СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.614 А.В. Махиянова
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДИСБАЛАНСА ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА СОЦИАЛИЗАЦИИ НА МАКРОУРОВНЕ
Представлена методика, позволяющая диагностировать дисбаланс интернализации в различных сферах общественной жизни, изложен материал социологического исследования по ее апробации.
Ключевые слова: дисбаланс, интернализация, ценностно-нормативный комплекс, методика, диагностика.
A.V. Makhiyanova
A TECHNIQUE OF INTERNALIZATION IMBALANCE DIAGNOSIS AS A MECHANISM OF SOCIALIZATION AT MACRO STAGE
The article describes a technique which allows to diagnose internalization imbalance in various spheres of public life, given the material of sociological research on its case study testing has been stated.
Key words: imbalance, internalization, value-regulatory complex, methodology, diagnosis.
Интернализация, выступая ведущим механизмом социализации и обеспечивая процесс конструирования социальной реальности, представляет собой основу формирования личности. В самом общем виде она обозначает процесс усвоения принятой в обществе ценностнонормативной системы в определенном социальном контексте, поэтому основана на субъективном принятии ценностей, норм, стандартов общества и подразумевает приобретение ими статуса принятых.
Многие неотъемлемые процессы и тенденции современного социума являются основополагающими и благоприятными условиями развития интернализационного дисбаланса. К ним относятся разрушение традиционных основ организации повседневной жизни, негативные аспекты распространения массовой культуры, фрагментарность, дисперсность и контекстуаль-ность ценностно-нормативной системы, рост индивидуализма, эгоцентрических основ взаимодействия, трансформация социальных институтов на фоне детерминирующего значения экономических институтов, как следствие - увеличение и усложнение социальнопсихологических проблем современной личности. Помимо общемировых тенденций в российском обществе происходят собственные трансформационные процессы, которые также способствуют дисбалансу интернализации. Таким образом, дисбаланс интернализации сопровождается нарушением привычного образа мыслей, реконструированием основ повседневных прак-
тик, моделей поведения, глубокой трансформацией в сфере общественного сознания в целом, что в итоге диктует необходимость поиска механизмов его диагностики и путей разрешения.
Для разработки методики диагностики дисбаланса интернализации на макроуровне была использована концепция диспозиционной структуры личности В.А. Ядова и положения теории П. Бурдье об эффективности интернализации. Согласно концепции В.А. Ядова, поведение личности берется как зависимая переменная и рассматривается в качестве внешней исполнительной стороны деятельности, внутренним аспектом которой является диспозиционная система [3, с. 160]. Это, в свою очередь, означает, что интернализованные личностью ценностнонормативные комплексы определяют ее поведение, служат его регулятором. Верно и обратное, что если личностью не интернализированы те или иные ценности и нормы, то соответственно они не будут реализовываться в ее поведении и повседневной жизни в целом.
Ценности иерархизированы и в общей совокупности разделяются на две большие группы: целевые, которые отличаются большей стабильностью, и инструментальные, которые носят более индивидуализированный характер [3, с. 47, 52]. В авторском исследовании проводится разделение ценностно-нормативных комплексов в соответствии с различными сферами повседневной жизни личности.
В работе В.А. Ядова раскрывается значение интернализации индивидом новых видов дея-
тельности через призму влияния условий деятельности на устойчивость и динамизм ценностных ориентаций личности. И в этом аспекте интерес вызывают два основных положения. Согласно первому положению, стабильность и динамизм условий объясняют меру устойчивости диспозиций различных уровней [3, с. 88]. Соответственно снижение стабильности условий ведет к снижению устойчивости ценностнонормативного комплекса личности. Это напрямую показывает зависимость интернализированного социального мира личности от воздействия внешних условий, от стабильности социума в целом. Данным положением можно также объяснить большее проявление дисбаланса интернализации у той части общества, которая пережила слом советской системы, так как снижение стабильности спровоцировало потерю устойчивости и частичную смену внутреннего содержания их ценностно-нормативных комплексов (ценностных ориентаций).
Второе положение, которое значимо с исследовательской точки зрения, заключается в том, что любые преобразования должны объективизироваться, осознаваться субъектом, иными словами, интернализироваться. Только после этого происходят изменения в ценностных ориентациях. Приведем пример В.А. Ядова об опытах М. Рокича и Д. Маклеллана, которые путем логического убеждения пытались доказать равенство двух ценностей - свободы и равенства (необходимо учитывать, что у белых американцев ценность свободы значительно превосходит ценность равенства). Только после принятия данных установок испытуемыми результаты эксперимента отразились в их реальном поведении [3, с. 108]. Таким образом, интернализация выступает в качестве механизма изменений ценностных диспозиций личности.
Самое основное положение заключается в том, что между диспозициями и реальным поведением присутствует рассогласование. Причинами диспозиционно-поведенческого рассогласования выступают как социальные, так и индивидуальные факторы (противоречивость социально-нормативных предписаний, препятствия в ходе реализации регулирующих диспозиций, процессы осознания их субъектом и т.д.) [3, с. 193]. При апробации предлагаемой методики учитывалось положение, согласно которому наличие самих рассогласований является показателем того, что определенные ценности и нормы не интернализированы личностью полностью либо интернализированы частично и в результате этого не экстеоризируются в повседневной жизни.
И здесь достаточно аргументированно применимы положения П. Бурдье, согласно которым если личность не усвоит социальные структуры, она будет не способна воспроизводить и реализовывать их в своих субъективных практиках. Согласно теоретико-методологическим положениям П. Бурдье, объективные структуры ставятся в ранг условий существования субъективных практик, суть которых можно свести к восприятию, представлению, мышлению, коммуникации и действию. Однако для реализации субъективных практик социальные структуры должны быть интернализированы, иными словами, эффективно усвоены, присвоены агентами. Социальные отношения, в свою очередь, интернализируются в форме схем производства практик агентом, т.е. габитусами, которые функционируют в качестве структурирующих структур, порождающих практики и представления. Таким образом, габитус выполняет роль проводника между социальными отношениями и агентом, являясь результатом интернализации [1, с. 107-121]. Этим он объясняет социальный порядок в социуме, который, по его мнению, поддерживается долго и достаточно просто.
Стоит отметить, что П. Бурдье проводит аналогию между социализацией и процессом формирования габитуса, который также проходит в несколько этапов. Первичный габитус складывается в семье и служит основой восприятия и усвоения школьного образования. Вторичный габитус закладывается в школе и на его основе воспринимаются и оцениваются сообщения средств массовой информации и т.д. по степени усложнения жизни агента. Интернализация в целом формирует габитус в хронологически упорядоченное множество диспозиций [2, с. 55]. Таким образом, нарушение, а именно дисбаланс интернализации, будет приводить к деструктивным последствиям в социуме.
Мы исходим из того, что интернализованный субъективный мир личности имеет свое внутреннее содержание, основным компонентом которого является совокупность ценностей, норм и образцов поведения, которые усвоены личностью и которые в идеальном варианте должны экстеоризироваться в процессе повседневной жизни. Однако в качестве основного показателя дисбаланса интернализации, а также его последствий можно рассматривать противоречия между осознанием тех или иных ценностей и норм и их реализацией, осуществлением на их основе определенного поведения и т.д.
Именно данное противоречие служит источником неуспешной социализации, ее девиантным наполнением, отклонением. Несложно про-
следить, как это проявляется на практике. Например, личность осознает, знает моральные и нравственные нормы, но не организует в соответствии с ними свое взаимодействие с другими людьми, нарушает их. Источники неэффективности или «малой отдачи» многих программ и действий по воспитанию подрастающего поколения (антинаркотичекая пропаганда, формирование основ здорового образа жизни, бережное отношение к пожилым людям и т.д.) также заложены в последствиях интернализационного дисбаланса, когда нормы и ценности, внедряемые в сознание, не интернализируются, вследствие этого не воспроизводятся в деятельности и повседневной жизни индивидов.
Таким образом, методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне основана на изучении степени рассогласования между знанием определенного содержания ценностно-нормативных комплексов и организацией поведения (действия) в соответствии с ними. В ходе апробации методики было осуществлено деление ценностных ориентаций по сферам жизнедеятельности личности: трудовые, политические, религиозные, семейные, духовно-нравственные и этнические.
Социологическое исследование было проведено в 2012 г. в столице, в 9 малых городах, в 8 поселках городского типа и в 23 селах Республики Татарстан. Выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной бесповторной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. В качестве квот отбирались такие показатели, как пол, возраст и место жительства респондента. Объем выборочной совокупности при 5%-ной ошибке репрезентативности составил 1500 респондентов, что позволило говорить о высокой степени надежности полученных данных.
Первоначально респондентам предлагалось сделать выбор между двумя противоречащими друг другу суждениями, что давало общую картину интернализированных человеком ценностей и норм. Затем данные суждения объединялись в группы и предлагались в виде двух таблиц. В первой респондент осуществлял выбор перечисленных ценностей и норм, а во второй -выбор действий, которые являются показателем их экстериоризации в повседневной жизни.
В итоге семейные ценности были сгруппированы в три объединяющие ценностнонормативные группы: семья - это долговечный союз, наличие детей в семье является обязательным и забота о родителях - это долг каждого человека. В совокупности они поддержаны
большинством опрошенных (96,9; 93,4 и 96,8% соответственно). С целью выявления интернали-зационных рассогласований респондентам был предложен следующий набор действий, характеризующих реализацию данных ценностей и норм на практике: был развод (разрыв отношений в гражданском браке) или не исключаю их возможность в будущем; имею детей или обязательно планирую их в будущем; всегда забочусь о своих родителях. Ответили утвердительно на данный вопрос 33,1; 80,6 и 93,3% населения соответственно.
Таким образом, забота о родителях не только является ведущей ценностью и нормой, но и реализуется большинством населения на практике вне зависимости от гендерных и возрастных различий. Наибольший разрыв между ценностно-нормативным комплексом и его реализацией в повседневной жизни относительно ценностей и норм заботы о родителях зафиксирован у столичных жителей.
Рассогласование показателей увеличивается в отношении детей в семье. Несмотря на то, что подавляющее число считает их обязательным, доля тех, кто реализовал или планирует деторождение в будущем, снижается (93,4 к 88%). Наибольшее расхождение показателей присутствует в ответах горожан, а также в возрастных когортах до 29 лет и в группах с наименьшим уровнем дохода. Отличились в данном вопросе и высокодоходные группы. Они меньше поддерживали ценность детей в семье и меньше реализовывали ее на практике (88,6 к 79% соответственно).
Максимальное рассогласование зафиксировано в понимании семьи как крепости с реальным сохранением семейного союза (96,9 к 72,7%). Данный разрыв увеличивался с ростом дохода респондента, а также принимал максимальное значение в возрастных когортах от 30 до 64 лет и у столичных жителей. Если на селе показатель рассогласованности составлял 12,4%; в других городах - 26,4%, то в мегаполисе -30,3%.
Трудовые ценности и нормы были объединены в три группы: труд - основа экономического процветания человека; доход должен быть получен только честным, легальным трудом; в основу повышения социального статуса заложен труд человека. Данные ценности поддержали 88,9; 81,2 и 81,6% населения.
Итоги исследования позволяют констатировать, что ценности труда как основы процветания человека достаточно полно интернализированы в сознании людей и полноценно реализуются на практике (88,9 к 89,1%). Наибольший
показатель рассогласования присутствует в отношении социального статуса как результата трудовой деятельности (81,2 к 62,1%).
Соотношение тех, кто признает необходимость соблюдения честных доходов, с теми, кто реализует это в своей повседневной жизни, составляет 81,6 к 70,4% соответственно. Чаще всего не экстериоризируют данную норму мужчины, жители малых городов и сел, а также респонденты с более высоким уровнем дохода.
Выявление характера интернализации этнических ценностей осуществлялось по принципу знания родного языка, литературы, героев, обычаев и традиций своего этноса и с их реализацией в повседневной жизни. О знании своего языка утвердительно заявили 89,3% опрошенных, что превышает долю тех, кто разговаривает на родном языке (75,7%). Незначительное отличие между знанием и практикой сохранилось почти во всех аналитических группах. Исключением стали только респонденты до 29 лет, у которых зафиксирован самый максимальный разрыв - 18%.
Чем старше был респондент, тем больший показатель рассогласованности присутствовал в этническом ценностно-нормативном комплексе. Наибольший процент тех, у кого этнические ценности и нормы не экстериоризированы в повседневной жизни, выявлен в мегаполисе, а наименьший - в сельской местности, а также у респондентов с доходом выше 20 тыс. р. в месяц.
Разрыв между показателями увеличился в знании обычаев, традиций и обрядов этноса с их соблюдением (78,6 к 69,3%) и в осведомленности о литературе и героях с их реальным прочтением (75,1 к 64%).
Таким образом, присутствует незначительное рассогласование, что является скорее не показателем интернализационного дисбаланса, а свидетельствует о наличии неполноценной интернализации этнического ценностно-нормативного комплекса у определенной доли населения. Ее источником может выступать, на наш взгляд, либо широкое распространение в нашей республике этнических маргиналов, либо снижение эффективности агентов социализации, в чьи функции входит передача этнических ценностей и норм.
В исследовании ценности и нормы религиозной направленности были поделены на три группы: знание обрядовой составляющей, священных писаний и молитв и правил соблюдения постов. Согласно полученным данным, практически 2/3 опрошенных знают обряды, в то время как информированность о таких основах религии, как священные писания, молитвы и правила
соблюдения постов, значительно меньше (70 к
54.1 и 58,9% соответственно).
Согласно полученным данным, интернализа-ционный дисбаланс присутствует в религиозной сфере. Показателем этого является достаточно большой разрыв между осознанием религиозных ценностей и норм и реализацией их в повседневной жизни (42,3; 42,8 и 32,6%).
Мужчины чаще женщин признавались в незнании религиозных основ. Знакомы с обрядами 67% мужчин по сравнению с 72,7% женщин. В знании молитв и священных писаний гендерный разрыв увеличился с 45,5 до 61,5%, тогда как в знании правил постов уменьшился (53,3 к 63,7% соответственно). В отношении симметрии знания и реализации в повседневной жизни у мужчин и женщин картина идентичная. Можно только отметить тенденцию, согласно которой для женщин характерна большая степень эксте-риоризации религиозного ценностнонормативного комплекса. Так, они чаще мужчин посещают религиозные службы и выполняют обряды (45,4 к 38,6%), читают молитвы и писания (50,9 к 33,4%), соблюдают посты (63,7 к 53,3%).
В территориальном срезе лидерство в религиозном вопросе закрепилось за сельскими жителями. Они более осведомлены об обрядах (79,9 к 71,3% в других городах и к 59,9% в столице), о священных писаниях и молитвах (64,4 к
52.1 и 48,6% соответственно), а также о правилах соблюдения постов (68,6 к 57,6 и 52,9% соответственно). Однако, несмотря на данное лидерство, соотношение знания с его реализацией в повседневной жизни у населения вне зависимости от места проживания идентично.
Аналогичная ситуация прослеживается и в возрастном аспекте. Чем старше был респондент, чем больше он проявлял информированность о религиозных основах как в обрядах, молитвах, так и в соблюдении постов. В отношении экстериоризации религиозных знаний картина во всех возрастных группах схожа с общей динамикой, за исключением небольшой разницы в ответах респондентов старше 65 лет, которые отличаются большей степенью внедрения религиозных основ в свою повседневную жизнь.
У групп по доходам сложилась несколько иная ситуация. С увеличением уровня дохода уменьшалась степень информированности о религиозных основах. Однако стоит отметить, что именно у высокодоходных групп реализация усвоенных религиозных норм и ценностей была на более высоком уровне.
Интересными оказались результаты исследования политического ценностно-нормативного
комплекса. Наименьший разрыв в ответах между политическими ценностями и политическим поведением зафиксирован относительно участия населения в политической жизни страны. С необходимостью данного участия согласилось 68,6%, тогда как реализуют его посредством участия на выборах 60,6% опрошенных. Наименьшее разночтение характерно для женщин (66,6 к 61,2%), тогда как у мужчин оно составляет 70,9 к 59,9% соответственно.
Если в столице и сельской местности разница между заявленной ценностью и ее реализацией составляет около 10%, то в других городах она меньше в два раза (5,6%). В различных возрастных и доходных категориях существенных отличий не наблюдается.
Относительно политической активности граждан картина существенно меняется. С одной стороны, подавляющее число опрошенных согласилось с тем, что каждый человек должен участвовать в политической жизни общества (83,6%). С другой стороны, только 41,2% населения продемонстрировали готовность защитить свои политические права и интересы, тогда как 57,9% категорически ответили «нет». При этом каждый десятый затруднился с выбором (10,9%).
Женщины в этом вопросе оказались более инертны, хотя как женщины, так и мужчины в равном соотношении заявляли о необходимости активного участия в политической жизни страны (83,6% в обеих гендерных группах). Однако только 38,3% женщин продемонстрировали реальную готовность к участию, тогда как у мужчин таких респондентов было 44,6%.
Существенных территориальных различий в данном вопросе не выявлено. Однако стоит отметить следующую особенность у сельчан. Среди них больше процент тех, кто заявляет о необходимости политической активности, и меньший процент тех, кто ее способен реализовать (89,7 к 33,9%). В результате этого произошел рост значения показателя рассогласованности (55,8 к 49,2% в других городах и к 44,3% в столице).
Зафиксированы рассогласования и в доходных группах. Если существенной разницы в ответах о необходимости политической активности не было (83,9% у респондентов с доходом до 10 тыс. р. в месяц, 86,5% - с доходом от 10 до 20 тыс. р., 83,5% - с доходом от 20 до 35 тыс. р. и 70,9% - с доходом свыше 35 тыс. р.), то реально активными в политической жизни можно признать более доходные группы. Именно здесь наибольшее число тех, кто реально способен выйти на защиту своих политических прав и ин-
тересов (29,4; 29,9; 37,7 и 37,9% соответственно).
Интересная картина сложилась относительно ценности России как родины. Признались ей в любви 87,5% опрошенных, тогда как выйти на ее защиту согласился лишь каждый второй респондент (54,7%). Уровень интернализированно-сти данной ценности у мужчин и женщин примерно одинаков (59,9 к 50,4 %), однако уровень экстериоризации у мужчин выше (26,6 к 38,1% соответственно).
Сельчане чаще выражали любовь к своей родине (92 к 86,8% в других городах и к 84,9% - в столице) и демонстрировали большую степень подтверждения данного чувства в случае необходимости (64,3 к 55% и к 46,3% соответственно). В совокупности полученные данные позволяют утверждать, что патриотические ценности интернализированы в сознании сельских жителей в большей степени по сравнению с горожанами (27,7 к 31,8% и к 38,6% соответственно).
Существенных отличий в возрастных и доходных группах не зафиксировано. Можно только отметить, что респонденты с доходом выше 35 тыс. р. в месяц меньше высказывались о наличии данного чувства, хотя их показатели относительно его подтверждения не отличались от респондентов с более низкими доходами.
Исследование духовно-нравственного комплекса включало в себя суждения о характере взаимоотношений между людьми, проявления терпимости и сострадания. Согласно полученным данным, достаточно большое количество опрошенных поддерживают духовнонравственные ценности, утверждая необходимость терпимого отношения к людям, проявления сострадания и милосердия к незащищенным слоям населения и моральных принципов (94,3; 96,5 и 93,1%). Однако только каждый второй реализует вышеуказанные ценности в своей повседневной жизни (51,8; 57,9 и 58,5% соответственно). Таким образом, показатель рассогласованности составляет 42,5; 38,6 и 34,6% соответственно.
Ответы мужчин и женщин демонстрируют схожую тенденцию и не содержат в себе существенных отличий. В свою очередь в территориальном срезе вопроса зафиксирована определенная тенденция, согласно которой проявление духовно-нравственных ценностей и норм в повседневной жизни уменьшается пропорционально от города к сельской местности.
С увеличением возраста респондента более явно прослеживалось как осознание духовнонравственных норм, так и реализация их в повседневной жизни. Сравнительный анализ при
этом свидетельствует, что большая степень интернализации данных ценностей и норм увеличивается пропорционально возрасту.
Таким образом, предлагаемая методика диагностики дисбаланса интернализации на макроуровне основана на следующих положениях теории П. Бурдье и концепции диспозиционной структуры личности В.А. Ядова: 1) ценностнонормативный комплекс является внутренним регулятором организации повседневной жизни и поведения личности в целом; 2) имеет место ие-рахизированная структура ценностнонормативного комплекса личности; 3) интернализация зависима от внешних условий, в частности, от стабильности социума и происходящих в нем процессов; 4) ценностнонормативный комплекс личности детерминирован интернализацией, которая также выступает механизмом его изменения и организации поведения в целом; 5) присутствует рассогласование между реальным поведением и ценностными диспозициями, которые имеют как социальную, так и индивидуальную природу возникновения и выступают в качестве «измерительного прибора» дисбаланса интернализации.
Семья воспринимается как жизненно важный институт, т.к. в общественном сознании фиксируется достаточно высокий уровень значимости ценности семьи и детности, норм почитания и заботы о своих родителях. Однако в семейном ценностно-нормативном комплексе выявлен ряд рассогласований. Наибольший процент расхождений зафиксирован в отношении семьи как долговременного союза, определенного рода «крепости». Максимальное значение рассогласования присутствует в средних возрастных группах и у городских жителей. Именно данный аспект стал определяющим фактором дисбаланса интернализации в сфере семейного ценностно-нормативного комплекса.
В отношении ценностей и норм детности рассогласование присутствует, но отличается меньшим значением, тогда как в отношении заботы о родителях оно практически отсутствует. Это свидетельствует о том, что ценности и нормы наличия детей в семье у определенной доли либо интернализированы частично, либо их реализация отложена на определенный срок (например, в связи с возрастом, отсутствием семьи и т.д.). В свою очередь можно с уверенностью говорить о полной интернализации ценностей и норм уважения к родителям и заботы о них.
Полученные данные позволяют констатировать, что трудовые ценности и нормы достаточно полно интернализированы в субъективный мир современной личности. Присутствует осоз-
нание труда как основы экономического роста и финансового благополучия, что реализуется на практике. Однако ценности и нормы относительно честности в получении доходов содержат в себе рассогласование. Присутствует доля тех, кто, с одной стороны, признает необходимость соблюдения честных доходов, с другой - не реализует ее в своей повседневной жизни. Однако данное рассогласование не провоцирует развитие интернализационного дисбаланса в трудовой сфере.
В общественном сознании доминируют этнические ценности и нормы толерантности и терпимости к представителям других этносов и стремление передать культуру, ценности и традиции своего народа своим детям. Чем старше респондент, тем больше он проявляет стремление к реализации данного ценностнонормативного комплекса в своей повседневной жизни, и наоборот. Имеет место определенная доля рассогласованности, но ее минимальное значение позволяет констатировать отсутствие интернализационного дисбаланса в этой сфере.
Фиксируется рассогласованность в религиозном ценностно-нормативном комплексе, которая представляет собой следствие высокого уровня знания об основах и правилах организации религиозной жизни на фоне ее минимальной реализации в повседневной жизни. Это, в свою очередь, предопределило попадание религиозного ценностно-нормативного комплекса в состав тех комплексов, в которых имеют место процессы дисбаланса интернализации.
Картина политических ценностей выглядит следующим образом. Большинство населения испытывает чувство любви к России как к своей родине, однако реальное проявление патриотизма находится на более низком уровне. Стоит также отметить, что, несмотря на наличие политически активной части населения, присутствует весомая политически пассивная доля. Именно ее представители убеждены в том, что в политической жизни страны изменить ничего нельзя, так как все уже решено. В целом по сравнению с религиозной в политической сфере степень рассогласованности увеличивается.
Максимальное значение интернализацион-ный дисбаланс принимает в духовнонравственной сфере общества. Итоги исследования позволяют утверждать, что в общественном сознании фиксируется достаточно высокая значимость ценностей и норм морали, нравственности и духовности, однако уровень их экс-териоризации в повседневной жизни значительно ниже.
Использование предложенной методики возможно в различных сферах жизнедеятельности личности с целью последующей оптимизации выявленных рассогласований. Ее применение позволит минимизировать распространение неуспешной социализации, сократить массовиза-цию девиантных форм, повысить эффективность воспитательных и образовательных программ и мероприятий в различных направлениях.
Литература
1. Бурдье П. Начало. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.
2. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Социология политики / сост., общ. ред. Н.А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
Махиянова Алина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, e-mail: [email protected].
Makhiyanova Alina Vladimirovna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of sociology, Kazan State Power Engineering University, Kazan, e-mail: [email protected].
УДК 140.8 В.Р. Фельдман
ИДЕОЛОГИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ
В статье рассматривается роль религиозной идеологии в механизмах организации и самоорганизации традиционного общества, в ней также представлена авторская концепция сущности и содержания идеологии. Ключевые слова: идеология, традиция, традиционное общество, организация, самоорганизация.
V.R. Feldman
IDEOLOGY IN TRADITIONAL SOCIETY: NATURE, CONTENT, FUNCTIONS
The article considers the role of religious ideology in the mechanisms of organization and self-organization of traditional society, it also presents the author’s concept of nature and content of ideology.
Key words: ideology, tradition, traditional society, organization, self-organization.
Основными механизмами социальной организации и самоорганизации традиционного общества, как известно, являлась власть, религия, религиозная идеология и этнокультурная традиция. Идеология в традиционном обществе была неотделима от религии, входила в ее содержание в виде качественно определенных компонентов с различной функциональной направленностью. Существовал своего рода религиозноидеологический синкретизм. Религиозные социально-политические доктрины традиционных обществ осуществляли легитимизацию высшей государственной власти. Они также, с одной стороны, интегрировали общество, выступая в качестве антиэнтропийных элементов, выполняли функцию социального аттрактора, с другой -отделяли, противопоставляли одну общественную систему другой, с иными аксиологическими основаниями его исторического бытия.
В жизни общества идеология существует и функционирует как диалектическое единство сущности и явления. Идеология представляет собой систему ценностей и идеалов, выполняющих в обществе функцию поддержки сущест-
вующей политической системы, придающих цель и смысл бытия как отдельно взятому человеку, так и конкретному социуму, являющихся его духовными механизмами организации и самоорганизации, играющих роль аттрактора на эволюционной стадии развития общества и в синергетических процессах его системных трансформаций.
Сущность идеологии есть система ее фундаментальных ценностей, которые проявляют свое сущностное содержание в виде конкретных функций в общественно-историческом процессе. К фундаментальным ценностям идеологии относятся исторически сформировавшиеся представления о взаимоотношениях власти и общества, их взаимных правах и обязанностях, легитимности и нелегитимности государственной власти и др.
Традиционное общество на всех стадиях своего исторического бытия включало традицию, которая, как и идеология, являлась социальным аттрактором, одним из основных механизмов его организации и самоорганизации.