Научная статья на тему 'Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации'

Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
953
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / A MODE OF THE FUTURE / SOCIAL / PROFESSIONAL AND SELF-DETERMINATION / SENIOR PUPILS'' VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Валерия Николаевна

Рассматриваются особенности социального, профессионального и личностного самоопределения старшеклассников с учетом особенностей их представлений о собственном будущем и ценностных ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior pupils'' notion of the future as the aspect of their socialization

Peculiarities of youth's social, professional and personal self-determination, taking into account their notion of the future and values are considered.

Текст научной работы на тему «Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О БУДУЩЕМ КАК АСПЕКТ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В.Н. Петрова (Томск)

Аннотация. Рассматриваются особенности социального, профессионального и личностного самоопределения старшеклассников с учетом особенностей их представлений о собственном будущем и ценностных ориентации.

Ключевые слова: образ будущего, профессиональное, личностное и социальное самоопределение, ценностные ориентации.

Одной из первичных функций психики человека, в частности его сознания, является функция моделирования будущего. Образ будущего является важной составляющей субъективной картины жизненного пути, а сформированность представлений о будущем может выступать критерием зрелости личности.

По мнению И.С. Кона, «жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствия построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, с другой стороны, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности» [9, с. 119].

Для старшеклассников особую актуальность приобретают фундаментальные задачи социального, личностного и профессионального самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире. Это во многом связано с возрастными новообразованиями и такими факторами, как развитие самосознания и поиск себя [9]. Речь в первую очередь идет о ценностных ори-ентациях как устойчивом образовании личности, способствующих становлению мировоззрения и успешному формированию образа возможного будущего.

Образ будущего является связующим звеном между актуальной жизненной ситуацией и отдаленными жизненными целями, указывающими пути их возможной реализации. По мнению многих психологов (К.А. Абульхано-ва-Славская, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, A.A. Кро-ник), образ будущего, его сформированность, реалистичность и т.д. определяются уровнем сформированное™ различных видов самоопределения, которое, в свою очередь, базируется на ценностных ориентациях личности.

В психологии существует множество близких понятий, которые в той или иной мере можно соотнести с термином «ценностные ориентации». Кроме того, данное понятие по-разному интерпретируется в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации» практически совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-по-требностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятие «ценности», «потреб-

ности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «личностные смыслы» [14, 15].

Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. В этой связи для определения места ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих необходимо разграничить это понятие со смежными, с такими, как «потребность», «мотив», «установка», «атгипод», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение».

Ф.Е. Василюк считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом [5], Д.А. Леонтьев отмечает, что в отличие от потребностей ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а притягивают извне [10].

При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д.Н. Узнадзе называет установкой. Таким образом, и установка, и ценностные ориентации характеризуют некоторое состояние готовности к деятельности. Но при этом ценностные ориентации охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки.

Для характеристики социальной активности человека часто используется понятие «социальная установка», или «атгитюд», который У. Томас и Ф. Занецкий определили как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» [2]. Атгитюд при этом понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет эти регулятивные образования в так называемые диспозиции, или предрасположенности. Согласно его концепции, существует иерархическая система диспо-зиционных образований, уровни регуляции поведения различаются долей биологических и социальных компонентов. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы в очень сильной степени взаимосвязаны с ценностями социальной общности, с которой идентифицирует себя личность.

К.А. Абульханова-Славская и A.B. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях:

- принятие (или отрицание) и реализация определенных ценностей;

- усиление (или снижение) их значимости;

- удержание (или потеря) этих ценностей во времени.

Б.С. Братусь определяет личностные ценности как

«осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [3].

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу [13], человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка [5] является своего рода продуктом ценностной системы личности. Д.А. Леонтьев отмечает, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [10].

М. ЯокеасЬ [ 15] определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования». Он рассматривает систему ценностей личности как иерархию. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, т.е. не включенное в систему.

Структурный характер системы ценностных ориентации, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

Многие авторы рассматривают ценностные ориентации как подсистему более широкой структуры, описываемой как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.п. и имеющей, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования образа возможного будущего и системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для их формирования предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного количества жизненного опыта, занятие определенного социального положения. Процесс формирования этих личностных структур стимулируется расширением сферы общения, столкновением с многообразием возможных форм поведения, взглядов, идеалов. В юношеском возрасте происходит качественный пересмотр характера жизненного мира.

Самоопределение - один из существенных этапов развития личности, поэтому изучение проблем становления и развития самоопределения представляет особый интерес. Самоопределение начинается в конце периода обучения в школе, когда перед выпускниками возникает необходимость решать проблему своего будущего, самостоятельно ставить перед собой цели и разрабатывать пути их достижения. Процесс самоопределения основывается на устоявшихся интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и условий жизни.

Д.А. Леонтьев отмечает, что первым, так называемым нормативным, вынужденным самоопределением является профессиональное [10]. Оно является обязательным, хотя можно отложить это решение, продолжая образование в каком-либо вузе или техникуме, выбранном по критерию доступности. В нашем обществе именно этот момент является переломным в социальной позиции, поскольку считается, что разница между студентом и работающим намного меньше, чем между школьником и студентом.

Проблемы социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места в жизни становятся для молодежи особенно важными, так как они связаны с такими характеристиками, как развитие самосознания и поиск себя. В этом возрасте происходит снятие внутренних ограничений и внешнего контроля поведения со стороны родителей и учителей. Возникают большая раскованность и свобода в общении и деятельности.

В данном исследовании нами была предпринята попытка изучения представлений старшеклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании.

В качестве методов исследования нами был применен опросник терминальных ценностей (ОтеЦ), созданный на основе теории М. Рокича, который позволяет определить степень сформированное™ и особенности самоопределения, а также разработанная нами анкета, вопросы которой направлены на выявление круга наиболее значимых людей, представлений о будущей профессии, о взрослости, самостоятельности и о будущей семье.

Ниже приводится текст использованной нами анкеты.

В списке перечисленных лиц (мать, отец, брат, сестра, друг, подруга, учитель, знакомые, взрослые, родственники, другие, никто) отметьте тех:

№18

Сибирский психологический журнал

2003 г.

1. К кому обращаешься за помощью в трудной жизненной ситуации?

2. С кем поделишься радостью?

3. Кому расскажешь о неприятностях?

4. С кем ты наиболее откровенен?

5. С кем ты посоветуешься, если хочешь что-нибудь изменить в своей жизни?

6. Кто служит тебе примером в жизни?

7. Кто вправе указывать тебе на твои недостатки?

8. Выбери из приведенных ответов тот, который в наибольшей степени соответствует твоему взгляду на будущее:

- с уверенностью и оптимизмом смотрю в будущее;

- у меня есп> сомнения, что моя жизнь сложится удачно;

- испытываю страх и пессимизм.

9. С кем ты связываешь свое представление о взрослости (не более двух ответов):

- получение необходимого образования;

- устройство на постоянную работу;

- создание собственной семьи;

- необходимость отвечать за свои поступки;

- обретение самостоятельности;

- возможность жить отдельно от родителей;

- возможность заниматься любимым делом;

- материальная независимость; -другое.

10. Что тебе нужно для самостоятельной жизни (не более двух ответов):

- умение зарабатывать деньги;

- быть волевым человеком;

- быть деловым человеком;

- уметь отстаивать свои интересы;

- быть хорошим профессионалом;

- иметь постоянную работу;

- другое.

11. Какое образование ты считаешь достаточным для себя:

- специальное;

- высшее;

- аспирантура и защита диссертации.

12. Хочешь ли ты работать?

13. Выбрал ли ты профессию? Если выбрал, то какую и почему?

14. Что привлекает тебя в интересующей профессии:

- высокая заработная плата;

- престиж профессии;

- интересная работа;

- возможность сделать карьеру;

- возможность развить способности; -другое.

15. Чье мнение в наибольшей степени повлияло на твой выбор профессии?

16. В какой степени при осуществлении своих планов ты рассчитываешь на помощь друзей, родственников, знакомых?

В исследовании приняли участие учащиеся выпускных одиннадцатых классов школ города Томска в ко-

личестве 59 человек. Для более глубокого анализа результатов нами применялись методы статистического анализа.

В ходе исследования нами было выявлено, что, несмотря на стремление к самостоятельности, которое характерно для данного возраста, родители продолжают играть важную роль и именно к ним старшеклассники обращаются в первую очередь за советом и помощью. Девочки предпочитают обращаться к маме, а мальчики - к папе.

Что касается проживания положительных моментов жизни, то тут нами были обнаружены интересные различия: мальчики предпочитают делиться ими внутри семьи, с родителями, а девочки - с друзьями, что свидетельствует об опережающем характере социального самоопределения у девочек по сравнению с мальчиками. Подтверждением сделанного нами вывода служит также и то, что неприятности девочки также предпочитают обсуждать с подругами, а мальчики не рассказывают о них никому.

При планировании будущего старшеклассники также в наибольшей степени опираются на мнение собственных родителей, при этом эталоном как для девочек, так и для юношей является мать. Нас насторожил тот факт, что отец значительно реже является образцом для подражания. Точно так же и критику юноши и девочки скорее готовы принять со стороны матери. На наш взгляд, это говорит о преобладающем авторитете женщины в семье и о ее руководящей роли в ней.

Важным является и тот факт, что нам не удалось выявить влияния педагогов на процесс принятия решений старшеклассниками. Их авторитет явно невелик и не имеет решающего значения. Таким образом, референтной группой для старшеклассников явно является их семья.

Изучение влияния образа будущего на профессиональное, личностное и социальное самоопределение старшеклассников показало, что в первую очередь надо отметить явное позитивное и оптимистичное отношение к нему с их стороны. Как нам кажется, у многих юношей и девушек эта уверенность не базируется на тщательной проработке путей достижения поставленных целей.

В сфере профессионального самоопределения практически все учащиеся обнаружили ориентацию на получение высшего образования, однако треть из них еще по-прежнему не выбрала конкретной профессии, что свидетельствует о внутренней неготовности к принятию решения в данной сфере. Старшеклассники слабо интересуются содержанием будущей трудовой деятельности. Главным критерием выбора для них является уровень заработной платы. Большинство рассчитывают на помощь со стороны близких при получении образования.

Полученные данные подтвердились при анализе ценностных ориентаций старшеклассников. В целом нами была обнаружена общая диффузность, размытость цен-

ностной сферы личности. Наибольшую ценность для юношей и девушек представляет общение с друзьями и сверстниками, они слабо ориентированы на активную деятельность и принятие решений по поводу собственного будущего.

Проведенное нами исследование позволяет сделать общий вывод о размытости образа будущего у многих старшеклассников, их общей слабой готовности к принятию самостоятельных решений и обшей несформи-рованности самоопределения.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.

2. Безменова И.К., Гулевич O.A. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. М.: РПО, 1999. 144 с.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 301 с.

4. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. 380 с.

5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-101.

6. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.

7. Касаткина Н.Э. Жизненные и профессиональные планы современной молодежи // Вопросы обшей и дифференциальной психологии. 1999.

Вып. 4. С. 304-312.

8. Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 29-35.

9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.

10. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 372-377.

12. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл.-бук.: Ваклор, 1997. 300 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

14. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе И Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.

15. Rokeach М. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.

SENIOR PUPILS' NOTION OF THE FUTURE AS THE ASPECT OF THEIR SOCIALIZATION V.N. Petrova (Tomsk)

Summary. Peculiarities of youth's social, professional and personal self-determination, taking into account their notion of the future and values are considered.

Key words: a mode of the future, social, professional and self-determination, senior pupils' values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.