Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ'

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демографическая политика / репродуктивная установка / измерение репродуктивной установки / шкала Терстоуна / ретестовая надежность / критериальная валидность / demographic policy / reproductive setting / measurement of the reproductive attitude / Thurstone scale / retest reliability / criterion validity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ашихмина Ольга Анатольевна, Половинко Дарья Олеговна

Дано представление о проблеме исследования репродуктивных установок в современной науке. В теоретическом обзоре репродуктивная установка рассматривается и как разновидность социальной установки, и как сложный социально-психологический механизм, состоящий из когнитивного, аффективного и поведенческого элементов, при этом репродуктивная установка выражается через совокупность суждений о родительстве, его оценочное восприятие с привязкой к степени позитивности или негативности установки и комплекс связанных с родительством действий. Поскольку меняется также ценностный и смысловой аспект репродуктивного поведения, ценность ребенка и родительства конкурирует с такими ценностями, как ценности профессиональной самореализации, высокого социального статуса, комфорта, саморазвития, а во многих случаях замещается ими. Основными репродуктивными тенденциями нашего времени являются откладывание деторождения и ориентации на малодетность или бездетность. Таким образом, получая все большее распространение, негативные репродуктивные установки представляют немалый исследовательский интерес, однако изучаются не в полной мере комплексно, преимущественно в контексте социально-экономической ситуации. В связи с этим представлен опыт разработки методики измерения репродуктивной установки взрослых. Психометрической методологией разработки выступала парадигма интервальной шкалы. Методика была разработана на основе алгоритма шкалы Терстоуна. Шкала Терстоуна, известная как метод равнокажущихся интервалов, является одной из шкал, которые традиционно используются для измерения установок (аттитюдов). Представленная методика была верифицирована и на данный момент имеет характеристики ретестовой надежности и критериальной валидности. Исследование было реализовано на примере респондентов, проживающих в Московском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ашихмина Ольга Анатольевна, Половинко Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR MEASURING THE REPRODUCTIVE ATTITUDE OF ADULTS

The article describes the idea of the problem of the study of reproductive attitudes in modern science. In a theoretical review, the reproductive attitude is considered both as a kind of social attitude and as a complex socio-psychological mechanism consisting of cognitive, affective and behavioral elements, while the reproductive attitude is expressed through a set of judgments about parenthood, its evaluative perception with reference to the degree of positivity or negativity of the attitude and a set of parenting-related activities. Since the value and semantic aspect of reproductive behavior is also changing, the value of a child and parenthood competes with such values as the values of professional self-realization, high social status, comfort, self-development, and in many cases is replaced by them. The main reproductive trends of our time are postponing childbearing and focusing on having few or no children. Thus, becoming more widespread, negative reproductive attitudes are of considerable research interest, however, they are not fully studied in a comprehensive manner, mainly in the context of the socio-economic situation. In this regard, the experience of developing a methodology for measuring the reproductive attitude of adults is presented. The psychometric development methodology was the interval scale paradigm. The technique was developed based on the Thurstone scale algorithm. The Thurstone scale is known as the equal-apparent interval method and is one of the scales traditionally used to measure attitudes. The presented method has been verified and currently has the characteristics of retest reliability and criterion validity. The study was implemented on the example of respondents living in the Moscow region.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ»

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 2. С. 39-48. УДК 159.9.072.594

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.39-48

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ

О. А. Ашихмина1'2, Д. О. Половинко2

1 Академия социального управления (Мытищи, Россия) 2Московский институт психоанализа (Москва, Россия)

Дано представление о проблеме исследования репродуктивных установок в современной науке. В теоретическом обзоре репродуктивная установка рассматривается и как разновидность социальной установки, и как сложный социально-психологический механизм, состоящий из когнитивного, аффективного и поведенческого элементов, при этом репродуктивная установка выражается через совокупность суждений о родительстве, его оценочное восприятие с привязкой к степени позитивности или негативности установки и комплекс связанных с родительством действий. Поскольку меняется также ценностный и смысловой аспект репродуктивного поведения, ценность ребенка и родительства конкурирует с такими ценностями, как ценности профессиональной самореализации, высокого социального статуса, комфорта, саморазвития, а во многих случаях замещается ими. Основными репродуктивными тенденциями нашего времени являются откладывание деторождения и ориентации на малодетность или бездетность. Таким образом, получая все большее распространение, негативные репродуктивные установки представляют немалый исследовательский интерес, однако изучаются не в полной мере комплексно, преимущественно в контексте социально-экономической ситуации. В связи с этим представлен опыт разработки методики измерения репродуктивной установки взрослых. Психометрической методологией разработки выступала парадигма интервальной шкалы. Методика была разработана на основе алгоритма шкалы Терстоуна. Шкала Терстоуна, известная как метод равнокажущихся интервалов, является одной из шкал, которые традиционно используются для измерения установок (аттитюдов). Представленная методика была верифицирована и на данный момент имеет характеристики ретестовой надежности и критериальной валидности. Исследование было реализовано на примере респондентов, проживающих в Московском регионе.

Ключевые слова: демографическая политика; репродуктивная установка; измерение репродуктивной установки; шкала Терстоуна; ретестовая надежность; критериальная валидность.

METHODOLOGY FOR MEASURING THE REPRODUCTIVE ATTITUDE OF ADULTS

O. A. Ashikhmina12, D.O. Polovinko2

1 Academy of Social Management (Mytishchi, Russia) 2 Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia)

The article describes the idea of the problem of the study of reproductive attitudes in modern science. In a theoretical review, the reproductive attitude is considered both as a kind of social attitude and as a complex socio-psychological mechanism consisting of cognitive, affective and behavioral elements, while the reproductive attitude is expressed through a set of judgments about parenthood, its evaluative perception with reference to the degree of positivity or negativity of the attitude and a set of parenting-related activities. Since the value and semantic aspect of reproductive behavior is also changing, the value of a child and parenthood competes with such values as the values of professional self-realization, high social status, comfort, self-development, and in many cases is replaced by them. The main reproductive trends of our time are postponing childbearing and focusing on having few or no children. Thus, becoming more widespread, negative reproductive attitudes are of considerable research interest, however, they are not fully studied in a comprehensive manner, mainly in the context of the socio-economic situation. In this regard, the experience of developing a methodology for measuring the reproductive attitude of adults is presented. The psychometric development methodology was the interval scale paradigm. The technique was developed based on the Thurstone scale algorithm.

© Ашихмина О. А., Половинко Д. О., 2023

The Thurstone scale is known as the equal-apparent interval method and is one of the scales traditionally used to measure attitudes. The presented method has been verified and currently has the characteristics of retest reliability and criterion validity. The study was implemented on the example of respondents living in the Moscow region.

Keywords: demographic policy; reproductive setting; measurement of the reproductive attitude; Thurstone scale; retest reliability; criterion validity.

1. Введение

Родительство - социокультурный и психологический феномен, который занимает значительное место в жизни взрослого человека, придавая ему особый статус в обществе. Исторически родительство определялось, как обязательная норма для взрослого человека. Общественная культура стандартов предложила идею так называемых «социальных часов», которые предписывали взрослому человеку в определенный период времени успеть обзавестись детьми для реализации устоявшегося социального уклада общества, отвечая на вопрос «когда лучше это сделать», но не на вопрос «зачем». На сегодняшний день сфера родительства претерпевает кардинальную трансформацию, и стереотип относительно того, что жизнь человека может считаться успешной лишь после реализации репродуктивной функции, мало соответствует нынешним реалиям. Традиционные взгляды на общественное и семейное устройство сменились прогрессивными, качественно меняя представления о родительстве и переоценке позиций по отношению к деторождению.

Меняется также ценностно-смысловой аспект репродуктивного поведения: ценность ребенка и родительства конкурирует с профессиональной самореализацией, высоким социальным статусом, комфортом, саморазвитием, а во многих случаях замещается ими.

Получая все большее распространение, феномен негативных репродуктивных установок имеет широкий резонанс и представляет интерес для изучения психологами, социологами, демографами.

В современной демографической политике России одним из приоритетных направлений является повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей. Реализации этого направления посвящено много социальных программ, в том числе научных исследований, изучающих факторы, влияющие на рождаемость [1].

Проблеме репродуктивных установок посвящены работы М. Н. Родштейн, В. Р. Уша-

ковой, В. Н. Архангельского, Т. К. Ростовской, И. С. Морозовой, А. Т. Куцубей, Ю. В. Шляпниковой, Д. В. Белинской, А. О. Макаренце-вой и др. Авторы предпринимали попытки провести классификацию причин и факторов, детерминирующих выбор установки, выявить мотивацию отказа от деторождения, составить социальный портрет добровольно бездетных взрослых. Особенности ценностных ориентаций в ракурсе репродуктивного поведения рассматривали в своих работах Н. А. Бурага, С. М. Вильданова, Т. В. Боль-шунова, М. А. Латышева, Е. С. Чижикова, психологические особенности - А. П. Перова, Ж. Ю. Кара, И. И. Толмач.

Впрочем, подавляющее большинство исследований сосредоточено на изучении внешних - социальных и экономических - факторов, влияющих на выбор репродуктивной установки. Проблемным оказался и метод сбора информации о репродуктивных установках, по большей части основанный на биографических данных и прямом сборе информации о желании иметь или не иметь детей.

2. Обзор литературы

Одной из базовых детерминант, определяющих рождаемость населения, является репродуктивное поведение. Это понятие, заимствованное из этологического направления, подразумевает поведение, направленное на воспроизводство видовой популяции [2].

Тенденция репродуктивного поведения в разные исторические периоды существования человечества претерпевала изменения, эволюционируя от многодетного типа поведения к малодетному, сформировавшемуся во второй половине XX века и присущему нашему времени [3].

Опираясь на устоявшееся определение В. А. Борисова, репродуктивное поведение -это система действий и отношений, оказывающих влияние на факт рождения или отказ от рождения ребенка. В свою очередь, к его основным структурным элементам относятся репродуктивные потребности (потребность в детях), представления и установки, мотивы и стратегии, реализуемые как через систему

реальных действий, так и через результат этих действий - наличие детей [4].

Наиболее распространенным пониманием репродуктивной потребности выступает отождествление данного термина с желанием иметь детей в общем и в определенном количестве или определенного пола - в частности, либо с нежеланием иметь детей в принципе. Рядом авторов потребность в детях определяется в качестве свойства индивида как личности испытывать затруднения без наличия детей либо надлежащего количества детей [5]. Часто потребность в детях численно выражается в трех показателях: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей.

В зависимости от того, насколько выражена потребность в детях, выделяют три типа репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в пяти и более детях); сред-недетное (с потребностью в трех-четырех детях); малодетное (с потребностью в одном-двух детях); бездетное (отсутствие потребности в детях). На современном этапе развития общества сложилась устойчивая тенденция к малодетному репродуктивному поведению [6; 7].

Репродуктивные потребности лежат в основе репродуктивной установки, которая опосредует переход от потребности к поведению и действиям с учетом условий среды.

Репродуктивная установка - это устойчивая, базирующаяся на сочетании суждений, представлений, настроений и позиций, склонность человека к определенной субъективной оценке родительства, которая определяет направленность содержания его сознания и действий в системе репродуктивного поведения. Ее регулятивное влияние на репродуктивное поведение неоднократно подтверждено эмпирически, где первоначальное изменение установок вызывало последовательно изменение поведения [8].

Репродуктивная установка выступает разновидностью социальной установки, которая вычленяется из более общего понятия установки, как некого стереотипа реагирования на что-либо, который воспроизводится в ситуации запроса на таковой и дает возможность человеку свернуто осуществлять оценку ситуации, не подвергая каждый раз оценке внешние и внутренние условия данной ситуации.

Сам термин «установка», вероятно, был введен Л. Лангле при исследовании системных ошибок восприятия в качестве определе-

ния готовности, обусловленной прошлым опытом. Наиболее признанная концепция установки, разработанная школой Д. Н. Узнадзе, постулирует, что установка является вне-сознательным психическим процессом, предшествующим той или иной деятельности и оказывающим решающее влияние на ее содержание и осуществление, и обуславливается такими двумя факторами, как потребность субъекта и соответствующая объективная ситуация [9].

Аттитюд (социальная установка) выступает в виде ценностного отношения к социальному объекту, психологически выражается в предрасположенности к положительной либо отрицательной реакции на него. Обращаясь к школе Д. Н. Узнадзе, можно отметить, что значимый вклад в понимание аттитюда внес Ш. А. Надирашвили. В его работах - это целостное и бессознательное состояние, объединяющее сложную психическую активность человека и служащее основой для связи потребности, сознания и поведения человека, социальной среды и ее требований, предъявляемых человеку обществом [10].

Социальная установка имеет трехкомпо-нентную структуру: когнитивный элемент заключен в осознании объекта установки, знаниях о его функции, свойствах и мнений / убеждений касаемо него; аффективный связан с эмоциональной оценкой объекта установки, от позитивного до негативного отношения к нему, выражаемого в переживаниях и чувствах субъекта; поведенческий связан с поведенческой реакцией на объект установки и предполагает непосредственную готовность к реализации деятельности по отношению к нему.

Репродуктивная установка, являясь вариацией аттитюда, также состоит из когнитивного, аффективного и поведенческого элементов. Ее когнитивный элемент состоит из знаний, суждений человека о репродуктивной сфере и может быть выражен через социальные нормы, к примеру, детности. Аффективный элемент заключается в чувствах человека, связанных с рождением ребенка, эмоциональном восприятии родительства, и может транслироваться через стереотипные образы семьи. Поведенческий элемент проявляется в степени готовности к действиям, направленным на рождение ребенка, и в содержательной части может быть представлен в виде трехступенчатой модели поведения:

первая, потенциальная ступень соответствует первичному представлению об идеальном количестве детей и поведению по его достижению; вторая коррекционная, ступень включает изменения первичной схемы в ситуации поведенческих проб по ее реализации; третья, итоговая ступень характеризует логическую финализацию плана по рождению детей [11].

Некоторые исследователи отдают доминирующее влияние аффективному элементу в структуре репродуктивной установки. Так, А. И. Антонов рассматривает репродуктивную установку как психическое состояние личности, детерминирующее согласованность разного рода действий, выражающих положительное или отрицательное отношение к рождению детей [5]. Необходимо подчеркнуть, что осознанно или неосознанно сформированные репродуктивные установки человека могут трансформироваться в течение жизни, при этом изменение какого-либо одного элемента установки может повлечь цепь изменений в других составляющих [12].

На данный момент отсутствует унифицированная модель репродуктивных установок. Н. С. Крамаренко и Е. С. Чижикова их дифференцируют на позитивные, негативные и амбивалентные. При позитивной репродуктивной установке человек относится явно положительно к детям, хочет и планирует их рождение, при негативной - не хочет и не планирует рождения детей, при амбивалентной - испытывает сомнения, не имея акцентированной позиции соответственно [13].

О. С. Карымова подразделяет репродуктивные установки на определенные, полагая их гармоничными, и неопределенные, или противоречивые [14]. Гармоничные репродуктивные установки связаны с конкретным выбором поведения, которое выражается либо в рождении ребенка (позитивная установка), либо в отказе от рождения (негативная установка), в то время как дисгармоничные установки будут выражаться в неоднозначном поведении и переживании двойственных чувств. Но автор отмечает, что именно неопределенные установки могут быть преобразованы в определенные, как в позитивные, так и в негативные, в зависимости от ряда факторных агентов влияния.

М. Н. Родштейн учитывает влияние 2 факторов - позитивного или негативного социального опыта родительства и степени активности поведения (полюса фактора соци-

ального опыта родительства: генофилия - положительное отношение к рождению детей, а генофобия - страхи, связанные с рождением детей; полюса поведенческого фактора: репродуктивная активность - действия, направленные на рождение детей, а репродуктивная пассивность - бездействие или противодействие их рождению) [15]. Сочетание этих факторов обуславливает тенденции к позитивному или негативному характеру репродуктивной установки.

Важно отметить, что репродуктивные установки представляют немалый исследовательский интерес, однако изучаются не комплексно, преимущественно в контексте социально-экономической ситуации. Методика изучения репродуктивной установки взрослых в ряде исследований в основном базируется на тактике прямых вопросов, позволяющих прояснить потребность в рождении детей. Такой исследовательский подход не может в полной мере отражать вариативность самого отношения к рождению детей, да и само отношение оценивается через схему «чем больше детей респондент желает родить, тем более позитивна его установка». Подобный количественный подход при оценке репродуктивной установки видится нам недостаточно валидным, он как будто бы игнорирует факт того, что готовность к рождению большего, чем один ребенок, количества детей, может говорить не столько о ярко выраженной позитивной установке, сколько о выгодополагающих мотивах, при утрате которых и сами дети становятся не нужны субъекту такой установки.

Поэтому при разработке инструмента оценки репродуктивной установки взрослых с использованием шкалы Л. Терстоуна мы предприняли попытку детальной формулировки утверждений, которые отражают спектр суждений, демонстрирующих многообразие имеющихся установок, располагающихся равномерно на двухполюсной шкале от крайне негативной к крайне позитивной оценке.

3. Описание методики измерения репродуктивной установки взрослых

В соответствии с требованиями психометрики, процедура разработки данной методики включала ряд основных этапов и проводилась на выборке в 220 человек: 155 женщин и 65 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет - жителей Москвы и Московской области. Уровень образования респондентов: 14 чел. сред-

нее, 67 чел. среднее профессиональное образование, 33 чел. неполное высшее, 106 чел. высшее образование. Семейное положение: 41 чел. не состояли в браке, 69 чел. состояли в браке, 39 чел. имели статус сожительства, 47 чел. в разводе с раздельным проживанием, 21 чел. в разводе с совместным проживанием, 3 чел. пережившие онтогенетическую утрату брачного партнера. Родительский статус: 59 чел. не имеющие детей, 94 чел. имеющие 1-го ребенка, 48 чел. имеющие 2-х детей, 19 чел. имеющие 3-х и более детей.

На первом, подготовительном этапе была создана исходная форма анкеты. Для её разработки был выбран метод измерения установки Терстоуна. Шкала Терстоуна (англ. Thurstone-type scales), известная как метод равнокажущихся интервалов, является одной из трех основных шкал, традиционно используемых для измерения аттитюдов [16].

Подготовительный этап включал в себя определение явления (в данном случае - рождение детей), по отношению к которому необходимо выявить наличие установки. Вначале была произведена первичная разработка суждений, наиболее широко выражавших интересующую установку. Для этого были использованы высказывания из публикаций на соответствующую тему, мнения из группы интересующей нас выборки людей репродуктивного возраста, а также материалы интернет-форумов. При первичном отборе были выбраны короткие, недвусмысленные, лаконичные суждения, не содержащие специальных терминов и отражающие установку на данный момент времени. Таким образом, был составлен банк суждений из 161 высказывания на заданную тему. Эти суждения можно равномерно расположить по всей оси Терсто-уна, состоящей из 11 -ти интервалов, от крайне негативного до крайне положительного значения, где: интервалы № 1 и № 2 - крайне негативные установки; интервалы № 3 и № 4 - умеренно негативные установки; интервал № 5 - слабо негативная установка; интервал № 6 - нейтральная установка; интервал № 7 - слабо позитивная установка; интервалы № 8 и №9 - умеренно позитивные установки; интервалы № 10 и № 11 - крайне позитивные установки.

На втором этапе исследования проводился отбор сформулированных высказываний экспертами, позволяющий определить шкальное значение для каждого суждения и провес-

ти среди них окончательный отбор. В качестве экспертов были отобраны 35 человек из основной группы, являющиеся типичными представителями целевой по репрезентирующим номинативным признакам. Такими признаками являлись уровень образования, семейное положение, родительский статус. Приведем характеристику группы экспертов по номинативным признакам: уровень образования (3 чел. среднее образование, 12 чел. -среднее профессиональное образование, 8 чел. - неполное высшее, 12 чел. - высшее образование), семейное положение (6 чел. не состояли в браке, чел. 14 чел. состояли в браке, 5 чел. состояли в статусе сожительства, 5 чел. состояли в разводе с раздельным проживанием, 3 чел. состояли в разводе с совместным проживанием, 2 чел. пережившие онтогенетическую утрату брачного партнера), родительский статус (9 чел. не имеющие детей, 16 чел. имеющие 1-го ребенка, 7 чел. имеющие 2-х детей, 3 чел. имеющих 3-х и более детей). Таким образом, требуемые условия нечетного количества и репрезентативности группы экспертов от общей выборки были соблюдены. В методе Терстоуна под экспертами понимаются такие же респонденты, а не специалисты, они являются типичными представителями целевой группы.

Затем были отобраны те суждения, относительно которых мнение экспертов совпало. Далее для каждого суждения были рассчитаны квартили, медиана, и квартильный размах.

Мерой разброса для порядковой шкалы является квартильный размах. В результате были отброшены те суждения, квартильный размах которых превышает 3, так как они являются недостоверными. В качестве цены суждения в шкале Терстоуна используется медиана, являющаяся местом суждения на шкале.

Было отброшено 52 высказывания из имевшихся 161. Оставшиеся 109 высказываний были разложены на интервальной шкале: в ячейке № 1 (крайне негативное отношение) оказалось 8 суждений; в ячейке № 2 (крайне негативное) - 4 суждения; в ячейке № 3 (умеренно негативное) - 7; в ячейке № 4 (умеренно негативное) - 4; в ячейке № 5 (слабо негативное) - 8; в ячейке № 6 (нейтральное) - 14; в ячейке № 7 (слабо позитивное) - 22; в ячейке № 8 (умеренно позитивное) - 10; в ячейке № 9 (умеренно позитивное) - 9; в ячейке № 10 (крайне позитивное) - 8; в ячейке № 11 (крайне позитивное) - 15.

Для справедливой оценки установки респондента из данных утверждений были отобраны 44 наиболее лаконичных суждения для создания интервальной шкалы из учета того, что на каждый интервал шкалы Терстоуна приходится равное количество суждений.

Сформированная таким образом шкала вошла в разработанную нами анкету для измерения установки по отношению к рождению детей у взрослых репродуктивного возраста.

При проверке методики на надежность последняя определялась через меру устойчивости результатов (т. е. так называемая рете-стовая надежность). Для оценки ретестовой надежности было проведено повторное измерение репродуктивной установки у 40 респондентов. Интервал между испытаниями составил три недели. Значение показателя надежности, вычисленное по формуле ранговой корреляции Ч. Спирмена, оказалось равным 0,780 (где критическое значение при р < 0,01 равно 0,40). Таким образом, проверка методики на устойчивость результатов дает вполне приемлемые результаты. Следовательно, можно заключить, что степень надежности разработанной методики, которая отражает устойчивость ее результатов, соответствовала психодиагностическим требованиям.

Ключевую роль в создании любой психодиагностической методики играет этап ее верификации по параметру валидности. Для проверки валидности был использован часто применимый вид валидности - критериальный.

Для проверки критериальной валидности методики использовался биографический критерий, в который вошли такие параметры, как наличие / отсутствие детей у респондента, субъективная оценка качества собственного детства, и субъективная оценка благополучия родительской семьи. Собственное счастливое детство и восприятие родительской семьи как благополучной являются по мнению Э. Эрик-сона протекторами персонального родитель-ства. Влияние фактора родительской семьи на воспроизводство репродуктивного паттерна подтверждают Э. Божуан, К. Бергхаммер и А. Солаз [17; 18].

Исследование валидности было реализовано на выборке 140 испытуемых женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Из них 33 женщины имеют одного ребенка, 29 женщин имеют двух и более детей, 78 женщин не имеют детей. Результаты сравнения выраженности репродуктивной установки респондентов в группах, дифференцированных по трём биографическим признакам, можно увидеть в табл. 1. Обработка результатов производилась при использовании ^-критерия Манна -Уитни, который позволяет сопоставлять результаты двух независимых выборок. Было выявлено, что существуют достоверные различия в выраженности репродуктивной установки респондентов в зависимости от наличия у них детей (р < 0,01), их субъективной оценки собственного детства (р < 0,01) и субъективной оценки родительской семьи (р < 0,05).

Таблица 1

Результаты сравнения выраженности репродуктивной установки респондентов в группах, дифференцированных по трем биографическим признакам

Признак Среднее значение установки иэмп. Манна-Уитни Значимость

Есть дети 8,527 181,000 0,000***

Нет детей 3,919

Счастливое детство 6,305 1204,000 0,009**

Несчастливое детство 4,797

Благополучная семья 6,152 760,500 0,036*

Неблагополучная семья 4,661

Для дополнительной верификации критериальной валидности теста уже в другом исследовании был использован биографический критерий, теперь указывающий только на наличие / отсутствие детей. А именно, для оценки критериальной валидности были использованы показатели установки и показатели количества детей у 40 респондентов. Ис-

следование валидности было реализовано на выборке 40 испытуемых мужчин (18 чел.) и женщин (22 чел.) в возрасте от 25 до 45 лет. Из них 6 мужчин не имели детей, 12 мужчин имели одного и более детей, 5 женщин не имели детей, 17 женщин имели от одного ребенка и более. Значение показателя валидно-сти, вычисленное по формуле ранговой корре-

ляции Ч. Спирмена, оказалось равным 0,62 (где критическое значение при р < 0,01 равно 0,40).

Таким образом, с точки зрения требований психометрики, проверка методики на ва-лидность результатов дает вполне приемлемые результаты.

Разработанная шкала высказываний является заключительным пунктом анкеты. Шкала представлена в виде табл. 2 с суждениями

анкеты измерения репродуктивной установки респондента, включающей в себя 44 высказывания, приведен ключ и инструкция: «Перед Вами суждения. Внимательно прочитайте и обязательно отметьте те из них, с которыми Вы согласны. Выбранные варианты отметьте галочкой в пустой ячейке «Выбор» справа». Респондентам необходимо предлагать анкету без ключа.

Суждение Выбор Ключ

Рождение ребенка дает возможность соответствовать общественным представлениям о семейной жизни 7

Без детей человек испытывает затруднения в личностной самореализации 6

Я хочу, чтобы у меня появился ребенок, лишь потому, что возраст поджимает 5

С рождением ребенка появляется шанс выбрать более правильный жизненный путь 7

Рождение ребенка может лишить меня некоторых радостей жизни 5

Появление ребенка уравнивает права мужчины и женщины в их союзе 6

Рождение ребенка дает возможность доказать свою состоятельность 7

Рождение ребенка может оттолкнуть мужчину и женщину друг от друга 5

Рождение ребенка - реализация родительских устремлений 6

Я хочу иметь ребёнка, чтобы был хоть один близкий человек 7

Рождение ребенка негативно влияет на материальный достаток 5

Я еще не готов (готова) иметь детей 6

Наследник необходим для придания статуса полноценной семьи 8

Рождение ребёнка часто меняет отношения его родителей не в лучшую сторону 4

Рождение ребенка укрепляет отношения в семье 8

Жизнь без детей может быть более интересной и насыщенной 3

Появление ребенка нарушает интимность в отношениях супругов 4

Рождение ребенка повышает самооценку родителей 8

Рождение ребенка - это, зачастую, вынужденная мера 4

С рождением ребенка нарушаются жизненные планы 4

Появление ребенка внесет нечто новое в близкие отношения 9

Рождение ребенка дарит надежду на благополучное будущее 8

Когда появляется ребенок, риск распада семьи возрастает 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети — это одна из немногих радостей нашей жизни 9

Рождение ребенка - ущемление личной свободы 3

Появление ребенка дает возможность передать по наследству лучшие качества родителей 9

Нужно быть сумасшедшим, чтобы сейчас родить ребенка 2

Рождение ребёнка негативно сказывается на сексуальных отношениях супругов 3

Рождение ребенка - это обретение смысла жизни 9

Рождение ребенка позволяет прожить полноценную взрослую жизнь 10

Появление ребенка в семье уменьшает веру в будущее 2

Рождение ребенка способствует личностному росту супругов, раскрытию их творческих способностей 10

Рождение ребенка - это напряжение с супругом (супругой) и угроза семье 2

Я никогда не буду иметь детей 1

Рождение ребенка - это возможность подарить ему тепло и заботу как никому другому 10

Я испытываю чувство радости от мысли о рождении собственного ребенка 11

Я считаю, что рождение ребенка приведет к необратимым неприятным последствиям в моей судьбе 1

Рождение ребенка вызывает у меня страх перед будущим 2

Рождение малыша наполняет жизнь новыми красками 10

Ребенок рождается как следствие любви, проявление любви, продолжение любви 11

Дети только мешают воплощению планов 1

Появление ребёнка - сильнейший неприятный стресс 1

Ребенок - высший смысл жизни 11

Рождение ребенка - это фантастическое событие, как для матери, так и для отца! 11

Таблица 2

Суждения анкеты измерения репродуктивной установки респондента

После процедуры анкетирования необходимо обработать результаты, используя ключ для обработки результатов измерения репродуктивной установки респондента (см. таблицу 2). В ключе справа напротив суждения указана медиана выбранного суждения.

Для верной обработки результатов необходимо найти среднее значение результатов выбранных суждений для респондента. Оно и будет искомым шкальным значением респондента, результатом измерения его установки. Например, респондент выбрал из 44 предложенных суждений 21, 30, 40. Обратимся к ключу, где цена 21 -го суждения равна 9, цена 30-го суждения - 10, цена 40-го суждения -11. Сумма баллов 9 + 10 + 11 = 30 / 3 = 10, а это, в свою очередь, указывает на то, что человек находится на положительном полюсе шкалы по отношению к объекту установки.

С использованием охарактеризованной методики нами было проведено несколько специальных циклов исследований. Их результаты свидетельствуют о достаточно высокой конструктивности методики при выявлении типа репродуктивной установки.

4. Заключение

При разработке методики был использован подход к репродуктивной установке, с одной стороны, как к некой предрасположенности взрослого к позитивной, амбивалентной и негативной оценке родительства, которая влияет на готовность человека к реализации типа репродуктивного поведения, выражающегося в рождении определенного числа детей или в отказе от деторождения вовсе, а с другой стороны, репродуктивная установка выступает разновидностью социальной установки и является сложным социально-психологическим механизмом, состоящим из когнитивного, аффективного и поведенческого элементов, при этом репродуктивная установка выражается через совокупность суждений о родительстве, его оценочное восприятие и комплекс связанных с ним действий. При этом в структуре предложенной методики больше реализован когнитивный и аффективный компоненты репродуктивной установки с привязкой к степени позитивности-негативности установки.

В перспективе совершенствования предлагаемого инструментария представляется важным и полезным, во-первых, расширить репертуар диагностического профиля методики с реализацией в содержании методики

поведенческого элемента репродуктивной установки, и, во-вторых, видится весьма целесообразным расширить функционал методики через разделение суждений, указывающих на когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты для того, чтобы их отдельно и дифференцированно измерять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение от 16 сентября 2021 года № 2580-р // «План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://static.government.ru/media/files/QFHN S7LF3pa7KdeiThGuxg90XpAnvYdh.pdf (дата обращения: 24.04.2023).

2. Ильясов Ф. Н. О репродуктивном поведении и не только (продолжение дискуссии) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 4 (116). - С. 175-182. URL: https:// www.monitoringjournal.ru/index.php/monitori ng/artide/view/1538/1306 (дата обращения: 24.04.2023).

3. Калачикова О. Н., Короленко А. В. Модели репродуктивного поведения населения (на материалах Вологодской области) // Народонаселение. - 2018. - Т. 21, № 4. -С. 109-121.

4. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. -М. : Статистика, 1976. - 248 с.

5. Антонов А. И., Карпова В. М., Лялико-ва С. В. Соотношение желаемого и фактического благосостояния семей: по данным со-циолого-демографического опроса супружеских пар // Уровень жизни населения регионов России. - 2021. - Т. 17, № 1. -С. 121-131.

6. Blackstone A., Stewart M. D. «There's More Thinking to Decide»: How the Childfree Decide Not to Parent // The Family Journal. - 2016. -Vol. 24, no. 3. - P. 296-303.

7. Lebano A., Jamieson L. Childbearing in Italy and Spain: Postponement Narratives // Population and Development Review. - 2020. -No. 46 (1). - P. 121-144.

8. Макаренцева А. О., Галиева Н. И., Рогозин Д. М. (Не)желание иметь детей в зеркале опросов населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4 (164). -С. 492-515. - URL: https://www.monitoringjo urnal.ru/index.php/monitoring/article/view/18 71/1580 (дата обращения: 24.04.2023).

9. Узнадзе Д. Н. Теория установки / под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. - Москва ; Воронеж : Изд-во МПСИ МОДЭК, 1997. -448 с.

10. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси : Мецниереба, 1974. - 170 с.

11. Хван Н. В. Взаимосвязь временной перспективы и ценностно-смысловой организации жизненного мира человека : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2015. -24 с.

12. Кочепасова А. Ю. Репродуктивные стратегии и формы семьи: к вопросу методологии социологических исследований // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2020. - № 4. - С. 104-107.

13. Чижикова Е. С., Крамаренко Н. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок на рождение детей у девушек (на примере мегаполиса) // Вестник МГОУ. - 2022. -№ 2. - С. 136-147. - URL: https://www.evest nik-mgou.ru/jour/article/view/1103/1093 (дата обращения: 24.04.2023).

14. Карымова О. С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин : дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 199 с.

15. Родштейн, М.Н. Гендерно-ролевая идентичность как фактор репродуктивной установки женщин : дис. ... канд. психол. наук. -Самара, 2006. - 170 с.

16. Thurstone L. L. The measurement of social attitudes. The Journal of Abnormal and Social Psychology. - Vol. 26 (3). - P. 249-269.

17. Beaujouan E., Berghammer C. The Gap Between Lifetime Fertility Intentions and Completed Fertility in Europe and the United States: A Cohort Approach // Population Research and Policy Review. - 2019. - Vol. 38, no. 1. - P. 507-535.

18. Beaujouan E., Solaz A. Is the Family Size of Parents and Children Still Related? Revisiting the Cross-Generational Relationship Over the Last Century // Demography. - 2019. -Vol. 56, no. 2. - P. 595-619.

REFERENCES

1. Rasporyazhenie № 2580-r (September 16, 2021). "Action plan for the implementation in 2021-2025 of the Concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025", available at: http://static.govern ment.ru/media/files/QFHNS7LF3pa7KdeiThGu xg90XpAnvYdh.pdf (accessed: April 24, 2023). (In Russian).

2. Iliasov F.N. On reproductive behavior and beyond (continued discussion). Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny, 2013, no. 4 (116), pp. 175-182, available at: https://www.moni toringjournal.ru/index.php/monitoring/article/ view/1538/1306 (accessed: April 24, 2023). (In Russian).

3. Kalachikova O.N., Korolenko A.V. Models of reproductive behavior of the population (on the materials of the Vologda region). Narodonaselenie, 2018, Vol. 21, no. 4, pp. 109-121. (In Russian).

4. Borisov V.A. Prospects for fertility. Moscow, Statistika publ., 1976. 248 p. (In Russian).

5. Antonov A.I. Karpova V.M., Lyalikova S.V. Ratio of the desired and actual welfare of families: according to the sociological and demographic survey of married couples. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii,

2021, Vol. 17, no. 1, pp. 121-131. (In Russian).

6. Blackstone A., Stewart M.D. "There's More Thinking to Decide": How the Childfree Decide Not to Parent. The Family Journal, 2016, Vol. 24, no. 3, pp. 296-303.

7. Lebano A., Jamieson L. Childbearing in Italy and Spain: Postponement Narratives. Population and Development Review, 2020, no. 46 (1). pp. 121-144.

8. Makarentseva A.O. Galieva N.I., Rogozin D.M. (Un)desire to have children in the mirror of population surveys. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny, 2021, no. 4 (164), pp. 492-515, available at: https://www.monito ringjournal.ru/index.php/monitoring/article/vi ew/1871/1580 (accessed: April 24, 2023). (In Russian).

9. Uznadze D.N. Theory of attitude. Nadirashvili Sh.A. , Tsaava V.K. (eds.). Moscow-Voronezh, MPSI MODEK publ., 1997. 448 p. (In Russian).

10. Nadirashvili Sh.A. The concept of attitude in general and social psychology. Tbilisi, Metsniereba publ., 1974. 170 p. (In Russian).

11. Khvan N.V. Interrelation of time perspective and the value-semantic organization of the human life world, author's abstract. Tomsk, 2015. 24 p. (In Russian).

12. Kochepasova A.Yu. Reproductive strategies and family forms: a question of sociological research methodology. Meditsina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya, 2020, no. 4, pp. 104-107. (In Russian).

13. Chizhikova E.S., Kramarenko N.S. Relationship between value orientations and childbearing attitudes among girls (the example of a megalopolis). Vestnik MGOU,

2022, no. 2, pp. 136-147, available at: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/vi ew/1103/1093 (accessed: April 24, 2022). (In Russian).

14. Karymova O.S. Socio-psychological features of the reproductive attitudes of infertile men and women, PhD thesis. St. Petersburg, 2010. 199 p. (In Russian).

15. Rodshtein M.N. Gender role identity as a factor in women's reproductive attitude, PhD thesis. Samara, 2006. 170 p. (In Russian).

16. Thurstone L.L. The measurement of social attitudes. The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 26 (3), pp. 249-269.

17. Beaujouan E., Berghammer C. The Gap Between Lifetime Fertility Intentions and Completed Fertility in Europe and the United

Информация о статье Дата поступления 19 апреля 2023 Дата принятия в печать 23 мая 2023

Сведения об авторах

Ашихмина Ольга Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления (Мытищи, Россия); доцент кафедры консультативной психологии Московского института психоанализа (Москва, Россия). Адрес для корреспонденции: 141006, Россия, Мытищи, ул. Индустриальная, 13. E-mail: ashihmina05@list.ru.

Половинко Дарья Олеговна - магистрант Московского института психоанализа (Москва, Россия). Адрес для корреспонденции: 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр., 34, стр. 14. E-mail: Polovinko.Daria.O@yandex.ru.

Для цитирования

Ашихмина О. А., Половинко Д. О. Методика измерения репродуктивной установки взрослых // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 2. С. 39-48. - DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.39-48.

States: A Cohort Approach. Population Research and Policy Review, 2019, Vol. 38, no. 1, pp. 507-535.

18. Beaujouan E., Solaz A. Is the Family Size of Parents and Children Still Related? Revisiting the Cross-Generational Relationship Over the Last Century. Demography, 2019, Vol. 56, no. 2, pp. 595-619.

Article info

Received April 19, 2023 Accepted May 23, 2023

About the authors

Ashikhmina Olga Anatolyevna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Methods of Education and Additional Education, Academy of Social Management (Mytishchi, Russia); Associate Professor at the Department of Counseling Psychology, Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia). Postal address: 13, Industrialnaya ul., Mytishchi, 141006, Russia. E-mail: ashihmina05@list.ru.

Polovinko Daria Olegovna - Master's Degree student, Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia). Postal address: str. 14, 34, Kutuzovskii pr., Moscow, 121170, Russia. E-mail: Polovinko.Daria.O@yandex.ru.

For citations

Ashikhmina O.A., Polovinko D.O. Methodology for Measuring the Reproductive Attitude of Adults. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 2, pp. 39-48. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.39-48. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.