Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ У ДЕВУШЕК (НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА)'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ У ДЕВУШЕК (НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЬЯ / РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чижикова Е. С., Крамаренко Н. С.

Цель. Изучение особенностей ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на рождение детей.Процедура и методы. Для проведения исследования использовались методика М. Рокича «Ценностные ориентации», шкала суммарных оценок Р. Лайкерта и авторская методика экспресс-диагностики социальной установки на деторождение Е. С. Чижиковой. Для анализа данных применялись T-критерий Стьюдента и корреляционный анализ данных.Результаты. Были выявлены особенности ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на деторождение, а также определены место ценности «рождение детей» в общей структуре ценностей, особенности её взаимосвязи с другими ценностями.Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в изучение ценностных ориентаций как психологической детерминанты социальной установки на деторождение. Полученные данные могут являться основой для разработки теоретической модели социальной установки на рождение детей с целью реализации возможности психологической коррекции и формирования позитивных установок на рождение детей и родительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF VALUE ORIENTATIONS AND ATTITUDES TOWARDS THE BIRTH OF CHILDREN AMONG GIRLS (ON THE EXAMPLE OF A METROPOLIS)

Aim. Study of the value orientations of girls with different types of social attitudes towards having children.Methodology. The study used Value Orientations methodology of M. Rokeach, Likert Total Rating Scale and the author's instant diagnostics methodology of social attitudes towards childbearing. Correlation analysis and Student's T-test were used to analyse the data.Results. The peculiarities of value orientations of girls with different types of social attitudes towards having children were identified, as well as the place of the value "having children" in the general value system, and the peculiarities of its relationship with other values.Research implications. The study contributes to the study of value orientations as a psychological determinant of social attitudes towards childbearing. The data obtained can form the basis for the development of a psychological model of social attitudes towards childbearing, in order to realise the possibility of its psychological correction and the formation of positive attitudes towards childbearing and parenthood.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ У ДЕВУШЕК (НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА)»

УДК 159.9.07

Чижикова Е. С., Крамаренко Н. С.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ У ДЕВУШЕК (НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА)

АННОТАЦИЯ

Цель. Изучение особенностей ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на рождение детей.

Процедура и методы. Для проведения исследования использовались методика М. Рокича «Ценностные ориентации», шкала суммарных оценок Р. Лайкерта и авторская методика экспресс-диагностики социальной установки на деторождение Е. С. Чижиковой. Для анализа данных применялись Г-критерий Стьюдента и корреляционный анализ данных.

Результаты. Были выявлены особенности ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на деторождение, а также определены место ценности «рождение детей» в общей структуре ценностей, особенности её взаимосвязи с другими ценностями.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в изучение ценностных ориентаций как психологической детерминанты социальной установки на деторождение. Полученные данные могут являться основой для разработки теоретической модели социальной установки на рождение детей с целью реализации возможности психологической коррекции и формирования позитивных установок на рождение детей и родительство.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

социальная установка, ценностные ориентации, семья, рождение детей СТРУКТУРА

Введение

Методики исследования Результаты исследования Обсуждение результатов Заключение

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

E. Chizhikova, N. Kramarenko

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation

INTERRELATION OF VALUE ORIENTATIONS AND ATTITUDES TOWARDS THE BIRTH OF CHILDREN AMONG GIRLS (ON THE EXAMPLE OF A METROPOLIS)

ABSTRACT

Aim. Study of the value orientations of girls with different types of social attitudes towards having children.

Methodology. The study used Value Orientations methodology of M. Rokeach, Likert Total Rating Scale and the author's instant diagnostics methodology of social attitudes towards childbearing. Correlation analysis and Student's T-test were used to analyse the data.

Results. The peculiarities of value orientations of girls with different types of social attitudes towards having children were identified, as well as the place of the value "having children" in the general value system, and the peculiarities of its relationship with other values.

Research implications. The study contributes to the study of value orientations as a psychological determinant of social attitudes towards childbearing. The data obtained can form the basis for the development of a psychological model of social attitudes towards childbearing, in order to realise the possibility of its psychological correction and the formation of positive attitudes towards childbearing and parenthood.

KEYWORDS

I

social attitude, value orientations, family, childbirth

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на рождение детей.

Одной из главных социально-экономических проблем современного общества является демографическая проблема - снижение рождаемости и увеличение смертности. Согласно данным по естественному движению населения, за последние годы число родившихся неуклонно снижается, а смертность растёт, естественный прирост имеет отрицательное значение. Динамика суммарного коэффициента рождаемости, отражающего количество родившихся детей в расчёте на одну женщину, имеет тенденцию к сни- |= жению. Так, в 2021 г. рождаемость снизилась на 2,3% по сравнению с предыдущим годом1. Осложняют демографическую ситуацию в стране тенденция

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. ШЬ https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/2021_edn11.htm (дата обращения: 20.02.2022).

роста числа женщин, откладывающих вопросы материнства на более поздний возрастной период, увеличение среднего возраста рождения первенца, доминирование семей, имеющих одного ребёнка, а также неоднозначное отношение к многодетным семьям [1; 3; 8].

Социальным вызовом в этой связи может являться проблема, связанная с возникновением новой для нашей страны социальной группы, члены которой в силу своих убеждений сознательно отказываются от рождения детей - так называемые чайлдфри (от англ. сЫИ(гее «свободный от детей»). С этим фактом соотносятся данные Федеральной службы госстатистики, где указано, что в России 48% семей не имеют детей и лишь часть из них имеет для этого медицинские основания2. Исследователями доказано, что у молодых людей, относящих себя к движению «чайлдфри», традиционные ценности семьи вытесняются карьерными ценностями, ориентацией на себя и стремлением занять высокое положение в обществе [4]. Отмечается, что отрицательное отношение к вопросу рождения детей не только обусловлено карьерными приоритетами, но и определяется доминированием гедонистических ценностей - «пожить для себя» [9, р. 143].

Ряд исследователей (Л. В. Андрющенко, В. В. Бойко, В. Н. Архангельский и др.) связывают зарождение феномена чайлдфри с происходящим кризисом семьи. С позиции этих исследователей, семья как социальный институт постепенно перестаёт в полной мере выполнять свои функции, наблюдается ценностный кризис, когда такие семейные ценности, как многодетная семья, крепкий брак, уступают место ценностям личностного развития [5; 7]. Согласно исследованию «Семья и семейная политика: взгляд поколений» 2019 г. дети и семья для значительной части респондентов не выступают как ведущая ценность и как показатель жизненного успеха. Более половины участников исследования отметили, что семья может быть вполне счастливой и не имея детей [7].

Эти результаты соотносятся с данными других исследователей, изучающих особенности ценностных ориентаций современной молодёжи. Так, Ю. А. Евграфова, изучая ценностно-смысловую сферу студентов, выявила, что приоритетными для них являются ценности, связанные с построением карьеры и материальным благополучием (активная деятельная жизнь, материальное благополучие, интересная работа, независимость), в отличие от таких ценностей, как любовь и счастливая семейная жизнь [2]. В исследовании В. Р. Ушаковой, посвящённом изучению ценности семьи и родительства у молодых людей с разными моделями репродуктивного поведения, установлено, что семья выступает значимой ценностью в случае, если традиционные ценности семьи находятся в приоритете и есть положительная установка на

2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. ШЬ https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/2021_edn11.htm (дата обращения: 20.02.2022).

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

родительство. Для тех, кто отказывается от деторождения, значимыми являются такие ценности, как карьера и профессиональные достижения [8].

Согласно результатам исследования О. А. Карабановой значимость ценности семьи в общей иерархии ценностных ориентаций определяет отношение девушек к роли матери. Если данная ценность имеет высокий уровень значимости, она сочетается с безусловным принимающим отношением к материнству. Низкие показатели соотносятся с отвергающим и амбивалентным отношением к материнству и роли матери. В этом случае в приоритете находятся ценности материального характера, а при отвергающем отношении более значимыми выступают ценности саморазвития и познания [6].

В целом можно сказать, что процессы трансформации семьи как социального института, обуславливаемые сдвигом ценностных ориентаций в область личного успеха, который измеряется ценностями экономического характера, формирует соответствующую систему ценностей у молодёжи [7, с. 54].

Таким образом, анализ проведённых исследований свидетельствует о трансформациях, происходящих в отношении к семье как социальному институту и тем ценностям, которые традиционно связываются с семьёй, - ро-дительству и рождению детей.

В этой связи наблюдается противоречие между необходимостью решения демографических проблем путём укрепления института семьи, позиции семьи и семейных ценностей, ценности родительства, рождения детей и тем, что эти социальные установки у современной молодёжи в настоящее время ослабевают. При этом исследований социально-психологического плана, изучающих ценностно-смысловую сферу личности с позиции социальной установки, социально-психологических факторов, влияющих на формирование социальной установки молодёжи на рождение детей, их связи с ценностно-смысловой сферой личности, явно недостаточно. Исследование ценностно-смысловой сферы личности девушек с разными социальными установками не только позволит дать более точные представления о социальной установке на деторождение как социально-психологическом феномене, её внутренних механизмах и структуре, но и даст возможность приблизиться к вопросу прогнозирования её изменений с целью формирования позитивных установок на рождение детей и родительство.

Это актуализировало цель нашего исследования, которая заключалась в изучении ценностных ориентаций девушек с разными типами социальных установок на деторождение (положительной и амбивалентной).

Принимая во внимание, что социальная установка на деторождение детерминируется комплексом взаимосвязанных экономических, социальных и психологических факторов, ограничение нашего исследования заключается в том, что мы рассматриваем психологическую сторону вопроса и изучаем систему ценностей человека как составляющую психологической стороны

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

социальной установки. Кроме того, проведённое исследование является составной частью исследования по изучению психологических аспектов социальной установки на рождение детей с целью разработки программ по её психологической коррекции.

Вышеизложенные основания позволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состояла в предположении о том, что существует связь между типом социальной установки на деторождение и ценностными ориентация-ми девушек. Мы предполагали, что в структуре ценностей группы девушек с позитивной и амбивалентной социальными установками на деторождение ценности семьи и рождения детей будут находиться на разных уровнях в общей иерархии ценностей, а также взаимосвязи этих ценностей с другими ценностями будут различаться.

Задачи исследования состояли в следующем:

1) выявить тип социальной установки на деторождение у девушек;

2) исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций и типа социальной установки на деторождение у групп с разными социальными установками;

3) выявить место ценности «рождение детей» в общей структуре ценностей каждой группы и определить особенности взаимосвязей ценностей между собой.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1. Для разделения выборки на группы с разными типами социальных установок на деторождение использовались шкала суммарных оценок Лай-керта и авторский опросник экспресс-диагностики социальной установки на деторождение. Для этого предлагалось оценить степень своего согласия с рядом высказываний по шкале от 1 до 5 баллов. Затем испытуемый отвечал на вопросы опросника, где можно было выбрать несколько вариантов ответов. Чем выше балл, тем более выражена положительная установка на деторождение. На основании конечного балла осуществлялось распределение испытуемых по группам с положительной социальной установкой на деторождение, с амбивалентной (неустойчивой) установкой на деторождение и с отрицательной социальной установкой на деторождение.

2. Для выявления ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая основана на ранжировании двух списков ценностей - инструментальных и терминальных. С целью из-

НОМЕРА

учения соотношения ценности деторождения с другими ценностями список терминальных ценностей был дополнен ценностью «рождение детей». Испытуемым вначале предлагался список терминальных ценностей, затем - инструментальных. В каждом списке необходимо было проранжировать цен-

■<1

ности, присвоив каждой ценности ранг от 1 до 19 согласно её значимости для респондента.

После этого были проведены сравнительный анализ данных с использованием критерия Стьюдента и корреляционный анализ полученных данных с расчётом коэффициента Спирмена.

В исследовании принимали участие девушки в возрасте от 18 до 22 лет в количестве 123 человек, проживающие и обучающиеся на момент проведения исследования в вузах в г. Москве, не состоящие в браке и не имеющие детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из определения социальной установки на деторождение как психического регулятора поведения, предрасположенности личности, определяющей согласованность разного рода действий, обусловленных определённым (положительным, амбивалентным, отрицательным) отношением к рождению детей, можно выделить следующие её типы: положительная (положительное отношение к рождению детей, человек хочет и/или планирует иметь детей), амбивалентная (человек не имеет чёткой и выраженной позиции относительно деторождения) и отрицательная (негативное отношение к рождению детей, человек не хочет и не планирует иметь детей).

По результатам использования шкалы суммарных оценок Лайкерта и авторской методики экспресс-диагностики социальной установки на деторождение выборка (N=123) была распределена на группы с положительной (N=76), амбивалентной (N=45) и отрицательной (N=2) социальной установкой на деторождение.

Исходя из целей исследования, для дальнейшего анализа были выбраны две группы - с положительной установкой на деторождение и с амбивалентной (неустойчивой) установкой. На наш взгляд, именно разница в этих двух группах может позволить психологу увидеть те аспекты, опираясь на которые, можно составить программу по корректировке амбивалетной позиции в сторону положительной. Работа психолога с группой с отрицательной установкой на деторождение, по нашему мнению, должна строиться на иных принципах, этот вопрос требует отдельного внимания и изучения. Кроме того, на наш взгляд, изучение «близких» не полярных групп между собой может помочь увидеть те минимальные различия, которые в итоге могут оказаться важными именно с точки зрения практической работы психолога и позволят составить взвешенную и научно обоснованную психокоррекци-

онную программу. К СОДЕРЖАНИЮ

- НОМЕРА

Ниже представлены наиболее значимые ценности у групп с положительной (табл. 1) и амбивалентной (табл. 2) социальной установкой на деторождение. Были проранжированы средние значения каждой группы по соответствующим ценностям.

■<1

Таблица 1 / Table 1

Иерархия ценностей в группе с положительной установкой на деторождени / Hierarchy of values in the group with a positive

attitude to childbearing

Терминальная ценность Ранг Инструментальная ценность

Семья 1 Жизнерадостность

Любовь 2 Воспитанность

Здоровье 3 Образованность

Развитие 4 Аккуратность

Рождение детей 5 Чуткость

Любовь 6 Ответственность

Наличие хороших и верных друзей 7 Смелость

Материально обеспеченная жизнь 8 Независимость

Познание 9 Честность

Счастье других 10 Широта взглядов

Таблица 2 / Table 2

Иерархия ценностей в группе с амбивалентной установкой на деторождение / Hierarchy of values in a group with an ambivalent

attitude to childbearing

Терминальная ценность Ранг Инструментальная ценность

Здоровье 1 Образованность

Любовь 2 Воспитанность

Наличие хороших и верных друзей 3 Ответственность

Развитие 4 Рационализм

Творчество 5 Аккуратность

Свобода 6 Независимость

Познание 7 Чуткость

Уверенность в себе 8 Честность

Материально обеспеченная жизнь 9 Самоконтроль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересная работа 10 Жизнерадостность

Рождение детей 13

Для того чтобы выявить значимые различия между группами, был проведён анализ данных с использованием критерия Стьюдента. Согласно полученным результатам статистически значимые различия (р < 0,01) были получены по ценностям: рождение детей 0: = 3,19); семья 0: = 2,3); наличие хороших и верных друзей ^ = 2,85); продуктивная жизнь ^ = 2,4); познание ^ = 5,4); творчество ^ = 2,92); независимость ^ = 2,9); ответственность О; = 3,01), чуткость ^ = 2,4); терпимость ^ = 2,6).

ШЬ

ЕЪ

Далее был проведён корреляционный анализ данных с целью выявления взаимосвязей ценности деторождения с другими ценностными ориен-тациями в общей структуре ценностей. Для анализа был использован коэффициент корреляции Пирсона. По результатам корреляционного анализа терминальных ценностей обеих групп выявлены различия как в количестве взаимосвязей, так и в их содержании.

В группе с положительной установкой на деторождение ценность «рождение детей» положительно коррелирует с ценностями «любовь» (г = 0,39) и «счастливая семейная жизнь» (г = 0,31). Отрицательно - с ценностями «продуктивная жизнь» (г = -0,34), «творчество» (г = -0,38), «развитие» (г = -0,47) и «свобода» (г = -0,44). Ценность «счастливая семейная жизнь» отрицательно связана с ценностями «творчество» (г = -0,36) и «свобода» (г = -0,32).

В группе с амбивалентной социальной установкой на деторождение все значимые корреляционные связи ценности «рождение детей» имеют отрицательные значения: «развитие» (г = -0,44), «познание» (г = -0,38), «признание» (г = -0,31). При этом первые две ценности положительно связаны между собой (г = 0,58). Ценность «развитие», кроме описанных выше связей, также положительно связана с ценностью «свобода» (г = 0,43).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Таким образом, исследование ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на рождение детей показало следующие результаты.

Выявлены ведущие ценности, доминирующие в группе девушек с положительной и амбивалентной социальными установками на рождение детей.

Ведущими ценностями в группе с положительной установкой на деторождение выступают семья, любовь, здоровье и рождение детей. Ценность «рождение детей» в иерархии ценностей находится в первой четверти всего списка ценностей. Корреляционный анализ показал, что в этой группе ценность рождения детей положительно связана с ценностями «счастливая семейная жизнь» и «любовь» и отрицательно - с ценностями «продуктивная жизнь», «творчество», «развитие» и «свобода». Причём наибольшее количество корреляционных связей имеет именно ценность «рождение детей», на втором месте по числу таких связей - ценность «счастливая семейная жизнь». Это может свидетельствовать о том, что семейные ценности являются ядром ценностно-смысловой структуры личности девушек из этой группы.

В группе с амбивалентной установкой на деторождение верхние показатели в иерархии терминальных ценностей принадлежат ценностям «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «развитие» и «творчество». Ценность «рождение детей» находится во второй половине

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

списка в иерархии ценностей. Интересен тот факт, что в группе с амбивалентной социальной установкой на деторождение такие ценности, как семья и дети, оказались не связанными между собой (отсутствуют корреляционные связи). Это может говорить о том, что в представлении девушек этой группы семейная жизнь не обязательно подразумевает под собой наличие детей.

Следует отметить, что в группе с амбивалентной установкой на деторождение наибольшее количество корреляционных связей имеют ценности «познание» и «развитие». Обе эти ценности отрицательно связаны с ценностью «рождение детей» и положительно связаны между собой. Исходя из результатов, можно сказать, что в системе ценностей представителей этой группы девушек рождение ребёнка не соотносится с возможностями получения или расширения образования и кругозора; возможно, рождение ребёнка рассматривается как некое препятствие к расширению познавательных возможностей и самореализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведённого исследования были выявлены особенности ценностных ориентаций девушек с разными типами социальной установки на рождение детей, а также определены место ценности «рождение детей» в общей структуре их ценностей, особенности взаимосвязи этой ценности с другими ценностями.

Для девушек с положительной социальной установкой на деторождение ценность «рождение детей» в иерархии ценностей является приоритетной и взаимосвязана с такими ценностями, как «счастливая семейная жизнь», «возможность иметь детей» и «любовь». Эти ценности взаимосвязаны между собой и выступают ядром ценностно-смысловой структуры данной группы.

Для девушек с амбивалентной социальной установкой на деторождение ценность «рождение детей» находится на нижних позициях в иерархии ценностей. Эта группа девушек в большей степени ориентирована на ценности познания и саморазвития. Для них приоритетными являются ценности независимости и творчества, стремления к саморазвитию, познанию, признанию. Они в меньшей степени заинтересованы в создании семьи и ещё меньше - в рождении детей. Выявлено, что такие ценности, как семья и рождение детей, у этой группы девушек не связаны между собой.

В целом, согласно полученным данным, можно сделать вывод о наличии связи социальной установки на рождение детей с особенностями ценностно-смысловых компонентов структуры личности. Ценностные ориентации выступают детерминантой социальной установки на деторождение.

Полученные данные могут являться основой для разработки психологической модели социальной установки на рождение детей с целью реализа-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ции возможности её психологической коррекции и формирования позитивных установок на рождение детей и родительство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский В. Н. Детерминация репродуктивного поведения: методологические вопросы исследования и учёт в демографической политике // Парадигмы и модели демографического развития: сборник статей XII Уральского демографического форума, Международная научно-практическая конференция, Екатеринбург, 03-04 июня 2021 г. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2021. С. 179-195. DOI: 10.17059/udf-2021-2-1

2. Евграфова Ю. А. Ценности современной молодёжи и установки на семью и деторождение // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 12131216.

3. Зайцева Е. В., Костина С. Н. Формирование СМИ имиджа многодетности // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 12-2 (90). С. 159-161.

4. Земзюлина И. Н., Северинова А. В. Мотивационно-ценностные установки людей с позицией чайлдфри в юношеском возрасте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 2 (29). C. 216-224. DOI: 10/23888/humJ20202216-224

5. Назарова И. Б., Зеленская М. П. Репродуктивные установки студенческой молодёжи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 4. С. 555-567.

6. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость / О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, Г. В. Бурменская, О. В. Алмазо-ва, А. Г. Долгих, С. В. Молчанов, Т. Ю. Садовникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 24-37.

7. Семья и демографические процессы в современной России / Т. К. Ростовская, В. Н. Архангельский, А. Е. Иванова, О. В. Кучмаева, В. Г. Семенов. М.: Экон-Информ, 2021. 257 с.

8. Ушакова В. Р. Ценность семьи и родительства у молодёжи с разными моделями репродуктивного поведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 322-328.

9. Carmichael G. A., Whittaker A. Choice and Circumstance: Qualitative Insights into Contemporary Childlessness in Australia // European Journal of Population. 2007. Vol. 23. № 2. P. 111-143.

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

REFERENCES

1. Arkhangelskiy V. N. [Reproductive Behavior: Methodological Issues of Research and Accounting in Demographic Policy]. In: Paradigmy i modeli de-mograficheskogo razvitiya: sbornik statei XII Ural'skogo demograficheskogo foruma, Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Ekaterinburg, 03-04 iyunya 2021 g. [Paradigms and models of demographic development: a collection of articles from the XII Ural Demographic Forum, International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, 03-04 June, 2021]. Yekaterinburg, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2021, pp. 179-195. DOI: 10.17059/udf-2021-2-1

2. Evgrafova J. A. [Values of modern young people and attitudes on the family and child-bearing]. In: Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky], 2012, no. 28, pp. 1213-1216.

3. Zaitseva E. V., Kostina S. N. [Formation of multi-child parenting image by mass media]. In: Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International research journal], 2019, no. 12-2 (90), pp. 159-161.

4. Zemzyulina I. N., Severinova A. V. [Motivational and value attitudes in people with the position of childfree in youth age]. In: Lichnost' v menyay-ushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a changing world: health, adaptation, development], 2020, vol. 8, no. 2 (29), pp. 216224. DOI: 10/23888/humJ20202216-224.

5. Nazarova I. B., Zelenskaya M. P. [Reproductive Attitudes of the Student Youth (A Review of Empirical Studies)]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2017, vol. 17, no. 4, pp. 555-567.

6. Karabanova O. A., Zakharova E. I., Burmenskaya G. V., Almazova O. V., Dol-gikh A. G., Molchanov S. V., Sadovnikova T. Yu. [Features of valuable sphere of girls with different attitudes the parental attitude of the mother at the stage of entering into adulthood]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvenno-go oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences], 2018, no. 4, pp. 24-37.

7. Rostovskaya T. K., Arkhangelskiy V. N., Ivanova A. E., Kuchmaeva O. V., Se-menov V. G. Sem'ya i demograficheskie protsessy v sovremennoi Rossii [Family and demographic processes in modern Russia]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2021. 257 p.

8. Ushakova V. R. [Family value in young people with different reproductive behaviors]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [News of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2020, vol. 20, no. 3, pp. 322-328.

9. Carmichael G. A., Whittaker A. Choice and Circumstance: Qualitative Insights into Contemporary Childlessness in Australia. In: European Journal of Population, 2007, vol. 23, no. 2, pp. 111-143.

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 29.02.2022 Статья размещена на сайте: 06.06.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Чижикова Евгения Сергеевна - соискатель кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: EvChizhikova@gmail.com

Крамаренко Наталья Станиславовна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета; e-mail: contactsnsk@gmail.com

EvgeniyaS. Chizhikova - External Postgraduate Student, Department of Social Psychology, Moscow Region State University; e-mail: EvChizhikova@gmail.com

Nataliya S. Kramarenko - Dr. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Prof, Department of General and Educational Psychology, Moscow Region State University; e-mail: contactsnsk@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Чижикова Е. С., Крамаренко Н. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок на рождение детей у девушек (на примере мегаполиса) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 2. URL: www. evestnik-mgou.ru

Chizhikova E. S., Kramarenko N. S. Interrelation of value orientations and attitudes towards the birth of children among girls (on the example of a metropolis). In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

■Ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.