Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине «Философия» для бакалавриата, направление «Дизайн»
С. А. Михайлина
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия
mikhaylina_s@mail.ru
Содержательно выбор внешних электронных ресурсов обусловлен необходимостью сопряжения мировоззренческих оснований будущей профессиональной деятельности студентов с определенными составляющими философской культуры. В курсе Высшей школы экономики «Философия» для балавриата, размещенной на Открытой платформе образования (https:// openedu.ru/course/hse/FIL), студентам направления «Дизайн» рекомендован для самостоятельного изучения раздел № 11 «Вопрос об источниках морали». Раздел включает в себя 11 фрагментов видеолекций. Тематика данного электронного ресурса также представляется крайне важной для студентов направления «Правовое обеспечение национальной безопасности» в связи с необходимостью освоения основ юридической деонтологии.
1. Компетенции / подкомпетенции, в формировании которых задействованы внешние электронные ресурсы
Формируются элементы компетенции / подкомпетенции УК-5 «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» / УК-5.1 Фил «Способен преодолевать культурные стереотипы, адекватно воспринимать социальные, ментальные, этические, психологические и иные межкультурные различия».
2. Цели и задачи использования внешних электронных ресурсов
В рамках аудиторных часов, отведенных для изучения модуля 3 «Социальная философия» дисциплины «Философия», нет
возможности глубоко изучить этические теории, философские положения по проблемам культуры, общественных отношений и социального развития, необходимые для осмысления и оценки культурных, ментальных, этических явлений и тенденций.
Предлагаемый модуль электронного курса философии НИУ ВШЭ играет «выравнивающую» роль, а также сопровождает самостоятельную работу студентов по изучению тем данного модуля.
На основе истории этических учений студентам предстоит узнать содержание понятий «ценности культуры», «религия», «мораль», «этика»; а также содержание и методы философских дискуссий по проблемам этики и общественного развития, научиться ранжировать приоритеты, определяя общечеловеческие ценности и конкретные профессиональные ориентиры, обрести готовность к диалогу и восприятию культурных и ментальных альтернатив.
3. Порядок самостоятельной работы с электронным ресурсом
1. В течение первой недели семестра студентам необходимо записаться на курс Философия НИУ ВШЭ по ссылке
https://openedu.ru/course/hse/FIL/. Если это не представляется возможным, то нужно получить доступ к видеолекциям, имеющимся на кафедре ФСиП МИЭТ. Начиная с 12-й недели семестра — открыть видеолекции 11 раздела курса «Вопрос об источниках морали». Ознакомиться с лекциями. Литература к разделу указана в материалах курса Философия НИУ ВШЭ. Преподаватель рекомендует дополнительную литературу к данному разделу.
Студентам рекомендуется записать тексты, которые демонстрируются во время лекции.
2. Выполнить письменно следующие задания:
— Назовите авторов наиболее значимых этических учений.
— Сравните положения эвдемонистической и утилитаристской этики, выразите свое отношение к ним.
— В чем суть деонтологической этики?
— Каковы основные положения этики «морального чувства»?
3. Выполнить задание итогового теста раздела 11 курса «Философии».
4. Написать эссе на предложенные темы: «Как связаны этическое и эстетическое в искусстве?»; «В каких сферах, ситуациях могут быть применимы положения и выводы эвдемонистической / утилитаристской / деонтологической этики?»
Для студентов юридической специальности предлагаются следующие темы эссе: «Соотношение морали и права как историко-философская предпосылка правовой
этики», «Актуальные аспекты работы В. С. Соловьева «Право и нравственность: Очерки из прикладной этики». Возможно сформулировать тему эссе иначе, по желанию студента, на основании актуальности проблем, выявленных в результате освоения внешнего электронного ресурса. В этом случае необходима консультация преподавателя.
4. Система контроля и оценивания
Выполнение письменных заданий и теста оценивается суммарно от 2 до 6 баллов.
Оценка за эссе — до 4 баллов.
Баллы могут быть включены в график контрольных мероприятий на 15-й и 16-й неделях (графа «Индивидуальное задание, эссе», графа «Активность / посещаемость»).
Разработчик:
Михайлина Светлана Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), mikhaylina_s@mail.ru