Научная статья на тему '"БАЛЕТАЯ ОСАНКА" И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСАНКА У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

"БАЛЕТАЯ ОСАНКА" И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСАНКА У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1678
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСАНКА / НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ДЕТИ / БАЛЕТ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Степаник И.А., Васильев О.С., Боа Ким

Балетная осанка является разновидностью рабочей осанки артиста балета. Поэтому рассмотрение балетной осанки должно проводиться с педагогических позиций, в то время как естественная осанка оценивается с медико-биологических позиций, хотя её коррекция может успешно проводиться педагогическими средствами и методами. Между балетной осанкой и естественной осанкой существует тесная связь, так как многолетние профессиональные занятия хореографией сказываются на естественной осанке. У учащихся профессиональных хореографических училищ присутствуют гендерные отличия в естественной осанке: для юношей характерна нормальная и кругло-вогнутая осанка, для девушек - уплощенно-лордотическая.Ballet posture is a type ofworking posture ofa ballet dancer. Therefore, the study ofthe ballet posture should be done from the pedagogical point ofview, while natural posture is assessed in medical and biological terms, although its correction can be successfully carried out by pedagogical means and methods. There is a close connection between ballet posture and natural posture, as many years ofprofessional choreography affect the natural posture. The students of professional choreography schools have gender differences in their natural posture: normal and round posture is typical for the young men, and flattened lordotic curvature for girls.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"БАЛЕТАЯ ОСАНКА" И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСАНКА У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

«БАЛЕТАЯ ОСАНКА» И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСАНКА У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И.А. Степаник , Боа Ким , О. С. Васильев1 ФГБОУ ВПО Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой Министерства культуры России, г. Санкт-Петербург ФГБОУ ВО Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Министерства спорта России, Москва

Балетная осанка является разновидностью рабочей осанки артиста балета. Поэтому рассмотрение балетной осанки должно проводиться с педагогических позиций, в то время как естественная осанка оценивается с медико-биологических позиций, хотя её коррекция может успешно проводиться педагогическими средствами и методами. Между балетной осанкой и естественной осанкой существует тесная связь, так как многолетние профессиональные занятия хореографией сказываются на естественной осанке. У учащихся профессиональных хореографических училищ присутствуют гендерные отличия в естественной осанке: для юношей характерна нормальная и кругло-вогнутая осанка, для девушек - уплощенно-лордотическая.

Ключевые слова: осанка, нарушение осанки, дети, балет.

"Ballet posture" and physiological posture of students ofprofessional choreography schools. Ballet posture is a type of working posture of a ballet dancer. Therefore, the study of the ballet posture should be done from the pedagogical point of view, while natural posture is assessed in medical and biological terms, although its correction can be successfully carried out by pedagogical means and methods. There is a close connection between ballet posture and natural posture, as many years of professional choreography affect the natural posture. The students of professional choreography schools have gender differences in their natural posture: normal and round posture is typical for the young men, and flattened lordotic curvature for girls.

Keywords: good posture, poor posture, children, ballet.

Под осанкой понимается поза, принимаемая в естественном вертикальном положении человека. Оценка состояния осанки является важной составляющей клинического осмотра ребенка, так как с нарушением осанки могут быть связаны различные патологические состояния и заболевания [18].

Определяющим в формировании осанки являются особенности развития опорно-двигательного аппарата ребенка под влиянием физических нагрузок и двигательной активности. В спортивной медицине под нормальной осанкой понимают состояние позвоночника, когда его физиологические изгибы (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы) умеренно выражены [15]. Физиологические изгибы в позвоночнике начинают формироваться примерно с 6 месяцев (шейный лордоз), когда ребенок начинает «держать голову» и приобре-

Контакты:1 Васильев О.С. - E-mail: <iaam@yandex.ru>

тают диагностически значимый вид к 5-6 годам. Именно с этого возраста при врачебном осмотре ставится первое заключение о наличии осанки и характере её нарушения, если таковое присутствует. Поэтому только с этого возраста могут выдаваться рекомендации по коррекции нарушения осанки средствами лечебной физической культуры. Формирование естественных изгибов позвоночного столба «по взрослому типу» происходит приблизительно к 10-летнему возрасту, хотя окончательно опорно-двигательный аппарат человека формируется к 18-22 годам [12].

Выполнение профессиональной деятельности, связанной с повышенными физическими нагрузками может приводить к нарушениям в структуре и функции опорно-двигательного аппарата, что неминуемо отражается на характере осанки. Нарушение осанки приводит к нарушению биомеханики опорно-двигательного аппарата, перераспределяет мышечный тонус, что косвенно отражается на дальнейшем развитии ребенка (в силу перераспределения и\или асимметрии работы мышечный каркаса может присоединиться не только ортопедическая, но и неврологическая симптоматика). Существует мнение, что у ребенка в процессе развития на фоне нарушения осанки может формироваться асимметрия внутренних органов, что в дальнейшем может проявиться в нарушении формирования сердечнососудистой, дыхательной, мочеполовой, репродуктивной и других систем.

Так, поясничный гиперлордоз, слабость связочного аппарата и некоторые врожденные аномалии опорно-двигательного аппарата у спортсменов и танцовщиков на фоне неадекватных физических нагрузок могут провоцировать развитие болевого синдрома, спондилолистеза, спондилолиза и др. патологических состояний [32].

Уменьшение угла наклона таза сглаживает поясничный лордоз, напротив, увеличение угла наклона таза - увеличивает поясничный лордоз. На величину наклона таза влияет постановка ног [7]. В силу анатомических особенностей расположения связок тазобедренного сустава, при повороте стоп вовнутрь поясничный лордоз уменьшается, а при повороте стоп кнаружи - увеличивается. Поэтому в балетной стойке в выворотном положении «подтягивание таза» является не только эстетическим требованием классического танца, но и физиологическим механизмом компенсации поясничного гиперлордоза. Указанную зависимость наклона таза от положения стоп также следует учитывать при подборе упражнений для формирования балетной осанки.

Причиной поясничного гиперлордоза может быть подвздошно-поясничная мышца, обеспечивающую сгибание и супинацию бедра в тазобедренном суставе, которая у танцовщиков в силу специфики классического тренажа значительно задействована [30].

Дисбаланс между силой мышц сгибателей (прямая мышца живота) и разгибателей позвоночника также является одной из основных причин гиперлордозиро-вания в поясничном отделе позвоночника у учащихся хореографических училищ. Врач-травматолог Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой М.Н. Шапкина писала: «Скованность мышц в нижней части спины, слабые мышц живота, перенапряжение мышц в целом, часто встречаются у танцовщиков» [31]. Гипертонус мышц грудного отдела позвоночника могут вызывать уплощение изгибов позво-

ночника, что педагоги-хореографы нередко характеризуют как «балетную осанку» [30].

Значение правильной постановки корпуса для педагогики хореографии переоценить сложно. Педагог-хореограф Н.П. Базарова писала: «... прежде чем начать вырабатывать у малышей необходимую и труднодостижимую "выворотность", я две недели занимаюсь с ними совсем другим. Начинаю с постановки мышц тела. Спина подтянута, сохраняет вертикаль с помощью подтянутых ягодичных мышц. Тело не давит своим весом на ноги. Спереди мышцы живота подтянуты, диафрагма втянута, все устремлено наверх. Головой как будто помогаешь поднять спину. Если стоишь прямо, то голова и глаза направлены вперед. Первыми начинают движения глаза, а с ними, как бы подхватывая и продолжая этот первоначальный импульс, голова. Спина - как будто кверху летит. А на голове - воображаемый стакан с кипятком, и ты боишься его расплескать. Шевельнуться нельзя, чтобы не ошпариться. Так начинается выработка осанки и устойчивости. Затем устойчивость продолжает вырабатываться во время движения - ходьбы, маршировки, бега по классу» [4].

Балетная осанка сохраняет своё важнейшее значение среди элементов классического танца до самого конца обучения. Правильная постановка корпуса лежит в основе исполнения классического танца, от неё напрямую зависит апломб, она является одним из главных элементов эстетики балета. Агриппина Яковлевна Ваганова писала: «... правильно поставленный корпус - основа для всякого pas. Читая дальнейшие описания различных pas, надо будет все время иметь в виду, что их правильное исполнение базируется на этой основе» [5].

Педагог-хореограф Т.И. Васильева в своем исследовании дала следующее определение балетной осанке - «это выработанная путем профессиональных тренировок манера держать правильно (в понятии, существующем в анатомии) тело или выработанный динамический стереотип правильной позы тела в статике и динамике, в пространственных и временных условиях; она характеризуется высокой устойчивостью тела, определяемой пропорциональным телосложением, наличием развитой выворотности ног и умением воспроизводить сложнейшие в координационном отношении движения» [9].

Артисты балета и балетные педагоги Н.П. Базарова и В.П. Мей описывали в книге «Азбука классического танца» этот феномен следующим образом: «Осанка - вертикаль спины, мышечно подтянутой, ощущение, что кости таза тоже подтянуты кверху - так снимается тяжесть тела с ног, высвобождая их для предстоящих действий» [4]. Биомеханик Е.Г. Котельникова считала, что данная балетная осанка формируется за счет напряжения мышц, участвующих при сохранении позы, например, при первой позиции (выворотных ног): «Мышцы задней поверхности головы и шеи (трапециевидная длиннейшая мышца головы и шеи, пластырная и мышцы атлантозатылочного сустава) напряжены, удерживая голову прямо. Лопатки опущены вследствие тяги подключичной мышцы, прижимающей ключицу к первому ребру. Повышен тонус мышц плечевого пояса трапециевидной широчайшей мышцы спины и др., способствующих его опусканию. Выпрямлена грудная кривизна позвоночника, что вызвано напряжением мышц - разгибателей позвоночника» [16]. Педагог-хореограф и балетмейстер Ю.Н. Мячин писал: «Понятие «поставленной спины» объяснимо. Его можно конкретизировать. Представим себя

воображаемый равносторонний треугольник, вершина которого направлена вниз, к крестцу спины, а его основанием служит линия, соединяющая концы лопаточных костей. Центр тяжести совпадает с вершиной перевернутого треугольника. Параллельно биссектрисе вдоль позвоночника расположены длинные мышцы спины. их постоянное напряжение в воображаемом треугольнике - без видимого утомления - называется мышечным тонусом. Оно находится опытным путем, и в дальнейшем поиск его может быть целенаправленным» [22]. «Осанка артистов балета отличается от обычной правильной осанки рядом особенностей: туловище и голова строго вертикальны; тазобедренные и коленные суставы полностью разогнуты; плечи слегка раскрыты и опущены, а лопатки притянуты к позвоночникуи рёбрам; мышцы живота и таза напряжены и подтянуты» [25]. В.Э. Мориц, Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин под правильной балетной считают уплощенную в грудном отделе осанку: «Надо добиваться прямой спины, раскрытой грудной клетки, отсутствия напряжения в плечах и шее, не позволяя чрезмерно прогибать поясницу и держать грудь» [21].

Является ли балетная осанка физиологической нормой?

Часть педагогов-хореографов склонна считать, что балетная осанка не является физиологической нормой [21; 27], подчеркивая выпрямление изгибов позвоночника у танцовщиков. Другие полагают, что балетная осанка является физиологической нормой [11]. При этом никто из них осанку танцовщиков с анатомо-физиологических позиций экспериментально не изучал. Можно говорить лишь о том, что в подавляющем числе авторы под балетной осанкой понимают хорошо известную в спортивной физиологии «рабочую осанку» [6].

Рабочая осанка - это биомеханически универсальная и рациональная поза (исходное положение), специфическая для данного вида двигательной активности, с целенаправленно сформированным мышечно-связочный корсетом, необходимые для выполнения определённой группы элементов. Можно сказать, что рабочая осанка формирует основу школы движения соответствующего ей вида двигательной активности [6].

В спортивной науке рабочую осанку, следуя В.Т. Назарову [23], рассматривают как навык по удержанию заданной позы всего тела или его части в переменном силовом поле.

Естественная (физиологическая) осанка является адаптацией опорно-двигательного аппарата человека к вертикально направленным силам гравитации. Тело спортсмена или танцора испытывает значительные гравитационные перегрузки и воздействующие на его тело силы могут быть направленны по различным направлениям. Чтобы опорно-двигательный аппарат спортсмена или танцора был способен к таким нагрузкам должна быть сформирована рабочая (иногда называют, профессиональная) осанка. Такая осанка формируется под влиянием многолетнего тренажа в ходе профессиональной спортивной деятельности или профессионального обучения хореографии.

Рассматривать физиологичность балетной осанки с позиции естественной осанки было бы ошибочным. Это разные виды осанки! Так балетная осанка оценивается по первой позиции, естественная осанка - по шестой. Кстати, поэтому, Х-образные ноги по первой позиции на языке медицины означает рекурвацию в коленных суставах. А истинный Х в ногах (так называемый, вальгус) оценивается

строго по шестой позиции. Другое дело, что «балетная осанка», формируемая в ходе многолетних профессиональных занятий хореографией, неминуемо отражается на естественной осанке покоя, которую оценивают доктора при диспансерных осмотрах [6].

Многочисленные клинические (в том числе инструментальные рентгенологические) исследования подтверждают, что у артистов балета часто наблюдается уплощение физиологических изгибов позвоночника [1; 2; 3; 14; 19; 31]. Доктор И.А. Баднин в своей монографии «Охрана труда и здоровья артистов балета» писал, что при осмотре спины «у большинства балерин наблюдается сглаженность грудного кифоза и поясничного лордоза...» [3].

Формирование балетной осанки в процессе обучения хореографии является первоочередной задачей педагогов-хореографов, которая должна решаться совместно с медицинскими работниками в рамках концепции медико-биологического сопровождения хореографии [28; 29]. Нередко педагоги-хореографы высказывают мнение, что методики классического танца вполне достаточно для формирования правильной балетной осанки. «Настойчиво и непреклонно, во всем своем разнообразии, экзерсис ежедневно созидает нашу «хорошо поставленную спину» [22]. С этим можно было бы согласиться, если бы артисты балета действительно имели идеальные осанки, однако, среди танцовщиков таких людей «крайне мало, практически нет» [26].

В отличие от педагогов, врачи-травматологи единодушны в том, что для выработки правильной балетной осанки и профилактики нарушений в области позвоночника, необходимы специальные упражнения (гимнастика для танцовщиков). Если пренебречь профилактическими мерами, то может развиться хроническое заболевание с периодически возникающими болями в спине [31]. Рост травматизма и хронических патологий опорно-двигательного аппарата среди учащихся хореографических училищ [24] требуют особого подхода к изучению морфофункци-ональных характеристик понятия «балетная осанка». Тренер-преподаватель М.В. Левин подчеркивал, что первой задачей преподавателя гимнастики является всестороннее развитие организма занимающихся, затем формирование правильной осанки, обучение двигательным навыкам и умению овладевать этими навыками

[17].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования осанки учащихся исполнительского факультета Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в сагиттальной плоскости за 2015-2019 гг.

Исследование естественной осанки проводилось в двух плоскостях: во фронтальной и в сагиттальной. Особенности осанки во фронтальной плоскости у воспитанников хореографических училищ достаточно подробно изложены в работе [8].

В данном исследовании внимание уделено особенностям осанки у воспитанников хореографических училищ в сагиттальной плоскости, которое показало, что у юношей и девушек формируются разные типы осанки, что, по всей видимости, связано с отличием мужского и женского классического тренажа (Рисунок 1).

Рис. 1. Сравнительная характеристика типов осанки у юношей и девушек выпускных классов Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.

Юноши во время дуэтного танца должны поддерживать партнёршу, поднимать ее на плечи, над головой и т.п., что предполагает высокие осевые нагрузки и компенсаторно вызывает увеличение физиологических изгибов позвоночника. Степень увеличения изгибов позвоночника определяется длительностью изометрического напряжения мышц, выполняющих статическую работу, и величиной удерживаемого ими груза. Поскольку вес балерины колеблется около 50 кг, то, понятно, что юноши-танцовщики испытывают колоссальные нагрузки на позвоночник. Формирование кругло-вогнутой спины имеет большое функциональное значение в плане адаптации позвоночника к высоким осевым нагрузкам, характерным для «мужского танца». В силу этого у юношей физиологические изгибы позвоночника, сохраняются в пределах нормы, либо немного усиливаются (Рисунок 2).

Рис. 2. Степень проявления результатов типов осанки в сагиттальной плоскости у юношей выпускных классов исполнительского факультета.

Таким образом, кругло-вогнутая осанка у юношей-танцовщиков является вариантом профессиональной нормы и может рассматриваться как мужская «балетная осанка».

Следует подчеркнуть, что углы изгибов позвоночника танцовщиков, имеющих кругло-вогнутую спину, никогда не выходили за пределы 20 , в большинстве случаев оставаясь в пределах умеренного увеличения по классификации Гамбурцева [13]. При таком строении позвоночник не выглядит чересчур выпуклым и в состоянии рабочей позы, за счет компенсации мышц, спина танцовщика смотрится ровной, как и положено, согласно эстетике классического танца.

Другие типы осанки встречаются у юношей достаточно редко - на уровне от 0 до 14 %. Все они относятся к нарушениям осанки и не могут рассматриваться как профессиональная норма.

У девушек в процессе обучения классическому танцу формируется совершенно другой тип осанки. Как видно из рисунка 3, у большинства девушек преобладает уплощенно-лордотическая осанка (64 %), на втором месте по частоте встречаемости (20 %) - лордотическая осанка, на третьем - нормальная и «плоская спина» - по 8 %. Кругло-вогнутая (кифо-лордическая) и круглая (кифотическая) осанка у девушек отсутствуют.

Полученные автором данные не согласуются с мнением И.А. Баднина, Т.И. Васильевой, Е.Г. Котельниковой, С.П. Миронова, Г.М. Бурмаковой, М.Б. Цы-кунова, М.Н. Шапкиной, Kim E. которые считали, что у танцовщиц развивается плоская спина, при которой наблюдается уплощение двух изгибов - грудного кифоза и поясничного лордоза [2; 3; 9; 16; 20; 31].

По данным настоящего исследования (рисунок 3), всего 8 % девушек имели плоскую спину, в то время как у большинства девушек - 64 %, параллельно с уплощением грудного кифоза происходит увеличение поясничного лордоза - то есть, формируется уплощенно-лордотическая спина.

Рис. 3. Типы осанки в сагиттальной плоскости у девушек выпускных классов исполнительского факультета.

Уплощенно-лордотическая спина балерины есть результат адаптации её к специфическим физическим нагрузкам классического тренажа с целью повышения функциональных возможностей позвоночного столба. Очевидно, что упло-щенно-лордотическая осанка представляет собой своего рода положительную адаптацию и может расцениваться как «балетная осанка» - вариант профессиональной нормы для девушек-танцовщиц.

Кроме уплощенно-лордотической осанки часть учениц имели только усиление поясничного лордоза (лордотическая спина - 20 %), сглаженность всех физических изгибов (плоская спина - 8 %), либо сохранность естественных изгибов (нормальная осанка - 8 %). По мнению М.Н. Шапкиной, если естественные изгибы какой-либо части позвоночника оказываются слишком выраженными или слишком плоскими по сравнению с физиологической нормой, то они компенсируются за счет других частей позвоночника, в результате чего позвоночник оказывается перегруженным, что вызывает боль в мышцах спины [31]. Кроме того, при плоской спине наблюдается снижение рессорной функции позвоночника, что ведет к снижению работоспособности, и не может рассматриваться как «балетная осанка», а при лордотической спине существует опасность развития целого ряда патологических состояний.

Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что поскольку в балете у юношей и у девушек существуют различия в технике и ролях в танце, то одни и те же адаптационные механизмы приводят к формированию разных типов естественной осанки: у юношей - преимущественно нормальной и кругло-вогнутой, у девушек - уплощенно-лордотической).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование балетной осанки является первостепенной задачей профессионального обучения в хореографических учебных заведениях. Сложность возникает при попытках оценки такой осанки. Несмотря на терминологическую схожесть, балетная осанка является разновидностью рабочей осанки, то есть фактически универсальной позы, отражающей и характеризующей специфический ей вид двигательной активности (в данном случае хореографии). Поэтому рассмотрение балетной осанки должно проводиться с педагогических позиций с привлечением анатомического тезауруса. В то время как естественная осанка оценивается с медико-биологических позиций, хотя её коррекция может успешно проводиться педагогическими средствами и методами.

Между балетной осанкой и естественной осанкой существует тесная связь, так как многолетние профессиональные занятия любым видом двигательной активности (в данном случае, хореографией) неминуемо сказываются на естественной осанке, что было продемонстрировано выше, когда в силу специфики двигательной активности в мужском и женском классическом танце у воспитанников хореографических училищ формируется гендерно различная естественная осанка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баднин И.А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета / И.А. Баднин, З.С. Миронова.- М.: Медицина, 1976. - 320 с.

2. Баднин И. А. Хроническая микротравма мышц, сухожилий и костной ткани у спортсменов и артистов балета: автореф. дисс. ... канд. д-ра мед. наук /14.00.02; 14.00.12/ Иван Аверьянович Биднин. - М., 1984. - 33 с.

3. Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета: Учебное пособие. -М.: Медицина, 1987. - 208 с.

4. Базарова Н.П. Азбука классического танца: Учебное пособие /Н.П.Базарова,

B.П. Мей: под ред. Г.Т. Комлева, А.А. Соколово-Каминский. - СПб.: Издательство «Лань», 2006. - С. 18.

5. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - С. 36.

6. Васильев О.С. Рабочая осанка в искусствах движения в разработке и планировании реабилитационных мероприятий // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - № 2. - С. 60.

7. Васильев О.С. Ортопедический анализ типичных заблуждений проявления экстремальности в гибкости // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 3 (22). - С. 26-29.

8. Васильев О.С., Степаник И.А., Левушкин С.П. Феномен многократного возрастания риска идиопатического сколиоза в когорте детей, занимающихся художественной гимнастикой и балетом // Курортная медицина. - 2019. - № 2. -

C. 80-84.

9. Васильева Т.И. Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета: дисс. ... канд. иск. наук /17.00.01 / Тамара Ивановна Васильева. - М., 1983.- С. 96.

10. Васильева, Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие для преподавателей /Т.И. Васильева. - М.: Издательство: «Высшая школа изящных искусств», 1993. - 44 с.

11. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей выше школы и методика обучения классическому танцу: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «ГИТИС», 1994. - С. 27.

12. Волков М.В. Детская ортопедия / М.В. Волков, В.Д. Дедова. - Изд. 2-е., перераб. - М.: Медицина, 1990. - 312 с.

13. Гамбурцев, В.А. Гониометрия человеческого тела / В.А. Гамбурцев. - М.: Медицина, 1977. - 220 с.

14. Егорова Е.Е. Анатомо-антропологическая характеристика физического статуса учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия): автореф. дисс. канд. мед. наук /14.00.02 /Е. Е. Егорова. - Красноярск, 2001. -18 с. ;

15. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры / М.Ф. Иваницкий. - Изд. 7-е. - М.: Олимпия, 2008. - 624 с.

16. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений: учебное пособие / Е.Г. Котельникова - Л.: ЛГИК, 1980. - 22 с.

17. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. - М.: «Терра Спорт», 2001. - 96 с.

18. Маркс О.В. Ортопедическая диагностика / О.В. Маркс. - М.: Наука и техника, 1978.

19. Миронов С.П. Основы реабилитации спортсменов и артистов балета при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата / С.П. Миронов, М.Б. Цыкунов. - М.: НИВЦ, 1998. - 99 с.

20. Мирнов С.П. Пояснично-крестцовой болевой синдром у спортсменов и артистов балета / С.П. Мирнов, Г.М. Бурмаков, М.Б. Цыкунов. - М.: Типография «Новости», 2006. - 292 с.;

21. Мориц В.Э. Методика классического тренажа / В.Э. Мориц, Н.И. Тарасов, А.И. Цекрыгин. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство Планета Музыки», 2009. - 384 с.

22. Мячин Ю.Н. Сон и явь балета / Ю.Н. Мячин. - СПб., 2003. - С. 76.

23. Назаров В.Т. Движения спортсмена. - Минск: Полымя, 1984. - 176 с.

24. Овчинникова Е.В. К проблеме врачебно-педагогического контроля в условиях современной программы преподавания классического танца / Е.В. Овчинникова // Вестник Акад. Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2015. - №5(40). -С. 15-28.

25. Полякова Н.В. Уроки анатомии человека: Методические рекомендации для преподавателей биологии в профилированных учебных заведениях, обучающих искусству балета / Н.В. Полякова. - СПб.: Акад. Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2009. - 79 с.

26. Попов П.А. Как идеально «настроить» позвоночник? / П.А. Попов // Журнал «Балет». - 2008.- №5 (153).- С. 38-39.

27. Силкин П.А. Особенности профессиональных данных абитуриентов, поступающих в хореографические учебные заведения в современных условиях /П.А. Силкин // Вестник Акад. русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2006. - № 16. -С. 81-100.

28. Степаник И.А. Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического обучения / И.А. Степаник, А.В. Фомкин // Сборник статей II Международной очной научно-практической конференции: «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы». - СПб.: Акад. Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2014. - С. 127-134.

29. Степаник И.А. Медико-биологическое сопровождение хореографии / И.А. Степаник, К.Э. Зубарева // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию города Стерлитамак и 20-летию Стерлита-макского института физической культуры: «Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития». - Стерлитамак: Издательство «Фобос», 2016. - С. 315-317.

30. Ткачук М.Г. Анатомия / М.Г. Ткачук, И.А. Степаник. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.

31. Шапкина М.Н. Проблемы позвоночника у артистов балета /М.Н. Шапкина //Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - 2008. - №2 (20). -С. 268.

32. Bracilovic A. Essential Dance Medicine /A. Bracilovic // Canadian: «Humana Press». - 2009. - 178 p.

REFERENSES

1. Badnin I.A. Povrezhdeniya i zabolevaniya oporno-dvigatel nogo apparata u artistov baleta //I.A. Badnin, Z.S. Mironova. - M.: Medicina, 1976. - 320 s.

2. Badnin I. A. Xronicheskaya mikrotravma my'shcz, suxozhilij i kostnoj tkani u sportsmenov i artistov baleta: avtoref. diss. ... kand. d-ra med. nauk /14.00.02; 14.00.12/ Ivan Averyanovich Bidnin.- M.,1984. - 33 s.

3. Badnin I.A. Oxrana truda i zdorovya artistov baleta: Uchebnoe posobie. - M.: Medicina, 1987. - 208 s.

4. Bazarova N.P. Azbuka klassicheskogo tancza: Uchebnoe posobie /N.P.Bazarova, V.P. Mej: pod red. G.T. Komleva, A.A. Sokolovo-Kaminskij. - SPb.: IzdateFstvo «Lan». - 2006. - S. 18.

5. Vaganova A.Ya. Osnovy' klassicheskogo tancza. - Izd. 6-e. Seriya «Uchebniki dlya vuzov. SpeciaFnaya literatura». - SPb.: IzdateFstvo «Lan'», 2000. - S. 36.

6. Vasilev O.S. Rabochaya osanka v iskusstvax dvizheniya v razrabotke i plani-rovanii reabilitacionnyx meropriyatij // Fizkultura v profilaktike, lechenii i reabilitacii. -2010. - № 2. - S. 60.

7. Vasil ev O.S. Ortopedicheskij analiz tipichnyx zabluzhdenij proyavleniya e'kstremaFnosti v gibkosti // Teoriya i praktika prikladnyx i ekstremalnyx vidov sporta.

- 2011. - № 3 (22). - S. 26-29.

8. VasiFev O.S., Stepanik I.A., Levushkin S.P. Fenomen mnogokratnogo vozras-taniya riska idiopaticheskogo skolioza v kogorte detej, zanimayushhixsya xudozhestvennoj gimnastikoj i baletom // Kurortnaya medicina. - 2019. - № 2. - S. 8084.

9. VasiFeva T.I. IspoFzovanie korrigiruyushhix metodik v professionalnom obuchenii artistov baleta: dis. ... kand. isk. nauk /17.00.01 / Tamara Ivanovna Vasileva.

- M., 1983. - S. 96.

10. VasiFeva, T.I. Baletnaya osanka: Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej /T.I. VasiFeva. - M.: IzdateFstvo: «Vy'sshaya shkola izyashhnyx iskusstv», 1993. -44 s.

11. VasiFeva T.I. Tem, kto xochet uchifsya baletu. Pravila priema detej vy'she shkoly' i metodika obucheniya klassicheskomu tanczu: Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: IzdateFstvo «GITIS», 1994. - S. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Volkov M.V. Detskaya ortopediya. - Izd. 2-e., pererab. / M.V. Volkov, V.D. Dedova. - M.: Medicina, 1990. - 312 s.

13. Gamburcev, V.A. Goniometriya chelovecheskogo tela / V.A. Gamburcev. - M.: Medicina, 1977. - 220 s.

14. Egorova E.E. Anatomo-antropologicheskaya xarakteristika fizicheskogo statusa uchashhixsya respublikanskogo xoreograficheskogo uchilishha Saxa (Yakutiya): avtoref. diss. kand. med. nauk /14.00.02 /E. E. Egorova. - Krasnoyarsk, 2001. - 18 s.

15. Ivaniczkij M.F. Anatomiya cheloveka: Uchebnik dlya institutov fizicheskoj kuFtuty / M.F. Ivaniczkij. - Izd. 7-e. - M.: Olimpiya, 2008. - 624 s.

16. Kotel'nikova E.G. Biomexanika xoreograficheskix uprazhnenij: Uchebnoe posobie / E.G. Kotelnikova. - L.: LGIK, 1980. - 22 s.

17. Levin M.V. Gimnastika v xoreograficheskoj shkole / M.V. Levin. - M.: «Terra-Sport», 2001. - 96 s.

18. Marks O.V. Ortopedicheskaya diagnostika / O.V. Marks. - M.: Nauka i texnika, 1978.

19. Mironov S.P. Osnovy' reabilitacii sportsmenov i artistov baleta pri pov-rezhdeniyax i zabolevaniyax oporno-dvigatel'nogo apparata / S.P. Mironov, M.B. Cykunov. - M.: NIVCz, 1998. - 99 s.

20. Mirnov S.P. Poyasnichno-krestczovoj bolevoj sindrom u sportsmenov i artistov baleta / S.P. Mirnov, G.M. Burmakov, M.B. Cykunov. - M.: Tipografiya «Novosti», 2006. - 292 s.

21. Moricz V.E'. Metodika klassicheskogo trenazha / V.E'. Moricz, N.I. Tarasov, A.I. Cekry'gin. - SPb.: Izdatel'stvo «Lan'»; «IzdateFstvo Planeta Muzy'ki», 2009. -384 s.

22. Myachin Yu.N. Son i yav' baleta /Yu.N. Myachin. - SPb, 2003. - S. 76.

23. Nazarov V.T. Dvizheniya sportsmena. - Minsk: Poly'mya, 1984. - 176 s.

24. Ovchinnikova E.V. K probleme vrachebno-pedagogicheskogo kontrolya v usloviyax sovremennoj programmy' prepodavaniya klassicheskogo tancza /E.V. Ovchinnikova // Vestnik Akad. Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj. - 2015. -№5(40). - S. 15-28.

25. Polyakova N.V. Uroki anatomii cheloveka: Metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelej biologii v profilirovanny'x uchebny'x zavedeniyax, obuchayushhix is-kusstvu baleta /N.V. Polyakova. - SPb.: Akad. Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj,

2009. - 79 s.

26. Popov P.A. Kak ideaTno «nastroit'» pozvonochnik? / P.A. Popov // Zhurnal «Balet». - 2008. - №5 (153). - S. 38-39.

27. Silkin P.A. Osobennosti professional'ny'x danny'x abiturientov, postupayush-hix v xoreograficheskie uchebny'e zavedeniya v sovremenny'x usloviyax / P.A. Silkin // Vestnik Akad. russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj. - 2006. - № 16. - S. 81-100.

28. Stepanik I.A. Koncepciya razvitiya mediko-biologicheskoj sostavlyayushhej xoreograficheskogo obucheniya /I.A. Stepanik, A.V. Fomkin //Sbornik statej II Mezhdunarodnoj ochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Xoreograficheskoe obra-zovanie: Rossiya i Evropa. Sostoyanie i perspektivy'». - SPb.: Akad. Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj, 2014. - S. 127-134.

29. Stepanik I.A. Mediko-biologicheskoe soprovozhdenie xoreografii /I.A. Stepanik, K.E'. Zubareva //Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 250-letiyu goroda Sterlitamak i 20-letiyu Sterlitamakskogo insti-tuta fizicheskoj kul'tury': «Aktual'ny'e problemy' adaptivnoj fizicheskoj kul'tury' i adaptivnogo sporta: obrazovanie, nauka, praktika, perspektivy' razvitiya». - Sterlitamak: Izdatel'stvo «Fobos», 2016. - S. 315-317.

30. Tkachuk M.G. Anatomiya /M.G. Tkachuk, I.A. Stepanik. - M.: Sovetskij sport,

2010. - 392 s.

31. Shapkina M.N. Problemy' pozvonochnika u artistov baleta /M.N. Shapkina //Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoj. - 2008. - №2 (20). -S. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.