Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ'

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ХОРЕОГРАФИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баркова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются методические особенности проведения занятий с девочками младшего школьного возраста, занимающихся хореографией в группах оздоровительной направленности. Представленный материал отражает исследование, направленное на выявление наиболее значимых компонентов двигательной подготовленности для юных танцовщиц. Также представлены модифицированный и инновационный тестовый материал для оптимального контроля физической подготовленности девочек в процессе занятий хореографией. Оптимальный подбор средств и методов для контроля и развития физической подготовленности девочек младшего школьного возраста позволит гармонизировать процесс их физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баркова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF CONDUCTING CLASSES IN THE GROUPS OF HEALTHY CHOREOGRAPHY AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

The article discusses the methodological features of conducting classes with girls of primary school age, who are engaged in choreography in health-improving groups. The presented material reflects the research aimed at identifying the most significant components of motor fitness for young dancers. There are also presented the modified and innovative test material for optimal control of the girls' physical fitness in the process of choreography lessons. The optimal selection of means and methods for monitoring and developing the physical fitness of girls of primary school age will harmonize the process of their physical fitness.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ»

3. Kocherezhko, S. (2017) "Modern lesson: myths and reality. Is the fashionable and popular always effective", Uchitelskaya gazeta, No. 07 dated 02/14/2017, available at: https://ug.ru/sovremennyj-urok-mify-i-realnost-vsegda-li-modnoe-i-populyarnoe-okazyvaetsya-effektivnym/.

4. Lukyanenko, V.P. (2016), "Problems of realization of the competence approach in the process of training specialists in physical culture, sports and tourism", Youth sports and sports tourism: current state and development prospects: materials of all-Russian scientific-practical conference, Sochi, pp. 3337.

5. Mandel B.R. (2017), Innovative processes in education and pedagogical innovation: a textbook for students in the magistracy, Direct-Media, Moscow, Berlin.

6. Semenov L.A. (2007), Monitoring of conditioned physical fitness in educational institutions: monograph, Soviet sport, Moscow.

7. Thyssen P.P. (2017), "Conditions for the implementation of the content of physical education of students in the aspect of the introduction of FGOS", Modern lesson in the conditions of the introduction of FGOS: experience, problems, prospects: Collection of articles of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Orenburg, pp. 252-254.

8. Unru Z. I. (2015), "Basketball lesson. 7th grade". Physical culture. Everything for the teacher, No. 1 (37), pp. 7-11.

9. Arshinnik, S.P. and Malashenko, K.V. (2019), Physical culture lesson in secondary school: theory, methodology, practice: textbook, Krasnodar.

10. Khramov, V.V. (2015), Innovative technologies for teaching motor actions in the system of physical education (on the example of the Republic of Belarus), dissertation, Kaliningrad.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2021

УДК 796.015.62

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

В НАЧАЛЬНЫХ ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Юлия Владимировна Баркова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются методические особенности проведения занятий с девочками младшего школьного возраста, занимающихся хореографией в группах оздоровительной направленности. Представленный материал отражает исследование, направленное на выявление наиболее значимых компонентов двигательной подготовленности для юных танцовщиц. Также представлены модифицированный и инновационный тестовый материал для оптимального контроля физической подготовленности девочек в процессе занятий хореографией. Оптимальный подбор средств и методов для контроля и развития физической подготовленности девочек младшего школьного возраста позволит гармонизировать процесс их физической подготовки.

Ключевые слова: контроль, физическая подготовленность, хореография, оздоровительные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p21-26

METHODOLOGICAL FEATURES OF CONDUCTING CLASSES IN THE GROUPS OF HEALTHY CHOREOGRAPHY AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

Yulia Vladimirovna Barkova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical

Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article discusses the methodological features of conducting classes with girls of primary school age, who are engaged in choreography in health-improving groups. The presented material reflects the research aimed at identifying the most significant components of motor fitness for young dancers.

There are also presented the modified and innovative test material for optimal control of the girls' physical fitness in the process of choreography lessons. The optimal selection of means and methods for monitoring and developing the physical fitness of girls of primary school age will harmonize the process of their physical fitness.

Keywords: control, physical fitness, choreography, health-improving classes.

ВВЕДЕНИЕ

Современная хореография, это разнообразные художественные двигательные образы, которые создаются не только с использованием ритмичных и пластических движений, но и с применением смены выразительных положений человеческого тела [1, 5]. В настоящее время именно данный вид двигательной активности является очень популярным среди детей и подростков. Но наряду с растущей популярностью занятий хореографической, танцевальной направленности отмечается недостаточное научное и методическое обеспечение образовательного и тренировочного процесса в этом виде двигательной активности [3, 5]. В настоящее время в большинстве случаев основной возрастной и ген-дерный контингент, который начинает заниматься современной хореографией с целью оздоровления, это девочки младшего школьного возраста. На таких занятиях процесс физической подготовленности происходит достаточно эффективно, развивается пластика движений, гармонично формируются морфофункциональные показатели, что в свою очередь соответствует требованиям эстетики и функциональности для личности будущей женщины [2]. В настоящее время, современная хореография - это микс элементов спорта и танца. Именно поэтому занятия хореографической направленности требуют научного и методического обоснования методик обучения и контроля с учетом специфики развития современных хореографических направлений. В частности, необходима информация о содержании и направленности процесса физической подготовленности, обоснование качественных и количественных показателей для эффективного контроля физической подготовленности девочек младшего школьного возраста, занимающихся хореографией [4]. При подборе методик для занятий хореографией, необходимо учитывать направленное воздействие на развитие различных физических качеств, так как большое разнообразие существующих в настоящее время хореографических направлений предполагает необходимость учета специфичности их воздействия. Например, в классических направлениях, в направлениях с элементами хип-хопа значительная нагрузка на мышцы ног, что связано с риском травматизма. Однако, в процессе оздоровительных занятий хореографической направленности у детей младшего школьного возраста важно соразмерно развивать физическую подготовленность, так как в младшем школьном возрасте закладывается база будущего гармоничного развития двигательных функций растущего организма [3].

Цель исследования. Теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики занятий в процессе оздоровительных занятий хореографической направленности на начальном этапе подготовки юных танцовщиц.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе кафедры естественнонаучных дисциплин Сибирского государственного университета и на базе хореографического коллектива НП «Центр современной хореографии и творческого развития детей» г. Омска с участием 40 юных танцовщиц в возрасте 8-9 лет.

В исследовании были использованы следующие методы научного исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Тестирование.

5. Видеоанализ движений.

6. Методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе нашего исследования был проведен анкетный опрос преподавателей танцев о значении, особенностях и взаимосвязи физической и хореографической подготовленности, а также о содержании, и направленности физической подготовки в тренировочном процессе девочек 8-9 лет на оздоровительных занятиях хореографией. Данное исследование было проведено для более полного изучения причинно-следственных связей значимых аспектов исследования и обоснования педагогических путей контроля и развития физической подготовленности в хореографии. Респонденты считают, что превалирующими способностями для начального этапа подготовки в младшем школьном возрасте у юных танцовщиц должны быть координационные способности и гибкость, силовые способности. Для нас мнение экспертов не только важно, но и имеет под собой вполне веские доводы, так как их мнение согласуется с рядом исследователей возрастных закономерностей развития детей в младшем школьном возрасте [3].

Однако, при проведении анкетного опроса и анализа программного материала хореографических образовательных учреждений нами было выявлено, что для контроля наиболее актуальных параметров движений в рабочих программах школ практически отсутствует методический материал, позволяющий подобрать оптимальный набор тестов для данного контингента занимающихся. Преподаватели танцевальных школ зачастую пользуются тестами для оценки основных двигательных качеств из школьной программы, или заимствуют тесты из других видов спорта. В процессе анкетирования специалисты отметили, что нет специальных тестов для объективной оценки и общих и специфических характеристик движений, учитывающих характер занятий хореографической направленности. В связи с этим нами были подобраны, модифицированы, а также разработаны тесты, оценивающие как общие, так и специальные показатели физической подготовленности. Кроме того, мы разработали и апробировали шкалы дифференцированной оценки по тестовой программе.

Например, нами разработаны тестовые задания по специальной двигательной подготовке, которые позволяют оценить и физический компонент двигательного акта и хореографическую подготовку:

1. «Grand pas-de-chat» c правой ноги. Испытуемым предлагалось выполнить «Grand pas de chat» на середине зала, т.е. во время прыжка максимально раскрыть ноги в шпагат. И.п. - V позиция в epaulement croise, левая нога стоит спереди. Движение выполняется в третью точку класса. Сначала исполняется pas glissade, он является небольшим разбегом для основного прыжка. Ноги возвращаются в положение demi plie и происходит толчок двумя ногами от пола. Далее правая нога выбрасывается через невыворотное passé вперед в вытянутое положение на 90 градусов. Одновременно левая нога также должна быть уже в вытянутом положении назад на 90 градусов. Заканчивается прыжок в demi plie. Сначала опускается правая нога, затем закрывается левая нога вперед в V позицию. С помощью программы «technique» для видеоанализа движений (установленной на планшете) измерялся угол максимального раскрытия ног в прыжке.

2. «Demi-plie». И.п. - I выворотная позиция ног. Испытуемый начинает сгибать колени, стараясь отвести их максимально в сторону. Движение исполняется плавно, пятки не должны отрываться от пола. Тяжесть корпуса распределяется между двух ног. Во время полуприседания нельзя допускать «завал» на внутреннюю часть стопы. Корпус при исполнении должен сохранять прямое и подтянутое положение, ягодичные мышцы втянуты. При разведении колен, давление должно идти больше на мизинец. Движение продолжается до момента, когда пятки уже готовы оторваться от пола. Фиксировался максимальный уровень раскрытия коленей в сторону. Упражнение помогает развить эластичность, выворотность и силу ног танцовщика.

3. «Temps lie saute». Испытуемым предлагалось выполнить «Temps lie sauté» на середине класса. И.п. - первая позиция ног, руки в подготовительном положении. На счет

«раз-два» - исполняется demi-plie (оно должно быть плавным и эластичным для хорошего прыжка, пятки не отрываются от пола), на счет «и» - идет прыжок вверх (стопы сохраняют первую позицию ног, носки и колени предельно вытянуты, пятки не разъединяются). На счет «три» танцовщик возвращается в положение demi-plie, сохраняя выворотность, на счет «четыре» - ноги вытягиваются в исходное положение. Задача исполнителя - постараться вернуться в такое же выворотное положение, как в начале движения.

4. «Лягушка на спине». И.п. - лежа на спине, руки в сторону на уровне плеч ладонями в пол, колени и стопы натянуты и собраны вместе. Испытуемый начинает сгибать колени, подводя стопы к туловищу. Затем колени спокойно раскрываются, как можно ближе к полу. Стопы сохраняют вытянутое положение, пятки на пол не ставятся. Поясница должна находиться на полу, без прогиба. Фиксируем данное положение 4 счета и начинаем вытягивать ноги вперед за стопами, не поднимая колени наверх. С помощью программы «technique» для видеоанализа движений фиксируется максимальный угол раскрытия коленей или расстояние от колен до пола.

5. «Releve» - направлен на определение статического равновесия. И.п. - I полувыворотная позиция ног, руки в III классической позиции, корпус подтянут, голова прямо. По команде «Начинаем», испытуемый поднимается на полупальцы. Колени должны быть натянуты. Фиксировалось время удержания позы в секундах без потери равновесия (завал на большой палец или мизинец, сгибание коленей, опускание пятки или наклоны в любое положение).

6. «Наклоны корпуса назад». Испытуемым предлагалось встать лицом к станку в первую выворотную позицию ног, руки на палке, голова повернута в сторону (рисунок 1).

Выполнялся перегиб корпуса назад, с сохранением вытянутых ног. Фиксировался угол максимального наклона корпуса (при использовании программы видеоанализа движений) или расстояние от макушки до пола в сантиметрах. Таким образом, эти и многие другие тесты легли в основу программы контроля уровня физической подготовленности юных танцовщиц, занимающихся хореографией на занятиях оздоровительной направленности, то есть на начальном этапе их подготовки. Далее в ходе исследования разработаны и обоснованы научно-методические аспекты содержания методики физической подготовки девочек 8-9 лет, посещающих хореографические занятия оздоровительной направленности (рисунок 2). Методика была апробирована в вариативном компоненте программы обучения в НП «Центр современной хореографии и творческого развития детей» г. Омска. Важным методическим указанием для реализации методики является использование разных технических элементов танца, контроль физической подготовленности по разработанной программе (рисунок 3). Оптимальный подбор средств и методов для контроля и развития физической подготовленности девочек младшего школьного возраста позволяет гармонизировать их развитие, что подтверждено в ходе проведенного педагогического эксперимента.

ВЫВОДЫ

Таким образом, разработанная методика контроля и развития физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией, позволяет детально оценить

Рисунок 1 - Выполнение теста «Наклоны корпуса назад», градус (скрин с экрана программы видеоанализа движений)

общую и специальную физическую подготовленность девочек, направлена на гармоничное развитие всех двигательных способностей. Перспектива исследования заключается в следующем: представленный модифицированный и инновационный тестовый материал, а также методика физической подготовки может использоваться в учреждениях дополнительного образования при реализации занятий разными видами хореографии для оптимального контроля и развития физической подготовленности девочек, что позволит снизить риск травматизма, обеспечить соразмерное физическое развитие детей.

Рисунок 2 - Схема методики развития физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся

хореографией

Схема использования разработанной методики для развития физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией

Занятия проводились 3 раза в неделю в рамках трех тематических занятий

Занятие классическим танцем

Подготовительная часть занятия

Основная часть занятия

(вариативный компонент)

4-

Занятие современным танец

О

Занятие «Power Yoga» (силовая йога)

Основная часть занятия

Подготовительная часть занятия

Основная часть занятия

Заключительная часть занятия

Средства методики для развития ОФП: ОРУ, подвижные игры, эстафеты, партерный экзерсис, элементы у станка.

Общая продолжительность экспериментального воздействия в рамках одного занятия - 40-50 мни

Средства методики для развития СФП: партерный экзерсис, элементы у станка, элементы танца. Общая продолжительность экспериментального воздействия в рамках одного занятия - 40-50 мин

Рисунок 3 - Схема применения разработанной методики для развития физической подготовленности девочек $

9 лет, занимающихся хореографией

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершова О.В. Основы формирования исполнительских умений и навыков младших школьников на занятиях хореографией / О.В. Ершова, Н.М. Якушева // Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 6 (298). - С. 22-25.

2. Коренякина Т.Н. Теоретико-методические аспекты художественно-эстетического развития младших школьников на занятиях хореографией / Т.Н. Коренякина, А.С. Арифулин //Педагогические исследования. - 2020. - № 4. - С. 25-31.

3. Ланда Б.Х. Мониторинг физических качеств обучающихся: актуальная технология управления организацией физического воспитания // Б.Х. Ланда /Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 33.

4. Левина И.Р. Технологии управления эстетическим воспитанием детей в процессе занятий хореографией / И.Р. Левина, Ю.И. Сакаева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2020. - № 1 (53). - С. 113-119.

5. Эйдельман, Л.Н. Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления / Л.Н. Эйдельман // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 140-142.

REFERENCES

6. Ershova O.V. and Yakusheva N.M. (2020), "Fundamentals of the formation of performing skills and abilities of primary schoolchildren in choreography classes", Secondary vocational education, No 6 (298), pp. 22-25.

7. Korenyakina, T.N. and Arifulin, A.S. (2020), "Theoretical and methodological aspects of the artistic and aesthetic development of primary schoolchildren in choreography classes", Pedagogical Research, No. 4, pp. 25-31.

8. Landa, B.Kh. (2020), "Monitoring the physical qualities of students: an actual technology for managing the organization of physical education", Theory and practice ofphysical culture, No, 1, pp. 33.

9. Levin, I.R. Sakaeva, Yu.I. (2020), "Technologies for managing the aesthetic education of children in the process of choreography classes", Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, No. 1 (53), pp. 113-119.

10. Eidelman, L.N. (2012), "The problem of the relationship between dance art and health improvement", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (88), pp. 140-142.

Контактная информация: ula_barkova@yahoo.com

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

УДК 796.015.04

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ

Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье исследованы факторы, которые характеризуют индивидуальную адаптацию организма спортсменов к тренировочным нагрузкам. Целью исследования было определение наиболее информативных факторов характеризующих скоростно-силовые виды спорта, которые не были объединены в единую систему. Методика исследований заключалась в выявлении влияния различных факторов на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата спортсменов. Было исследовано и проанализировано функциональное состояние организма спортсменов в зависимости от периода тренировок и тренировочной нагрузки и выявлены корреляционные зависимости от наиболее информативных факторов. Выводы - определены системообразующие факторы, с помощью которых можно количественно определять уровень адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам.

Ключевые слова: индивидуальная адаптация, нервно-мышечный аппарат, утомление мышц, факторы адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.