Научная статья на тему 'Методика и некоторые результаты изучения профессиональных мечтаний студентов-психологов'

Методика и некоторые результаты изучения профессиональных мечтаний студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрьева Т. В.

The article offers the method of indirect investigation of the level of formation of students' dreams about their professional career. The diagnostic validity of this method has been examined. The article compares the level of dream formation, indicators of alexithymia and emotional saturation of dreams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and some results of studying the professional dreams of psychology students

The article offers the method of indirect investigation of the level of formation of students' dreams about their professional career. The diagnostic validity of this method has been examined. The article compares the level of dream formation, indicators of alexithymia and emotional saturation of dreams.

Текст научной работы на тему «Методика и некоторые результаты изучения профессиональных мечтаний студентов-психологов»

3. Образовательная среда специальности «Физика» является условием, способствующим перенапряжению и истощению организма студентов. Особенно выражены нарушения психофизиологического здоровья у студентов четвертого курса.

1. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М.,

2001.

2. Чеботарев С.С. // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб., 2003. Т. 8. С. 245-248.

3. ХватоваМ.В., Дьячкова Е.С. // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-89.

4. Диагностика психических состояний и свойств личности в физкультурно-спортивной деятельности: в 2 ч. / авт.-сост.: В.Ф. Попов, А.В. Сычев. Тамбов, 2003. Ч. 2.

Поступила в редакцию 19.01.2007 г.

МЕТОДИКА И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЧТАНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Т.В. Юрьева

Yuryeva TV. Methods and some results of studying the professional dreams of psychology students. The article offers the method of indirect investigation of the level of formation of students’ dreams about their professional career. The diagnostic validity of this method has been examined. The article compares the level of dream formation, indicators of alexithymia and emotional saturation of dreams.

Как свидетельствуют акмеологические исследования [1, 2], развитие профессионализма у специалистов различных специальностей осуществляется по сходным закономерностям, приводящих к формированию системы профессионально важнейших свойств и умений личности, называемых акмеологиче-скими инвариантами. По мнению исследователей, общими акмеологическими инвариантами профессионализма, не зависящими от конкретных сфер деятельности, являются: высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, устойчивая образная сфера, хороший интеллект и др. Особое место в ряду этих качеств занимает антиципа-ционная состоятельность - способность предвосхищать события и строить программы поведения на разные случаи жизни [2]. В последние десятилетия прогностическая предвосхищающая функция психики, связанная с построением моделей потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов.

В ситуации выбора профессии и в процессе овладения ею наилучшим образом ан-тиципационную функцию выполняет мечта. Сложная детерминация феномена мечты, ее

связь с потребностями и ценностными ориентациями личности, множественность выполняемых ею функций, интимно-индивидуальный характер, способность влиять на настоящее делают исследование мечты психологически значимым и перспективным. Казалось бы, это должно найти отражение во множестве публикаций, посвященных данному феномену. Однако это не так. Мечта исследуется в основном в связи с проблемами эмоций [3], творчества [4], воображения [5, 6] и т. д. Специально же проблеме мечтаний не посвящено ни одного сколько-нибудь серьезного исследования. Получается, что мечта как бы обделена вниманием исследователей.

Вопрос о причинах подобного несоответствия однажды уже ставился в истории психологии. В свое время Н.Н. Ланге, проведя сопоставительный анализ разделов психологии, назвал главу об эмоциях «Золушкой психологии», имея в виду, что функций, которые выполняют эмоции, много, а место, отводимое им в системе психологического знания, явно не пропорционально их значимости. Данную ситуацию он объяснял трудностью изучения эмоций.

В полной мере это можно отнести и к проблеме мечтаний. В наших предыдущих попытках изучать профессиональные мечты студентов [7-9] мы столкнулись, прежде всего, с методологическими трудностями. Студенты вообще очень неохотно рассказывают о своих мечтах, в том числе и о профессиональных. Настолько неохотно, что большинство из их мечтаний вполне можно отнести к категории сокровенных (сокрытых, скрываемых). Сказанное позволяет нам рассматривать разработку методики изучения профессиональных мечтаний студентов как самостоятельную, важную научную задачу.

Учитывая интимный характер мечтаний, мы при изучении их отказались от прямых расспросов в форме беседы и прибегли к анонимному анкетированию. Вопросы анкеты были главным образом косвенными, полуоткрытыми, нацеленными на выявление степени сформированности профессиональных мечтаний по ряду критериев. В выборе критериев мы руководствовались, во-первых, мнением Б.И. Додонова [3, с. 164], согласно которому настоящая мечта характеризуется следующим:

- она осознана;

- имеет яркую эмоциональную окраску;

- проявляется в работе воображения;

- прочно закреплена в личности.

Во-вторых, в дополнение к названным

мы использовали собственный критерий -«действенность», понимая под ним способность мечтаний о профессиональном будущем влиять на настоящее, мотивировать его, наделять дополнительными смыслами.

Кроме пунктов, работающих непосредственно на названные критерии, анкета включала также вопросы открытого характера, направленные на выявление содержания мечтаний, способов их актуализации и др. В целях экономии места ниже приводятся только тексты вопросов анкеты без вариантов готовых ответов, предлагаемых студентам для выбора. Также опущены свободные строки, где студенты могли изложить свой вариант ответа, если ни один из предложенных их не утраивал.

Тест-анкета

«Мое профессиональное будущее»

1. Можно ли сказать, что стать хорошим психологом - это и есть твоя мечта?

2. Как хорошо ты представляешь свое профессиональное будущее?

3. Считаешь ли ты свою мечту реальной, осуществимой или это только способ приятно провести время?

4. Как часто ты мечтаешь о своем профессиональном будущем?

5. Приблизительно с какого возраста ты начал задумываться о своем профессиональном будущем?

6. Что обычно является поводом для погружения в мечтания?

7. Охотно ли ты делишься своими мечтами с окружающими?

8. Бывает ли, что во имя осуществления мечты ты вынужден отказываться от чего-то важного для тебя в настоящем?

9. Связаны ли как-либо твоя учеба и представление себя в будущем?

10. Делаешь ли ты что-либо в настоящем, чтобы твоя мечта - стать психологом - сбылась?

11. Мечтал ли ты о других профессиях? О каких именно?

12. Сколько раз (примерно) менялись твои профессиональные мечты?

13. Что повлияло на твой окончательный профессиональный выбор - стать психологом?

14. О чем ты больше всего любишь читать?

15. У тебя есть хобби? Какое?

16. В разговорах на какие темы тебе больше всего нравится принимать участие?

17. Есть ли среди известных тебе психологов человек, на которого ты хотел бы быть похожим?

18. Опиши (желательно подробнее) каким психологом ты точно станешь.

19. А каким психологом ты хотел бы стать, если бы все было возможно?

20. Какие из преподаваемых предметов тебе больше нравятся и почему?

21. На что в будущем ты направишь полученные тобой психологические знания?

22. Какие виды психологической помощи ты хотел бы в будущем оказывать людям?

23. Какая область психологического знания тебя больше всего интересует?

24. Как повлияло заполнение анкеты на твое представление о профессиональном будущем?

В исследовании приняло участие 53 студента 3 курса Института психологии ТГУ им. Г.Р. Державина. Ответы обработаны с помощью контент-анализа по приведенным выше критериям: осознанности, эмоциональной окрашенности и т. д. Результаты обработки позволили сделать выводы об особенностях профессиональных мечтаний выборки в целом, а также разделить испытуемых на три группы: с высоким, средним и низким

уровнем сформированности их мечты. Приводим некоторые из таких выводов.

1. Обработка ответов на 1 вопрос показала следующее. 47 % студентов уверены, что стать хорошим психологом - это и есть их мечта, еще 44 % учащихся на вопрос о соответствии их мечтаний будущей профессии выбрали ответ «Скорее да, чем нет». Только у 9 % опрошенных мечтания прямо не связаны с профессией психолога. Они не хотят работать по специальности, а полученные в университете знания собираются применять при воспитании своих детей, во взаимоотношениях с близкими людьми, а также «для достижения наилучших результатов в другой профессии».

2. Только 1 студент представляет свое профессиональное будущее отчетливо и в деталях. 40 % «в целом отчетливо» представляют свое профессиональное будущее, что, по нашему мнению, свидетельствует в пользу хорошей осознанности их мечтаний. Остальные выбрали ответы: «не вполне отчетливо» (47 %) и «очень смутно» (11 %).

3. 26 % считают свою мечту реальной и вполне осуществимой; 34 % уверены в возможности реализовать свою мечту больше чем наполовину; еще 34 % считают, что им удастся осуществить свои мечты, но менее чем наполовину; 2 студента вообще не уверены в осуществлении своих мечтаний.

4. Ответы студентов на вопрос о частоте погружения их в мечтания распределились так: 6 % часто представляют в мечтах свое профессиональное будущее; 47 % - чуть реже; 38 % - иногда; 9 % никогда не мечтают о профессиональном будущем. Таким образом, можно констатировать, что мечта о будущей профессии постоянно проявляется в работе воображения только у 53 % студентов, остальные обращаются к профессиональным мечтаниям от случая к случаю.

5. Почти половина респондентов - 45 % -начали задумываться о своем профессиональном будущем только в юности, 38 % - в подростковом возрасте, 13 % мечтали об этом в школе, 4 % - с раннего детства. Отсюда мы делаем вывод, что примерно у половины студентов мечты прочно закреплены в личности.

6. Что же побуждает студентов мечтать? Судя по полученным данным, студенты мечтают для того, чтобы более отчетливо пред-

ставить себя в будущем (42 %); чтобы отвлечься от неприятностей (19 %); чтобы испытать удовольствие (19 %); чтобы понять смысл и значение преподносимого им в вузе материала (20 %). Результаты свидетельствуют о том, что мечтания студентов выполняют в основном две функции: в одном случае це-леполагания и планирования, в другом - защитную или компенсаторную.

7. 13 % называют свои мечты сугубо конфиденциальными, 19 % могут рассказать о своих мечтаниях только 1 самому близкому человеку, 53 % опрошенных делятся мечтами с 2-3 близкими людьми и только 3 человека заявили, что они ни от кого не скрывают своих мечтаний. Как видим, в большинстве случаев студенты не склонны делиться мечтаниями с окружающими, что еще раз подчеркивает интимно-личностный характер мечты и актуальность поиска методов ее изучения.

8. 13 % никогда не отказываются от чего-то на сегодня важного для них ради осуществления своей мечты; 80 % делают это время от времени, а 7 % - часто. То есть у большинства студентов мечты носят действенный характер и в той или иной мере мотивируют настоящее. В пользу такого вывода говорят ответы и на два следующих вопроса.

9. Только 4 % опрошенных отметили, что они никак не связывают свою учебу с воображаемым будущим, 70 % четко прослеживают такую связь, а 26 % затруднились ответить на вопрос об обусловленности будущего настоящим.

10. 70 % отметили, что они прилагают усилия для того, чтобы их мечта сбылась, а именно: изучают психологическую литературу, участвуют в научных кружках, выступают на конференциях, пытаются применять полученные знания на практике.

11. 12, 13. Ответы на эти вопросы показывают роль мечты в прошлом, т. е. в уже состоявшемся профессиональном выборе. Судя по ответам, все когда-либо мечтали о других профессиях и в основном их предпочтения менялись 2-3 раза. Что касается окончательного профессионального выбора, то на него повлияли:

- престиж и популярность этой профессии в обществе;

- мысленное представление себя в роли психолога;

- удовольствие, которое можно будет получить в процессе будущей работы;

- стремление лучше понимать других людей;

- потребность разобраться в себе.

Все последующие вопросы носили в основном пилотажный характер. В ответах на них мы с удовлетворением обнаружили, что студенты живут не только учебой и предстоящим будущим.

14. Литературные интересы студентов разнообразны: детективы, романы, исторические романы. В то же время 30 % опрошенных отдают предпочтение научной и научнопопулярной психологической литературе -это в основном те студенты, которым свойственны устойчивые и хорошо развитые профессиональные мечты.

15. К числу предпочитаемых хобби относятся: спорт, танцы, музыка, рукоделие.

16. Наиболее интересными для студентов оказались разговоры на актуальные темы: «межличностные отношения», «политика», «молодежь».

17. Большинство студентов хотели бы стать похожими на своих преподавателей; некоторые назвали также имена известных отечественных и зарубежных психологов.

18. 19. У 21 % опрошенных образ будущей профессии описан увлеченно, всесторонне, в деталях и конкретно, что говорит о хорошей осознанности и эмоциональной окрашенности их мечтаний. К сожалению, остальные 79 % недостаточно четко представляют себя в роли профессионального психолога. Чаще всего встречаются высказывания типа: «я стану чутким.», «понимающим.», «сопереживающим психологом».

20-22. Наиболее интересными, по мнению студентов 3 курса (особенно тех из них, кому свойственные устойчивые профессиональные мечты), являются такие предметы, как возрастная, специальная и социальная психология, что вполне согласуется с ответами на следующий вопрос.

23. Большинство студентов в будущем хотели бы практиковать в области психологического консультирования, психоанализа, семейного консультирования.

24. Примечательно, что работа воображения по представлению студентами своего будущего, вызванная необходимостью заполнить анкету, уже способна (пусть и по-

разному) оказывать влияние на их настоящее: суда по ответам, 32 % студентов стали лучше представлять свое профессиональное будущее; 42 % утвердились в правильности сделанного профессионального выбора; 3 % отметили, что осознали ошибочность выбора будущей профессии. И только на 20 % студентов заполнение анкеты не оказало никакого влияния.

Таковы общие особенности профессиональных мечтаний студентов-психологов третьего года обучения.

Обработка результатов по каждой анкете отдельно позволила разделились респондентов на 3 группы. Студентов, мечтания которых на тему профессионального будущего отвечают всем критериям сформированности мечты, оказалось 24 % (1 группа); 56 % испытуемых были отнесены к группе со средним уровнем сформированности мечтаний (2 группа); у 20 % представления о профессиональном будущем оказались недостаточно, либо вовсе не развитыми (3 группа).

В заключение для проверки диагностической валидности, разработанной нами анкеты, студенты всех групп были протестированы по Торонтской алексетимической шкале [10] и по методике Б.И. Додонова -В.Н. Косырева на определение эмоционального содержания мечтаний [11].

Проведя сравнительный анализ результатов 1-ой и 3-ей групп по шкале алексити-мии, мы получили значимые различия. Средние показатели алекситимии в группе с хорошо сформированными мечтаниями являются низкими - на уровне 61 балла, что характеризует студентов этой группы как не-алекситимичных лиц, т. е. лиц с развитым воображением, свободно выражающих свои чувства и эмоции словами. Тогда как средние показатели алекситимии в 3 группе -70 баллов - превышают норму. Согласно интерпретации, они присущи людям, испытывающим трудность в определении и описании собственных переживаний, обладающим бедной фантазией, сфокусированным в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Таким образом, полученные результаты подтверждают валидность нашей анкеты, поскольку они соответствуют положению Б. И. Додонова о том, что «настоящая мечта ... осознана и проявляется в работе воображения» [3, с. 164].

Анализ данных по методике Б.И. Додо-нова - В.Н. Косырева на определение эмоционального содержания мечтаний показал, что испытуемые, отнесенные к 1 группе, испытывают большее количество разнообразных эмоций в процессе предвосхищения профессионального будущего, по сравнению с испытуемыми из 3 группы, что также свидетельствует в пользу валидности нашей анкеты, согласно другому критерию - «настоящая мечта. имеет яркую эмоциональную окраску» [3].

В целом проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Чтобы профессиональная подготовка проходила более успешно, студент должен обладать навыками построения воображаемой картины желаемого будущего и умением экстраполировать себя-настоящего в это будущее, что невозможно без развитой способности мечтать.

2. Настоящее и будущее студента находятся между собой в двусторонней зависимости, при этом мечта играет роль связующего звена между ними.

3. Чем полнее, чем привлекательнее выстроенная воображением модель профессионального будущего, тем в большей мере она способна детерминировать настоящее, наделяя дополнительными смыслами актуально смыслодефицитные ситуации (прежде всего. учебные).

4. Средние и низкие показатели по критериям сформированности профессиональных мечтаний, обнаруженные у части студентов, позволяют считать, что их мечтания, по большому счету, не выполняют своих позитивных функций, что ставит проблему по-

иска технологии развития конструктивной профессиональной мечты.

1. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М.,

2002.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.

3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

4. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М., 1968.

5. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

6. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования / отв. ред. А.А. Брудный. Бишкек, 1992.

7. Юрьева Т.В. // Ежегодник Института психологии: сб. науч. тр. / под ред. Е.А. Уварова. Тамбов, 2006. № 2. С. 187-191.

8. Юрьева Т.В. // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы пятой Всерос. Интернет-конф., 7-9 июня 2006 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2006. С. 58-62.

9. Юрьева Т. В. // Х1 Державинские чтения. Ин-т психологии. Ин-т физической культуры: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2006 г. / отв. ред. Е.А. Уваров, Е.П. Лисицын. Тамбов, 2006. С. 41-42.

10. Ересько Д.Б., Исурина Г.С., Койдановская Е.В. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. СПб., 1994.

11. Додонов Б.И., Косырев В.Н. // Чувства, воля, психологические особенности личности: метод. рекомендации к лабораторным занятиям по общей психологии для студентов пединститута / под ред. В.Н. Косырева. Тамбов, 1983. С. 7-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 25.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.