Г.М. Друбецкая,
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую разнонаправлено. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуро-ченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений. Не столь очевиден региональный аспект при покупке ценных бумаг. Тем не менее, каждый эмитент также расположен в определенном регионе и действует в условиях, во многом обусловленных окружающей региональной средой.
Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее пра-вильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Основой такого выбора является оценка инвестиционной привлекательности регионов, отрасли, предприятия.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. В зависимости от временного горизонта могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность.
К настоящему времени нет единой общепринятой системы оценки инвестиционной привлекательности региона. Соответственно результаты оценок бывают весьма различны.
Россия является федеративным государством, состоящим из 89 отно-сительно самостоятельных субъектов: областей, регионов, краев и автономных округов. Так как Россия - страна настолько резких социальных и политических контрастов, неравномерной экономической обстановки на всей территории, ей присущ принцип развития под названием "регионализм". Его главная содержательная суть заключается в подходе к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с позиций интересов регионов как самостоятельных экономических субъектов страны.
Появление в России вместо одного и единственного инвестора - госу-дарства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенции--альных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной прив-лекательности регионов России. Но так как регион, или точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3-5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.
Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследова-ниях является метод ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.
Степень успеха политики, направленной на формирование социально ориентированной экономики регионального типа, во многом зависит от уровней социально-экономического развития самих регионов. В этой связи, важное значение приобретают методы статистического анализа, позволяющие комплексно оценить развитие и потенциал того или иного региона страны.
Зарубежный опыт оценки инвестиционной привлекательности.
Теория и практика изучения социально-экономических особенностей регионов России и сравнительный анализ уровней их развития имеют весьма давнюю историю. История оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами с середины 60-х годов. Еще в эпоху СССР, когда основной парадигмой экономической модели являлось планирование, подобный анализ производился органами власти с целью учета региональных особенностей при определении показателей эффективности капитальных вложений. В "перестроечный" период такие расчеты с целью определения инвестиционной привлекательности региона велись уже на базе зарубежных методик. Использовались, например, индексы Доу-Джонса и индексы БЕРИ, методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна-Уотера, Котле-
■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ра-Хейзлера. Свою оценку давали такие авторитетные экономические журналы, как The Economist, Fortune, Euromoney и другие.
Одной из первых в этом направлении являлось исследование Гарвардской школы бизнеса. Данная оценка используется примерно 30 лет и традиционно ориентировалась на оценку рисков, которым подвергался инвестор в той или иной стране (как прямой, так и портфельный). В основу сопоставления была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны:
• Законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов;
• Возможность вывоза капитала;
Состояние национальной валюты;
• Политическая ситуация в стране;
• Уровень инфляции;
Возможность использования национального капитала.
Этот круг показателей был недостаточно детален для адекватного отражения всего комплекса условий, обычно принимаемых во внимание инвесторами. Поэтому дальнейшее развитие методического аппарата сравни-тельной оценки инвестиционной привлекательности стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей. Наиболее часто использовались следующие параметры и показатели: тип экономической системы, макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики и др.), обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, условия развития внешней торговли, участие государства в экономике.
Появление достаточно представительной категории стран с переходной экономикой и специфическими условиями инвестирования в конце 80-х годов потребовало разработки особых методических подходов. Применительно к этим странам в начале 90-х годов рядом экспертных групп (консультационная фирма "Плэн Экон", журналы "Форчун" и "Малтинэшнл Бизнес" и др.) независимо друг от друга были разработаны упрощенные методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности. Они учитывали не только условия, но и результаты инвестирования, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, "демократические традиции", состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.
В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира: Euromoney, Fortune, The Economist.
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:
• Эффективность экономики;
• Уровень политического риска;
• Состояние задолженности;
• Неспособность к обслуживанию долга;
• Кредитоспособность;
Доступность банковского кредитования;
• Доступность краткосрочного финансирования;
Доступность долгосрочного ссудного капитала;
• Вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются авторами в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.
При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства "большой шестерки": Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др.
В качестве примера приведем категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poor
's:
Инвестиционные рейтинги:
ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;
ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономи-ческой ситуации на момент погашения.
Спекулятивные рейтинги:
■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;
В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.
Аутсайдерские рейтинги:
ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;
С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;
D - долги просрочены.
Рейтинговая служба EA-Ratings, учрежденная Фондом "Институт экономики города", — первое и ведущее частное рейтинговое агентство, созданное с целью предоставления независимой профессиональной и объективной оценки кредитного риска, а также информации о кредитных рейтингах в России и странах СНГ. В августе 1998 г. Рейтинговая служба EA -Ratings с целью координации аналитической и деловой активности заключила соглашение о стратегическом партнерстве с международным рейтинговым агентством Standard & Poor's.
Российский внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств, присваиваемый EA-Ratings, выражает текущее мнение EA-Ratings о кредитном риске по конкретным долговым обязательствам (облигациям, кредитам банков, займам, другим финансовым инструментам) в историческом контексте и в долгосрочной перспективе. Внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств заемщика присваивается на основе текущей оценки способности и намерения заемщика выплатить сумму основного долга и процентов по его конкретным долговым обязательствам. Под российскими заемщиками понимаются все эмитенты долговых обязательств, заемщики, гаранты и поручители, страховые компании, расположенные на территории Российской Федерации или действующие на российских финансовых рынках.
Внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств EA-Ratings не является рекомендацией относительно того, продавать или покупать конкретное долговое обязательство, а также не является мнением о рыночной цене долгового обязательства и об инвестиционной привлекательности долгового обязательства для конкретного инвестора. Внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств основаны на текущей информации, предоставляемой самими заемщиками, а также полученной из других источников, которые EA-Ratings считает достаточно надежными. EA-Ratings не проводит аудиторских проверок в процессе присвоения внутреннего кредитного рейтинга долговых обязательств. EA-Ratings регулярно обновляет внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств. По результатам пересмотра рейтинг может подтвер-
ждаться или изменяться. В случае, если необходимая для пересмотра информация заемщиком не предоставлена, ЕА-Яай^з может отозвать свой внутренний кредитный рейтинг. При обнаружении несоответствий в предоставляемых данных рейтинг может быть снижен.
В процессе присвоения российских внутренних кредитных рейтингов долговым обязательствам EA-Ratings учитывает:
• относительную вероятность платежа - внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств отражает способность и намерение заемщика своевременно и полностью расплатиться по данным долговым обязательствам в соответствии с их условиями, учитывая контекст российского финансового рынка;
природу долгового обязательства, в частности его обеспечение, поручительства, защиту прав держателя долгового обязательства и относительный статус долгового обязательства по отношению к другим классам и выпускам долговых обязательств данного заемщика в случае его банкротства, реорганизации, ликвидации и в других сходных ситуациях.
Долгосрочные российские внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств применяются для долговых обязательств с исходным сроком погашения один год и более. Менее рискованные долговые обязательства
555 Рейтинг долгового обязательства "555" означает исключительно высокую способность заемщика своевременно и полностью выполнить данное долговое обязательство (проценты и основную сумму долга) в условиях российского финансового рынка. Это самый высокий рейтинг кредитоспособности по российской внутренней шкале ЕА-Яай^Б.
55 Рейтинг долгового обязательства "55" свидетельствует об очень высокой способности заемщика выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство и незначительно отличается от обязательств с наивысшей оценкой.
5 Рейтинг долгового обязательства "5" отражает высокую способность заемщика выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство, хотя данное долговое обязательство более подвержено воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с рейтингами "555" и "55".
444 Рейтинг долгового обязательства "444" отражает достаточную способность заемщика своевременно и полностью выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство. Данное долговое обязательство имеет повышенную чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с более высокими рейтингами.
■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Более рискованные долговые обязательства
44 Рейтинг долгового обязательства "44" отражает ситуацию, в которой у заемщика могут возникнуть затруднения со своевременным и полным выполнением в условиях российского финансового рынка данного дол-гового обязательства в случае неблагоприятных перемен в коммер-ческих, финансовых и экономических условиях, хотя в ближайшее вре-мя вероятность невыполнения данного долгового обязательства низка.
4 Рейтинг долгового обязательства "4" означает большую, чем у категории "44" вероятность дефолта по данному обязательству, хотя в данное время заемщик обладает способностью его выполнить в условиях российского финансового рынка. Данное долговое обязательство более подвержено неблагоприятным переменам в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с более высокими рейтингами, что может ослабить способность и намерение заемщика своевременно и полностью выплачивать проценты и основную сумму долга по данному обязательству.
333 Рейтинг долгового обязательства "333" означает, что на данный момент в условиях российского финансового рынка существует потенциальная возможность дефолта по данному обязательству. Своевременная оплата долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.
33 Рейтинг долгового обязательства "33" в условиях российского финансового рынка означает высокую вероятность невыполнения заемщиком данного долгового обязательства.
3 Рейтинг долгового обязательства "3" в условиях российского финансового рынка присваивается, когда в ближайшее время ожидается невыполнение заемщиком данного обязательства (в частности в случае возбуждения дела о банкротстве, запрета на осуществление основной деятельности, ожидаемой ликвидации заемщика, вынесения судебного решения о наложении взыскания на имущество или в ином аналогичном случае), если выплаты по данному долговому обязательству на текущий момент не прекращены.
2 Присвоение долговому обязательству данного рейтинга означает, что выплата данных долговых обязательств заемщиком прервана без достижения согласия о реструктуризации задолженности до наступления срока платежа.
Рейтинги долгового обязательства "44", "4", "333", "33" или "3" отражают повышенный
риск, который обусловлен худшими по сравнению с менее риско-ванными долговыми обязательствами финансовыми возможностями заемщика выполнить данные обязательства. Рейтинг
"44" присваивается обязательствам с наименьшим риском в данной группе, а рейтинг "3" - с наивысшим.
(-) или (+) используются с рейтингами от "55" по "333" для обозначения промежуточных категорий кредитного рейтинга по отношению к основным категориям.
"Рейтинг отозван" - рейтинг может быть отозван, если заемщик не предоставляет необходимой информации для обновления рейтинга своих долговых обязательств или по другим
Краткосрочные кредитные рейтинги долговых обязательств применяются для долговых
обязательств с исходным сроком погашения менее одного года.
ги-8 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "гц-8" является самым высоким, присваиваемым по российской внутренней шкале ЕА-Яай^в. Способность заемщика в условиях российского финансового рынка своевременно и полностью выполнить данное краткосрочное долговое обязательство исключительно высока.
ги-7 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-7" означает высокую способность заемщика в условиях российского финансового рынка расплатиться по данному долговому обязательству.
ги-6 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-6" означает высокую способность заемщика в условиях российского финан-сового рынка выполнить данное долговое обязательство, хотя данное обязательство в большей мере подвержено действию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях по сравнению с долговыми обязательствами с более высокими рейтингами.
ги-5 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-5" означает, что у заемщика в условиях российского финансового рынка могут возникнуть затруднения с выполнением данного долгового обязательства в случае неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, хотя в ближайшее время вероятность невыполнения данного долгового обязательства низка.
ги-4 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-4" означает большую, чем у категории "ги-5", вероятность его невыполнения в условиях российского финансового рынка, хотя в данное время заемщик обладает способностью оплатить долговые обязательства.
ги-3 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-3" присваивается, когда в ближайшее время в условиях российского финан-сового рынка ожидается невыполнение заемщиком данного обязательства.
причинам.
■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ru-2 Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ru-2" означает, что выплата данного долгового обязательства заемщиком прервана без достижения согласия о реструктуризации задолженности до наступления срока платежа.
Одно из наиболее интересных комплексных исследований является Методика Банка Австрии, которая, по сути, представляет собой первую попытку выявления и систематизации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона. Экономическим департаментом Банка Австрии был подготовлен аналитический материал «Regional Risk Rating in Russia», где оценивался риск вложения капитала в различные регионы с учетом политической, экономической и социальной ситуации в них, итогом которого является составление рейтинга регионов.
Рейтинг каждого региона определяется по 11 позициям. По каждой рассматривались конкретные показатели. Каждый учитываемый показатель оценивался для региона в баллах. Для определения общего по позиции рейтинга каждому показателю задавался свой вес в общей оценке. После чего выводился общий балл региона по каждой позиции и его место среди всех регионов. Рейтинги определялись по следующим 11 позициям:
Политический рейтинг;
Экономический рейтинг;
Финансовый и банковский рейтинг;
Приватизационный рейтинг;
Состояние рынка труда;
Развитие транспорта, связи и коммуникаций;
Демографический рейтинг;
Общий социальный рейтинг;
Этнополитический рейтинг;
Поведение населения;
Экологический рейтинг.
С учетом баллов по всем 11 позициям выводится интегрированная оценка в баллах для каждого региона.
Российский опыт оценки уровня инвестиционной привлекательности региона.
За последнее десятилетие в нашей стране появилось множество новых отечественных методик оценки социально-экономического развития регионов, учитывающих, прежде всего, главный практический аспект таких исследований - межрегиональный сравнительный анализ инвестиционной привлекательности. В числе подобных статистических разработок можно вы-
делить следующие: методика мониторинга социально-экономического климата российских регионов аналитиков журнала "Коммерсантъ''; обзоры инвестиционной привлекательности экономических районов России агентства "Юниверс", основанные на выведении результирующего показателя регионального предпринимательского риска; "Методика оценки инвестиционного климата регионов России" Института экономики РАН; "Рейтинг инвестиционной привлекательности России", ежегодно выполняемый "РА-Эксперт"; "Методика расчетов индексов инвестиционной привлекательности регионов" - результат совместного исследования Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Университета Бирмингема (Великобритания) и ряд других.
Одной из самых популярных и широко используемых в России является методика составления инвестиционного рейтинга российских регионов рейтингового агентства «Эксперт».
Для этого с учетом международного опыта разработана в значительной степени оригинальная методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов. В отличие от всех предыдущих региональных исследований такого рода оценка инвестиционного климата проводилась отдельно для каждого из 89 субъектов федерации. Впервые проведен и анализ общедоступных региональных законодательных актов.
На первом этапе из всех статистических показателей, относя-щихся к тому или иному виду риска и потенциала с помощью корреляционного анализа были выделены наиболее индикативные показатели. Затем методом факторного анализа был определен вклад каждого индикативного показателя в величину соответствующего потенциала или риска. На последнем этапе работы с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся к различным типам законодательного климата, были объединены в группы по характеру инвестиционного климата. Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо ранга характеризуется количественной оценкой, показывающей, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и насколько велик риск инвестирования. В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала было использовано более 100 исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, МВД РФ, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы», базы данных рейтингового агентства «Эксперт РА». Информация по распространению сотовой
связи и уровню проникновения Интернета в регионах была предоставлена компанией Consulting. Результаты федеральных и региональных выборов были взяты с интернет-сайта Центризбиркома РФ и избирательных комиссий субъектов федерации. Кроме того, при составлении рейтинга была использована информация по законодательству, стратегиям и программам развития, предоставленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная по собственной инициативе администрациями отдельных субъектов федерации. Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенцаил или интегральный риск была получена в результате анкетирования, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий по специально разработанной анкете. В 2004 году в составе экспертов были достаточно широко представлены руководители и специалисты немецких фирм и компаний, работающих в России - членов Делегации немецкой экономики в России. В качестве экспертов привлекались также руководители инвестиционных департаментов отдельных субъектов федерации.
Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение рейтинга (места региона) по семи видам (составляющим) потенциала:
• ресурсно-сырьевому (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
• производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
• потребительскому (совокупная покупательная способность населения региона);
• инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
• интеллектуальному (образовательный уровень населения);
• институциональному (степень развития ведущих институтов рыночной экономи-
ки);
в регионе).
инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса
• Финансового (общая сумма налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона).
Аналогичным образом было рассчитано значение интегрального рейтинга каждого региона по уровню инвестиционных рисков, включающему следующие виды риска:
• экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
• политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
• социальный (уровень социальной напряженности);
• экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);
• криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
• финансовый (напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов);
• законодательный (совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории, местные налоги, льготы, ограничения).
Первый ранг по потенциалу получал регион, имеющий наибольший потенциал, а по риску - имеющий наименьший риск. В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов были равны, всей группе присваивалось среднее значение рейтинга. При отсутствии какого-либо признака всем таким регионам присваивался либо 89-й (по потенциалу), либо 1 -й (по риску) ранг.
Характеристика законодательных условий инвестирования была полу-чена на основе ранжирования всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные (субъектов федерации). С другой стороны, как федеральное, так и региональное законодательство делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации.
Методика Московского государственного университета основана на применении факторного подхода, то есть выявлении набора факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона. При таком подходе сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по анализируемым факторам:
где Q - суммарная взвешенная оценка предпринимательского (инвестиционного) климата региона;
хj - средняя балльная оценка j-го фактора для региона;
Рj - вес j-го фактора;
п - число факторов, которые сведены в следующие 10 групп:
Экономика, Статистика и Информатика И 57 №3, 2005_
природно-ресурсный потенциал демографическая ситуация; экономический потенциал; уровень экономического развития; экономическая активность; уровень жизни населения; состояние региональных финансов; ход экономических реформ; политическая ориентация электората;
• устойчивость и влиятельность региональных структур.
После расчета интегральных индексов получают ранжированный ряд регионов с точки зрения уровня их социально-экономического развития.
К достоинствам данной методики можно отнести следующее:
• четкая систематизация факторов, определяющих уровень социально-экономического развития;
ранжирование регионов осуществляется на основе сравнения конкретных числовых значений, наглядно отражающих различия между регионами;
возможность составлять собственные рейтинги, основываясь на собственных представлениях эксперта о значимости тех или иных факторов и придавая им определенные веса.
Недостатками данной методики являются условный характер оценки предпринимательского климата регионов, игнорирование нормативно-правовой базы в области инвестирования и предпринимательства; большая доля субъективизма при расчете интегральных индексов, а также отсутствие увязки предпринимательского климата и успешности (результативности) деятельности экономических агентов