С. Ш. Останина, В. О. Моисеев МЕТОДИКА ЭЛАСТИЧНОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕГИОНА
Методические основы системы регулирования тарифов в жилищнокоммунальном комплексе не будут полноценными без обоснования методов перераспределения бремени коммунальных расходов между потребителями услуг.
Эта необходимость вызвана особенностями коммунальной деятельности, выражающимися в диспропорциональном распределении эффекта естественной технологической монополии, что вызывает нарушение принципов экономической справедливости. Задача устранения сложившейся диспропорции и должна составлять основу тарифной политики региональных властей.
В качестве инструмента перераспределения коммунальных расходов между потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса предлагается использовать метод пропорционального распределения эффекта естественной монополии, что позволит:
- перераспределить эффект естественной монополии внутри населения муниципального образования от состоятельных семей в пользу малоимущих семей;
- обеспечить достижение, сохранение и поддержание баланса экономических интересов участников рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения;
- уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты органов местного самоуправления, связанную с обеспечением финансовой устойчивости предприятий жилищнокоммунального комплекса;
- создать экономические условия для формирования эффективной бюджетной политики муниципальных образований.
В сложившейся практике тарифного регулирования при утверждении величины общего тарифа стоимости коммунальных услуг устанавливаются одновременно следующие предельные нормативы:
- предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц (в среднем по Республике Татарстан в размере 20 руб.);
- стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.м. общей площади жилья в размере 2,6 руб. в месяц;
- уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан и по административно-территориальным единицам Республики Татарстан;
- максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищнокоммунальных услуг (по социальным нормам) в совокупном семейном доходе в размере 16%;
- социальной нормы площади жилья, определенной федеральным законодательством в размере 33 кв.м. одиноко проживающим гражданам, 42 кв.м. - семье из двух человек, 18 кв.м. - на каждого в семье из трех и более человек.
Разница между стоимостью услуг по общему тарифу и расходами малоимущих семей компенсируется из бюджета в виде жилищных субсидий. Целесообразно и вполне справедливо суммы этих жилищных субсидий распределить не на всех потребителей, а
только на богатые семьи. При такой ситуации население делится на три группы по уровню доходов: на богатых, семьи среднего уровня достатка и группу малообеспеченных семей. Так, первая группа оплачивает коммунальные услуги по повышенному тарифу, вторая - по общему тарифу, а третья группа - в пределах установленной максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи.
Введем следующие обозначения:
То - тариф общий льготный для населения;
Тл - льготный тариф для малоимущих;
Тп - тариф повышенный для обеспеченных;
Тэ - экономически обоснованный тариф;
Дельта Т - приращение тарифа над средней стоимостью услуг, которое определяется как отношение повышенного тарифа для обеспеченных к величине общего льготного тарифа для населения;
Тм - удельный вес максимально допустимой доли собственных расходов малоимущих граждан на оплату коммунальных услуг (по социальным нормам) в общем льготном тарифе для населения;
Тс - удельный вес собственный расходов обеспеченных семей на оплату коммунальных услуг в общем льготном тарифе для населения;
Л - доля малоимущих в общей численности населения;
Рл - удельный вес расходов малоимущих семей в их совокупных доходах;
Рб - удельный вес расходов обеспеченных семей в их совокупных доходах;
Со - отношение среднего душевого дохода обеспеченных семей к величине среднего душевого дохода малоимущих семей;
Мб - количество малоимущих граждан, приходящихся на одного обеспеченного;
Кэ — коэффициент эластичности пропорционального перераспределения коммунальных платежей.
Главным условием всех расчетов является то, чтобы размер платежей богатых и малообеспеченных семей по соответствующим тарифам в сумме должен быть равен сумме, если бы все потребители оплачивали услуги по единому тарифу, равному То. При данном условии величина бюджетных дотаций будет равна разнице между экономически обоснованными тарифами и средним общим льготным тарифом для населения.
Для этого необходимо определить коэффициент пропорциональности, выражающийся через отношение коэффициентов максимального и минимального удельного веса расходов на коммунальные услуги в совокупных доходах богатых и малоимущих семей муниципального образования.
Этот коэффициент пропорциональности можно определить как:
Кп = Рб : Рл, (1)
при условии, что
Кп > [ 1/Тм + ( 1/Тм - 1) Мб ] / Со. (2)
Отдельные элементы предлагаемого метода уже внедряются в системе организации предоставления жилищно-коммунальных услуг в Республике Татарстан. В республике установлены стандарты, действующие при оплате жилищно-коммунальных услуг в форме максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищнокоммунальных услуг (по социальным нормам) в совокупном семейном доходе в размере 16%. Оплата жилищно-коммунальных услуг населением производится по единому пла-
тежному документу, в котором отражаются суммы предоставляемой гражданину социальной помощи в виде льгот и субсидий. Величина компенсационных выплат определяется органами социальной защиты в установленном порядке с учетом полноты предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Так, Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы, утвержденная законом РТ № 65-ЗРТ от 11.12.2004, предусматривает завершение к 2008 году переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг путем [1 ]:
- выбора оптимальных темпов повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
- определения социальных стандартов потребления жилищно-коммунальных услуг с целью определения бюджетной потребности для социальной защиты населения;
- стопроцентной оплаты услуг, превышающих социальные нормативы;
- повышения ответственности жильцов за неоплату жилищно-коммунальных услуг, предусматривающей не только санкции, но и превентивные (информационноразъяснительные и иные) меры;
- ликвидации перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание;
- обеспечения соответствия оплаты труда работников жилищно-коммунального комплекса качеству, своевременности и количеству оказываемых услуг;
- обеспечения зависимости оплаты жилищно-коммунальных услуг от их качества и оказания в установленные сроки.
При переходе на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо исходить из реальных доходов населения. С целью снижения размеров платежей наименее доходных домохозяйств необходимо разработать систему дополнительных региональных стандартов к федеральному стандарту максимально допустимой доли расходов граждан. В результате этого средства, направляемые в виде субсидий-дотаций всем домохозяйствам, будут перераспределены и направлены малообеспеченным. При этом снижение суммы адресных жилищно-коммунальных субсидий возможно только в случае опережающих темпов роста заработной платы населения (табл. 1).
Необходимо установить стандарты минимально и максимально допустимых долей собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Данный стандарт, или так называемый коэффициент пропорциональности, скорее всего, должен носить форму налога, величина которого должна быть для богатых семей не менее, а для малоимущих семей - не более его единой ставки.
Предлагаемая нами модель распределения коммунальных платежей с учетом коэффициента пропорциональности предполагает наличие двух типов тарифных ставок:
- максимального тарифа для обеспеченных слоев населения;
- минимального тарифа для малоимущих слоев населения.
При этом относительно среднего тарифа минимальная ставка коэффициента эластичной пропорциональности (Кэ) будет тем ниже, чем меньше совокупный доход малоимущих семей, а максимальная ставка коэффициента пропорциональности будет тем выше, чем больше совокупный доход обеспеченных семей. Механизм такой модели дает возможность эластично перераспределять эффект естественной технологической монополии между потребителями коммунальных услуг пропорционально получаемых ими доходов.
Таблица 1 - Финансирование затрат на обеспечение социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг
Объемы финансирования по годам, млн. рублей
Вид субсидий годы
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2004-2010 Всего
Сумма жилищных субсидий 2632 2504 2387 2439 2536 2595 2657 17750
в том числе:
субсидии- дотации 1610 0 0 0 0 0 0 1610
субсидии - льготы 901 1144 1037 1089 1186 1245 1307 7909
субсидии малообеспеченным 121 1360 1350 1350 1350 1350 1350 8231
В соответствии с введенными выше обозначениями приведем расчетные зависимости между указанными показателями. Так, общий льготный тариф на коммунальные услуги для населения предлагается определять по формуле:
То < Кэ [ Л + Со (1 - Л) ] Со. (3)
Коэффициент эластичной пропорциональности при сложившихся для данного региона уровнях общего льготного тарифа для населения, отношения среднедушевых доходов обеспеченных и малоимущих семей, а также удельного веса малоимущих семей в общей численности региона необходимо рассчитать по формуле:
То
Кэ > ----------------------- (4)
[Л + Со (1 - Л)] Со
Удельный вес максимально допустимой доли собственных расходов малоимущих граждан на оплату коммунальных услуг (по социальным нормам) в общем льготном тарифе для населения данного региона предлагается определять по формуле:
1
Тм > ----------------------. (5)
[Л + Со (1 - Л)]
При этом непосредственно сам уровень тарифа для малоимущих граждан может быть определен как:
Тл = То Тм = Кэ Со. (6)
Отношение максимального тарифа для обеспеченного населения к величине общего льготного тарифа определится как:
(1 - Л Тм)
Тс = ----------------. (7)
(1 - Л)
Приращение максимального тарифа для обеспеченных семей над средней стоимостью услуг определяется как отношение повышенного тарифа для обеспеченных к величине общего льготного тарифа для населения:
ДТ = Мб (1 - Тм). (8)
Из приведенных расчетов представляется возможным определить суммы дотаций из соответствующих бюджетов региона при введении в систему оплаты коммунальных услуг показателя максимального тарифа для обеспеченных семей:
Дэ = Тэ - Тс То. (9)
Анализ приведенных расчетных показателей дает основания для обоснования величины общего льготного тарифа для населения каждого региона в зависимости от уровня его экономического и социального развития, удельного веса малообеспеченных семей в общей численности населения, соотношения уровней средних душевых доходов обеспеченных и малоимущих граждан, нуждающихся в субсидиях.
Во-вторых, очевидна прямая зависимость общего льготного тарифа на коммунальные услуги для населения от величины применяемого коэффициента эластичной пропорциональности перераспределения коммунальных расходов между обеспеченными и малоимущими семьями. Так, необоснованное его завышение может привести к росту ставки общего льготного тарифа на коммунальные услуги для населения и, соответственно, к увеличению общего уровня тяжести коммунальных расходов на население региона.
В-третьих, предельная величина расчетного максимального тарифа на коммунальные услуги для обеспеченного населения не должна превышать величины экономически обоснованного тарифа, принимаемого для данного вида инженерно-коммунального обеспечения. Таким образом, создаются предпосылки для формирования механизма экономической заинтересованности бюджета как субъекта рынка коммунальных услуг в сокращении разницы между расчетными значениями этих двух тарифов, а тем самым и снижения непроизводительных потерь и стимулирования эффективности системы инженернокоммунального обеспечения в целом.
Принятые сегодня на практике методы федерального установления максимально допустимой доли собственных расходов малоимущих граждан на оплату коммунальных услуг (по социальным нормам) в общем льготном тарифе для населения не могут быть реально объективными и достоверными. Они должны формироваться администрацией муниципальных образований и регионов на основе глубоких статистических исследований динамики и структуры доходов населения территории. Использование достоверной и прогнозируемой информации на уровне региона позволяет научно обоснованно рассчитать как уровень общего льготного тарифа для населения на услуги жилищно-коммунального комплекса, так и региональный стандарт коэффициента эластичной пропорциональности распределения коммунальных расходов.
Основные положения методики эластичного пропорционального распределения коммунальных платежей в тарифной политике жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан можно сформулировать следующим образом:
- экономически обоснованные расходы предприятий инженерно-коммунального комплекса региона должны оплачиваться в полном объеме как общественно необходимые расходы;
- уровень экономически обоснованных расходов предприятий инженернокоммунального комплекса региона должен обеспечивать им функционирование на прин-
ципах самофинансирования и гарантировать им необходимый уровень экономической и финансовой устойчивости;
- общественный характер коммунальных услуг и коммунальной деятельности исключает возможность применения индивидуальной цены для каждого потребителя;
- объективно необходимо обеспечение неограниченной доступности услуг инженерно-коммунального обеспечения каждому потребителю как услуг, носящих насущный характер;
- необходимо исключить любой вид ценовой или ресурсной дискриминации потребителей при предоставлении любого вида коммунальных ресурсов, в том числе и при невозможности потребителя оплатить их стоимость;
- устранение ярко выраженного уравнительного характера действующей модели распределения коммунальных расходов между различными группами потребителей услуг жилищно-коммунального комплекса;
- ликвидация диспропорций при распределении эффекта локальной естественной технологической монополии при действующей модели оплаты ее услуг, проявляющаяся в относительно высоком уровне расходов малоимущих слоев населения на оплату коммунальных услуг и растущих бюджетных расходах регионов на оказание им материальной поддержки;
- тарифная политика региона и модель ее реализации при оплате услуг предприятий инженерно-коммунального комплекса должны стимулироваться посредством саморегулирующихся механизмов и ресурсосберегающим поведением их потребителей.
Литература
1. Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы, утвержденная Законом РТ от 11.12.2004 №65 - ЗРТ. www.tatar.ru.
© С. Ш. Останина - канд. эконом. наук, доц. каф. экономики КГТУ; В. О. Моисеев — канд. эконом. наук, доцент той же кафедры.