Научная статья на тему 'Методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников: эдинбургский рисуночный тест'

Методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников: эдинбургский рисуночный тест Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3266
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ДИАГНОСТИКА / ЭДИНБУРГСКИЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрович М.О.

Описывается методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций детей старшего дошкольного возраста с помощью Эдинбургского рисуночного теста. Показаны надежность и валидность данной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрович М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников: эдинбургский рисуночный тест»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9.072

методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников: эдинбургский рисуночный тест

м.о. АЛЕКСАНДРОВИЧ* Поморская педагогическая академия, Слупск, Польша

Описывается методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций детей старшего дошкольного возраста с помощью Эдинбургского рисуночного теста. Показаны надежность и валидность данной методики.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальные операции, диагностика, Эдинбургский рисуночный тест, дошкольный возраст.

Развитие цивилизации основывается на формировании интеллектуального потенциала каждого человека, закладка и становление которого начинаются в раннем детстве. В этой связи важны раннее выявление и надежная диагностика индивидуального уровня развития интеллекта. Индивидуальный подход особенно необходим в работе с детьми с особенностями психофизического развития, когда интеллектуальный потенциал ребенка может оставаться незамеченным на фоне психического или физического недуга. В коррек-ционной психологии изучение интеллекта и формирования интеллектуальных операций связано с проблемой их диагностики и коррекции у детей с особенностями психофизического развития. Процесс онтогенеза интеллекта и интеллектуальных операций в наиболее отчетливой форме наблюдается и эффективно поддается коррекции в дошкольный период.

Дифференцированное изучение индивидуальных различий по интеллекту и интеллектуальным операциям старших дошкольников в норме и с особенностями

© Александрович М.О., 2010

* Для корреспонденции:

Александрович Мария Олеговна, кандидат психологических наук, Поморская педагогическая академия, Слупск, Польша

психофизического развития позволяет выявить уровень интеллекта каждого ребенка, что дает возможность в дальнейшем выработать стратегии индивидуального коррек-ционного воздействия и создать благоприятные условия обучения и развития.

Проблема изучения интеллекта, интеллектуальных операций и путей их становления у детей в норме и с особенностями психофизического развития занимает значительное место в психологических исследованиях различных авторов: С.Л. Рубинштейна, Л.Ф. Обуховой, H.H. Поддьякова, Л.И. Тиграновой, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Т.В. Сенько, Л.А. Венгера, Ю.Н. Карандашева, Н.В. Яшковой, М.А. Холодной, Н.С. Лейтеса, О.М. Дьяченко, Т.В. Розановой, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, Т.А. Григорьевой, Г. Айзенка, Ж. Пиаже, К.Г. Юнга, А. Бине, Ф. Гальтона, В. Штерна, C. Spearman, L. Terman, J.P. Guilford, P. Vernon, H. Gardner, R. Stenberg, P. Kline, E. N^cka, J. Feldhusen, K Heller, F. Monks, A. S^kowski, C. Yewchuk, J. Lupart и др. Значительная часть упомянутых исследований посвящена изучению интеллекта и интеллектуальных операций детей дошкольного возраста. Анализ этих работ приводит к выводу о том, что имеется очевидная нехватка исследовательских средств, задания которых построены с опорой на невербальный компонент. Все это определяет актуаль-

ность исследований, направленных на поиск и создание невербального инструментария для ранней диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников, как в норме, так и с особенностями психофизического развития.

Этапы стандартизации Эдинбургского рисуночного теста (ЭРТ). Каждый тест должен удовлетворять требованиям объективности, валидности и надежности. Объективность - характеристика теста, означающая, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Валидность - комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость результатов, адекватность теста целям измерения. Надежность - устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. нами была предпринята попытка оценки соответствия Эдинбургского рисуночного теста всем вышеупомянутым критериям [1, 2].

Вариант ЭРТ для проведения исследования был подарен коллегами из Манчестерского университета во время совместной работы по проекту TEMPUS, 1997 год. Для реализации требований объективности стандартизация ЭРТ проходила в три этапа.

Первый этап стандартизации. На первом этапе стандартизации в ходе пилотажного исследования были определены следующие моменты диагностической ситуации:

- перевод инструкции и тестовых норм оригинального варианта ЭРТ;

- определение контингента для применения ЭРТ и проведение теста в точном соответствии с инструкцией на гомогенной и представительной выборке старших дошкольников в объеме 70 человек (50 - в норме и 20 - с особенностями психофизического развития, ДЦП);

- оценка надежности теста;

- описание процедуры тестирования по ЭРТ.

Существуют различные методы оценки надежности. В ходе нашего исследования был использован метод оценки надежности взаимозаменяемых форм. Формула данного метода оценки надежности может быть представлена как:

ТЕСТ А ^ ИНТЕРВАЛ ^ ТЕСТ А В процессе пилотажного исследования первое тестирование группы старших дошкольников позволило выявить задания, процент решения которых низок из-за их сильного культурного отличия. Эти задания были заменены аналогичными, знакомыми для русскоговорящих детей. Так, например, десятое задание субтеста «Шестой лишний», предполагавшее знание латинского алфавита, было заменено аналогичным заданием, но с использованием кириллицы. Все изменения, внесенные в субтесты, являются независимыми заданиями, отвечающими тем же требованиям, что и задания оригинального варианта, содержат одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности.

Повторное тестирование было проведено на той же выборке с помощью параллельной (измененной) формы ЭРТ через один месяц после первого тестирования при соблюдении одних и тех же условий.

Далее нами был рассчитан индекс надежности ЭРТ. Индексом надежности теста является коэффициент корреляции тху между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Для Эдинбургского рисуночного теста индекс надежности составил тху=0,86, при р=0,001.

Следовательно, на первом этапе стандартизации был оценен индекс надежности ЭРТ, уровень которого стремится к 1, что означает, что ЭРТ обладает высоким индексом надежности.

Высокий показатель индекса надежности позволил сформулировать этапы процедуры тестирования.

Процедура тестирования по ЭРТ предполагает индивидуальное или групповое тестирование, проводимое с использованием стандартного стимульного материа-

ла в виде тестовых заданий, предлагаемых каждому ребенку на листах формата А4. Тестирование необходимо проводить в хорошо освещенном и проветренном помещении. Индивидуальные данные и тестовые показатели ребенка заносятся в регистрационные листы результатов. В процессе тестирования диагносту надо создать благоприятную эмоциональную обстановку и в то же время следить за тем, чтобы его одобрительно-поощряющее поведение не повлияло на результаты тестирования.

Достоинством ЭРТ является отсутствие письменных указаний, что облегчает работу маленьких детей. Методика включает в себя пять субтестов различной сложности и предполагает последовательное выполнение каждого субтеста в отдельности, без перепрыгивания на следующий или возвращения к предыдущему. На основании инструкций к ЭРТ определены интеллектуальные операции, выявляемые субтестами.

В предлагаемой методике каждый субтест имеет свое название и включает в себя несколько примеров, к которым испытуемому даются объяснения и инструкции по выполнению заданий. результаты ответов испытуемых по тренировочным заданиям при интерпретации не учитываются. Предлагаются следующие инструкции к субтестам:

- Субтест 1. Шестой лишний (2,5-4 мин.). Испытуемому предлагается изображение шести предметов, пять из которых взаимосвязаны определенным явным признаком, а шестой выпадает из взаимосвязи, то есть лишний. Задание: внимательно рассмотреть рисунки, найти шестой лишний и указать на него (основная интеллектуальная операция - обобщение).

- Субтест 2. Классификация действий (3,5-5 мин.). Испытуемому предлагается рассмотреть пять рядов из трех основных картинок. Картинки каждого ряда взаимосвязаны, на них изображен один вид действия. Задание: из десяти перепутанных картинок подобрать к каждому из пяти основных рядов по две нужные картинки с

соответствующим видом действия (основные интеллектуальные операции - анализ и обобщение).

- Субтест 3. Перевертыш (2,5-3 мин.). Испытуемому предлагается образец, основное изображение, к которому из пяти дополнительных изображений нужно подобрать его зеркальное отражение (основная интеллектуальная операция - сравнение).

- Субтест 4. Аналогии (4-6 мин.). Испытуемому предлагается двойная картинка-аналогия как образец и основная картинка, к которой из пяти перепутанных картинок следует подобрать подходящую по заданной аналогии (основная интеллектуальная операция - классификация).

- Субтест 5. Последовательности (4-6 мин.). Испытуемому предлагается четыре или пять перепутанных картинок, которые следует расставить в нужном порядке либо по нарастанию признака, либо по порядку выполнения действий (основные интеллектуальные операции - анализ и синтез).

Второй этап стандартизации. На втором этапе стандартизации эрТ в ходе пилотажного исследования определяется валидность ЭРТ. Были установлены следующие типы валидности: конструктная, эмпирическая, диагностическая и прогностическая. Данные по показателям валид-ности представлены в таблице 1.

Таким образом, величины показателей типов валидности: конструктной, эмпирической, диагностической и прогностической (см. табл. 1) позволяют утверждать, что ЭРТ обладает высоким показателем валидности.

Третий этап стандартизации. На третьем этапе стандартизации ЭРТ в ходе пилотажного исследования были определены нормы выполнения теста и составлены рекомендации для работы с ЭРТ.

А. Анастази отмечала, что любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась. применительно к психологическим тестам нормы не абсолютны, не универсальны и не

Таблица 1

Показатели коэффициентов различных видов валидности Эдинбургского рисуночного теста (ЭРТ)

Тесты и показатели Спирмен Г Уровень р

Конструктная валидность при помощи изучения взаимосвязи результатов ЭРТ: - с различными видами памяти: - произвольной; - непроизвольной - с социометрическим статусом; - с мотивацией достижения; - с самооценкой; - с умственной работоспособностью; - взаимосвязь со стилем родительского отношения 0,27 0,4 -0,3 0,5 0,3 0,3 0,32 0,04 0,001 0,05 0,0002 0,09 0,2 0,05

Эмпирическая валидность при помощи сопоставления данных по ЭРТ с данными по Рисуночному тесту интеллекта Степанова 0,45 0,05

Диагностическая валидность при помощи сравнения результатов, полученных на выборке старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития -0,48 0,03

Прогностическая валидность при помощи теста-ретеста на выборке старших дошкольников в норме 0,86 0,001

постоянны. Они выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации. В нашем исследовании на выборке стандартизации были определены тестовые нормы ЭРТ, необходимые при интерпретации тестовых результатов.

ЭРТ предназначен для детей 5-8 лет и позволяет оценить уровень развития интеллекта и отдельных интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.

Каждый из субтестов включает в себя десять заданий. Общая длина теста - 50 тестовых заданий плюс восемь тренировочных заданий.

Оптимальное время тестирования для ЭРТ с учетом порога наступления утомления в данной возрастной группе составляет 20-30 мин. Существуют также временные рамки для выполнения каждого субтеста (от 2,5 до 6 мин.). Отсюда следует, что ЭРТ может использоваться как тест скорости, когда время выполнения ограничено и различно для каждого из субтестов,

а также как тест правильности, то есть без фиксации времени выполнения каждого субтеста.

каждый субтест имеет свое название и включает в себя несколько примеров, к которым испытуемому даются объяснения и инструкции по выполнению заданий. Результаты ответов испытуемых по тренировочным заданиям при интерпретации не учитываются.

Оценка тестовых заданий - политоми-ческая (если из 10 элементов задания одно сделал неправильно, то сумма баллов равна 9). При регистрации результатов учитывается первый ответ, будь он верный или нет. считается количество правильно выполненных заданий в каждом субтесте (уровень развития определенной интеллектуальной операции), затем подсчиты-вается сумма правильно выполненных заданий по пяти субтестам. Далее с помощью приведенной в тесте таблицы определяется уровень ^ каждого ребенка в соответствии с возрастом и общей суммой правильно выполненных заданий.

Изучение характера распределения результатов и кривой нормального распределения, полученных при тестировании испытуемых в выборке стандартизации в объеме 70 человек (50 - в норме и 20 - с особенностями психофизического развития, ДЦП), позволило установить пределы для уровней развития интеллекта (рис. 1 и рис. 2).

полученные при диагностике первичные показатели ^ (сумма правильных ответов по всем пяти субтестам ЭРТ) переводятся в стандартные (производные) показатели Делается это для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой. Наивысшим ^ является 140+, а минимальным - 70.

ВеличинаIQ

Рис. 1. Распределение результатов в выборке стандартизации старших дошкольников в норме

1 J!

Рис. 2. Распределение результатов в выборке стандартизации старших дошкольников с особенностями психофизического развития, ДЦП

Зафиксировав средний балл по всем пяти тестам, можно определить уровень развития системы интеллектуальных опе-

раций каждого испытуемого. Если показатель, соответствующий возрасту испытуемого, находится в пределах от 70 до 90, то этот показатель отмечается как «низкий уровень развития системы интеллектуальных операций», если от 91 до 124 - как «средний уровень развития системы интеллектуальных операций», если от 125 до 140 и выше - «высокий уровень развития системы интеллектуальных операций».

Для уточнения тестовых норм в ходе исследования также проводилось наблюдение за старшими дошкольниками. Результаты наблюдений, равно как и результаты экспертной оценки интеллектуального развития старших дошкольников легли в основу выполнения методики «Интеллектуальный портрет» и составления интеллектуальных и личностных портретов старших дошкольников с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей (данные будут дополнительно опубликованы).

Таким образом, результаты трех этапов стандартизации ЭРТ, полученные в ходе пилотажного исследования (высокие показатели надежности, валидности, разработанные тестовые нормы), свидетельствуют о том, что эдинбургский рисуночный тест является надежной (индекс надежности Txy=0,86, при р=0,001) и валидной методикой для диагностики уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития, представляющих русскоязычную выборку.

Литература

1. Александрович М.О. Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.10. - Минск, 2003. - 171 с.

2. Edinburgh Picture Test: Manual. - Hodder & Stoughton, 1985. - 16 p.

methods of diagnostics of intelligence and intellectual operations of senior preschoolers: edinburgh picture test

M.o. alexandrovich

Pomeranian Pedagogical Academy, Slupsk, Poland

we describe the method of testing intelligence and intellectual operations of senior preschoolers with the help of Edinburgh picture test. showing reliability and validity of this technique.

Keywords: intelligence, intellectual operations, diagnostics, Edinburgh picture test, pre-school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.