Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИНРОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИНРОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВОЕ ОРУЖИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилёв Антон Михайлович

В настоящей статье рассматриваются особенности методики обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России на занятиях по огневой подготовки, которые способствуют развитию специальных физических качеств, необходимых при стрельбе из боевого оружия. Авторами проанализированы вопросы необходимости развития силовой и статической выносливости для совершенствования навыков стрельбы из пистолета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилёв Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OFFORMATION OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

This article discusses the features of the methodology of training cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in fire training classes, which contribute to the development of special physical qualities necessary when shooting from combat weapons. The authors analyzed the issues of the need to develop strength and static endurance to improve pistol shooting skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИНРОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ»

ческого воспитания, а это невозможно без изучения и применения исторического опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы / Р.В. Балашов, В.И. Лутовинов, И.В. Метлик, С.П. Поляков. - Москва : ДОСААФ России, - 2010. - 75 с.

2. Гаврилова, О.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества / О.В.Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2021 - № 4 (53). - С. 51-55.

3. Лункин, А.Н. Коррегирование в профессиональном образовании курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур России в период пандемии и вестибулярной устойчивости / А.Н. Лункин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 223-227.

4. Тимошенко, Ю.В. Развитие патриотического воспитания в России / Ю.В. Тимошенко // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (211).- С. 319-322.

REFERENCES

1. Balashov, R.V., Lutovinov, V.I., Metlik, I.V.and Polyakov, S.P. (2010), Military-patriotic education and training of youth for military service: history and modernity: teaching materials, DOSAAF of Russia, Moscow.

2. Gavrilova, O.V. (2021), "Topical issues of patriotic education at present stage of development of Russian society", Psychological and pedagogical problems of human security and society, No. 4 (53), pp. 51-55.

3. Lunkin, A.N. (2022), "Correction in vocational education of cadets and students of educational organizations of power structures of Russia during the pandemic and vestibular stability", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 223-227.

4. Timoshenko, Yu.V. (2018), "Development of patriotic education in Russia", Young scientist, No. 25 (2011), pp. 319-322.

Контактная информация: filikolga@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.011.3:799.3

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Антон Михайлович Гилёв, старший преподаватель, мастер спорта России, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности методики обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России на занятиях по огневой подготовки, которые способствуют развитию специальных физических качеств, необходимых при стрельбе из боевого оружия. Авторами проанализированы вопросы необходимости развития силовой и статической выносливости для совершенствования навыков стрельбы из пистолета.

Ключевые слова: боевое оружие, специальная физическая подготовка, уголовно-исполнительная система, огневая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p103-106

METHODS OF FORMATION OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES Anton Mikhailovich Gilev, the senior teacher, master of sports of Russia, Academy of law and management of the Federal penitentiary service, Ryazan

Abstract

This article discusses the features of the methodology of training cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in fire training classes, which contribute to the development of special physical qualities necessary when shooting from combat weapons. The authors analyzed the issues of the need to develop strength and static endurance to improve pistol shooting skills.

Keywords: combat weapons, special physical training, penal enforcement system, fire training.

ВВЕДЕНИЕ

При проведении занятий по огневой подготовке курсантам на первоначальном этапе обучения, часто приходится отвечать на вопросы о том, для чего необходима работа без патрона или на стрелковых тренажерах, для чего нужно отрабатывать элементы техники стрельбы с учебным оружием «вхолостую», и какие упражнения необходимо выполнять для того, чтобы добиться положительного результата.

На наш взгляд, развитие необходимых качеств у стрелка обеспечивается не только общей физической подготовкой (ОФП), но и специальной физической подготовкой (СФП). СФП проводится с целью развития у курсантов необходимых двигательных стереотипов, служащих предпосылкой для достижения высоких результатов в стрельбе.

Актуальность проблемы нашего исследования состоит в том, что лишь включение средств СФП способствует формированию у обучающихся специализированного комплекса навыков, прочно усвоенных умений, способности правильно сосредотачивать внимание на выполнении конкретных действий, осуществление которых должно происходить автоматизировано. Для достижения высоких результатов в стрельбе необходимо развивать специальные физические качества, такие как: сила, статическая и силовая выносливость, быстрота, ловкость, меткость и др.

МЕТОДИКА

В исследовании участвовали две учебные группы курсантов по 25 человек. Учебно-тренировочное занятие длилось один час два раза в неделю общей продолжительностью два месяца. Контрольная группа занималась по стандартной рабочей программе. В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия строились с учетом разработанной нами методики.

Перед началом эксперимента обучающиеся выполнили упражнение ПБ-1 по правилам стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия (10 выстрелов за 10 минут). Средний результат в контрольной группе составил 75 очков, в экспериментальной - 73 очков.

Учитывая, что одним из основных специальных физических качеств стрелка является способность устойчиво удерживать оружие, в первую очередь уделялось внимание развитию общей и статистической выносливости обучающихся. Основным способом совершенствования данного качества стал метод строго регламентированных упражнений, включающих применение специальных схем с длительным удержанием оружия в позе изготовки в районе прицеливания с выполнением или без выполнения выстрела и ограниченными интервалами отдыха (таблица 1).

Таблица 1 - Порядок выполнения регламентированных упражнений

Удержание оружия в районе прицеливания Отдых Перерыв между подходом Кол-во подходов

15 с 10 с 30 с 5 раз

15 с 10 с 1 мин 5 раз

20 с 10 с 30 с 6 раз

20 с 10 с 1 мин 6 раз

После проведенных учебно-тренировочных занятий было измерено время удержания оружия от момента его ориентации в районе прицеливания до появления заметных колебаний. Стрелки экспериментальной группы были способны дольше удерживать ору-

жие, чем курсанты из контрольной группы, с которыми не проводились занятия (рисунок).

16 14 12 10 8 6 4 2 0

13,5 13

9,4 9,2

1,2 1,5

Время удержания пистолета Амплитуда колебаний пистолета Коэффициент статической

выносливости

Экспер.гр ■ Контр. Гр. Рисунок - Результаты измерений в экспериментальной и контрольной группах

Так же методика включала еще ряд упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств, необходимых стрелку из боевого оружия (таблица 2). Таблица 2 - Упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств стрелка из боевого оружия

Вид упражнения Интенс-ть по времени Кол-во повторений Усовершенствованные качества

Подъем и удержание оружия в районе прицеливания с отягощением (+ 2 кг) 10-20 сек 3-5 раз Развитие устойчивого положения оружия в точке прицеливания

Подъем и удержание оружия в точке прицеливания со значительным усилием обжатия пистолетной рукоятки 20-25 сек 3-5 раз Формирование правильной силы сжатия рукоятки пистолета, формирующейся в результате эффекта «мышечной памяти»

Вынос оружия на линию прицеливания с исп. спортив. резинового эспандера 30 сек 10-15 раз Удержание двигательного каркаса стрелка в неподвижности длительное время

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам исследования обе группы выполнили серию из выстрелов на стрелковом тренажере «СКАТТ». При этом средняя длина радиуса колебаний траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени составила 93 мм в контрольной группе, 85 мм в экспериментальной.

В упражнении ПБ-1 среднее количество очков в контрольной группе 81 очков, в экспериментальной 84 очков.

В результате сравнения полученных данных видно, что по результатам исследования больший тренировочный эффект был достигнут в экспериментальной группе.

ВЫВОДЫ

1. Курсанты на первоначальном этапе обучения стрельбе из боевого оружия, имея достаточно хороший уровень физической подготовки, тем не менее, нуждаются в формировании и развитии специальных физических качеств.

2. Правильно построенные учебно-тренировочные занятия способствуют развитию групп мышц, выполняющих основную нагрузку в стрельбе, повышают статическую выносливость, увеличивают устойчивость положения тала стрелка с оружием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн Л.М. Спортивная стрельба из пистолета и револьвера / Л.М. Вайнштейн. -Москва : Воениздат, 1956. - 158 с.

2. Жилина М.А. Методика тренировки стрелка спортсмена / М.А. Жилина. - Москва : ДОСААФ, 1986. - 86 с.

3. Тухфатуллин А.Н. Физическая подготовка стрелков-спортсменов из автомата Калашникова / А.Н. Тухфатуллин, Т.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 12 (190). - С. 269-273.

REFERENCES

1. Weinstein, L.M. (1956), Sport shooting from a pistol and a revolver, Voenizdat, Moscow:

2. Zilina, M. A. (1986), Methods of training arrow athlete, DOSAAF, Moscow.

3. Tukhfatullin, A.N. and Kirillova T.V. (2020), "Physical training of shooters-athletes from the Kalashnikov assault rifle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 269-273.

Контактная информация: Fynjy2603@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2022

УДК 796.29

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, Оксана Ивановна Михель,

старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет,

Сургут

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения подвижных игр в соответствии с программным материалом по физической культуре, примерные упражнения для контроля координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Также рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры, так как он является одним из сензитивных периодов развития данных способностей. Результаты мониторинга позволили скорректировать применение подвижных игр для конкретных координационных способностей в соответствии программным материалом по физической культуре.

Ключевые слова: координационные способности, урок физической культуры качество образования, подвижные игры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p106-110

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COORDINATION ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Marina Yuryevna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, Oksana Ivanovna Mi-

khel, the senior teacher, Surgut State Pedagogical University (Surgut State Pedagogical University), Surgut

Abstract

The article discusses the issues of the use of outdoor games in accordance with the program material on physical culture, exemplary exercises for the control of coordination abilities, substantiates their predictive informativeness. The actual problem of methodological support of meaningful and organizational forms of control of coordination abilities in children of primary school age at physical education lessons is also considered, since it is one of the sensitive periods of development of these abilities. The monitoring results made it possible to adjust the use of outdoor games for specific coordination abilities in accordance with the program material on physical culture.

Keywords: coordination abilities, physical education lesson, quality of education, outdoor games.

ВВЕДЕНИЕ

Координационные способности занимают одно из важнейших мест среди двигательных способностей. Поэтому проблема контроля, оценки и развития координацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.