чужой деятельности и чужого сознания. Преподаватель диалогически включается в сознание студента, отнюдь не стремясь занять в нем место диктатора или законодателя, он с самого начала является его собеседником, который не просто признает право своего партнера по общению на собственные мнения, а заинтересован в том, чтобы его партнер сохранил самостоятельность в суждениях.
Таким образом, в ракурсе нашего исследования педагог выступает как консультант, организатор среды обучения и формирования познавательной самостоятельности, как своеобразный посредник между студентом и социальным опытом в форме культуры. При этом важно отметить, что решающее влияние на студента осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его лич-
ность.
Одновременно с изменением психологической позиции преподавателя происходит и смена статуса студента. Последний выступает как докладчик, эрудит, оппонент в споре, проблематизатор, «генератор
идей», критик, рецензент сообщения товарища или педагог одним словом, позиция «ученичества» заменяется позицией «партнерства».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кондаурова, И. К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза (на материале физико-математических дисциплин): Автореф. канд. пед. наук / И. К. Кондаурова. - Саратов, 1999 - 24 с.
2. Коржуев А.В. Подготовка преподавателя высшей школы / А. В. Коржуев. В. А. Попков. // Педагогика, 2000. №7.- С. 53-56.
3. Садыкова О.И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов технических вузов. Дисс...канд.пед.наук, Тула, 2003 - 195с.
4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологи В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
□ Авторы статьи:
Мичурина Елена Сергеевна
- канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики
Рябоконь Елена Александровна
- канд. пед. наук, доц. межвузовской каф. общей и вузовской педагогики КемГУ
Тришина Ольга Юрьевна ст. препод. каф. психологии и педагогики
УДК 37.035.7
В.Я. Лещинский, В.А.Концеба
МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ОТБОРА ГРАЖДАН КАНДИДАТАМИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Для заключения контрактов об обучении по программам подготовки офицеров запаса на факультете военного обучения (ФВО), в качестве кандидатов рассматриваются граждане РФ, обучающиеся в вузе по очной форме обучения, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие требованиям, установленными Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе».
Граждане, изъявившие желание заключить контракт, подают заявление установленного образца на имя ректора университета.
Для определения соответствия кандидатов на ФВО уста-
новленным требованиям проводится профессиональный отбор среди студентов 2-го курса в течение 3-го семестра обучения.
Для организации и проведения мероприятий профессионального отбора ежегодно приказом начальника факультета создаётся комиссия по профессиональному отбору. В состав комиссии включаются должностные лица военных кафедр, на которых возложены обязанности по отбору студентов для обучения по соответствующим военноучетным специальностям (ведущие офицеры, назначенные для комплектования учебных
взводов), внештатные психологи факультета. В состав группы могут также включаться специалисты кафедры психологии университета.
Задачами профессионального отбора на факультете военного обучения являются:
- военно-профессиональная ориентация студентов на обучение по соответствующим специальностям и последующую воинскую службу на офицерских должностях;
- определение профессиональной пригодности кандидатов к обучению на факультете, с последующим прохождением службы офицерами запаса;
- психологическое сопрово-
140
Е.С. Мичурина, Е.А. Рябоконь, О.Ю. Тришина
ждение учебного процесса.
Отбор включает следующие аспекты:
- социальный;
- медицинский (военноврачебная экспертиза);
- профессиональный;
- психологический;
- образовательный (по общей и профессиональной подготовленности);
- физической подготовленности.
1. Организация и проведение социального и образовательного отбора
Социальный отбор проводится ведущими офицерами факультета в ходе социальнопсихологического изучения кандидатов и включает исследование личностных особенностей кандидатов на основе анализа документов, результатов оценки военно-профессиональной на-
правленности и ведущих мотивов деятельности в ходе опроса (беседа, анкетирование).
В процессе социального отбора ведущие офицеры получают информацию, характеризующую жизненный опыт кандидата и его интересы, определяют устойчивость и осознанность мотивов выбора военнопрофессиональной деятельности, его нравственные установки, черты характера, особенности эмоциональноволевой сферы, коммуникативные и организаторские способности и т. д. Обращение к фактам жизненного пути человека позволяет повысить надежность прогнозирования его профессиональной пригодности, а также дает возможность более обоснованного управления дальнейшим процессом интеллектуального и личностного развития будущего военного специалиста.
На основе результатов социального отбора выносится заключение о соответствии социально-психологических ка-
честв кандидата требованиям обучения на факультете,
обобщаются полученные данные и заносятся в карту профессионального отбора кандидата.
При проведении мероприятий по образовательному отбору кандидатов оценивается уровень общеобразовательных знаний (достижений). Эти данные ведущие офицеры совместно с деканатами факультетов получают из анализа зачетной книжки и заносят их в карту профессионального отбора.
Кандидаты на обучение должны иметь средний балл успеваемости по итогам обучения на 1-ом и 2-ом курсах не менее 3,6 балла.
2. Организация и проведение профессионального психологического отбора
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с кандидатами проводятся внештатными психологами факультета путем тестирования для определения соответствия их психологических качеств требованиям избранной военно-учетной специальности. Для определения профессиональной пригодности кандидатов к обучению используются методики проведения профессионального отбора.
По результатам такого отбора выносится заключение о профессиональной пригодности к обучению по военно-учетным специально-
стям с записью в карту профессионального отбора.
3. Организация и проведение медицинского освидетельствования
Прохождение медицинского освидетельствования осуществляется военно-врачебной комиссией при районном военном комиссариате по направлениям, выдаваемым начальником факультета военного обучения.
Кандидаты представляют в военно-врачебную комиссию:
- паспорт и приписное сви-
детельство, где проставлена отметка о состоянии здоровья: «Годен к военной службе» или «Годен к военной службе с незначительными ограничения-
ми». Данные показания позволяют привлечь студента к военной подготовке. При наличии записи о годности с другой формулировкой («Ограниченно годен» и другие записи) он не может быть принят на факультет военного обучения;
- карту медицинского освидетельствования, выдаваемую
на факультете военного обучения, с отметками о сведениях пребывания на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании;
- амбулаторную карту из межвузовской поликлиники.
Результаты медицинского освидетельствования, ведущие офицеры, заносят в карту профессионального отбора кандидата.
4. Организация и проведение отбора по физической подготовленности
Отбор по физической подготовленности проводится ведущими офицерами в дни, установленные приказом ректора университета, включает в качестве упражнений подтягивание на перекладине, бег на 100 м и бег на 3 или 1 км.
Оценка упражнений проводится в соответствии со сборником нормативов по физической подготовке и спорту в ВС РФ для 1-ой возрастной группы. Имеющие неудовлетворительную оценку физической подготовленности на факультет военного обучения не принимаются.
Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, зачисляются в конкурсные списки, на основании которых. комиссия по профессиональному отбору принимает решение о включении установленного количества кандидатов в приказ ректора университета о зачислении на факультет военного
обучения с заключением с ними контракта по установленной форме.
Занятия на факультете военного обучения начинаются с
4-го семестра и проводятся по конкретным для каждого факультета дням.
Граждане, зачисленные для прохождения обучения на фа-
культет военного обучения, прибывают на занятия в военной форме одежде, которую они приобретают самостоятельно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03 1998. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475);
2. Положение об обучении граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 года № 1255;
3. Положение о военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года № 768;
4. Приказ Министра обороны РФ, Министра образования РФ и Директора Федеральной службы железнодорожных войск РФ от 8 мая 2001 года № 215/2006/106-ДСП «Об организации обучения граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах».
□ Авторы статьи:
Лещинский Концеба
Владимир Яковлевич Валентин Андреевич
- полковник, начальник -подполковник, начальник
учебной части факультета военного цикла военной кафедры
обучения