рым суд вынес решения в пользу налогоплательщиков, суммы, предъявленные арбитражным судом значительно уменьшились. То есть некачественно были проведены проверки (оформлены акты по результатам проверок), по результатам которых имеются значительные суммы доначислений. При отсутствии факта снижения качества проверок инспекцией можно было бы сделать вывод об увеличении эффективности работы в базовом периоде по сравнению с предыдущем. Однако, при наличии данных, свидетельствующих о снижении качества проверок, нельзя говорить об увеличении эффективности налогового контроля.
Таким образом, предложенные показатель арбитражности и коэффициент проверяемости характеризуют качество проверок и могут являться основой оценки эффективности налогового контроля, так как при обращении налогоплательщика в суд для рассмотрения дела привлекается отраслевой специалист, что влечет увеличение нагрузки на других специалистов, а это, в свою очередь, приводит к снижению качества проверок и, как следствие, -снижению поступлений в бюджет.
В целях обеспечения своевременного и полного поступления денежных средств в бюджет необходимо разработать программу мер для повышения качества проверок, итогом выполнения которой будет являться снижение удельного веса некачественных проверок в общем числе результативных проверок, а вместе с этим увеличение коэффициента арбитражности и максимальное приближение значения данного коэффициента к единице.
Для повышения значения данного показателя необходимо разработать методологические подходы оценки возражений и несогласий налогоплательщиков, которые составляются по результатам налогового контроля. Методологические подходы оценки возражений и несогласий должны быть основаны на таких принципах, как законность, определенность, экономия, паритетность.
ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
А.Н. Артемова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА И РАЗВИТИЕ РЕЙТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Кредитный рейтинг представляет собой комплексную оценку способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства [4]. Предоставление денежных средств во временное пользование, инвестирование всегда связаны для кредиторов, инвесторов с определенным риском - риском потери денежных средств. Степень риска связана с кредитоспособностью заемщиков, в связи с этим актуальным становится вопрос об оценке их кредитоспособности. В качестве заемщиков могут выступать государства, регионы, муниципальные образования, предприятия.
На Западе уже давно существуют специализированные рейтинговые агентства, которые оценивают кредитоспособность потенциальных заемщиков, эмитентов ценных бумаг. Один из первых в мире кредитный рейтинг был опубликован еще в 1909 г. американским экономистом Дж. Муди. Это была оценка риска вложений в популярные тогда облигации железных дорог. Впоследствии автор кредитного рейтинга стал основателем компании Moody’s Investors Service [1]. Позднее стали появляться другие рейтинговые агентства. Рейтинги крупнейших агентств признаются во всем мире, а эмитентам, получившим такие рейтинги, открыт доступ к мировым финансовым рынкам.
В России практика присвоения кредитных рейтингов имеет небольшую историю, рынок рейтинговых услуг только начинает складываться. В России уже созданы и функционируют несколько национальных агентств. Так, на сегодняшний день более двадцати структур позиционируют свои услуги как рейтинговые, из них лишь восемь именуют себя рейтинговыми агентствами. Наряду с этим всемирно известные международные рейтинговые агент-
ства, действующие во многих странах мира, присутствуют в России и оказывают рейтинговые услуги отечественным эмитентам.
Кредитный рейтинг - это комплексная оценка кредитоспособности эмитента. Она обладает универсальностью, связанной с тем, что на основе кредитного рейтинга можно сравнивать различных эмитентов между собой. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитентам (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству.
Кредитный рейтинг имеет целый ряд преимуществ для заемщиков, инвесторов, кредиторов и финансовых посредников.
Наличие кредитного рейтинга дает заемщику следующие преимущества.
1. Расширение доступа к заемным средствам. Кредитный рейтинг представляет собой независимое, обоснованное и компетентное мнение, что повышает степень доверия к данному эмитенту и облегчает получение денежных средств.
2. Более привлекательные условия привлечения заемных средств. Кредитный рейтинг представляет собой независимую и надежную оценку кредитоспособности заемщика, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Это может повлечь за собой снижение издержек по привлечению заемных средств.
3. Возможность прогнозирования стоимости заимствований в будущем, что дает заемщику возможность планировать стоимость привлекаемых ресурсов.
Кредитный рейтинг позволяет кредиторам и инвесторам.
1. Оценить кредитный риск. Кредитные рейтинги могут использоваться в качестве простого удобного инструмента определения кредитного риска и сопоставления его с собственной инвестиционной стратегией инвестора.
2. Оценить премию за риск. Кредитный рейтинг является индикатором, позволяющим определить требуемый уровень дохода инвестора, который необходим для компенсации того или иного фактора риска.
3. Осуществлять мониторинг инвестиционного портфеля. Для управления финансовыми средствами кредитные рейтинги являются прекрасным инструментом системы мониторинга. Изменения кредитных рейтингов могут означать необходимость соответствующей коррекции инвестиционного портфеля.
Наличие у эмитента кредитного рейтинга дает следующие преимущества финансовым посредникам:
1. Облегчение процесса ценообразования и андеррайтинга. Инвестиционные банки и другие финансовые посредники, действующие на рынке облигаций, могут использовать кредитный рейтинг при планировании и размещении эмиссий облигаций.
2. Мониторинг кредитоспособности делового партнера. Кредитный рейтинг может использоваться финансовыми посредниками в качестве инструмента для мониторинга собственных активов на предмет кредитного риска.
Существуют различия в применении кредитных рейтингов в развитых странах (сильная, конвертируемая валюта) и развивающихся странах (слабая, частично конвертируемая валюта). В странах с «проблемной» валютой, к которым пока относится и Россия, обычно различают рейтинги по заимствованиям в местной и иностранной валютах. Эти рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной. При этом рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте.
Кредитные рейтинги различаются также по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный рейтинг оценивает способность заемщика своевременно исполнять свои финансовые обязательства на срок не менее одного года. Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременно-
го погашения обязательств, считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Как правило, краткосрочный рейтинг присваивается на срок не более одного года.
Эти два вида рейтинга связывает дополнительная рейтинговая характеристика - прогноз рейтинга, иногда выделяемая в отдельный прогнозный рейтинг. Он показывает возможное направление изменения рейтинга в ближайшие два - три года. В этом контексте различают следующие прогнозные рейтинги.
«позитивный» - рейтинг может повыситься;
«негативный» - рейтинг может понизиться;
«стабильный» - изменение маловероятно;
«развивающийся» - возможно повышение или понижение рейтинга.
Необходимость рейтинговых оценок российских эмитентов сегодня очевидна, спрос на эти услуги растет. Рейтинговые агентства вырабатывают свою методологию и организацию определения и присвоения кредитных рейтингов. В основе этих процессов лежит определение принципов и критериев оценки кредитоспособности эмитентов. Рейтинговые агентства, в том числе российские, оказывают рейтинговые услуги в соответствии со следующими принципами.
Независимость. Кредитный рейтинг представляет собой независимое мнение рейтинговой компании по поводу кредитоспособности эмитента.
Публичность аналитических критериев. Инвесторы имеют полное представление об аналитических подходах рейтингового агентства к оценке рисков. Все критерии доступны на различных языках, включая русский, и размещены на сайтах рейтинговых агентств.
Коллегиальность. Процедура принятия решения исключает возможность манипуляции мнением аналитиков, ответственных за анализ того или иного эмитента.
Конфиденциальность информации. Эмитенту гарантируется неразглашение переданной аналитикам агентства конфиденциальной информации и придание огласке рейтинга только с согласия эмитента.
Использование рейтинговых шкал. Шкала позволяет сравнивать эмитентов разной экономической природы (корпорации, регионы, муниципалитеты, банки, страховые компании и другие) по величине кредитного риска.
Постоянные исследования вероятности дефолта: проводятся на основе широкой статистической выборки по всем рейтинговым категориям для контроля качества рейтингового мнения и (если необходимо) корректировки методологии.
Вопросы методологии и организации кредитных рейтингов российские агентства разрабатывают на основе международного опыта. Кредитные рейтинги впервые появились в США. Крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми службами и агентствами, специализирующимися на присвоении кредитных рейтингов, являются Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s, Fitch-IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и действуют не только по единым стандартам для всех стран, но имеют примерно одинаковые методики оценки кредитоспособности и шкалы кредитных рейтингов [3].
При оценке кредитного рейтинга эти агентства используют специальные рейтинговые шкалы (табл. 1).
Международные рейтинговые агентства могут присваивать рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальной шкале, созданной и скорректированной специально для какой-либо страны. Например, рейтинговым агентством Standard & Poor’s разработана российская шкала для определения кредитного рейтинга1.
1 Также Standard & Poor's использует национальные шкалы в Швеции, Франции, Канаде, Австралии, Мексике, Аргентине, Бразилии, на Тайване, в России (с декабря 2001 г.).
Шкала определения кредитного рейтинга
Класс рейтинга Moody’s Investors Service Standard & Poor’s Fitch 1ВСА, Ltd. Пояснение рейтинга (степень надежности)
Инвестицион- Ааа ААА ААА Высшая степень надежности
ный Аа1 АА + АА + Очень высокая степень надежности
Аа2 АА АА
Аа3 АА- АА-
А1 А + А + Степень надежности выше среднего
А2 А А
А3 А- А-
Ваа1 ВВВ + ВВВ + Средняя степень надежности
Ваа2 ВВВ ВВВ
Ваа3 ВВВ- ВВВ-
Спекулятивный Ва1 ВВ + ВВ + Уровень риска спекулятивный
Ва2 ВВ ВВ
Ва3 ВВ- ВВ-
В1 В + В +
В2 В В
В3 В- В-
Саа1 ССС ССС Очень высокая вероятность невыпо-
Са СС СС нения обязательств
С С С
DDD D Невозможность выполнения обяза-
DD тельств
D
Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's создана для удовлетворения потребностей заемщиков, гарантов и поручителей, деловых партнеров, финансовых посредников и инвесторов, действующих на российском финансовом рынке. На основе национальной шкалы кредитного рейтинга могут быть присвоены кредитный рейтинг заемщика и кредитный рейтинг долговых обязательств. Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's использует традиционные символы с префиксом «ru» для обозначения «Россия» и указания на предназначение шкалы исключительно для российского финансового рынка. Критерии определения рейтинга по национальной шкале схожи с критериями определения рейтинга по международной шкале.
Вследствие использования единых для всех стран стандартов, рейтинги, присвоенные международными службами, имеют ряд существенных недостатков. Прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, не всегда учитывают национальную, региональную и, тем более, муниципальную специфику.
Более глубоко понимают специфику рынка национальные агентства, что позволяет им делать более объективные оценки. Национальные рейтинговые агентства заинтересованы в развитии национального рынка долговых обязательств для расширения собственного бизнеса, и это является важнейшей гарантией качества и объективности их оценок. Кроме того, национальные рейтинговые агентства уделяют особое внимание сопровождению рейтинга после его присвоения, что менее распространено в практике международных агентств. Также национальные агентства помимо рейтингов предлагают широкий спектр информационно-аналитических услуг, то есть следуют цели создания эффективной инфраструктуры рынка долговых обязательств, а не цели продажи отдельного продукта. Международные агентства не могут позволить себе этого в такой степени, уделяя больше внимания международным рынкам.
Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стали сознательно поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая, что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. Если в 80-е годы в различных странах действовало не более 30 национальных рейтинговых агентств, то в 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира.
Среди наиболее известных национальных рейтинговых агентств в России можно назвать следующие: независимое Рейтинговое агентство «Эксперт РА», информационные агентства «AK&M» и «Интерфакс». Специализированное рейтинговое агентство «EA-Ratings» в 2002 году потеряло свою самостоятельность, сменив статус российского партнера компании Standard & Poor’s на статус регионального подразделения этой международной компании [2].
В отличие от международных, национальные агентства полностью зависят от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей рейтинга. Таким образом, для национальных агентств репутация и максимальное удовлетворение потребностей клиентов на внутреннем рынке становится основной целью. Этим и объясняются существенные отличия деятельности национальных агентств от международных.
Экономическая и финансовая глобализация, в рамках которой видится будущее развитие России, диктует свои требования к участникам мировой экономики и мировых финансовых рынков. В этом контексте присвоение кредитных рейтингов различным эмитентам становится актуальной проблемой. Кредитные рейтинги известных международных агентств, присвоенные российским эмитентам, пользуются доверием инвесторов. Набирают силу и российские рейтинговые агентства, но чтобы снова не изобретать велосипед, им необходимо использовать международной опыт.
Список литературы
1. Гордин В.А. Кредитный рейтинг и его влияние на эффективность размещения облигационных займов субъектами РФ и органами местного самоуправления // Финансы и кредит. 2001. №18. С. 13-24.
2. Марченко Г., Мачульская О. Кредитный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Новые рынки. 2002. №6.
3. Романова Е. М. Инвестиционный рейтинг России: текущее состояние и перспективы его повышения // Маркетинг. 2003. №3. С. 3-21.
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 835-838.
Т.Г. Любова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ
Инновационные финансовые механизмы должны способствовать природоохранному развитию. В последние несколько лет социально ориентированные инвестиции выступают в качестве эффективного типа финансовых программ, но многие молодые экологически ориентированные фирмы (в дальнейшем эко-фирмы) остаются недофинансированными. По всей видимости, экологические инновации только недавно привлекли внимание важнейшего финансового сектора - венчурного капитала.
В статье описывается феномен экологически ориентированного венчурного капитала (или зеленого венчурного капитала), а также дается характеристика рынка данного вида инвестиций, его механизм и процесс инвестирования. Изучение данных вопросов позволило выявить основные проблемы, возникающие перед предпринимателями, учреждающими экофирмы, а также перед венчурными капиталистами, заинтересованными в подобном финансировании. Кроме того, в статье анализируется потенциал зеленого венчурного капитала.