Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕМУ «УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»'

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕМУ «УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПЛАН ЛЕКЦИИ / ЛЕКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уккуева Алана Назировна

Бухгалтерский учет является основополагающей экономической наукой, без знания которой невозможно формирование полноценного профессионала в финансовой сфере деятельности. Однако ее преподавание в высших учебных заведениях сопряжено с рядом проблем, среди которых - усвоение и понимание студентами материала и формирование соответствующей профессиональной мотивации. Статья приводит наглядный методический пример чтения лекции по бухгалтерскому учету на тему «Учет и управление дебиторской задолженностью предприятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DELIVERING LECTURES ON ACCOUNTING ON THE TOPIC "ACCOUNTING AND MANAGEMENT OF ENTERPRISE ACCOUNTS RECEIVABLE"

Accounting is a fundamental economic science, without knowledge of which it is impossible to form a full-fledged professional in the financial sphere of activity. However, teaching it in higher educational institutions is fraught with a number of problems, including the assimilation and understanding of the material by students and the formation of appropriate professional motivation. The article gives a clear methodological example of giving a lecture on accounting on the topic "Accounting and management of the company's accounts receivable."

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕМУ «УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»»

Методика чтения лекций по бухгалтерскому учету на тему «Учет и управление дебиторской задолженностью предприятия»

Methodology for delivering lectures on accounting on the topic "Accounting and management

of enterprise accounts receivable"

Уккуева Алана Назировна

Студент 1 курса Направление подготовки 38.04.01 Экономика Направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент»

Северо-Кавказская государственная академия

Россия, Черкесск

Ukkueva Alana Nazirovna

Student 1 term Direction of training 38.04.01 Economics Direction (profile) "Accounting and financial management"

North Caucasus State Academy Russia, Cherkessk

Научный руководитель Акбашева Диана Мухадиновна

Кандидат экономических наук, доцент ВАК Северо-Кавказская государственная академия

Россия, Черкесск

Scientific adviser Akbasheva Diana Mukhadinovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Higher Attestation Commission Russia, Cherkessk

Аннотация.

Бухгалтерский учет является основополагающей экономической наукой, без знания которой невозможно формирование полноценного профессионала в финансовой сфере деятельности. Однако ее преподавание в высших учебных заведениях сопряжено с рядом проблем, среди которых - усвоение и понимание студентами материала и формирование соответствующей профессиональной мотивации. Статья приводит наглядный методический пример чтения лекции по бухгалтерскому учету на тему «Учет и управление дебиторской задолженностью предприятия».

Annotation.

Accounting is a fundamental economic science, without knowledge of which it is impossible to form a full-fledged professional in the financial sphere of activity. However, teaching it in higher educational institutions is fraught with a number of problems, including the assimilation and understanding of the material by students and the formation of appropriate professional motivation. The article gives a clear methodological example of giving a lecture on accounting on the topic "Accounting and management of the company's accounts receivable."

Ключевые слова: Методика подготовки и чтения лекции, учебная программа, план лекции, лекция по бухгалтерскому учету, учет и управление дебиторской задолженностью.

Key words: Methodology for preparing and delivering a lecture, curriculum, lecture plan, lecture on accounting, accounting and management of accounts receivable.

Библиотеки вузов, академий и других учебных заведений обладают большим выбором специальной литературы по бухгалтерскому учету: учебные пособия, учебники, электронные учебные комплексы, задачники. Печатный материал с точки зрения восприятия информации студентами усваивается быстрее и легче, чем лекционный. Но, принимая во внимание специфику предмета и текущего состояния бухгалтерского учета в России, который находится в процессе реформирования согласно Международным стандартам финансовой отчетности, существенным недостатком данных литературных источников является устаревшая информация в

них. В этом случае лекции дают возможность студентам получить новую информацию своевременно и сосредоточить свое внимание на существующих спорных и проблемных вопросах. Лекции также помогают адаптировать информации согласно уровня подготовки студентов в соответствии с курсом, специальностью и объемом изученных ранее связанных дисциплин.

В процессе составления учебной программы по дисциплине «Бухгалтерский учет» следует руководствоваться требованиями к обязательному минимальному содержанию дисциплины согласно Государственном стандартам высшего профессионального образования, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации для конкретной специальности.

Первый шаг в процессе подготовки лекции или практического занятия - это установление оптимального количества часов по каждой определенной теме с возможностью ее полного раскрытия, то есть разработка учебно-тематического плана.

Бухгалтерские дисциплины облают характерной чертой, которая проявляется в специфической лексике нормативных и правовых актов, что является зачастую сложным для восприятия студентами.

В подобной ситуации важное значение имеет фактор мотивации к изучению определенной темы. Он стимулирует в студентах развитие исследовательского и познавательного интереса. В связи с этим, каждую лекцию или тему следует начинать с введения или вступления, которое должно быть ориентировано на стимулирование познавательных способностей и обучающихся. В зависимости от темы содержание введения может быть практическим, демонстрационным, теоретическим, поэтическим и т. д.

Следующим шагом в подготовке лекции является разработка ее плана. План может быть простым или сложным с параграфами и подпунктами. Однако, как показывает опыт зарубежных и российских исследователей в сфере педагогики и психологии, применение простого плана, не перегруженного подпунктами и параграфами, легче и быстрее воспринимается учащимися.

Применение мультимедиа в процессе чтения лекции (слайды в Powerpoint, использование мультимедийной доски) увеличивает восприятие материала. Это зависит от того, что чередование способов закрепления лекции (запись лекции со слов преподавателя и с заданных слайдов) увеличивает уровень восприятия материала за счет его частичной визуализации и позволяет сохранить внимание студентов.

Но не следует забывать, что интерактивные методы обучения необходимо применять лишь при демонстрации последовательности изложения лекции, предоставления студентам разных подсказок и основных понятий, демонстрации определенных практических примерок, так как слишком много информации в слайдах может привести к однообразию изложения материала.

При подготовке основного содержания лекции следует обратить внимание на частую ошибку, которая заключается в том, что преподаватели, являясь специалистами в области бухгалтерского учета, стараются включить в содержание своей лекции как можно больше информации, забывая, что возможности студентов воспринимать новый материал и не забывать то, что уже было изучено, ограничены. Порой студенты так сильно перегружены, что практически перестают воспринимать новый материал. В таком случае, возникает феномен «умственной слепоты, введенный психологом Давидом Кацем в 1950 году. Он предположил, что также как и избыток света ослепляет человека, и он ничего не может видеть, так и большое количество информации перегружает наши способности воспринимать что-то новое, и мы ничего не может понимать. Также самым большим препятствием для получения эффективных результатов от лекции является попытка представить весь объем материала любой ценой.

Например, излагая вопрос «Учет и управление дебиторской задолженностью предприятия» необходимо не только предоставить методологию учета дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, но и затронуть

специфику юридических вопросов, которые в ходе его изложения занимает значительное количество лекционного времени. В этой ситуации предлагается акцентировать внимание студентов на информации, которая должна быть прямо отмечена в записях, и на информации, которую можно дополнительно почерпнуть из статей Гражданского кодекса Российской Федерации (с указанием номеров статей Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лекция должна быть методически правильно построена. Это означает, что перед тем, как читать лекцию, вы должны составить текст и аннотации по нему. Лекция должна предусматривать тесную связь предыдущих положений с последующими. Лекция должна быть изложена доступно и таким образом, чтобы в ней полностью раскрылась суть темы.

Лекция должна охватывать все новое, что имеется в нормативных документах, экономической литературе, практике, а также некоторые темы для обсуждения представленных вопросов. В ее презентации должны быть представлены элементы исследовательской работы самого преподавателя, работы кафедры, а также некоторые выводы и предложения из дипломных работ студентов, т.е. она должна быть проблемной. На это следует обратить особое внимание.

Проблемность лекции заключается в следующем:

— охватить ограниченный круг вопросов темы, т.е. два-три ключевых вопроса;

— сосредоточить внимание студентов на вопросах или отдельных моментах, которые не отражены в учебниках;

— использовать зарубежный опыт учебных заведений по чтению лекций с раздачей студентам печатного материала, выделяя основные моменты по рассматриваемым вопросам;

— задать студентам серию вопросов для самостоятельного ответа. При этом, не дожидаясь ответа, на него отвечает сам лектор. В этом случае постановка вопроса играет активирующую роль, заставляет студентов подтянуться и начать активно думать, чтобы найти правильный ответ.

Таким образом, лекция должна быть направлена на развитие у студентов не механического, а логического мышления. Между преподавателем и студентами существует прямое взаимопонимание. Поддержание внимания студентов на определенном уровне во время лекции зависит от структуры лекции и характера ее проведения. При этом, насколько информативной и интересной ни была лекция, как бы умело не было ее изложение, ослабление внимания неизбежно. В этом случае необходимо дать аудитории отдохнуть, дать разрядку состояния студентов (изменить направление и тон лекции, рассказать отдельные кейсы из теории и практики бухгалтерского учета и т. д.). После такого перерыва можно вернуться к теме, начав с легкого: вспомнив сделанные ранее выводы; сосредоточить внимание студентов на той части лекции, где был сделан перерыв; и развивать тему дальше.

Студенты должны слушать лектора и обязательно делать записи. Как показывает практика, студенты, которые не пишут лекцию через 10-15 минут, как правило, перестают ее слушать и задумываются над абстрактными вопросами, поэтому студенту необходимо записать основные вопросы лекции, но в этом случае лектору необходимо уметь прочитать лекцию так, чтобы студент успел записать основные положения обсуждаемых вопросов.

Слушания лекций будет эффективным, если студенты самостоятельно заранее готовиться к следующей лекции по учебнику. При таком условии они перестанут механически конспектировать все, что преподаватель дает во время лекции. Ведь механическое записи текста лекции мешает слушать и анализировать ее по содержанию, отделять в ней главное от второстепенного. Студентам, особенно первых курсов, стоит давать план

каждой следующей лекции. Это активизирует познавательные силы, способствует сосредоточению внимания.

Эффективность лекции определяют и другие факторы. Важно для лектора уметь использовать возможности своего голоса. Так, неблагоприятно действует на студентов тихое и монотонное чтение, от чего наступает быстрая утомляемость слушателей: студенты или перестают слушать лекцию, или волевыми усилиями заставляют себя следить за ней. В языке лектора студент должен испытывать определенные ориентиры для восприятия. Опыт убеждает, что студенты, особенно младших курсов, больше ориентируются на голос преподавателя, чем на само содержание сообщения.

Лекцию нужно читать по форме и содержанию грамотно и легко. Лекция должна быть не однообразной, а темпераментной. Лектор должен читать так, чтобы студент был заинтересован и проникся любовью к изучаемой дисциплине.

В настоящее время практикуется следующая версия методики лекции. Его суть заключается в том, что из курса теории бухгалтерского учета выбираются основные вопросы из программы (темы), которые взаимосвязаны и дают возможность усвоить теоретическую и практическую сущность теории бухгалтерского учета. Такое изложение лекции позволяет в дальнейшем на практических занятиях самостоятельно решать конкретные практические вопросы теории, финансового и управленческого учета.

На примере темы «Учет и управление дебиторской задолженностью предприятия» рассмотрена схема презентации лекции по предлагаемой методике по разделам.

1. Сущность и виды дебиторской задолженности

2. Учет дебиторской задолженности

3. Учет расчетов с подотчетными лицами.

4. Расчеты с покупателями и покупателями.

5. Учет расчетов с разными дебиторами.

6. Учет списания дебиторской задолженности.

7. Резерв по сомнительным долгам

8. Налоговый учет списания дебиторской задолженности.

Обязательным условием понимания и запоминания лекции является краткое изложение во время лекции. Это связано с тем, что основная проблема любой лекции состоит в том, что студенты берут на себя пассивную роль восприятия информации. Обобщение позволяет понять материал, который был представлен в то время, когда студенты не были настроены на его восприятие, или проверить возможные ошибки в понимании, связанные с ложным отношением. Также такое резюме помогает совершить переход от одной темы к другой.

Список используемой литературы:

1. Ефимов О.Н. Методологические основы и методика преподавания экономических дисциплин в вузе с использованием гносеологического потенциала нормативных документов: учебно-методическое пособие. -Саратов: Вузовское образование, 2014. - 86 с.

2. Зайцева Г.В. Методические основы освоения дисциплин, включающих направление «Бухгалтерский учет»: методические рекомендации. - Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2015. - 35 с.

3. Потапова Е.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций. - Москва: Проспект, 2019. - 125 с.

4. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики: учебное пособие / Н.С. Узунова, Н.Г. Попович. -Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 202 с.

5. Филипповская Т.В. Методика преподавания экономических дисциплин. Ч.1: Виды и формы организации учебной деятельности в вузе: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.