Научная статья на тему 'Классификация мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних'

Классификация мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
170
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE CRIME / МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIMINAL MOTIVE / ПОТРЕБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / NEEDS OF JUVENILE OFFENDERS / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PROPERTY CRIME

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Устинов Дмитрий Вячеславович, Устинова Наталия Валериевна

В статье представлена систематизация мотивов преступного имущественного поведения несовершеннолетних, основанная на содержании потребности, на удовлетворение которой направлены противоправные действия. Также приведены результаты диагностики вышеуказанных мотивов у несовершеннолетних, ранее совершавших имущественные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents systematization of motives of criminal property behavior of minors. This systematization is based on the different needs, which can be satisfied during the crime. Also presented the results of diagnostics of juvenile, who committed property crimes.

Текст научной работы на тему «Классификация мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних»

(-0,491).

4. Выявленные особенности личностной тревожности высококвалифицированных пловцов юношей и девушек в 17-18 лет необходимо учитывать при спортивном отборе и подготовке к стартам.

Список литературы

1. Ахмедов Т.И. Лучшие психологические тесты. -М.: Эксмо, 2009. -608с.

2. Ильин Е.П. Пол и тендер. - СПб.: Питер, 2010. -688с.

3. Кретти Дж., Брайент Психология в современном спорте / Кретти Дж., Брайент М., 1978, 223 с

4. Морозов С.Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров в системе управления тренировочным процессом. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1983. - 65с.

5. Ханин. Ю. Л. Стресс и тревога в спорте, международный сборник научных статей/ Сост. Ю. Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983, 288 с,

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Устинов Дмитрий Вячеславович

Аспирант каф. психологии, Донецкий национальный университет, г.Донецк

Устинова Наталия Валериевна

Доц. каф. психологии, Донецкий национальный университет, г.Донецк

АННОТАЦИЯ

В статье представлена систематизация мотивов преступного имущественного поведения несовершеннолетних, основанная на содержании потребности, на удовлетворение которой направлены противоправные действия. Также приведены результаты диагностики вышеуказанных мотивов у несовершеннолетних, ранее совершавших имущественные преступления.

ABSTRACT

The article presents systematization of motives of criminal property behavior of minors. This systematization is based on the different needs, which can be satisfied during the crime. Also presented the results of diagnostics of juvenile, who committed property crimes.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, мотив преступления, потребности несовершеннолетних правонарушителей, имущественные преступления

Keywords: juvenile crime, criminal motive, needs of juvenile offenders, property crime.

Уровень преступности несовершеннолетних принадлежит к числу индикаторов и ведущих критериев эффективности социальной политики государства и может быть отнесен к ключевым факторам оценки перспектив развития и укрепления институтов гражданского общества и общественной безопасности, в частности. Современные статистические данные указывают на ежегодное количественное доминирование подростков, совершивших преступления имущественного характера, в частности, по городу Донецку в 2015 году такие нарушители составили 82,5% общей численности (71 из 86 подростков). Наряду с этим, анализ личности преступников показывает, что значительная часть подростков (58%) не имела явных внешних причин материального характера для совершения хищений. Полученные данные свидетельствуют о том, что совершение детьми имущественных преступлений в большом числе случаев связано не только с корыстными побуждениями. Реальная ситуация требует досконального изучения с многих позиций, включая классификацию и анализ мотивационных аспектов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних для формирования комплексных профилактических психолого-правовых мероприятий в подростковой среде и предупреждения совершения повторных преступлений при участии всех организаций, включенных в государственную систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Цель представляемого исследования заключается в дальнейшем углубленном изучении, систематизации и выявлении мотивов несовершеннолетних правонарушителей при совершении ими противоправных действий имущественного характера. Его методологической основой явились результаты исследований отечественных ученых Ю.М. Антоняна[1], М.И.Еникеева, В.Е. Эминова[2], Н.В. Васильевой, И.А. Горьковой[4], А.Ф. Зелинского[5], И.А. Коноваловой^], К.Ю. Логиновой[7], Р.В. Овчаровой, Ю.А. Малюшиной[8], Г.Г. Шиханцова[9], в развитие которых в данной работе предложена классификация психологических мотивов преступного поведения несовершеннолетних в сфере имущественных отношений, основанная на разграничении удовлетворяемых при этом потребностей, характерных подростковой и юношеской возрастной категории. Наряду с теоретическим анализом психологических личностных особенностей несовершеннолетних, совершивших имущественные правонарушения, исследование включало изучение материалов доследственных проверок и уголовных дел, консультации с профильными психологами и специалистами-правохранителями, использование личного практического опыта раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Таким образом, среди мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних, в контексте данного исследования понимаемого как осознанное или не-

осознанное внутреннее побуждение к удовлетворению потребности способом, запрещенным законом[10], выделены следующие виды:

1. Корыстный мотив (побуждение к незаконному завладению чужим имуществом, направленное на обращение этого имущества в свое фактическое пользование, распоряжение либо на уклонение от обязательных материальных затрат).

2. Мотив утверждения (побуждение противоправным способом достичь или укрепить у окружающих мнение о себе, о своем социальном положении, статусе, месте в семье, сообществе).

3. Мотив повышения самооценки (побуждение, действуя запрещенным законом способом, подтвердить внутреннее мнение о себе, повысить самооценку, поднять уровень собственного достоинства).

4. Игровой мотив (побуждение, действуя запрещенным законом способом, получить особые ощущения, связанные с развлечением, отдыхом, эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками).

5. Мотив зависти (побуждение, действуя запрещенным законом способом, проявить негативные эмоции или враждебное отношение к другому человеку, если они были вызваны его превосходством).

6. Гуманный мотив (побуждение, направленное на достижение пользы, добра других людей способом, запрещенным законом).

7. Мотив мести (побуждение причинить запрещенным законом способом неприятности в ответ на оскорбление, обиду, страдание и пр.).

8. Мотив безопасности (побуждение, действуя запрещенным законом способом, избежать страха, беспокойства, тревоги от грозящей или ожидаемой угрозы).

9. Корыстно-физиологический мотив (побуждение незаконно извлечь материальную пользу для удовлетворения физиологических потребностей, если их неудовлетворение несет непосредственную угрозу жизни или здоровью).

Специфическая неоднозначность противоправного поведения как сферы исследования, способствующая вытеснению истинных мотивов правонарушения либо их преднамеренному сокрытию за социально одобряемыми ответами, обусловила выбор проективного подхода, как наиболее чувствительного инструмента для обнаружения скрытых или бессознательных аспектов поведения, завуалированных или неосознанных сторон личности, ее переживаний. Выбор стимулирующего материала для разрабатываемой методики осуществлялся в рамках концепции механизма резонанса Дж. Брунера, согласно которой стимулы, соответствующие потребностям, ценностям личности воспринимаются точнее и быстрее, чем им несоответствующие. Применен тематический тип проекции, связанный с приписыванием обследуемым собственных черт и особенностей личности другим людям. Использовалась также интерпретативная техника (классификация Л. Франка), предполагающая необходимость истолкования предложенного события ситуации, и аддитивная техника (общепринятая отечественная классификация), в процессе применения которой обязательное завершение незаконченных предложений стимулирует обследуемого на ответы, позволяющие диагностировать мотивы потенциально противоправного поведения [3] .

В процессе исследования каждому испытуемому попеременно предлагалось 9 сюжетных историй, представляющих собой основанные на реальных событиях разнообраз-

ные ситуации подросткового противоправного поведения в имущественной сфере, на которые он реагировал сообразно своим мыслям и чувствам. Группа испытуемых включала 93 несовершеннолетних (79 юношей и 14 девушек в возрасте 14-17 лет), пребывающих на профилактическом учете в подразделениях ОВД городов Донецка, Макеевки, Снежное, Харцызска в связи с совершением различных видов имущественных преступлений.

В ходе исследования получены следующие результаты, характеризующие комплексы анализируемых мотивов. Наиболее часто проявляющимся мотивом при совершении имущественных противоправных действий несовершеннолетними экспериментальной группы в количественном измерении по отношению к максимальному числу выборов являлся корыстный мотив (60,4%), что указывает высокую степень проявления психологического фактора допустимости незаконного обращения в свою пользу чужого имущества у значительной части испытуемых. Вместе с тем, указанные данные и показатель интенсивности (1=43,5) проявления описываемого мотива не могут однозначно свидетельствовать о его контрастном доминировании. Так показано, что наряду с корыстным мотивом, в значительной степени выражены мотив повышения самооценки (43,6%; 1=31,7), что является подтверждением типично обостренной в подростковом возрасте потребности в подтверждении статуса, а также гуманный мотив (44,3%; 1=30,4) и мотив самоутверждения (42,4%; 1=30,7). Такие показатели могут быть обусловлены большим (в сравнении с контрольной группой законопослушных подростков) проявлением замкнутости, сфокусированности на членах своей семьи, преобладающей концентрации на собственной личности.

У незначительного числа испытуемых достаточно выражено проявились мотивы мести (19,2%; 1=19,0), безопасности (25,6%; 1=18,8), игровой (9,8%; 1=5.3), зависти (8,4%; 1=4,5). Наименее выраженным мотивом в исследуемой выборке явился корыстно-физиологический мотив (3,2%; 1=1,6), что может свидетельствовать о достаточно частном его проявлении в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

Реализованное исследование в области выявления осознанных и неосознаваемых мотивов противоправной деятельности несовершеннолетних в имущественной сфере создает предпосылки для более глубокого понимания психологического портрета подростка, склонного к совершению такого вида правонарушений, и является основой для разработки психолого-коррекционных программ, как ранней профилактики детской преступности, так и рецидивных преступлений несовершеннолетних.

Литература

1. Антонян Ю.М. Бессознательное в корыстном преступном поведении // Общество и право. 2015. №2 (52). С. 120-128.

2. Антонян Ю.М. Еникеев М.И. Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. Москва: Юристъ, 1996. 203с.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев: Вист-С, 1997. 128с.

4. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1997. 170с.

5. Зелинский А.Ф. Криминальная психология. На-

учно-практическое издание. Киев: Юринком Интер, 1999. 240с.

6. Коновалова И.А. Объективные и субъективные признаки несовершеннолетнего субъекта корыстно ориентированной преступности // Вестник МГОУ Серия «Юриспруденция». 2012. №2. С. 30-32.

7. Логинова К.Ю. Мотивы имущественных преступлений несовершеннолетних // Вестник томского государственного университета. Право. 2014. №1 (11). С. 56-62.

8. Овчарова Р.В., Малюшина Ю.А. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. 176с.

9. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Москва: Зерцало, 1998. 352с.

10. Ustinov D.V, Ustinova N.V. Problem the formation of concept motives crime with the use of psychological attribute underliberate // Pedagogics. Psychology: select Papers of International Scientific School «Paradigma» (summer-2015, Varna, Bulgaria). 2015. P. 128-136.

ДВУХПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ

Чибисов Василий Васильевич

Москва, МФТИ, психоаналитик, член ЕКПП

АННОТАЦИЯ

Найдено, обосновано и графически представлено соответствие между акцентуациями характера по Личко и спектром коммуникационного оператора. Категория характера выражена в математических означающих как облако точек в комплексной плоскости. Модуль и аргумент собственных чисел оператора коммуникации имеют дополнительный психоаналитический смысл. Результатом является двумерная диаграмма акцентуаций характера.

ABSTRACT

The conform morphism from temper accentuations to the spectrum of communicative operaror is discovered and formalized. The category of temper is expressed using mathematical meaning of point set in complex space. The coordinate system is defined in a way to fill the modulus and argument of K-operator's eigenvalues with the psychoanalytical meaning. The 2-dimensional map of temper accentuations is represented as a result.

Ключевые слова: акцентуации характера, психоанализ, интроекты, темпоральность, коммуникационный оператор.

Keywords: temper accentuations, psychoanalysis, introjection, temporality, communicative operator.

Введение

Современный философский и психологический дискурс всё чаще обращается к вопросе о норме и патологии [1, 13]. То, что раньше классифицировалось как болезнь, теперь относят к невротическому регистру. Этот процесс вступил в активную фазу во второй половине прошлого века: в 1968 Карл Леонгард ввел понятие акцентуации - крайней степени нормы.

В работе [6] «Акцентуации и психопатии у подростков» А.Е. Личко приводит свою классификацию и описание особенностей характера личности. Автор не ограничивает область своих теоретических построений только подростковой возрастной группой. Случаи из клинической и педагогической практики являются для Личко в первую очередь источником обширного экспериментального материала, заведомо выровненного по возрастному срезу. В свете психоаналитических представлений о регрессии и фиксации [9, 11], можно вообще не делать различий между акцентуациями подростков и психопатических характерах взрослых.

В данной работе предметом исследования является не классификация сама по себе, а её формальное представление. Мы предлагаем с помощью несложных операций с математическими означающими расположить акцентуации характера не комплексной плоскости. Кроме того, мы будем активно пользоваться психоаналитическим понятийным аппаратом. В перспективе, полученный результат будет использован в сугубо психоаналитических исследованиях как инструмент моделирования коммуникации, контроля и динамики управляющих интроектов [7].

Постановка задачи. Спектр коммуникативного оператора

В [6] Личко использует перечисление как форму пред-

ставления классификации. Номинации следуют ненумерованным списком. Это удобно, если число типов не превышает пяти. В случае одиннадцати наименований возникает естественная потребность в более наглядном представлении. Мы дополним модель Личко координатным представлением классификации, упорядоченно расположив акцентуации в двухмерном пространстве.

Сформулируем задачу в диалектических и математических категориях.

Допустим, что имеет смысл говорить о психическом состоянии субъекта как о диалектической категории. Состояние есть момент движения содержания к форме. Формой является коммуникация. Форма содержит два момента: момент движения дальше в реальность, момент движения обратно к содержанию. Первый момент - это феномен коммуникации как таковой, в данном контексте не представляет интереса. Второй момент состоит в том, что акт коммуникации изменяет состояние.

Всё то же самое верно как для субъекта, так и для другого. Без другого коммуникация невозможна. Значит, имеет смысл рассматривать только их совместное изменение.

Для дальнейшего изложения используем математические означающие. Корректность использования операторного формализма будет подробно доказана в рамках другой статьи, пока что будем использовать ее аксиоматически.

Пусть состоянию соответствует вектор |а> гильбертова пространства состоянию другого |а'>, притом выполняется нормировка

Уа е ¥ а\0) = 1

1 ' . (1)

Акт коммуникации приводит к совместному изменению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.