Научная статья на тему 'МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСЙОГОЙ С ДЕВУШКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА'

МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСЙОГОЙ С ДЕВУШКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ / ФИТНЕС-ЙОГА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / АСАНА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтых Саида Адамовна, Матвеева Инга Сергеевна, Филимонова Оксана Сергеевна

В статье рассмотрена актуальная проблема по выявлению новых педагогических методик и технологий, направленных на укрепление и поддержание здоровья человека. Фитнес-йога - оздоровительная система занятий, оказывающая укрепляющее воздействие на все системы организма. На ее основе разработано содержание и экспериментально обоснована методика занятий фитнес-йогой для девушек, отнесенных к специальной медицинской группе. Методика занятия состоит из последовательных этапов - адаптационный, основной, стабилизирующий, в каждом из которых представлен определенный перечень физических упражнений (асан) различной сложности по объему и интенсивности нагрузки. В результате исследования выявлено, что экспериментальная группа, занимающаяся по разработанной методике и содержанию, превосходит контрольную в показателях, определяющих деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем. Данное заключение говорит о возможностях ее практического применения в физическом воспитании студенток, отнесенных к специальной медицинской группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтых Саида Адамовна, Матвеева Инга Сергеевна, Филимонова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND CONTENT OF FITNESS YOGA CLASSES WITH FEMALE STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article discusses the actual problem to identify the new pedagogical techniques and technologies aimed at strengthening and maintaining human health. Fitness yoga is a wellness system of classes that has strengthening effect on all organism systems. It is based on the content and experimentally substantiated the technique of practicing fitness yoga for girls assigned to the special medical group. The technique of classes consists of consecutive stages - adaptive, main, stabilizing, in each of which presents a certain list of physical exercises (Asan) of various complexity in terms of volume and load intensity. As a result of the study, it was revealed that the experimental group engaged in the developed methodology and content exceeds the control in the indicators that determine the activity of respiratory, cardiovascular, nervous and muscle systems. This conclusion indicates the possibilities of its practical application in the physical education of students attributed to a special medical group.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСЙОГОЙ С ДЕВУШКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Курдюмов С. С. Проблемы демонстрационного экзамена как инструмента определения уровня готовности к профессиональной деятельности / С.С. Курдюмов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. - № 4 (85). - С. 246-248.

2. Удод С.А. Несовершенства организации демонстрационного экзамена в системе среднего профессионального образования / С.А. Удод, Н.С. Митина, Т.В. Копалина // Научные труды Центрального научно-исследовательского института русского жестового языка. Москва, 2019. - С. 69-74.

3. Львова Л.С. Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО // Аккредитация в образовании. 2017. - № 4 (96). - С. 58-60.

4. Смолина О.А. О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WorldSkills // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогические науки. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 32-40.

REFERENCES

1. Kurdyumov, S.S. (2019), "Problems of the demonstration exam as a tool for determining the level of readiness for professional activity", Scientific notes of the Orel State University, No. 4 (85). pp. 246-248.

2. Udod, S.A., Mitina, N.S. and Kopalina, T.V. (2019), "Imperfection of the organization of the demonstration exam in the system of secondary vocational education", Scientific works of the Central Research Institute of Russian Sign Language, Moscow, pp. 69-74.

3. Lvova L.S. (2017), "Demonstration exam as a stage of sequential transition to the new FGOS SPO", Accreditation in education, No. 4 (96), pp. 58-60.

4. Smolina, O.A. (2017), "On the formation of a popular qualification assessment system in the WorldSkills forma", Scientific notes Trans-Baikal State University. Pedagogical sciences, Vol. 12, No. 2, pp. 32-40.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2021

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-ЙОГОЙ С ДЕВУШКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ВУЗА

Саида Адамовна Евтых, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар; Оксана Сергеевна Филимонова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра дополнительного образования «Эксперт», г. Краснодар

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная проблема по выявлению новых педагогических методик и технологий, направленных на укрепление и поддержание здоровья человека. Фитнес-йога - оздоровительная система занятий, оказывающая укрепляющее воздействие на все системы организма. На ее основе разработано содержание и экспериментально обоснована методика занятий фитнес-йогой для девушек, отнесенных к специальной медицинской группе. Методика занятия состоит из последовательных этапов - адаптационный, основной, стабилизирующий, в каждом из которых представлен определенный перечень физических упражнений (асан) различной сложности по объему и интенсивности нагрузки. В результате исследования выявлено, что экспериментальная группа, занимающаяся по разработанной методике и содержанию, превосходит контрольную в показателях, определяющих деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем. Данное заключение говорит о возможностях ее практического применения в физическом воспитании студенток, отнесенных к специальной медицинской группе.

Ключевые слова: методика и содержание занятий, фитнес-йога, специальная медицинская группа, асана, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p138-141

METHODS AND CONTENT OF FITNESS YOGA CLASSES WITH FEMALE STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE AGRICULTURAL

UNIVERSITY

Saida Adamovna Evtykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Ser-geevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar; Oksana Sergeevna Filimonova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Director of the center for additional education "Expert", Krasnodar

Abstract

The article discusses the actual problem to identify the new pedagogical techniques and technologies aimed at strengthening and maintaining human health. Fitness yoga is a wellness system of classes that has strengthening effect on all organism systems. It is based on the content and experimentally substantiated the technique of practicing fitness yoga for girls assigned to the special medical group. The technique of classes consists of consecutive stages - adaptive, main, stabilizing, in each of which presents a certain list of physical exercises (Asan) of various complexity in terms of volume and load intensity. As a result of the study, it was revealed that the experimental group engaged in the developed methodology and content exceeds the control in the indicators that determine the activity of respiratory, cardiovascular, nervous and muscle systems. This conclusion indicates the possibilities of its practical application in the physical education of students attributed to a special medical group.

Keywords: methods and content of classes, fitness yoga, special medical group, asana, young

women.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день остается актуальной проблемой современности. С каждым годом увеличивается количество студентов 1 курса сельскохозяйственного вуза, которые по данным медосмотра, определяются в специальную медицинскую группу [1, 2]. В этой связи перед педагогической общественностью возникает приоритетная задача, заключающаяся в поиске новых педагогических методик, подходов и технологий, способствующих укреплению здоровья студентов на физическом, психическом и социальном уровне.

Для решения данной задачи в процесс физического воспитания целесообразно внедрять физкультурно-оздоровительные технологии, к числу которых относится фитнес-йога - психорегулирующая оздоровительная программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья, улучшающая деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы. Применение в занятиях статических и статодинамических упражнений (асан) в сочетании с циклическим дыханием положительно влияет на психоэмоциональный фон, развивает силу, силовую выносливость, гибкость, координацию, а также улучшает эластичность связок и суставов [4].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику и содержание занятий фитнес-йогой с девушками специальной медицинской группы сельскохозяйственного вуза.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. В нем приняли участие 11 студенток 1 курса землеустроительного факультета - контрольная группа и 11 студенток 1 курса факультета управления - экспериментальная группа. Контрольная группа занима-

лась по стандартной методике и содержанию занятий для специальных медицинских групп [3], экспериментальная группа по разработанной методике.

Методика занятий фитнес-йогой состояла из 3 этапов. Первый - адаптационный (12 месяца), направленный на приспособление организма к специфическим упражнениям йоги. Он состоял из дыхательных упражнений и упражнений из исходных положений: сидя, лежа на спине, лежа на животе, колено-кистевого положения. Интенсивность выполнения упражнений в статическом режиме - удержание позы 30 секунд; в динамическом режиме - 4 повторения. Из методов развития гибкости применяются: антагонистический стретчинг, пассивный динамический стретчинг, пассивный статический стретчинг, активный динамический стретчинг.

Второй этап - основной (3-4 месяц), в котором упражнения усложнялись и адаптировались под морфофункциональные возможности студенток. В программу занятий добавлялись модифицированные асаны из исходного положения стоя и асаны на скручивания с использованием блоков и ремней для йоги. Интенсивность выполнения упражнений в статическом режиме - удержание позы более 30 секунд; в динамическом режиме - 6 повторений. Из методов развития гибкости применяются также антагонистический стрет-чинг, пассивный динамический стретчинг, пассивный статический стретчинг, активный динамический стретчинг, активный статический стретчинг.

Третий этап - стабилизирующий (5-6 месяц). На данном этапе асаны выполнялись в полном объеме без дополнительного оборудования из различных исходных положений. Интенсивность выполнения упражнений в статическом режиме - удержание позы до 1 минуты; в динамическом режиме - 8 повторений. Из методов развития гибкости применяются: антагонистический стретчинг, активный динамический стретчинг, активный статический стретчинг.

Занятие фитнес-йогой состояло из трех частей: подготовительная (10 минут), основная (30 минут), заключительная (20 минут). В подготовительной части применялся комплекс сурья-намаскар, который в соответствии с этапами усложнялся. Заканчивалось занятие шавасаной с применением дыхательных упражнений и различных медитативных техник для глубокого расслабления.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности занятий фитнес-йогой использовались пробы Штанге, Генчи, показывающие состояние дыхательной системы, ортостатическая проба для оценки деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы, а также тесты на силу, гибкость и координацию для определения состояния мышечной системы.

На начало эксперимента достоверных различий у исследуемых групп не наблюдалось (таблица). После реализации разработанного содержания и методики занятий между контрольной и экспериментальной группами выявлены достоверные различия по всем представленным тестам. При этом достоверные различия выявлены во внутригрупповых показателях экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе они обнаружены только лишь в показателях гибкости, силовой выносливости мышц спины и живота на уровне Р<0,05.

Таблица - Достоверность различий в показателях функционального состояния и физической подготовленности девушек специальной медицинской группы в течение педагогического эксперимента_

Название До эксперимента Р После эксперимента Р

КГ (п=11) ЭГ (п=11) КГ (п=11) ЭГ (п=11)

х±т х±т х±т х±т

Пробы

Штанге (с) 23,2± 1,79 22,1±1,04 >0,05 24,5±2,11 35,0±2,27 <0,01

Генчи (с) 17,8±1,32 20,0±1,18 >0,05 18,8±1,31 23,8±1,23 <0,05

Название До эксперимента Р После эксперимента Р

КГ (n=11) ЭГ (n=11) КГ (n=11) ЭГ (n=11)

х±ш х±ш х±ш х±ш

Ортостатическая проба (уд. мин) 19,6±1,38 18,8±1,54 >0,05 19,4±1,16 14,9±1,11 <0,01

Тесты

Силовая выносливость мышц спины (с) 20,3±1,4 22,8±1,88 >0,05 21,7±1,27 27,1±1,5 <0,01

Силовая выносливость мышц живота (с) 16,5±1,02 17,5±1,18 >0,05 21,7±1,27 26,4± 1,10 <0,01

Подвижность плечевого сустава (выкрут) (см) 101,5±3,86 97,0±3,70 >0,05 100,7±3,47 87,7±3,27 <0,01

Наклон вперед из исходного положения стоя (см) 5,27±1,61 5,36±1,37 >0,05 6,72±1,60 10,7±1,16 <0,05

«Фламинго» (кол-во попыток) 7,18±1,06 5,63±1,11 >0,05 7,27±1,53 2,72±0,53 <0,01

ВЫВОД

Полученные исследования свидетельствуют о том, что разработанная методика и содержание занятий фитнес-йогой для девушек специальной медицинской группы, состоящая из последовательных этапов, а также включающая специальные дыхательные, силовые, статические и координационные упражнения, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильфанова Е.К. Применение фитнес-йоги в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп в педагогическом вузе / Е.К. Гильфанова, В.Ф. Аглеев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 8. - С. 16-20.

2. Облочков С.Г. Программно-методическое обеспечение с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза / С.Г. Облочков // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 48-50.

3. Особенности занятий со студентами СМГ в рамках учебных занятий / С.П. Шепель, Т.И. Макаренкова, Е.Ю. Внукова, Е.Г. Михальченко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - №1. - С. 107-114.

4. Филимонова О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. - Краснодар, 2017. - 103 с.

REFERENCES

1. Gilfanova, E.K. and Agleev, V.F. (2009), "Application of fitness yoga in physical education of students of special medical groups in pedagogical university", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 16-20.

2. Oblochkov, S.G. (2010),"Software and methodological support with young women of a special medical group in the junior courses of a pedagogical university", Theory and practice ofphysical culture, No. 2. pp. 48-50.

3. Shepel, S.P., Makarenkova, T.I., Vnukova E.Yu. and Mikhalchenko E.G. (2018) "Features of classes with SMG students in the framework of training sessions", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 1. pp. 107-114.

4. Filimonova O.S. and Romanenko N.I. (2017), Modern physical culture and health technologies: textbook, Krasnodar.

Контактная информация: saido4ek@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.