Проблемы преподавания
методика интерактивного профессиональноориентированного обучения студентов гистологии, эмбриологии и цитологии с помощью компьютерных средств
Диндяев С. В., доктор медицинских наук
ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России,
153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8
РЕЗЮМЕ Описана методика интерактивного обучения студентов гистологии с помощью современных компьютерных средств. Указаны дидактические условия и процесс конструирования методики с учетом профессиональной направленности обучения, представлены формы и методы проведения практического занятия. Приводятся первые результаты применения методики, демонстрирующие повышение уровня усвоения материала и профессиональной мотивации студентов. Статья публикуется в соответствии с условиями конкурса «Лучший преподаватель медицинского вуза» - как авторский материал победителя в номинации «За внедрение новых методик обучения студентов».
Ключевые слова: методика обучения, Интернет, электронные обучающие пособия, самостоятельная работа, малые группы.
* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]
конструирование методики
Реформы здравоохранения, проводимые в Российской Федерации, на современном этапе предусматривают поиск и внедрение новых эффективных методов обучения для повышения качества подготовки врачей на до- и последипломном этапах. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» отмечено, что «реализация компетентност-ного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий... в сочетании с внеаудиторной работой с целью фор-
мирования и развития профессиональных навыков обучающихся».
Нами предпринята попытка использовать интерактивное обучение студентов гистологии с помощью современных компьютерных средств в процессе конструирования содержания учебного материала, учебного процесса и профессиональной направленности обучения.
Создание методики интерактивного профессионально-ориентированного преподавания включает методологический, информационный и процессуальный блоки (рис. 1).
При конструировании учебного материала реализовывался комплекс дидактических условий:
METHODS OF INTERACTIVE PROFESSIONALLY ORIENTATED HISTOLOGY, EMBRIOLOGY AND CYTOLOGY TEACHING TO MEDICAL STUDENTS BY COMPUTER-ASSISTED MEANS
Dindyaev S. V.
ABSTRACT The methods of interactive teaching histology to medical students by modem computer-assisted means are presented. Didactic conditions and methods' construction process are demonstrated with due regard to professional trend of teaching; forms and methods of practical training conduction are indicated. First results of these methods' application are adduced. They showed the increasing level of knowledge mastering and professional motivation in students. The article is published according to the conditions of «The best teacher of medical school» competition as author's material of the winner in the «To introduction of new methods in teaching to students» nomination.
Key words: methods of teaching, Internet, electronic teaching appliances, independent work, small groups.
Рис. 1. Создание методики интерактивного профессионально-ориентированного преподавания
1) определение структуры и содержания учебного материала с учетом преемственности знаний;
2) организация системы непрерывного последовательного формирования умений и навыков студентов;
3) профессиональная ориентация всех компонентов учебного процесса.
Конструирование системы обучения рассматривается нами как многоуровневый процесс, в котором выделяются следующие уровни проектирования: концептуальный, технологический и уровень реализации.
Авторская концепция конструирования нашей методики основана на следующих положениях:
1) главной целью конструирования учебного материала для интерактивного обучения с помощью компьютерных средств является успешное его усвоение студентом;
2) отбор и структурирование учебного материала осуществляется на основе представления о гистологии как фундаментальной дисциплине, закладывающей основу для изучения других дисциплин;
3) личностно-ориентированная модель организации учебного процесса с использованием компьютерных средств предполагает модульную структуру и интерактивный режим работы и должна содержать инвариантный и вариантные блоки. В качестве инвариантной составляющей выступают требования ФГОС, вариантной - исходный уровень знаний обучаемых, формы и методы проведения занятий.
Технологический уровень включает формирование базы компьютерных изображений гистологических препаратов из коллекции кафедры (в настоящее время около 3 000 изображений), изучение технологии создания электронных учебных пособий и необходимых ГОСТов.
Все мероприятия по реализации методики были разделены на следующие блоки: 1) информационно-содержательный, 2) контрольно-коммуникативный, 3) коррекционно-обобщающий (табл. 1).
В ходе реализации методики опубликовано 5 учебно-методических пособий (одно из них - издательством «ГЭОТАР-Медиа») и 2 методические
Таблица 1. Структура и содержание подготовительных мероприятий для реализации методики обучения
Блоки Мероприятия
Информационно-содержательный 1. Создание авторских учебных пособий и методических рекомендаций 2. Подготовка мультимедийных презентаций к лекциям 3. Разработка ориентировочной основы действий (ООД) студентов на практических занятиях 4. Подготовка мультимедийных презентаций к практическим занятиям 5. Составление списка литературы для углубленного изучения темы
Контрольно-коммуникативный 1. Подготовка материалов для самоподготовки студентов, в т. ч. контрольных вопросов, электронных обучающе-контролирующих пособий 2. Создание комплекса тестов для контроля исходного и итогового уровня знаний на практических занятиях 3. Составление практико-ориентированных задач
Коррекционно-обобщающий Анализ результатов учебной деятельности
разработки, выпущено 8 электронных изданий (6 обучающе-контролирующих учебных и 2 научных). Все электронные издания в соответствии с действующим законодательством имеют номер государственной регистрации и регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В созданных нами пособиях использованы только авторские фотографии микропрепаратов из коллекции кафедры. Знаком * отмечены те рисунки, автор которых разрешает использовать их без каких-либо условий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), а также взятые из источников, срок охраны авторских прав которых истек.
В соответствии с действующей учебной программой в пособиях представлены снимки гистологических препаратов, изучаемых студентами на практических занятиях. Использование гиперссылок позволяет имитировать процесс работы с гистологическим препаратом с помощью микроскопа -переходить от одного фрагмента препарата к другому, от малого увеличения - к большому. Значительная часть гиперссылок дает возможность студентам по словарю узнать значение необходимых терминов.
Важной составляющей является реакция электронного издания на действие пользователя. Суггестивная обратная связь осуществляет контроль и корректирует действия учащегося, дает рекомендации по дальнейшей работе, направляет к справочной и разъясняющей информации.
В пособиях имеется несколько форм самоконтроля усвоения материала различной сложности. В конце темы даются тесты, проверяющие знания по всем изучаемым препаратам. Тесты созданы с помощью программы «Экзаменатор» (версия 5.0).
Электронные издания размещены на сайте академии (www.isma.ivanovo.ru) в разделе «Интерактивные курсы ИвГМА» и на странице кафедры гистологии (http://isma.ivanovo.ru/gistologiya) в рубрике «Материалы для самостоятельной работы студентов».
На этой странице кафедры в разделе «Учебный процесс» представлены также календарно-тематические планы лекций и занятий, материалы для самостоятельной работы студентов, включающие контрольные вопросы, тесты 1-го и 2-го уровней, практико-ориентированные задачи. Все материалы доступны для свободного скачивания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
В процессе подготовки к занятию у студентов обычно появляются вопросы, с которыми они могут обратиться к преподавателю с помощью сети Интернет (рис. 2). В настоящее время для этих целей мы используем социальную сеть «В Контакте».
В ходе обучения студенты могут получить дополнительное задание: подготовить реферативное сообщение или доклад на заданную тему, оформить стенд и др. (самостоятельно или в составе малой группы).
Общение с преподавателем с помощью Интернета (при необходимости)
V__________________________'
Рис. 2. Схема подготовки студентов к практическому занятию
План проведения практического занятия по нашей методике отражает схема на рис. 3.
Взаимодействие преподавателя с малыми группами начинается, когда студенты уже выполнили часть самостоятельной работы. Работа в малой группе является неотъемлемой частью нашей интерактивной методики, поскольку она обеспечивает участие каждого студента в выполнении задания, а это закрепляет навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ
Нами проведено сравнение текущей успеваемости студентов (табл. 2), с этой целью были выделены 2 группы:
I - студенты, которые в течение 2-го семестра (1-3-й модули) обучались по обычной методике, а в течение 3-го семестра (4-6-й модули) - с максимальным использованием всех компонентов нашей методики;
II - студенты, которые в течение 2-го семестра (1-3-й модули) также обучались по обычной мето-
Рис. 3. Схема проведения практического занятия
Таблица 2. Успеваемость студентов в зависимости от степени внедрения методики интерактивного обучения (по 100-балльной системе оценке знаний)
Группы Число баллов
во 2-м семестре в 3-м семестре
в 1-м модуле во 2-м модуле в 3-м модуле в 4-м модуле в 5-м модуле в 6-м модуле
I группа (40 человек) 69,47 ± 3,19 69,50 ± 5,03 69,47 ± 5,63 74,17 ± 6,08 79,70 ± 7,1 76,79 ± 7,13
II группа (43 человека) 71,90 ± 5,6 68,10 ± 4,74 69,23 ± 3,11 71,77 ± 5,24 74,37 ± 5,12 72,03 ± 5,06
дике, а в течение 3-го семестра (4-6-й модули) -с частичным использованием компонентов новой методики (лекции с мультимедийными презентациями, электронные обучающе-контролирующие учебные пособия).
выводы
Методика интерактивного профессионально-ориентированного обучения с помощью современных компьютерных средств позволяет усовершен-
ствовать преподавание гистологии, эмбриологии и цитология на этапе додипломного образования.
Применение данной методики повышает уровень усвоения материала и овладения навыками решения практико-ориентированных задач, анализа гистологических препаратов.
Описанная методика может быть адаптирована для преподавания других дисциплин в медицинском вузе.