Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / МОТИВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРЕСТУПНЫХ МОТИВОВ / ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОДИАГНОСТИКИ / РАЗРАБОТКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинов Дмитрий Вячеславович, Сафуанов Фарит Суфиянович

В статье представлены основные этапы разработки проективной психодиагностической методики, предназначенной для диагностики мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних правонарушителей. На этапе подготовки стимульного материала, помимо формулировки базового концепта мотива противоправного имущественного поведения, определены психологические феномены, позволяющие его идентифицировать и систематизировать. В качестве психометрической и исследовательской моделей обосновано применение комбинации интерпретативной и аддитивной проективных техник, предопределившее способ подачи стимульного материала: каждое задание представлено в виде сюжетной истории априорно противоправного имущественного поведения подростков и юношей и относящихся к ней неоконченных предложений. Обеспечение валидности методики основано на репрезентативности разнообразных проблемных вопросов подростково-юношеской возрастной категории: в сюжетных историях требуют интерпретации вопросы поиска себя в социуме, а также взаимоотношения подростков и юношей с родителями, друзьями, знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. В статье описаны задачи и итоги проведения предварительного, апробационного и массового этапов применения разработанного стимульного материала. Рассмотрен этап подготовки стандартизированных показателей, основанных на анализе результатов апробационного и массового исследований и экспертных оценок. Описана концепция проверки конструктной валидности как основного доступного элемента контроля общей валидности методики. Соотношение полученных значений рассматриваемых конструктов свидетельствует о достаточной степени валидности разработанной методики. Представлены результаты проверки ретестовой надежности методики, которые также продемонстрировали достаточную степень надежности методики по каждой из диагностической шкал. Итоги эмпирического исследования свидетельствуют о целесообразности применения разработанной методики для выявления внутриличностного доминирования отдельных видов потенциальных преступных побуждений у правонарушителей и лиц, склонных к совершению антиобщественных действий. Результаты поэтапного выполнения процедуры разработки позволяют делать выводы о допустимости применения методики психодиагностики мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних как вспомогательного инструмента изучения потребностно-мотивационной сферы правонарушителей в целях осуществления профилактики и недопущения совершения правонарушений подростками и юношами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Устинов Дмитрий Вячеславович, Сафуанов Фарит Суфиянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS OF POTENTIAL MOTIVES OF ILLEGAL PROPERTYBEHAVIOR OF MINORS

The article presents the main stages of the development of a projective psychodiagnostic technique designed to diagnose the motives of illegal property behavior of juvenile offenders. At the stage of preparation of incentive material, in addition to the formulation of the basic concept of the motive of illegal property behavior, psychological phenomena are identified that allow it to be identified and systematized. As psychometric and research models, the use of a combination of interpretive and additive projective techniques is justified, which predetermined the way of presenting stimulus material: each task is presented in the form of a story story of a priori illegal property behavior of adolescents and young men and unfinished sentences related to it. Ensuring the validity of the methodology is based on the representativeness of various problematic issues of the adolescent and youth age category: in story stories, questions of finding oneself in society, as well as the relationship of adolescents and young men with parents, friends, acquaintances and unfamiliar peers and adults require interpretation. The article describes the tasks and results of the preliminary, approbation and mass stages of the application of the developed stimulus material. The stage of preparation of standardized indicators based on the analysis of the results of approbation and mass research and expert assessments is considered. The concept of structural validity verification is described as the main available element of control of the overall validity of the methodology. The ratio of the obtained values of the considered constructs indicates a sufficient degree of validity of the developed methodology. The results of testing the retest reliability of the technique are presented, which also demonstrated a sufficient degree of reliability of the technique for each of the diagnostic scales. The results of the empirical study indicate the expediency of using the developed methodology to identify the intrapersonal dominance of certain types of potential criminal motives in offenders and persons prone to committing antisocial actions. The results of the step-by-step implementation of the development procedure allow us to draw conclusions about the admissibility of the use of the methodology of psychodiagnostics of the motives of illegal property behavior of minors.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 159.9:343.85

doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).039-050

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Дмитрий Вячеславович Устинов1, Фарит Суфиянович Сафуанов2, 3

1 Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики, г Донецк, Россия, mail.ustinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6627-7916

2 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации, г Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1703-7956

3 Московский государственный психолого-педагогический университет, г Москва, Россия

Аннотация. В статье представлены основные этапы разработки проективной психодиагностической методики, предназначенной для диагностики мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних правонарушителей. На этапе подготовки стимульного материала, помимо формулировки базового концепта мотива противоправного имущественного поведения, определены психологические феномены, позволяющие его идентифицировать и систематизировать. В качестве психометрической и исследовательской моделей обосновано применение комбинации интерпретативной и аддитивной проективных техник, предопределившее способ подачи стимульного материала: каждое задание представлено в виде сюжетной истории априорно противоправного имущественного поведения подростков и юношей и относящихся к ней неоконченных предложений. Обеспечение валидности методики основано на репрезентативности разнообразных проблемных вопросов подростково-юношеской возрастной категории: в сюжетных историях требуют интерпретации вопросы поиска себя в социуме, а также взаимоотношения подростков и юношей с родителями, друзьями, знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. В статье описаны задачи и итоги проведения предварительного, апробационного и массового этапов применения разработанного стимульного материала. Рассмотрен этап подготовки стандартизированных показателей, основанных на анализе результатов апро-бационного и массового исследований и экспертных оценок. Описана концепция проверки конструктной валидности как основного доступного элемента контроля общей валидности методики. Соотношение полученных значений рассматриваемых конструктов свидетельствует о достаточной степени валидности разработанной методики. Представлены результаты проверки ретестовой надежности методики, которые также продемонстрировали достаточную степень надежности

© Устинов Д. В., Сафуанов Ф. С., 2023 (сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

методики по каждой из диагностической шкал. Итоги эмпирического исследования свидетельствуют о целесообразности применения разработанной методики для выявления внутриличностного доминирования отдельных видов потенциальных преступных побуждений у правонарушителей и лиц, склонных к совершению антиобщественных действий. Результаты поэтапного выполнения процедуры разработки позволяют делать выводы о допустимости применения методики психодиагностики мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних как вспомогательного инструмента изучения потребностно-мотивационной сферы правонарушителей в целях осуществления профилактики и недопущения совершения правонарушений подростками и юношами.

Ключевые слова: психология преступного поведения, делинквентное поведение несовершеннолетних, несовершеннолетний правонарушитель, профилактика преступности несовершеннолетних, мотив преступления, потребности несовершеннолетних правонарушителей, мотив противоправного имущественного поведения, психодиагностика преступных мотивов, проективная техника психодиагностики, разработка психодиагностической методики

Для цитирования

Устинов Д. В., Сафуанов Ф. С. Методика диагностики потенциальных мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 39-50. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).039-050.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Original article

METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS OF POTENTIAL MOTIVES OF ILLEGAL PROPERTY BEHAVIOR OF MINORS

Dmitrij Vjacheslavovich Ustinov1, Farit Sufijanovich Safuanov2, 3

1 Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic, Donetsk, Russia, mail.ustinov@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6627-7916

2 V. P. Serbsky National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia, safuanovf@rambler.ru. https://orcid. org/0000-0002-1703-7956

3 Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia

Abstract. The article presents the main stages of the development of a projective psychodiagnostic technique designed to diagnose the motives of illegal property behavior of juvenile offenders. At the stage of preparation of incentive material, in addition to the formulation of the basic concept of the motive of illegal property behavior, psychological phenomena are identified that allow it to be identified and systematized. As psychometric and research models, the use of a combination of interpretive and additive projective techniques is justified, which predetermined the way of presenting stimulus material: each task is presented in the form of a story story of a priori illegal property behavior of adolescents and young men and unfinished sentences related to it. Ensuring the validity of the methodology is based on the representativeness of various problematic issues of the adolescent and youth age category: in story stories, questions of finding oneself in society, as well as the relationship of adolescents and young men with parents, friends, acquaintances and unfamiliar peers and adults require interpretation. The article describes the tasks and results of the preliminary, approbation and mass stages of the application of the developed stimulus material. The stage of preparation of standardized indicators based on the analysis of the results of approbation and mass research and expert assessments is considered. The concept of structural validity verification is described as the main available element of control of the overall validity of the methodology. The ratio of the obtained values of the considered constructs indicates a sufficient degree of validity of the developed methodology. The results of testing the retest reliability of the technique are presented, which also demonstrated a sufficient degree of reliability of the technique for each of the diagnostic scales. The results of the empirical study indicate the expediency of using the developed methodology to identify the intrapersonal dominance of certain types of potential criminal motives in offenders and persons prone to committing antisocial actions. The results of the step-by-step implementation of the development procedure allow us to draw conclusions about the admissibility of the use of the methodology of psychodiagnostics of the motives of illegal property behavior of minors.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Keywords: psychology of criminal behavior, delinquent behavior of minors, juvenile delinquent, prevention of juvenile delinquency, motive of crime, needs of juvenile delinquents, motive of illegal property behavior, psychodiagnostics of criminal motives, projective technique of psychodiagnostics, development of psychodiagnostic methodology

For citation

Ustinov, D. V. & Safuanov, F. S. 2023, 'Methodology of diagnostics of potential motives of illegal property behavior of minors', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 39-50, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).039-050.

Ежегодные статистические показатели по территории Донецкой Народной Республики свидетельствуют о том, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей совершают преступления против собственности: в 2018-2022 г. доля правонарушений против собственности составляет 75-83 %. На современном этапе профилактика преступлений и административных правонарушений против собственности в подростково-юношеской среде приобретает ключевое значение. Вместе с тем система профилактического воздействия на несовершеннолетнего нуждается в оптимизации. Одним из актуальных направлений является системное изучение мотива-ционной составляющей противоправного имущественного поведения. Однако в отечественной практике противодействия правонарушениям несовершеннолетних практически отсутствуют психодиагностические методы выявления характера мотивов, побуждающих подростка или юношу к совершению хищений.

Современные требования к деятельности по предупреждению правонарушений и отсутствие необходимого для их реализации психодиагностического инструментария обусловили разработку специализированной методики, позволяющей диагностировать потенциальные мотивы противоправного имущественного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Стимульный материал

Основной особенностью противоправного имущественного поведения несовершеннолетних правонарушителей является скрытость от посторонних людей внешних проявлений незаконного поведения и неочевидность внутрилич-ностных детерминант такого поведения. Более того, несовершеннолетний правонарушитель может не только преднамеренно скрывать собственные преступные мотивы, но и не осознавать их в полной мере. Влияние механизмов психологической защиты (например, отрицания, вытеснения) либо воздействие иных психологических факторов препятствует осознанному и адекватному пониманию подростком и юношей собственных потребностей, удовлетворяемых в процессе совершения хищений [1]. Фактор возможной полной или частичной неосознанности мотивов собственного поведения предопределяет выбор в качестве диагностической техники проективного метода, позволяющего обнаружить и диагностировать бессознательные аспекты поведения и скрытые переживания [2]. При этом проективная техника психодиагностики является достаточно доступной при исследовании широких слоев молодежной среды, требующих специального, индивидуального или общего раннего профилактического воздействия.

Учитывая подозрительность несовершеннолетних правонарушителей, свой-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ственное им стремление к сокрытию от посторонних своих истинных побуждений [3], следует применять атрибутивную проекцию, основанную на приписывании другим людям собственных потребностей, побуждений, желаний [4].

Диагностику неочевидных компонентов потребностно-мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей целесообразно проводить, используя проективную технику интерпретативного вида, предполагающую толкование определенного события, ситуации [5]. Для проявления характерных противоправных намерений, мотивов, потребностей необходимо предоставить стимульные задания, воспринимаемые диагностируемым как ситуации незаконного поведения. Возможности аддитивного вида проективной техники позволяют направить реакцию на стимул на отражение необходимой нам психологической сферы личности [6]. Принцип завершения незаконченного предложения позволяет отразить конкретные элементы мотива-ционной сферы, не ограничивая реакции испытуемого [5].

Содержание стимульных заданий непосредственно зависит от формулировки концепта методики, основанного на выбранных теоретических положениях, позволяющих идентифицировать мотивы противоправного имущественного поведения [7]. В нашей работе теоретический концепт мотива противоправного имущественного поведения основан на общем понятии преступного мотива и объясняется как внутреннее осознанное или неосознанное побуждение несовершеннолетнего к удовлетворению имеющихся у него потребностей способом, формально содержащим признаки преступления против собственности [8]. Таким образом, определяющим компонентом мотива преступного имущественного поведения несовершеннолетнего в пределах прово-

димого исследования является потребность, удовлетворяемая в процессе такого поведения [9], понимаемая как отражение в сознании нужды, побуждающая психическую активность, связанную с целепо-лаганием [10]. В процессе проведения диагностики устанавливается содержание потребностей, различия которых являются основанием систематизации потребностей и предопределяют вид мотива противоправного имущественного поведения [11]. Для целей работы применена классификация, включающая в себя следующие виды преступных мотивов [12]:

1. Корыстный мотив (побуждение, действуя запрещенным законом способом, извлечь материальную или иную имущественную выгоду, в том числе в виде фактического пользования имуществом или уклонения от обязательных материальных затрат).

2. Мотив самоутверждения (побуждение противоправным способом достичь или укрепить у окружающих мнение о себе, своем социальном положении, статусе, месте в семье, сообществе).

3. Мотив повышения самооценки (побуждение, действуя запрещенным законом способом, подтвердить внутреннее мнение о себе, повысить самооценку, поднять уровень собственного достоинства).

4. Игровой мотив (побуждение, действуя запрещенным законом способом, получить особые ощущения, связанные с развлечением, отдыхом, эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками).

5. Гуманный мотив (побуждение, направленное на достижение пользы, добра для других людей способом, запрещенным законом).

6. Мотив безопасности (побуждение, действуя запрещенным законом способом, избежать страха, беспокойства, тревоги).

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7. Физиологический мотив (побуждение запрещенным законом способом удовлетворить физиологические потребности, если их неудовлетворение несет непосредственную угрозу жизни или здоровью).

8. Мотив зависти (побуждение, действуя запрещенным законом способом, проявить негативные эмоции или враждебное отношение к другому человеку, если они были вызваны его превосходством).

9. Мотив мести (побуждение причинить запрещенным законом способом неприятности в ответ на оскорбление, обиду, нанесенные страдания).

Таким образом, было определено, что каждое стимульное задание имеет две части. Первая часть представляет собой сюжетную историю, составленную на основе реальной жизненной ситуации совершения преступления, административного правонарушения или иного противоправного поступка несовершеннолетним. При изложении сюжетной истории нивелированы факторы, предрасполагающие к наделению героя истории каким-либо конкретным мотивом и препятствующие нейтральному с точки зрения мотивации восприятию содержания побуждений. Сюжетные истории конкретно или комплекс-

но описывают видимую сторону взаимоотношений подростков и юношей с родителями, близкими друзьями, знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми, а также поиска собственного места в социуме [13, 14].

Вторая часть состоит из неоконченных предложений, предназначенных для локализации реакции диагностируемых в пределах потребностно-мотивационной сферы, раскрытия содержания потребностей диагностируемого посредством описания чувств, слов, поступков героя, истории и его отношения к происходящему, а также минимизации проявлений социально одобряемой и нейтральной реакции.

С соблюдением указанных условий подготовлено 14 сюжетных историй, что превышает предусмотренное спецификацией необходимое итоговое количество пунктов в методике, но с учетом предварительного характера стимульно-го материала соответствует ходу разработки (табл. 1).

На предварительной стадии подготовленный вариант стимульных заданий был предложен в общей сложности 33 несовершеннолетним (14-17 лет), задержанным на территории г. Донецка за совершение преступлений и правонарушений,

Таблица 1

Пример стимульного задания методики

Максим в свои 16 лет стал общаться со старшими ребятами, мнение которых он уважает и ценит. Иногда старшие ребята из компании, несмотря на то что деньги у них есть, совершают кражи в супермаркетах и на рынках, воруя спиртные напитки, фрукты, шоколадные батончики. Максиму не нравится такое времяпрепровождение, но и уходить из компании он не хочет, видя, как при встрече ребята унижают своих бывших друзей. Через некоторое время Максим решился самостоятельно совершить кражу в магазине и сказал об этом ребятам. Ребята хотели помочь, но Максим собрался действовать самостоятельно, так как______________

Максим решил начать воровать, потому что__________________________

Понимая, что все украденное останется ему, выбирая между дешевой безделушкой и нужной ему вещью подороже,

Максим предпочел_

После совершения кражи Максим считает себя_

В компании были еще младшие ребята, которые давно воровали со старшими. Свое отношение к ним Максим может

описать как_

Иногда Максим хочет уйти из компании, но всегда остается, потому что на самом деле____________

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

посягающих на право собственности, и 36 студентам, имеющим незначительную разницу в возрасте с потенциальными диагностируемыми (до 19 лет).

Такая процедура позволила без формулирования выводов о доминировании того или иного преступного мотива установить стимульные элементы, вызывающие необходимую неоднородную реакцию, а также выявить задания, не показавшие существенной разницы в реакциях. Кроме того, были определены стимульные незаконченные предложения, в ответах на которые испытуемые в подавляющем большинстве случаев проявляли не побуждения, потребности, мотивы, а эмоции, мнение, отношение.

По итогам предварительного исследовательского этапа из набора стимульного материала исключены два пункта, реакция на которые была недостаточно разнообразна, а также пункт, сюжетная история которого описывала уникальную индивидуальную проблему подростка и не находила понимания у большинства испытуемых. Кроме того, сюжетные истории двух стимульных пунктов имели схожую проблематику и вызывали схожую реакцию, что предопределило исключение одной из них из стимульного материала. Учитывая изложенное, принято решение скомпоновать стимульный материал из 10 заданий.

Стандартизация

На предварительной стадии подготовки стимульного материала с целью выявления типичных (характерных) мотивов правонарушителей для каждой сюжетной истории подготовленные задания были предложены для экспертной оценки. В экспертную группу вошли руководители подразделений по делам несовершеннолетних территориальных ОВД (5 сотрудников), преподаватели психологии (5 человек), практические специалисты по психологической работе с обучающимися (6 руководителей районных методических объединений,

1 психолог детского социального центра). С учетом реакции диагностируемых установлено, что каждый вид мотива является типичным (характерным) не менее чем в 5 сюжетных историях. Отметим, что результаты экспертной оценки, наряду с результатами реакции обследуемых, полученными в ходе проведения апробационного (31 несовершеннолетний правонарушитель и 41 законопослушный несовершеннолетний) и массового (82 правонарушителя и 134 законопослушных) исследований, являются одним из компонентов формирования групповых норм при проведении стандартизации оцениваемых показателей [15].

Стимульные задания, при выполнении которых проявление определяемого криминального мотива стало характерным (типичным), позволили обозначить условное максимальное количество таких заданий для каждого вида мотивов и условно максимальный первичный (сырой) показатель по шкалам встречаемости и интенсивности каждого вида мотивов. При этом условный максимум может быть превышен в случаях проявления диагностируемых признаков отдельного вида мотивов в ситуациях, не характерных для такой реакции.

Таким образом, стандартизированные показатели по критерию встречаемости и интенсивности каждого вида мотивов основаны на соотношении показателей, полученных в ходе исследования, и максимального значения критерия в диапазоне характерных (типичных) реакций (табл. 2).

Итогом проведенных на этапе стандартизации разрабатываемой методики мероприятий по изучению совокупных данных о реакции испытуемых и экспертных оценок стала возможность формирования системы преобразования критериев встречаемости и интенсивности и определения для каждого фактического первоначального показателя реакции

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 2

Пример таблиц конвертации первоначальных показателей в стандартизированные (для показателей корыстного, игрового, гуманного мотивов)

Мотив: корыстный

Встречаемость заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

значение 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Интенсивность отметки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

значение 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

отметки 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

значение 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100

Мотив: игровой, гуманный

Встречаемость заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

значение 17 33 50 67 83 100 117 133 150 167

Интенсивность отметки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

значение 8 17 25 33 42 50 58 67 75 83

отметки 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

значение 92 100 108 117 125 133 142 150 158 167

несовершеннолетнего условного, но обоснованного стандартизированного значения, доступного для изучения, сравнения, анализа в рамках психодиагностической работы.

Валидизация

Поскольку изучить конкурентную форму критериальной валидности не представляется возможным (диагностических методик, совпадающих по критерию с разрабатываемой, в литературе не обнаружено), для обоснования валидности использовались методики, направленные на диагностику отдельных конструктов мотивационной сферы: «Доминирующий криминальный мотив» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Малюшина) - позволило сформулировать показатели по шести психодиагностическим шкалам, соответствующим аморальному, агрессивному, эмоциональному, фрустрационному, игровому, криминальному мотивам и мотиву самоутверждения; «Пирамида потребностей» (В. В. Скворцов, И. А. Акиндинова) - предназначена для диагностики материальных потребностей и потребностей в безопасности, социальных контактах, признании, самовыражении; «Метод измерения мотива-ционной структуры личности» (В. В. Миль-

ман) - выявляет такие типы мотивации, как поддержание жизнеобеспечения, комфорта и безопасности, статусно-престижная, общения и присоединения к группе, общей активности, творческой активности, а также принести пользу обществу; «Пословицы» (С. М. Петрова) -формирует показатели по 16 диагностическим шкалам, среди которых аки-зитивная, гедонистическая, эгоцентрическая, альтруистическая и др.; опросник МАС (Л. М. Кубышкина), направленный на выявление стремления к достижению цели, соперничеству, социальному престижу; «Шкала поиска ощущений» (М. Цукерман).

Был проведен детальный теоретический анализ взаимосвязи шкал каждой из этих методик с видами мотивов противоправного имущественного поведения, выявляемых в разрабатываемой методике.

По итогам массового исследования осуществлялся корреляционный анализ результатов, полученных в процессе применения разрабатываемой методики и внешних методик (табл. 3). Сравнение значений, показанных обследованными, позволило выявить достоверную на уров-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа шкал разрабатываемой и внешних методик

Шкала внешней методики Мотив противоправного имущественного поведения Показатель корреляции Уровень корреляции

1 Комфорта и безопасности (измерение мотивационной структуры) Игровой 0,244 р < 0,05

2 Упрочить свое положение (пирамида потребностей) Повышения самооценки 0,314 р < 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Обеспечить себе материальный комфорт (пирамида потребностей) Корыстный 0,215 р < 0,05

4 Стремиться к новому и неизведанному (пирамида потребностей) Игровой 0,235 р < 0,05

5 Поиск ощущений (шкала потребности в ощущениях) Игровой 0,261 р < 0,01

6 Социальный престиж (МАС) Самоутверждения 0,237 р < 0,05

7 Акизитивная(пословицы) Корыстный (-) 0,256 р < 0,01

8 Альтруистическая(пословицы) Гуманный 0,261 р < 0,01

9 Самоутверждения (ДКМ) Повышения самооценки 0,325 р < 0,01

не р < 0,05 вероятностную связь 9 пар шкал (из 15 выделенных по результатам теоретического анализа). Корреляционное сравнение остальных гипотетически взаимосвязанных пар шкал обнаружило эмпирическое значение, находящееся между критическими значениями для р = 0,05 и р = 0,1.

Надежность

Для проведения проверки ретестовой надежности была в случайном порядке отобрана группа из 150 несовершеннолетних, с которыми проведены два сеанса диагностирования, разделенные периодами 10-11 недель. Испытуемые на момент проведения повторного исследования не были ознакомлены с выводами по результатам первоначального тестирования. При проведении повторного тестирования молодым людям было предложено не учитывать свою предыдущую реакцию, а заканчивать предложения так, как хочется в данный момент.

Результаты проверки ретестовой надежности по каждой из 19 диагностических шкал методики (табл. 4) демонстрируют общий достаточный уровень

надежности разрабатываемой методики, зависящей от динамических и временных факторов.

Заключение

Эмпирическое исследование,проведен-ное с применением методики диагностики мотивов делинквентного имущественного поведения несовершеннолетних, выявило преобладание у несовершеннолетних правонарушителей потенциального преступного корыстного мотива, а также ряд значимых различий между иерархией данных мотивов у несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков [16].

Установление доминирующих потенциальных мотивов противоправного имущественного поведения и понимание психологических основ их формирования способствуют проведению на качественно новом уровне индивидуальной профилактики повторных имущественных преступлений несовершеннолетних, ранней индивидуальной и групповой профилактики делинквент-ных проявлений имущественного характера у несовершеннолетних.

Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 48 Applied legal psychology, 2023, iss. 1(62), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 4

Показатели ретеста по шкалам разрабатываемой методики

Шкалы встречаемости мотива Шкалы интенсивности мотива

Самоутверждения 0,79 Самоутверждения 0,82

Повышения самооценки 0,79 Повышения самооценки 0,73

Корыстный 0,80 Корыстный 0,83

Безопасности 0,71 Безопасности 0,73

Физиологический 0,63 Физиологический 0,63

Гуманный 0,71 Гуманный 0,81

Зависти 0,75 Зависти 0,70

Мести 0,70 Мести 0,71

Игровой 0,69 Игровой 0,73

Непринятия ситуации 0,57

Список источников

1. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Основные методы психологических исследований: особенности и опыт применения // Прикладная юридическая психология. 2020. № 4(53). С. 32-39. DOI 10.33463/2072-8336.2020.4(53).032-039.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2007. 688 с.

3. Селиверсткина А. Ю. Некоторые психологические особенности несовершеннолетних с противоправным поведением, осужденных к лишению свободы условно // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2(59). С. 48-53. DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).048-053.

4. Холмс Д. Анормальная психология. СПб. : Питер, 2003. 304 с.

5. Проективная психология / С. Л. Беллак и др. : пер. с англ. М. : Эксмо-Пресс ; Апрель-Пресс, 2000. 528 с.

6. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2003. 351 с.

7. Купер К. Индивидуальные различия : пер. с англ. М. : Аспект Пресс, 2000. 527 с.

8. Устинов Д. В. Проблема учета психологических конструктов в формировании понятия мотива преступления // Психолог. 2020. № 3. С. 37-52. DOI 10.25136/24098701.2020.3.32570.

9. Щербаков Г. В., Лаврентьева И. В. Понятие преступного поведения: поиск различных направлений и несколько основных результатов исследований в области психологии преступного поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 6-17. DOI 10.33463/2072-8336.2019.1(46).006-017.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

11. Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению // Прикладная юридическая психология. 2022. № 1(58). С. 54-63. DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58). 054-063.

12. Устинов Д. В. Содержание потребности как критерий классификации мотивов противоправного имущественного поведения детей // Психология и право. 2018. № 1. С. 63-76. DOI 10.17759^у^.2018080105.

13. Горьковая И. А., Микляева А. В. Система социальных контактов подростков с устойчивым противоправным поведением в контексте доминирующей направлен-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ности личности в общении // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3(56). С. 12-21. DOI 10.33463/2072-8336.2021.3(56).012-021.

14. Щербаков Г. В., Лаврентьева И. В. Роль когнитивной сферы, семьи и сверстников в развитии преступного поведения // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2(59). С. 96-108. DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).096-108.

15. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки тестов: часть III // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 4(180). С. 4-18.

16. Устинов Д. В. Психологические предпосылки возникновения преступных мотивов самоутверждения и повышения самооценки у несовершеннолетних правонарушителей // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Донецк : Донецкий национальный университет, 2020. С. 187-194.

References

1. Kuptsov, I. I. & Pivovarova, T. V. 2020, 'Basic methods of psychological research: features and experience of application', Applied legal psychology, iss. 4(53), pp. 32-39, doi: 10.33463/2072-8336.2020.4(53).032-039.

2. Anastasi, A. & Urbina, S. 2007, Psychological testing, Peter, St. Petersburg.

3. Seliverstkina, A. Yu. 2022, 'Some psychological features of minors with illegal behavior, conditionally sentenced to imprisonment', Applied Legal psychology, iss. 2(59), pp. 48-53, doi: 10.33463/2072-8336.2022.2(59).048-053.

4. Holmes, D. 2003, Abnormal psychology, Peter, St. Petersburg.

5. Projective psychology 2000, Eksmo-Press, April-Press, Moscow.

6. Burlachuk, L. F. 2003, Psychodiagnostics: studies for universities, Peter, St. Petersburg.

7. Cooper, K. 2000, Individual differences, Aspect Press, Moscow.

8. Ustinov, D. V. 2020, 'The problem of taking into account psychological constructs in the formation of the concept of the motive of a crime', Psychologist, iss. 3, pp. 37-52, doi: 10.25136/2409-8701.2020.3.32570.

9. Shcherbakov, G. V. & Lavrentieva, I. V. 2019, 'The concept of criminal behavior: the search for various directions and several main results of research in the field of psychology of criminal behavior', Applied legal psychology, iss. 1(46), pp. 6-17, doi: 10.33463/2072-8336.2019.1(46).006-017.

10. Ilyin, E. P. 2002, Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

11. Lapshin, V. E. & Shamanin, N. V. 2022, 'Features of the value-motivational sphere of the personality of adolescents prone to deviant behavior', Applied legal psychology, iss. 1(58), pp. 54-63, doi: 10.33463/2072-8336.2022.1(58).054-063.

12. Ustinov, D. V. 2018, 'The content of the need as a criterion for classifying the motives of illegal property behavior of children', Psychology and law, iss. 1, pp. 63-76, doi: 10.17759/psylaw.2018080105.

13. Gorkova, I. A. & Miklyaeva, A. V. 2021, 'The system of social contacts of adolescents with persistent illegal behavior in the context of the dominant orientation of personality in communication', Applied legal psychology, iss. 3(56), pp. 12-21, doi: 10.33463/2072-8336.2021.3(56).012-021.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

14. Shcherbakov, G. V. & Lavrentieva, I. V. 2022, 'The role of the cognitive sphere, family and peers in the development of criminal behavior', Applied legal psychology, iss. 2(59), pp. 96-108, doi: 10.33463/2072-8336.2022.2(59).096-108.

15. Baturin, N. A. & Melnikova, N. N. 2010, 'Test development technology: part III', Bulletin of the South Ural State University, Series Psychology, iss. 4(180), pp. 4-18.

16. Ustinov, D. V. 2020, 'Psychological prerequisites for the emergence of criminal motives of self-affirmation and self-esteem enhancement in juvenile offenders', in Personal and situational determinants of human behavior and activity: materials of the International Scientific and Practical Conference, pp. 187-194, Donetsk National University, Donetsk.

Информация об авторах

Д. В. Устинов - заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних (Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики); старший преподаватель кафедры психологии (Донецкий национальный университет);

Ф. С. Сафуанов - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологии (Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации); заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии (Московский государственный психолого-педагогический университет).

Information about the authors

D. V. Ustinov - Deputy Head of the Department of Juvenile Affairs (Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic); Senior Lecturer of the Department of Psychology (Donetsk National University);

F. S. Safuanov - Sc.D (Psychology), Professor, Head of the Psychology Laboratory (V. P. Serbsky National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology of the Ministry of Health of the Russian Federation); Head of the Department of Clinical and Forensic Psychology of the Faculty of Legal Psychology (Moscow State Psychological and Pedagogical University).

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 22.12.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 23.01.2023.

The article was submitted 22.12.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 23.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.