УДК 796.83:37.037.1 ББК 75.713 Ш 25
Е.П. Шарина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздорви-тельной и спортивной работы Владивостокского государственного университета экономики и сервиса; E-mail: [email protected]
В.В. Чумаш
Доцент кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Заслуженный тренер России; E-mail: [email protected]
Л.В. Лагутенко
Преподаватель Приморского государственного училища олимпийского резерва; E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ (ДЕВОЧЕК) НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. В последние годы широкое распространение получил женский бокс. Он считается достаточно молодым видом спорта. В России этот вид спорта культивируется с середины 1990-х годов. Женский бокс прочно удерживает свои позиции и активно развивается во всех странах мира и в Приморском крае. На сегодняшний день мы имеем недостаточно научно-методической литературы подготовки юных боксеров. Методики занятий с 10-13-летними подростками в группах начальной подготовки не получили полного научного обоснования. Научно-методические сведения о подготовке юных боксеров-девочек вообще отсутствуют. В связи с этим актуализируется проблема поиска новых, интересных средств развития двигательных качеств и методик физической и технической подготовки боксеров-девочек.
Ключевые слов: бокс, юные спортсменки, спортивная тренировка, современные фитнес-системы (роуп-скиппинг, тай-бо, ки-бо, кроссфит), тренажер «файтбол».
E.P. Sharina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports Work, Vladivostok State University of Economics and Service; E-mail: [email protected]
V.V. Chumash
Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports Work, Vladivostok Sstate University of Economics and Service; Honored Coach of Russia; E-mail: [email protected]
L.V. Lagutenko
Teacher of the Primorsky State College of Olympic Reserve; E-mail: [email protected]
METHODS OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING OF YOUNG BOXERS (GIRLS) ON THE BASIS OF MODERN FITNESS TECHNOLOGY
Abstract. In recent years, the women's boxing has been widely spread. It is considered rather young sport. In Russia, this sport has been cultivated since the
mid 1990-s. The women's boxing strongly holds the positions and actively develops worldwide and in Primorsky Region. Today we have insufficient number of scientific and methodical literature on young boxer training. Techniques of occupations with 10-13-year-old teenagers in groups of initial training have not received full scientific justification. Scientific and methodical data on training of young boxer girls in general are absent. In this regard the problem of search for new, interesting development tools of motor skills and techniques of physical and technical training of boxer girls is actualized.
Keywords: boxing, young female athletes, sports training, contemporary fitness system (rope skipping, tai-Bo, ki-Bo, crossfit), sports fixture «fight ball».
В современном боксе на этапе начальной подготовки практически все девочки тренируются в одной группе с мальчиками. Мы считаем, что это не совсем верный подход. Поиск эффективных средств развития двигательных качеств у девочек обусловлен следующими факторами: с одной стороны, в этом возрасте девочки более восприимчивы к различным педагогическим и тренирующим воздействиям; с другой - именно на этапе начальной подготовки закладывается основа почти всех характеристик физической и технической подготовленности будущего взрослого человека [1, 2, 3].
Вышесказанное обусловило цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику тренировочных занятий боксеров-девочек 11-12 лет с использованием оригинальных комплексов упражнений из различных видов спорта.
Педагогический эксперимент проводился по методике тренировочных занятий, разработанной на основе применения современных фитнес-систем [4], и был рассчитан на полугодовой цикл. В педагогическом эксперименте участвовали две группы девочек 11-12 лет секции бокса школы № 55 г. Владивостока (по 12 человек в каждой).
В контрольной группе занятия проводились по традиционной программе детских спортивных школ.
Для экспериментальной группы в содержание учебно-тренировочных занятий были внедрены современные фитнес-системы (кроссфит, роуп-скиппинг, тай-бо, ки-бо). Для
развития сенсомоторной реакции мы использовали тренажер «файтбол».
Тренировку по программе кросс-фит мы включали по окончании специальной тренировки 1-2 раза в неделю не более 10-15 мин. В комплексы включали упражнения с собственным весом и с отягощениями не более 50% от максимального веса [5]. В силовом комплексе особое внимание уделяли взрывной и скоростной силе, так как основная функция силы в боксе - способствовать быстрому и хлесткому удару.
Комплексы упражнений по кросс-фит-программе повышают функци-ональнные возможности организма благодаря разноплановым гибридным упражнениям [5]. Мы старались подобрать упражнения, наиболее схожие с движениями, что совершаются во время боя. За счет имитационных упражнений совершенствовали технику (ударные, бросковые движения), скорость и силу. Использовали упражнения кроссфита, адаптированные данному возрасту.
Роуп-скиппинг (прыжки через скакалку) относится к базовым упражнениям подготовки боксера. Тренинг со скакалкой развивает координацию движений, скорость перемещения, быстроту реакции, качество работы ног, выносливость.
Использовалась легкая скоростная скакалка, так как она позволяет поддерживать достаточно высокий темп. На каждой тренировке применялись различные виды прыжков с акцентом на технику выполнения. На каждой тренировке применяли прыжки со скакалкой в течение нескольких раундов.
По мере укрепления сердечно-сосудистой системы в тренировочные занятия были внедрены два комплекса: 1) интервальная кардиотре-нировка; 2) усложненный комплекс «500 прыжков».
Тай-бо - фитнес-программа, сочетающая в себе элементы аэробики и боевых искусств, выполняемые под ритмичную музыку. Такие тренировки активно развивают мышцы. Движения из бокса хорошо укрепляют мышцы спины и груди, плеч и рук. А упражнения из карате и тхэквондо благоприятно влияют на мышцы ног для совершенствования техники передвижений. Занятия активизируют работу сердечно-сосудистой системы, улучшают реакцию.
Ки-бо - слияние танцевальной аэробики с элементами бокса и карате. Иногда его называют боем с тенью, так как этот вид аэробики совершенно безопасен и не предусматривает вступление в контактный бой. Все удары наносятся по воображаемому противнику, также отрабатываются и основные приемы. В основе занятия - энергичные махи руками, имитирующие удары и блоки ногами. Особое внимание во время тренировки уделялось дыханию: вдохи и выдохи выполнялись строго в такт движениям. Ки-бо считается самой эффективной тренировкой дыхательной системы.
Для развития сенсомоторной реакции мы включили в комплекс упражнения на тренажере «файт-бол», который состоит из регулируемого ремешка вокруг головы (или просто плотно сидящего головного убора), невысокой жесткости жгута и собственно мячика. Тренажер является отличным помощником в развитии реакции на летящий в лицо кулак, помогает бить точные удары по передвигающейся цели, что способствует развитию координации и умению уклоняться от ударов [6].
Девочки также выполняли индивидуальные домашние задания на тренажере не менее 10 минут ежедневно.
Для оценки уровня физической и технической подготовленности был определен комплекс тестов. В наибольшей степени взаимообусловленность технической подготовки юных боксеров (девочек) и уровня проявления физических качеств отражают следующие тесты: прыжок в длину с места с двух ног (см), сгибание - разгибание рук в упоре лежа (количество раз), прыжки со скакалкой за 1 мин (количество раз), удары по боксерскому мешку за 8 с (количество раз).
Предварительное тестирование показало, что в начале педагогического эксперимента между средними значениями результатов в тестах у девушек контрольной и экспериментальной групп значимых различий не зафиксировано, кроме теста - прыжок со скакалкой за 60 с - в пользу контрольной группы (табл. 1).
Сравнивая данные, полученные в ходе эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп, мы видим, что перед началом эксперимента среднеарифметические результаты тестирования физической подготовленности практически одинаковы. В конце исследования у девочек экспериментальной группы улучшились среднеарифметические результаты всех показателей, тогда как в контрольной группе достоверное улучшение среднеарифметических показателей произошло только в двух показателях - в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (р<0,001) и количеству ударов по боксерскому мешку за 8 с (р<0,05), но в экспериментальной группе данные показатели увеличились намного больше в процентном соотношении.
Использование разработанной нами методики физической и технической подготовки юных боксеров (девочек) на основе современных фитнес-технологий в тренировочном процессе показало свою эффективность повышения уровня физической и технической
Таблица 1
Сравнительный анализ межгрупповых различий по показателям физической и технической подготовки в ходе педагогического эксперимента
Показатели Время исследования ЭГ Р ЭГ КГ Р КГ
М±m М±m
1. Прыжок в длину с места (см) В начале В конце 158,0±2,1 165,3±2,3 <0,05 158,3±2,2 160,0±2,2 >0,05
Разница, % 4,4 1,1
2. Сгибание - разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) В начале В конце 7,3±0,09 10,3±0,13 <0,001 6,9±0,07 7,8±0,12 <0,001
Разница, % 11,5 7,8
3. Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол-во раз) В начале В конце 54,7±1,8 62,0±1,7 <0,05 56,0±1,8 58,0±1,5 >0,05
Разница, % 11,8 3,4
4. Удары по боксерскому мешку за 8 с (кол-во раз) В начале В конце 15,1±0,5 21,0±0,7 <0,001 15,3±0,6 17,5±0,5 <0,05
Разница, % 28,6 6,3
подготовленности девочек боксеров 11-12 лет. Применение средств кросс-фита, роуп-скиппинга, тай-бо, ки-бо, тренажера «файтбол» позволило
избежать монотонности в тренировочном процессе, а вследствие этого - повысить интерес девочек к занятиям боксом.
Примечания:
1. Ахметов С.М., Горская Г.Б., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3(123).
2. Бокс для всех: учеб. пособие / В.А. Стрельников, Д.З. Джандаров, Дж.З. Джандаров [и др.]. М.: Лотос, 2008. 304 с.
3. Виленская Т.Е. Организационно-методические условия реализации принципа непрерывности и преемственности основных компонентов процесса физического воспитания младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 2(113).
4. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психо-мо-торных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики: автореф. Дис. ... кан. Пед. наук. Волгоград, 1996. 15 с.
5. Glassman Greg. CrossFit: a Guide to training. URL: library.crossfit.com/free/ pdf/CFJ_L1_Training_Guide_Russian.pdf.
6. Лисицын В.В. Методология спортивной подготовки в женском боксе. М.: Физкультура и спорт, 2016. 408 с.
References:
1. Akhmetov S.M., Gorskaya G.B., Chernyshenko Yu.K. Early professionalization of gifted children: a resource of development or source of disharmonies // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2013. No. 3 (123).
2. Boxing for everyone: a manual / V.A. Strelnikov, D.Z. Dzhandarov, Dzh.Z. Dzhandarov [et al] . M.: Lotus, 2008. 304 pp.
3. Vilenskaya T.E. Organizational-methodical conditions for realization of continuity principle of the basic components of yonger schoolchildren in the process of physical training // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2011. No. 3(113).
4. Fomina N.A. The formation of physical, intellectual and psycho-motor abilities of 4-6-year-old children by means of rhythmic gymnastics: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Volgograd, 1996.
5. Glassman Greg. CrossFit: a Guide to training / Greg Glassman // library. crossfit.com/free/pdf/CFJ_L1_Training_Guide_Russian.pdf.
6. Lisitsyn V.V. Methodology of sports training in women's boxing. M.: Physical culture and sport, 2016. 408 pp.