РАЗДЕЛ 6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 303.732.4
В.Н. Иванов
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омск
О.М. Куликова Омская гуманитарная академия
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В статье рассмотрены вопросы комплексного применения методов информационного менеджмента в анализе внешней и внутренней среды предприятия. Приведен алгоритм анализа сред предприятия с использованием комплексного метода, разработанного с использованием теории хаоса, рефлексивного управления и когнитивной графики. Данный алгоритм адаптирован для экономических симуляторов, используемых для поддержки принятия оптимальных управленческих решений руководителями промышленных предприятий.
Ключевые слова: оптимальные управленческие решения, анализ внешней и внутренней среды предприятия, стратегическое управление, экономические симуляторы.
В настоящее время руководителям предприятий требуется принимать оптимальные управленческие решения в условиях увеличивающейся неопределенности, вызванной не только отсутствием информации, но и ее многообразием, сложностью восприятия из-за больших объемов и динамичности, различной весомости элементов. Это обусловлено, с одной стороны, меняющимися макроэкономическим климатом в России и за рубежом и условиями для интенсивного развития промышленности, с другой - развитием рыночных отношений и ростом конкуренции во внешней среде и способствует росту уровня неопределенности внешней среды предприятия. В подобных условиях достаточно сложно предсказывать тенденции развития внешней среды и возникает необходимость управления предприятиями по слабым сигналам [1]. Внутренняя среда предприятия также изменчива и многообразна. Нужна разработка методики анализа внешней и внутренней среды предприятия, позволяющей снижать уровень неопределенности и с достаточной точностью улавливать слабые сигналы при принятии управленческих решений. Для решения данной задачи возможно использование комплекса методов, сочетающих в себе методы рефлексивного анализа, теории хаоса, Data Mining, иных методов информационного менеджмента.
Цель исследования - разработать методику анализа внешней и внутренней среды предприятия для принятия оптимальных управленческих решений.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия проводится по следующим этапам (рис. 1):
1. Анализ факторов внешней макросреды и микросреды с выделением из них значимых факторов.
2. Анализ внешней микросреды.
3. Анализ внутренней среды.
4. Формирование системы сбалансированных показателей эффективности деятельности.
Рис. 1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Начало анализа факторов макросреды исследуемого предприятия целесообразно проводить с применением методов Data Mining и теории хаоса. Использование данных методов позволяет выделить существующие закономерности, динамику процессов, влияющих на деятельность предприятия, выявить, например, циклы и предсказать кризисы. Рассмотрим пример анализа макросреды предприятия лишь по одному показателю. Так, на рис. 2 приведен фазовый сплайн-портрет изменения доли выпускаемой инновационной продукции в Российской Федерации по кварталам с 2008 по 2013 г. [2]. Данный динамический ряд характеризуется высоким уровнем колеблемости: рост сменяется снижением показателя. Исследуемый временной ряд двуцикличен, причем один тип циклов является вложенным в другой. Положительные (повышательные) фазы каждого цикла сменяются отрицательными (понижательными) фазами. Наблюдаются два периода вложенных циклов. В настоящее время ожидается, что доля выпускаемой инновационной продукции в РФ находится в минимальной фазе обоих циклов.
Рис. 2. Фазовый сплайн-портрет изменения доли выпускаемой инновационной продукции в Российской Федерации
Анализ микросреды исследуемого предприятия может проводиться с применением рефлексивного анализа и агентного моделирования. С помощью данных инструментов описывается взаимодействие исследуемого предприятия и стейкхолдеров, а также стейкхолде-ров между собой. Результатами данного анализа становятся алгоритмы рефлексивного функционирования в системе взаимодействия игроков рынка на основании информационного подхода. Использование данных методов позволяет скорректировать цели деятельности предприятия и пути их достижения с учетом возможных действий стейкхолдеров, например конкурентов.
Для анализа внутренней среды предприятия используются методы Data Mining и рефлексивные модели. Например, для исследования коллективной деятельности персонала используются агентные модели, описывающие процесс взаимодействия сотрудников. Для анализа экономической и производственно-технических сред могут быть использованы фазовые сплайн-портреты взаимодействия факторов, показывающие циклы развития исследуемых сред.
Хороший результат может дать ресурсный метод оценки системы [3]. Применение ресурсного подхода к оценке конкурентоспособности ограничивается обычно рассмотрением наличия самих ресурсов. Такой подход не лишен недостатков. Важно учесть также взаимодействие между ресурсами, или коммуникационные компоненты системы. Степень влияния
ресурсов и образуемых ими интерфейсов на интегральную систему оценки конкурентоспособности не одинакова для различных случаев, и это необходимо учитывать.
Первоначально формализуется влияние технологической среды и процессов, персонала, бюджета и т.д. через ресурсы, их отражающие. Затем строится ресурсная матрица, в которой диагональные элементы отражают ресурсы, а недиагональные - интерфейсы между этими элементами, связи между ними и их влияние друг на друга.
Каждый компонент ресурсной матрицы может характеризоваться своей величиной и размерностью. Поэтому по каждому из компонентов вводится коэффициент использования его потенциала, который определяется отношением фактического значения потенциала компонента матрицы к максимально возможному значению его потенциала и является безразмерным. Затем первоначальная матрица заменяется на матрицу произведений коэффициентов использования потенциала элементов на коэффициент весомости этих элементов. При этом сумма всех коэффициентов весомости элементов равна единице. При этом можно использовать как экспертные, так и безэкспертные методы установления весомости.
Рассматривая значение нормы этой матрицы для некоторых реальных показателей, получим в пределах от 0 до 1 значение ресурсной оценки раскрытия потенциала системы организации.
Результатом анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия становится разработка системы сбалансированных показателей эффективности его деятельности. Эти показатели появляются из декомпозиции целей по внешним и внутренним связям анализируемой системы и служат основой для разработки стратегии предприятия и принятия оптимальных управленческих решений.
Система сбалансированных показателей и наблюдаемых показателей внешней среды корректируется в ходе циклов исследования. Анализ внешней и внутренней среды проводится до тех пор, пока не будет сформирована оптимальная система сбалансированных показателей.
Остается рассмотреть экономические аспекты развития показателей. Наращивание потенциала каждого из них требует вливания различных объемов сил и средств предприятия, что должно найти отражение в очередности предпринимаемых действий и актуализации по времени этапов развития. Первыми должны, в общем случае, реализовываться проекты, которые при минимальных вливаниях дают быструю и максимальную отдачу.
Разработанная авторами статьи методика анализа внешней и внутренней среды предприятия состоит из ряда взаимосвязанных циклических этапов, позволяющих прогнозировать тенденции развития сред предприятия. Данная методика отличается от традиционных способностью корректировать показатели в ходе выполнения циклов анализа и с достаточной точностью улавливать слабые сигналы, по которым может быть построена стратегия и приняты оптимальные управленческие решения. Алгоритм методики адаптирован для экономических симуляторов, используемых для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности.
Методика может быть использована руководителями для анализа внешней и внутренней среды предприятий, в том числе и промышленных, и разработки оптимальных управленческих решений с целью увеличения экономической эффективности предприятия.
Использование разработанной методики анализа внешней и внутренней среды предприятия позволит повысить экономическую эффективность его деятельности, надежность реализации принимаемых решений, снизить уровень неопределенности в рассматриваемых системах. Предлагаемая методика может быть внедрена в управленческую деятельность, в том числе программно, практически в любой организации, где высока мотивация к положительным изменениям уровня конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Ансофф, И. Основы стратегического управления / И. Ансофф. - М. : ДРОФА, 2009. - 358 с.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/# (дата обращения 9.04.2012).
3. Ivanov, V.N. Technique of management of development of competitive advantages in the process of training of applied specialist / V.N. Ivanov, I.V. Ivanova // European Journal of Natural History - 2008. - P. 123-126.
© Иванов В.Н., Куликова О.М., 2013
Авторы статьи:
Виталий Николаевич Иванов, доктор технических наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия;
Оксана Михайловна Куликова, кандидат технических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Рецензент - Н.Ф. Хилько, доктор технических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.