Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 136-141.
А. В. Махиянова
ИНТЕРНАЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ)
В статье дано авторское определение понятия «интернализационный кризис», представлен материал социологического исследования, в котором эмпирически обосновываются причины и последствия развития интернализационнного кризиса в процессе социализации, а также раскрываются возрастные особенности и различия данной проблемы.
Ключевые слова: интернализационный кризис, социализация, ценностно-нормативная система, возрастные особенности.
Актуальность поставленного в статье вопроса связана с особенностями и тенденциями развития современного общества и тех последствий, которое оно оказывает на становление и повседневную жизнь личности. С одной стороны, общество предлагает личности определенный набор ценностей, норм, стандартов и образцов, усвоив которые она получает право войти в общество, стать его составной частью. С другой стороны, соци-ализационные процессы не так однозначны. Социальная реальность предстает в виде разноцветного холста, который перманентно меняется, трансформируется и находится в постоянном преобразовании. Личность сталкивается с разнообразным, а зачастую и с противоречивым содержанием ценностей, норм и стандартов. Социальная реальность, основные элементы которой должны в процессе интернализации становиться частью личности, приобретает фрагментарность и дисперсность. Многие социальные институты провоцируют нелинейность и контексту-альность ценностно-нормативной системы. Интернализировав, иными словами усвоив, определенные элементы социальной реальности и организуя свою деятельность и повседневную практику, личность сталкивается с необходимостью постоянного пересмотра и
перестройки, что в итоге приводит к интерна-лизационному кризису. Таким образом, под интернализационным кризисом понимается дисбаланс внутриличностного конструирования индивидом социокультурной реальности, сопровождающийся фрустрацией и дезорганизацией повседневной жизни и межличностного взаимодействия.
С целью эмпирического обоснования ин-тернализационного кризиса было проведено авторское социологическое исследование. Выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной беспов-торной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. В качестве квот были отобраны такие показатели, как пол, возраст и место жительства респондента. Объем выборочной совокупности при 5%-ной ошибке репрезентативности составил 1500 респондентов, что позволяет говорить о высокой степени надежности полученных данных. Исследование было проведено в столице, в 9 малых городах, в 8 поселках городского типа и в 23 селах Республики Татарстан в 2012 году.
Одной из ведущих причин формирования интернализационного кризиса является достаточно быстрая смена ценностей, норм и стандартов, которая, в свою очередь, являет-
ся неотъемлемым атрибутом современности. Вследствие этого сконструированная социальная реальность индивида подвергается периодическому пересмотру, дополнению или частичному изменению. С целью раскрытия данного аспекта в ходе прикладного исследования блок вопросов был направлен на выявление характера, причин и последствий трансформационных процессов ценностнонормативной системы.
В целом, подавляющее число опрошенных считает, что в современном обществе происходит достаточно быстрая смена ценностей, норм и стандартов поведения (67,5 %). Менее четверти опрошенных характеризует данные изменения как медленные (22,3 %) и только одна десятая часть считает их неизменными (9,5 %). Затруднились с ответом 0,7 % опрошенных.
Больше всего сторонников первого суждения встречается в возрастной группе старше 65 лет (72,3 к 67,6 % в группе от 18 до
29 лет; к 67,1 % в группе от 30 до 49 лет и
64,1 % - от 50 до 64 лет). Каждый четвертый респондент в возрасте от 50 до 64 лет придерживается суждения о том, что в нашем обществе ценности, нормы и стандарты меняются достаточно медленно. В остальных возрастных группах так думает только каждый пятый опрошенный (22,9 % в группе от 18 до
29 лет; 22,1 в группе от 30 до 49 лет и 19 % в группе старше 65 лет). Число считающих, что ценности, нормы и стандарты являются неизменными во всех возрастных группах примерно одинаково (7,9; 9,9; 11,2 и 8,7 % соответственно).
Тройку лидеров причин достаточно быстрой смены основных ценностей и норм составили социально-экономическое расслоение, возрастание роли средств массовой информации и экономические кризисы (58,6;
49 и 42,5 % соответственно). Незначительно уступила причина, связанная с распадом Советского Союза (36 %). В менее значимую группу причин вошли изменение общественного сознания, технический прогресс и возрастание роли религии (29,4; 22,9 и 14,4 % соответственно).
Каждый второй опрошенный старше 50 лет акцентирует на такой причине, как распад Советского Союза (в группе от 50 до 64 лет таких было 44,4, а в группе старше 65 лет -
55,7 %). В возрастной группе от 30 до 49 лет так думает каждый третий, а от 18 до 29 лет -
каждый пятый опрошенный (31,8 к 22,2 % соответственно).
В данном вопросе выявился еще ряд интересных зависимостей. Чем младше респондент, тем более значима роль телевидения, радио, Интернета (54,3 % в группе от 18 до 29 лет; 52,3 % в группе от 30 до 49 лет;
41,9 % - от 50 до 64 лет и 42,7 % - старше 65 лет), а также технический прогресс и развитие (32,1; 23,2; 19,7 и 11,9 % соответственно). При этом самая младшая возрастная когорта реже остальных акцентирует внимание на такой причине, как расслоение населения на бедных и богатых (49,3 к 60,9; 61,6 и 59,7 % соответственно).
Нас интересовало мнение населения о том, что с изменением ценностей, норм и стандартов человеку приходится постоянно приспосабливаться к ним, адаптироваться, менять привычный взгляд на повседневную жизнь и т. д., что является благоприятной почвой для развития интернализационного кризиса. Среди последствий данных изменений для человека большинство участников опроса обозначило развитие неуверенности в будущем и потерю нравственности, духовности (47,4 и 40,5 %). Каждый третий респондент учитывает возможность девиантного варианта, связанного с приобщением к криминалу, преступности (34,8 %). Следующая группа последствий носит социально-психологический характер и связана с развитием депрессии, апатии, чувств подавленности и потерянности (36,6; 31,2 и 28,8 % соответственно). Каждый пятый опрошенный предполагает, что человек может стать сторонником сект и других псевдорелигиозных течений (19 %). Если 7,7 % считает, что никаких последствий не будет, то 3,2 % рассматривают исключительно положительные последствия.
В данном вопросе отличились респонденты от 30 до 49 лет. Их в большей степени волновали такие последствия, как развитие депрессивного состояния (41,5 к 30,9 % у респондентов от 18 до 29 лет; к 33,8 % у респондентов от 50 до 64 лет и к 38,7 % - старше 65 лет), а также приобщение к сектам и псев-дорелигиозным течениям (23,8 к 15,6; 17,5 и
15,8 % соответственно). Развитие чувства неуверенности в будущем больше заботит респондентов от 50 до 64 лет (55,9 к 47,7; 44,4 и
42,3 % соответственно).
Дисбалансирующие процессы ценностно-нормативной системы, неустойчивость и
перманентность ее оснований отражаются и в самом обществе. В качестве основного негативного последствия выдвигается упадок морали и нравственности (56 %). Каждый второй опрошенный утверждает, что люди становятся более агрессивными (50,4 %). Не снижается и распространение девиантных последствий, которые сводятся к росту преступности (45,2 %). Треть опрошенных видит среди последствий распространение половой распущенности и рост эгоистических настроений среди людей (34,5 и 34,8 %). Есть также мнение о том, что происходит распространение псевдорелигиозных течений и всевозможных сект, которое практически в два раза превышает число считающих, что никаких последствий не происходит (14 к 7,5 %).
В данном вопросе выявились следующие тенденции. Чем старше респондент, тем чаще он отмечает значение таких последствий, как упадок морали и нравственности (49,5 % в группе от 18 до 29 лет; 57,8 % в группе от
30 до 49 лет; 59 % - в группе от 50 до 64 лет и 60 % - старше 65 лет); распространение половой распущенности (33,7; 32,5; 35,9 и
38.3 % соответственно) и рост преступности и криминала (43,4; 43,5; 47,2 и 49,4 % соответственно).
Помимо периодической смены и изменений в ценностно-нормативной системе общества значительную роль играет наличие в ней противоречий, которые являются ведущими причинами формирования интернализацион-ного кризиса как результата конфликтного наложения между интернализованными социальными мирами.
Итоги проведенного исследования доказывают данный проблемный аспект. В частности, подавляющее большинство опрошенных полагает, что многие ценности, нормы и стандарты современного общества противоречат друг другу (82,2 %). Не согласны с этим 13,6 % опрошенных, тогда как 4,2 % затруднились ответить.
Большая часть сторонников первого суждения сосредоточена в возрастных группах старше 30 лет (77,8 % в группе от 18 до 29 лет; 84,3 % в группе от 30 до 49 лет; 82,8 - от
50 до 64 лет и 83,8 % - старше 65 лет). Соответственно об отсутствии противоречий между ценностями, нормами и стандартами современного общества чаще заявляют респонденты младшего возраста (18,4; 12,6;
11.3 и 11,5 % соответственно).
Следующий аспект анализа был направлен на исследование последствий данных противоречий. Относительно отдельного человека лидирующим стало развитие у него чувства неуверенности в будущем (42,9 %). Относительно других категорий мнение опрошенных распределилось примерно в равных пропорциях. С одной стороны, респонденты утверждали, что у человека может произойти потеря нравственности, духовности, что он может впасть в депрессию, апатию, испытывать чувство потерянности (36,7;
34,8 32,4 и 29,6 %). С другой стороны, треть опрошенных не исключает и такой вариант, как приобщение к криминалу, преступности (33,2 %). Приобщение к сектам прогнозируют 18,5 %, а отсутствие каких-либо изменений 7,5 %. Только 2,6 % опрошенных убеждены, что никаких последствий не произойдет.
Существенных возрастных различий в этом вопросе не наблюдалось, однако можно отметить, что возрастную группу от 18 до
29 лет меньше беспокоят такие последствия, как приобщение к сектам и псевдорелигиоз-ным течениям; возрастную группу от 30 до 49 лет - появление чувства неуверенности в будущем; от 50 до 64 лет - приобщение к криминалу и преступности; старше 65 лет - развитие чувства потерянности.
При этом каждый второй респондент утверждает, что в обществе происходит упадок морали, нравственности и что люди становятся более агрессивными (51,1 и 47,4 %). Не исключаются и такие последствия интернали-зационнного кризиса, как рост преступности, криминала и эгоистических настроений среди людей (44,2 и 34,9 %). Треть респондентов среди последствий указывают на распространение половой распущенности (31,1 %), тогда как каждый десятый убежден, что никаких последствий не происходит (8,4 %).
С увеличением возраста респондента повышалась значимость таких последствий, как упадок морали и нравственности (50 % в группе от 18 до 29 лет; 50 % в группе от 30 до 49 лет; 52,8 % - от 50 до 64 лет и 54,9 % - старше 65 лет); распространение половой распущенности (27; 29,3; 34,1 и 37,5 % соответственно), а также рост преступности и криминала (40,1; 43,1; 45 и 52,2 % соответственно). Однако респонденты старше 65 лет реже указывают на проблемы увеличения агрессивности людей и распространения псевдорелигиозных течений и сект.
Мы задали респондентам следующий вопрос: «Как часто в вашей жизни Вам приходится пересматривать усвоенные ранее ценности, нормы и стандарты?» При ответе на него каждый третий выбрал вариант «иногда» (32,5 %). Каждый пятый убежден, что ему приходится это делать часто (18,1 %). Незначительно по показателям отстал такой вариант, как «редко» (16,7 %). Каждый десятый остановил свой выбор либо на варианте «очень редко», либо на варианте «достаточно часто» (10,8 и 10,1 %). Затруднились с выбором 0,8 % респондентов.
Сравнение по возрастным основаниям было произведено по подсчету среднего значения с использованием пятибалльной ранговой шкалы, согласно которой 5 баллов означает «достаточно часто»; 4 балла - «часто», 3 - «иногда», 2 - «редко», 1 - «иногда» и 0 -«никогда». Таким образом, чем выше балл, тем чаще респонденту из той или иной возрастной группы приходилось пересматривать усвоенные ранее ценности, нормы и стандарты, соответственно присутствовала большая вероятность развития интернализационного кризиса. Согласно полученным результатам чаще всего с этой проблемой сталкивались респонденты старше 65 лет (3,46 балла) и от
30 до 49 лет (3,36 балла). За ними следуют группы от 18 до 29 лет (3,28 балла) и от 50 до
64 лет (3,25 балла).
Среди причин, по которым происходит новая интернализация, лидировали расслоение населения на бедных и богатых, а также экономические кризисы (37,6 и 33,7 %). Такие факторы, как знакомство с новыми ценностями и нормами посредством телевидения, радио, Интернета, изменение общественного сознания и разрушение Советского Союза, значимы для 28,1; 28 и 25,7 % населения соответственно. Группу наименее значимых причин составили технический прогресс, а также возрастание роли религии и распространение новых религиозных течений (18,1, 10,1 и 9,8 %).
Явная зависимость от возрастных характеристик респондента проявилась в следующих вариантах вопроса. Чем старше опрашиваемый, чем более для него актуальны такие причины, как разрушение Советского Союза (12,2 % в группе от 18 до 29 лет; 22,7 % в группе от 30 до 49 лет; 35,6 % - от 50 до 64 лет и 40,3 % - старше 65 лет), а также расслоение населения на бедных и богатых (33,7; 35,3; 42,2 и 42,7 % соответственно).
В свою очередь, чем младше респондент, тем более значимы для него такие причины, как знакомство с новыми ценностями и нормами посредством телевидения, радио и Интернета (38,3; 27,6; 20,3 и 23,3 % соответственно); изменение общественного сознания (32,7; 26,7; 26,9 и 24,9 % соответственно), а также технический прогресс и развитие (22,7; 19,2; 15,3 и 11,9 % соответственно).
В предыдущих вопросах мы не ставили акцент на личных чувствах и переживаниях респондента, которые он испытывает при интернализации новых ценностей, норм и стандартов. Анкета была составлена таким образом, чтобы подвести его к данной теме посредством вопросов, носящих обобщающий, безличный характер. Только после данных вспомогательных вопросов последовал вопрос о том, какие чувства респондент испытывал, когда ценности, нормы, стандарты и взгляды на жизнь трансформировались. И в данном вопросе лидерство получил вариант, связанный с развитием неуверенности в будущем (39,7 %). Четверть опрошенных испытывала чувство потерянности, апатию и подавленность, а одна пятая часть - депрессию (27,1;
25.5 и 20,9 % соответственно). Признались в том, что у них произошла потеря нравственности, духовности 17 % опрошенных, тогда как
14.5 % утверждают, что никаких последствий не произошло. Стали сторонником определенной религии или приобщились к криминалу, преступности достаточно незначительное количество респондентов (6,6 и 5,5 %).
Возрастные особенности относительно чувств, которые испытывает человек в ходе изменения ранее усвоенных ценностей, норм и стандартов проявились в следующем. Если в возрасте от 50 до 64 лет чувство апатии и подавленности испытывает каждый третий, в возрасте от 18 до 29 и старше 65 лет - каждый четвертый, а от 30 до 49 лет - каждый пятый респондент (30,6; 24,2; 26,5 и 21 % соответственно).
В исследовании мы также постарались выяснить отношение населения к происходящим изменениям и тенденциям, определить их стратегии поведения, трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе интернализации новых ценностей, норм и стандартов. С этой целью им предлагалось сделать выбор из двух противоположных суждений, касающихся того или иного аспекта интернализационного кризиса.
Каждый второй респондент согласен с тем, что ему трудно воспитывать своих детей из-за того, что в обществе ценности, нормы и стандарты постоянно меняются и противоречат друг другу (54,3 %). Только каждый пятый считает, что данные трудности его не касаются или не коснутся в будущем (21,1 %). Остальные затруднились в выборе приоритетного суждения 24,6 %. Наиболее часто данные трудности затрагивают возрастные когорты от
30 до 64 лет (50,3 % в группе от 18 до 29 лет;
55,6 % в группе от 30 до 49 лет; 58,6 % - от 50 до 64 лет и 53 % - старше 65 лет).
Относительно следующей пары суждений мнение респондентов поделилось примерно на две равные группы. Первая испытывает трудности в организации своей повседневной жизни из-за того, что в обществе ценности, нормы и стандарты постоянно меняются и противоречат друг другу, вторая группа их не испытывает (48,6 и 49 %). Число затруднившихся ответить составило 2,4 % опрошенных. Представителей первой группы больше всего сосредоточено в старших возрастных когортах (42,1 % в группе от 18 до 29 лет;
45.9 % в группе от 30 до 49 лет; 50,6 % - от 50 до 64 лет и 51,4 % - старше 65 лет).
Относительно следующей пары суждений сложилась схожая картина. Испытывают внутренний дискомфорт из-за указанных процессов 48,6 %, тогда как не ощущают его
49.2 % опрошенных. Затруднились с ответом
2.2 % респондентов. Чем старше респондент, тем сильнее проявляется данное состояние (44,6 % в группе от 18 до 29 лет; 51 - в группе от 30 до 49 лет; 57,5 - в группе от 50 до 64 лет и 57,8 % - старше 65 лет).
Однако то, что интернализационнный кризис вызывает ряд внутриличностных проблем, доказывают следующие показатели. Значительная доля опрошенных говорит о том, что у них периодически происходит потеря уверенности в будущем (68,5 %). Только у четверти респондентов этого не происходит (24,6 %), тогда как затруднились с ответом
6.9 % опрошенных. Наиболее сильно данное чувство переживают респонденты старшего возраста (55,6 % в группе от 18 до 29 лет; 56,7 в группе от 30 до 49 лет; 62,8 в группе от 50 до 64 лет и 61,3 % в группе старше 65 лет).
У каждого второго периодически возникает чувство подавленности из-за этого. При этом у каждого третьего данные чувства отсутствуют (52,9 к 33,3 %). Затруднился с вы-
бором суждения каждый десятый опрошенный (13,8 %). Чем старше респондент, тем чаще и болезненней он испытывает данное чувство (49,2 % в группе от 18 до 29 лет; 50,3 в группе от 30 до 49 лет; 58,1 - от 50 до 64 лет и 57,3 % - старше 65 лет).
Треть респондентов призналась в том, что у них происходит потеря нравственных и духовных основ, однако большая часть опрошенных с такими проблемами не сталкивалась (37,3 к 61,9 %). Только 0,8 % не смогла сделать выбор между суждениями. Наиболее явно данные тенденции проявляются у опрошенных старшего возраста (31,4 % в группе от 18 до 29 лет; 33,13 в группе от 30 до 49 лет; 47,8 - от 50 до 64 лет и 43,3 % - старше
65 лет).
Показательны данные относительно прогноза о том, что будущие поколения будут испытывать сложности вследствие интерна-лизационного кризиса. Согласны с данным утверждением 72 %, тогда как 26,9 % придерживаются противоположной точки зрения, и лишь 1,1 % опрошенных затруднились с ответом. Большую убежденность относительно первого суждения проявляют респонденты старшего возраста (70 % в группе от 18 до 29 лет; 70,2 в группе от 30 до 49 лет; 75 - от 50 до 64 лет и 73,5 % - старше 65 лет).
Таким образом, в обществе присутствует осознание непостоянства и противоречивости ценностно-нормативной системы, которое наиболее ярко прослеживается в группах старшего возраста.
Социальная дифференциация, возрастание роли средств массовой информации и экономические кризисы выступают в роли ведущих факторов быстрой смены ценностно-нормативного комплекса. Их первенство прослеживается вне зависимости от возрастной принадлежности респондента.
Особо стоит отметить распад Советского Союза, значение которого акцентируется с увеличением возраста респондента. Это является явным показателем того, что старшие поколения подверглись интернализационно-му кризису, вызванному данным процессом. Для младших возрастных когорт указанные трансформации не столь значимы. При этом они большее значение придают развитию средств массовой информации и техническому прогрессу в обществе.
В качестве последствий интернализаци-онного кризиса для общества в целом высту-
пают упадок морали и нравственности, рост агрессивности и девиации среди людей. При этом чем старше был респондент, тем чаще он указывал на каждое из этих последствий.
Последствия интернализационного кризиса для отдельного человека, в первую очередь, касаются его внутреннего мира и связанного с ним проблемами. Наиболее значимые из них связываются с развитием неуверенности в будущем, потерей нравственности и духовности. Не исключаются также девиантные отклонения и проблемы социально-психологического характера (депрессия, апатия, потерянность, подавленность).
Современность характеризуется не только скоростью происходящих в обществе и его системах изменений, но и наличием все возрастающего количества противоречий, которые, безусловно, становятся ведущим фактором интернализационного кризиса. Данную тенденцию подтверждают и результаты исследования, согласно которому подавляющее число опрошенных считает, что многие ценности, нормы и стандарты современного общества противоречат друг другу. В качестве основных последствий выступают упадок морали и нравственности, рост агрессивности, эгоистических настроений и криминала. На уровне повседневной жизни отдельного человека выделяются такие проблемы, как развитие неуверенности в будущем, потеря нравственности, духовности, депрессия и апатия.
Основой развития интернализационного кризиса является необходимость периодического пересмотра усвоенных ранее ценностей, норм и стандартов. Как показали результаты прикладного исследования, с данной необходимостью сталкивается подавляющее большинство.
Наиболее часто с данной необходимостью сталкивались возрастные группы среднего и более старшего возрастов. В качестве при-
чин, по которым пришлось пересматривать усвоенные ранее ценности, нормы и стандарты, лидировали следующие: социальное расслоение социума, экономические кризисы, развитие средств массовой информации и распад Советского Союза. Здесь также выявилась возрастная зависимость, согласно которой чем старше респондент, тем значимее для него такие причины, как распад СССР, разделение на бедных и богатых, а чем младше -развитие средств массовой информации и технический прогресс.
Согласно полученным данным, многие респонденты переживали интернализационный кризис. В своей основной массе он вызывал у них развитие неуверенности в будущем, чувства потерянности, апатию, подавленность и депрессию. Менее всего распространены такие последствия, как потеря духовности, приобщение к криминалу и к псевдорелиги-озным ценностям.
В общественном сознании в целом доминирует отрицательная оценка как постоянных изменений в ценностях, нормах и стандартах, так и наличия в них противоречий. Как их следствие, достаточно большое количество опрошенных рассматривает трудности в воспитании детей и пессимистичные прогнозы относительно сложностей в организации жизни последующих поколений. Доля тех, кто испытывает трудности в организации повседневной жизни вследствие интернали-зационного кризиса примерна равна с долей тех, кто такие трудности не испытывает. При этом первая группа в большей части включает в себя лиц старше среднего возраста. Имеет место и внутриличностный дискомфорт, которым больше подвержены представители старшего поколения. Однако в целом лидером среди последствий интернализационного кризиса можно назвать потерю уверенности человека в будущем, которое увеличивается с возрастом респондента.