Научная статья на тему 'Диагностика затрудненного общения личности подростка'

Диагностика затрудненного общения личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1175
394
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Киселева Е. Ю.

The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality

Diagnostics of discomfort communication of teenager

The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality

Текст научной работы на тему «Диагностика затрудненного общения личности подростка»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 2. С. 113-117.

УДК 93(571.1)

Е.Ю. Киселева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ДИАГНОСТИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality

Изучение общения на протяжении ряда лет является актуальной проблемой для ученых, исследователей, педагогов-практиков, общественно-политических деятелей в связи с огромной востребованностью организаторских и коммуникативных способностей личности. Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации.

Говоря о подростковом возрасте, где общение является ведущей деятельностью, мы все чаще сталкиваемся с тем, что при общении у подростков обнаруживаются такие черты, как хвастливость, высокомерие, эгоцентричность либо, наоборот, неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, низкий самоконтроль, непредсказуемые реакции на критику и нереальные притязания и т. д. Такое общение в современной психологии принято называть затрудненным. Затрудненное общение, по мнению различных авторов, чаще всего вызвано искажениями в одном или нескольких компонентах общения (поведенческом, аффективном, когнитивном или ценностно-смысловой сфере). Целью данной статьи является формирование диагностического блока, необходимого для исследования затрудненного общения личности с учетом указанных выше компонентов общения.

1. Среди методик, исследующих поведенческую составляющую затрудненного общения, рассмотрим прежде всего методики СУМО и КОСКОМ, разработанные В.Н. Куницыной [8]. В опросник «Саморегуляция и успешность межличностного общения» входят основные шкалы: «свойства, облегчающие общение» и «свойства, затрудняющие общение» и дополнительные шкалы: «рефлексивность», «доверие», «уверенность», «понимание других людей», «мотивов их поведения», «адаптивность», «гибкость»; «манипулятивный стиль общения» и др. Опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» служит для измерения социальной компетентности как сложного многоуровневого психологического образования, в который входит социально-психологическая компетентность. К настоящему времени тест состоит из 15 основных шкал таких, как «имидж», «эгокомпетентность», «коммуни-

© Е.Ю. Киселева, 2008

кативная компетентность», «вербальная

компетентность», «оперативная социальная компетентность» и др.

Одной из наиболее известных методик, применяемых для описания поведения в конфликтной ситуации, является «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса (см. об этом: [5]), где выделяются способы поведения: соперничество, приспособление,

компромисс, избегание и сотрудничество.

В своем исследовании мы остановили свой выбор на методике «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой [15]. В данной методике изучается 28 показателей техники общения, которые могут быть объединены в 4 группы:

1) вербальные средства общения;

2) экспрессивные средства общения;

3) показатели эмпатии;

4) навыки общения.

Эта методика наиболее соответствует целям нашего исследования, так как посвящена поведению личности в обычных, повседневных ситуациях общения, а не только в ситуации конфликта, и направлена специфически на изучение поведенческого компонента в общении.

2. Одной из методик, исследующих эмоциональную составляющую затрудненного общения, является методика РР1 - «Оренбургский личностный опросник» [8]. Основные шкалы РР1: нервозность/стабильность; эмоциональная незрелость/спонтанная агрессивность; депрессивность; фрустриро-ванность; возбудимость; общительность; спокойствие; реактивная агрессивность; открытость/ замкнутость.

Другие методики исследования эмоциональной составляющей поведения посвящены в основном изучению эмпатии, например «Экспресс-диагностика эмпатии», разработанная И. М. Юсуповым [18], которая содержит 6 шкал, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

«Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В.А. Лабунской [9], позволяет изучать характеристики когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии. Здесь уровень развития способности к распознанию эмоциональ-

ных состояний объекта эмпатии и степень точности-инверсии их распознания определяется в зависимости от модальности переживаний и пола объекта эмпатии.

Наиболее традиционной методикой исследования эмпатии является «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (см. об этом: [17]). Она используется для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Эту методику мы решили использовать как наиболее надежную, проверенную в многолетних исследованиях.

3. Одной из первых методик, исследующих когнитивную составляющую затрудненного общения, был тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Сал-ливена [8]. Методика, адаптированная Е.С. Алешиной-Михайловой, включает в себя 4 субтеста, три из которых составлены на невербальном стимульном материале и один - на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта Дж. Гилфорда: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.

Тест «Двадцать вопросов» N.E. Waxler’а предназначен для выявления коммуникативных отклонений. Впервые методика была использована F.A. Mosher, J.R. Hornsby в 1966 г. Позднее эта методика была адаптирована для изучения семейного взаимодействия N.E. Waxier в 1974 г. Адаптация методики в нашей стране была выполнена Г.И. Саганенко [13].

Бланковая методика «Самооценка-25» -СО-25 [8, с. 524], разработанная В.Н. Ку-нициной, измеряет степень развития 25 свойств личности, относящихся преимущественно к социальному интеллекту. Свойства объединены в следующие блоки: 1 - сноровка, хватка; 2 - свойства социального интеллекта; 3 - коммуникативная компетентность; 4 - социальная компетентность.

Исследователи И.П. Шкуратова (1994) и А.Л. Южанинова (1990) связывают характеристики социально-перцептивной

сферы субъекта общения с такими составляющими когнитивного стиля, как полезависимость - поленезависимость,

понятийная дифференцированность и когнитивная сложность - простота. Стилевой параметр полезависимости - поле-независимости описан Г. Уиткиным в связи с изучением эффекта «фигура-фон» в тестах пространственной ориентации и эффекта «часть-целое» в перцептивных тестах: «Стержень-рамка», «Регулирование положения тела», «Включенные фигуры» (см. об этом: [7, с. 289-290]).

Методики диагностики понятийной сложности являются следующим когнитивным стилевым параметром. С их помощью выявляются индивидуальные различия в особенностях интерпретации происходящего, обусловленные уровнем развития дифференциации и интеграции понятий в рамках индивидуальной понятийной системы. Полюс «конкретности» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий, полюс абстрактности - их высокой степенью (методики «Завершение предложений», «Я верю, что...») (см. об этом: [7, с. 299-301]).

Еще одним когнитивным стилевым параметром являются методики исследования когнитивной простоты - сложности. Тест «Техника репертуарных решеток» (Repertory Grid Technique), предложенный Дж. Келли (1955), является методом изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру (см. об этом: [16, с. 35]).

Согласно исследованиям ряда авторов [9; 17; 18], субъекта затрудненного общения отличает низкий уровень развития некоторых социально-перцептивных способностей: 1) понимания другого человека; 2) эмпатии; 3) идентификации; 4) психологической проницательности, - поэтому, рассматривая вышеперечисленные методики, при изучении когнитивной составляющей затрудненного общения необходимо исследовать не столько особенности рефлексии и общий интеллект, сколько интеллект социальный. Поэтому из перечисленных методик мы отдали предпочтение методике СО-25, с помощью которой надеемся изучить уровень социального интеллекта у субъектов затрудненного общения.

4. Методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу личности,

условно можно разделить на несколько блоков.

• Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности либо мотивационной тенденции.

В тесте ценностных предпочтений Г. Оллпорта, Ф. Вернона и Г. Линдсея (см. об этом: [1, с. 4]) для каждого из шести идеальных типов Шпрангера выделена та или иная ведущая, определяющая личностный тип ценность: 1. Полезность - для экономического типа личности. 2. Форма или гармония - для эстетического типа. 3. Открытие истины - для теоретического типа. 4. Любовь к людям - для социального типа. 5. Единение - для религиозного типа. 6. Власть - для политического типа.

Для выявления личностных ценностей индивида существует тест личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS - Edvards Personal Preference Schedule) (см. об этом: [3, с. 222-223]). Тест Эдвардса построен по принципу попарных сравнений отдельных высказываний, характеризующих личные предпочтения обследуемого. К этой же группе тестов можно отнести ряд методик, позволяющих установить различные типы направленности личности, но не изучающих ее ведущие ценности непосредственно. В частности, для определения личностной направленности («на себя», «на общение», «на дело») в настоящее время используется «ориентационная анкета» (ОА), разработанная

Б. Бассом (1967) (см. об этом: [12]).

Б.И. Додоновым (1978) была предложена классификация «ценных» эмоций, благодаря которой возможно определение эмоциональной направленности личности. На этой основе им разработан опросник эмоциональной направленности личности (ЭНЛ), выявляющий следующие типы эмоциональной направленности: альтруистические, коммуникативные, глориче-ские, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонические и акизитивные.

• Методики, направленные на исследование ценностной системы, или иерархии ценностных ориентаций личности.

Среди методик этого блока сегодня наиболее распространен тест М. Рокича

(RVS - Rokeach Value Survay). В нашей стране на основе теоретических положений М. Рокича о системе ценностей личности И. Г. Сениным был предложен собственный опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (см. об этом: [11, с. 345]), который позволяет оценить выраженность восьми терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя и т. д.); а также их представленность в различных сферах жизни.

• Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности.

В Технике изучения ценностей молодежи и студентов, предложенной Г. Олл-портом и Дж. Гилеспи, исследуемым предлагается написать собственную «автобиографию будущего». Обработка таких автобиографий осуществляется методом контент-анализа, что, в частности, позволяет выявить существующие различия в системе базовых ценностей представителей тех или иных культурных групп [11, с. 345].

В методике Х. Кантрила (см. об этом:

[14]) испытуемому предлагается в свободной форме ответить на ряд открытых вопросов, посвященных степени удовлетворенности жизнью и тем миром, в котором он живет, а также устремлениям и надеждам на будущее.

• Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы.

Ориентация на собственную, «автономную» систему ценностей, интенсивное переживание человеком наличия смысла жизни, связанное с осознанием им ответственности за результаты своей деятельности, в наибольшей степени характерны для самоактуализирующейся личности.

Измеряющий уровень самоактуализации «опросник личностных ориентаций» (POI - рersonaI Orientation Inventory)

Э. Кострома был адаптирован в России Л.Я. Гозманом, М. В. Крезом, М. В. Латинской [4], а также И.Ф. Калиной [6] и стал называться «Самоактуализационный тест» (CAT). Основными, базовыми шкалами CAT являются «шкала компетентности во времени» и «шкала поддержки», дополнительные двенадцать шкал ориентированы на отдельные аспекты самоактуализации:

«ценностные ориентации», «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самоуважение», «самоприня-тие» и др.

Наиболее известной методикой оценки меры принятия ответственности является шкала локуса контроля Дж. Ротте-ра (см. об этом: [1]). На основе шкалы Роттера и других методик оценки интер-нальности - экстернальности Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд создали собственный опросник уровня субъективного контроля (УСК) [2]. Тест УСК позволяет измерить общий уровень интерналь-ности, интернальность в области межличностных, семейных отношений, в отношении неудач и др.

• Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций.

Тест Дж. Крамбо и Л. Махолик (1964) «Цель в жизни» (PIL - Purpose in Life) количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием «экзистенциальной фрустрации» (см. об этом: [10, с. 3]). Еще один многомерный тест смысложизненных ориентации (СЖО) Дж. Крамбо выявляет общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации («Цели в жизни»; «Процесс жизни»; «Результативность жизни») и два аспекта локуса контроля («Я»; «Жизнь»).

Целям нашего исследования наиболее соответствуют методики CAT и УСК, поскольку они предназначены специфически для исследования сформированности ценностно-смысловой сферы личности.

Таким образом, для определения отклонений в основных сферах общения у субъекта затрудненного общения целесообразно использовать следующие методики и опросники: на поведенческом уровне

- «Измерение техники общения» Н.Д. Тво-роговой [15]; эмоциональном - «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (см. об этом: [17]); когнитивном - СО-25 В.Н. Кунициной [8]; на уровне ценностно-смысловой сферы -САТ Э. Шострома (см. об этом: [4]) и УСК Дж. Роттера (см. об этом: [2]).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Анастази А. Психологическое тестирование /

Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 4.

[2] Бажин Е.Ф. Метод исследования субъективного

контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина,

A.М. Эткинд // Психологич. журнал. 1984. № 3 (5). С. 32-37.

[3] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психоди-

агностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер, 1999. С. 222-223, 389.

[4] Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М.: Педагогика, 1995. С. 45.

[5] Гоишина И.В. К вопросу о предрасположенно-

сти к конфликтному поведению // Психические состояния: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Крылов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С. 182.

[6] Калина Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия // А. Маслоу. Психология бытия. М.: Смысл, 1997. С. 304.

[7] Когнитивная психология: Учебник / Под ред.

B.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова. М., 2002.

C. 289-290, 299-301.

[8] Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголь-ша. СПб.: Питер, 2001. С. 502-504, 506, 524.

[9] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение

и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 592.

[10] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. С. 3, 8.

[11] Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+, 1998. С. 345.

[12] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

- С. 528.

[13] Саганенко Г.И. Исследование когнитивных компонентов общения // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Сб. ст. / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. С. 233- 238.

[14] Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1999. С. 90.

[15] Творогова Н.Д. Измерение техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Беляковой. М.: МГУ, 1992. С. 27-48.

[16] Франселла Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. С. 35.

[17] Юсупов И.М. Шкала эмоционального отклика / И.М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2003. С. 295-298.

[18] Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 49-56.