Научная статья на тему 'Методика диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации: сущность, этапы проведения, результаты'

Методика диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации: сущность, этапы проведения, результаты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нарциссова С. Ю.

В статье раскрывается сущность разработанной автором методики диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации, рассматриваются этапы ее проведения, приводится матрица психосемантического эксперимента и результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации: сущность, этапы проведения, результаты»

зования врачами-психотерапевтами и медицинскими (клиническими) психологами для практической работы и проведения научных исследований.

Таким образом, система отношений личности является мало исследованной частью личности, открывающей широкие перспективы для ученых в создании и применении новых методов изучения отношений человека с окружающей его действительностью.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.

3. Дерманова И.Б. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 41-42.

4. Иосебадзе Т.Т. Метод исследования особенностей системы отношений личности пациентов с невротическими расстройствами в процессе психотерапии: методическое пособие. - СПб., 2008.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2003.

6. Первин Л., Джон О. Психология личности. - М., 2000.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АРГУМЕНТАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ,

РЕЗУЛЬТАТЫ

© Нарциссова С.Ю.*

Московский гуманитарно-экономический институт, г. Москва

В статье раскрывается сущность разработанной автором методики диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации, рассматриваются этапы ее проведения, приводится матрица психосемантического эксперимента и резуньтаты исследования.

В задачи нашего исследования входила разработка концептуальной модели когнитивно-стилевой детерминации аргументации, а само понятие

* Преподаватель кафедры «Психология».

аргументации, имеющее различные толкования, в нашей концепции означает разновидность коммуникативной речевой деятельности, направленная на убеждение реципиента при помощи различных средств, имеющих как речевую форму выражения, так и эмоционально-экспрессивную и апеллирующая одновременно к мыслительным способностям воспринимающего субъекта, его личностным ценностям иустановкам.

Концепция когнитивно-стилевой детерминации аргументации рассматривает основные детерминанты аргументации, к которым относятся различные способы убеждения и доказательства, используемые субъектом в зависимости от его когнитивного стиля; особенности персонификации в аргументации и специфику языковых аргументов, используемых людьми, представляющими различные когнитивные стили.

Известно немало классификаций когнитивных стилей, которые нашли отражение в ряде исследований и методик их выявления [2-5, 9-11]. Описание методик диагностики когнитивных стилей не является предметом данной статьи, задачей которой стало рассмотрение методики диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации.

Разработанная нами методика включает проведение психолингвистического исследования, контент-анализа и психосемантического эксперимента и состоит из ряда этапов.

На первом этапе диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации предполагается разделение испытуемых на группы, в зависимости от принадлежности их к определенным когнитивным стилям.

На втором этапе предусматривается проведение психолингвистического эксперимента, смысл которого заключается в предъявлении ряда вопросов, направленных на уяснение специфики восприятия предложенного одного или ряда текстов, а также контент-анализ речевых показателей аргументов. Тексты должны носить проблемный характер и предусматривать неоднозначные развернутые ответы, требующие аргументации. Для повышения чистоты эксперимента желательно, чтобы испытуемые были предупреждены о необходимости давать полные, обоснованные ответы, например, в рамках проведения семинарского занятия, а мотивация усилена вхождением данной процедуры отчетности в систему зачета.

Контент-анализ является третьим этапом исследования. Он позволяет выявить как языковые индикаторы аргументов, так и особенности персонификации в аргументативном дискурсе. Процедура контент-анализа речевых показателей аргументов в нашем исследовании основывалась на выявлении языковых индикаторов аргументов, классифицированных в докторской диссертации «Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход)» А.Н. Баранова [1]. В разрядах классификации, согласно лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова, учитываются следующие отношения:

1. аргумент и его источник;

2. аргумент и тезис;

3. аргумент и действительность;

4. аргумент и истинность;

5. аргумент и правило аргументирования.

На четвертом этапе диагностики проводится психосемантическое экспериментальное исследование. Для проведения такого исследования мы разработали матрицу (см. табл. 1), представляющую собой набор тезисов-суждений, которые требовалось аргументировать различными способами доказательства и убеждения, отметив в соответствующих графах матрицы степень использования того или другого способа. Перед нами стояла задача определить когнитивно-стилевые особенности аргументации через взаимосвязь различных ее элементов в сознании испытуемых. Для реализации поставленной задачи мы применяли метод семантического дифференциала, который подробно описан в работах В.Ф. Петренко [6, 7] и других авторов. Необходимо подчеркнуть, что в ходе обработки данных происходит уста -новление коэффициентов корреляций между изначально предложенными категориями, т.е. устанавливается их связь между собой опосредствованно, через их связь с другими элементами. В ходе рассматриваемой процедуры определяются не только сознательные связи, но и отношения между понятиями, значениями, о существовании которых человек и не подозревает, не задумывается в реальной жизни.

Суждения должны быть подобраны так, чтобы среди них встречались: абсолютно очевидные, не вызывающие сомнений; спорные и невероятные, аргументировать правдоподобность которых сложно.

Процедура факторного анализа выступала в нашем исследовании способом обобщения содержания системы аргументации различных когнитивных стилей, в ходе которой ряд признаков описания группировались в более емкие факторы (понятия) в зависимости от коэффициента веса этих факторов.

Испытуемым дается следующая инструкция: «Перед Вами таблица с рядом суждений-тезисов по вертикали. Представьте, что Вы в них нисколько не сомневаетесь. Ваша задача заставить поверить в них своего собеседника. Оцените использование возможных элементов убеждения и доказательства для каждого суждения по 10-балльной шкале, проставив свои оценки в графах таблицы».

После заполнения приведенной матрицы, содержащей суждения (конструкты) и признаки (элементы убеждения и доказательства) для каждого исследуемого полюса когнитивного стиля составляется общая матрица, представляющая среднее арифметическое полученных значений, которая и подвергается дальнейшей математической обработке.

Ценность указанного метода определяется возможностью точного и строгого изучения установок личности, в данном случае - в отношении способов аргументации (убеждения или доказательства).

Таблица 1

Матрица психосемантического эксперимента

СУЖДЕНИЯ (КОНСТРУКТЫ) Элементы убеждения и доказательства (признаки)

а) демонстрация причинно-следственных связей б) факты, сравнения, примеры в) эпитеты, афоризмы, изречения, эмоциональные фразы г) эмпирические и статистические данные ц) ссылка на авторитет, интуицию, веру, традицию г) заключения экспертов, показания очевидцев ж) доводы к выгоде з) жесты, мимика, интонация, гемп речи, паузы

1. Через два месяца эпидемия гриппа в стране коснется 85 % населения.

2. Если применить этот метод (план) будет достигнут быстрее.

3. При хорошей погоде число туристических автобусов в городе возрастает.

4. Я, может быть, соглашусь с ним.

5. Неучастие в конфликте помогает нейтрализовать его.

6. Как человеку я Вам доверяю, но как политику - не могу.

7. Биологи вывели сорт яблок, которые при комнатной температуре будут сохранять первоначальную свежесть в течение полутора

8. После разговора с ним у меня возникли сомнения.

9. При гололеде в городе увеличивается число уличных травм.

10. Правительство России в следующем году поднимет уровень жизни граждан в два раза.

11. Котята этой породы стоятдороже.

12. Эти операции - испытанный шаг в медицине, но Вам она не рекомендуется.

13. Этому человеку можно доверять.

14. Если лето дождливое - это хорошо.

15. Ученые скоро изобретут вакцину, увеличивающую жизнь человека вдвое.

Разработанная ними методика психосемантического анализа аргументации позволяет выявить связи между когнитивными стилями и детерминантами аргументации (убеждением и доказательством). В целом, значимость психосемантического анализа для изучения особенностей аргументации, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что он может по-

зволяет выявить связи между различными образующими аргументации. Определенная последовательность современных математических способов обработки данных решает задачу, выдвинутую еще Л. С. Выготским и А.Н. Леонтьевым об изучении компонентов сознания в их взаимосвязи. Это важно потому, что смысловые образования и значения, придаваемые различным способам аргументации, существуют в тесном взаимодействии между собой, приобретая некоторые нюансы собственного психологиче-ского содержания лишь в той системе аргументации, которую образуют.

Итак, методика диагностики когнитивно-стилевых особенностей аргументации позволила установить следующее. Лица с выраженным полюсом конкретной концептуализации используют чаще ссылки на источник сведений, экземплификаторы, обращение к процессу аргументирования и его форме, иногда аргументом выступает аппеляция к адресату. Не прослеживается связи между полюсом когнитивная сложность и такими показателями аргументов как «ссылки на очевидность» и «апелляция к адресату». Когнитивно сложные используют в своей аргументации преимущественно элементы доказательства. Среди них: эмпирические и статистические данные, демонстрация причинно-следственных связей, заключения экспертов, показания очевидцев. Лица когнитивного стиля с полюсом импульсивность используют в своей аргументации преимущественно элементы убеждения. Среди них: жесты, мимика, интонация, темп речи, паузы, ссылка на авторитет, интуицию, веру, традицию, доводы к выгоде, эпитеты, афоризмы, изречения, эмоциональные фразы. Лица когнитивного стиля с полюсом полеза-висимость используют в своей аргументации как элементы убеждения, как и элементы доказательства.

Список литературы:

1. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): дисс. ... докт. филол. наук. - М., 1990. - 378 с.

2. Безменов И.В. Взаимосвязь социальной перцепции с когнитивными стилями студентов вузов: дисс. ... канд. психол. Наук. - М., 2007.

3. Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е.А. Сергиен-ко. - М., 2004.

4. Когнитивная психология: учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В.Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

5. Купцова С. А. Когнитивные аспекты реализуемости личностных ценностей: дисс. ... канд. психол. Наук. - Казань, 2010.

6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -207 с.

7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб., 2005.

8. Протасов В.В. Проявление когнитивного стиля личности в особенностях решения мыслительных задач: дисс. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2000. - 164 с.

9. Серегина Т.Н. Черты личности и когнитивный стиль. Взаимодействие и роль в успешности обучения: дисс. ... канд. психол. Наук. - Краснодар, 2001.

10. Тесля М.А. Структура и динамика интеллектуальных способностей и когнитивных стилей в учебной и профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. Наук. - М., 2005.

11. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб., 2004.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Пихтилькова O.A.*, Березина И.В.4

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В работе раскрываются особенности обучения в условия перехода на многоуровневую систему высшего образования.

Особенности современной общественной жизни и масштаб проблем, решаемых в социальной и экономической сферах, выдвигают перед высшими учебными учреждениями задачу формирования личности, для которой характерны творческие способности, нестандартный взгляд на проблемы, владение навыками исследовательской деятельности, личности, способной к самореализации творческого потенциала. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций каждого человека.

Одно из существенных направлений модернизации высшего образования обусловлено присоединением России к Болонскому процессу. Основы Болонской декларации заключаются в следующих совместных мероприятиях присоединившихся к ней стран:

- создание системы четких сопоставимых степеней (в частности за счет приложений к диплому);

- введение системы двухэтапного высшего образования: базового (бакалавр) и последипломного (магистр).

Участие России в Болонском процессе и переход на многоуровневую систему обучения предполагает также использование системы зачетных единиц, а контроль за освоением студентом каждой дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС) оценки качества обучения.

В результате введения системы двухэтапного высшего образования: базового (бакалавр) и последипломного (магистр) - необходимы новые под-

* Доцент кафедры Математического анализа, кандидат физико-математических наук.

* Старший преподаватель кафедры Математического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.