Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рукопашный бой / юноши старших классов / двигательная подготовленность / мотивация / физкультурно-спортивная деятельность / эксперимент / hand-to-hand combat / young men of senior classes / motor fitness / motivation / physical culture and sports activity / experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

Разработана методика повышения уровня двигательной подготовленности школьников старших классов средствами рукопашного боя на уроках физической культуры с целью повышения интереса к занятиям, доказана ее эффективность. Представлен анализ мотивов юношей 16–17 лет в физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MOTOR READINESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING HAND-TO-HAND COMBAT IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

A methodology for the development of motor abilities of senior schoolchildren by means of hand-to-hand combat at physical education lessons has been developed in order to increase interest in classes and its effectiveness has been proved. The analysis of the motives of 16–17 years old boys in physical culture and sports activity is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.85 10.24412/2305-8404-2021-7-3-9

МЕТОДИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

РУКОПАШНОГО БОЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.В. Борисова

Разработана методика повышения уровня двигательной подготовленности

школьников старших классов средствами рукопашного боя на уроках физической

культуры с целью повышения интереса к занятиям, доказана ее эффективность.

Представлен анализ мотивов юношей 16–17 лет в физкультурно-спортивной деятель-

ности.

Ключевые слова: рукопашный бой, юноши старших классов, двигательная под-

готовленность, мотивация, физкультурно-спортивная деятельность, эксперимент.

METHODS OF MOTOR READINESS Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук,

OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский госу-

HAND-TO-HAND COMBAT IN PHYSICAL дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-

EDUCATION CLASSES стого

Borisova V.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, borisovav5@ В настоящее время научно-техни-

rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogi- ческое и военно-техническое развитие

cal University of L.N. Tolstoy

нашей страны во многом изменили тре-

A methodology for the development of motor бования к подготовленности выпускни-

abilities of senior schoolchildren by means of ков школ [6, 7, 9]. Одним из основных

hand-to-hand combat at physical education

lessons has been developed in order to in- факторов высокого уровня готовности к

crease interest in classes and its effectiveness службе в Вооруженных Силах Россий-

has been proved. The analysis of the motives

of 16–17 years old boys in physical culture ской Федерации, МВД России, МЧС Рос-

and sports activity is presented. сии является их достаточная физическая

подготовленность, основы которой

Key words: hand-to-hand combat, young men

of senior classes, motor fitness,,motivation, должны закладываться в общеобразова-

physical culture and sports activity, experi- тельной школе [3, 4, 10].

ment. Однако решение данной про-

блемы существенно осложняется негативными тенденциями в состоянии

здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательных

учреждений.

Все это определяет проблему мотивации и физического совершен-

ствования учащихся старших классов в качестве одной из самых острых и

сложных для современного школьного образования.

3

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Эффективное решение данной проблемы невозможно без внедрения

в процесс физического воспитания элементов современных видов спорта, в

частности элементов рукопашного боя.

Рукопашный бой позволил объединить в себе бросковую технику,

технику борьбы лежа и ударную технику в единое целое. До этого момента

в мире не было аналогов рукопашному бою [1, 2, 5, 8].

Несмотря на огромный интерес юношей старшего школьного воз-

раста к различным видам единоборств (в частности, к рукопашному бою) и

рекомендации программ по физической культуре для общеобразователь-

ных школ, остается много нерешенных проблем методического характера

по использованию средств рукопашного боя на уроках физической куль-

туры.

В связи с вышеизложенным актуальным считаем вопрос разработки

и выявления эффективности методики, направленной на повышение

уровня физической подготовленности юношей 16–17 лет средствами руко-

пашного боя на уроках физической культуры, что и послужило целью и

направлением нашего исследования.

Эксперимент проводился с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. В нем

приняло участие 24 учащихся 10-х классов ЦО № 15 в возрасте 16–17 лет.

Были сформированы две группы: экспериментальная (юноши 10-го «А»

класса) и контрольная (юноши 10-го «Б» класса) по 12 чел. в каждой.

Отличие в методике проведения уроков по физической культуре в

экспериментальной группе состояло в том, что в течение учебного года

(один раз в неделю) использовались упражнения рукопашного боя (третий

урок физической культуры). В контрольной группе третий урок физиче-

ской культуры был посвящен углубленному освоению упражнений баскет-

бола.

Для более глубокого понимания мотивации старшеклассников к

занятиям физической культурой провели анкетирование учащихся стар-

ших классов, в рамках которого были проанализированы мотивы юношей

16–17 лет в физкультурно-спортивной деятельности.

В анкетировании приняли участие юноши – учащиеся 10-х классов

школ г. Тулы (24 респондента). В процессе анкетирования решались сле-

дующие задачи по выявлению:

1) отношения учащихся к урокам физической культуры;

2) участия в спортивных секциях;

3) более или менее популярных видов спорта;

4) наличия спортивных разрядов и званий;

5) наиболее популярных видов спортивных единоборств;

6) мотивов занятий рукопашным боем.

Результаты опроса выглядят следующим образом: в начале экспе-

римента 70,8 % юношей–старшеклассников занимались в секциях по раз-

4

3

Физическая культура [Physical culture]

личным видам спорта, причем спортивные разряды имели только 20,8 %, в

конце эксперимента число занимающихся увеличилось и составило 83,3 %

(таблица). Полученные результаты анкетирования являются достаточно

высоким показателем вовлеченности старших школьников в спортивные

секции, по сравнению с данными других авторов (Ю.Н. Шувалов,

Н.А. Безгин, 2006) [9]. Согласно их исследованиям только 40 % юношей

старшего школьного возраста, проживающих в г. Туле, посещали дополни-

тельно к урокам физической культуры спортивные секции.

Динамика мотивации в физкультурно-спортивной деятельности

юношей 16–17 лет за время эксперимента (n=24)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До После

Содержание эксперимента эксперимента

п/п

Абс., чел Отн., % Абс., чел Отн., %

1 Участие в спортивных секциях 17 70,8 20 83,3

2 Наличие спортивного разряда 5 20,8 5 20,8

3 Выполнение утренней зарядки:

– выполняю; 9 37,5 17 70,8

– не выполняю 15 62,5 7 29,2

4 Занимаетесь ли Вы ФК самостоятельно?

– да; 16 66,6 20 83,3

– нет 8 33,3 4 16,6

5 Отношение к урокам ФК:

– уроки являются потребностью; 15 62,5 23 95,8

– хожу из-за оценки 9 37,5 1 4,2

6 Ваши планы по окончании школы:

– учеба в вузе; 18 75 16 66,6

– учеба в вузах МВД, МЧС, ФСБ и т. п.; 6 25 8 33,3

– служба в армии; – – – –

– пойду работать – – – –

7 Популярные виды спорта, реализуемые

в рамках программы на уроках ФК:

– гимнастика; 4 16,6 3 12,5

– единоборства; 7 29.1 11 45,8

– спортивные игры; 10 41,6 8 33,3

– легкая атлетика; 2 8,3 2 8,3

– лыжный спорт 1 4,4 – –

8 Наиболее популярный вид единоборств:

– борьба (дзюдо, самбо); 5 20,8 2 8,3

– рукопашный бой; 13 54,2 17 70,8

– карате 6 25 5 20,8

9 Мотивы занятий рукопашным боем (во-

прос только для участников ЭГ):

– для укрепления здоровья; 4 33,3 2 16,6

– для повышения уровня физической 7 58,3 8 66,6

подготовленности;

– для самообороны 1 8,3 2 16,6

5

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Следует отметить, что по сравнению с данными, полученными в

начале эксперимента (утреннюю зарядку делали 37,5 %, самостоятельно

занимались физической культурой 66,6 %), увеличилось количество уча-

щихся, самостоятельно реализующих различные формы физического вос-

питания. Так, утреннюю зарядку стали выполнять 70,8 % юношей, а само-

стоятельно заниматься физическими упражнениями – 83,3 % респондентов

(см. таблицу).

На наш взгляд, регулярное включение в уроки физической куль-

туры упражнений рукопашного боя способствует формированию у зани-

мающихся таких качеств, как организованность, самостоятельность, спо-

собность преодолевать трудности, упорство в достижении поставленной

цели.

За время эксперимента изменилось отношение учащихся 11-х клас-

сов к урокам физической культуры. Так, в начале эксперимента 62,5 %

респондентов рассматривали уроки физической культуры как потребность,

а 37,5 % посещали их из-за оценки. Уже по окончании экспериментального

периода количество опрошенных, считающих уроки ФК потребностью,

значительно увеличилось – до 95,8 %, и только 4,2 % школьников продол-

жали ходить на занятия ради получения оценки по данному учебному

предмету.

Среди перечисленных видов спорта, включенных в школьную про-

грамму, наибольшей популярностью у данного контингента (41,6 %) на

этапе констатирующего эксперимента пользуются спортивные игры (бас-

кетбол, волейбол). Спортивные игры привлекают занимающихся повы-

шенным эмоциональным фоном и наглядной демонстрацией успеха.

Среднее положение занимают единоборства и гимнастика (29,1 и

16,6 % соответственно), в значительной степени менее популярными яв-

ляются легкая атлетика и лыжный спорт, которые относятся к энергоемким

и малоэмоциональным по своему содержанию видам спорта (8,3 и 4,4 %

соответственно).

В конце эксперимента первое место в рейтинге популярности видов

спорта заняли единоборства (45,8 %), второе – спортивные игры (33,3 %),

третье – гимнастика (12,5 %) и четвертое – легкая атлетика (8,3 %). Про-

изошедшие изменения объясняем тем, что учащиеся получили возмож-

ность в рамках уроков физической культуры заниматься нетрадиционными

для данной формы организации занятий упражнениями рукопашного боя,

тем более что 33,3 % юношей после окончания школы желают продолжить

обучение в вузах МВД, МЧС и т. п., где данный вид спорта является обяза-

тельным учебным предметом и частью профессионально-прикладной

физической подготовки.

Основными мотивами к занятиям рукопашным боем на этапе кон-

статирующего эксперимента у юношей экспериментальной группы явля-

6

5

Физическая культура [Physical culture]

ются повышение уровня физической подготовленности (58,3 %) и укреп-

ление здоровья (33,3 %), желание научиться обороняться (8,3 %).

В процессе занятий рукопашным боем мотивация у юношей экспе-

риментальной группы претерпевает определенные изменения. Так, по

окончании педагогического эксперимента через полгода занятий 66,6 %

школьников желали повысить уровень своей физической подготовленно-

сти, 16,6 % – улучшить здоровье, 16,6 % опрошенных рассматривали ру-

копашный бой как средство самообороны.

Для выявления эффективности экспериментальной методики для

учащихся были использованы следующие тесты на развитие двигательных

способностей (быстроты, координации, гибкости, выносливости, силы, си-

ловой выносливости, скоростно-силовых способностей):

– бег на 100 м с низкого старта, с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– челночный бег 3×10 м, с;

– проба Ромберга, с;

– прыжки через скакалку, кол-во раз;

– наклон из положения стоя (тест Е.В. Васильева), см;

– шпагат, см;

– непрерывный бег в течение 6 мин, м;

– подтягивание на перекладине, кол-во раз;

– бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы из исходного положе-

ния стоя, м;

– поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голо-

вой, кол-во раз;

– прыжок в длину с места, см.

К концу педагогического исследования в экспериментальной

группе, по сравнению с контрольной, произошли значительные изменения,

однако недостоверные практически во всех тестах.

В ходе контрольных измерений также зафиксирован значительный

разброс индивидуальных показателей развития двигательных способно-

стей, особенно выносливости и координационной выносливости, это сви-

детельствует о наличии генетического влияния на развитие детей старшего

школьного возраста.

Таким образом, можно утверждать, что разработанная методика

развития двигательных способностей у юношей 16–17 лет средствами

рукопашного боя на уроках физической культуры доказала свою эффек-

тивность и позволила повысить уровень их двигательной подготовленно-

сти.

В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, наблю-

дается положительная динамика показателей, характеризующих их двига-

тельное развитие (наибольший прирост результатов выявлен в показателях

координационной выносливости, гибкости и силы). Отрицательного влия-

ния разработанной методики на показатели развития других двигательных

качеств отмечено не было.

7

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Список литературы

1. Альжанов Х.Х. Формирование базовых технико-тактических

действий как основы арсенала бойцов 10–12 лет по рукопашному бою: дис.

... канд. пед. наук. Омск, 2015. 162 с.

2. Афонин М.А. Влияние содержания программы физической

подготовки на подготовленность спортсменов по рукопашному бою //

Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 11–13.

3. Ашкинази С.М. Единоборства в мире спортивной науки // Теория

и практика физической культуры. 2015. № 11. С. 38.

4. Бывакин Е.А. Специальная физическая подготовка спортсменов

16–18 лет в смешанных единоборствах: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2016.

176 с.

5. Михайлов А.С., Кошкин Е.В. Совершенствование технико-

тактической подготовленности спортсменов ударных видов единоборств

при помощи подводящих упражнений // Физическая культура: воспитание,

образование, тренировка. 2015. № 6. С. 41.

6. Проект федерального компонента государственного образо-

вательного стандарта общего образования: материалы для обсуждения:

ч. 2: старшая школа (первый рабочий вариант) / под ред. Э.Д. Днепрова,

В.Д. Шадрикова; врем. науч. кол. «Образоват. Стандарт». М., 2002. 295 c.

7. Структура психомоторики и сенситивные проявления дви-

гательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика

физической культуры. 2012. № 12. С. 38–42.

8. Черкесов Р.М. Развитие скоростно-силовых качеств у бойцов

рукопашного боя // Теория и практика общественного развития. 2015.

С. 25–27.

9. Шувалов Ю.Н., Безгин Н.А. Мотивация физкультурно-оздорови-

тельной деятельностью // Профессионально-личностное развитие уча-

щихся в образовательном пространстве физической культуры: материалы

Всерос. науч.-практ. конф. Рязань: Изд-во РГУ им. С.А. Есенина, 2006.

С. 149–151.

10. Эрайзер С.Л. Функциональное состояние бойцов-рукопашников

в подготовительном периоде годичного цикла // Вестник спортивной

науки. 2015. № 1. С. 53–57.

References

1. Al'zhanov H.H. Formirovanie bazovyh tekhniko-takticheskih dejstvij kak osnovy

arsenala bojcov 10–12 let po rukopashnomu boyu [Formation of basic technical and tactical

actions as the basis of the arsenal of fighters 10–12 years old in hand-to-hand combat]: dis. ...

cand. ped. sciences. Omsk, 2015. 162 p.

2. Afonin M.A. Vliyanie soderzhaniya programmy fizicheskoj podgotovki na pod-

gotovlennost' sportsmenov po rukopashnomu boyu [Influence of the content of the physical

8

7

Физическая культура [Physical culture]

training program on the fitness of athletes in hand-to-hand combat] // Teoriya i praktika fizi-

cheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 3. P. 11–13.

3. Ashkinazi S.M. Edinoborstva v mire sportivnoj nauki [Martial arts in the world of

sports science] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical cul-

ture]. 2015. No. 11. P. 38.

4. Byvakin E.A. Special'naya fizicheskaya podgotovka sportsmenov 16–18 let v

smeshannyh edinoborstvah [Special physical training of athletes aged 16–18 in mixed martial

arts]: dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2016. 176 p.

5. Mihajlov A.S., Koshkin E.V. Sovershenstvovanie tekhniko-takticheskoj podgo-

tovlennosti sportsmenov udarnyh vidov edinoborstv pri pomoshchi podvodyashchih uprazh-

nenij [Improvement of technical and tactical readiness of athletes of percussion types of sin-

gle combats with the help of leading exercises] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazova-

nie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2015. No. 6. P. 41.

6. Proekt federal'nogo komponenta gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta

obshchego obrazovaniya: materialy dlya obsuzhdeniya: Ch. 2: starshaya shkola (pervyj rabo-

chij variant) [Draft federal component of the state educational standard for general education:

materials for discussion: part 2: senior school (first working version)] / ed. E.D. Dneprov,

V.D. Shadrikov; time. scientific. count “Educated. Standard". M., 2002. 295 p.

7. Struktura psihomotoriki i sensitivnye proyavleniya dvigatel'nyh sposobnostej detej

[The structure of psychomotor and sensitive manifestations of the motor abilities of children]

/ O.P. Panfilov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cal culture]. 2012. No. 12. P. 38–42.

8. Cherkesov R.M. Razvitie skorostno-silovyh kachestv u bojcov rukopashnogo boya

[The development of speed-power qualities in hand-to-hand combatants] // Teoriya i praktika

obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015. P. 25–27.

9. Shuvalov Yu.N., Bezgin N.A. Motivaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj deya-

tel'nost'yu [Motivation by physical culture and health-improving activities] // Professional and

personal development of students in the educational space of physical culture: materials of the

All-Russian. scientific-practical conf. Ryazan: Publishing house of the RSU im. S.A. Yesenin,

2006. P. 149–151.

10. Erajzer S.L. Funkcional'noe sostoyanie bojcov-rukopashnikov v podgotovi-

tel'nom periode godichnogo cikla [The functional state of hand-to-hand fighters in the prepa-

ratory period of the annual cycle] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science].

2015. No. 1. P. 53–57.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.