ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011:371.72 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-3-10
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.А. Александрова, В.И. Овчинников, А.В. Скотникова
Представлена комплексная оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста на основе использования аппаратных методик: SD-сканера позвоночного столба, позволяющего выявить сколиотические изменения, и аппаратного комплекса ДиаСлед-Скан для оценки степени плоскостопия стопы по отпечатку и угловым характеристикам. Рассмотрена возможность разработки методических рекомендаций по профилактике и коррекции выявленных характеристик состояния опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, опорно-двигательный аппарат, планторгаф, SD-сканер.
METHODOLOGY FOR ASSESSING THE STATE OF THE MUSCLE-MOTOR APPARATUS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Aleksandrova V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, nikiri@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City University, Ovhinnikov V.I., assistant, OvchinnikovVI@ mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University,
Scotnikova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, SkotnikovaAV @mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University
A comprehensive assessment of the state of the musculoskeletal system in children of primary school age is presented based on the use of hardware methods: a 3D-scanner of the spinal column, which makes it possible to detect scoliotic changes, and the DiaSled-Scan hardware complex for assessing the degree of flat feet by imprint and angular characteristics. The possibility of developing guidelines for the prevention and correction of the identified characteristics of the state of the musculoske-letal system in children of primary school age is considered.
Key words: children, primary school age, musculoskeletal system, plantorgaf, 3D-scan-ner.
Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., nikiri@ mail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Овчинников Владимир Игоревич, ассистент, OvchinnikovVl@ mgpu.ru. Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Скотникова Анна Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., SkotnikovaAV@mgpu.ru. Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
Нарушения формирования опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей могут повлечь серьезные последствия в более взрослом возрасте и оказать негативное воздействие на работу функциональных систем организма, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная. Необходимо понимать, что формирование правильной скелетно-мышечной мускулатуры обеспечивает необходимую поддержку как позвоночному столбу, предостерегая его от искривлений, так и всему суставно-связоч-ному аппарату, включая голеностопный сустав и стопу, которые составляют опору всего тела. Таким образом, свое-
временное выявление нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата позволяет сформировать комплекс мер, оказывающий корригирующее воздействие [1, 5, 6].
Основными отклонениями в состоянии ОДА у детей являются нарушение осанки, деформация грудной клетки, уплощение и деформация стоп.
Сколиоз является распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется многоплоскостной деформа -цией позвоночного столба и грудной клетки, сопровождающееся нарушением функций органов и систем организма. Данная патология опорно-двигательного аппарата известна с древних времен [3, 6, 7].
Плоскостопие является общим термином, отражающим проблемные ситуации с биомеханикой стопы. Оно может выражаться в тяжести в ногах, болевых ощущениях, отечности, появлении мозолей, целом ряде сложностей, которые доставляют ребенку дискомфорт. Однако особые опасения вызывает не дискомфорт в движениях, а последствия, к которым может привести плоскостопие. Причин возникновения плоскостопия большое множество и выявить, какая именно из них, достаточно сложно [2, 4, 9].
Целью исследования является проведение комплексной оценки опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста с ис -пользованием полевых тестов и аппаратных методик.
Задачи исследования:
- оценить состояние сколиотических изменений у детей младшего школьного возраста;
- изучить биомеханические показатели голеностопного сустава и стопы у школьников младших классов.
Методика и организация исследования. Исследование предполагало использование комплексного подхода к оценке опорно-двигательного аппарата и включало следующие методики тестирования: тест Адамса, тест «колено к стене» и аппаратные методики: «ЗБ-сканер» (оценка состояния сколиотических изменений) и программно-аппаратный комплекс ДиаСлед-Скан (оценка плоскостопия).
Тест Адамса является скрининг -тестом для выявления сколиотиче-ских изменений. Поскольку данный тест считается наиболее надежным для определения грудных изменений, то его рекомендуется проводить в комплексе с другими тестами. Для подтверждения выявленных при тесте Адамса предположений использовалась аппаратная методика сканирования позвоночного столба.
Тест «Колено к стене» позволяет оценить эластичность икроножной мышцы и подвижность голеностопного сустава. Результаты данного теста характеризуют функцию контроля мышц лодыжки и ее функциональных
возможностей полной подвижности или компенсации другими мышцами. Тест дает представление, насколько обследуемый может отодвинуть ногу от стены, сохраняя способность касаться коленом стены и контакт между пяткой и горизонтальной опорой (при удержании колена над вторым пальцем ноги фиксируется расстояние от большого пальца до стены). Измерение проводиться до того момента, пока пятка не оторвется от горизонтальной опоры.
При хорошей подвижности голеностопного сустава расстояние от большого пальца до стены составляет более 10 см, расстояние 5-10 см свидетельствует о приемлемой степени подвижности голеностопа, менее 5 см - о плохой подвижности голеностопного сустава.
ЗБ-сканирование позволяет выявить показатели нормы или отклонения от нее во всех отделах позвоночника. Помимо сколиотических изменений ЗД-сканер определяет отклонения в сагиттальной плоскости. Как правило, наличие сколиотических изменений влечет за собой отклонения и в сагиттальной плоскости позвоночника.
Программно-аппаратный комплекс ДиаСлед-Скан предназначен для плантографических и подометрических исследований.
Плантография - методика, позволяющая на основании визуальной и графико-расчетной оценки различных показателей отпечатка стопы определить взаимное расположение отделов стопы, а также высоту внутреннего свода стопы.
С помощью компьютерной диагностики можно оценить угловые показатели: угол Шопарова сустава, угол отклонения первого пальца, оце -нить линейный показатель высоты свода, а также расчетные показатели, такие как коэффициент переднего отдела, коэффициент распластанности переднего отдела стопы, угол отклонения оси пяточного отдела стопы от вертикали.
В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся в спортивных секциях (футбол, хоккей, регби) г. Москвы.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения теста Адамса было выявлено наличие сколиотических изменений у 90 % детей исследуемой группы. Следует отметить, что изменения в грудном отделе составили 2 %.
В процессе обследования на ЗБ-сканере было установлено, что у 90 % детей наблюдались какие-либо сколиотические изменения, что подтвердило оценку, полученную в результате проведения теста Адамса. Также следует отметить, что большинство отклонений у детей (70 %) было зафиксировано в шейном отделе, в меньшей степени - в грудном и поясничном. На рис. 1 представлена топографическая картинка, полученная на ЗБ-сканере.
Рис. 1. Топографическая картинка 3Д-сканера
Также в процессе ЭБ-сканирования выявлено, что больше сколио-тических изменений было у детей 9-10 лет. Экспериментальные данные наглядно представлены на рис. 2.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
ш
норма □ отклонения □ количество
Рис. 2. Распределение значений нормы и отклонений среди возрастной группы детей 7-10 лет
Оценка биомеханики голеностопного сустава и стопы выполнялась по результатам теста «Колено к стене» и аппаратного комплекса планто-граф (рис. 3).
Рис. 3. Плантография и подометрия с использованием программно-аппаратного комплекса «ДиаСлед-Скан»
В результате проведения теста «Колено к стене» (рис. 4) было выявлено, что у 50 % детей исследуемой группы плохая подвижность голено -стопного сустава, у 40 % - приемлемая, лишь у 10 % - хорошая.
10%
[ 40%
■ плохая подвижность гол. сустава | приемлемая подвижность гол. сустава хорошая подвижность гол. сустава
Рис. 4. Результаты теста «Колено к стене» на подвижность голеностопного сустава
На рис. 5 представлены результаты оценки детей в возрасте 7-10 лет на программно-аппаратном комплексе «ДиаСлед-Скан».
Угол вальгусного/варусного отклон. оси пятки от... Угол вальгусного/варусного отклон. оси пятки от..
Линейный показатель выс. свода П Линейный показатель выс. свода Л Коэфф. распласт.1 отдела стопы П Коэфф. распласт.1 отдела стопы Л Угол отклон 1 пальца П Угол отклон 1 пальца Л Угол шопарова сустава П Угол шопарова сустава Л
0%
20%
40%
60%
80%
100°%
120%
10 9 8 7
Рис. 5. Показатели детей в возрасте 7-10 лет на программно-аппаратном комплексе «ДиаСлед-Скан»
Как видно, в возрастной группе 7-10 лет наибольшие отклонения наблюдались у детей 9 и 10 лет.
По результатам плантографии и подометрии детей 9-10 лет было выявлено, что у 85-90 % детей средние значения угла Шопарова сустава находились в пределах 171-173 ° (является нормой) и угла отклонения первого пальца - в пределах 4-6 ° (также является нормой). По другим показателях - коэффициенту распластанности переднего отдела стопы и углу вальгусного/варусного отклонения оси пятки от вертикали наблюдалась противоположная картина - в 93-97 % случаев у детей имелись отклонения от нормы.
Выводы
1. От общего числа испытуемых показатели в пределах нормы наблюдались только у 10 % детей 7-10 лет, в остальных случаях показатели имели различной степени отклонения от нормы (10 % детей имели серьезные отклонения, близкие ко 2-й степени сколиоза).
2. В результате исследования было выявлено, что практически все дети в возрасте 7-10 лет имеют патологию стопы, включая плоскостопие 1-Ш степени, 50 % школьников младших классов свойственна плохая подвижность голеностопного сустава. В большей степени данная патология
наблюдается у детей 10-летнего возраста, значительное уменьшение количества детей с плоскостопием II степени характерно для детей 7-8 лет, так как у ребенка идет активный рост и формирование свода стопы.
3. Детям исследуемой группы в возрасте 7-10 лет рекомендуется использование упражнениях как корригирующего, так и поддерживающего характера для обеспечения нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Список литературы
1. Бугаева К. Д. Нарушения опорно-двигательного аппарата у спортсменов различной специализации // Символ науки. 2015. № 11-2. С. 16-19.
2. Гайдук А.А., Потапчук А.А. Диагностика, классификация и медицинская реабилитация функциональных нарушений опорно -двигательного аппарата у детей и подростков. СПб.: Эко-Вектор, 2013. 128 с.
3. Идиопатический сколиоз: общая характеристика и анализ этиологических теорий (обзор литературы) / Е.Л. Строкова [и др.] // Acta Biomedica Scientifica. 2021 № 6 (3). С. 193-208.
4. Изель Т.Н. Дифференциальная диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата: практ. руководство. М.: МИА, 2017. 171 с.
5. Капанджи А.И. Нижняя конечность: функциональная анатомия. М.: Эксмо, 2010. 352 с.
6. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: учебник для среднего профессионального образования: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 373 с.
7. Пурисов И.А. Здоровая спина. Опорно-двигательный аппарат. М.: Гельветика, 2019. 491 с.
8. Физическая реабилитация детей с нарушением осанки и сколиозом: учеб.-метод. пособие / Л.А. Скиндер [и др.]. Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 210 с.
References
1. Bugaeva K.D. Narusheniya oporno-dvigatel'nogo apparata u sportsmenov razlich-noj specializacii [Disorders of the musculoskeletal system in athletes of various specializations] // Simvol nauki [Symbol of science]. 2015. No. 11-2. P. 16-19.
2. Gajduk A.A., Potapchuk A.A. Diagnostika, klassifikaciya i medicinskaya reabili-taciya funkcional'nyh narushenij oporno-dvigatel'nogo apparata u detej i podrostkov [Diagnosis, classification and medical rehabilitation of functional disorders of the musculoskeletal system in children and adolescents]. St. Petersburg: Eco-Vector, 2013. 128 p.
3. Idiopaticheskij skolioz: obshchaya harakteristika i analiz etiologicheskih teorij (obzor literatury) [Idiopathic scoliosis: general characteristics and analysis of etiological theories (literature review)] / E.L. Strokova [et al.] // Acta Biomedica Scientifica. 2021 No. 6 (3). P. 193-208.
4. Izel' T.N. Differencial'naya diagnostika zabolevanij oporno-dvigatel'nogo apparata [Differential diagnosis of diseases of the musculoskeletal system]: pract. management. M.: MIA, 2017. 171 p.
5. Kapandzhi A.I. Nizhnyaya konechnost': funkcional'naya anatomiya [Lower limb: functional anatomy]. M.: Eksmo, 2010. 352 p.
6. Lyubimova Z.V., Nikitina A.A. Vozrastnaya anatomiya i fiziologiya [Age anatomy and physiology]: a textbook for secondary vocational education: in 2 vol. 2nd ed., revised. and additional. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 373 p.
7. Purisov I.A. Zdorovaya spina. Oporno-dvigatel'nyj apparat [Healthy back. The musculoskeletal system]. M.: Helvetika, 2019. 491 p.
8. Fizicheskaya reabilitaciya detej s narusheniem osanki i skoliozom [Physical rehabilitation of children with impaired posture and scoliosis]: textbook.-method. allowance / L A. Skinder [et al.]. Brest: Publishing House of BrGUim. A.S. Pushkina, 2012. 210 p.