Научная статья на тему 'Методика компетентностного профиля специалиста'

Методика компетентностного профиля специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНТНОСТ-НАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / MODEL OF FORMATION OF SPECIALIST'S COMPETENCES / COMPETENCE PROFILE OF A SPECIALIST / COMPETENCE MODEL OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Д.Е., Пимонов Р.В.

Модернизация системы вузовского образования, характеризующаяся переходом на формирования у обучающихся некоторого множества компетенций, требует совершенствования средств и методов контроля качества подготовки специалистов. Основополагающую роль при этом играет модель процесса формирования и развития компетенций, позволяющая отразить текущий профиль компетентности специалиста на различных стадиях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Д.Е., Пимонов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FORMING THE COMPETENCE PROFILE OF A SPECIALIST

Modernization of the system of higher education characterized by a transition to the formation a set of competencies in students requires improved means and methods of quality control of specialists’ training. A fundamental role is played by the model of the process of forming and developing competencies that reflect the current competence profile of a specialist in different stages of learning.

Текст научной работы на тему «Методика компетентностного профиля специалиста»

УДК 378.147 ГОРОХОВ Д.Е.

кандидат технических наук, сотрудник Академии

ФСО России

E-Mail: Gde@Inbox.Ru

ПИМОНОВ Р.В.

кандидат педагогических наук, сотрудник Академии ФСО России

E-Mail: Rpimonov@Mail.Ru

UDC 378.147 GOROKHO V D.E.

Candidate Of Technical Sciences, Employeethe Academy Of Federal Guard Service Of The Russian Federation ' E-Mail: Gde@lnbox.Ru PIMONOVR.V.

Candidate of pedagogical sciences, employee The Academy of Federal Guard Service of the Russian Federation E-mail: rpiinonov@mail.ru

МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА THE METHOD OF FORMING THE COMPETENCE PROFILE OF A SPECIALIST

Модернизация системы вузовского образования, характеризующаяся переходом на формирования у обучающихся некоторого множества компетенций, требует совершенствования средств и методов контроля качества подготовки специалистов. Основополагающую роль при этом играет модель процесса формирования и развития компетенций, позволяющая отразить текущий профиль компетентности специалиста на различных стадиях обучения.

Modernization of the system of higher education characterized by a transition to the formation a set of competencies in students requires improved means and methods of quality control of specialists' training. A fundamental role is played by the model of the process offorming and developing competencies that reflect the current competence profile of a specialist in different stages of learning.

Ключевые слова: образовательные технологии, технологический подход, компетентностный подход, модель формирования компетенций специалиста, компетентностный профиль специалиста, компетентност-ная модель специалиста.

Key words: educational technologies, technological approach, competence approach, model of formation ofspecialist's competences, competence profile of a specialist, competence model of a specialist.

В настоящее время в системе высшего образования сложившийся подход к оценке результатов освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП)позволяет лишь опосредованно судить о степени их достижения. Средствами дисциплины формируется, как правило, несколько локальных или междисциплинарных профессиональных (профессионально-специализированных) компетенций, а оценка преподавателем выставляется именно за отчетность, в том числе: письменный опрос, контрольную работу и т.д. Таким образом, числовое значение оценки, например, за экзамен определенным образом характеризует то, насколько качественно обучающийся освоил пройденный учебный материал, однако при этом создает лишь опосредованное представление об уровне сформированное™ компетенций, заложенных в государственных образовательных стандартах и профессиональных образовательных программах.

В связи с этим предлагается уровень сформированное™ компетенций оценивать в ходе образовательного процесса на основе свертки частных показателей, определяющих качество усвоения отдельных составляющих заявленной компетенции. Такой подход позволяет, используя полученные обучающимися на занятиях частные оценки, определить значения, характеризующие текущий

либо итоговый уровень сформированное™ компетенций, составляющих профиль специалиста. Это обеспечивает обучающемуся четкое понимание своего текущего уровня, как специалиста, преподавателю - формирование и корректировку обучающимся образовательной траектории, а работодателю - наиболее целесообразное применение выпускника в профессиональной деятельности.

В результате анализа требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и ОПОП получены исходные данные для построения моделей, являющихся основой для анализа процесса формирования профессиональных компетенций(ПК) и профессионально-специализированных компетенций(ПСК) специалиста.

Структурная модель формирования компетенций специалиста представлена на рис. 1. Данная модель объединяет в своем составе три составные модели:

1. Структурную модель деятельности вуза по проектированию и конструированию дидактического процесса.

2. Модель междисциплинарных (внутридисципли-нарных) компетентностных связей.

3. Компетентностную модель (профиль) специалиста (выпускника вуза), отражающую перечень компетенций, их взаимосвязи и уровни их освоения.

© Горохов Д.Е., Пимонов Р.В. © Gorokhov D.E., Pimonov R.V.

Рис. 1. Структурная модель формирования компетенций специалиста.

Основой модели является ФГОС ВО, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации ОПОП по направлению подготовки (специальности) образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. Он определяет минимальные требования к формированию компетенций специалиста с перечнем дисциплин и указанием их трудоемкости.

Структурная модель деятельности вуза по проектированию и конструированию дидактического процесса определяет порядок перехода от обобщенных компетенций и планируемых результатов образования, представленных в ФГОС ВПО, к более конкретизированной профессиональной направленности образовательного процесса вуза, представленной в ООП ВПО и затем к планированию дидактического процесса и формированию учебно-методических комплексов (УМК) по дисциплинам.

Отдельным компонентом структурной модели формирования профессиональных компетенций является модель междисциплинарных (внутридисциплинарных) колтетентностных связей. Она выступает связующим звеном между структурной моделью деятельности вуза по проектированию и конструированию дидактического процесса и компетентностной моделью (профилем) специалиста (выпускника вуза), отражающей перечень компетенций, ЗУН и уровни их освоения. Опора на нее служит основой преподавателю для последующего формирования компетентностной модели (профиля) специ-

алиста (выпускника вуза).

По сути, данная модель представляет собой комплекс моделей, построенных для различных дисциплин. Они позволяют оценить существующие дисциплинарные и междисциплинарные связи, вклад отдельных составляющих (теоретических и практических) в формируемые способности, позволяют связать в рамках единого дидактического пространства теоретические и практические компоненты ПК и ПСК (ЗУН), а также наиболее адекватные и эффективные формы и методы обучения (педагогические технологии).

Поэтому педагогу-исследователю для проведения дальнейшего анализа взаимосвязей учебных дисциплин и их влияния на формирование тех или иных компетенций с целью проектирования и конструирования профессионально-ориентированной технологии обучения требуется наличие практических форм наглядного представления различных данных.

Решением данной проблемы, на наш взгляд, является визуализация выявленных взаимосвязей и прямое вовлечение пользователя в их анализ. С учетом вышеизложенного, считаем, что одной из наиболее наглядной и удобной в практическом применении формой представления рассматриваемых взаимосвязей и отображения инфографической информации является построение структурно-графовых моделей, методика разработки и применения которых представлена в ряде статей [1, 2, 3].

Полученные модели необходимы не только для проведения преподавателем-разработчиком анализа структуры и содержания проектируемого дидактического

процесса и УМК по дисциплине, но и для получения исходных данных для построения компетентностной модели (профиля) специалиста (выпускника вуза), под которой будем пониматьсовокупность формируемых компетенций, составляющих их ЗУН, а также текущие уровни их освоения обучающимися.

По мере освоения обучающимся ЗУН, составляющих компетенции, результаты успешности обучения накапливаются, и формируется текущий компетент-ностный профиль специалиста (рис. 2).

4,6$52 4,82

3,3146

i 4 ei м -а Д й -1

S 5

и С -

А i—i

-I- ^ I S 0

§ 4> ¿> «12; J> ¿> 4> ¿> 42) J> Л

| # Ф- Ф- Ф- Ф фУ ^ ^ ^ ^

Рис. 2. Текущий комиетентностный профиль специалиста.

Предлагается следующая методика формирования компетентностного профиля специалиста на примере ПК и ПСКв рамках цикла дисциплин кафедры.

На первом этапе необходимо провести анализ требований к выпускнику специальности и в рамках цикла

дисциплин кафедры £ = ,..., 5 е где с - количество дисциплин множества 5", и выделить множество ПК и

ПСК К = ¡1'!,..., V }. где ^ - количество ПК и ПСК, а также множество частных показателей компетенции

(ЧПК)С = ,ск}, где к- количество ЧПК.

Под частными показателями компетенции будем понимать уровень овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками (ЗУН). Отдельные ЧПК по сути являются ЗУН, однако само понятие имеет более точный смысл с позиции теоретических основ квалиметрии при проведении оценки качества ПК и ПСК, освоенных обучающимися, и удобно в рамках проведения расчетов профиля специалиста.

В комплексе освоенные ЧПК формируют определенные ПК и ПСК, которые по окончании обучения должны гарантировать успешность профессиональной деятельности на соответствующем квалификационном уровне.

Далее необходимо выделить элементарные ЧПК(ЭЧПК), отражающие соответствующие ЗУН, формируемые на каждом занятии дисциплины.

Так, например, если в ОПОП указано, что специалист должен знать «основные стандарты, протоколы и интерфейсы, используемые в телекоммуникационных системах», то элементарными ЧПК будут знания конкретных стандартов, протоколов и интерфейсов, изучаемых в рамках одного или нескольких занятий или даже дисциплин.

Результаты оценивания каждого ЭЧПК формируют множество 0={о}. Они же и оценивают-

ся в ходе промежуточного и итогового контроля.

А результаты оценки (О ) являются исходными данными для расчета уровня сформированности компетенций обучающегося.

В ходе занятия обучающийся получает частные оценки за ЭЧПК, контролируемые на занятии. Общая оценка формируется в соответствии с принятой в вузе методикой, однако в расчетах не участвует. Это позволяет перейти от абстрактных отметок на занятии к значениям показателей, принятых в модели.

Связность ПК и ПСК выпускника по конкретной специальности представлена матрицей Р.

Р =

111

Рк\

Pis

Pks.

(1)

где для коэффициентов р выполняется условие нормировки вида:

I/', >

!

При этом р обозначает степень участия /-го ЧПК в формировании/-го ПК (ПСК), г = 1,2...к, а / = 1.2.. ..V.

Данные для формирования матрицы Р в рамках дисциплины получаются на основе анализа ее учебной программы при построении междисциплинарных (вну-тридисциплинарных) компетентностных моделей [1,2, 3].

В связи с тем. что в ходе отдельных занятий в рамках дисциплины кафедры формируются ЭЧПК, то на втором этапе на основе анализа тематического плана изучения дисциплин и планов проведения занятий формируется матрица связанности 2\

( \

1 =

"11

"lb

2til ''' znk

(2)

\ / где г представляют собой коэффициенты значимо-

сти ¡-ого ЭЧПК в структуре ¡-ого ЧПК, / = 1,2...и. а

у = 1,2... к. При этом выполняется условие нормировки вида:

2>у = 1

;

В общем случае предполагается, что значимость всех ЭЧПК в структуре ЧПК одинакова.

На третьем этапе проводится вычисление значений для построения компетентно стно го профиля. Исходными данными для вычисления значений, характеризующих уровень сформированности ПК и ПСК, являются результаты текущего и промежуточного контроля на занятиях. Результативность обучения каждого слушателя в рамках цикла дисциплин определяется вектором значений полученных им оценок за каждый ЭЧПК: О = {о1,02,... Оп}, где п - количество ЭЧПК. При получении нескольких оценок за один и тот же элементарный ЧПК итоговой оценкой, участвующей в

1 ЛП

вьиислениях будем считать последнюю по дате, т.к. именно она отражает текущий уровень усвоения ЭЧПК.

Процесс определения текущего уровня сформированное™ ПК и ПСК по циклу дисциплин заключается в вычислении значений по мере получения обучающимся оценок на занятиях.

Для корректного определения профиля специалиста необходимым условием считаем прохождение обучающимся всех запланированных в рамках дисциплины этапов контроля (письменных опросов, индивидуальных контрольных собеседований, ДКЗ, рефератов, ИКС и пр.), т.к. именно все они в комплексе позволяют преподавателю быть уверенным в полноте и качестве проверенных ЗУН обучающегося.

Первоначально определим вектор б нулевым. На каждом занятии цикла дисциплин вектор б будет заполняться некоторыми значениями множества {2,3,4,5} по результатам контроля.

Для получения результата оценивания текущего уровня ПК и ПСК необходимо:

Определить уровень сформированности ЧПК на основании выражения:

с' = дх2 (3)

При этом элементы вектора с' представляют собой взвешенную сумму оценок элементарных компонент в структуре каждой ЧПК.

Определить уровень сформированности ПК и ПСК с помощью взвешенной аддитивной свертки показателей в соответствии с выражением:

V' = с' X Р (4)

Таким образом, в ходе выполнения расчетов создается текущий профиль сформированности компетенций обучающегося (рис. 2).

Пример расчетов.

Исходные данные:

о = ^ , о2,о3,о4,о5,о6,о7,о8} = {4,3,4,5,4,4,5,4}

' ~~ I11' 1;21, где VI и \ 2-ПК' 1 и ПК2 соответственно.

С - {с1,с2,с3,с41 с4 - навык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е = ¡е1,е2,е3,е4,%,<?б,<?7,<?8} гдае[_с8 :)Ч1]К 0,5 О

где cl и с2 - знания, сЗ - умение.

Z =

0,5 О О 0.3

0,3 0,3

о о о

0^

о

о

о

о

0,5 0 0,5 0

0

1

Р =

( 05 о,ззч

0 0,33

0,5 0

0.33,

Тогда, согласно (3) и (4) имеем:

(0,5 0

?' = (4 3 4 5 4 4 5 4)

0

0,5 0 0 0 0,33 0 0,33 0 0,33 0 0 0 0

0^ о о о о

0,5 0

0,5 0

0 1

(3.5 4,29 4,5 4) v' = (3,5 4,29 4,5 4)

( 05 о,ззч

0 0,33

0,5 0

,0 0,33,

= (4 3,89)

Результаты приведенных расчетов служат основой для управления качеством образовательного процесса и индивидуализации образовательной траектории в рамках различного вида учебных занятий.

Поскольку одни и те же ПК и ПСК могут формироваться несколькими дисциплинами кафедры, при этом преподаваемыми в различных семестрах, то подобные расчеты целесообразно проводить не только для цикла, но и для обобщенного профиля специалиста, формируемого всеми дисциплинами кафедры. При этом предпочтительным является большее вовлечение дисциплин в расчеты, вплоть до всех по специализации (специальности). Такой подход позволит учесть максимальное число междисциплинарных (внутридисциплинарных) компетентностных связей и получить наиболее точные значения.

Таким образом, представленная методика формирования компетентностного профиля позволяет преподавателю в процессе образовательного процесса иметь исчерпывающее представление об успешности освоения слушателями компетенций как в рамках отдельной преподаваемой им дисциплины, так и циклов учебных дисциплин или даже всей специализации. На основе анализа компетентностного профиля педагог имеет возможность контролировать процесс формирования компетенций, вносить точечные корректировочные воздействия для изменения индивидуальных траекторий обучения, а также объединять усилия всех преподавателей циклов и вырабатывать общую модель обучения согласно междисциплинарных компетентно стных связей.

Библиографический список

1. Образцов ПЛ., Комстов Д.В., Пимонов Р.В. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 4 Часть 2 Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 168-175.

2. Образцов ПЛ., Комолое Д.В., Пкмонов Р.В. Моделирование структуры и содержания основных образовательных программ при проектировании и конструировании профессионально-ориентированных технологий обучения на основе междисциплинарного и компетентностного подходов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 2 (142). 168 с. ISSN 1810-0201. - С.87-96.

3. Комолое Д.В., ЛимоновР.В., Самойпенко О.Б. Анализ способов и средств отображения инфографической информации при реализации междисциплинарного подхода в процессе проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения // Образование и общество. № 5 (94). Орел: Типография «Труд», 2015. С. 88-92.

References

1. Obraztsov PL, Komolov V.D., PimonovRV. Interdisciplinary approach as the basis of modelling of process of forming students' professional competences // Proceedings of the Tula state University. Humanities. Vol. 4 Part 2, Tula: Publishing house Tulgu, 2014. Pp. 168-175.

2. Obraztsov P.I., Komolov V.D., PimonovRV Modeling of the structure and content of basic educational programs in the design and construction of professionally-oriented training technologies on the basis of interdisciplinary and competence-based approaches // Bulletin of Tambov University. Humanities, Tambov, 2015. Vol. 2 (142). 168 p ISSN 1810-0201.' Pp. 87-96.

3. Komolov V.D., Pimonov RV, Samoilenko O.B. Analysis of methods and means of the infographicinfonnation display in the implementation of interdisciplinary approach in the design process of professional-focused training technologies // Education and society. No. 5 (94). Orel: Publishing House "Trud", 2015. Pp. 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.