Научная статья на тему 'Контроль физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией'

Контроль физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ХОРЕОГРАФИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / CONTROL / PHYSICAL FITNESS / CHOREOGRAPHY / RECREATIONAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баркова Юлия Владимировна, Горская Инесса Юрьевна, Сусикова Татьяна Степановна

В статье проведен анализ значимости контроля физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. Полученные в результате исследования данные, свидетельствуют о необходимости детального контроля показателей координационных, силовых способностей, гибкости в процессе занятий для повышения эффективности обучения элементам хореографии. Также освещены вопросы важности развития общей и специальной физической подготовленности в процессе оздоровительных занятий хореографией на начальном этапе подготовки. В публикации раскрыты основные критерии физической подготовленности и возможность их использования при построении индивидуального профиля подготовленности юных танцовщиц, что позволит определить уровень развития различных аспектов значимых двигательных способностей в процессе физического воспитания девочек 8-9 лет на занятиях хореографией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баркова Юлия Владимировна, Горская Инесса Юрьевна, Сусикова Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of physical preparedness of girls aged 8-9 years old in the process of health-improving classifications

The article analyzes the significance of monitoring the physical fitness of the girls aged 8-9 years old, involved in choreography. The data obtained as a result of the study indicate the need for detailed control of the indicators of coordination, strength abilities, flexibility in the process of training to increase the effectiveness of mastering the elements of choreography. The issues of the importance of the development of general and special physical fitness in the process of improving choreography classes at the initial stage of preparation are also highlighted. The publication discloses the main criteria for physical fitness and the possibility of their use in building up the individual fitness profile for the young dancers, which will determine the level of development of various aspects of significant motor abilities in the process of physical education of the girls aged 8-9 years old in choreography classes.

Текст научной работы на тему «Контроль физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией»

materials, Vladimir, pp. 30-33.

22. Sinyavskiy, N.N., Fursov, A.V., Beznosko, N.N. and Sadykov, R.I. (2018), "Monitoring of physical fitness of the population 35-39 years in meeting the requirements of the VII stage of the GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 223-226.

23. Spirin, V.K. (2015), "Methods of preparing students to pass the standards of the GTO complex", Fizicheskaya kultura v shkole, No. 6, pp. 24-29.

24. Stepanov, V.S., Balberova, O.V., Fedoseeva A. R. (2017) "Problems of preparation of children of the senior preschool age to performance of standards of the all-Russian sports complex of GTO of 1 stage", Scientific and sports Bulletin of the Urals and Siberia, Vol. 14, No. 2, pp. 56-65.

25. Uvarov, V.A. (2016), "Methodology of scientific justification of maintenance of types of tests and standard requirements of the I-XI steps of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"", Messenger of sports history, No. 1 (3), pp. 57-79.

26. Uvarov, V.A. (2017), "On the problems of the current TRP Complex and the main directions of further improvement of the GTO complex, introduced from January 1, 2018", Humanitarian education and science in a technical University. Collection of reports of the all-Russian scientific and practical conference with international participation, Izhevsk, pp. 893-899.

27. Uvarov, V.A. (2018), "Scientific bases of improvement of the GTO complex", Modern sports technologies: materials of the VI interregional scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, pp. 97-100.

28. Fedoseev, A.M. (2017), The structure and content of classes for the physical culture of schoolchildren 7-8 years to fulfill the norms of the WFSK "Ready for work and defense" (GTO), dissertation, Malakhovka.

29. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I. and Vlasov, V.V. (2016), "Results of performance of the standards of "Ready for Labor and Defense" complex by pupils of the II step of the educational organizations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 197-200.

30. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2016), "The results of monitoring the implementation of the standards of the complex "Ready for work and defense" (GTO) by high school students of educational organizations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 231-235.

31. Fursov, A.V. Sinyavskiy, N.I. and Sadykov, R. I. (2017), "Rating schoolchildren's physical fitness for Ready for labour and defence (GTO) complex stage III tests at general Education Schools", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 2, pp. 62-64.

32. Fursov, A.V. Sinyavskiy, N.I. and Vlasov, V.V. (2017), "Physical preparedness of the working youth by the results of the implementation of the vi stage of the GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 296-300.

33. Fursov, A.V. Sinyavskiy, N.I. Sadykov, R.I. and Mikhel, O.I. (2018), "Physical fitness of schoolchildren 6-8 years in the implementation of the regulatory requirements of VFSK GTO I stage", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 3, pp. 6-8.

34. Fursov A.V., Sinyavskiy N.I., Beznosko N.N. and Glukhova M.Yu. (2018), "Physical readiness of 13-15-year-old students on the basis of tests of the iv stage of GTO complex", Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports, Vol. 13, No. 1, pp. 101-107.

35. Shubina, N.G. and Shubin, M S. (2015), Theory and methodology of teaching basic sports: Athletics: textbook, Krasnodar.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2019

УДК 796.011

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Юлия Владимировна Баркова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор

педагогических наук, профессор, Татьяна Степановна Сусикова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической

культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье проведен анализ значимости контроля физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. Полученные в результате исследования данные, свидетельствуют

о необходимости детального контроля показателей координационных, силовых способностей, гибкости в процессе занятий для повышения эффективности обучения элементам хореографии. Также освещены вопросы важности развития общей и специальной физической подготовленности в процессе оздоровительных занятий хореографией на начальном этапе подготовки. В публикации раскрыты основные критерии физической подготовленности и возможность их использования при построении индивидуального профиля подготовленности юных танцовщиц, что позволит определить уровень развития различных аспектов значимых двигательных способностей в процессе физического воспитания девочек 8-9 лет на занятиях хореографией.

Ключевые слова: контроль, физическая подготовленность, хореография, оздоровительные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.37-42

CONTROL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF GIRLS AGED 8-9 YEARS OLD IN THE PROCESS OF HEALTH-IMPROVING CLASSIFICATIONS

Yulia Vladimirovna Barkova, the post-graduate student, Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Stepanovna Susikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Abstract

The article analyzes the significance of monitoring the physical fitness of the girls aged 8-9 years old, involved in choreography. The data obtained as a result of the study indicate the need for detailed control of the indicators of coordination, strength abilities, flexibility in the process of training to increase the effectiveness of mastering the elements of choreography. The issues of the importance of the development of general and special physical fitness in the process of improving choreography classes at the initial stage of preparation are also highlighted. The publication discloses the main criteria for physical fitness and the possibility of their use in building up the individual fitness profile for the young dancers, which will determine the level of development of various aspects of significant motor abilities in the process of physical education of the girls aged 8-9 years old in choreography classes.

Keywords: control, physical fitness, choreography, recreational classes.

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст имеет свои определенные особенности, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания. Подбор методик для занятий физической культурой, позволяет оказывать направленное воздействие на развитие различных физических качеств [3, 4]. Необходимо вовлечение детей в такие формы физической активности, которые бы отвечали их возрастным возможностям, соответствовали интересам и потребностям для детей младшего школьного возраста. В этой связи, представляется актуальным использование занятий хореографической направленности для девочек 8-9 лет. В таких занятиях процесс физической подготовки происходит достаточно эффективно, развивается пластика движений, формируются морфофункциональные показатели, соответствующие требованиям эстетики и функциональности, что важно для личности будущей женщины [1, 2].

На современном этапе оздоровительные занятия хореографической направленности представлены в значительном разнообразии и получили широкое распространение и популярность. Однако, методики физической подготовки, осуществляемой в рамках реализации занятий современных хореографических направлений, требуют научного и методического обоснования, что обусловлено спецификой таких занятий, в частности, синтезом элементов спорта и танца, ранним началом занятий в возрастном аспекте (6-8 лет). В частности, необходима информация о содержании и направленности процесса физической подготовки, обоснование качественных и количественных показателей для эффективного контроля физической подготовленности девочек младшего школьного возраста, занимающихся хореографией.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка критериев педагогического контроля показателей физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры ЕНД СибГУФК и на базе хореографического коллектива НП «Центр современной хореографии и творческого развития детей» с участием 40 девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование специалистов по хореографии (по разработанной в ходе исследования анкете); педагогическое наблюдение; тестирование (педагогические тесты и исследования с применением компьютерной программы «Спортивный психофизиолог»); видеоанализ движений; методы математической статистики. В анкетировании приняли участие преподаватели хореографического коллектива НП «Центр современной хореографии и творческого развития детей» в количестве 8 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С помощью анкетирования изучались мнения преподавателей хореографии о значении, особенностях и взаимосвязи физической и хореографической подготовки, а также о содержании, месте, времени и направленности физической подготовки в процессе оздоровительных занятий хореографией девочек 8-9 лет для более полного изучения причинно-следственных связей значимых аспектов исследования, обоснования педагогических путей развития физической подготовленности в современной хореографии. Полученные в результате опроса специалистов-хореографов данные свидетельствуют о необходимости контроля физической подготовленности в процессе реализации оздоровительных занятий хореографией. Вместе с тем, только 44% опрошенных проводят тестирование ОФП, однако, не систематизировано и фрагментарно, не охватывая все виды двигательных способностей), в то время как 56% вообще не осуществляют данный вид контроля. Высокий процент педагогов, не осуществляющих тестирование ОФП, может быть объяснён тем, что отдельные преподаватели недостаточно владеют методиками оценки физической подготовленности, а более опытные специалисты могут осуществить контроль на основе личного опыта, что называется интуитивно. Результаты подобного «тестирования» выражаются в виде заключений: «невынослив», «медлителен», «плохо ориентируется», «медленно реагирует», «не чувствует ритм» и т.д. Отсутствие количественных критериев оценки уровня физической подготовленности затрудняет процесс педагогического контроля, отслеживания динамики уровня подготовленности, снижает эффективность процесса подготовки в хореографии, повышает риск травматизма.

Полученные в результате опроса данные свидетельствуют о том, что респонденты в большинстве своем убеждены в наличии связи уровня развития общефизической подготовленности и эффективности технической подготовки, способности качественно и с необходимой амплитудой выполнять хореографические элементы. Так, 87% респондентов указали на наличие взаимосвязи физической и технической подготовки в процессе занятий хореографией (при этом часть из них отмечает эффективность сопряженного осуществления технической и физической подготовки). Выявлено, что в отдельных видах хореографии физическая подготовленность особенно значима, особенно в видах хореографии, имеющих сложную технику. К таким видам хореографии относятся: джаз-микс, джаз-модерн, кон-темпорари-денс (контемп), в том числе и классический танец.

По результатам анкетирования специалистов выявлены наиболее значимые компоненты физической подготовленности занимающихся хореографией девочек 8-9 лет, позволяющие достигнуть успешности в этом виде двигательной деятельности (рисунок 1). Ими являются способность к гибкости, силовые способности (нижних конечностей),

координационные способности, что обусловливает необходимость направленного развития этих компонентов физической подготовленности.

СФП выносливость координация гибкость скоростно-силовые

20

23

45

65

60

78

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 1 - Значимость отдельных компонентов физической подготовки девочек, занимающихся хореографией, по результату опроса экспертов (процент ответов, %)

В ходе исследования разработана программа контроля, включающая оценку уровня двигательной подготовленности и оценку уровня специальной физической подготовленности. В программу входят общепринятые и модифицированные тестовые задания, включающие контрольные упражнения общефизической и хореографической направленности.

Программа включает в себя ряд тестов, 7 из которых оценивают ОФП, 14 - СФП, кроме того, включены 3 тестовых задания для оценки хореографической подготовленности. Большинство тестов разработаны с хореографической направленностью, то есть являются специфическими. Информативность разработанных тестов обеспечивалась их значимостью для этого вида двигательной активности, что выявлялось в процессе анкетирования экспертов-специалистов в хореографии. По разработанной в ходе исследования программе тестирования была произведена оценка общей и специальной физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающейся хореографией на начальном этапе подготовки (1 год обучения) (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1 - Абсолютные значения показателей общей физической подготовленности

Наименование теста XX ±о

1. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, кол-во раз 19,68±5,8

2. Прыжок в длину с места, см 135,28±10,32

3. Бег 30 м, с 5,95±0,82

4. Проба А. И. Яроцкого, с 20,10±3,57

5. Подтягивание в висе лежа, кол-во раз 4,6±1,3

6. Прыжки на скакалке, кол-во раз за 30 с 20,1±2,3

7. Наклон туловища вперед в положении стоя, см 4,45±1,06

еловые

Таблица 2 - Абсолютные значения показателей специальной физической подготовленности школьниц 8-9 лет, занимающихся хореографией (Х±о)__

Наименование теста XX ±о

1. Мост (см) 27,08±5,10

2. «Удержание туловища» (из положения лежа удержать угол 900), с 24,97±4,51

3. Стойка на одной ноге, с 11,44±3,21

4. «Поднимание прямых ног» за 30 с (из положения, лежа), кол-во раз 22,15±4,55

5. Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лежа на животе, см 24,75±5,21

6. Правый шпагат со скамейки (см) 8,35±2,07

7. Левый шпагат со скамейки (см) 9,05±2,55

8. Разведение ног в стороны (поперечный шпагат), см 6,43±1,92

9. Хореографический мост (см) 12,7±2,2

10. Сохранение хореографической позы (с) 8,7±2,5

11. Хореографическая стойка на одной ноге без зрительного анализатора, с 7,03±1,9

12. Поднимание рук в третьей классической позиции, лежа на животе, кол-во раз 24,5±4,04

13. Наклон туловища вперед в положении стоя в первой классической позиции, см 4,48±1,57

14. Три кувырка вперед, время выполнения, с 3,19±0,7

Таблица 3 - Абсолютные значения показателей хореографической подготовленности школьниц 8-9 лет, занимающихся хореографией (Х±о)_

Наименование теста XX ±о

1. Grand battement, градусы 128,08±5,10

2. Releve liant, время удержания, с 4,45±1,06

3. Упражнение для стоп en'dehour, см 3,3±1,5

Разработанная программа тестирования может быть использована для текущего и этапного контроля общей и специальной физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. Абсолютные значения показателей (X±c), полученные в ходе исследования (таблицы 1, 2, 3) могут использоваться в качестве количественных (нормативных) критериев оценки общей и специальной физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. При применении разработанной программы, включая оценку показателей по предложенным нормативным значениям, результаты тестирования могут быть использованы для коррекции процесса занятий. В частности, необходимо уделить внимание двигательным способностям, по которым показаны низкие показатели (групповые или индивидуальные), к которым относятся показатели, лежащие ниже (или выше, в зависимости от показателя) значений сигмального отклонения (X±c), и применить акцентированное воздействие на развитие этих способностей для обеспечения должного уровня физической подготовленности, необходимого для качественного освоения технических элементов хореографии.

В методику тестирования входит разработанная нами схема построения индивидуального профиля физической и специальной подготовленности. Индивидуальный профиль имеет вид таблицы, в которой отражен как уровень развития показателей общей и специальной физической подготовленности девочек 8-9 лет по результатам тестов, входящих в программу тестирования. Таким образом, используя построение индивидуального профиля, возможно, выявить характер и степень отклонений от среднего уровня физической подготовленности. Это дает возможность индивидуальной коррекции в процессе последующего педагогического воздействия при работе с данной категорией занимающихся хореографией.

ВЫВОД

Наиболее значимыми компонентами физической подготовленности для успешности результатов в хореографии являются способность к гибкости, силовые способности, координационные способности и специальная хореографическая подготовленность.

Была разработана методика оценки физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией, включающая модифицированные тестовые задания с учетом хореографической специфики. Разработаны оценочные критерии для определения уровня физической подготовленности девочек 8-9 лет для использования в практике работы хореографических коллективов, секций и школ хореографической направленности.

Разработанная комплексная методика тестирования включает тестовые задания, направленные на оценку наиболее значимых компонентов общей и специальной подготовленности юных балерин. Это позволяет с помощью разработанных нормативных критериев оценки определить уровень развития различных аспектов физической подготовки в процессе физического воспитания девочек 8-9 лет на занятиях хореографией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллова, Л.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Л.С. Кириллова, В.В. Лебединская // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 5. - С. 100-105.

2. Курников, Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности / Д.В. Курников // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - 2012. - № 2 (6). - URL : http://sciforedu.ru/article/179 (дата обращения: 01.12.2019).

3. Паршук, С.М. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С.М. Паршук, А.О. Драган // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 8. - С. 185-186.

4. Эйдельман, Л.Н. Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления / Л.Н. Эйдельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 140-142.

REFERENCES

1. Kirillova, L.S. and Lebedinskaya, V.V. (2014), "Aesthetic education of younger schoolchildren by means of fine arts", Journal of Problems and prospects of education in Russia, No. 5, pp. 100-105.

2. Kurnikov, D.V. (2012), " Modern choreography as a means of personal self-development", Electronic journal "Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University", Vol. 6, available at: http://sci-foredu.ru/article/179.

3. Parshuk, S. M. and Dragan, A. O. (2011), "The role of choreography in the harmonious development of younger schoolchildren", Journal of Advances in modern science, Vol. 8, pp. 185-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Eidelman, L.N. (2014), "The problem of interrelation of dance art and health improvement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6. (88), pp. 140-142.

Контактная информация: ula_barkova@yahoo.com

Статья поступила в редакцию 20.12.2019

УДК 796.011

ОСНОВЫ НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Анатолий Александрович Бондаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Анатольевич Антрофиков, заместитель начальника научно-исследовательского отдела НИЦ, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Евгений Андреевич Пушков, начальник физической подготовки, Филиал Нахимовского военно-

морского училища, Севастополь

Аннотация

Развитие системы физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации тесно связано с научно-техническим прогрессом и техническим обеспечением, организационной структурой Вооруженных Сил и комплектованием воинских частей и подразделений квалифицированными специалистами, а также боевым опытом и научными исследованиями. В современных условиях система физической подготовки процессом, играющим важную роль в обеспечении высокого уровня подготовленности военнослужащих для выполнения боевых задач.

Целью данной статьи является рассмотрение основы нормативной системы физической подготовки военнослужащих, где подчеркивается, что нормативная система является составной частью процесса физической подготовки, которая способствует повышению физической подготовленности личного состава. Задача статьи изучить особенности в организации, проведении и оценивания физической подготовки в Сухопутных войсках в рамках учебно-боевой деятельности, изучить и проанализировать методики с помощью которых были разработаны действующие нормативы по физической подготовке применяемые в Сухопутных войсках, их актуальность и компетентность с учетом требований предъявляемым к военнослужащим в современном мире. Исследовав и проанализировав ключевые моменты, указанные в задачах, нами были сделаны выводы, что действующая система оценивания физической подготовленности военнослужащих Сухопутных войск не в полном объеме отвечает тем требованиям, которые на данный момент предъявляются к военнослужащим с учетом последних боевых конфликтов.

Ключевые слова: физическая подготовка, нормативная система, учебно-боевая деятельность, боевая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.