Использование данных упражнений способствовало подготовке мышц тела к выполнению заданий основной части занятия.

Основная часть занятия лечебной гимнастики включала следующие упражнения:

1) для профилактики травматизма стопы и голеностопного сустава, а также плоскостопия:

- с эластичной лентой (укрепление мышц голеностопного сустава и стопы);

- сбор мелких предметов, отведение пальцев стопы в одной плоскости с небольшим подъемом внутреннего края стопы (улучшение функции локальных мышц стопы): в начале выполняются упражнения в и.п. сидя стопы на полу, по мере усложнения - в и.п. стоя с эластичной лентой;

- равновесие, координация на нестабильных платформах (улучшение постурального контроля): с дополнительными задачами (например, бросать и ловить мяч) или условиями (например, небольшие толчки), что позволяет активизировать работу головного мозга и функционирование нервной системы;

2) для укрепления мышц спины и брюшного пресса;

3) экзерсисы в облегченных условиях, направленные на увеличение амплитуды движения в суставах (преимущественно голеностопный, тазобедренный) и мобилизацию позвоночника;

4) экзерсисы с использованием эластичных лент для совершенствования силовых качеств.

Заключительная часть занятия включала упражнения на растяжение мышц и миофасциального релиза [4, 5].

На рис. 1 и 2 представлена динамика результатов коэффициента распластанности правой и левой стоп в экспериментальной группе до и после эксперимента.

0.45 0.44 0.43 0.42 0.41 0.4 0.39 0.38

0.4

0.4

0.43

0.42

0.42

0.4

0.4

0.4

2 3 4

До эксперимента ■ После эксперимента

0.42

Рис. 1. Коэффициент распластанности переднего отдела левой стопы танцоров экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

-)

1

5

0.42

0.4 0.4

0.4

0.4

0.42

0.41

0.45 0.44 0.43 0.42 0.41 0.4 0.39 0.38

1 2 3 4 5

До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 2. Коэффициент распластанности переднего отдела правой стопы танцоров экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

По результатам исследования отмечена положительная динамика (уменьшение) коэффициента распластанности стопы у танцоров экспериментальной группы. Установленные различия статистически недостоверны и, по нашему мнению, обусловлены недостаточной продолжительностью исследования. Однако полученные данные позволяют отметить положительные сдвиги в биомеханике стопы и в дальнейшем продолжить работу по внедрению экспериментальной методики в тренировочный процесс танцоров.

На рис. 3 и 4 представлена динамика коэффициента распластанно-сти правой и левой стоп танцоров в контрольной группе до и после эксперимента.

0.45 0.44 0.43 0.42 0.41 0.4 0.39 0.38

0.43

0.42

0.41

0.41

0.43

0.43

0.43

До эксперимента

3 4

■ После эксперимента

0.4

0.4

Рис. 3. Коэффициент распластанности переднего отдела левой стопы танцоров контрольной группы до и после проведения эксперимента

з

1

2

5

0.45 0.44 0.43 0.42 0.41 0.4 0.39 0.38

2 3 4

До эксперимента ■ После эксперимента

0.44

0.42 0.42 0.42 0.42

0.4 0.4 0.4 0.4

0.42

1

5

Рис. 4. Коэффициент распластанности переднего отдела правой стопы танцоров контрольной группы до и после проведения эксперимента

Как видно на рис. 3 и 4, исследуемые показатели танцоров контрольной группы практически не изменились, что свидетельствует о необходимости включения специальной методики в их тренировочный процесс.

Результаты 3D-сканирования позвоночного столба танцоров ЭГ и КГ до и после эксперимента представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Динамика показателей асимметрии позвоночного столба танцоров ЭГ (п=5) по результатам компьютерной оптической диагностики на 30-сканере «Неврокор»

№ п/п Показатель До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента* P

Х ±б Х ±б

1 Асимметрия акромиаль-ных отростков, мм 8,6 4,2 7,2 3,4 1,7 >0,05

2 Асимметрия углов лопаток, мм 7,5 4,1 7,2 4,4 1,2 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Асимметрия гребней таза, мм 4,8 1,2 4,1 1,8 2,5 >0,05

Примечание: * - при уровне значимости р<0,05

Из табл. 1 видно, что наблюдается положительная динамика показателей (уменьшение асимметрии) у танцоров экспериментальной группы, однако выявленные изменения являются статистически недостоверными ^>0,05). Данные в контрольной группе (табл. 2) свидетельствуют об отсутствии улучшений исследуемых показателей у танцоров.

Таблица 2

Динамика показателей асимметрии позвоночного столба танцоров КГ (п=5) по результатам компьютерной оптической диагностики на 3D-сканере «Неврокор»

№ п/п Показатель До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента* P

Х ±б Х ±б

1 Асимметрия акромиаль-ных отростков, мм 8,4 2,6 8,3 2,7 1,0 >0,05

2 Асимметрия углов лопаток, мм 7,4 3,6 7,4 3,6 0,8 >0,05

3 Асимметрия гребней таза, мм 5,0 0,9 4,9 1,0 1,0 >0,05

Примечание: * - при уровне значимости р<0,05

Выводы

В экспериментальной группе у танцоров была отмечена положительная динамика значений коэффициента распластанности переднего отдела правой и левой стоп, а также показателей асимметрии акромиаль-ных отростков, лопаток и гребней таза, однако выявленные изменения были статистически недостоверными.

Результаты исследования свидетельствуют, что экспериментальная методика является эффективной, однако для получения достоверных изменений в состоянии стопы и позвоночного столба артистов балета требуется значительно больше времени по ее внедрению в тренировочный процесс.

Список литературы

1. Анализ существующих методов лечения артистов балета при травмах голеностопного сустава. Обзор литературы / К.А. Михалева [и др.] // Вестник восстановительной медицины. 2022. Т. 21. № 2. С. 53-60.

2. Васильева Т.И. Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1983. 180 с.

3. Марина М.А. Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 5(40). С. 102-112.

4. Методика коррекции осанки с использованием техник миофасци-ального релиза у мужчин 25-35 лет / О.Б. Ведерникова [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № S2. С. 105-112.

5. Михайленко Д.С., Мовсесян Э.Л. Важность использования МФР (миофасциального релиза) в физическом воспитании студентов // Вестник науки. 2022. № 6(51). С. 421-424.

6. Пояснично-крестцовые боли у спортсменов и артистов балета: спондилолиз и спондилолистез. Консервативное лечение / С.П. Миронов [и др.] // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2020. Т. 27. № 1. С. 11-18.

7. Степаник И.А., Васильев О.С., Боа К. «Балетная осанка» и физиологическая осанка у учащихся профессиональных хореографических учебных заведений // Новые исследования. 2019. № 3(59). С. 57-68.

8. Шапкина М.Н. Проблемы позвоночника у артистов балета // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2008. № 2(20). С.266-278.

References

1. Analiz sushchestvuyushchih metodov lecheniya artistov baleta pri travmah gole-nostopnogo sustava. Obzor literatury [Analysis of existing methods of treating ballet dancers with ankle injuries. Literature review] / K.A. Mihaleva [et al.] // Vestnik vosstanovitel'noj mediciny [Bulletin of restorative medicine]. 2022. T. 21. No. 2. P. 53-60.

2. Vasilyeva T.I. Ispol'zovanie korrigiruyushchih metodik v professional'nom obu-chenii artistov baleta [The use of corrective techniques in the professional training of ballet dancers]: dis. ...cand. art history M., 1983. 180 p.

3. Marina M.A. Formirovanie baletnoj stopy v sisteme professional'nogo i predpro-fessional'nogo horeograficheskogo obrazovaniya [Formation of the ballet foot in the system of professional and pre-professional choreographic education] // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj [Bulletin of Academy of russian ballet named after A.Ya. Va-ganova]. 2015. No. 5(40). P. 102-112.

4. Metodika korrekcii osanki s ispol'zovaniem tekhnik miofascial'nogo reliza u muzhchin 25-35 let [Methods of posture correction using myofascial release techniques in men 25-35 years old] / O.B. Vedernikova [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2021. T. 21. No. S2. P. 105-112.

5. Mihajlenko D.S., Movsesyan E.L. Vazhnost' ispol'zovaniya MFR (miofascial'nogo reliza) v fizicheskom vospitanii studentov [The importance of using MFR (myofascial release) in physical education of students] // Vestnik nauki [Bulletin of Science]. 2022. No. 6(51). P. 421-424.

6. Poyasnichno-krestcovye boli u sportsmenov i artistov baleta: spondilolizi spondilolistez. Konservativnoe lechenie [Lumbosacral pain in athletes and ballet dancers: spondylolysis, spondylolisthesis i conservative treatmen] / S.P. Mironov [et al.] // Vestnik travmatologii i ortopedii im. N.N. Priorova [Bulletin of Traumatology and Orthopedics named after N.N. Priorova]. 2020. T. 27. No. 1. P. 11-18.

7. Stepanik I.A., Vasil'ev O.S., Boa K. «Baletnaya osanka» i fiziologicheskaya osanka u uchashchihsya professional'nyh horeograficheskih uchebnyh zavedenij ["Ballet posture" and physiological posture in students of professional choreographic educational institutions ] // Novye issledovaniya [New research]. 2019. No. 3(59). P. 57-68.

8. Shapkina M.N. Problemy pozvonochnika u artistov baleta [Spinal problems among ballet dancers] // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj [Bulletin of the Academy of Russian Ballet named after A.Ya. Vaganova]. 2008. No. 2(20). P. 266-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.