Научная статья на тему 'Методика изучения новых явлений в торговле в коммерческом (торговом) праве'

Методика изучения новых явлений в торговле в коммерческом (торговом) праве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ПОСТАВЩИК / УСЛУГИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ / МЕРЧАНДАЙЗИНГ / УСЛУГИ ПО ЛОГИСТИКЕ / TRADE / RETAIL TRADE / SHOPPING ONLINE / VENDOR SERVICES FOR THE PROMOTION OF GOODS / MERCHANDISING / LOGISTICS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

В статье рассмотрены особенности предмета коммерческого (торгового) права как практико-ориентированной учебной дисциплины, что обусловливает необходимость в значительном объеме изучать торговую и судебную практику, документы по стандартизации и иные документы, не имеющие нормативного правового характера. Особое внимание в статье уделено новым явлениям в правоприменительной деятельности и внесенным в связи с этим в Закон о торговле изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY FOR THE STUDY OF NEW PHENOMENA IN TRADE IN COMMERCIAL (TRADE) LAW

In the article the peculiarities of commercial (trade) law as a practice-oriented academic discipline that requires a significant amount to learn the trade and legal practice, standardization documents and other documents that do not have a normative legal character. Special attention is paid to new developments in enforcement activities, and made in connection with these changes in the Law on trade.

Текст научной работы на тему «Методика изучения новых явлений в торговле в коммерческом (торговом) праве»

УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении

имени o.e. куг-афина(мгюА) в торговле в коммерческом (торговом) праве

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ТОРГОВЛЕ В КОММЕРЧЕСКОМ (ТОРГОВОМ) ПРАВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности предмета коммерческого (торгового) права как практико-ориентированной учебной дисциплины, что обусловливает необходимость в значительном объеме изучать торговую и судебную практику, документы по стандартизации и иные документы, не имеющие нормативного правового характера. Особое внимание в статье уделено новым явлениям в правоприменительной деятельности и внесенным в связи с этим в Закон о торговле изменениям.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, торговые сети, поставщик, услуги по продвижению товаров, мерчандайзинг, услуги по логистике.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.041-049

L. V. ANDREEVA, Doctor of Science (Law), Professor, Professor of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) andlaw@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9 THE METHODOLOGY FOR THE STUDY OF NEW PHENOMENA IN TRADE IN COMMERCIAL (TRADE) LAW Abstract. In the article the peculiarities of commercial (trade) law as a practice-oriented academic discipline that requires a significant amount to learn the trade and legal practice, standardization documents and other documents that do not have a normative legal character. Special attention is paid to new developments in enforcement activities, and made in connection with these changes in the Law on trade. Keywords: trade, retail trade, shopping online, vendor services for the promotion of goods, merchandising, logistics services.

Торговля — самый динамично развивающийся вид предпринимательской деятельности. Удовлетворению спроса потребителей, увеличению объема продаж способствует постоянный поиск новых форм и способов продаж, развитие современных технологий, основанных на научно обоснованных рекомендаций, разрабатываемых экономической наукой. Не случайно в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной

Любовь Васильевна АНДРЕЕВА,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) andlaw@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

0) а

к

.1

к

т р и

i >

п

ч

и к

>

б

зование

© Л. В. Андреева, 2018

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

научно-технической политике» в качестве одной из разновидностей инноваций рассматривается новый метод продаж1.

Продвижению товаров от производителей к конечным потребителям на рынке способствует появление новых и диверсифицированных видов деятельности в сфере торговли, оказание различных видов услуг.

Юридическая наука не успевает осмыслить новые явления и определить правовые формы осуществления новых видов и разновидностей экономической деятельности. Наблюдается значительный разрыв между правилами о торговле и новыми понятиями и явлениями в сфере торговли.

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) коммерческое (торговое) право рассматривается как относительно обособленная часть предпринимательского права, в связи с чем опирается на полученные студентами знания в курсе предпринимательского права, методика преподавания которого разработана в 2000-х гг.2 и успешно применяется в настоящее время3, что позволяет изучить основные институты предпринимательского права с последующей специализацией по интересующим студентов специальным учебным курсам.

Как практико-ориентированный учебный курс, коммерческое (торговое) право имеет тесные связи с практикой. Поскольку торговля является видом экономической деятельности4, изучение дисциплины «коммерческое (торговое) право» коррелирует с такими экономическими дисциплинами, как логистика, маркетинг, менеджмент, экономика товарного обращения.

Новые экономические понятия и явления становятся явлениями правовой действительности при отражении их в законодательстве.

Законодательное регулирование торговой деятельности в современных условиях рыночной экономики стало осуществляться сравнительно недавно, причем Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле)5 не стал базовым и системообразующим торговым законодательным актом, поскольку он не определяет в полной мере государственную политику в отношении всех видов и объектов торговли.

Закон о торговле регулирует общественные отношения по организации торговой деятельности, включая планирование, создание торговой инфраструктуры, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение торговли,

1 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137

2 См.: Ершова И. В., Отнюкова Г Д. Преподавание предпринимательского права на кафедре предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии // Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы международной научно-практической конференции в Московской государственной юридической академии. М. : Юриспруденция, 2008. С. 4—11.

3 Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. С. 765—781 ; Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2014.

4 Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 234 238.

5 СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении

имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве

а также устанавливает основные правила по осуществлению розничной торговли продовольственными товарами. При изучении частноправовых аспектов торговли одной из основных проблем коммерческого права, как и предпринимательского права в целом, является необходимость разграничения специальных норм торгового права и норм гражданского права6.

При изучении публично-правовых отношений в курсе коммерческого права большое внимание уделяется региональному законодательству, поскольку значительный объем полномочий по регулированию торговых отношений переданы субъектам Российской Федерации, в том числе разработка и утверждение региональных программ развития торговли, а также мероприятий, содействующих развитию торговли, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организация ярмарочной торговли, формирование торговых реестров и др.

Большую роль в формировании добросовестного поведения на рынке при взаимодействии поставщиков потребительских товаров и торговых предпринимателей играют соглашения, заключаемые ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями, объединяющими производителей и поставщиков товаров и торговых предпринимателей (большую известность и авторитет имеет Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров). Такого рода соглашения в целом ряде случаев являются более эффективными регуляторами, чем государственное регулирование, поэтому при изучении коммерческого права им уделяется большое внимание.

Быстрое распространение на товарных рынках ритейлеров — крупных торговых сетей, создаваемых в том числе транснациональными корпорациями, вытесняющих субъекты малого и среднего предпринимательства в розничной торговле и в ряде случаев диктующих правила поставки потребительских товаров, обусловливает необходимость разрабатывать и уточнять правила, обеспечивающие баланс интересов поставщиков и ритейлеров, вносить изменения в Закон о торговле, тем самым реагируя на изменяющиеся условия взаимодействия поставщиков и ритейлеров.

Не всегда вносимые изменения и дополнения в Закон о торговле правила яв- ш

ляются достаточно проработанными и обоснованными, что вызывает сложности □

у правоприменителей. i

Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ7 в Закон о торговле д

введены новые понятия — услуги по продвижению товаров, логистические ус- □

луги, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров. т

Введение новых понятий вызвано тем, что Законом № 273-ФЗ изменена ч. 4 и

i >

п □

ст. 9 Закона о торговле, и в новой редакции этой нормы предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяй-

См.: Андреев В. К. О разграничении норм гражданского и предпринимательского права □

в преподавании // Предпринимательское право и методика его преподавания : матери- >

алы международной научно-практической конференции в Московской государственной

юридической академии. М. : Юриспруденция, 2008. С. 18—23. р

СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4206. З0ВА1ИЕ

>

6

7

44 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

ствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров. Закрытый перечень оказываемых поставщику услуг Законом не установлен.

Согласно разъяснению ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-Ф3» поставщик вправе приобретать указанные услуги как у торговых предпринимателей — непосредственных приобретателей товаров с соблюдением требований Закона о торговле о предельном совокупном размере выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров), так и у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.

Определение содержания введенных в Закон о торговле новых понятий — непоименованных услуг имеет важное значение и в связи с тем, что в ч. 12 ст. 9 Закона о торговле установлен запрет на включение в договор поставки услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Таким образом, в Законе о торговле установлен запрет на заключение смешанного договора, что является изъятием из правил п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Оказание указанных услуг должно осуществляться путем заключения отдельного договора, при этом в ч. 12 ст. 9 Закона о торговле установлен запрет на понуждение контрагента договора поставки к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание указанных услуг, иных подобных услуг, а также иных договоров.

Новые понятия оказываемых услуг введены в Закон о торговле без определения и раскрытия их содержания. Исключение составило лишь продвижение товаров, которое определено как услуги, «оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров» (п. 10 ст. 2). Однако данное определение носит общий характер, а перечень услуг по продвижению товаров

УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении

имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом (торговом) праве

открытый, поэтому с правовой точки зрения не имеет большого значения. Такая правовая неопределенность в отношении достаточно распространенных услуг в сфере торговли не позволяет достичь поставленную при внесении изменений и дополнений в Закон о торговле цель — устранить дискриминационные условия взаимодействия поставщиков продовольственных товаров с ритейлерами и обеспечить действие принципа добросовестности при заключении и исполнении договора поставки в торговые сети.

Отсутствие законодательного определения рассматриваемых услуг вынуждает при их изучении обращаться к правоприменительной, судебной практике, к документам по стандартизации, которые хотя и не носят нормативного правового характера, но имеют большое значение в сфере торговли, в определенной степени восполняя пробелы законодательства о торговле.

Содержащееся в Законе о торговле определение услуг по продвижению товаров позволяет сделать вывод, что данные услуги не составляют отдельный вид услуг, поскольку включают и рекламу товаров, и специальную выкладку, и исследование потребительского спроса, а также иную деятельность, направленную на продвижение продовольственных товаров. Открытый перечень рассматриваемых услуг, как утверждается в литературе, вряд ли сможет реально изменить сложившуюся торговую практику навязывания производителям (поставщикам) дополнительных обременительных услуг по продвижению товаров8.

Термин «продвижение» товаров или услуг используется в нормативных правовых актах9. В качестве услуг по продвижению товаров на практике рассматривается и оказание маркетинговых услуг, которые могут включать подготовку статей для СМИ и интернет-ресурсов; распространение рекламы в различных источниках; представление товаров путем участия в форумах, выставках и т.п.10

В пункте 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе» маркетинговые услуги») названы услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию ш необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, □

услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стра-

i

тегии и стратегии рекламы11. д

В узком смысле обычно под маркетингом подразумевается деятельность по □

изучению текущего рынка сбыта определенного товара. т

н

8 Еременко В. И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Россий- ^ ской Федерации // Законодательство и экономика. 2017. № 1. С. 7—13. □

9 См. обзор нормативных правовых актов, в которых употребляется термин «продвиже- а ние» товаров или иных объектов на рынке: Кузина Н. Н., Страунинг Э. Л. Правовое т регулирование рекламных отношений в России и Испании (сравнительно-правовое ис- □ следование). М. : Статут, 2014. i

10 Долгополов П. С. Маркетинговые услуги. Подготовлено для СПС «КонсультантПлюс», 2017.

11 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // СПС «Консуль- р

тантПлюс».

>

зование

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Услуги по продвижению товаров могут быть оказаны и при заключении дистрибьюторского договора, договора коммерческой концессии и иных договоров.

При изучении содержания рассматриваемых услуг следует обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности — ОКВЭД 2, в который в качестве отдельных видов деятельности включены консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22), а также рекламная деятельность (73.1), которая проводится путем подготовки и размещения рекламных материалов, в том числе на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, демонстрационных залах и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования»12 определено, какие операции и виды действий включаются в оптовую и розничную торговую деятельность. Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю (п. 4.2). В содержание деятельности по розничной торговле включается реализация товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров (п. 4.3).

Таким образом, в содержание торговой деятельности включается оказание покупателям услуг, тесно связанных с куплей-продажей товаров, в связи с чем определение технологических операций, присущих торговой деятельности, и дополнительных услуг, опосредуемых не договором купли-продажи, а иными договорами, является необходимым, однако из ГОСТ Р 51304-2009 этого выявить не представляется возможным. В нем выкладка или размещение товаров рассматривается как торговая операция, которая должна обеспечивать товарный вид, доступность, удобство, наглядность, четкое разграничение товаров различных групп. Товары группируют по видам и назначению, по изготовителям, брендам, спросу, тематике (п. 5.5.1). Следовательно, для признания выкладки товаров в качестве дополнительной услуги, оказываемой поставщику, необходимо в договоре установить особые требования к данной операции.

При рассмотрении оказания указанных услуг необходимо иметь в виду, что в введенные в Закон о торговле новеллы подразумевают оказание услуг по продвижению товаров в торговой сети ритейлера.

На практике широко распространена деятельность, обозначаемая как мерчан-дайзинг и представляющая собой комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей13.

12 Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 51304-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования», утвержденный приказом Ростехре-гулирования от 15 декабря 2009 г. № 769-ст. М. : Стандартинформ, 2010.

13 Батрова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.

УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении 7

имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве

Мерчандайзинг следует понимать как совокупность мероприятий, проводимых в конкретном торговом объекте или нескольких торговых объектах торговой сети ритейлера, которые включают специальную выкладку товаров и рекламные мероприятия, способствующие стимулированию продажи товара определенного поставщика. Такого рода услуги могут на основании договора оказывать ритейлер либо специализирующиеся на данной деятельности фирмы.

Изучение студентами такой широко распространенной в торговле экономической деятельности в целях верного определения вида заключаемого договора и формулирования его условий, прав и обязанностей контрагентов предполагает исследование правоприменительной деятельности, поскольку нормативное правовое регулирование данного вида деятельности отсутствует.

Мерчандайзинг (от англ. merchandising) — комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара14.

Судебная практика рассматривает услуги по специальной выкладке товаров, которая, в отличие от обычной выкладки товаров поставщика, составляющей неотъемлемую торговую операцию, осуществляется специальным способом, оговариваемым в договоре, на специализированном оборудовании и пр., и рекламную деятельность в торговом объекте (оформление витрин, торговых залов, изготовление и распространение рекламных брошюр и каталогов и пр.), осуществляемые одним исполнителем, в совокупности, хотя налогообложение рекламирования и специальной выкладки различается15.

Целью мерчандайзинга является привлечение внимания покупателя к определенному товару для стимулирования его приобретения. Задачи мерчандайзинга состоят в информировании покупателя о месте нахождения товара и в предоставлении максимальной информации о товаре, привлечении внимания к товару и стимулировании покупателя его покупки.

При изучении и осмыслении услуг по продвижению товаров должно быть уделено внимание изучению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров — соглашению, подписанному значительным числом представителей производителей и поставщиков различных видов товаров и торговых сетей16. В нем предусмо- ш

трено согласование мероприятий по продвижению товаров, при этом возможно к

составление плана совместных мероприятии по продвижению товара, в котором

должны быть приложены фотографии, листовки, брошюры, иные материалы, подтверждающие факт оказания услуг, если иное не предусмотрено договором.

□ i

устанавливаются основные параметры таких мероприятии, а также процедура со- д

гласования их проведения. По окончании мероприятия торговая сеть по письмен- □

ному запросу поставщика представляет отчет, содержащий подтверждение факта т

оказания услуг в полном объеме в соответствии с заключенным договором. От- и

чет должен содержать конкретные данные по выполнению мероприятий, и к нему а

□ □

т

14 URL: http://www.merch.plan-o-gram.ru. □

15 См.: постановление ФАС Московского округа от 13.07.2009 № КА-А40/6444-09 // СПС > «КонсультантПлюс»; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2011 по

делу № А45-10322/2010 // СПС «КонсультантПлюс». р

16 СПС «КонсультантПлюс». зование

>

48 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

В ГОСТ Р 56876.2 2016 «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (ч. 2), утвержденном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии17, разъясняется, какие действия контрагентов считаются добросовестной практикой, а какие — недобросовестной.

Таким образом, мерчандайзинг с экономической точки зрения представляет собой совокупность мероприятий по продвижению товара поставщика в торговом объекте или нескольких торговых объектах торговой сети ритейлера. Виды действий, включаемых в содержание проводимых мероприятий, совпадают с определением услуг по продвижению товаров, содержащимся в Законе о торговле.

С правовой точки зрения употребляемый в Законе о торговле термин «услуги по продвижению» следует считать весьма условным. Договор мерчандайзинга, его правовая природа не подвергалась правовым исследованиям. Действия исполнителя по специальной выкладке товара, созданию рекламных буклетов и других материалов могут быть квалифицированы в качестве подрядных работ.

Логистические услуги в Законе о торговле только упоминаются.

Хотя услуги по логистике находят все более широкое применение в различных сферах деятельности, законодательное определение деятельности по логистике содержится только в Федеральном законе от 22 июля 2007 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ст. 10), однако оно приведено в целях данного Закона.

Отсутствие законодательного закрепления понятия «логистические услуги» приводит в ряде случаев к смешению транспортно-экспедиционных и логистических услуг18.

В своем исследовании М. А. Соловьева, основываясь на анализе экономических источников по транспортной логистике, отмечает, что основная задача транспортной логистики — планирование потоков товаров и решение проблем запасов этих товаров, в то время как основными задачами транспортной экспедиции являются непосредственно обеспечение и организация перевозки грузов19.

Е. Соколовская считает, что включение в перечень услуг в Законе о торговле услуг по логистике может привести к проблемам с поставками в удаленные регионы страны и поставщикам придется самостоятельно осуществлять доставку в торговые сети, что для малых и средних предприятий может оказаться дороже, чем те же услуги, оказываемые торговыми сетями20.

17 СПС «КонсультантПлюс».

18 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2016 по делу № А40-2185/16-148-11 // СПС «ГАРАНТ».

19 Соловьева М. А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2. С. 97—99.

20 Соколовская Е. Ограничительные поправки в Закон о торговле // Конкуренция и право. 2016. № 4. С. 3—4.

УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении

имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве

Во всяком случае, в целях недопущения дискриминационных условий взаимодействия поставщиков продовольственных товаров и ритейлеров в Законе о торговле необходимо дополнить понятийный ряд новыми, упоминаемыми в нем понятиями.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреев В. К. О разграничении норм гражданского и предпринимательского права в преподавании // Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы международной научно-практической конференции в Московской государственной юридической академии. — М. : Юриспруденция, 2008. — С. 18—23.

2. Батрова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Долгополов П. С. Маркетинговые услуги // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Еременко В. И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Российской Федерации // Законодательство и экономика. — 2017. — № 1. — С. 7—13.

5. Кузина Н. Н., Страунинг Э. Л. Правовое регулирование рекламных отношений в России и Испании (сравнительно-правовое исследование). — М. : Статут, 2014.

6. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 464 с.

7. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.

8. Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2014. — 352 с.

9. Соколовская Е. Ограничительные поправки в Закон о торговле // Конкуренция ш и право. — 2016. — № 4. — С. 3—4. □

10. Соловьева М. А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транс- i

портной логистики // Бизнес, менеджмент и право. — 2014. — № 2. — д

С. 97—99. о

т

р и

i >

п □

□ т и □ а>

□ б

а

зование

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.