Научная статья на тему 'Методика когнитивнодискурсивного исследования моделей будущего в политическом тексте'

Методика когнитивнодискурсивного исследования моделей будущего в политическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО / СЦЕНАРИЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / COGNITIVE-DISCURSIVE FUTURE STUDIES / METHODS / MODEL OF FUTURE / SCRIPT / POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солопова Ольга Александровна

В настоящей статье рассматривается методика когнитивно-дискурсивного прогнозирования — нового подхода в исследовании политического дискурса. Основные составляющие данной методики — сценарии и модели будущего, реализующиеся в политическом дискурсе различных хронологических срезов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of cognitive-discursive future studies

The present paper briefly recalls methods of cognitive-discursive future studies a new approach in the political discourse analysis. The basic constituents of the discussed methods are scripts and models of future in the political discourse of different chronological periods.

Текст научной работы на тему «Методика когнитивнодискурсивного исследования моделей будущего в политическом тексте»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

УДК 81-13

О. А. СОЛОПОВА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

МЕТОДИКА КОГНИТИВНОДИСКУРСИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ БУДУЩЕГО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ_______________________________________

В настоящей статье рассматривается методика когнитивно-дискурсивного прогнозирования — нового подхода в исследовании политического дискурса. Основные составляющие данной методики — сценарии и модели будущего, реализующиеся в политическом дискурсе различных хронологических срезов.

Ключевые слова: когнитивно-дискурсивное прогнозирование, методика, модель будущего, сценарий, политический дискурс.

Современный уровень развития лингвистической научно-прикладной парадигмы предоставляет обширную теоретическую базу для разработки новых перспективных подходов в междисциплинарных исследованиях. Раскрываемый в данной работе научный подход ориентирован на изучение моделей будущего в политическом тексте. Когнитивнодискурсивное прогнозирование предполагает системное объединение философии, методологии прогностики, политологии и политической лингвистики. Основанием для объединения указанных дисциплин в рамках одного научного подхода должен послужить тот факт, что названные дисциплины имеют общий вектор: они направлены в будущее и оперируют прогнозами.

Актуальность когнитивного-дискурсивного прогностического сопоставительного исследования моделей будущего в российском и британо-американском политическом тексте обусловлена целесообразностью комплексного рассмотрения анализируемого материала с учетом влияния социально-исторической, политической ситуации на продуктивность и активизацию определенных лингвистических средств, задействованных в создании образа грядущей реальности. Важность сопоставительного исследования определяется возможностью выявить универсальное и национально специфичное в ментальной картине мира народов России, Великобритании и США, что позволяет систематизировать материал и описать модель политического мира будущего с учетом общественно-политической ситуации конкретного исторического периода, характеристик политических реалий данного временного отрезка, политологических особенностей рассматриваемого явления и других дискурсивных факторов.

Когнитивно-дискурсивное прогнозирование анализирует модели и концепции будущего в воображаемых сценариях, которые экстраполируются из выявляемых ключевых тенденций современности и минувших лет. Эти сценарии не являются реальными прогнозами. Они представляют собой описание возможных миров, в которые может или могла вступить Россия в зависимости от развития и переплетения отдельных тенденций, превалирующих в настоящем того или иного исторического этапа развития страны.

Разработка методики когнитивно-дискурсивного прогнозирования в рамках данной статьи предполагает решение следующих задач:

— сформулировать предмет, объект и научный метод когнитивно-дискурсивного прогнозирования;

— выработать категориально-понятийный аппарат;

— определить приемы и инструментарии когнитивно-дискурсивного прогнозирования;

— разработать методику когнитивно-дискурсивного исследования образных и иных стилистических средств, направленных на презентацию будущего в российских и британо-американских политических текстах.

Объектом когнитивно-дискурсивного прогнозирования предлагается признать влияние социальноисторических и культурных факторов на формирование когнитивно-дискурсивных моделей будущего в российских и британо-американских политических текстах.

Предметом когнитивно-дискурсивного прогнозирования предлагается признать закономерности моделирования образа будущей реальности в российских и британо-американских политических текстах.

Научный метод в когнитивно-дискурсивном прогнозировании системно объединяет принципы и приемы прогностики и когнитивной лингвистики, с помощью которых достигается объективность и возможность исследования и познания будущего. Методика когнитивно-дискурсивного прогнозирования содержит элементы, присущие любому прогностическому исследованию. Разрабатываемая методика включает в себя:

— предпрогнозную ориентацию, которая представляет определение объекта, предмета, методов, структуры и организации исследования;

— прогнозный фон — есть, по определению И. В. Бестужева-Лады, «совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования, условий, существенных для решения задач прогноза» [1, с. 37];

— написание сценария — установление логической последовательности событий с целью показать, как, исходя их существующей ситуации, может шаг за шагом развиваться будущее состояние объектов [1, с. 154];

— исходную модель, т.е. систему показателей, отображающих характер и структуру объекта.

Проблематика исследования (изучение когнивно-дискурсивных моделей будущего в социально-историческом и лингвокультурном аспекте) определяет круг основных методов и исследовательских приемов. В работе использованы когнитивно-дискурсивный анализ, описательный метод, реализованный путем интерпретационной методики, частичного использования метода компонентного и контекстуального анализа, моделирование, сопоставительный анализ с учетом лингвокультурной парадигмы и национальных особенностей соответствующих языков и культур, приемы статистической обработки.

В ходе эмпирического анализа разрабатывается конкретная методика когнитивно-дискурсивного прогнозирования, которая подразумевает совокупность приемов, их последовательность и взаимосвязь, начиная с эмпирических количественных и качественных данных настоящего исследования, заканчивая си-стемными методами построения когнитивнодискурсивных сценариев будущего в конкретный временной отрезок, а также моделированием образа вероятного будущего. Т.е. на конкретном языковом материале происходит «отработка технологической цепочки прогнозирования от выбора и обработки текстов до формулирования прогнозов» [2].

Настоящий лингвистический эксперимент подразумевает решение следующих задач:

— выявить и сопоставить образные и иные лингвистические средства, представленные в политических текстах России, Великобритании и США как средство создания образа будущей реальности, а также проанализировать лингвокультурологические особенности и закономерности создания модели будущего в политическом дискурсе рассматриваемых стран в синхронном срезе;

— проследить динамику образа будущего в диахроническом аспекте: в политических текстах различных исторических периодов в дискурсе России, Великобритании, США, а также проанализировать социально-исторические особенности и закономерности формирования модели будущего в политическом дискурсе названных стран.

Учитывая сказанное, методика когнитивно-дискурсивного исследования моделей будущего в политическом тексте может быть представлена как следующий ряд этапов:

Первый этап — отбор русскоязычных и англоязычных текстов политической направленности разных жанров (аналитическая статья, интервью, партийная программа и др.). Тексты каждого хронологического среза должны отвечать следующим требованиям: относиться к одному времени (исследуемому историческому периоду) и принадлежать оригинальным источникам. Англоязычные и русскоязычные выборки должны быть одинакового объема.

Второй этап включает в себя темпоральную периодизацию текстового материала. Для настоящего исследования принципиально важна линейная модель времени — осознание действительности как единой и взаимообусловленной темпоральной триады «прошлое — настоящее — будущее». В ходе восприятия содержательные проекции временной перспективы «прошлое —настоящее — будущее» накладываются друг на друга, сливаясь в единое целое. Р. Водак отмечает, что «любой дискурс погружен в историю и влияет на настоящий и будущий дискурсы» [3]. Именно поэтому основой любого прогнозирования, по мнению В. В. Алексеева, являются «закономер-

ности исторических процессов и аналогии их конкретных проявлений, соотнесенные с реалиями современности» [4]. Прошлое, настоящее и будущее всегда пересекаются, они взаимозависимы и детерминированы друг другом. Из прошлого к нам идут «мощные первообразы (архетипы), которые предопределяют настоящее и тем самым будущее» [5, с. 5]. А. А. Кретов отмечает, что в лингвистике в зависимости от соотношения времени объекта и времени познания различают ретрогностику (реконструкцию) , направленную на познание прошлых состояний объекта, онтогностику («восполняющую экспликацию»), направленную на познание современного состояния объекта и футурогностику (экстраполяцию тенденций развития), направленную на познание будущего состояния объекта [2]. Таким образом, темпоральная модель мира политики, как и любого другого объективно существующего мира, включает в себя предшествующие события, текущие события и последующие события.

Третий этап исследования заключается в обнаружении в политических текстах России, Великобритании и США образных и иных стилистических средств, нацеленных на создание образа грядущего, в их систематизации, статистической обработке материалов, зафиксированных в политических текстах различных исторических периодов, и в выделении наиболее частотных лингвистических единиц, активно использующихся при моделировании будущего. Помимо этого для дальнейшего анализа прогнозного фона и выявления коррелятивных связей между моделью будущего в политическом дискурсе предшествующего и последующего временных отрезков производится отбор образных и иных стилистических средств, задействованных в моделировании образа настоящей действительности.

Четвертый этап — когнитивно-дискурсивная ретроспекция: «будущее глазами прошлого». На данном этапе анализируется история объекта прогнозирования (в настоящем исследовании — образа будущего в политическом тексте) и прогнозного фона в представлении средств массовой информации с целью получения их систематизированного описания, классификации и выявления тенденций их развития. На наш взгляд, исследование образа грядущего следует начать с его репрезентации в политических текстах минувших лет, поскольку любой исторический момент — это та точка, «откуда веером расходятся возможные пути в будущее» [5, с. 11]. Будущее предопределено прошлым. Эти два временных горизонта существуют в неразрывном единстве, а границей совмещения временных пластов выступает настоящее — то срединное, переходное состояние, в котором будущее и прошлое находят свою живую связь.

Поэтому следующий этап представляет собой когнитивно-дискурсивный анализ «будущего глазами настоящего». В рамках когнитивно-дискурсивного исследования моделей будущего используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Ю. Хабермас полагает, что именно «благодаря тому, что мы усваиваем прошлый опыт, ориентируясь на будущее, аутентичная современность сохраняется как почка, где продолжаются традиции и, главное, берут начало инновации» [6]. Таким образом, текущий момент отмечает особую точку на оси времени, вбирая в себя прямую и обратную временные перспективы. Без «настоящего» бессмысленно выстраивать модели и концепции политического развития

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

страны. На данном этапе описываются, классифицируются образные и иные стилистические средства, задействованные в создании моделей будущего, создается их функциональная типология.

Шестой этап разрабатываемой методики — составление когнитивно-дискурсивного сценария для каждого из хронологических срезов. Основанием для использования указанного исследовательского приема в данной работе является тот факт, что когнитивно-дискурсивное прогнозирование системно объединяет принципы и приемы прогностики и когнитивной лингвистики, в рамках которых «сценарий» как инструмент познания является востребованным. В прогностике к сценарному методу прибегают в том случае, когда «прогноз невозможно или нецелесообразно выполнять статистическими методами или с использованием специальных экономико-математических моделей» [1, с. 153], что действительно маловероятно и неактуально для лингвистического исследования. Прогнозный сценарий содержит описание ситуации, которое включает перечень факторов, показателей, признаков, их функции и взаимосвязи, а также прогноз развития ситуации или описание цепи событий, которые приводят к данной ситуации. В рамках исследования реальных систем в сценарии должны быть отражены «исторические связи, выявляющие происхождение событий; причинно-следственные связи между элементами исследуемой системы; структурно-функциональные связи, обеспечивающие нормальную работу системы» [1, с. 157]. В когнитивной лингвистике под сценариями понимаются структуры сознания, описывающие стереотипные сцены событий. А. Н. Баранов определяет сценарии как «концептуальные структуры для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении» [7]. По мнению З. Д. Поповой, сценарии представляют собой структурные узлы, в которых «акцент делается на процессуальности, протяженности во времени, смене событий» [8]. Дж. Лакофф полагает, что в основе когнитивного сценария лежит «структурная схема пути: источник — путь — цель, где источником является исходное состояние, целью — конечное состояние, а события между ними рассматриваются как точки на пути [9]. Таким образом, когнитивно-дискурсивный сценарий — не просто цепь событий, а скорее связанная каузальная цепочка действий, которая может разветвляться на множество возможных путей, демонстрируя бесконечное разнообразие вероятного будущего. На базе когнитивно-дискурсивного анализа текстового материала, относящегося к определенному хронологическому срезу, когнитивно-дискурсивный сценарий описывает, исходя из существующей ситуации, состояния общества и доминирующие тенденции их изменения, последовательность событий, логически приводящих к возможному будущему. На данном этапе исследования:

— формулируются принципы, лежащие в основе процесса формализованного представления когнитивно-дискурсивного сценария;

— указываются требования, которым должна отвечать структура когнитивно-дискурсивного сценария;

— определяются опорные концепты (основные разделы сценария), составляющие его каркас;

— рассматривается лингвистическое обеспечение когнитивно-дискурсивного сценария.

При помощи когнитивно-дискурсивных сценариев и на их основе можно создать модели вероят-

ного будущего, что является целью последующего этапа исследования. К моделированию как методу научного исследования явлений, процессов и объектов прибегают как в прогностике, так и в когнитивной лингвистике. Данный вид прогнозирования основан на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний и совершенствования характеристик объектов исследований, на «одновременном использовании знаковой модели и функционально-декомпозиционного представления объекта прогнозирования» [10]. В рамках когнитивно-дискурсивного прогнозирования модель будущего не нацелена на точный прогноз, поскольку исследователь анализирует лингвистическое воплощение грядущего, его когнитивно-дискурсивные характеристики. В нашем случае модель должна и может использоваться в качестве инструмента, позволяющего получить представление о возможных вариантах будущего развития общества, помогающего лучше понять движущие силы, его формирующие. Такая модель не дает конкретного прогноза (в строгом и точном понимании этого термина), она, скорее, указывает, в каком направлении должен идти процесс реалистичных творческих размышлений о будущем. Когнитивно-дискурсивная метамодель концентрирует внимание на базовых, общих параметрах, факторах и обстоятельствах, определяющих развитие событий в будущем, она ориентирована на «моделирование когнитивных структур самого общего уровня категоризации мира политики» [11]. В качестве метамодели в данном направлении предлагается матрица — «методология прогнозирования и ретроспективных моделей» [12], которая охватывает динамику различных параметров социально-политической системы. На основе набора общих характеристик объекта можно путем различных сочетаний выработать вероятностные характеристики будущего, которые не существуют , но могут существовать. Главная стратегическая роль такой метамодели — служить основой для создания частных моделей, привязанных к текущему состоянию общественнополитической системы, особым условиям места и времени, специфике картины мира той или иной лингвокультуры. Частные модели подразделяются на статические и динамические. Статические матрицы, которые дают лишь застывшую «фотографию» объекта исследования в каждый момент времени (определенный исторический период), используются для сопоставительного исследования образов будущего в российском и британо-американском политическом дискурсе в синхронном срезе. Динамические матрицы, описывающие процессы изменения и развития изменения объекта во времени, нацелены на изучение динамики образа будущего в рамках одной лингвокультуры в диахроническом аспекте.

Восьмой этап заключается в сопоставлении статических моделей образа будущего, реализующихся в российском и британо-американском политическом дискурсе выбранных хронологических срезов. Под англоязычными моделями понимаются такие лингвокультурные модели, которые имеют англоязыковое обеспечение, независимо от варианта английского языка. Наложение российской матрицы на британо-американскую когнитивно-дискурсивную модель будущего позволяет выделить общее в образе мышления представителей разных лингвокультурных сообществ, однотипные характеристики, а также констатировать наличие базовых лингвистических средств, направленных на создание образа будущего в дискурсе России, Великобритании

и США. С другой стороны, подобная процедура позволяет обнаружить различия в моделировании последующих событий в политической картине мира указанных стран, обусловленные спецификой национальных языков и некоторыми дискурсивными факторами.

Девятый этап — сопоставление динамических моделей будущего в российском и британо-американском политическом дискурсе в диахроническом аспекте. Наложение матриц различных хронологических срезов друг на друга в рамках политического дискурса одной страны позволяет проследить изменения в моделировании образа будущего на каждом новом временном отрезке, его «эволюцию», фиксированную во внешних проявлениях — в доминировании определенных концептов, образных и иных стилистических средств, задействованных в конструировании модели грядущего и т.д. Динамика образа будущего связана с возникновением новых «матриц» и их вероятностной реализацией, а в силу этого с «отмиранием» старых моделей. Реализуясь в политических текстах отдельно взятой страны, динамические матрицы представляют собой взаимодействие традиций и инноваций в создании модели будущего, тем самым обеспечивая «связь времен» в политическом дискурсе. Изучение последовательной смены матриц позволяет изучить динамику образа будущего как когнитивно-дискурсивного феномена в социально-историческом аспекте.

В результате такого анализа возникает возможность для комплексной многоаспектной характеристики закономерностей моделирования будущего в политическом дискурсе России, Великобритании и США. Целенаправленный анализ когнитивно-дискурсивных моделей будущего, функционирующих в политической коммуникации, способствует выявлению тенденций развития общественно-политического дискурса, помогает определить степень влияния изменений в общественно-политической жизни страны на представление и восприятие образа будущего. Такой анализ позволяет обнаружить актуализацию отдельных концептов, востребованность тех или иных лингвистических средств применительно к образу будущего в определенный исторический период, выявить в политическом дискурсе разных стран интернациональные и национальноспецифичные характеристики, наличие которых обусловлено своеобразием культуры, историческими традициями, лингвокультурными характеристиками, национальным менталитетом, а также особенностями политической культуры и политического поведения носителей языка.

Библиографический список

1. Малая российская энциклопедия прогностики / И.В. Бестужев-Лада (гл. редактор), А.И. Агеев и др. — М. і Институт экономический стратегий, 2007. 328 с.

2. Кретов, А. А. Основы лексико-семантической прогностики / А.А. Кретов. — Воронеж і Воронежский гос. ун-т, 2006. - С. 9.

3. Wodak, R. Aspects of Critical Discourse Analysis / R.Wo-dak // ZfAL. № 36. 2002. Рр. 5—31. Pp. 21—22.

4. Алексеев, В. В. Прогностические возможности исторического опыта. Проблемы математической истории / В. В. Алексеев // Историческая реконструкция, прогнозирование, методология ; отв. ред. Г. Г. Малинецкий, А. В. Коротаев. — М. і УРСС, 2009. — С. 33—46, с. 34.

5. Голубчиков, Ю. Н. Будущее России. Четыре сценария / Ю. Н. Голубчиков, В. Ф. Нестеренко. — М. і Изд-во ООО «Капитал инфо», 2006. — 205 с.

6. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. — М. і Весь мир, 2008. — C. 24.

7. Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику. — М. і Эдиториал УРСС, 2001. —. C. 18.

8. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М. і АСТ, 2007. — C. 74.

9. Lakoff, G. Women, Fire and Dangerous Things...What the Categories Reveal About Mind / G. Lakoff. Chicago-London The University of Chicago Press, 1987. 632 pp. P. 286.

10. Глущенко, В. В. Парадигма постиндустриальной прогностики і прогнозирование в управлении / В. В. Глущенко, И. И. Глущенко. — М. і ИП Глущенко В.В., 2009. — C. 51.

11. Будаев, Э. В. Зарубежная политическая метафорология і монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. — Екатеринбург і Урал. гос. пед. ун-т, 2008. — C. 49.

12. Мэтьюз, Р. Новая матрица, или Логика стратегического превосходства / Р. Мэтьюз, А. Агеев, З. Большаков. — М. і Олма-пресс, Институт экономических стратегий, 2003. — C. 125.

СОЛОПОВА Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры общей лингвистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), докторант кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург),

Адрес для переписки: е-таіі: Бо1ороуао1да@ уап-

dex.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2011 г.

© О. А. Солопова

Книжная полка

Воскресенская, Л. И. Пожарная безопасность и оборудование [Текст] : учеб. пособие по англ. яз. / Л. И. Воскресенская ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 79 с. - ISBN 978-5-8149-0830-8.

Пособие предназначено для обучения студентов чтению и переводу литературы по специальности «Пожарная безопасность». Тексты, основанные на зарубежных источниках, содержат информацию о сущности пожара, ущербе и повреждениях в результате пожаров, технических средствах и мерах их предотвращения, способах спасения людей и имущества. В пособие включены наиболее важные грамматические правила и разговорная тема по данной специальности. Система упражнений направлена на закрепление навыков чтения, усвоение грамматики и способов словообразования в английском языке. Упражнения к текстам способствуют развитию навыков говорения. Предназначено для студентов 2-го курса неязыковых вузов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.