УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении
имени o.e. куг-афина(мгюА) в торговле в коммерческом (торговом) праве
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ТОРГОВЛЕ В КОММЕРЧЕСКОМ (ТОРГОВОМ) ПРАВЕ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности предмета коммерческого (торгового) права как практико-ориентированной учебной дисциплины, что обусловливает необходимость в значительном объеме изучать торговую и судебную практику, документы по стандартизации и иные документы, не имеющие нормативного правового характера. Особое внимание в статье уделено новым явлениям в правоприменительной деятельности и внесенным в связи с этим в Закон о торговле изменениям.
Ключевые слова: торговля, розничная торговля, торговые сети, поставщик, услуги по продвижению товаров, мерчандайзинг, услуги по логистике.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.041-049
L. V. ANDREEVA, Doctor of Science (Law), Professor, Professor of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9 THE METHODOLOGY FOR THE STUDY OF NEW PHENOMENA IN TRADE IN COMMERCIAL (TRADE) LAW Abstract. In the article the peculiarities of commercial (trade) law as a practice-oriented academic discipline that requires a significant amount to learn the trade and legal practice, standardization documents and other documents that do not have a normative legal character. Special attention is paid to new developments in enforcement activities, and made in connection with these changes in the Law on trade. Keywords: trade, retail trade, shopping online, vendor services for the promotion of goods, merchandising, logistics services.
Торговля — самый динамично развивающийся вид предпринимательской деятельности. Удовлетворению спроса потребителей, увеличению объема продаж способствует постоянный поиск новых форм и способов продаж, развитие современных технологий, основанных на научно обоснованных рекомендаций, разрабатываемых экономической наукой. Не случайно в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной
Любовь Васильевна АНДРЕЕВА,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
0) а
к
□
.1
□
к
т р и
i >
п
ч
и к
>
□
б
зование
© Л. В. Андреева, 2018
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
научно-технической политике» в качестве одной из разновидностей инноваций рассматривается новый метод продаж1.
Продвижению товаров от производителей к конечным потребителям на рынке способствует появление новых и диверсифицированных видов деятельности в сфере торговли, оказание различных видов услуг.
Юридическая наука не успевает осмыслить новые явления и определить правовые формы осуществления новых видов и разновидностей экономической деятельности. Наблюдается значительный разрыв между правилами о торговле и новыми понятиями и явлениями в сфере торговли.
В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) коммерческое (торговое) право рассматривается как относительно обособленная часть предпринимательского права, в связи с чем опирается на полученные студентами знания в курсе предпринимательского права, методика преподавания которого разработана в 2000-х гг.2 и успешно применяется в настоящее время3, что позволяет изучить основные институты предпринимательского права с последующей специализацией по интересующим студентов специальным учебным курсам.
Как практико-ориентированный учебный курс, коммерческое (торговое) право имеет тесные связи с практикой. Поскольку торговля является видом экономической деятельности4, изучение дисциплины «коммерческое (торговое) право» коррелирует с такими экономическими дисциплинами, как логистика, маркетинг, менеджмент, экономика товарного обращения.
Новые экономические понятия и явления становятся явлениями правовой действительности при отражении их в законодательстве.
Законодательное регулирование торговой деятельности в современных условиях рыночной экономики стало осуществляться сравнительно недавно, причем Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле)5 не стал базовым и системообразующим торговым законодательным актом, поскольку он не определяет в полной мере государственную политику в отношении всех видов и объектов торговли.
Закон о торговле регулирует общественные отношения по организации торговой деятельности, включая планирование, создание торговой инфраструктуры, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение торговли,
1 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137
2 См.: Ершова И. В., Отнюкова Г Д. Преподавание предпринимательского права на кафедре предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии // Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы международной научно-практической конференции в Московской государственной юридической академии. М. : Юриспруденция, 2008. С. 4—11.
3 Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. С. 765—781 ; Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2014.
4 Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 234 238.
5 СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении
имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве
а также устанавливает основные правила по осуществлению розничной торговли продовольственными товарами. При изучении частноправовых аспектов торговли одной из основных проблем коммерческого права, как и предпринимательского права в целом, является необходимость разграничения специальных норм торгового права и норм гражданского права6.
При изучении публично-правовых отношений в курсе коммерческого права большое внимание уделяется региональному законодательству, поскольку значительный объем полномочий по регулированию торговых отношений переданы субъектам Российской Федерации, в том числе разработка и утверждение региональных программ развития торговли, а также мероприятий, содействующих развитию торговли, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организация ярмарочной торговли, формирование торговых реестров и др.
Большую роль в формировании добросовестного поведения на рынке при взаимодействии поставщиков потребительских товаров и торговых предпринимателей играют соглашения, заключаемые ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями, объединяющими производителей и поставщиков товаров и торговых предпринимателей (большую известность и авторитет имеет Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров). Такого рода соглашения в целом ряде случаев являются более эффективными регуляторами, чем государственное регулирование, поэтому при изучении коммерческого права им уделяется большое внимание.
Быстрое распространение на товарных рынках ритейлеров — крупных торговых сетей, создаваемых в том числе транснациональными корпорациями, вытесняющих субъекты малого и среднего предпринимательства в розничной торговле и в ряде случаев диктующих правила поставки потребительских товаров, обусловливает необходимость разрабатывать и уточнять правила, обеспечивающие баланс интересов поставщиков и ритейлеров, вносить изменения в Закон о торговле, тем самым реагируя на изменяющиеся условия взаимодействия поставщиков и ритейлеров.
Не всегда вносимые изменения и дополнения в Закон о торговле правила яв- ш
ляются достаточно проработанными и обоснованными, что вызывает сложности □
у правоприменителей. i
Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ7 в Закон о торговле д
введены новые понятия — услуги по продвижению товаров, логистические ус- □
луги, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров. т
Введение новых понятий вызвано тем, что Законом № 273-ФЗ изменена ч. 4 и
i >
п □
□
ст. 9 Закона о торговле, и в новой редакции этой нормы предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяй-
См.: Андреев В. К. О разграничении норм гражданского и предпринимательского права □
в преподавании // Предпринимательское право и методика его преподавания : матери- >
алы международной научно-практической конференции в Московской государственной
юридической академии. М. : Юриспруденция, 2008. С. 18—23. р
СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4206. З0ВА1ИЕ
>
6
7
44 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)
ствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров. Закрытый перечень оказываемых поставщику услуг Законом не установлен.
Согласно разъяснению ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-Ф3» поставщик вправе приобретать указанные услуги как у торговых предпринимателей — непосредственных приобретателей товаров с соблюдением требований Закона о торговле о предельном совокупном размере выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров), так и у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.
Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.
Определение содержания введенных в Закон о торговле новых понятий — непоименованных услуг имеет важное значение и в связи с тем, что в ч. 12 ст. 9 Закона о торговле установлен запрет на включение в договор поставки услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Таким образом, в Законе о торговле установлен запрет на заключение смешанного договора, что является изъятием из правил п. 3 ст. 421 ГК РФ.
Оказание указанных услуг должно осуществляться путем заключения отдельного договора, при этом в ч. 12 ст. 9 Закона о торговле установлен запрет на понуждение контрагента договора поставки к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание указанных услуг, иных подобных услуг, а также иных договоров.
Новые понятия оказываемых услуг введены в Закон о торговле без определения и раскрытия их содержания. Исключение составило лишь продвижение товаров, которое определено как услуги, «оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров» (п. 10 ст. 2). Однако данное определение носит общий характер, а перечень услуг по продвижению товаров
УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении
имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом (торговом) праве
открытый, поэтому с правовой точки зрения не имеет большого значения. Такая правовая неопределенность в отношении достаточно распространенных услуг в сфере торговли не позволяет достичь поставленную при внесении изменений и дополнений в Закон о торговле цель — устранить дискриминационные условия взаимодействия поставщиков продовольственных товаров с ритейлерами и обеспечить действие принципа добросовестности при заключении и исполнении договора поставки в торговые сети.
Отсутствие законодательного определения рассматриваемых услуг вынуждает при их изучении обращаться к правоприменительной, судебной практике, к документам по стандартизации, которые хотя и не носят нормативного правового характера, но имеют большое значение в сфере торговли, в определенной степени восполняя пробелы законодательства о торговле.
Содержащееся в Законе о торговле определение услуг по продвижению товаров позволяет сделать вывод, что данные услуги не составляют отдельный вид услуг, поскольку включают и рекламу товаров, и специальную выкладку, и исследование потребительского спроса, а также иную деятельность, направленную на продвижение продовольственных товаров. Открытый перечень рассматриваемых услуг, как утверждается в литературе, вряд ли сможет реально изменить сложившуюся торговую практику навязывания производителям (поставщикам) дополнительных обременительных услуг по продвижению товаров8.
Термин «продвижение» товаров или услуг используется в нормативных правовых актах9. В качестве услуг по продвижению товаров на практике рассматривается и оказание маркетинговых услуг, которые могут включать подготовку статей для СМИ и интернет-ресурсов; распространение рекламы в различных источниках; представление товаров путем участия в форумах, выставках и т.п.10
В пункте 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе» маркетинговые услуги») названы услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию ш необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, □
услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стра-
i
тегии и стратегии рекламы11. д
В узком смысле обычно под маркетингом подразумевается деятельность по □
изучению текущего рынка сбыта определенного товара. т
н
8 Еременко В. И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Россий- ^ ской Федерации // Законодательство и экономика. 2017. № 1. С. 7—13. □
9 См. обзор нормативных правовых актов, в которых употребляется термин «продвиже- а ние» товаров или иных объектов на рынке: Кузина Н. Н., Страунинг Э. Л. Правовое т регулирование рекламных отношений в России и Испании (сравнительно-правовое ис- □ следование). М. : Статут, 2014. i
10 Долгополов П. С. Маркетинговые услуги. Подготовлено для СПС «КонсультантПлюс», 2017.
11 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // СПС «Консуль- р
тантПлюс».
>
зование
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Услуги по продвижению товаров могут быть оказаны и при заключении дистрибьюторского договора, договора коммерческой концессии и иных договоров.
При изучении содержания рассматриваемых услуг следует обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности — ОКВЭД 2, в который в качестве отдельных видов деятельности включены консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22), а также рекламная деятельность (73.1), которая проводится путем подготовки и размещения рекламных материалов, в том числе на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, демонстрационных залах и др.
В ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования»12 определено, какие операции и виды действий включаются в оптовую и розничную торговую деятельность. Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю (п. 4.2). В содержание деятельности по розничной торговле включается реализация товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров (п. 4.3).
Таким образом, в содержание торговой деятельности включается оказание покупателям услуг, тесно связанных с куплей-продажей товаров, в связи с чем определение технологических операций, присущих торговой деятельности, и дополнительных услуг, опосредуемых не договором купли-продажи, а иными договорами, является необходимым, однако из ГОСТ Р 51304-2009 этого выявить не представляется возможным. В нем выкладка или размещение товаров рассматривается как торговая операция, которая должна обеспечивать товарный вид, доступность, удобство, наглядность, четкое разграничение товаров различных групп. Товары группируют по видам и назначению, по изготовителям, брендам, спросу, тематике (п. 5.5.1). Следовательно, для признания выкладки товаров в качестве дополнительной услуги, оказываемой поставщику, необходимо в договоре установить особые требования к данной операции.
При рассмотрении оказания указанных услуг необходимо иметь в виду, что в введенные в Закон о торговле новеллы подразумевают оказание услуг по продвижению товаров в торговой сети ритейлера.
На практике широко распространена деятельность, обозначаемая как мерчан-дайзинг и представляющая собой комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей13.
12 Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 51304-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования», утвержденный приказом Ростехре-гулирования от 15 декабря 2009 г. № 769-ст. М. : Стандартинформ, 2010.
13 Батрова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении 7
имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве
Мерчандайзинг следует понимать как совокупность мероприятий, проводимых в конкретном торговом объекте или нескольких торговых объектах торговой сети ритейлера, которые включают специальную выкладку товаров и рекламные мероприятия, способствующие стимулированию продажи товара определенного поставщика. Такого рода услуги могут на основании договора оказывать ритейлер либо специализирующиеся на данной деятельности фирмы.
Изучение студентами такой широко распространенной в торговле экономической деятельности в целях верного определения вида заключаемого договора и формулирования его условий, прав и обязанностей контрагентов предполагает исследование правоприменительной деятельности, поскольку нормативное правовое регулирование данного вида деятельности отсутствует.
Мерчандайзинг (от англ. merchandising) — комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара14.
Судебная практика рассматривает услуги по специальной выкладке товаров, которая, в отличие от обычной выкладки товаров поставщика, составляющей неотъемлемую торговую операцию, осуществляется специальным способом, оговариваемым в договоре, на специализированном оборудовании и пр., и рекламную деятельность в торговом объекте (оформление витрин, торговых залов, изготовление и распространение рекламных брошюр и каталогов и пр.), осуществляемые одним исполнителем, в совокупности, хотя налогообложение рекламирования и специальной выкладки различается15.
Целью мерчандайзинга является привлечение внимания покупателя к определенному товару для стимулирования его приобретения. Задачи мерчандайзинга состоят в информировании покупателя о месте нахождения товара и в предоставлении максимальной информации о товаре, привлечении внимания к товару и стимулировании покупателя его покупки.
При изучении и осмыслении услуг по продвижению товаров должно быть уделено внимание изучению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров — соглашению, подписанному значительным числом представителей производителей и поставщиков различных видов товаров и торговых сетей16. В нем предусмо- ш
трено согласование мероприятий по продвижению товаров, при этом возможно к
составление плана совместных мероприятии по продвижению товара, в котором
должны быть приложены фотографии, листовки, брошюры, иные материалы, подтверждающие факт оказания услуг, если иное не предусмотрено договором.
□ i
устанавливаются основные параметры таких мероприятии, а также процедура со- д
гласования их проведения. По окончании мероприятия торговая сеть по письмен- □
ному запросу поставщика представляет отчет, содержащий подтверждение факта т
оказания услуг в полном объеме в соответствии с заключенным договором. От- и
чет должен содержать конкретные данные по выполнению мероприятий, и к нему а
□ □
□
т
14 URL: http://www.merch.plan-o-gram.ru. □
15 См.: постановление ФАС Московского округа от 13.07.2009 № КА-А40/6444-09 // СПС > «КонсультантПлюс»; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2011 по
делу № А45-10322/2010 // СПС «КонсультантПлюс». р
16 СПС «КонсультантПлюс». зование
>
48 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
В ГОСТ Р 56876.2 2016 «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (ч. 2), утвержденном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии17, разъясняется, какие действия контрагентов считаются добросовестной практикой, а какие — недобросовестной.
Таким образом, мерчандайзинг с экономической точки зрения представляет собой совокупность мероприятий по продвижению товара поставщика в торговом объекте или нескольких торговых объектах торговой сети ритейлера. Виды действий, включаемых в содержание проводимых мероприятий, совпадают с определением услуг по продвижению товаров, содержащимся в Законе о торговле.
С правовой точки зрения употребляемый в Законе о торговле термин «услуги по продвижению» следует считать весьма условным. Договор мерчандайзинга, его правовая природа не подвергалась правовым исследованиям. Действия исполнителя по специальной выкладке товара, созданию рекламных буклетов и других материалов могут быть квалифицированы в качестве подрядных работ.
Логистические услуги в Законе о торговле только упоминаются.
Хотя услуги по логистике находят все более широкое применение в различных сферах деятельности, законодательное определение деятельности по логистике содержится только в Федеральном законе от 22 июля 2007 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ст. 10), однако оно приведено в целях данного Закона.
Отсутствие законодательного закрепления понятия «логистические услуги» приводит в ряде случаев к смешению транспортно-экспедиционных и логистических услуг18.
В своем исследовании М. А. Соловьева, основываясь на анализе экономических источников по транспортной логистике, отмечает, что основная задача транспортной логистики — планирование потоков товаров и решение проблем запасов этих товаров, в то время как основными задачами транспортной экспедиции являются непосредственно обеспечение и организация перевозки грузов19.
Е. Соколовская считает, что включение в перечень услуг в Законе о торговле услуг по логистике может привести к проблемам с поставками в удаленные регионы страны и поставщикам придется самостоятельно осуществлять доставку в торговые сети, что для малых и средних предприятий может оказаться дороже, чем те же услуги, оказываемые торговыми сетями20.
17 СПС «КонсультантПлюс».
18 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2016 по делу № А40-2185/16-148-11 // СПС «ГАРАНТ».
19 Соловьева М. А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2. С. 97—99.
20 Соколовская Е. Ограничительные поправки в Закон о торговле // Конкуренция и право. 2016. № 4. С. 3—4.
УНИВЕРСИТЕТА Методика изучения новых явлении
имени o.e. кугафина(мгюА) в торговле в коммерческом [торговом] праве
Во всяком случае, в целях недопущения дискриминационных условий взаимодействия поставщиков продовольственных товаров и ритейлеров в Законе о торговле необходимо дополнить понятийный ряд новыми, упоминаемыми в нем понятиями.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев В. К. О разграничении норм гражданского и предпринимательского права в преподавании // Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы международной научно-практической конференции в Московской государственной юридической академии. — М. : Юриспруденция, 2008. — С. 18—23.
2. Батрова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Долгополов П. С. Маркетинговые услуги // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Еременко В. И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Российской Федерации // Законодательство и экономика. — 2017. — № 1. — С. 7—13.
5. Кузина Н. Н., Страунинг Э. Л. Правовое регулирование рекламных отношений в России и Испании (сравнительно-правовое исследование). — М. : Статут, 2014.
6. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 464 с.
7. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.
8. Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2014. — 352 с.
9. Соколовская Е. Ограничительные поправки в Закон о торговле // Конкуренция ш и право. — 2016. — № 4. — С. 3—4. □
10. Соловьева М. А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транс- i
портной логистики // Бизнес, менеджмент и право. — 2014. — № 2. — д
С. 97—99. о
□
т
р и
i >
п □
□ т и □ а>
□ б
а
зование
>