Научная статья на тему 'Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Логика" для бакалавриата, направление подготовки 45. 03. 02 "Лингвистика"'

Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Логика" для бакалавриата, направление подготовки 45. 03. 02 "Лингвистика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине "Логика" для бакалавриата, направление подготовки 45. 03. 02 "Лингвистика"»

Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине «Логика» для бакалавриата, направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»

А. И. Комаров

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

dph2003@yandex.ru

В «Популярных лекциях по теории аргументации» А. Л. Никифорова, расположенных на сайте Института философии РАН https://iphras.ru/page21339167.htm (лекции 1, 2) детально рассматриваются проблемы теории аргументации. Аргументация выступает резюмирующей логической формой, являющей целостность логического процесса рассуждения.

В курсе «Логика» для бакалавров по направлению 45.03.02 «Лингвистика» МИЭТ предполагается формирование компетенции ОК-7 — владение культурой мышления, способностью к анализу и обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи (подкомпетен-ция ОК-7.1 — владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения). Эта компетенция / подкомпетенция предполагает умение на основе знания логики грамотно аргументировать свою позицию, обосновывать выводы из проводимого студентом исследования в ходе подготовки докладов, сообщений.

В рамках аудиторных часов, отведенных для изучения модуля 3 в курсе дисциплины «Логика», нет возможности глубоко изучить и освоить основы теории аргументации.

Элемент внешнего электронного курса «Лекции по теории аргументации» А. Л. Никифорова содержательно частично закрывает материал третьего модуля учебной дисциплины «Логика», темы «Доказательство и опровержение» в рамках этого модуля. Предлагаемый внешний электронный

ресурс играет дополняющую роль, а также сопровождает самостоятельную работу студентов в рамках изучаемой дисциплины.

Цели использования ВЭР

— выработка навыков самостоятельной работы студентов с внешними курсами, критическому освоению их содержания, выявления существенных моментов в этом содержании, их фиксации;

— формирование способности владения нормами правильного мышления, критического анализа явлений и процессов, информации, выявляемых в процессе учебного исследования, позволяющих не только иллюстрировать, но послужить аргументами в пользу теоретических выводов из него.

Порядок самостоятельной работы с электронным ресурсом

Видеолекции просматриваются и изучаются в ходе освоения раздела логики, венчающего рассмотрение форм логического мышления. Самостоятельная работа студентов с элементами внешнего электронного курса позволяет существенно сократить аудиторное время, выделенное по учебному плану на усвоение материала данного раздела дисциплины.

Для реализации работы с элементом внешнего электронного курса преподаватель должен проинформировать студентов:

— о возможностях использования внешних электронных курсов или их элементов на образовательных порталах в интернете с онлайн-курсами;

— об организации самостоятельной работы с электронными курсами или их компонентами, о месте электронного компонента в учебном плане изучаемой дисциплины;

— о продолжительности работы учащихся с элементами электронных курсов и критериях оценки ее качества;

— об условиях и времени консультирования (при необходимости) с преподавателем по всем неясным или спорным, требующим обсуждения вопросам просмотренного видеосюжета.

Студент в рамках данного вида работы должен:

— самостоятельно просмотреть в запланированное время материал видеолекций, зафиксировать существенные положения в содержании лекций;

— подготовить краткие письменные ответы на контрольные вопросы, поставленные преподавателем по материалу лекций;

— быть готовым к контрольному опросу и тестированию на практическом занятии по теме «Аргументация».

Методика контроля освоения внешнего

электронного курса или его элементов и оценивания сформированности компетенции

Выполнение работы оценивается в баллах, выставляемых на 16-й неделе учебного семестра в графе «активность / посещаемость. Максимальное число баллов — 4. Элементы компетенции считаются сформированными, если учащийся набирает 2 и более баллов.

Контрольные вопросы по материалу видеолекций 1. Сформулируйте понятие доказательства.

2. Какова структура доказательства?

3. Что такое аргументы доказательства?

4. Какие виды аргументов доказательства вам известны?

5.Что представляет собой демонстрация?

6. В чем специфика и отличие доказательства от умозаключения?

7. Назовите виды доказательства.

8. В чем выражается различие прямого и косвенного доказательства?

9. Что представляют собой критика и опровержение?

10. Какова структура опровержения?

11. Какие виды опровержения вам известны?

12. Какие требования предъявляет логика к элементам доказательства и рассуждения?

13. Назовите правила доказательного рассуждения.

14. Каковы наиболее общие ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении?

Выполнение задания оценивается в соответствии с качеством ответов на вопросы.

Разработчик:

Комаров Александр Иванович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), dph2003@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.